Учебное пособие для ученика, учителя и родителей 4 класс уроки культуры здоровья ростов-на-Дону 2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для учеников начальной школы, их родителей и учителей... 6 1320.08kb.
Уроки культуры здоровья ростов-на-Дону 2012ббк 8 1692.05kb.
Уроки культуры здоровья ростов-на-Дону 2012ббк 8 2075.14kb.
Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов / под... 1 168.98kb.
Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской... 6 999kb.
Планы семинарских занятий по дисциплине «Теория трансформационных... 1 83.41kb.
Учебное пособие Ростов-на-Дону (075. 8) Ббк 20я73 ктк 100 36 6609.4kb.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012 18 3455.98kb.
Учебное пособие для ученика, дидактический материал 1 46.63kb.
А. Ю. Архипов (Ростов-на-Дону), В. Г. Белолипецкий, И. Р. Бугаян... 1 112.7kb.
Сергеева Г. П. «Уроки музыки»: 7 класс.: пособие для учителя/ Г. 1 50.37kb.
Лабораторная работа № Классы. Конструкторы копирования. Деструкторы 1 39.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие для ученика, учителя и родителей 4 класс уроки культуры здоровья - страница №1/8



А.Н. МАЮРОВ, Я.А. МАЮРОВ


ЛЕСЕНКА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ
Учебное пособие для ученика, учителя и родителей
4 класс

УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
Ростов-на-Дону

2012
А.Н. МАЮРОВ, Я.А. МАЮРОВ

УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ:

ЛЕСЕНКА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

Учебное пособие для ученика, учителя и родителей
4 класс

Ростов-на-Дону

2012

ББК

М

Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Рецензенты: И.В. Бестужев-Лада, академик РАО;

Д.В. Колесов, академик РАО;

А.В. Корягин, директор МОУ лицея № 87 Нижнего

Новгорода, заслуженный учитель школы РФ

Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Лесенка здоровой жизни. Учебное пособие для ученика, учителя и родителей. 4 класс. – Ростов-на-Дону, 2012. - 143с.

ISBN

Учебное пособие «Лесенка здоровой жизни» завершает серию книг, содержащих разработки уроков по культуре здоровья для учащихся начальной школы, на которых школьники знакомятся с вредными и полезными привычками, с правилами личной гигиены и гигиеной питания, с проблемами, связанными с курением и употреблением алкоголя, с основами безопасной жизнедеятельности. Каждое занятие дает материал для размышления взрослым в рубрике «для родителей».

В процессе изучения данного курса школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, таблицы и др.

Пособие можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, летнего оздоровительного отдыха.
ББК

В ряде глав использованы работы: Н. Дружининой, О. Нодь, Г. Олдрича и других.



© Маюров А.Н., Маюров Я.А., 2012

ISBN
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогой друг!
Вот мы и встретились вновь. Это последний год в твоей жизни, когда ты простишься с начальной школой и через год вступишь в средние классы. В этот раз мы попробуем провести тебя не простыми дорогами к твоему психологическому (душевному) и духовному миру. Мы остановимся на тех недостатках, которые есть в нашей жизни и подумаем, как сполна воспользоваться теми успехами, которые преобладают в нашем мире. Научимся говорить «Нет!» табаку, алкоголю и прочим наркотикам и протягивать руку дружбы здоровому, трезвому образу жизни.

«Лесенка здоровой жизни» покажет, что тебе мешает в жизни, как не следует вести, действуя во вред себе, своим родным и близким, своей семье, своим одноклассникам, обществу в целом и каким образом организовать достойную, полноценную, счастливую жизнь.

Основу здоровой жизни составляет трезвость. Без трезвости нет здоровья, благополучия, семейного счастья и достойной жизни. Будем шагать с тобой по лесенкам трезвости к торжеству, процветанию и полной здоровья и счастья жизни.

Это учебное пособие предназначено тебе не только для чтения, но и для практической работы. На каждом уроке ты будешь получать конкретные задания, которые помогут тебе изменять настоящее к лучшему будущему. Мы вместе с тобой закрепим те здоровые знания, которые получали во время обучения все четыре года в начальной школе.

Итак, начинаем усваивать уроки культуры здоровья.
c:\users\user\pictures\x_ac24c3fb.jpg

УРОК 1



ЕЩЕ РАЗ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ
На этом уроке:


  • даешь оценку своим человеческим качествам;

  • читаешь и обсуждаешь рассказ «Чудовище»;

  • учишься сам писать маленькие рассказы.


Основные понятия темы:


  • самодовольный;

  • честный;

  • ошибка;

  • жульничество.



Самодовольный – человек полный любования самим собой, выражающий довольство собой.

Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный.

Ошибка – неправильность в действиях, мыслях.

Жульничество – плутовство, недобросовестный, мошеннический поступок.
Расскажи, какие качества ты считаешь необходимыми для каждого ученика, чтобы ваш класс был дружным, радовал учителей хорошим поведением, хорошей успеваемостью, чтобы каждый ученик с удовольствием ходил в школу.

Что ты хотел бы пожелать родителям, чтобы ваши отношения были добрыми, чтобы родители помогали тебе в преодолении неудачь и радовались твоим успехам?

Чем ты можешь порадовать родителей, придя из школы?

Чем ты можешь порадовать учителя в школе?

Чем ты можешь порадовать ребят в классе?

А сейчас послушайте рассказ о двух мальчиках, а потом мы его обсудим. Рассказ называется «ЧУДОВИЩЕ».

Снова наступила суббота — морозная и метельная, как все предыдущие. И братья опять, как и раньше, стали играть в любимую игру Андрея — шахматы. Боре эта игра не очень нравилась, но в другие игры старший брат с ним не играл.

Андрей играл белыми, Боря — черными. Вскоре Андрей «съел» своим конем черного ферзя и радостно воскликнул: «Объявляю тебе шах». И самодовольно посмотрел на брата.

«Ты что? — закричал Боря. — Конь не может так ходить. Ты пошел неправильно!»

Не отрывая глаз от доски Андрей сделал изумленное лицо. Он не хотел вникать: прав его брат или не прав. Он сделал так, как ему нравилось. «Я пошел правильно и объявляю шах твоему королю».

«Ну, ты, горе луковое, — сказал Боря. — Ты пошел неправильно. Твой конь стоял вот здесь, и он не мог оказаться на поле, где был мой ферзь. Верни ферзя назад!»

«Я пошел правильно и не собираюсь ничего возвращать назад!» Андрею очень нравилось, что его конь объявил шах королю противника, и он не собирался ничего менять.

«Нет, не правильно!» — твердо сказал Боря. На этот раз он решил не позволять брату делать из него дурака.

«Ну и ладно! - разозлился Андрей. — Ты можешь взять себе хоть всю доску и ходить как угодно», — крикнул он, схватил доску и бросил ее в Борю. Потом схватил оставшиеся шахматы, с размаху швырнул их на пол и выскочил из комнаты, хлопнув дверью.

«Андрей! — крикнул Боря. — Вернись и все подбери! Я не собираюсь убирать за тобой!»

«Мальчики, - послышался мамин голос с кухни. — Что за шум?»

«Мам! — крикнул Боря в ответ. — Ты знаешь, Андрей жульничал, когда мы играли в шахматы, а потом взял доску и бросил в меня — все шахматы рассыпались. Я не буду ничего подбирать!»

Увидев все это, мама вздохнула и, сказав: «Ладно, Боречка, я разберусь», направилась в комнату Андрея.

Андрей уже понял, что совершил ошибку. Боря был прав: он сделал неправильный ход конем. Но не мог же он допустить, чтобы правда была на стороне младшего брата — это было так унизительно! К тому же он никогда не объявлял шах королю противника, а ему так хотелось! Теперь же у него на душе кошки скребли, он был в полной растерянности, не зная, как поступить. Услышав приближающиеся мамины шаги, он понял: надо что-то срочно придумать.

«Андрей! — строго сказала мама. — Зачем ты бросил шахматы на пол?»

«Это не я, мам! Это Борька. Он разозлился, что я объявил шах его королю».

«Не надо сваливать вину на Борю!»

«Ну, ладно. Это не Борька, это я. Но это все из-за него! Он придрался ко мне, что я пошел не правильно, а я ходил правильно!»

Мама тяжело вздохнула и печально посмотрела на Андрея: «А теперь ты придумываешь себе оправдание. Что же мне с тобой делать? Я надеялась, что ты уже научился держать себя в руках. Иди, подбери все с пола и извинись перед братом!»

«НИ ЗА ЧТО! Он должен помочь мне все убрать! Я не сделал ничего плохого и не собираюсь просить прощения у НЕГО!»

«Андрей, довольно! Если ты не можешь честно сознаться в проступке, то лучше вообще не выходи из комнаты до завтрашнего утра!» С этими словами мама со стуком захлопнула дверь и ушла.

Сердце Андрея бешено заколотилось, заныло в желудке. Мама по-настоящему рассердилась на него, и ему теперь придется весь день сидеть в своей комнате! Он рухнул на кровать, стукнул кулаком по подушке и крикнул: «Это все из-за тебя, Борька! Гаденыш!» Он стучал кулаками по подушке и кричал, кричал. И вдруг почувствовал, что больше не злится. Он еще долго лежал на кровати и думал обо всем, что произошло. Уже не в первый раз Андрей оказывался в неприятном положении из-за своего упрямства: он не желал сознаваться в своей неправоте. Вот и сейчас — ему совсем не хотелось признать свою вину, сознаться, что бросил в Борю шахматной доской. Почему все это так тяжело?

Ему вспомнилось, как школьный учитель сказал однажды: «Признать свою ошибку очень нелегко. Она — как огромное страшное чудовище. Если ты пытаешься спрятаться от него, солгав или переложив свою вину на другого, чудовище начинает расти и становится еще больше. Единственный способ справиться с ним - признать свою ошибку и сделать все для того, чтобы ее исправить!» Но учитель не представляет себе, что значит жить с Борькой! Как можно допустить, чтобы этот малявка оказался прав? Это невыносимо, это так стыдно — признаться, что поступил неправильно! Нет, уж лучше я буду сидеть в своей комнате до завтрашнего утра, а потом постараюсь убедить маму, что я ни в чем не виноват!

Но тяжесть в желудке не проходила. Образ чудовища не выходил из головы. В сознании отчетливо прозвучали слова учителя: «Есть только один способ убить чудовище». И вдруг Андрей понял, что ему надо делать. Он позвал маму.

Она вошла к нему в комнату и остановилась, скрестив руки на груди. «Андрей, ты ведешь себя нехорошо! Ты ведь уже обещал, что больше не будешь так поступать! Даже когда сердишься, нельзя швырять вещи и драться».

«Мам, подожди, — перебил ее Андрей. Он точно знал, что должен сказать. — Я хотел сказать тебе, что совершил ошибку. Боря был прав. Я «съел» его ферзя не по правилам. Но я так хотел выиграть, что не мог сдержаться! Я поступил неправильно и прошу прощенья. Я пойду и все соберу с пола, ладно?»

Мама застыла в замешательстве: она не была до конца уверена, что Андрей говорит искренне. Может быть, он старается избежать наказания? Но его слова показались ей убедительными, и она решила поверить.

Андрей направился в гостиную собирать шахматы с пола. Но нужно было сделать еще кое-что. «Боря, где ты?» — крикнул он.

Боря выглянул из кухни с полным ртом печенья. «Что?» — спросил он подозрительно.

«Борь, ты был прав. Я жульничал, прости меня. Я пошел конем не по правилам. И прости, пожалуйста, что я бросил в тебя доску. Давай потом поиграем еще, ладно?»

Боря остолбенел: никогда в жизни брат так с ним не разговаривал! «Что-о? Да, конечно! Хочешь печенья? Сейчас я тебе принесу!»

«Спасибо!» Андрей стал собирать с пола шахматы. Он и не заметил, что в комнате была мама.

Она тихо сказала: «Андрей, я горжусь тобой. Я знаю, как трудно тебе было во всем сознаться. Спасибо».

«А знаешь, мам? Трудно было только начать, а потом — совсем и не трудно. Сейчас мне так хорошо! Можно я пойду есть печенье с Борей?»

«Ну, конечно, сынок, конечно!»


Вопросы и задания:

  1. А теперь давай подумаем, чему учит нас этот рассказ.

2. Почему Андрей попытался обмануть Борю? Какие качества он при этом проявил? Можно ли оправдать его поступок? Почему?

3. Какие качества Андрей проявил, когда бросил шахматную доску?

4. Что почувствовал Андрей, когда решил, что поступил неправильно?

5. Какие качества проявил Андрей, когда решил исправить ошибку и извиниться? Что он при этом почувствовал?

6. Как бы ты поступил на месте Бори? Простил бы сразу, как сделал Боря, или как-то иначе?

7. Были ли подобные случаи в твоей жизни? Расскажи об одном из них, который произошёл с тобой или с кем-то из твоих друзей. Или приведи пример из прочитанных книжек.

8. Прочитай дома рассказ «Чудовище» ещё раз. Какие выводы ты сделал, прочитав этот рассказ?

9. Напиши рассказ из 3-х – 4-х предложений о том, как ты не допустил плохого поступка или извинился, когда был виноват.

МУДРЫЕ МЫСЛИ
Честность умирает, когда продается.

/Жорж Санд (Аврора Дюдеван) (1804-1876) – французская писательница/


Человеку свойственно ошибаться, а глупцу – настаивать на своей ошибке.

/Цицерон Марк Тулий (106-48 н.э.) – древнеримский оратор/


Самодовольный человек – затвердевшая опухоль на груди общества…

/Горький Максим (1868-1936) – русский писатель/



УРОК 2
СЕКРЕТ УСПЕХА
На этом уроке:


  • получишь представление о формуле успеха;

  • узнаешь, что помогает успеху, а что нет;

  • разберешься, в чем отличие воспитания от образования.


Основные понятия темы:


  • воспитание;

  • образование;

  • успех.


Воспитание – процесс формирования навыков поведения, привитые семьей, школой, окружающей средой.

Образование – получение знаний, сформированных в результате обучения.

Успех – удача в достижении чего-либо, признание, хорошие результаты в учебе и работе.

Расскажи о том, как ты не допустил плохого поступка или извинился, если что-то сделал не так?

Удаётся ли тебе внимательно слушать собеседника? Не перебивать? Делать добрые дела? Улыбаться? Думать о золотом правиле уважения и выполнять его? Выполнять режим дня?
На предыдущих уроках мы с тобой говорили о том, что дети в твоем возрасте должны спать не менее 10 с половиной часов в сутки. Значит, если ты утром встаёшь в 6 часов 30 минут, то нужно вечером ложиться спать в 20 часов. Если ложиться позже, то необходимо поспать днём. Спишь ли ты столько, сколько необходимо? Это требование нужно выполнять систематически.

Какие ещё дела мы делаем систематически? Завтракаем, обедаем, ужинаем, умываемся, моем руки перед едой, делаем утреннюю зарядку, уроки, посещаем кружки, ходим в школу. Систематические занятия – необходимое условие успеха в любом деле.

Что ещё необходимо для успеха? Прежде всего – наметить определённую цель, узнать, как её добиваться.

Что ещё? Как ты думаешь, можно ли представить формулу успеха в таком виде:




следующая страница >>



Такт — это способность хранить молчание, чтобы собеседник лучше понял свою промашку. Корнелия Скиннер
ещё >>