Учебное пособие по литургике для 1-го курса Семинарии Верстка: Галушко Павел Сергиев Посад 2001 год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для студентов 2 класса Сергиев Посад 6 1133.58kb.
Сборник очерков. Сергиев Посад: Издательство «Весь Сергиев Посад» 1 208.74kb.
Учебное пособие для студентов 4 класса Сергиев Посад 14 3316.18kb.
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. 8 1295.54kb.
Учебное пособие для студентов 3 курса Сергиев Посад 2006 содержание... 12 915.48kb.
Курс лекций, прочитанных в 4-м классе Московской духовной семинарии... 9 1205.77kb.
Учебное пособие по английскому языку часть I для I курса 19 1715.53kb.
Курс лекций, прочитанных в 4-м классе Московской Духовной Семинарии... 8 1225.56kb.
Учебное пособие для студентов четвертого курса специальности 032301. 8 558.85kb.
Ю. А. Психология театра: Учебное пособие. Спб.: Ивэсэп, Данное учебное... 3 841.44kb.
Учебное пособие по изучению дисциплины Прикладные разделы курса. 8 1450.94kb.
Мария Сергеевна Красовицкая Литургика М. С. Красовицкая Литургика 22 5048.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие по литургике для 1-го курса Семинарии Верстка: Галушко Павел Сергиев - страница №1/8

Московская Духовная Академия
Архимандрит ИОНА (Карпухин)


Учебное пособие по

ЛИТУРГИКЕ

Для 1-го курса Семинарии


Верстка: Галушко Павел

Сергиев Посад 2001 год

ОГЛАВЛЕНИЕ



Виды богослужения

Место церковного богослужения

Происхождение храма

Внешний вид храма

Внутреннее устройство храма 

Средняя часть храма  

Иконостас 

Алтарь и его принадлежности 

Престол

Жертвенник

Сосудохранительница 

Кладбища и их назначение  

Священно и церковнослужители  

О священных одеждах и облачении  

Архиерейские облачения  

Способ созыва верующих к богослужению  

Понятие о праздниках и разделение их  

Посты  

Богослужебные книги 

Священно-богослужебные книги (богослужебное Евангелие) 

Богослужебный Апостол

Указания для чтения Апостола  

Псалтирь 

Следованная Псалтирь 

2-я часть Следованной Псалтири (Часослов)  

3-я часть: Месяцеслов  

4-я часть: Следованной Псалтири  

5-я часть: Семиднев  

О седмичном богослужении  

Октоих  

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни  

Распределение песнопения Октоиха в воскресные дни  

Приложения Октоиха  

Минея (Месячная Минея)  

Общая Минея, ее содержание и порядок  

Праздничная Минея (Анфологион)  

Дополнительная Минея  

Триодь 

Постная Триодь  

Триодь Цветная 

Ирмологий (Общие сведения)  

Служебник  

Чиновник  

Требник 

Общие сведения о книге молебных пений  

Иерейский Молитвослов  

Типикон 

Значение Типикона в нашей Православной Церкви  

Содержание Типикона 


ПРИЛОЖЕНИЕ 


Последование вседневной вечерни

Последование вседневной утрени

Последование всенощного бдения

Часы

Как вести себя в храме

Обязанности пономарей

Словарь литургических терминов


Виды Богослужения


Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва на­зывается домашней, или частной. Когда же христиане собира­ются на молитву в храм Божий (т.е. Церковь), их молитва называется церковной, или общественной.

 Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священно-служителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослухсениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения. 

Главное отличие общественного, или церковного, Бого­служения от частного состоит в том, что общественное Бого­служение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное - по просьбе отдельных верующих ( требы).  



Место церковного Богослужения

Местом общественного, или церковного богослужения яв­ляется храм Божий. 

Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и др. таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью - (на­родное собрание), т.е. тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа. 

Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатию. Кроме того, каждый храм имеет свое особое название. Так, один из них называется храмом Воскресения Христова, другой - Успения Божией Матери, третий - Св. Иоанна Предтечи, четвертый - свв. Апостолов Петра и Павла и т.д., т.е. храмы построены и посвящены Богу в память о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей ( Этот священный обычай произошел от того, что в древности храм строили большею частью на гробах мучеников, коих имена они и называвались.) В таком случае один из них, центральный, называется главным алтарем, а другие - приделами.

Если в городе несколько храмов, то обычно один из них называется соборным, так как в особо торжественные дни в нем собирается для совершения Богослужения духовенство из других церквей.

Происхождение храма

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, начачалось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество, святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с Ним, в пос­тоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но недолгим било блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохра­нили заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из рая. После грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Hoй, Авраам, Иаков и др.)

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиям, и они со­вершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в по­ле, Ной - там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особен­ными явлениями и благодеяниями Божими. Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12,6); Вефиль, где Иаков видел чуд­ную лестницу (Быт. 28,19); Вирсавия, где Авраам заключил союз о Авимелехом, царем Герарскпм (Быт. 21,30-33), п др. 

Храмовое богослужение в собственном смысле слова нача­лось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется домом Господа, святым храмом Его (Пс, 5,8), жилищем Господа (Пс. 74,7), святилищем (Евр. 9,1). Зтот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней гдоставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения.

По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величественный храм на горе Мориа. При  нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божня на землю и разрушен­ный римлянами около 70 г. по Р.Х. Следует также заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалнмсккй посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение - Праздник Кущей). 

Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинных, Которому подобает поклоняться и служить. 

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за всех людей и повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, и горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14,15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относиться к храму о благоговением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).

В первые века христиане собирались для Богослужений в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верущих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были "икосы", - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова св.ап. Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: "Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией нерадити» (1 Кор. 11,22). Этим протизопоставлением св. ал. Павел называет на высокое достоинство церквей в отличие от домов. 

Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах.1 

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собраться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными. "Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвлявщихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающихся между собою… В стенах коридоров. . . встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом" 2 " Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика, приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, пред особой нишей; где помещались седалище для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникали через люминарии - отверстия или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли” 3 


В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Все, что было для христиан, священным, они изображали символами. Смысл их заключатся в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам. В катакомбах встречаются следующие символические изображения:

  1. якорь - знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой душ;

  2. голубь - символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души;

  3. феникс - по древнему верованию, неумиращая птица, символ воскресения;

  4. павлин - символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергается разложению;

  5. петух - символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых;

  6. агнец - символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем;

  7. оливковая ветвь - символ вечного мира,

  8. лев - символ духовной силы и могущества,

  9. лилия - символ чистоты,

  10. рыба - указывающая, с одной стороны на то, что христиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками христианства подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, потому что греческие буквы, из которых сосстоит слово (ИХФЕС) заключает в себе начальные буквы слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;

  11. виноградная лоза, напоминающая о таинстве Причащения

  12. корзина с хлебами, напоминагсщая о том же Таинстве.

  13. К числу таких же символов нужно отнести изображение мифического поэта Орфея с лирой в руках, который символизирует Иисуса Христа: как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческое сердца.

В период относятельного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века 4

“В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и др. Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики" 5. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судостроительства и для произнесения речей. 6

В IV веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полнута свободу. После издания Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого - святая равноапостдльная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). И в последующее время, чем шире распространялось и. укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный императором Юстинианом (532-537гг.). 

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в ноше Отечество, то и у нас стали появляться и с теченкем времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православных христиан. 

К числу замечательных русских храмов, сохранявшихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.) Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.


следующая страница >>



Телевидение — отличная штука: можно сидеть каждый вечер дома и смотреть любимую передачу жены.
ещё >>