Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Возрастная психология Рекомендуется для направления подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 1 260.65kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 4 615.01kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 2 525.41kb.
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется... 1 372.23kb.
Специальная психология (наименование учебной дисциплины) Место дисциплины... 1 27.17kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 24.08kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) фд 1 26.96kb.
Девиантное поведение (наименование учебной дисциплины) Место дисциплины... 1 28.66kb.
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) анатомия и Возрастная... 1 344.27kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Дифференциальная психология»... 3 420.98kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) метеорология и климатология... 1 213.17kb.
Марина Хилько, Мария Ткачева Возрастная психология. Конспект лекций 37 2334.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Возрастная психология - страница №1/1

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Возрастная психология



  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профиль «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»



Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Возрастная психология» являются:



  • изучение основных закономерностей возрастного развития;

  • возрастной динамики развития психики человека;

  • онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека.


2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Модуль 3. «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП бакалавра филологии. Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин, изучающих человека в разных аспектах: отраслевые знания педагогической и психологической наук (история педагогики/психологии, возрастная, педагогическая, социальная психология и др.), физиология высшей нервной деятельности, социология, философия и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



    • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобще­нию ин­фор­мации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

    • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

    • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

    • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

    • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, пере­работки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

    • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

    • владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просве­ти­тельских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15);

    • умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).

    • понимание сущности процессов обучения и воспитания, их психологических основ; учет в педагогической деятельности индивидуальных различий (особенностей) учащихся, включая возрастные, психологические, социальные и культурные.

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать: основные закономерности возрастного развития, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека.

Уметь: замечать и принимать во внимание индивидуальные различия (особенности) учащихся и учитывать их в педагогической деятельности.

Владеть: пониманием сущности процессов обучения и воспитания, их психологических основ.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).





п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




Модуль 3.







лекции

С.Р.С.

контроль




1

Введение в возрастную психологию

5

1-2

4

2







2

Проблема периодизации возрастного развития




3-4

2

4

2


Собеседование

3

Психологические особенности юношеского возраста




5-8

6

8

2


Тесты, собеседование, практические занятия

4

Психологические особенности взрослости





9-12

6

8

2

Собеседование

5

Психология возрастной зрелости





13-17

8

6

2

Дискуссия

6

Подготовка к зачету




18




8

2

Зачет



Содержание дисциплины.

Раздел 1. Введение в возрастную психологию.

Предмет возрастной психологии. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юношества, психология зрелости, геронтопсихология. Основные направления развития возрастной психологии. Возрастная психология и психология развития, их соотношения, общее и различное в их содержании. Место возрастной психологии в системе психологических наук, её связь с другими науками.

Раздел 2. Проблема периодизации возрастного развития.

Научно-психологические основы онтогенетического развития человека. Проблема периодизации возрастного развития. Психология младенчества и раннего детского возраста. Психология зрелого возраста и старости. Проблема возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Современное состояние проблемы периодизации психологии.

Раздел 3. Психологические особенности юношеского возраста.

Психологическая характеристика возрастного периода жизни. Психофизиологические и психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность юношеского возраста. Профессиональное самоопределение как проблема выбора жизненного пути. Особенность формирования мировоззрения у старших школьников в современных условиях. Характерные черты нравственного самоопределения. Формирование «Я - концепции» в юношеском возрасте.

Раздел 4. Психологические особенности взрослости.

Психологические особенности взрослости. Психология возрастной зрелости. Зрелость как период достижения наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Особенности социальной активности в период зрелости. Проблема создания и сохранения семьи. Особенности познавательной деятельности в период взрослости. Основные характеристики зрелой личности. Кризисы второй половины жизни человека.

Раздел 5. Психология возрастной зрелости.

Психологическая характеристика пожилого и старческого возраста. Психофизиологическая основа старения. Старость как заключительный период человеческой жизни. Изменение социального статуса личности и его последствия. Возрастные изменения структурных звеньев самосознания. Самооценка в позднем возрасте. Особенности межличностного общения. Старость как социальная и психологическая проблема.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовые и контрольные работы.

Специфика и функции дисциплины «Возрастная психология» определяют особую значимость активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного тренинга, иных форм), требуют использования разнообразных оценочных средств для контроля текущей успеваемости студентов (практические задания, тесты, собеседования и др.).

1. В соответствии с современными тенденциями высшего профессионального образования возникают инновационные методы преподавания дисциплины. Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования. Вторая система - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества. Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы студентов. Четвертая тенденция соотносится с поиском условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим. Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности студентов, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

2. Инновации в преподавании дисциплины предполагают новые формы, методы и средства обучения: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, проективные методы. Сюда же включают НИРС, комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.

3. К инновационным типам лекций относятся: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция и др.

4. Среди инновационных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления учебной деятельностью. Это метод программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения.


  • Метод программированного обучения предполагает перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

  • Метод проблемного обучения - акцентирует не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

  • Метод интерактивного обучения обращается к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приёмов этих трёх групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач для дисциплины «Возрастная психология».
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Рекомендуемый режим и характер различных видов учебной, в том числе самостоятельной, работы:



  • изучение теоретического материала определяется рабочей учебной программой дисциплины, включенными в нее календарным планом изучения дисциплины и перечнем литературы, конспектом лекций (электронным – при его наличии). При подготовке к очередной лекции рекомендуется повторить материал предшествующих дисциплин рабочего учебного плана, на который опирается изучаемый раздел данной дисциплины;

  • самостоятельные работы выполняются в соответствии с изданными типографским или электронным способом методическими указаниями, регламентирующими все этапы выполнения и сдачи подобных работ, и определяют свой вклад в рейтинговую оценку.

Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

  • чтение рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

  • подготовку к аудиторным занятиям;

  • выполнение общих и индивидуальных домашних заданий;

  • работу с Интернет-источниками;

  • подготовку к сдаче зачета.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, рекомендуется осуществлять в течение всего семестра. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из научных источников, представленных в списке рекомендуемой литературы. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в программе дисциплины, следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и нужных для освоения последующих разделов.

При подготовке к зачету следует руководствоваться перечнем вопросов (задач) для подготовки к итоговому контролю, тестовыми заданиями для текущего промежуточного контроля знаний и для допуска к итоговому контролю.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


а) основная литература:

1. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: Изд. во МНЭПУ, 2000.

2. Егоров И.В. Кружкова О.С. Конфликты: как найти разумный подход? Основы разрешения конфликтов. Методические рекомендации.- М.: МНЭПУ, 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших учебных заведений в 3-х книгах. – М.: Просвещение, Владос, 2001.

4. Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, издательство «Проспект», 2008.

5. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия; Высш. школа, 2001.

6. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия/ под ред. Ю.Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2000.
б) дополнительная литература:

1. Андреева Т.М. Социальная психология: Учебник для высших учеб. заведений.- М.: Аспект-пресс, 2000.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001

3.Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 2002.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2000.

5. Иващенко А.В. Семинега Ж.П. Теории личности в зарубежной психологии: учеб. пособие.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

7.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.- М.: Академия, 2002.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных поисковых системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.ru и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем на лекционных занятиях.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению 032700 – Филология, профиль «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)».
Разработчик:

профессор, зав. кафедрой иностранных языков

Липецкого эколого-гуманитарного института В.Л. Прокофьева
Рецензент:

профессор кафедры русского языка ЮФУ Н.Н. Маевский









Многие россияне, увы, не умеют ни читать, ни писать и вынуждены зарабатывать на хлеб сочинением песен. М. Путинковский
ещё >>