Урок географии в 7 классе Преподаватель географии: Максимова А. А - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник по географии, использование пк для показа презентации 1 91.06kb.
Урок «Образование почв и их разнообразие» 1 89.25kb.
Урок географии в 8 классе Тема урока: Леса России. Тип урока: комбинированный 1 76.56kb.
Урока географии в 6 классе Скотынянская В. Э. Моу «сош №6», г. 1 84.89kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 02 01 География 2010 г. 1 172.18kb.
Урок географии в 10 классе Учитель географии Туаева О. М. 23. 1 92.3kb.
Урок географии 7 класс Суховеева Т. В., учитель географии цо №324... 1 90.1kb.
Рабочая программа по географии в 7 классе разработана на основе:... 5 766.75kb.
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. 1 121.92kb.
Урок по географии и литературе по теме "Казаки на майдане" 1 56.99kb.
Конспект урока географии в 9 классе представлен по естественно научному... 1 180.68kb.
В 70 лет покорил Килиманджаро Команда из 16 спортсменов Северной... 1 14.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок географии в 7 классе Преподаватель географии: Максимова А. А - страница №1/1

Природные зоны Африки

(урок географии в 7 классе)

Преподаватель географии: Максимова А.А.
Цели:


  • закрепить знания об особенностях природных зон мира, познакомить с природными зонами Африки. Рассмотреть своеобразие.

  • охарактеризовать природные зоны Африки.

  • изменение зон под воздействием деятельности человека.

 Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, настенные карты – «Природных зоны мира», «Климатическая карта Африки», слайды с опорными конспектами природных зон Африки, растительным и животным миром Африки.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок – 1 мин.

II. Проверка д/задания – 5-6 мин.

На экране слайд №1 Географический диктант.




Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Назовите

- сев. крайнюю точку материка

- южную крайнюю точку

- западную

- восточную


 

мыс Рас-Энгела

мыс Игольный

мыс Альмади

мыс Рас-Хафун


2. Укажите горы на северо-западе материка

г. Атлас

3. Назовите самую высокую точку материка, расположенную на Восточной части Африки.

 вул. Килиманджаро- сияющая гора

(Восточно-Африканское плоскогорье)



4. Какой вулкан расположен возле

Гвинейского залива на юго-западе

материка.


 

вул. Камерун

 


5. Какие горы окаймляют юг материка.

 Капские горы

6. Какой остров находится на юго-востоке от материка.

о. Мадагаскар

Подведение и оценивание работ учащихся

III. Изучение нового материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем

о природном комплексе.

- что это? (ребята дают определение)

 


 - это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся во

взаимодействии. Н-р: болото, лес, озеро, горный массив.



- какие компоненты входят в состав ПК

Солнце, вода, климат, растительность,

рельеф и горные породы, почва, животный

мир, деятельность человека.

Н-р: лес, озеро, болото.



- какой компонент природного комплекса

леса играет одну из важных ролей.



Деревья, почва.

- что произойдёт, если вырубят самые

высокие деревья? Изменится ли природный

комплекс?


При вырубке некоторых деревьев

изменится растительный, животный мир,

почва данного леса.


- значит, мы можем сделать вывод: что природный комплекс зачастую изменяется

под воздействием антропогенных факторов человека.



- Вспомните, изменяются ли природные

комплексы под воздействием

температурных условий и увлажнения.


- да, изменяются под воздействием

температуры и увлажнения. Под

воздействием солнца- тепла, дождей - влаги

изменяется природа по зонам.



2.Природные зоны мира

- как размещаются природные зоны мира.

Какую закономерность мы видим.


Природные мира размещены в зеркальном

положении от экватора (ребята вместе с

учителем перечисляют природные зоны)



Природные зоны Африки.

На экране слайд №2.

- Назовите природные зоны Африки.( влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни и полупустыни.) Используя план описания природных зон , учитель объясняет тему.

1. Слайд №7. Влажные экваториальные леса располагаются по обе стороны от экватора. Широтную зональность природной зоны нарушает Восточно – Африканское плоскогорье. К востоку от Восточно – Африканского плоскогорья на равнине вдоль линии экватора формируются ПК саванн и редколесий. Этому способствует протекающие вдоль восточных берегов Африки холодное Сомалийское течение. Тип климата – экваториальный, преобладают восходящие экваториальные воздушные массы, температура + 24ºС, А=0, осадки 2000 мл. Отсутствует сезонность климата. Основной тип почв – красно- желтые ферраллитные, содержат железо и алюминий.

Слайд №3.В влажных экваториальных лесах то тут, то там растут деревья – гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог быть крупным деревом. Они составляют верхний ярус. Между ними растут деревья по ниже – деревья второго яруса, есть еще третий, четвертый ярус. Это кустарники, папоротники, травы. В лесу царит мрак, и сырость. Все переплетая, перекидываясь с дерева на дерево, вьются лианы, то тонкие, как бечевка, то толстые, как нога бегемота. Подчас они образуют целые сети непроходимых чащ. Палящие лучи солнца не проникают в глубину такого леса. Особенностью растений экваториальных лесов является толстая кожица на листьях, предохраняющая их от палящих лучей солнца и ливневых дождей. Богат и животный мир этих лесов.

Слайд №4. Здесь обитают человекообразные обезьяны – горилла и шимпанзе. Горилла покрыта густой черной шерстью. Рост взрослой гориллы достигает 2м, она обладает огромной физической силой. Большую часть времени эта обезьяна проводит на земле, а не на деревьях. Встречаются гориллы маленькими группами от трех до шести особей, иногда из девяти, но бывает и из восемнадцати животных. В каждой группе есть старый, сильный вожак. Шимпанзе меньше гориллы. В высоту они достигают 1,5 м. Шимпанзе живут главным образом на деревьях. В экваториальных лесах обитает много и других видов обезьян.

Слайд №5. У больших рек и озер живут бегемоты. Их грузное тело длиной до 4 м держится на толстых коротких ногах, а голова с маленькими глазами сливается с туловищем. Днем бегемоты находятся в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершают набеги на поля местных жителей. Бегемоты прекрасно плавают и ныряют, а на суше легко взбираются по крутым откосам берегов рек и оврагов. Разъяренный бегемот опасен для человека и даже для сильных животных.

В лесах много муравьев, ящериц, змей; в реках и озерах водятся крокодилы. Здесь распространена муха цеце – переносчик и возбудитель очень тяжелой –сонной – болезни у человека. Много различных птиц. Здесь и крупные бананоеды, и пестрые попугаи, а там, где есть цветы, часто встречаются маленькие нектарницы. На лесных опушках раздаются пронзительные крики птиц-носорогов с огромным клювом. В лесах можно встретить медоведа – птицу немногим крупнее нашего воробья. Заметив человека, медовед хлопает крыльями и оживленно щебечет, привлекая внимание. Затем птица, перелетая с ветки на ветку, садится на дерево, в дупле которого живут дикие пчелы. Местные жители «вызывают» птицу на поиски меда. Они постукивают палкой по дереву и свистят. Через несколько секунд уже слышится чириканье приближающегося медоведа.

Слайд №6. Саванна – это тропическая степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные, реже группами, деревья и кустарники, сбрасывающие листья в сухое время года. Травянистый покров высок. Но обычно не сплошной: между дерновинами растений видна почва. Преобладают злаки метровой, а иногда и трехметровой высоты.

Слайд№8. Рассмотрим ГП саванн. Саванны расположены и к северу и к югу от экваториальных лесов, в северном полушарии доходят до 17º с.ш, а в южном – до 25º ю.ш. S саванн составляет 40 % от площади материка. Для саванн характерны два сезона: сухой и влажный, причем когда в Северной Африке сухой сезон, то в Южной – влажный и наоборот. Зима в саванне сухая, а лето влажное. В сухой период саванна окрашена в желто – бурые тона, зато в дождливый период она выглядит очень яркой, зеленой и нарядной.

- Какие воздушные массы участвуют в формировании климата? ( ЭВМ, с-в и ю-в пассаты)

- Какие типы почв характерны для саванн? ( красные ферраллитные и красно-бурые).Они более плодороднее по сравнению с почвами экваториальных лесов, накопление перегноя происходит во время сухого зимнего периода.

Заранее подготовленные ученики делают сообщения о растительном и животном мире саванн.

Слайд №9. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы – деревья, достигающие в высоту 25 м. Ствол баобаба очень толстый, в обхвате до 45м. Плоды баобаба, похожие на огурцы, содержат сочную съедобную мякоть. Молодые листья местное население употребляет в пищу. В засушливое время листья баобаба опадают и на ветках висят только плоды. Когда наступает время дождей, дерево покрывается крупными белыми цветами с очень сильным запахом. Цветы распускаются вечером и утром увядают. На берегах озера Танганьика растет баобаб, возраст которого более 5 тыс. лет. Это дерево поражает своими огромными размерами. В его дупле могут укрыться несколько десятков человек.

Африканский слон – самое крупное наземное животное, его масса 5 т, высота 3,5 м и длина туловища 4,5м. Раньше африканские слоны жили на всем материке. Теперь их осталось мало. Они истреблены из – за ценной слоновой кости – бивней. Сейчас для сохранения слонов созданы заповедники. Но восстановить поголовье слонов трудно, так как только к 10 – 15 годам молодые слоны становятся взрослыми. У африканских слонов уши большие и бивни бывают и самцов и у самок, а у индийских слонов уши маленькие и бивни вырастают обычно только у самцов.

Слайд №10.Самые высокие в мире животные – жирафы (высотой до 6 м).Они питаются листьями и побегами деревьев, которые легко достают благодаря высокому росту. Но чтобы взять корм с земли, им приходится либо становится на колени, либо сильно расставлять ноги. Жирафы защищаются от врагов бегством, а иногда им помогает скрыться и пятнистая окраска.

Слайд №11. В саванне живет самая крупная нелетающая птица – африканский страус. Ростом он бывает до 2,75 м, а его масса 50 – 90 кг. Яйцо страуса весит столько, сколько весят 40 куриных. Страусов разводят на фермах из за ценных хвостовых перьев. Овцеводы в Южной Африке используют страусов для охраны овечьих стад. Птицы хорошо выполняют обязанности сторожей. Они не только нападают на приближающихся к пастбищам прохожих, но даже преследуют велосипедистов и машин.

В саваннах водится птица – секретарь. Она получила это название потому, что хохолок у нее на голове напоминает гусиное перо, торчавшее в былые времена за ухом писца. Секретарь – самая длинноногая и быстро бегающая птица. Для того чтобы взлететь, ей сначала нужно разбежаться. Охотится секретарь на земле главным образом за пресмыкающимися. Он известен как истребитель змей. Население сельских мест иногда приручает этих птиц. Они сберегают курятники от крыс и змей.

Слайд №12. К северу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо – восточные. дующие из Азии, и юго – восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки – Сахары и на юге – Калахари. ( В переводе с арабского «сахара» означает «пустыня», «калахари» - мучимый жаждой.

Слайд №13.В пустынях почти не бывает дождей. Средняя температура самого холодного месяца + 10, +15ºС, А самого жаркого +35ºС. Летний зной достигает особенной силы в Сахаре, где воздух прогревается иногда до 50ºС. Суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками. Резкие колебания температуры вызывают разрушение горных пород. При растрескивании камней слышится звуки, похожие на отдаленные взрывы.

В африканских оазисах растут финиковая пальма и акация. Ствол пальмы, не имеющий сучьев, достигает высоты 20 м более. На верху ствола колышется пучок из 40 -70 листьев; каждый лист длиной до 3 м.Ниже под листьями висят гроздья плодов. Одно дерево дает в год от 100 до 200 кг плодов. Плоды – финики- употребляют в пищу свежими, сушеными и вареными. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, пригодный для питья. Таким образом, в оазисах путник может утолить и жажду. Из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и корзины. Ствол пальмы используют как строительный материал.

Для закрепления изученного материала заполним таблицу.




Природные

зоны

Климатич. пояс

географическое положение

Климат

 


Почва

 


Типичные

представители

растительного и живот, мира

Влажные

экваториальны

е леса

 


Экваториальный

климат пояс по

обе стороны от

экватора


Жаркий

экваториальный

климат, высокая

температура


большая
влажность

Красно-жёлтые

ферраллитные

почвы

 


Шимпанзе,

африканский

оленек,

карликовые


бегемоты
окапи,
леопард,
масличная
пальма,
семейство
эбеновых
деревьев

Саванны и

Редколесье

 


Субэкваториальный

климатический

пояс

15-20 широты к северу, к югу от экватора



Смена сухого и

влажного сезона,

сухая зима, влажное лето


Красно-

ферраллитные

почвы и краснобурые почвы


Копытные травоядные животные.

Пробковый

дуб, кофе, огромные баобабы, травы до 3м


Пустыни и полупустыни

Тропический

климатический

пояс. В сев.

части материка -Сахара, в юж. части на побережье Атлантического океана Калахари (мучит, жажда)



Дождей почти

нет. Летом -

знойная жара

+70. Ночью

поверхность

быстро


остывает,

высокие


колебания

температуры



Пустынные

тропические

почвы лишённые

перегноя


Растительность

почти


отсутствует

Запоминание проводиться под руководством учителя, благодаря картам , атласу и слайдам

Влияние человека на природу.

1. Влажные экваториальные леса.



  • вывоз дорогостоящей древесины, так образовались саванны.

  • сократилась S лесов, которые веками раскорчёвывались и выжигались под пашни и пастбища.

  • массовое истребление животных ради развлечений(антилопа, зебра) кол-ва слонов, носорогов, горилл значительно сократилось.

2. Территории саванн распаханы и использовались под пастбища.

  • вырубка деревьев, чрезмерный выпас скота привели к тому, что саванны начали уступать место пустыням.

3. За последние полвека Сахара увеличилась на 650 тыс. кв. км., продвинулась на юг.

  • в настоящее время пытаются спасти саванны от наступления пустынь, создавая широкие лесные полосы, которые заслоняют земледельческие территории от сухих ветров пустыни.

  • в изменении природы сыграли роль и разработка полезных ископаемых, развитие промышленности, особенно на севере и на юге материка.

Не только человек может повлиять на природу, случаются и стихийные бедствия -землетрясения, засухи, наводнения, ураганы. Одна из губительных бедствий - засуха, страдают жители саванн прилегающих к Сахаре.

Вывод: поэтому нужно охранять природу - создаются заповедники, природные парки. Здесь могут посетить парки только туристы, а в заповеднике находятся лишь люди, ведущие исследовательскую работу.



III. Подведение итогов урока.

  • С какими природными зонами материка Африка мы сегодня познакомились (влажные экваториальные леса саванны, редколесья, пустыни, полупустыни)

  • Все эти природные зоны похожи друг на друга или разные по своим климатическим условиям по растительному и животному миру.

IV. Д/задание: указать на к/к природные зоны материка Африка.




Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют. Джордж Джин Нейтан
ещё >>