Учебное пособие для учителя по элективному курсу «История Пестречинского района» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для студентов / В. Н. Быков и др.; отв ред. 1 29.28kb.
Наличие электронных носителей (cd и dvd диски) в библиотеке школы... 1 23kb.
Учебное пособие для учителя. Настольная книга учителя физкультуры. 1 53.52kb.
Учебное пособие к курсу «Русская палеография» 4 551.09kb.
Учебное пособие для учащихся ( И. Л. Бим «Шаги»), методическое пособие... 1 82.35kb.
Учебное пособие к элективному курсу «толстой и музыка» Л. Н. 1 118.86kb.
Учебное пособие по курсу «Введение в международную журналистику» 3 883kb.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012 18 3455.98kb.
Рабочая программа мбоу «Большекайбицкая сош» Сафиной Нурии Салиховны... 1 141.67kb.
Рабочая программа учителя по элективному курсу «Налоги России» 1 142.24kb.
Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное... 66 11041.21kb.
Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия «Афганистан болит... 1 66.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие для учителя по элективному курсу «История Пестречинского района» - страница №1/4

Министерство образования и науки Республики Татарстан
«В помощь школьному учителю»

Поурочные разработки




Пестрецы 2012

Учебное пособие для учителя по элективному курсу «История Пестречинского района» 5 класс, 34 часа.
Рецензент: Аргаков А.М. – главный специалист отдела образования исполнительного комитета Пестречинского муниципального района.

Автор: ПавловаН.П. - учитель истории первой квалификационной категории МБОУ «Кощаковская СОШ» Пестречинского муниципального района.
Поурочные разработки по истории Пестречинского района 5 класс – в помощь школьному учителю. Учебно-методическое пособие подготовлено для учителей истории. Предложены различные варианты организации учебного процесса, дополнительный информационный материал.
Изучение истории родного края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Постановлением Кабинета Министров РТ № 1174 от 30.12.2010 г. утверждена стратегия развития образования в РТ на 2010-2015 гг. «Килэчэк»- «Будущее». В рамках стратегии разработана программа Министерства образования и науки РТ «История родного края». В Пестречинском районе в рамках этой программы создано учебное пособие для общеобразовательных школ района «История Пестречинского района».
Пособие призвано помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Пособие адаптировано к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими картами, дополнительной литературой, рисунками. Содержание каждой темы учебного пособия включает в себя самостоятельную, индивидуальную или коллективную работу учеников. Учитывая возрастные особенности пятиклассников, важно организовать на уроке игровые моменты, интересные эвристические беседы, исследования прошлого по воспоминаниям людей преклонного поколения родного края, подготовку школьников к устным сообщениям. Рекомендуется проводить исследовательские работы по изучению истории развития и современного состояния сел Пестречинского района.
Основные цели курса: формирование и развитие у учеников интереса к изучению родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Пояснительная записка

Программа «История Пестречинского района» предназначена для учеников 5 класса. Она является логическим дополнением к школьному предмету История Татарстана и татарского народа. Программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся 5 класса и рассчитана на 1 год обучения. Всего 34 часа в год по 1 часу в неделю и направлена на реализацию Программы Министерства Образования и науки РТ «История родного края », утвержденной в рамках стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»-«Будущее».

Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Целью изучения истории в данном курсе являются: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего народа, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.
Основные задачи:


  • Формирование знаний по истории Пестречинского района.

  • Воспитание любви к Родине и чувства гордости за своих земляков.

  • Развитие навыков исследовательской, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.

Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания. Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.


Ожидаемые результаты: предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого.
Организуемые типы уроков: вводный, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, комбинированный урок.

Тематический учебный план программы

«История Пестречинского района» 5 класс


№ урока

Тема урока

Количество уроков

1

Пестречинский район. Введение

1

2

Коротко о главном. Физико-географическая характеристика Пестречинского района

1

3

Древние жители нашего края

1

4

Почему Пестрецы?!. Как крестьяне боролись против помещиков

1

5

В. И. Ленин в Казани и Кокушкино. Борьба за землю

1

6

Коллективизация на территории Пестречинского района

1

7

Пестречинские гончары. Народные промыслы

1

8

Легендарные фронтовики

1

9

Воины Афганистана

1

10

Развитие образования в Пестречинском районе. Кузница кадров

1

11

Строим будущее

1

12

Село Шали. Страницы истории

1

13

Школа – начало пути. Звезды Шалинской школы

1

14

Верховный муфтий. Мечеть «Марзия»

1

15

Село Кощаково. У истоков зарождения села Кощаково. Коллективизация крестьянства

1

16

Становление села

1

17

Самостоятельное хозяйство

1

18

Расцвет зверосовхоза в 70-80-е годы. Надежные перспективы

1

19

Школа – начало всех начал

1

20

Село Кулаево. Спасское Кулаево

1

21

Люди, преданные селу. «Соя Кулаево».

1

22

История Кулаевской школы

1

23

Село Конь. История возникновения села

1

24

История коллективного хозяйства

1

25

Сегодня село Конь. Из истории школы.

1

26

Деревня Крящ-Серда

1

27

Деревня Салкын-Чишма

1

28

Прошлое деревни Кокушкино. Карповка – гусиный край

1

29

Ключ в Аркатове. Богородская быль.

1

30

Пановка – помещика Еремеева. Пимери – край дубовый

1

31

Старое Шигалеево – имение знатных. Янцевары – село «Около государства».

1

32-33

Населенные пункты от «А» до «Я»

2

34

Итоговое повторение

1


Содержание программы

  1. Глава I. Пестречинский район. Введение. Введение в курс «История Пестречинского района». Революция 1917 года и кровавый террор. Организация колхоза «Красные Пестрецы». Образование Пестречинского района.

  2. Часть 1. Коротко о главном. Физико - географическая характеристика Пестречинского района. Расположение. Поселения. Сельскохозяйственные угодья. Экономически сильные хозяйства. Приход инвесторов. Рельеф. Осадки. Водные бассейны района.

  3. Часть 2. Древние жители нашего края. Экспозиции Пестречинского музея. Археологические памятники. Надгробный камень. Поселения с татарскими названиями.

  4. Часть 3. Почему Пестрецы?! Как крестьяне боролись против помещиков. Мастеровые люди из Костромской губернии. Рукопись середины XVI века. Почему Пестрецы? Гнет крестьян до отмены крепостного права. Восстание крестьян.

  5. Часть 4. В.И.Ленин в Казани и Кокушкино. Борьба за землю. Сходка студентов в Казанском университете. Господство по­мещиков над крестьянами. Вопрос о земле на территории Пестречинского района. Разгоравшаяся борьба за землю.

  6. Часть 5. Коллективизация на территории Пестречинского района. О событиях 1918 года в селе Богородском. Объединение крестьянских хозяйств в коллективы. МТС в Пестрецах. Площадки времен гражданской войны. Арест революционера Мулланура Вахитова.

  7. Часть 6. Пестречинские гончары. Народные промыслы. Гончарный промысел. Формирование гончарного народного промысла к началу XX века. 1921 год - упадок промысла.

  8. Часть 7. Легендарные фронтовики. Великая Отечественная война. Гаврилов П.М., Камалеев Г.К., Осипов В. И., Мишанин Т.А.

  9. Часть 8. Воины Афганистана. Афганистан. Кирю­шин Н.Д., Мархабин И.И., Перчков Е.А., Са­ликеев Г.Н.

  10. Часть 9. Развитие образования в Пестречинском районе. Кузница кадров. История развития образования. Школы района в последние годы. Ленино-Кокушкинский профессиональный лицей № 93.

  11. Часть 10. Строим будущее. Строительство зданий. Инициатор строительства – глава района.

  12. Глава II. Село Шали. Часть 1. Страницы истории. Многовековая история. Сельскохозяйственная артель. Колхоз имени Вахитова.

  13. Часть 2. Школа – начала пути. Звезды Шалинской школы. История школы. Трудовое воспитание. Выдающиеся учителя и выпускники.

  14. Часть 3. Верховный муфтий. Мечеть «Марзия». Муфтий-шейх Равиль Гайнутдин. Гайнутдинов И.З. Мечеть «Марзия»

  15. Глава III. Село Кощаково. Часть 1. У истоков зарождения села Кощаково. Коллективизация крестьянства. История Кощаково. Князь Кошчак. Совхоз «Кулаевский».

  16. Часть 2. Становление села. ВОВ. Совхоз №9 Казанского треста. Отделение Бирюлинского зверосовхоза. Открытие кролиководческой фермы

  17. Часть 3. Самостоятельное хозяйство. Первые звероводы. Создание зверосовхоза «Кощаковский». «Хозяйство высокой культуры животноводства».

  18. Часть 4. Расцвет зверосовоза в 70-80-е годы. Надежные перспективы. Валеев Н.Б.. Награда орденом Трудового Красного Знамени. Интенсивный путь развития. ОАО СХП «Кощаковский».

  19. Часть 5. Школа – начало всех начал. История школы. «Заслуженный учитель РСФСР».

  20. Глава IV. Село Кулаево. Часть 1. Спасское Кулаево. Село Спасское Кулаево. Совхоз «Кулаевский».

  21. Часть 2. Люди, преданные селу. М.Ш. Шагимарданова. А. А.Архипов. Чета Широковых. ООО «Соя Кулаево».

  22. Часть 3. История Кулаевской школы. История школы. Первые учителя начальной школы. Школа в 2012 году.

  23. Глава V. Село Конь. Часть 1. История возникновения села. Интересны названия.

  24. Часть 2. История коллективного хозяйства. Колхоз «Марс». ВОВ. Изменения в селе.

  25. Часть 3. Сегодня село Конь. Из истории школы. Дом престарелых. История школы.

  26. Глава VI. Кряш-Серда. Истори села. Церкви Русской Серды и Кряш-Серды.

  27. Глава VII. Салкын-Чишма. История деревни. Интересные и уважаемые люди.

  28. Глава VIII. Прошлое деревни Кокушкино. Карповка – гусиный край. Название деревни Кокушкино. История деревни Карповка. Карповка - подсобное хозяйство Татпотребсоюза.

  29. Глава IX. Ключ в Аркатове. Богородская быль. Возникновение села Аркатово Ссылка жителей с. Богородское в Казанский край. ООО «Газовик».

  30. Глава X. Пановка – помещика Еремеева. Пимери – край дубовый. История села Пановка. История деревни Пимери.

  31. Глава XI. Старое Шигалеево – имение знатных. Янцевары – село «Около государства». История села Ст. Шигалеево. История деревни Янцевары.

32-33. Глава XII. Населенные пункты района (от «А» до «Я»). Национальные и статистические данные отдельно по каждому населенному пункту.

34. Итоговое повторение. На усмотрение учителя: сообщения учеников, презентации, творческие проекты

Поурочная разработка элективного курса

«История Пестречинского района» 34 часа.

Урок 1. Тема: Пестречинский район. Введение.

Цели: знакомство с программой элективного курса «История Пестречинского района», с образованием Пестречинского района. Развитие интереса к прошлому родного края.

Оборудование: карта Пестречинского района, портрет главы района – Насыбуллина Ш.Г.

Тип урока: вводный.

Основные понятия: ВЦИК

ВЦИК – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет - высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган страны.

Ход урока:


  • Вводная беседа «Знаешь ли ты?»: как называется наша республика, как зовут президента РТ, полное название нашего района, кто самый главный в районе, как зовут главу района, какие села и деревни расположены в нашем районе, что изменила Октябрьская революция 1917 года в нашей стране?

  • Рассказ учителя об образовании Пестречинского района, о первых руководителях района, о необходимости изучения истории родного края.

  • Чтение обращения Главы района Насыбуллина Ш.Г. к ученикам, стр.2.

  • Игра «Кто самый внимательный», ответить на вопросы по закреплению изученного: с какого века началась история родного края, кто руководил крестьянскими восстаниями, затронувшими нашу территорию, какому району раньше принадлежала наша территория, год образования Пестречинского района.

  • Назвать первых организаторов колхозов – наших прославленных земляков (из текста).

  • Работа с картой: показать села и деревни, расположенные на севере, юге, западе, востоке от районного центра; самое большое и самое маленькое село.

  • Д/З (домашнее задание): рассказы о РТ и о районе

Дополнительный материал для учителя:

Герб Пестречи́нского муниципального района Республики Татарстан Российской Федерации.

Герб утверждён Решением № 12 Совета Пестречинского муниципального района 23 мая 2007 года.

Герб внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под регистрационном номером 3190 и в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под № 72.

Описание герба: «В червлёном поле с зелёной оконечностью, поверх всего — золотой кувшин, полный такового же зерна, со стоящим на нем золотым петухом, поддерживаемый двумя серебряными сокращённо сидящими и обернувшимися норками с хвостами у лап».

Символика герба: герб языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности района.

Главная фигура герба — золотой кувшин, наполненный зерном.

Пестречинский район издревле известен развитыми ремёслами. Население района занималось ювелирным, кожевенным, дерево- и металлообрабатывающим производствами. Особенно было развито гончарное производство, широко освоенное в XVI в., затем переросшее в высококвалифицированное производство художественно-орнаментированной керамики. Большую известность получили работы русских гончаров начала XX в., использовавших для украшения татарские национальные орнаменты. Пестречинская керамика была представлена на ярмарках Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани и других городов. Традиции гончарного промысла продолжаются и в настоящее время.

Кувшин олицетворяет в целом богатейшую историю края и его ремёсел, является объединяющим символом жизнедеятельности человека, аллегорией материального и духовного наследия района.

Зерно в кувшине, показывает, что Пестречинский район в основе своей является сельскохозяйственным районом.

Петух является символом бдительности и отваги, вестником дня. Кроме того, петух также символизирует сельскохозяйственную направленность экономики района: здесь на основе новейших технологий активно развивается птицеводство, коневодство, мясо-молочное производство, рыбоводство.

Норки, поддерживающие кувшин, символизируют одно из развитых направлений экономики района — производство пушнины.

В целом животные символизируют бережное отношение к богатствам Пестречинского района, охрану его материального и духовного наследия.

Символику фигур герба дополняет его цветовая гамма:

Красный цвет — символ трудолюбия, мужества, силы, красоты и праздника.

Зелёный цвет — символ весны, здоровья, природы, плодородия.

Золото — символ урожая, богатства, солнечной энергии и тепла, уважения и интеллекта.

Серебро — символ ясности, открытости, примирения, невинности.

История герба: разработка герба произведена Геральдическим советом при Президенте Республики Татарстан совместно с Союзом геральдистов России в составе:

Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Григорий Бушканец (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Галина Русанова (Москва).



Флаг Пестречи́нского муниципального района Республики Татарстан Российской Федерации.

следующая страница >>



Есть алкоголики, которым удалось допиться до стадии дрессировки белых мышей. Уршула Зыбура
ещё >>