Урок №39 Вид урока: комбинированный. Девиз урока: «В химии все возможно». Шарль Вюрц Цели и задачи урока - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Урок № Тип урока: комбинированный. Вид урока: традиционный. 1 38.17kb.
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Разработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность... 1 210.62kb.
7 класс Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок игра. 1 103.65kb.
Конспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100» Класс... 1 74.46kb.
Тип урока по содержанию изучаемого материала интегрированный Вид... 1 78.96kb.
Урок химии в 8 классе Учитель химии мкоу «оош Х. Дубянск» Тлисова... 1 38.28kb.
Вид урока: Беседа с использованием учебного химического эксперимента. 1 55.6kb.
Конспект урока: «Тайны известных географических названий» Класс:... 1 90.95kb.
Урок подготовила: Безрукова Надежда Владимировна ст. Марьянская 2012... 1 75.97kb.
Ваганова Елена Вячеславовна, 102-491-543 «Содержание и методика организации... 4 1019.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок №39 Вид урока: комбинированный. Девиз урока: «В химии все возможно». Шарль Вюрц - страница №1/1

МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр»

Разработка урока

8 класс


Генетическая связь между

классами неорганических соединений

2010 г.


Урок №39

Вид урока: комбинированный.

Девиз урока: «В химии все возможно». Шарль Вюрц

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических соединений.

Раскрыть противоположность свойств типичных металлов и неметаллов, показать их взаимосвязь.

Развивающие:

На конкретных примерах развивать познавательные умения: наблюдать и фиксировать данные эксперимента, сравнивать, выделять главное, обобщать. Делать выводы. Развивать методические навыки работы с учебником, тетрадью. Дать понятие о генетической связи между классами неорганических соединений. Ввести новое понятие - «генетический ряд».

Научить детей составлять уравнения реакций по схеме, а также составлять схемы превращения веществ.

Научить получать лабораторным способом новые вещества.



Воспитательные:

Воспитывать аккуратность и привычку соблюдать правила техники безопасности при выполнении эксперимента. Продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы через практическое применение знаний, прививать любовь к предмету.



Оборудование: карточки с заданиями, набор цветных карточек, штатив с пробирками, реактивы: порошок оксида кальция, вода, раствор фенолфталеина.

Ход урока.

Учитель. Ребята, мы познакомились с четырьмя классами неорганических соединений. Сегодня наша задача установить между ними связь. Для этого мы вспомним признаки классов, их определения и химические свойства. На столах лежат карточки с названиями веществ, распределите их по классам, составьте табличку. Класс работает в тетрадях, а один ученик выполняет подобное задание на доске.



Карточка №1.

Оксид кальция, азотная кислота, гидроксид калия, оксид магния, нитрат магния, серная кислота, сульфат кальция, соляная кислота, хлорид магния, гидроксид натрия, оксид серы( VI), оксид фосфора(V).

Учитель вызывает к доске второго ученика и отрабатывает с ним речевые навыки, а также правильность написания формул. Класс следит за правильностью ответа, поправляя ошибки. Учитель обращается к классу, выясняя как класс справился с самостоятельной работой ( поднимаются карточки зеленая- 1ошибка, голубая-2 ошибки, желтая-3 и более ошибок, красная - ошибок нет.) Затем к доске выходит третий ученик и подчеркивает в формулах основу принадлежности к классу. Дети выполняют это же задание в тетрадях.

Работа с классом.

Учитель:

А.Прочтите формулы оксидов и дайте им определение.

Б.Прочтите формулы оснований и дайте им определение.

В.прочтите формулы кислот и дайте им определение.

Г.Прочтите формулы солей и дайте им определение.

Учитель. Ребята, найдите в тетради пары веществ, которые имеют противоположные свойства. Дети записывают:

MgО – SO3

KOH – HCl

P2O5 - CaO

HNO3 – NaOH



Учитель. В чем же заключается противоположность свойств веществ?

Дети характеризуют свойства. Основной оксид, реагируя с водой образует - основание, а кислотный - кислоту. Кислота реагирует с основанием, образуя соль и воду.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему это происходит?

Дети высказывают разные предположения и, наконец делают вывод, что все зависит от атомов элементов, обуславливающих противоположные свойства. Пятый ученик выходит к доске и подчеркивает двумя чертами эти атомы. Дети выполняют эту работу в тетради.

CaO HNO3 NaOH SO3

Общий вывод

Если в состав гидроксида входит металл, то этот гидроксид проявляет свойства оснований, если в состав гидроксида входит неметалл, то это кислота, и она проявляет свойства кислот. Именно противоположность свойств лежит в основе их взаимодействия. Ученики записывают это определение в тетрадь.

Учитель рассказывает о том, что в природе постоянно происходят различные превращения веществ, из одних веществ образуются другие. Воспоминанием процесс фотосинтеза (предлагает вспомнить из каких веществ и при каких условиях образуется крахмал). Дети отвечают, что крахмал состоит из углерода, водорода и кислорода, а исходными веществами являются углекислый газ, вода и солнечная энергия.

Учитель подчеркивает связь живой и неживой природы, единство органического и неорганического мира. Продолжая урок, учитель отмечает, что многие химические реакции человек использует для получения новых необходимых ему веществ.

Лабораторный опыт. Учитель

На столах в пробирках находится белый порошок оксида кальция, прилейте немного воды и добавьте капельку фенолфталеина. Что заметили? Дети объясняют, что появляется еле заметное розовое окрашивание порошка, при перемешивании окраска становится интенсивнее. Дети в тетрадях, а вызванный к доске ученик записывает уравнение реакции

СаО + Н2О = Са(ОН)2

Учитель объясняет, что эта реакция сопровождается выделением тепла – экзотермическая и строители используют ее для получения гашеной извести, используемой для побелки. А что произойдет, если мы через гидроксид кальция пропустим углекислый газ?



Демонстрационный эксперимент:

(через известковую воду учитель пропускает углекислый газ, образовался осадок. Попробуем записать уравнение реакции

Са(ОН)2 + Н2СО3 = СаСО3 + 2Н2О

Дети говорят, что это реакция обмена, в результате которой образовался карбонат кальция – соль.

Учитель обращается к классу: «Какие исходные вещества необходимо взять, чтобы получить соль - карбонат кальция?»

Металл Са С неметалл

Основной оксид СаО СО2 Кислотный оксид

Основание Са(ОН)2 Н2СО3 кислота

Соль СаСО3

Давайте подпишем классы веществ.

Учитель. Ребята мы составили схему генетической связи. Пользуясь этой таблицей, мы можем легко получать необходимые вещества.

Учитель. Генетическую связь устанавливают и раскрывают через получение веществ одного класса из веществ другого класса, при взаимодействии их друг с другом. Мы с вами знаем свойства классов соединений веществ и попробуем получить схематично

1 вариант 2 вариант

NaNO3 K2SO4

Идет самостоятельная работа, дети составляют схемы.

Na K

Na2O K2O

NaOH KOH

NaNO3 K2SO4

Затем записывают уравнения реакций на листочках. Производится взаимопроверка, в парах дети оценивают результаты друг друга, ставят оценки друг другу. По окончанию работы учитель собирает работы и показывает правильные варианты ответов, записанные заранее на доске. С помощью цветных карточек учитель выясняет уровень усвоения нового материала. Затем показывает табличку генетической связи и объясняет как ей пользоваться.

Подводим итог урока.

Учитель: Что нового мы узнали на уроке? (Предполагаемые ответы)

А) металлы и неметаллы образуют генетические ряды.

Б) между простыми и сложными веществами, представителями разных классов существует родственная связь.

Учитель: Как мы можем озаглавить табличку в кабинете? Учитель указывает на таблицу генетической связи, которая не имеет названия (генетическая связь классов неорганических соединений).

Учитель: Ребята, обратим внимание на девиз урока. «В химии все возможно» и мы сегодня в этом убедились.

Объявляются оценки за урок.

Домашнее задание. Вспоминая наш урок, подберите факты о каком - либо неорганическом веществе. Составьте генетическую цепочку получения этого вещества, напишите уравнения соответствующих реакций. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно это вещество и укажите области его применения.



В заключение урока, учитель благодарит детей за активное участие в уроке.




За деньги нельзя купить друзей, но можно завязать немало интересных знакомств.
ещё >>