Урок игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя... 1 97.25kb.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого... 1 101.25kb.
I. Выбери один вариант ответа: в каком веке происходят описываемые... 1 31.34kb.
Песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца... 1 97.32kb.
Михаил Юрьевич Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого... 1 194.67kb.
Сборник «Я, конечно, вернусь…» 1 37.77kb.
Литература. 5-9 классы (139) 1 49.61kb.
Художественное своеобразие и историко-философская проблематика "... 1 51.15kb.
Рассказ «Повести Белкина» 1 21.5kb.
Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме... 1 50.52kb.
Интеллектуальная игра по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана... 1 44.79kb.
У книги заболел живот 1 44.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца - страница №1/1












Литература

                                            Урок – игра



по  «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю Лермонтова

Класс -7

Учитель - Бородина Т.Н.           

       Цели урока: сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова; показать особенности использования тропов в поэме; обсудить проблему долга и чести в поэме; показать особенности поэмы и её связь с фольклором.

      Описание игры:  игра построена как телеигра «Как стать миллионером»: командам задаются вопросы и даются варианты ответов. У команд есть возможность попросить «помощь зала», при этом игроки других команд «голосуют», т.е. ведущий подсчитывает, сколько игроков на какую версию высказалось; «позвонить» другу, т.е. попросить помощи у игрока другой команды; попросить убрать два неверных ответа («50 на 50»), но это можно сделать только по одному разу. После розыгрыша вопросов предлагаются задания и темы для совместного обсуждения.

     Оборудование: наборы карточек с цифрами 1, 2, 3, 4; таблички с названиями команд.      



Ход игры

1. Вступительное слово учителя (ведущего) – тема, цель урока, описание игры, деление на

команды.

2. Игра. Вопросы командам: (см. слайды №1 – 30)

                                                           Вариант 1.

1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.

1)     XIV в.                   2)   XVI в.                 3)  XVII в.             4)    XV в.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

1) Стольники                                                                3) Сводники

2) Охранники                                                                 4) Собачники

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

1) Женить его.                                                                3) Дать надел земли.

2) Дать должность при дворе.                                      4) Отпустить сражаться с басурманами.

4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна.                                                                  3) Евгеньевна.

2) Еремеевна.                                                                  4) Елизаровна.

5. Кому перед боем не поклонился Калашников?



1) Жене.                                                                        3) Богу.

2) Царю.                                                                        4) Народу.

6. Какая вещь Алёны Дмитриевны оказалась у Кирибеевича?

1) Кольцо.                                                                     3) Серьга.



2) Фата.                                                                         4) Кулон.

7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?

1)  18.                  2)  50.                                3)  23.                               4)  38.

8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?

1) Белого.                                                                   3) Красного.

2) Чёрного.                                                                 4) Не носил рубахи.

9. Где происходят события в первой части поэмы?

1) В доме купца.                                                      3) В Коломенском.



2) В Кремле.                                                             4) В Белом доме.

10. Чего больше всего боялась Алёна Дмитриевна?

1) Царского суда.                                                       3) Людской молвы.

2) Немилости мужа.                                                    4) Лютой смерти.

                                                             Вариант 2.

1. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

1) Владимирская.                                                         3) Суздальская.



2) Киевская.                                                               4) Рязанская

2. Кто из родственников Алёны Дмитриевны был рядом с ней?

1) Отец.                                                                         3) Старший брат.

2) Младший брат.                                                         4) Сестра.

3. С кем гусляры  сравнивают царя?



1) С ястребом.                                                                3) С кречетом.

2) С соколом.                                                                  4) С вороном.

4. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

1) С яхонтом.                                                                  3) С яшмой.

2) С алмазом.                                                                  4) С жемчугом.

5. Какой особый знак принадлежал опричникам?

1) Чёрная лента.                                                              3) Знак ястреба.



2) Метла и собачья голова.                                            4) Шапка с изображением волка.

6. На какую глубину вошёл в пол наконечник царского посоха?

1) На дюйм.                                                                      3) На пол-аршина.

2) На полчетверти.                                                          4)  На 10 сантиметров.

7. Где происходят события второй части поэмы?

1) В Лефортове.                                                              3) В Замоскворечье.

2) В Коломенском.                                                          4) В Царицыно.

8. Куда уходила из дома Алёна Дмитриевна в злополучный вечер?

1) В лавку.                                                                        3) В гости.



2) В церковь.                                                                     4) На свидание.

9. Где в Москве происходили кулачные поединки?

1) На Красной площади.                                                  3) На Каменном мосту.

2) На Москве-реке.                                                           4) В Александровском саду.

10. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?

1) Кончились деньги.                                                        3) Любовь приключилась.

2) Конь захромал.                                                               4) Заболел.

                                                        Вариант 3.

1. Что сделал Калашников перед поединком?



1) Надел рукавицы.                                                           3) Надел кольчугу.

2) Снял рукавицы.                                                             4) Снял шапку.

2. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?

1) Еду.                                                                               3) Кондитерские.



2) Шелковые.                                                                    4) Контрабандные.

 

 



3. Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?

1) Уехать за границу.                                                       3) Тайно убить злодея.

2) Закрыть лавку.                                                              4) Выйти на поединок.

4. Из какой семьи родом Кирибеевич?

1) Сигизмунда.                                                                 3) Малюты Скуратова.

2) Бориса Годунова.                                                         4) Василия Шуйского.

5. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?

1) Отсутствие еды.                                                           3) Присутствие жены.

2) Присутствие гостя.                                                      4) Отсутствие жены.

6. В описании чего автор ошибся?

1) Красной площади.                                                       3)Купеческой лавки.

2) Кремлёвских стен.                                                      4) Царских палат.

7. Сколько ударов нанесли друг другу противники в бою?

1) Три.                              2) Пять.                             3) Два.                              4) Много.

8. Какой крест поставили на могиле Калашникова?



1)  Кленовый.                                                                   3) Дубовый.

2)  Осиновый.                                                                   4) Еловый.

9. Что пообещал Иван Грозный Братьям купца после его казни?

1) Казнить.

2) Лишить купеческого звания.

3) Разрешить беспошлинную торговлю.

4) Пристроить при дворе.

10. Что такое аргамак?

1) Оружие.                                                                       3) Одежда.



2) Конь.                                                                            4) Еда.

 

 



3. Второй тур.

 

Характеристика героя. Команды раскрывают образ Калашникова, Кирибеевича, царя Ивана Васильевича, используя вопросы.



                                                 

                                                                      Вариант 1



  • Какое значение имеют картины века для раскрытия характера Калашникова?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма и террора отважиться защищать свою честь перед всем народом?

  • Как Лермонтов описывает Калашникова?

  • Как ведёт себя Калашников в семье?

  • Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чём его грех?

  • Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

 

                                                             Вариант 2.



  • Как описывается в начале «Песни...» Кирибеевич? Какие образы использовали гусляры?

  • Почему гусляры, описывая внешность, сближают Калашникова и Кирибеевича, сравнивая их с героями былин? Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы?

  • Когда меняется тон гусляров  по отношению к Кирибеевичу и почему?

  • Как вы понимаете слова Белинского о конце Кирибеевича: «Ужасное торжество совести в глубокой натуре»?

  • С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?

 

                                                                 Вариант 3.



  • Вспомните характеристики Царя Ивана Грозного из истории.

  • В чём отличаются, а в чём совпадают историческая характеристика  и описания Лермонтова?

  • Предстаёт ли царь в поэме обычным человеком или чем-то недосягаемым?

  • Каково отношение царя к Калашникову и Кирибеевичу?

  • Справедливо ли поступает царь, казня купца? Почему?

  • В чём проявляется царская справедливость?

 

4. Подведение итогов, награждение победителей.

 




Ее отказ приятнее иного согласия. Василий Ключевский
ещё >>