Урок №3. Литература эпохи средневековья. Данте алигьери «божественная комедия» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Данте Алигьери. Божественная комедия 39 6141.99kb.
Литература эпохи Возрождения в Италии. «Божественная комедия» Данте или 3 425.94kb.
«Одиссея» Апулей «Золотой осёл» Данте, Алигьери «Божественная комедия» 1 117.58kb.
Урок №1 Проторенессанс в Италии 1 36.5kb.
«Божественная Комедия» в изгнании Данте начинает и самый главный... 1 113.19kb.
Любовные мотивы в лирике Данте 1 21.08kb.
Контрольная работа №1 Для студентов 1 курса специализации «Библиотековедение» 1 19.73kb.
Литература эпохи Средневековья Данте Слово о поэте 1 123.57kb.
Италия была самой передовой страной европейского средневековья 1 172.09kb.
Божественная комедия 37 5919.08kb.
Жизнь и творчество данте алигьери 1 203.31kb.
Особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение... 1 32.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок №3. Литература эпохи средневековья. Данте алигьери «божественная комедия» - страница №1/1

Л9

Урок №3. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.



ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ».
Цель: познакомить уч-ся с особенностями литературы эпохи Средневековья, с фактами биографии

Данте Алигьери, дать представление о композиции и проблематике поэмы «Бож.комедия».


После урока обуч-ся должны иметь представление об эпохе Средневековья, о композиции и проблематике поэмы Данте.

Ход урока.

План урока: 1. Особенности зарубежной литературы эпохи Средневековья.

2. Жизнь и творчество Д.Алигьери.

3. Композиция и проблематика поэмы «Божественная комедия».

4. П/р «Круги ада».

5. Сила любви (5 песнь «Ада»).
1. Опрос. – Расскажите об особенностях литературы эпохи Античности.

- Назовите основные темы лирики Катулла.

2. ОНМ.

1) Особенности зарубежной литературы эпохи Средневековья: мистицизм, возвышенная символика, отвлечённые истины и понятия, «рыцарская» литература, культ служения Прекрасной даме, популярный жанр – странствия по неведомым странам, загробному миру.

2) Слово учителя об итальянском поэте Данте Алигьери.

Родился во Флоренции, в семье среднего достатка, образова­ние получил не слишком широкое, но все же с геометрией, ас­трономией, историей и античностью познакомился. Быт и нравы родного города явились главными наставниками будущего по­эта. Тогда Италия еще не получила государственной самостоя­тельности, была раздроблена, и каждый город боролся за собственную независимость. Юного Данте равно привлекала поэзия и политическая борьба.

Беатриче Портинари - прекрасная девушка, в которую был влюблен Данте. Он преклонялся перед ней, называя Благород­нейшей, Учтивейшей, но никогда не решался заговорить. Беат­риче вышла замуж, имела детей, но очень рано умерла -в 25 лет. Данте и после ее смерти продолжал посвящать ей соне­ты, исполненные рыцарского поклонения даме сердца, хотя был женат и имел 4-х детей. Данте был втянут в политические страсти, бушевавшие в Италии, был обвинен в подстрекательстве к мятежу, приговорён к сожжению на костре и изгнан из Флоренции, в которую так и не вернулся, скитаясь по городам Италии 20 лет. Последние годы жизни Данте провел в тихих городах Вероне и Равенне, где занимался наукой и глав­ным делом своей жизни - «Божественной комедией», которую он писал на протяжении всего времени изгнания и так и не закончил. Умер Данте 14 сентября 1321г.

Первое знакомство с Данте в России произошло в XVIII ве­ке. Открывая для себя западноевропейский мир, русский чита­тель не смог миновать «Божественной комедии», за которой, по выражению Гете, «стоят целые века культуры». Энергия сотво­рения нового мира, поиски новой системы ценностей, характер­ные для петровской эпохи, революционное значение которой сравнивается с крещением Руси, не могли не привлекать внима­ния к поэту, чье творчество знаменовало переход от Средневе­ковья к Возрождению.


3) композиция «Божественной ко­медии».

Комедия, т.к. начавшись с печали, она завершается светло и радостно. Жанр странствия, которое Данте совершил в 35 лет в течение недели 1300г.

Состоит из трех частей (кантик): «Ад»-



И ты услышишь вопли исступленья

И древних духов, бедствующих там,

О новой смерти тщетные моленья…,

«Чистилище» - Потом увидишь тех, кто чужд скорбям



Среди огня, в надежде приобщиться

Когда-нибудь к блаженным племенам…

и «Рай» - Он всюду царь, но там его держава;



Там град его, и там его престол;

Блажен, кому открыта эта слава…,

Каждая из них включает 33 песни-канцоны (по возрасту Христа) + введение = 100 песен. Канцоны состоят из терцин - трехстиший, где рифмуются первая и последняя строки. Каждая из частей загробного мира разделена на 9 кругов.

Автор представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности. А большинство персонажей поэмы имеют своих прототипов в действительной жизни: это исторические деятели, это друзья и враги самого Данте по политической борьбе. Среди «теней» загробного мира появля­ются и известные читателю мифологические герои. Сначала Данте путешествует с тенью знаменитого римского поэта I века до н. э. Вергилия, а потом с Беатриче. Данте поднимается от ми­ра пороков к миру покаяния и к чистоте. «Божественная коме­дия» - это путь возвышения личности.
4) Проблематика поэмы.

Жестокость жизни и низость пороков, втягивающих челове­ка в круги Ада, не заставляют Данте отказаться от веры в чело­века, в теплоту его сердца, в способность к состраданию. Идея единства людей, их взаимной любви - основа поэмы. Путь к исправлению – вечная возвышенная любовь.

Во вступлении к поэме Данте показывает растерянность че­ловека, заблудившегося в бездорожье леса; растерянность ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, ко­торые, как звери (пантера, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Человека спасает опора на прежний высокий опыт общения с искусством (появление Вергилия), цепная реакция любви (вторая песня «Ада»: Мадонна посылает Беатриче на по­мощь другу). При этом Данте трезво знает, что высота духа не избавляет от страданий.
3. Закрепление.

1) Коллективная практическая работа «Круги ада».

Чтение отрывков комедии части «Ад» и составление схемы (см.ниже).



Я увожу к отверженным селеньям.

Я увожу сквозь вековечный стон.

Я увожу к погибшим поколеньям…

Входящие, оставьте упованья.

- с.596, 34-40-46-64-67 – прожившие зря, за гранью ада и рая;

- с.599-600, 25-34-37-40 – 1-й круг - некрещёные; грешившие

- с.604, 31-34-37 – 2-й круг - поддавшиеся страсти; несознательно,

- с.607, 7-10-13-16, с.608, 52 – 3-й круг – поддавшиеся чревоугодию; по слабости

- с.611, 25-28, с.612, 58 – 4-й круг – жившие ради денег; характера

- с.613, 109-112-115, с.614 118-121-124 – 5-й круг – гневливые и унылые;

- с.614, сокращения – 6-й круг – еретики;

-с.615, 28-37-40-43 – 7 (3) круг – совершившие насилие (убийцы, самоубийцы);

- с.616, 55-58 – 8 (2) круг – обманщики (лицемеры, льстецы, клеветники, взяточники);



- с.616, 64 – 9 (1) круг – предатели родных, бога.

2) Аналитическая беседа по пятой песне «Ада».

  • Какие чувства вызвала у вас V песня «Ада»?

  • Какими чувствами охвачен сам автор поэмы?

  • Каково отношение Данте к Паоло и Франческе? (Его уча­стие, близость к страдающим влюбленным.)

Справка: Паоло и Франческа да Рамини убиты тайно вернувшимся супругом, братом Паоло, когда он застал молодых людей вдвоём.

  • Каков главный мотив всей песни? (Это трагическое про­тиворечие: любовь ведет к гибели, но чувства человека неодо­лимы, страсть - неизбежная потребность нежного сердца.)

  • Какую значимость придает автор чувству настоящей люб­ви? (Любовь сильнее адской кары, которая не может разъеди­нить Паоло и Франческу, заставить их отречься друг от друга. Ад способен заставить любящих мучиться, но не способен ис­требить их чувства.).



4. Итог урока. Представляет ли интерес литература эпохи Средневековья для современного читателя?

- Что из поэмы Данте нашло отклик в ваших сердцах?
5. Дом.задание. Чтение отрывков трагедии «Гамлет» (акт 1, сцена 2).

Инд. – справка об У.Шекспире.




Я курю от десяти до пятнадцати сигар в день. В моем возрасте нужно себя ограничивать. Джордж Бернс
ещё >>