Урок №9 Тема урока. Музыкальная культура Индии и Дальнего Востока Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок в 9-11 классе Тема урока: «Музыкальная гостиная» Тип урока:... 1 29.5kb.
История, культура и обычаи коренных народов севера и Дальнего Востока 1 97.91kb.
Конспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика. 1 88.09kb.
Освоение и заселение Дальнего Востока в XIX начале ХХ вв 1 155.51kb.
Урок английского языка класс Учитель : Старкова Ирина Васильевна... 1 23.55kb.
Урок в 5 классе. Тема урока: «Страна Большого Хапи» ( урок- игра) 1 71.38kb.
Урок по географии и истории ) Провела учитель географии: «Морозова... 1 136.95kb.
Программа круглого стола «Современные теоретические и методологические... 1 193.71kb.
Урок-конференция «Экономико-географическая характеристика Японии» 1 96.17kb.
Презентация по теме урока. Тип урока 1 71.1kb.
История корейского населения российского сахалина 3 615.36kb.
Международная федерация индийских танцев мфит при поддержке Компании... 1 94.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок №9 Тема урока. Музыкальная культура Индии и Дальнего Востока Цель - страница №1/1

11 класс Урок № 9

Тема урока. Музыкальная культура Индии и Дальнего Востока

Цель. Ознакомить учащихся с особенностями индийского танца и китайской оперы, научить характеризовать музыкальное наследие Индии и Китая

Развивать умение анализировать произведения искусства, выделять главное, обосновывать свою точку зрения, формировать познавательную активность

Формировать социальную, познавательную, личностную, самообразовательную компетентности.

Воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, заинтересованность его произведениями и деятелями

Тип урока.

Оснащение. Зрительный ряд. Фрагмент д\ф «Бхаратанатьям», фрагмент х/ф «Немая любовь»; раздаточный материал (заготовки таблиц «Индийский танец», «Китайская опера»), иллюстрации с изображением индийских танцоров, фрагментами китайской оперы, иллюстрации

Оборудование. Учебник Художня культура: підруч. для 11 кл. загальноосвіт. навч. закл. (рос. мовою). – Харків: Оберіг, 2011. – 224 с., іл.. (Автори: Назаренко Н.В., Ковальова І.О. та ін.), телевизор

Любую проблему на свете можно решить танцуя.

Дж. Браун

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, эмоциональный настрой на урок

Учитель. Здравствуйте ребята, сегодня мы продолжаем говорить о музыкальной культуре разных стран. Сегодняшний урок будет посвящен музыкальной культуре Индии и Дальнего Востока. Основа культуры этих народов – танец. Что же такое танец для Вас?

2.1 Использование интерактивного метода «Ассоциативный куст» (учащиеся подбирают ассоциации к каждой букве слова «ТАНЕЦ»)

Т - таинственный

А - артистичность

Н – новаторство, необычность

Е - единство

Ц – цель, целостность

3. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока

Учитель. Обратите внимание на доску, на ней записана тема сегодняшнего урока: «Музыкальная культура Индии и Дальнего Востока». Исходя из темы урока, как вы думаете, что нового сегодня вы узнаете? Какие цели и задачи урока? (Ответы учащихся, запись темы урока в тетрадь).

4. Изучение нового материала

4.1 Учитель. Обратите внимание на эпиграф к уроку, согласны ли вы с автором высказывания? (Ответы учащихся)

Учитель. Сегодня мы совершим воображаемое путешествие по Индии и Китаю, для того, чтоб больше узнать об искусстве индийского танца и китайской оперы, узнаем, каким же образом индийцы и китайцы решают свои проблемы с помощью танца.

(Учитель обращает внимание учащихся на таблицы, которые лежат на партах у каждого ученика, эти таблицы учащиеся заполняют на протяжении урока, а после – вклеивают в тетрадь)

Индийский танец

Исторические корни




Характерные черты




Разновидности танцев




Официально признанные классические танцы




Содержание, назначение, цель танца




Китайская опера

Исторические корни




Характерные черты




Разновидности




Репертуар






4.2 Музыкально – танцевальное искусство Индии

Учитель. Первая остановка в нашем путешествии – Индия.

1 учащийся. В Индии искусство танца развито, как ни в одной стране мира – это неотъемлемая часть ее культурного наследия, которая является связующим звеном между прошлым и настоящим. Древнейшие индийские танцы разрабатывались по мотивам танцев и легенд. На фресках и рельефах, в скульптурах древних храмов сохранились изображения танцующих людей и даже богов.

В Индии считают, что творцом и первым исполнителем танцев был бог Шива, которого называли также Царем танца. В Древней Индии танец был обязательной частью религиозного ритуала. Его исполняли танцовщицы – баядерки, которые жили при храме и посвящали свою жизнь богу. Еще маленькими их отдавали на воспитание в храмы и посвящали в «девадси» - тех, кто танцует для богов. Их танцы имели магическое культовое значение и воспроизводили индийские легенды: битвы и соревнования богов, мифологические сюжеты создания мира, философские притчи. Баядерками называли также и странствующих танцовщиц. Специальные танцы исполнялись жрецами религиозных культов – брахманами и дервишами.

Индийские танцы подразделяют на классические, полуклассические, народные и эстрадные (танцы в кинофильмах). Танец также играет важную роль в традиционном театре Индии.

Известны 7 стилей классического танца, главными аспектами которых являются: чистый технический танец, лишенный смысловой нагрузки, и сюжетный танец, включающий также мимику и жестикуляцию. Особенностями классического индийского танца являются непривычные позы ног, которые называют «араманди», использование «мудр» - специальных жестов, язык пальцев. Каждая поза танца превращается в четкий геометрический рисунок. Кроме того, символические рисунки создаются определенными шагами и ступнями ног.

Выступление творческой группы (учащиеся показывают «мудры» и объясняют их значение)

Учитель. Древнейший классический индийский танец – бхаратанатьям, описанный в трактате о драматическом искусстве «Натья Шастра». Название расшифровывают как Бхава (выразительность) + Рага (мелодия) + Тала (ритм) + Натьям (танец).

Также к классическим танцам относятся Манипури, Катхак, Калбелия, Кучипуди.

(Просмотр фрагмента документального фильма «Бхаратанатьям», анализ)

2 учащийся

К полуклассическим танцам относится танец масок. Танец выполняют во время праздника, посвященного божеству весны, которое возрождается и символизирует плодородие. Танцы продолжаются на протяжении четырех ночей праздника. Танцоры имитируют движения животных, воспроизводят разные бытовые сценки.

В каждом штате Индии существуют свои народные танцы, которые имеют региональные формы народного танца, исполняющиеся в каждой местности по – разному. С давних времен танец неразрывно связан с жизнью индийцев. Но если классическое искусство всегда оставалось участью профессионалов, то народные танцы были понятны и доступны каждому. Сегодня они утратили ритуальное значение, но без них не обходится никакое радостное событие в жизни людей, будь то приход весны, сбор урожая или свадьба. Несмотря на свое разнообразие, народные танцы имеют общее начало. Основа любого из них – ритм, который порождает соответствующие синхронно повторяющиеся движения. Традиции исполнения народных танцев передаются из поколения в поколение.

В Ассаме выполняют танец счастья. Под аккомпанемент ударов из расщепленных бамбуковых стеблей женщины в разноцветных сари образовывают круги и «восьмерки». Отдельной группой держатся мужчины.

Также, к народным танцам относятся танец шора, пенджабская бхангра, гиддху и др.

3 учащийся

Эстрадные танцы (или танцы в кинофильмах) появились одновременно с так называемыми коммерческими фильмами. В трехчасовых лентах танцевально – музыкальные паузы помогают выстроить сценарий. Такой танец – смесь классических, народных и европейских танцев. Он всегда отвечает духу времени, использует современные мелодии и ритмы, компьютерную графику и спецеффекты.

(Просмотр фрагмента к/ф «Немая любовь», анализ)

Выступление творческой группы учащихся - исполнение элемента эстрадного индийского танца

Физкультминутка (учащиеся творческой группы показывают фрагменты движений головы, рук и глаз, характерных индийскому танцу, остальные учащиеся повторяют)

Учитель. Ноги индийских танцоров, почти не задействованы в передаче какого – либо содержания, по большей части они берут участие как музыкальный инструмент, - на них надето от 50 до 300 бубенцов. От уровня мастерства танцора зависит количество бубенцов, начинающий танцор не справится с весом в 1,5 кг. Именно столько могут весить 300 бубенцов.

4.3 Китайская опера

Учитель. Следующая остановка в нашем путешествии – Китай. Один из наиболее значимых видов искусства в Китае – опера.

- Когда и где возник этот жанр в Европе?

- Назовите композиторов, которые писали в этом жанре (ответы учащихся)

4 учащийся

История китайской оперы своими корнями уходит в далекое прошлое. Она возникла на базе древнего китайского народного музыкального театра и объединяет в себе элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнений военного искусства. Исполнители должны строго следовать традиционным требованиям.

Действие в китайской опере не ограничено ни во времени, ни в пространств; широко используются условности, активно применяется символика. Если какие – либо повседневные реалии не могут быть представлены на сцене прямо, они воспроизводятся символически. Обстановка, в которой проходит действие спектакля, изображается только движениями актера. Например, существуют специальные движения для обозначения входа или выхода из дома, подъема по лестнице, переправы через реку. Если исполнители кружат по кругу с кнутом в руках – это значит, что они едут на конях.

Учитель. Разновидностями китайской оперы являются классическая пекинская опера, известная во всем мире, и множество местных оперных жанров, правила исполнений партий, в которых более просты и понятны.

5 учащийся

Пекинская опера – самая выразительная форма китайского музыкального искусства. Она ведет свое начало с 18 ст.

Музыка в опере исполняется оркестром и имеет очень четкий ритм. Соответствующие звуки подчеркивают происходящее действие: тихими ударами барабанов сопровождаются спокойные сцены, громкими – динамические события. Вокальная часть состоит из речи и пения. Речитатив произносится серьезными персонажами, обычная речь – молодыми героинями и комическими персонажами. Амплуа каждого актера предусматривает свой стиль и правила общения на сцене. Комических героев можно узнать по большим белым пятнам на лице, грозные, злые персонажи имеют разрисованные лица. Традиционный репертуар пекинской оперы насчитывает более тысячи сюжетов поучительного, философского, военного, исторического и комического содержания.

В пекинской опере существует деление персонажей на 4 основные амплуа. Они различаются по принципу пола, возраста, индивидуальных особенностей сценического персонажа.

Основные типы действующих лиц:

Шэн – мужские персонажи

Дань – женские персонажи

Хуалянь – отрицательные персонажи

Чоу – комические персонажи

6 учащийся

Китайский сценический костюм своей формой, конструкцией, орнаментом и цветом выражает древнюю космологическую символику естественного чередования Света и Тьмы, слияния Неба и Земли.

«Манпао» - парадное одеяние персонажей из господствующего класса. Вырез ворота имеет круглую форму, полы и рукава длинные. Манпао украшает круглый орнамент из драконов или тигров, а по низу вышивается пейзаж с изображением моря и утесов. Император носит одежду желтого цвета, принцы – абрикосово-желтого, почтенные сановники – ярко – коричневого или белого, князья – красного цвета. Также есть манпао синего, фиолетового, зеленого, черного цветов. Цвет одежды зависит не только от общественного положения персонажа, но и от его характера и грима. Честные и справедливые персонажи обычно носят одежду красного и зеленого цветов, грубые или коварные – одежду черного цвета

- Что общего в китайской и европейской опере? (Ответы учащихся)

5. Рефлексия

Проведение игры «Найди лишнее» (каждому ряду учащихся предлагается карточка с написанными терминами, относящимися к определенному понятию по теме; каждый учащийся вычеркивает по одному лишнему слову, которое не подходит и передает дальше; выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание и правильно ответит; отвечают учащиеся, или один учащийся, на задней (передней) парте)

6. Подведение итогов урока

6.1 Д/З



Для всех: выучить, доработать таблицы, заполненные на уроке

Индивидуальное: подготовить сообщения о творчестве Луи Армстронга, Элвиса Пресли, Уитни Хьюстон, о зарождении джаза, рок – музыки, поп – музыки.

6.2 Оценивание деятельности учащихся на уроке




Ребенок — самое действенное орудие женского террора. Веслав Сенкевич
ещё >>