Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Рекомендуется для направления подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 4 615.01kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 1 116.25kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 2 525.41kb.
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется... 1 372.23kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в профессию экономиста... 1 158.71kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) б в 1 Экономика 1 215.93kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) метеорология и климатология... 1 213.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины медико-биологические проблемы... 1 273.87kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы здоровья и здорового... 1 338.47kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) международное право... 1 73.66kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) международное частное... 1 67.21kb.
Образовательное 1 43.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение - страница №1/1







ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Введение в литературоведение


  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в литературоведение» являются:

  • дать представление о содержании и назначении литературной науки, об основных литературоведческих терминах и понятиях;

  • приобщить к азбуке современного литературоведения;

  • дать необходимые представления о путях и навыках литературоведческого труда.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология».

Пропедевтический литературоведческий курс, подготавливающий восприятие всех последующих отечественных и зарубежных историко-литературных и теоретико-литературных курсов.

«Введение в литературоведение» знакомит студентов со структурой науки о литературе, с базовыми литературоведческими понятиями и инструментами, подготавливает первокурсников к многообъемному восприятию всех последующих отечественных и зарубежных историко-литературных курсов, теоретико-литературных штудий, всех видов и форм будущих университетских литературоведческих работ. Освоение дисциплины «Введение в литературоведение» должно предшествовать освоению общепрофессиональных дисциплин «История зарубежной литературы», «История русской литературы», «Теория литературы», «Методика преподавания литературы». В рамках курса предусмотрены как лекционные часы, так и практические занятия, где студенты должны получить практические навыки работы с художественными текстами. В лекциях намечаются основные категории и принципы анализа художественного текста, которые будут развёрнуты и применены к конкретным текстам на практических занятиях.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

- понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом.


Также частично формируются компетенции:

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные разделы и положения науки о литературе;

Уметь: пользоваться инструментами литературоведческого анализа;

Владеть: навыками анализа и интерпретации литературного текста.

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в том числе аудиторных - 68 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

с.р.с.

практ. зан.

с.р.с.

1

Наука о литературе

1

1

2

2










2

Художественный текст как предмет науки о литературе

1

2,3

4

4










3

Литературоведческий труд и его важнейшие характеристики

1

4,5

4

4










4

Текстология как отрасль литературоведения

1

6,7

4

4










5

Научный аппарат издания. Типы комментария. Работа с академическими полными собраниями сочинений

1

8







2

2

Проверка задания по характеристике одного из академических полных собраний сочинений

6

Виды изданий. Справочно-библиографические издания по литературоведению

1

9







2

2

Проверка задания по сопоставлению статей из универсальных энциклопедических и литературоведческих справочных изданий

7

Источниковедение как отрасль литературоведения

1

10

2

2










8

Первоисточники, источники и пособия

1

11







2

2

Проверка письменной работы, характеризующей источники и пособия по теме годовой домашней контрольной работы

9

Важнейшие библиотеки России и мира. Архивы. Литературные музеи. Литературоведческие исследовательские институты

1

12







2

2

Обсуждение студенческих сообщений о литературных музеях

10

Библиография как отрасль литературоведения

1

13

2

2










11

Библиография в труде литературоведа. Принципы составления и библиографического описания

1

14







2

2

Проведение мини-теста по изученному материалу

12

Справочно-библиографические издания по истории русской литературы

1

15







2

2

Проверка домашнего задания по библиографическому описанию

13

Основные направления библиографической работы. Виды библиографии. Принципы библиографического разыскания

1

16







2

2

Проверка домашнего задания по библиографическому описанию

14

Историко-теоретические литературоведческие дисциплины: история и теория литературы

1

17







2

2

Контрольная работа по составлению библиографического описания

15

Историко-теоретические литературоведческие дисциплины: история и теория литературной критики; история и методология литературоведения

1

18

2

2






















Текущая аттестация










Зачёт

16

Литература среди других видов искусства

2

1

2

2










17

Три рода литературы. Жанр как категория литературной памяти

2

2

2

2










18


Принципы анализа художественного текста

2


3

2

2










19

Текст и подтекст в литературном произведении. Выразительное чтение как умение «выразить голосом поэтическую идею»

2

4







2

2

Проверка домашнего задания по выявлению подтекста в художественном произведении. Проверка навыков выразительного чтения

20

Автор и герой в литературном произведении. Типы повествования в литературном произведении

2

5

2

2










21

Основные средства раскрытия характера в литературном произведении. Автор-рассказчик-повествователь в литературе

2

6







2

2

Проверка домашнего задания по анализу средств раскрытия характера и соотношения автора-рассказчика-повествователя в художественном тексте

22


Понятие о сюжете литературного произведения. Композиция в эпическом, лирическом и драматическом тексте

2


7

2


2










23

Сюжет, фабула и композиция литературного произведения. Мотив в литературном произведении

2

8







2

2

Проверка домашнего задания по анализу соотношения сюжета, фабулы и композиции в художественном тексте.

24

Читатель в литературном произведении. Автор и читатель. Типы реальных читателей в литературном процессе

2

9

2

2










25

Читатель «внешний» и «внутренний».

Законы «медленного чтения» художественного текста

2

10







2

2

Проверка навыков медленного чтения

26

Эстетическая функция языка художественной литературы

2

11

2

2










27

Понятие о тропах и фигурах в художественном произведении

2

12







2

2

Проверка аудиторной письменной работы по теме занятия

28

Речь прозаическая и стихотворная. Понятие о метре и ритме. Системы стихосложения. Рифмы и клаузулы. Строфика

2

13







2

2

Стиховедческий анализ предложенных стихотворных фрагментов. Выполнение письменных заданий

29

Образно-поэтические средства в стихотворном тексте. Выразительное чтение стихотворного произведения. Партитура выразительного чтения

2

14







2

2

Проверка домашнего задания по стиховедческому анализу.

30

Построение стихотворения и его ассоциативный ряд. Мотив в стихотворении. Образный мир и поэтическая интонация лирического героя. Смысл логико-понятийный и поэтический

2

15







2

2

Проверка контрольной работы по стиховедческому анализу и составлению партитуры выразительного чтения.

31

Научные школы в отечественном литературоведении

2

16

2

10






















Текущая аттестация










Экзамен



5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, аудиторные контрольные работы, годовая домашняя контрольная работа.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В процессе освоения дисциплины выполняются следующие виды самостоятельной работы: ознакомление с основной и дополнительной литературой, выполнение домашних заданий, предлагаемых преподавателем на лекциях и практических занятиях, выполнение годовой домашней контрольной работы.

Годовая домашняя контрольная работа представляет собой своего рода опыт медленного чтения − письменный аналитический комментарий к одному из стихотворных произведений. В начале года преподаватель определяет круг текстов: любовная, философская или пейзажная лирика русских поэтов. Задание может быть связано и с одной из вечных в мировой художественной культуре тем − темой поэта и поэтического искусства.

Студент выбирает текст, составляет партитуру выразительного чтения, по различным словарям и справочникам собирает сведения об авторе художественного текста. В связи с избранным произведением предлагаются задания источниковедческого, текстологического и библиографического характера. В дальнейшем предстоит работа в области стихосложения. И, наконец, давая аналитический комментарий к отдельным компонентам художественного текста, студент пытается систематизировать свои соображения об основных мотивах и образном строе всего стихотворения в целом.

Годовая домашняя контрольная работа сопровождает весь процесс освоения курса «Введение в литературоведение» и по существу является первым студенческим учебно-научным филологическим исследованием под руководством преподавателя.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. 3-е изд. М., 1988.

Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. М., 1997.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В.Чернец. М., 1999.

Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Крупчанов, Л.М. Введение в литературоведение / Л.М. Крупчанов. - М., 2005.

Фарино, Е. Введение в литературоведение / Е. Фарино. - СПб., 2004.
б) дополнительная литература:

Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М., 1984.

Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. - М., 1968.

Гинзбург, Л. О лирике. 2-е изд., доп. / Л. Гинзбург. - Л., 1974.

Гинзбург, Л. О литературном герое / Л. Гинзбург. - Л., 1979.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Б.А. Есин. М., 1999.

Жирмунский, В. Теория стиха / В. Жирмунский. - Л., 1995.

Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М., 1966.

Лихачев, Д.С. Текстология: Краткий очерк / Д.С. Лихачев. - М., Л., 1964.

Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю.М. Лотман. - Л., 1972.

Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста: Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман. - СПб., 1996.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Доступ к вузовскому библиотечному фонду; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 – Филология, профиль «Отечественная филология».


Разработчики:

профессор Саратовского государственного университета В.В. Прозоров

профессор Саратовского государственного университета Е.Г. Елина

доцент Саратовского государственного университета И.А. Книгин

доцент Саратовского государственного университета И.В. Бибина







Если бы мы могли помыслить смерть во всей ее полноте, мы бы умерли в ту же минуту. Дени де Ружмон
ещё >>