Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Рекомендуется для направления подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 4 615.01kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 1 116.25kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 2 525.41kb.
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется... 1 372.23kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в профессию экономиста... 1 158.71kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) б в 1 Экономика 1 215.93kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) метеорология и климатология... 1 213.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины медико-биологические проблемы... 1 273.87kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы здоровья и здорового... 1 338.47kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) международное право... 1 73.66kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) международное частное... 1 67.21kb.
Образовательное 1 43.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение - страница №1/1







ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Введение в литературоведение


  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в литературоведение» являются:

  • дать представление о содержании и назначении литературной науки, об основных литературоведческих терминах и понятиях;

  • приобщить к азбуке современного литературоведения;

  • дать необходимые представления о путях и навыках литературоведческого труда.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология».

Пропедевтический литературоведческий курс, подготавливающий восприятие всех последующих отечественных и зарубежных историко-литературных и теоретико-литературных курсов.

«Введение в литературоведение» знакомит студентов со структурой науки о литературе, с базовыми литературоведческими понятиями и инструментами, подготавливает первокурсников к многообъемному восприятию всех последующих отечественных и зарубежных историко-литературных курсов, теоретико-литературных штудий, всех видов и форм будущих университетских литературоведческих работ. Освоение дисциплины «Введение в литературоведение» должно предшествовать освоению общепрофессиональных дисциплин «История зарубежной литературы», «История русской литературы», «Теория литературы», «Методика преподавания литературы». В рамках курса предусмотрены как лекционные часы, так и практические занятия, где студенты должны получить практические навыки работы с художественными текстами. В лекциях намечаются основные категории и принципы анализа художественного текста, которые будут развёрнуты и применены к конкретным текстам на практических занятиях.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

- понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом.


Также частично формируются компетенции:

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные разделы и положения науки о литературе;

Уметь: пользоваться инструментами литературоведческого анализа;

Владеть: навыками анализа и интерпретации литературного текста.

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в том числе аудиторных - 68 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

с.р.с.

практ. зан.

с.р.с.

1

Наука о литературе

1

1

2

2










2

Художественный текст как предмет науки о литературе

1

2,3

4

4










3

Литературоведческий труд и его важнейшие характеристики

1

4,5

4

4










4

Текстология как отрасль литературоведения

1

6,7

4

4










5

Научный аппарат издания. Типы комментария. Работа с академическими полными собраниями сочинений

1

8







2

2

Проверка задания по характеристике одного из академических полных собраний сочинений

6

Виды изданий. Справочно-библиографические издания по литературоведению

1

9







2

2

Проверка задания по сопоставлению статей из универсальных энциклопедических и литературоведческих справочных изданий

7

Источниковедение как отрасль литературоведения

1

10

2

2










8

Первоисточники, источники и пособия

1

11







2

2

Проверка письменной работы, характеризующей источники и пособия по теме годовой домашней контрольной работы

9

Важнейшие библиотеки России и мира. Архивы. Литературные музеи. Литературоведческие исследовательские институты

1

12







2

2

Обсуждение студенческих сообщений о литературных музеях

10

Библиография как отрасль литературоведения

1

13

2

2










11

Библиография в труде литературоведа. Принципы составления и библиографического описания

1

14







2

2

Проведение мини-теста по изученному материалу

12

Справочно-библиографические издания по истории русской литературы

1

15







2

2

Проверка домашнего задания по библиографическому описанию

13

Основные направления библиографической работы. Виды библиографии. Принципы библиографического разыскания

1

16







2

2

Проверка домашнего задания по библиографическому описанию

14

Историко-теоретические литературоведческие дисциплины: история и теория литературы

1

17







2

2

Контрольная работа по составлению библиографического описания

15

Историко-теоретические литературоведческие дисциплины: история и теория литературной критики; история и методология литературоведения

1

18

2

2






















Текущая аттестация










Зачёт

16

Литература среди других видов искусства

2

1

2

2










17

Три рода литературы. Жанр как категория литературной памяти

2

2

2

2










18


Принципы анализа художественного текста

2


3

2

2










19

Текст и подтекст в литературном произведении. Выразительное чтение как умение «выразить голосом поэтическую идею»

2

4







2

2

Проверка домашнего задания по выявлению подтекста в художественном произведении. Проверка навыков выразительного чтения

20

Автор и герой в литературном произведении. Типы повествования в литературном произведении

2

5

2

2










21

Основные средства раскрытия характера в литературном произведении. Автор-рассказчик-повествователь в литературе

2

6







2

2

Проверка домашнего задания по анализу средств раскрытия характера и соотношения автора-рассказчика-повествователя в художественном тексте

22


Понятие о сюжете литературного произведения. Композиция в эпическом, лирическом и драматическом тексте

2


7

2


2










23

Сюжет, фабула и композиция литературного произведения. Мотив в литературном произведении

2

8







2

2

Проверка домашнего задания по анализу соотношения сюжета, фабулы и композиции в художественном тексте.

24

Читатель в литературном произведении. Автор и читатель. Типы реальных читателей в литературном процессе

2

9

2

2










25

Читатель «внешний» и «внутренний».

Законы «медленного чтения» художественного текста

2

10







2

2

Проверка навыков медленного чтения

26

Эстетическая функция языка художественной литературы

2

11

2

2










27

Понятие о тропах и фигурах в художественном произведении

2

12







2

2

Проверка аудиторной письменной работы по теме занятия

28

Речь прозаическая и стихотворная. Понятие о метре и ритме. Системы стихосложения. Рифмы и клаузулы. Строфика

2

13







2

2

Стиховедческий анализ предложенных стихотворных фрагментов. Выполнение письменных заданий

29

Образно-поэтические средства в стихотворном тексте. Выразительное чтение стихотворного произведения. Партитура выразительного чтения

2

14







2

2

Проверка домашнего задания по стиховедческому анализу.

30

Построение стихотворения и его ассоциативный ряд. Мотив в стихотворении. Образный мир и поэтическая интонация лирического героя. Смысл логико-понятийный и поэтический

2

15







2

2

Проверка контрольной работы по стиховедческому анализу и составлению партитуры выразительного чтения.

31

Научные школы в отечественном литературоведении

2

16

2

10






















Текущая аттестация










Экзамен



5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, аудиторные контрольные работы, годовая домашняя контрольная работа.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В процессе освоения дисциплины выполняются следующие виды самостоятельной работы: ознакомление с основной и дополнительной литературой, выполнение домашних заданий, предлагаемых преподавателем на лекциях и практических занятиях, выполнение годовой домашней контрольной работы.

Годовая домашняя контрольная работа представляет собой своего рода опыт медленного чтения − письменный аналитический комментарий к одному из стихотворных произведений. В начале года преподаватель определяет круг текстов: любовная, философская или пейзажная лирика русских поэтов. Задание может быть связано и с одной из вечных в мировой художественной культуре тем − темой поэта и поэтического искусства.

Студент выбирает текст, составляет партитуру выразительного чтения, по различным словарям и справочникам собирает сведения об авторе художественного текста. В связи с избранным произведением предлагаются задания источниковедческого, текстологического и библиографического характера. В дальнейшем предстоит работа в области стихосложения. И, наконец, давая аналитический комментарий к отдельным компонентам художественного текста, студент пытается систематизировать свои соображения об основных мотивах и образном строе всего стихотворения в целом.

Годовая домашняя контрольная работа сопровождает весь процесс освоения курса «Введение в литературоведение» и по существу является первым студенческим учебно-научным филологическим исследованием под руководством преподавателя.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. 3-е изд. М., 1988.

Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. М., 1997.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В.Чернец. М., 1999.

Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Крупчанов, Л.М. Введение в литературоведение / Л.М. Крупчанов. - М., 2005.

Фарино, Е. Введение в литературоведение / Е. Фарино. - СПб., 2004.
б) дополнительная литература:

Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М., 1984.

Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. - М., 1968.

Гинзбург, Л. О лирике. 2-е изд., доп. / Л. Гинзбург. - Л., 1974.

Гинзбург, Л. О литературном герое / Л. Гинзбург. - Л., 1979.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Б.А. Есин. М., 1999.

Жирмунский, В. Теория стиха / В. Жирмунский. - Л., 1995.

Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М., 1966.

Лихачев, Д.С. Текстология: Краткий очерк / Д.С. Лихачев. - М., Л., 1964.

Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю.М. Лотман. - Л., 1972.

Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста: Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман. - СПб., 1996.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Доступ к вузовскому библиотечному фонду; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 – Филология, профиль «Отечественная филология».


Разработчики:

профессор Саратовского государственного университета В.В. Прозоров

профессор Саратовского государственного университета Е.Г. Елина

доцент Саратовского государственного университета И.А. Книгин

доцент Саратовского государственного университета И.В. Бибина







Вино — самый здоровый и гигиеничный из напитков. Луи Пастер
ещё >>