Учебное пособие для студентов введение информационный менеджмент, появившись как часть теории менеджмен - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров... 28 2880.78kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 25 6501kb.
Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров... 18 1771.35kb.
Учебное пособие кемерово 2003 введение 12 1964.98kb.
Учебное пособие предисловие 11 2441.04kb.
Методическое пособие для студентов специальности 080507 "Менеджмент... 13 1258.65kb.
Новиков Г. Н. Теории международных отношений: Учебное пособие. 14 2895.33kb.
Учебное пособие для студентов / В. Н. Быков и др.; отв ред. 1 29.28kb.
Учебное пособие по английскому языку часть I для I курса 19 1715.53kb.
Учебное пособие по курсу «Введение в международную журналистику» 3 883kb.
Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений 7 826.11kb.
Перечень лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению По... 8 1078.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие для студентов введение информационный менеджмент, появившись как - страница №1/11

НОУ ВПО

«Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.»

Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования в учебном процессе студентами МИРТШБ.

Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), ЗАПРЕЩЕНО
Н. И. Шанченко

Информационный

менеджмент

Учебное пособие для студентов



ВВЕДЕНИЕ

Информационный менеджмент, появившись как часть теории менеджмен-

та, быстро приобрел вполне самостоятельное значение и оформился как пер-

спективное научное направление в эпоху информационного общества.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие под-

ходы: экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой докумен-

тированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых за-

трат; аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в ин-

формации и коммуникациях; организационный, рассматривающий информаци-

онные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный, рас-

сматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориен-

тированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организа-

ции и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов,

информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические,

оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач отно-

сятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление

информационными технологиями. Оперативные и административные задачи

носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информацион-

ная поддержка основной деятельности организации. Задачу информационного

менеджмента под этим углом зрения следует видеть в том, чтобы интегриро-

вать созданные сотрудниками индивидуальные информационные элементы

системы (документы, дела, технологии) на основе объединяющей программы

поиска.

Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке



разнообразного предлагаемого на информационном рынке «массового продук-

та» в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к зна-

ниям, релевантным внутренним решениям.

Информационный менеджмент решает задачи планирования, руководства,

контроля и организации документационного обеспечения управления органи-

зацией по определенным целевым критериям для поддержки согласованных ор-

ганизационно-информационных действий членов организации.

Важной задачей информационного менеджмента является выбор рацио-

нальных форм коммуникаций, техники и информационных технологий, а также

характеристик информационных ресурсов, необходимых для достижения целей

организации.

Специалист организации, работник, руководитель являются не просто по-

требителями, которым поставляется информация, а непосредственными участ-

никами информационного процесса, важнейшей составной частью структуры

информационного менеджмента.

4

Практическая реализация коммуникационных процессов в аппарате управ-



ления осуществляется институтами (службой) информационного менеджмента

в виде организации документооборота, бездокументных связей, циркуляции

документных потоков в рамках системы управления внутрифирменной инфор-

мацией, функционирования информационных систем и сетей.

Организационные структуры информационного менеджмента призваны

объединить высшее руководство, специалистов, менеджеров, поставщиков ин-

формации и собственно подразделение информационного менеджмента и соз-

дать тем самым предпосылки для управления документацией в масштабе орга-

низации на основе современных методологических подходов, организационных

и технологических решений.



1. СФЕРА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Вопросы:


1. Основные цели курса

2. Основные базовые понятия информационного менеджмента

3. Понятие информационного менеджмента

4. Значение и роль информационного менеджмента в современном обществе

5. Характеристика рынка ИТ

6. Понятие информационной системы. Жизненный цикл ИС



1.1. Основные цели курса

Основная цель курса – формирование у менеджеров знаний и предостав-

ление им инструментария, необходимых для управления информационными

системами организации таким образом, чтобы обеспечивалось достижение

стратегических целей организации.



После изучения курса студенты должны:

уметь:

• определять основные направления политики организации в управлении

информационными ресурсами;

• оценивать эффективность различных вариантов информационного обес-

печения управленческой деятельности;

• выбирать и рационально использовать конкретные информационные тех-

нологии обеспечения деятельности на своем рабочем месте;

• определять потребности организации в квалифицированных специалистах

в области информационного обеспечения управленческой деятельности и осу-

ществлять соответствующую политику по подбору и обучению персонала;

• оценивать и рационально организовывать работу подразделений инфор-

мационного и документационного обеспечения управленческой деятельности.



понимать:

• назначения и области применения различных видов компьютерной, ком-

муникационной и организационной техники;

5

• назначения и области применения основных информационных технологий



обеспечения управленческой деятельности;

• назначения и состава организационно-методического обеспечения управ-

ления информационными ресурсами организации;

• назначения и условий применения основных методов обеспечения ин-

формационной безопасности.

иметь представление:

• об информационных системах, ресурсах и технологиях;

• о системном и прикладном программном обеспечении информационных

технологий;

• об основах сетевых технологий;

• о рынке технических и программных средств информационных техноло-

гий;

• об организации информационного и документационного обеспечения



управления.

1.2. Базовые понятия информационного менеджмента

Информационная система [Information System] – организационно упо-

рядоченная совокупность документов (массивов документов) и инфор-

мационных технологий, в том числе, с использованием средств вычисли-

тельной техники и связи, реализующих информационные процессы, т. е. про-

цессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения инфор-

мации.


Информационная система – система обработки информации в совокуп-

ности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как: люди, техни-

ческие и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информа-

цию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382–1–99).



Информационная среда [Information environment] – совокупность тех-

нических и программных средств хранения, обработки и передачи информации,

а также политические, экономические и культурные условия реализации про-

цессов информатизации.



Информационная сфера [Information Sphere] – 1) сфера экономики, за-

нятая производством, обработкой, хранением и распространением информации

и знаний; 2) совокупность информации, информационной инфраструктуры,

субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использо-

вание информации, а также системы регулирования возникающих при этом

общественных отношений.



Информационная технология – совокупность методов, способов, при-

емов и средств обработки документированной информации, включая приклад-

ные программные средства и регламентированного порядка их применения.

Информационная технология; технология информационного процесса –

совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информаци-

онный процесс в соответствии с заданными требованиями.

6

Информационная технология технологический процесс, в котором ис-

пользуется совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных.

Информационное общество общество, в котором большинство работаю-

щих занято производством, сбором, хранением, переработкой и использованием

информации, прежде всего в ее высшей форме – форме знаний.

Информационный ресурс – отдельные документы и массивы документов, до-

кументы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи-

вах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их пара-

метрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень не-

определенности, неполноты знаний.

Инновации – процесс, главной функцией которого является изменение.

Планированне – процесс разработки и принятия целевых установок коли-

чественного и качественного характера и определения путей наиболее эффек-

тивного их достижения.

Стратегическое планирование ИС – процесс планирования, в котором

принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относи-

тельно действующих в течение длительного срока целей и основных положе-

ний (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования.



Информационный менеджмент – специальная область менеджмента, вы-

делившаяся как самостоятельное направление в последние годы и охватываю-

щая все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования ин-

формационных ресурсов.



Сфера информационного менеджмента:

в узком смысле – круг задач управления производственного и технологиче-

ского характера в сфере основной деятельности организации, в той или иной мере

использующих ИС и реализованные в ней ИТ;

в широком смысле – совокупность задач управления на всех этапах жизнен-

ного цикла организации, включающая действия и операции как с информацией в

различных ее формах и состояниях, так и с организацией в целом на основе инфор-

мации.


1.3. Понятие информационного менеджмента

Под информационным менеджментом понимается специальная область

менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние го-

ды и все более приобретающая специфические особенности



Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы ме-

неджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.

7

Цель информационного менеджмента: повышение эффективности дея-

тельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС)

и технологий (ИТ).



Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуа-

тации и развития ИС предприятия.

Область профессиональной деятельности менеджера – обеспечение эффек-

тивного управления информационными ресурсами и информационными систе-

мами на уровне организации, обеспечение использования информации как

стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информа-

ционного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденция-

ми социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различ-

ные информационные ресурсы и информационные системы организаций эко-

номической, производственной и социальной сферы, информационные ресурсы

и информационные системы подразделений систем управления государствен-

ных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные

организации в сфере информационного бизнеса. Профессиональная 072 аu1076 деятель-

ность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и ин-

формационные системы научно-производственных объединений, научных,

конструкторских и проектных организаций, органов государственного управ-

ления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.



Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех

задач управления, связанных с формированием и использованием информации

во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предпри-

ятием целей.

При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективнос-

ти использования не только собственно информации (данных и знаний), но и

других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с ин-

формацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д. В этих задачах

управления в той или иной мере используются информационные системы и

реализованные в них информационные технологии.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие под-

ходы: экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой докумен-

тированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых за-

трат; аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в ин-

формации и коммуникациях; организационный, рассматривающий информаци-

онные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный, рас-

сматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориен-

тированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организа-

ции и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов,

информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

8

Основные направления информационного менеджмента:

– управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненно-

го цикла;

– стратегическое развитие ИС;

– маркетинг ИС.

Задачи информационного менеджмента:

- Формирование технологической среды информационной системы;

- Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;

- Планирование в среде информационной системы;

- Формирование организационной структуры в области информатизации;

- Использование и эксплуатация информационных систем;

- Формирование инновационной политики и осуществление инновацион-

ных программ;

- Управление персоналом в сфере информатизации;

- Управление капиталовложениями в сфере информатизации;

- Формирование и обеспечение комплексной защищенности информаци-

онных ресурсов.

Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические,

оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач отно-

сятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление

информационными технологиями. Оперативные и административные задачи

носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информацион-

ная поддержка основной деятельности организации.

Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке

разнообразного предлагаемого на информационном рынке «массового продук-

та» в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к зна-

ниям, релевантным внутренним решениям.

1.4. Значение и роль информационного менеджмента

в современном обществе

Развитие цивилизованных стран происходит в направлении создания инфор-

мационного общества, т. е. общества, в котором большинство работающих занято

производством, сбором, хранением, переработкой и использованием информации,

прежде всего в ее высшей форме – форме знаний.

В настоящее время число информационных работников в США составляет

около 50 % рабочей силы, число же производственных работников – 20 %, в

том числе, работников сельского хозяйства – 5 %. Если объединить в одну

группу работников, занятых в информационных технологиях и в сфере обслу-

живания, то их доля будет около 80 %, что весьма наглядно характеризует на-

родное хозяйство США. Предсказывают, что на ближайшие годы работники

этой группы составят приблизительно 90 % всех.

9

В 1998 году объем рынка средств информатизации достиг объема 1,8 трлн.



долл. Согласно аналитическим исследованиям EITO в 2004 году мировой ИКТ-

рынок составит 2160 млрд. евро.

В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения эффек-

тивного управления этими средствами – менеджмента – на всех этапах их жиз-

ненного цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информатизации в

значительной мере определяет темп научно–технического прогресса.

Наличие более мощных и эффективных информационных систем, позво-

ляющих эффективно создавать, накапливать и использовать оперативную и

полную информацию, дает компаниям преимущество перед конкурентами, а

невнимание к качеству и эффективности информационных систем ведет к поте-

ре позиций.

В 60–е годы появились первые по существу стратегические информаци-



онные системы такие ИС, за счет которых предприятия пытаются обеспечить

себе преимущество в конкурентной борьбе. Классическим примером является

создание и внедрение систем заказа и продажи билетов американскими авиаци-

онными компаниями, которые благодаря этим системам смогли изменить в

свою пользу ситуацию на рынке авиаперевозок. Иметь возможность выявлять

такие шансы средствами информационного менеджмента – цель многих пред-

приятий. И многие из них уже используют эти средства на практике.

Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфе-

ре деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения

развивается производство средств информатизации.

В настоящее время информация превратилась в один из важнейших ресур-

сов предприятия. От качества данного ресурса и эффективности его использо-

вания во многом зависит и эффективность, и жизнеспособность предприятия в

целом. В этом лежит причина важности роли информационного менеджмента в

современных условиях.

Еще один момент связан с проблемами, возникающими при внедрении ИС.

Основными являются следующие:

1) дополнительная E5l нагрузка для персонала в процессе внедрения, так как

какое-то время приходится вести как новую, так и старую информационные

технологии;

2) изменение функциональных обязанностей лиц, принимающих решения

в системе управления, вследствие внедрения информационных технологий. В

результате у них либо появляются дополнительные обязанности (оптимистиче-

ский вариант), либо они сокращаются, что вызывает увольнение сотрудников

(пессимистический вариант).

Распределение полномочий и функциональных обязанностей сотрудников

влияет, с одной стороны, на создание рабочих мест, а с другой, – на разработку

структуры ИС и ее соответствие структуре управления. Эти вопросы неразрыв-

но связаны с решением стратегической задачи выбора критерия выделения

структурных элементов ИС и глубины их детализации. Данная проблема суще-

10

ствовала на протяжении всей истории автоматизации объектов управления и



остается актуальной и в настоящее время.

1.5. Характеристика рынка ИТ

1.5.1. Общие тенденции

Согласно аналитическим исследованиям EITO (табл. 1.1), в 2004 году ми-

ровой ИТ-рынок составит 970 млрд. евро, ТЛК-рынок – 1190 млрд. евро, а

включающий их ИКТ-рынок – 2160 млрд. евро. При этом практически треть

ИКТ-рынка придется на США – около 691 млрд. евро.

Таблица 1.1

Объем ИКТ-рынка в 2004 году

Рынок в


2004 году

В мире в це-

лом, млрд.

евро


Европа

млрд. евро

США,

млрд. евро



Япония,

млрд. евро

Остальные

страны,


млрд. евро

ИКТ 2160 652,32 691,2 259,2 557,28

ИТ 970 306,52 406,43 118,34 139,68

ТЛК 1190 346,29 284,41 141,61 417,69

На 2005 год прогнозируется рост в размере 5 – 6 %. Отметим, что в России

темпы роста ИКТ-рынка одни из самых высоких в мире – около 25 %. Однако,

по различным оценкам, российский ИТ-рынок примерно в 100 раз меньше ана-

логичного рынка США.

Основной рост мирового ИТ-рынка в 2005 году, по предположениям IDC,

будет обусловлен увеличением оборота в секторах программного обеспечения

(в том числе, информационной безопасности), карманных устройств, сетевого

оборудования и аутсорсинговых услуг.

В целом на период с 2005 по 2008 год специалисты IDC прогнозируют уме-

ренный рост ИТ-рынка. При подобном климате вендоры будут стремиться ис-

пользовать стандартные массовые технологии для снижения своих затрат, но

в то же время будут ориентировать продуктовые линейки на поддержку реше-

ний более высокого уровня.

Говоря об отдельных секторах ИТ-рынка, специалисты IDC прогнозируют

наибольший рост в секторе программного обеспечения (в том числе, и для

обеспечения информационной безопасности) и аутсорсинга. На протяжении

2005 года аналитики ожидают увеличения объемов продаж новых приложений,

сетевого оборудования, а также спроса на услуги по управлению проектами.

На 2005 год придется пик цикла очередной замены ПК и серверов, однако из-за

ценовых войн рост объемов продаж в этом секторе будет относительно умерен-

ным по сравнению с другими сегментами рынка ИТ. Ожидается, что в целом

объем затрат на ПО в мире увеличится в 2005 году на 7 % и составит

$213 млрд.

11

Самые высокие темпы роста мирового ИТ-рынка ожидаются в госсекторе,



на производстве и в сфере здравоохранения.

Определяя приоритетные статьи, на которые будут направлены средства из

корпоративных ИТ-бюджетов, исследователи из компании Gartner свидетель-

ствуют, что ИТ-менеджеры из корпоративного сектора в первую очередь пла-

нируют покупку мобильных устройств – КПК и ноутбуков, в то время, как рас-

ходы на ПК и устройства хранения данных, напротив, могут сократиться.

Лидеры отрасли, в свою очередь, постараются выявить самые быстрора-

стущие нишевые рынки и нацелить свою продукцию именно на них. Речь идет,

в частности, о рынке малого и среднего бизнеса, особое внимание которому

вендоры начали уделять около двух лет назад. Данный сектор уже заметно уве-

личил объем ИТ-расходов, в то время, как крупные компании отнюдь не спешат

тратиться на новые технологии. По мнению аналитиков, внимание к нуждам

малых и средних компаний принесет неплохие дивиденды тем вендорам, кото-

рые появились здесь раньше других, например, компаниям IBM, HP и Dell.

Оборот мирового рынка аппаратных средств, по прогнозам IDC, к 2008 году

увеличится до $465 млрд. Рост рынка будет обеспечивать устойчивый спрос со

стороны физических лиц, сектора телекоммуникаций и госсектора. Параллель-

но до $423,8 млрд. в 2005 году вырастет сектор ИТ-услуг, со среднегодовым

показателем роста 5,7 %. Активными потребителями здесь также выступят бан-

ки, промышленные предприятия и госсектор.

Gartner со своей стороны прогнозирует увеличение ИТ-затрат в 2005 году

до более чем $2,5 трлн. При этом «львиная доля» – почти $1,5 трлн. пойдет на

телекоммуникационные услуги. Около 25 % от общего объема прогнозируемых

расходов будет потрачена на ИТ-сервисы. Доля затрат на «железо» составит

порядка 14 %. Минимальный показатель – 4 % – составят затраты на ПО. При-

чем, по сравнению с 2004 годом, вырастет он всего на 8 %.

Таблица 1.2


следующая страница >>



Россия не может идти чужим путем. Она и своим-то идти не может. Константин Мелихан
ещё >>