страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учимся говорить выразительно! - страница №1/1
![]() Подготовила: учитель – логопед Хасанова Ю. Н. , МДОБУ № 33 г. Оренбург Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой. А. С. Грибоедов. Нам всегда хочется слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков. Мы - педагоги всегда готовы помочь детям овладеть такими речевыми характеристиками. Но для того, чтобы это сделать более качественно, нам самим нужно разобраться в сути данного вопроса. Что же такое выразительная речь? На сегодняшний день к хорошей речи предъявляется множество требований [4.С. 8]:
Сегодня мы поговорим о выразительности речи и о том, как же научить этому наших детей. Выразительность речи – это умение передавать в речи оттенки чувств и мыслей. В устной речи средствами выразительности могут быть интонация, жесты, мимика, пауза, тон и тембр голоса. Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» [2.С. 184]. Интонация – это сложный комплекс, включающий в себя несколько выразительных средств звучащей речи:
Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи. По мнению Беляковой Л. И. и Дьяковой Е. А речь заикающихся детей интонационно обеднена [1. С. 165]. Это же можно сказать и о детях с такими речевыми нарушениями, как дизартрия и ринолалия.
При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоциональной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации [3 С. 45]. На первых этапах коррекционной работы рекомендуется обучать детей передавать основные виды интонации (вопросительную, восклицательную, интонацию завершенности и незавершенности) с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику. Затем продолжается работают над передачей интонации с помощью гласных звуков, где в ряду гласных звуков один из них выделяется при помощи ударения: «А-о-У-и». Выделение гласных сочетается с интонационным изменением голоса: «Аоуи? Аоуи!». Вначале обучение происходит по образцу взрослого. Позже дети могут самостоятельно придумывать те или иные сочетания гласных. В своей практике мы называем такое упражнении «Ка-ля-ба-лякский язык», где дети ведут диалог лишь при помощи цепочек ударных и безударных гласных. И, конечно, нельзя забывать про интонации вопроса и ответа. Сначала с трудом, а в дальнейшем с легкостью и радостью дети разговаривают на Ка-ля-ба-лякском языке.
Одним из видов обучения интонационной выразительности является использование междометий в передаче интонации радости (Ах! Ох!), печали (о-о-о), сожаления (ох-ох) и т.д. Далее начинается работа по выделению значимого слова, словосочетания. Оно должно быть выделено силой голоса (логическим ударением). Одновременно идет и процесс обучение паузированию. Эту работу хорошо начинать на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформления паузы. Позже используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ и, наконец, переходят к спонтанному высказыванию [1. С. 167].
Темп. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Обычно различают медленный, умеренный (средний) и быстрый речевой темп [5. С. 175]. Скорость речи каждого человека индивидуальна. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности и четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Ритм. Последовательное чередование выделяемых элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Нормализовать темп и ритм речи помогает и отхлопывание ритмических рисунков различной сложности. Простые ритмы: ! !; !!!; ! !!; !! !; ! ! !!; ! ! !!!; Сложные ритмы: !!! ! !; !! !!! !!!; !!! !! !!; !!! !! !; ! !!! ! !!! и др. Это упражнение мы называем «Веселые ладошки» или «Послушай и повтори». Все вышеперечисленные рекомендации по развитию чувства темпа и ритма легко организовать в условиях занятия по логопедической ритмике, где так же широко используются пальчиковые и логоритмические игры, которые в свою очередь способствуют нормализации интонации, тембра голоса и логического ударения. Надеемся, что данный материал поможет вам сделать свою речь и речь ваших детей интересной и выразительной. Желаем успехов! Список литературы.
|
ещё >> |