Урок 27. Внешняя политика Александра II базовый учебник - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок 35. Внешняя политика Александра III базовый учебник 1 100.3kb.
Внешняя политика России в царствование Николая I 1 131.37kb.
Урок 31-33. Общественное движение. Внешняя политика и убийство Александра 11 1 258.53kb.
Реферат «внешняя политика киевской руси в IX-XII вв.: Внешняя политика... 1 168.55kb.
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
«Внешняя политика Александра ii» 1 23.69kb.
«Внешняя политика России в правлении Александра I» 1 41.25kb.
Внешняя политика России на рубеже XIX xx вв. Русско-японская война 1 19.67kb.
Iii. Внешняя политика Франции после прихода к власти радикалов 20 1 267.82kb.
Урок 25. Внутренняя политика Александра 1 1 401.25kb.
Внешняя политика александра I. Отечественная война 1812 Г 1 101.09kb.
Публичный экзамен «Сравнение» «Сравнение школ-пансионов для мальчиков... 1 194.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок 27. Внешняя политика Александра II базовый учебник - страница №1/1

Урок 27. Внешняя политика Александра II
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.
Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внешней политики России 60—70-х гг. XIX в.

Задачи:

Обучающие:

- уяснить, что главной целью внешней политики в этот период было создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы;

- выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II.

Развивающие:

- развивать навыки работы с компьютером, ЭОР, историческими документами, дополнительным материалом, навыки подготовки и защиты проектов;

- закреплять умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Формы работы учащихся: проектная, частично-поисковая деятельность, групповая, индивидуальная, анализ исторического документа, тестирование.

Материалы и оборудование:


  1. Карта «Российская империя во второй половине XIX века».

  2. Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  3. Материалы ЭОР.

План урока:

1. Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в. 2. Европейская политика (рассказ учителя с использованием мультимедийного проектора с помощью слайдов).

3. Завершение Кавказской войны.

4. Политика России в Средней Азии (защита проекта).

5. Дальневосточная политика (защита проекта).

6. Продажа Аляски.
Основные понятия: Союз трех императоров.


Основные даты: 1864 г. — завершение Кавказской войны; 1867 г. — продажа Аляски.



Персоналии: А. М. Горчаков; М. Г. Черняев.



Основные знания:


  • основная цель и главные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в.;

  • европейская политика России;

  • отмена некоторых статей Парижского договора;

  • завершение Кавказской войны и значение вхождения народов Кавказа в состав Российской империи;

  • политика России в Средней Азии, образование Туркестанского генерал-губернаторства, значение завоевания Россией Средней Азии;

  • политика России на Дальнем Востоке, определение дальневосточных границ между Россией, Китаем и Японией;

  • причины продажи Аляски.


Подготовительная работа: работа над проектами.

Класс делится на 3 группы для работы над проектами:



  • среднеазиатское направление;

  • дальневосточное направление;

  • ближневосточное направление.

Группы работают самостоятельно над составлением проектов своего направления. Результатом деятельности станет заполнение плаката (слайда).

В проекте необходимо выделить:



  1. причины, почему Россия считала необходимым своё вмешательство по данному направлению;

  2. события, которые произошли в рамках вашего направления;

  3. результаты, к чему привели эти действия.


Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим внешнюю политику Александра II, главную цель внешней политики в этот период: создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы и основные направления внешней политики России 60—70-х гг. XIX веке. Класс разделен на 3 группы. К уроку они подготовили проекты по 3 направлениям внешней политики и на уроке они нас познакомят результатами своих поисков.



II. Изучение новой темы.

- Главная цель во внешней политике в 60-70 годы: создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы.

- Почему именно такая цель поставлена?

-- итогом Крымской войны: (ответы учащихся)



  • что Россия устояла под ударами объединившихся против нее крупных держав мира и оказалась в изоляции;

  • согласно Парижскому миру России запрещалось иметь военный флот и укрепления. Черное море объявлялось нейтральным;

  • Война показала отсталость России и необходимость немедленного реформирования всех сторон общества.

Исходя из этой цели выделены главные задачи

- выход из международной изоляции и восстановление статуса России как великой мировой державы;

- отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости, которое делало южные границы России незащищенными и подрывало влияние на Балканах и Ближнем Востоке;

- необходимо договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке.


Во внешней политике Александра 2 раскрываются четыре основных направления:

  • европейское;

  • дальневосточное;

  • ближневосточное;

  • среднеазиатское.

Говоря о европейском направлении, следует отметить блистательную политику российской дипломатии во главе с министром иностранных дел А.М.Горчаковым. Александр Михайлович, умело используя противоречия между европейскими державами, добивался нужных для своего государства соглашений.
   
------Доклад учащегося «Министр иностранных дел светлейший князь А.М.Горчаков»---
Светлейший князь Алекса́ндр Миха́йлович Горчако́в (1798 - 1883) — видный российский дипломат и государственный деятель, канцлер, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного, 1856-1882гг. – министр иностранных дел. В годы Крымской войны он был послом в Вене и сумел удержать Австрию и ряд других держав от вступления в войну против России. А.М.Горчаков был просвещенным человеком и сторонником реформ. Желая обеспечить для них благоприятную обстановку, он вел осторожную политику, избегая вступления в различные военные коалиции и конфликты. Умело используя противоречия между европейскими державами, добивался нужных для России соглашений.
Главные усилия русской дипломатии были направлены на поиск союзников в Европе, выход из изоляции и развал антирусского блока, в которую входили Франция, Англия и Австрия.

1. В 1857 г. Россия заключила союз с Францией, но когда в 1859 г. началась австро-французская война, от помощи Франции Россия уклонилась. Отношения с Францией подорваны, но улучшились с Австрией. Антирусский блок развалился.

Россия заняла позицию нейтралитета в отношении Пруссии во время ее войн против Австрии (1866) и Франции (1870 -1871). Горчаков получил ее поддержку и в октябре 1870 г. заявил, что Россия больше не считает себя связанной обстоятельствами Парижского договора. В сложившейся ситуации Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса об отмене нейтрализации Чёрного моря. В результате в марте 1871 года состоялась Лондонская конференция, на которой был подписан протокол о нейтрализации Черного моря. Россия снова вступала в свои права: она имела теперь право держать на Черном море неограниченное количество военных судов и осуществлять военное укрепление своего черноморского побережья. Без единого выстрела дипломатия Александра и Горчакова добилась крупного успеха. Тем самым, одна из поставленных задач, была успешно достигнута.

Германия разгромив Францию, превратилась в мощное государство. Чтобы не допустить австро-германского союза Россия в 1873 г. .вошла в «Союз 3-х императоров». Договор был подписан тремя государствами: Россией в лице Александра II, Германией в лице Вильгельма I и Австро-Венгрией в лице Франца – Иосифа. Основная задача “Союза…” состояла в устранении разногласий между собой путём переговоров, а при угрозе нападения какой-либо другой державой договориться о совместных действиях.



----Запись в тетрадях 1873 год – образование «Союза трех императоров»----------

Таким образом, задача в европейском направлении была решена:



- отмена унизительных статей Парижского договора и мирным путем восстановила былое влияние.
2. Завершение Кавказской войны. (Работа по карточкам и тексту в учебнике стр.172.)

Учитель. Это благоприятно сказывалось на завершении войны на Кавказе, которая началась в 1817 году. На борьбу с горцами правительство направляет значительные силы.


-----------Чтение 2 пункта и заполнение пропусков в тексте-------------

« В августе 1856 г. Александр 2 назначил наместником Кавказа и главнокомандующим кавказской армией, князя____________. Он начал с разработки широкой программы административных преобразований в крае и одновременно активизировал военные операции против горцев. 25 августа _____ года русской армии сдался ________. В ноябре _____ года сложил оружие его соратник Мухаммед Аминь. Последний, крупный очаг сопротивления горцев был подавлен в ______ году. Многолетняя война, которую вела Росси с целью покорения Кавказа, была закончена. Это позволило России активизировать свою политику в Средней Азии.



- Какое значение имело для России присоединение Кавказа?


  1. Выступление учащихся со своими проектами:

А) Среднеазиатское направление.

В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА В АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ СЛОЖИЛАСЬ СЛЕДУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ. КАЗАХСКИЕ ЖУЗЫ (ОБЪЕДИНЕНИЯ) НОМИНАЛЬНО СОСТОЯЛИ В ПОДДАНСТВЕ РОССИИ, ДАЛЕЕ НА ЮГЕ СУЩЕСТВОВАЛО ТРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВА – КОКАНДСКОЕ, ХИВИНСКОЕ ХАНСТВО И БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ. ЕЩЁ ЮЖНЕЕ РАСПОЛАГАЛСЯ АФГАНИСТАН.

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЫТАЛОСЬ НАЛАДИТЬ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СО СРЕДНЕЙ АЗИЕЙ. ОДНАКО РОССИЙСКИЕ КУПЦЫ ОБЛАГАЛИСЬ ВЫСОКИМИ ПОШЛИНАМИ, А КАРАВАНЫ ГРАБИЛИСЬ. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ НАРОДЫ ПОСТОЯННО СОВЕРШАЛИ ГРАБИТЕЛЬСКИЕ НАБЕГИ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ. ЧЁТКОЙ ЛИНИИ УКРЕПЛЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ СО СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ НЕ БЫЛО. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ДЕЙСТВИЯ И ВЛИЯНИЕ АНГЛИИ В АФГАНИСТАНЕ И ИРАНЕ, ЕЁ СТРЕМЛЕНИЕ ПРОДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ БЕСПОКОИЛО РОССИЮ, КОТОРАЯ ВСТУПИЛА В БОРЬБУ С ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ ЗА ГОСУДАРСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ И НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ.

С 1864 ГОДА НАЧИНАЕТСЯ ВОЕННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ. СНАЧАЛА НА КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО. МАЛОЧИСЛЕННЫЕ РУССКИЕ ВОЙСКА ЗАХВАТИЛИ ГОРОДА АУЛИЕ-АТА, ТУРКЕСТАН, ЧИМКЕНТ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ОРЕНБУРГСКОЕ И ЗАПАДНОСИБИРСКОЕ УКРЕПЛЕНИЯ БЫЛИ СОЕДИНЕНЫ.

ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЧЕРНЯЕВ С ОТРЯДОМ В СОСТАВЕ ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК НАЧАЛ НАСТУПЛЕНИЕ НА ТАШКЕНТ С 100-ТЫСЯЧНОМ НАСЕЛЕНИЕМ. НЕСМОТРЯ НА ПЕРВУЮ НЕУДАЧУ, ПОПЫТКА ВЗЯТЬ ТАШКЕНТ БЫЛА ПОВТОРЕНА, И В 1866 ГОДУ ГОРОД БЫЛ ВКЛЮЧЁН В СОСТАВ РОССИИ.

В 1864 ГОДУ ВЫШЕЛ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТУРКЕСТАНСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВА, ГЛАВОЙ КОТОРОГО БЫЛ НАЗНАЧЕН К. П. КАУФМАН.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА ЧАСТЬ ЕГО ТЕРРИТОРИИ ВОШЛА В СОСТАВ РОССИИ. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ХИВИНСКОГО ХАНСТВА БЫЛИ УСПЕШНЫМИ И ВЗЯТИЕ ХИВЫ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭТОГО.

В НАЧАЛЕ 70-80-Х ГОДОВ РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ГЕНЕРАЛА Д. М. СКОБЕЛЕВА ПРОДОЛЖАЛИ ПОДЧИНЯТЬ СИЛОЙ ОРУЖИЯ ТЕРРИТОРИИ ЗАКАСПИЙСКОЙ ОБЛАСТИ.

ОДНИМ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАВОЕВАНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ СТАЛА ЛИКВИДАЦИЯ РАБСТВА И РАБОТОРГОВЛИ В ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ. РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОСВОБОДИЛО ДО 40 000 НЕВОЛЬНИКОВ.

ПРИЧИНЫ: 1) набеги среднеазиатских народов на территорию России;

2) отсутствие линии границ;

3) русские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились;

4) Англия пыталась распространить своё влияние на государства Средней Азии.



СОБЫТИЯ: 1) 1864 г. – военное наступление на Кокандское ханство, захват городов Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент;

2) 1864 г. – закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства (К.П.Кауфман);



  1. 1866 г. – город Ташкент включён в состав России;

  2. 1873 г.- Хива, Бухара, Коканд стали владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики;

  3. освобождение невольников (40000 человек).

РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) прекращение набегов, ликвидация рабства и работорговли;

2) начало более активного освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);

3) установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала Англия.
Дальневосточное направление:
ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ СИБИРИ, РЕГИОН РОССИИ, ГЕОГРАФИЧЕСКИ ОТНОСЯЩИЙСЯ К БАССЕЙНУ ТИХОГО ОКЕАНА. В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКЕ РОССИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИЛА СВОИ ТЕРРИТОРИИ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Г.И. НЕВЕЛЬСКОЙ 1850 ГОДУ УСТРОИЛ ПОСТЫ В УСТЬЕ АМУРА, А 1853 ГОДУ НА САХАЛИНЕ. ГЕНЕРАЛ ГУБЕРНАТОР ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ Н.Н. МУРАВЬЁВ (АМУРСКИЙ), СПУСКАЯСЬ ИЗ ЗАБАЙКАЛЬЯ ПО ТЕЧЕНИЮ РЕКИ АМУР В 1854-56ГОДАХ, ОСНОВАЛ ЦЕЛЫЙ РЯД РУССКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ПРИАМУРЬЕ. 1860 ГОДУ ЭСКАДРА П.В. КАЗАКЕВИЧА ЗАНЯЛА ПОБЕРЕЖЬЕ ПРИМОРЬЯ. ТАК НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ВОЗНИКЛИ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСК, ВЛАДИВОСТОК, ХАБАРОВСК.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСВОЕНИЕ РОССИЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СИБИРИ, АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ В КИТАЕ ЗАСТАВИЛИ ОБРАТИТЬСЯ К УТОЧНЕНИЮ ГРАНИЦ С КИТАЕМ. ЧАСТЬ ТЕРРИТОРИИ - ПРИАМУРЬЕ, УССУРИЙСКИЙ КРАЙ – НАХОДИЛИСЬ В СОВМЕСТНОМ ПОЛЬЗОВАНИИ РОССИИ И КИТАЕМ, И НЕ БЫЛА РАЗГРАНИЧЕНА.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕГОВОРОВ С КИТАЕМ ГРАНИЦА МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ УСТАНАВЛИВАЛАСЬ ПО РЕКЕ АМУР ДО ВПАДЕНИЯ В НЕГО РЕКИ УССУРИ. УССЦРИЙСКИЙ КРАЙ МЕЖДУ УССУРИ И ТИХИМ ОКЕАНОМ ОБЪЯВЛЕН СОВМЕСТНЫМ РУССКО-КИТАЙСКИМ ВЛАДЕНИЕМ (АЙГУНЬСКИЙ ДОГОВОР 1858ГОДА), ПО НОВОМУ ПЕКИНСКОМУ ДОГОВОРУ 1860 ГОДА УССУРИЙСКИЙ КРАЙ БЫЛ ОБЪЯВЛЕН ВЛАДЕНИЕМ РОССИИ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕГОВОРОВ С ЯПОНИЕЙ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, В 1855 ГОДУ ПО СИМОДСКОМУ ДОГОВОРУ КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА ПРИЗНАВАЛИСЬ ТЕРРИТОРИЕЙ РОСИИ, ОСТРОВ САХАЛИН – СОВМЕСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ ДВУХ СТРАН. В 1875 ГОДУ ПОДПИСАН ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР, ПО КОТОРОМУ ЗА РОССИЕЙ БЫЛ ЗАКРЕПЛЁН ОСТРОВ САХАЛИН, ОДНАКО ПРИШЛОСЬ СОГЛАСИТЬСЯ НА ПЕРЕДАЧУ ЯПОНИИ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ.

РЕЗУЛЬТАТОМ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ЯВИЛОСЬ УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ЯПОНИЕЙ И КИТАЕМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕМ ЗА РОССИЕЙ СВОИХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ.

ПРИЧИНЫ: 1) отсутствие линии границ с Китаем.

2) Приамурье, Уссурийский край в совместном пользовании России и Китая.

3) необходимость освоения территории Дальнего Востока.

4) стремление Англии и Франции распространить своё влияние в Китае.



СОБЫТИЯ: 1) 1855 год – симодский договор (Курильские острова – Россия, остров Сахалин – совместное пользование России и Японии).

2) 1858 год – Айгуньский договор (граница с Китаем устанавливается по реке Амур до реки Уссури.

3) 1860 год – Пекинский договор (Уссурийский край – владение России).

4) 1875 год – Петербургский договор (Сахалин России, острова Курильской гряды – Японии).




РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) появление новых городов (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Мариинск)

2) установлены дипломатические отношения с Японией и Китаем

3) Россия закрепила за собой свои дальневосточные территории

Ближневосточное направление (ВОСТОЧНЫЙ КРИЗИС 1875-1877 ГОДОВ)

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ НА БАЛКАНАХ РОССИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛА НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНУЮ БОРЬБУ БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ, СТРАДАВШИХ ОТ ОСМАНСКОГО ИГА. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВСЁ БОЛЬШЕ РАСШАТЫВАЛАСЬ ПОД УДАРАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. В 18745 ГОДУ ВСПЫХНУЛО ВОССТАНИЕ В ГЕРЦЕГОВИНЕ И БОСНИИ. В СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ УСИЛИВАЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ВОССТАВШИМ. В АПРЕЛЕ 1876 ГОДА НАЧАЛОСЬ ВОССТАНИЕ В БОЛГАРИИ.

ВОССТАНИЯ В БОСНИИ, ГЕРЦЕГОВИНЕ И БОЛГАРИИ ВЫЗВАЛИ ШИРОКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ПОДДЕРЖКУ БРАТСКИХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ. В СЕРБИЮ НАПРАВИЛОСЬ СВЫШЕ 5 ТЫС. РУССКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ, ПЕРЕВОДИЛИСЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ПОСЫЛАЛИСЬ МЕДИКАМЕНТЫ, ЗАКУПЛЕННЫЕ НА ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ. В ЭТОМ ДВИЖЕНИИ СОЛИДАРНОСТИ СО СЛАВЯНСКИМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ШИРОКИЕ СЛОИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, СТУДЕНЧЕСТВА, ДВОРЯНСТВА СТРЕМИЛИСЬ ИСКРЕННЕ ПОМОЧЬ СЛАВЯНСКИМ НАРОДАМ В БОРЬБЕ ЗА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ. В ПОДДЕРЖКУ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ ВЫСТУПИЛИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ, Н.И.ПИРОГОВ, Л.Н.ТОЛСТОЙ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ. ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ХИРУРГ Н.В.СКЛИФОСОВСКИЙ ВОЗГЛАВИЛ РУССКИЕ САНИТАРНЫЕ ОТРЯДЫ В ЧЕРНОГОРИИ, А ИЗВЕСТНЫЙ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ С.П.БОТКИН – В СЕРБИИ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫСТУПИЛО ПОД ЛОЗУНГОМ «ЗАЩИТЫ БРАТЬЕВ-СЛАВЯН». АЛЕКСАНДР II ПООЩРЯЛ ОТПРАВКУ НА БАЛКАНЫ ДОБРОВОЛЬЦЕВ И СБОР ПОЖЕРТВОВАНИЙ В ПОЛЬЗУ ВОССТАВШИХ, САМ ПЕРВЫЙ ВНЁС 10 ТЫС. РУБЛЕЙ. ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЫТАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ОСМАНСКОГО ПРОИЗВОЛА НА БАЛКАНАХ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИМ НАРОДАМ НЕЗАВИСИМОСТИ. ОДНАКО ТУРЦИЯ, НЕ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ АНГЛИИ, ОТКЛОНИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МИРНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ ВОСТОЧНОГО КРИЗИСА И ПРОЕКТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АВТОНОМИИ БОСНИИ, ГЕРЦЕГОВИНЕ, БОЛГАРИИ, ВЫРАБОТАННЫЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПОСЛОВ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ.

ЗАРУЧИВШИСЬ НЕЙТРАЛИТЕТОМ АВСТРО-ВЕНГРИИ И СОГЛАСИЕМ РУМЫНИИ НА ПРОПУСК ВОЙСК ЧЕРЕЗ ЕЁ ТЕРРИТОРИЮ, 12 АПРЕЛЯ 1877 ГОДА РОССИЯ ОБЪЯВИЛА ВОЙНУ ТУРЦИИ.

ПРИЧИНЫ: 1) стремление славянских народов освободиться от турецкого ига

2) карательные действия турецких войск

3)возникновение общественного движения в защиту славян в России

СОБЫТИЯ: 1) добровольческие отряды слали на Балканы (Н.В. Склифосовский, С.П.Боткин), 10 тыс. рублей пожертвовал Александр Второй

2) октябрь 1876 год – Россия потребовала от Турции заключения перемирия с Сербией

РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) январь 1877 г Россия согласилась на оккупацию Австро - Венгрией Боснии и Герцеговины

2) март 1877 г. – Лондонский протокол – Турции предлагалось провести реформы для облегчения христианского населения



  1. 12 апреля 1877 г. – царь подписал манифест об объявлении войны Турции




  1. Продажа Аляски.

Аляска, открытая в 1732 году русской экспедицией под руководством М. С. Гвоздева и И. Фёдорова, была владением России в Северной Америке. Сперва она осваивалась частными лицами, но, начиная с 1799 — специально учреждённой монополией — Русско-американской компанией (РАК).


Площадь проданной территории составляла 1 518 800 км² и была практически необжита — по оценке самой РАК, на момент продажи население всей русской Аляски и Алеутских островов составляло около 2500 русских и примерно до 60 000 индейцев и эскимосов. В начале XIX века Аляска приносила доходы за счёт торговли пушниной, однако к середине века стало представляться, что расходы на содержание и защиту этой отдалённой и уязвимой территории будут перевешивать потенциальную прибыль.

Первым вопрос о продаже Аляски США перед русским правительством поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский в 1853 году, указывая, что это, по его мнению, является неизбежным, и в то же время позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи:



«...теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши.

Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Стоимость сделки составила 7,2 миллионов долларов золотом. К США переходили весь полуостров Аляска Алеутские острова. Вместе с территорией Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы, относящиеся к передаваемым территориям.

- Чтение документов в конце § 27 и ответить на вопросы:


  • каковы были экономические причины продажи Аляски?

  • Каковы политические причины продажи Аляски?

Наполеон, который увяз в европейских военных делах, пришлось согласиться с предложением продать Луизиану. Он понял: «Не продашь, возьмут даром». Мексика была вынуждена уступить сильному и настойчивому покупателю Калифорнию. А ранее у Мексики силой отняли Техас. От Испании США захватили Флориду. Великий князь понимал, что дальнейшее «округление» неизбежно коснется и русской колонии и настаивал: надо продать, иначе отнимут. Кроме того, Крымская война привела к оскудению казны и показала незащищенность территорий в Тихом океане. Продажа Аляски смогла пополнить казну, избавила от неприбыльной колонии. Вырученные деньги можно направить на освоение богатых районов восточной Сибири.

Россия рассматривала США как противовес своему извечному сопернику Англии, с которой она сталкивалась на Балканах, в Азии и на Дальнем Востоке. Продажа Аляски американцам наносила удар по английскому могуществу в Северной Америке, устраняла преобладание английского флота в этом регионе, создавая в то же время основания для усиления англо-американских противоречий. Продажа Русской Америки определила дружественные отношения между Россией и США на длительный период.



Задание учащимся: Написать сочинение-рассуждение: каково ваше отношение к продаже Русской Америки?
   Итак, именно при Александре произошло включение всех окраинных пространств Евразийской степи в единое государство. Дипломатическим и военным путем России удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи. Восстановить свое положение, как великой державы.

III. Закрепление пройденного материала

- Назовите направления внешней политики Александра 2.

- Каких успехов достигла Россия в годы правления Александра 2.

  • отмена унизительных статей Парижского договора и мирным путем восстановила былое влияние, имела право держать на Черном море неограниченное количество военных судов и осуществлять военное укрепление своего черноморского побережья.

  • присоединение Кавказа

  • Хива, Бухара, Коканд стали владениями России

  • Установление дипломатических отношений с Китаем, Японией, закрепление за Россией своих дальневосточных территорий, возникновение новых городов.


IV. Домашнее задание. Параграф 27. Выставление оценок




Социализм — это общество, в котором бесплатно еще не дают, а за деньги уже ничего не купишь. Советский фольклор
ещё >>