Учитель: Алиева Халисат Абасовна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отделение философии образования и теоретической педагогики научные... 7 1004.86kb.
Алиева Алина Ракаевна 1 173.67kb.
Программа: f-dur. И. С. Бах Маленькая прелюдия№8 П. И. Чайковский... 1 53.5kb.
Отрывок из сценария «монгол» арифа алиева и сергея бодрова 1 13.66kb.
Конкурса «Учитель года» 1 29.28kb.
Международный день родного языка 1 9.45kb.
Месторождения будут осваиваться этими компаниями совместно 1 68.92kb.
Эхо планеты 1 19.4kb.
Конкурс "Суперстар-18". И вновь таланты, и вновь «SuperStar-18» 1 60.29kb.
Литература. Л. Алиева, Т. Торкунова. Тестовый комплекс. Компания... 1 50.62kb.
Разработала: учитель истории мбоу «Сеспельская сош» 1 346.42kb.
«воспитание у учащихся ценностного отношения к семье». 1 90.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учитель: Алиева Халисат Абасовна - страница №1/1


МКОУ « Красновосходская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района РД



Тема:


Учитель: Алиева Халисат Абасовна

25.01.2013 г.

Тема урока:

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи:

  • воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

  • учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

  • подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

  • показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

  • развивать умение выражать свои чувства и мысли

  • развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений


Виды деятельности: беседа, работы: индивидуальная, фронтальная, в группах, инсценировка.
Основные термины и понятия: род, семья, родословная, нравственные качества.

Оборудование: образец родословного древа; шаблоны для составления ромашки, пословицы, стихи на тему «Семья», исполнение песни «»; текст сказки, карточки с ситуациями для инсценирования.
Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.



II. Актуализация знаний.

О чем мы будем говорить на уроке, вы поймёте, если отгадаете загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

слайд 1.

(чтение стихотворения по ролям : Загидат и Рустам)

Когда появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала Земля-

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева тихонько ответила: «Я»

- Кто их воспитает, царица моя?

Ева покорно ответила: «Я»

- Кто ест приготовит, о радость моя?

Ева все также ответила: «Я»

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», - тихо молвила Ева: «я, я»,

Сказала она знаменитых семь «Я»

Вот так на Земле появилась семья.

Что такое, по-вашему «семья»? Что слышится вам в этом слове? (семь «Я»)

- Как вы думаете, почему семья состоит из семи «я»?

(Настоящая семья – это бабушка, дедушка, папа, мама и трое детей).

- Поднимите руки, у кого сейчас именно такая семья?

- Ребята, у меня для вас есть сюрприз, я попросила принести у ваших родителей ваши семейные фотографии и решила создать такой необычный фотоальбом всего вашего класса, только в окружении ваших любимых и близких.

Слайды 3, 4,5

- Кто нашел себя среди изобилия фотографий, расскажите об этой фотографии, помните ли вы тот день, когда была сделана эта фотография?

-Какие слова вы вспоминаете, услышав это слово? (ответы детей).

III. Тема урока.

«Род и семья – исток нравственных отношений».

В загадке сказано, что без семьи не прожить. Почему?

IV. Работа по теме.

1. Осознание понятия «семья», «родословная». Беседа.

Учитель: В семье формируется культура человека, закладывается все то, что станет потом его способом действовать в этом мире. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей.

- Послушайте стихотворение. (читает учитель).


В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом.

Слайд 6.

Что значит «родительский дом»? Какие однокоренные слова подберете? (родители, род, родственники, родословная).


Что видите на рисунке? Что необычного в дереве?

Это не обычное дерево, а «генеалогическое древо».

Генеаологическое древо составляется по мужской линии, а у некоторых народов по женской линии.

Кто будет являться корнем этого дерева, а ветки? (Обсудить правила оформления родословной).

В учебнике на с. 39 представлена родословная Пушкина. (Рассматривание, обсуждение).

Предлагаю вам дома с родителями составить свою родословную, узнать историю своей фамилии.


2. Знакомство с праздниками, посвященными семье. Выделение качеств, которые прививает человеку семья.

Работа в группах (по 4-5 человек).

Учитель: Семья является хранителем традиционной культуры быта народа; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это основа родины.

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие? (Ответы детей).



Учитель: таких праздников 2.

Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года.

- Что стало его символом? (ромашка)

- А какие качества личности должна формировать в человеке семья, чтобы он вырос достойным гражданином?
Задание: Перед вами части ромашки (серединки и лепестки).

На лепестках напишите качества, приобретаемые человеком в семье, и соберите ромашку. (Можно дать список слов для выбора тем, кто затрудняется с ответом).

Обсуждение ответов детей.

3. Осознание смысла семейных отношений. Фронтальная работа.

Учитель: Послушайте болгарскую сказку. ( инсценировка сказки)

«Сказка о бочке»

Жил-был старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятых сыновей и говорит:

_ Знайте, дети мои, я скоро умру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте хорошенько, а потом мне растолкуете, как поняли.


Старик начал рассказ:

- Рос в лесу дуб. Большое дерево было. С его толстых ветвей желуди дождём падали. Корни его глубоко вросли в землю – соки из неё сосали. Трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел дровосек, примерился к дубу, засучил рукава – и давай рубить. К вечеру повалил дерево, ветки обрубил, а ствол приволок в плотницкую и распилил на тонкие полоски.

Забрал те доски бочар и у себя в мастерской сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое вино, а потом продавал его тем, кто справлял свадьбу, крестины, поминки. Так было, пока бочка оставалась целой…

Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, и бочка рассохлась. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам. Хозяйка сожгла в печи донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!..

Ну, сыновья, растолкуйте мне притчу, - сказал отец.



( Все герои сказки остаются на сцене и в это время учитель не дождавшись конца сказки спрашивает:

- Ребята, а вы как бы ответили. О чем хотел сказать старик? ( Ответы учащихся)
Учитель: Ребята, давайте, досмотрим конец сказки и по что же хотел донести отец до своих сыновей

Задумались пятеро братьев. Ничего не смогли сказать отцу. Старик покачал головой и говорит:

- Молоды вы ещё и не догадываетесь. Ну, так слушайте. Лес, где растут большие деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям её – народу – вовеки не будет конца. Бочка – это семья; клепки - это все мы, родичи; обручи – согласие, вино – радость и счастливая жизнь. Пока в семье согласие - она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!... Берегите обручи, дети мои.

Старший сын поцеловал руку отцу и говорит:

- Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы и детям своим передадим.

Учитель: Зачем старик рассказал эту притчу сыновьям?
4. Работа с пословицами, объяснение их смысла.

Работа в группах. Слайд 7.
Русский народ оставил нам свою мудрость в половицах.

Пословицы разделены на две части. Соберите их и объясните смысл. (У каждой группы по 6 пословиц, но объясняет она ту, которую просит учитель).



Правильный вариант.
Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас? (Да).
5. Разыгрывание ситуаций, возникающих в семье и осознание в них роли ребенка.

Работа в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую нужно разыграть, показывая свои действия.( вытянуть как билет и дать полминуты на обдумывание).

1) в семье кто-то тяжело заболел;

2) мама пришла с работы усталая;

3) папа что-то ремонтирует;

4) в семье появилось животное;

5) бабушка или мама готовит ужин;

6) папа и мама поссорились.

О семье написано очень много стихотворений, в которых или воспевается семья или отражаются её проблемы. Послушаем несколько из них:


Читают подготовленные ученики:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней  работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
4. Итог урока.

О чем говорили на уроке?

-Давайте прочитаем в учебнике вывод урок 18 стр. 39.

Какое место в жизни человека занимает семья? Чем она важна?

Изменил ли урок ваше понимание о семье? Осознание значимости себя в ней?

Памятки готовые каждому ребенку



  1. Любите, берегите и цените своих родителей – вам никто их не заменит.

  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесет им радость.

  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.

  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

  5. Помните слова М. Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Учитель: - Перед вами на столах лежат сигнальные карточки-фонарики.

Поднимите зеленый «фонарик» те, кто последует нашим советам, у кого после нашей встречи улучшилось настроение. Поднимите красный «фонарик» те, кто не будет следовать нашим советам и считает, что зря потратили время.

Любите и понимайте друг друга!


Индивидуальная работа.

Перед вами ромашки (у каждого своя, необходимо подписать на обороте), напишите, какие добрые поступки вы можете совершать для сохранения спокойствия в своей дружной семье.

Запомните их и постарайтесь выполнять хотя бы что-то, но каждый день.

В серединке нарисуйте смайлик, который отразит ваше настроение после этого урока. Сдайте ромашки.

(На следующем уроке их можно раздать и попросить раскрасить те лепестки, на которых отражены добрые дела, выполненные за неделю)
5. Домашнее задание.

Напоминаю, что дома нужно начать работу по составлению своей родословной. А ещё узнайте у родителей историю их знакомства. Долго ли они размышляли о создании семьи. Какие качества их привлекли друг в друге.

Мы говорили на уроке о празднике семьи, любви и верности и, поэтому давайте все вместе споем песню «Родительский дом».

За продуктивную работу и активное участие на уроке я вам дарю эти открытки-рамки по нашей теме «Семья». В эту рамку можно вырезать маленькие фотографии и приклеить сюда. Можно в последующем и в рамочку вставить.





На что и клад

коли в семье лад

Родительское слово

мимо не молвится

Вся семья вместе

так и душа на месте

Отца с матерью почитать

горя не знать

Родители трудолюбивы

и дети не ленивы

Дом согревает не печь

а любовь и согласие

camomille10camomille10
camomille10




Любовь и кашель не скроешь. Латинская пословица
ещё >>