Урок чтения Путешествие по страницам жизни Наполеона Бонапарта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Биография Наполеона Бонапарта 3 2 Деятельность Наполеона во главе... 3 401.16kb.
Биография Наполеона Бонапарта Историография Наполеона Глава Стендаль... 1 35.23kb.
Гогельганс Т. Ю. Путешествие по страницам русского народного земледельческого... 1 42.86kb.
Реферат «Великие властители прошлого. Причины военных неудач Наполеона... 2 413.66kb.
Сценарий мероприятия «Мы в ответе за тех, кого приручили…» по сказке... 1 192.55kb.
Уроку «Директория. Установление диктатуры» 1 11.63kb.
Молодые годы Наполеона Бонапарта Глава II. Итальянская кампания 18 5712.81kb.
Урок путешествие Тема урока: Игра путешествие в «Страну здоровья» 1 62.21kb.
Физический 1 61.04kb.
Xviii век в мировой и отечественной истории 1 59.8kb.
Окончание Ста дней, ссылка 1 107.08kb.
«Образ Отечественной войны 1812 года» 1 97.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок чтения Путешествие по страницам жизни Наполеона Бонапарта - страница №1/1

Открытый урок чтения
Путешествие по страницам жизни Наполеона Бонапарта
1.Вступительное слово учителя:
Восемнадцатое столетие было временем удивительных человеческих судеб.

В неподвижном по видимости мире строгого сословного деления, тщательно вымеренных иерархических ступеней, жестких правил регламентации материальной и духовной жизни неожиданно порядок был нарушен. Люди без роду, без племени, мальчишки, бог весь какими ветрами заброшенные в столицы могущественных монархий, оказывались вознесенными на вершину общества; без каких-либо заметных условий – так, по крайней мере представлялось – овладевали умами и сердцами своих современников, становились властителями дум поколения.

Так 18 век подарил нам таких личностей как Жан Жак Руссо, Фридрих Шиллер, Денни Дидро, Михайло Ломоносов, Бомарше, этот список великих людей мира, ставших знаменитыми личностями только благодаря своему таланту, а не происхождению, бросивших вызов судьбе, эпохе, повлиявших на судьбы миллионов людей дополняет имя Наполеон Бонапарт.

На нашем уроке мы постараемся взглянуть на эту легендарную личность сквозь призму литературных произведений, посвященных Наполеону Бонапарту, а также понять, в чем состоит связь литературы и истории.

Наполеону Бонапарту как поистине легендарной личности посвящено огромное количество художественных произведений, вот только некоторые из них:

Е.В.Тарле – «Наполеон»;

Стендаль – «Жизнь Наполеона»;

Л.Н.Толстой – «Война и мир»;

А.Дюма – «Наполеон»;

Д.С.Мережковский – «Наполеон-человек»;

А.С.Трачевский – «Наполеон I. Его жизнь и государственная деятельность»;

Шарль Лоран – «Сын Наполеона»;

А.С.Пушкин – «Наполеон», «Наполеон на Эльбе»;

Э. Радзинский – «Наполеон жизнь после смерти»;

А.З.Манфред – «Наполеон Бонапарт».
На нашем уроке мы будем использовать следующие литературные произведения: А.З.Манфред – «Наполеон Бонапарт», Э. Радзинский – «Наполеон жизнь после смерти»

Е.В.Тарле – «Наполеон».


II. И так мы начинаем путешествие по страницам жизни Наполеона Бонапарта.

Когда Руссо в знаменитом романе «Эмиль» писал: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций. Я считаю невозможным, чтобы великие европейские монархи продержались бы долго», то это было не только гениальным пророчеством проницательного ума, сумевшего разглядеть скрытое за завесой будущее. Это было и ощущением духа современности, точным восприятием направления ветров, проносящихся над Европой, над миром во второй половине восемнадцатого века.


Но проникали ли эти буйные ветры эпохи сквозь узкие окна казарменных построек затерявшегося в провинциальной глуши городка Оксонна, в скромное жилище бедного лейтенанта артиллерийской части? О чем думал, о чем мечтал этот худой, бледный офицер в потертом на локтях мундире артиллериста, просиживая до поздней ночи при неярком отблеске свечи над книгами и листами исписанной бумаги?

Лейтенант Наполеон Бонапарт, уроженец города Аяччо, что на острове Корсика, второй сын мелкопоместного дворянина Карло-Марии Буонопарте и его супруги Летиции. Родился 15 августа 1769 года, три месяца спустя после завоевания Корсики французами.


Давайте обратимся к книге Е.В.Тарле «Наполеон» и познакомимся с детством Наполеона. Вопросы после чтения отрывка:

1.Каким характером обладал Наполеон?

2. Какие черты личности описаны автором в этой характеристике?

3. Чем увлекался юный Наполеон Бонапарт?

4. Какой образ у вас сложился о Наполеоне, прочитав этот отрывок?
Но чем он жил, о чем думал, о чем мечтал этот безвестный молодой офицер в богом забытом городке Оксонне? – повторим мы вопрос. На что он надеялся? На что рассчитывал бедный лейтенант без роду, без племени, корсиканец с оливковым цветом лица, выговаривавший слова с нефранцузским произношением, пришелец, без связей, без знакомств, без денег, прозябавший в самом младшем офицерском звании в никому неведомой, глухой гарнизонной части?
Обратимся к книге А.З.Манфреда «Наполеон Бонапарт» и познакомимся с его характеристикой личности Наполеона (чтение отрывка).

Какие выводы можно сделать о личности, о характере, качествах которыми обладал Наполеон?

Целеустремленность, воля, сильный характер, мужество, стойкость, смелость, умение преодолевать трудности, упорство, умение брать на себя ответственность и т.д. С этими качествами не рождаются их надо в себе воспитывать, и только сильная личность умеет правильно ими распорядиться. Наполеон – это не баловень судьбы, это человек, сделавший себя сам, умевший вовремя оказаться в нужное время и в нужном месте. Это подтверждает и Е.В.Тарле в своей книге «Наполеон» (чтение учителем отрывка).


Из курса истории мы знаем о его блестящей карьере и быстром возвышении к власти. Назовите хронологию событий, которые предшествовали коронации.

1.Штурм города Тулона

2.Назначение главнокомандующим французской армии в Италии

3.Египетский поход

4.Возвращение в Париж, организовал и возглавил переворот 18 брюмера

5. Становится первым, а затем и пожизненным консулом только благодаря своим качествам и умелой внутренней политике.



III. И наконец, коронация в 1804 году, когда Наполеон становится императором Франции, а затем и королем Италии. Давайте обратимся к этому эпизоду его жизни подробнее, используя книгу Э.Радзинского «Наполеон – жизнь после смерти».

Вопросы к тексту:

  1. Каким здесь показан Наполеон?

  2. Какие выводы можно сделать об отношениях Наполеона и Папы Римского?

  3. Зачем Наполеону нужен был этот обряд, это одеяние, и Папа Римский?


IV. Особое отношение было у императора Франции к нашей стране, к России, а также и русских к Наполеону. Обратимся к воспоминаниям Дениса Давыдова, которые содержатся в монографиях Е.В.Тарле, и узнаем отношение современников к Наполеону Бонапарту (чтение отрывка и рассуждение о отношении русских солдат к Наполеону).

Мы знаем, что главной причиной крушения империи Наполеона стал поход в Россию.



Какие же цели преследовал французский император, готовясь к войне с Россией? Чтобы ответить на этот вопрос, используем отрывок из книги Е.В.Тарле «Наполеон» и выполним задания (чтение отрывка и выполнения заданий к нему).
Выводы:

  1. Желание наказать русского царя Александра I за невыполнение Тильзитского мира;

  2. Желание подчинить Англию Франции;

  3. Он как обычно стремился выиграть генеральное сражение, а за тем продиктовать побежденному сопернику свою волю;

  4. Завоевание всего мира.


V. Но как нам известно, в Росси Наполеон потерпел сокрушительное поражение, что стало началом гибели его империи. Давайте подробнее узнаем, какие мысли тогда овладевали императором Франции Наполеоном I, который покидал Россию бросив погибать остатки своей «Великой армии». Используем отрывок из книги Э.Радзинского «Наполеон жизнь после смерти» (чтение отрывка и рассуждение).
Но это было только начало, ведь впереди были: «битва Народов», отречение от престола, ссылка на остров Эльба, возвращение в Париж, «100 дней» Наполеона и Ватерлоо, которое перечеркнуло все прежние победы и сражения.

Вот как описывает события, происходящие в июне 1815 года во Франции после поражения в битве при Ватерлоо Е.В.Тарле (чтение отрывка учителем).



Почему Наполеон не использовал ту силу, которая у него была в лице простых людей?
После отречения Наполеон был отправлен на остров Святой Елены, где проведет остаток своих дней. Обратимся к тексту из книги Э.Радзинского «Наполеон жизнь после смерти» и мысленно представим себе события тех дней.

Через неполных 6 лет после высылки на остров бывший император скончался. Это случилось 5 мая 1821 года в 5 часов 49 минут утра. Так закончилась жизнь выдающегося человека не только своего столетия, но и мировой истории.


VI. Подведем итоги нашего урока – чтения:
1.Каким вы увидели этого человека, охарактеризуйте его личность

2.Что изменилось в ваших представлениях, которые вы получили на уроках истории и на сегодняшнем уроке?

3. Может помочь чтение художественной литературы изучению истории?

Наш сегодняшний урок чтения мы закончим выдержками из книги Е.В.Тарле «Наполеон» (чтение учителем отрывка, подведение итогов).


Чтение художественной и научной литературы помогает нам глубже проникать в историческую эпоху, помогает нам лучше понять мотивы, поступки людей, помогает всесторонне раскрывать исторические личности. Читая, мы как бы проживаем это время сами, окунаемся в пучину исторических событий, чувствуем себя участником и творителем истории и сама история становится для нас увлекательной и интересной наукой.




Высшее образование — полезная вещь: оно позволяет нам убедиться, как мало знают другие люди.
ещё >>