Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ для студентов отделений и факультетов журналистики обучающихся по направлен - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов 2 785.75kb.
Методическое пособие по курсовой работе «Западноевропейское искусство... 1 144.41kb.
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных... 15 1223.53kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 10 1391.71kb.
Методическое пособие по выполнению курсовых работ по курсу 1 153.17kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению... 5 829.57kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности... 4 590.08kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 3 420.6kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса учетно-финансового... 6 429.56kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 14 1613.09kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического... 8 2140.1kb.
Фокусы и физика. Задуть свечу сквозь бутылку 1 9.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ для студентов отделений - страница №1/4

А. Н. Гильманова

КУРСОВАЯ РАБОТА
Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ для студентов отделений и факультетов журналистики обучающихся по направлению

031300 Журналистика (бакалавриат), профилям «Телевидение» и «Международная журналистика»



КАЗАНЬ

2012

УДК 070:378 (075.8)

ББК 74.58:76.01Я73
Печатается по решению Учебно-методической комиссии

факультета журналистики и социологии Казанского Приволжского Федерального университета

Протокол № 3 от 19 марта 2012г.


Научный редактор

доктор пед. наук, проф. Е.С.Дорощук


Рецензенты:
канд. ист. наук,

начальник отдела по связям с общественностью и СМИ

Академии наук РТ Р.В.Даутова
канд. филол. наук, ассистент. М.Х.Фатыхова

Гильманова А.Н.

Курсовая работа учеб. - метод. пособие для студентов отделений и факультетов журналистики / А.Н. Гильманова. – Казань: Казанский университет, 2012. – 47 с.
Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по подготовке, оформлению и процедуре защиты курсовой работы по журналистике. Предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по направлению 031300 Журналистика (бакалавриат) и профилям подготовки «Телевидение» и «Международная журналистика».


© Казанский университет, 2012

© Гильманова А.Н., 2012



ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа по специальности является одной из форм самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов.  Ее целью является приобщение к творческой деятельности, способствующей развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов – бакалавров, обучающихся по профилям «Телевидение» и «Международная журналистика».

Общие правила подготовки, оформления и защиты выпускных квалификационных работ содержатся в Регламенте подготовки и защиты курсовой работы в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», составленном в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. №71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

Целью курсовой работы является проверка качества полученных студентом знаний в процессе обучения, готовности будущих бакалавров к использованию полученных теоретических знаний для самостоятельного решения практических задач.

Выполнение студентами-бакалаврами курсовой работы способствует решению ряда педагогических задач: углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин, совершенствованию методических навыков в самостоятельной работе с источниками информации, овладению методологией исследования.

В данном методическом пособии обобщена и систематизирована необходимая информация, связаная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ по профилям «Телевидение» и «Международная журналистика».

Раздел I. Подготовка к написанию курсовой работы
1.1. Специфика исследования средств массовой информации
Научное познание это процесс, который включает в себя два основных уровня - теоретический и эмпирический.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешний связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных, полученных посредством научного наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах. Эмпирические объекты - это не просто любые чувственно воспринимаемые предметы реальности, а некие модели чувственных объектов, которые выступают заменителями первых (например, модель функционирования телеканала не есть сам телеканал), но также воспринимаются органами чувств, что обеспечивает наглядность, являющуюся важным моментом научного познания.



Теоретический уровень исследования концентрирует в себе, прежде всего процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез). Он связан с широким использованием абстракций и идеализаций, формулированием законов более высокой степени общности, чем эмпирические закономерности.

В исследовании средств массовой информации выделяют множество направлений, так как СМИ являются сложным объектом для анализа. В данной таблице приведены традиционные направления исследования.


Средства массовой информации как объект исследования1

Направление исследования СМИ

Объект исследования

Философское

Природа информации и информационных процессов, законы функционирования информации в обществе, природа коммуникативного действия, связь развития средств коммуникации с этапами развития цивилизации.

Теоретико-журналистское

Общая теория журналистики, теория печати, телевидения, радио, интернет журналистики, регулирование журналистской деятельности, профессиональная этика, СМИ как часть публичной сферы, типология издания и каналов, основные классы изданий и каналов – массовые, качественные, деловые, корпоративные.

Коммуникативистское

СМИ в ряду средств социальной коммуникации; СМИ как институционализированные виды коммуникации; особенности структуры коммуникации в СМИ, взаимодействие видов социальной коммуникации, виды социальной коммуникации в Интернете и тенденции их развития.

Юридическое

Правовое регулирование СМИ, правовые нормы и их обоснование, правоприменительная практика в сфере функционирования СМИ, проблемы авторского права, в том числе и в новых медиа.

Искусствоведческое

Литературоведческое



СМИ как создатели и трансляторы произведений художественной культуры, художественные жанры в разных средствах массовой информации.

Культурологическое

Продукты СМИ как явления культуры, использование каналов СМИ в культурах и субкультурах, художественная культура в СМИ, анализ архетипов и повторяющихся сюжетов в текстах СМИ, развитие и преемственность культурных форм в СМИ; массовая и высокая художественная культура в СМИ.

Филологическое

Теория и практика создания и функционирования текстов СМИ, язык СМИ и его развитие, специфика языка различных СМИ, языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах, речевое взаимодействие в дискуссиях и обсуждениях, соотношение нарратива и аргументации в текстах СМИ, особенности дискурса в разных типах изданий и каналов, в разных тематических областях, творческий почерк журналиста.

Политологическое

Политические СМИ в системе политических отношений, представленность в контексте различных политических сил, медийные средства политического влияния на аудиторию, возможности СМИ в установлении связей между властью и обществом, роль СМИ в электоральном процессе, влияние СМИ на политическую культуру общества, роль СМИ в становлении гражданского общества, политическое влияние новых медиа, СМИ в формировании политической нации.

Организационно-управленческое

Менеджмент-деятельность по организации процесса производства и распространения массовой информации, управлению персоналом медиа–предприятий, достижение эффективности СМИ как участника медиарынка

Экономическое

СМИ как участники экономических отношений на уровне экономики в целом, отдельных отраслей и конкретных медиапредприятий

Историческое

Смена состояний общества , связанная с зарождением, становлением, развитием, исчезновением СМИ, фигуры, события, явления, произведения, определение развития СМИ.

Психологическое

Законы восприятия массовой информации, влияние СМИ на сознание и поведение личности и групп, психология журналистского творчества.

Социологическое

Социальный смысл обмена информацией в процессе коммуникации, роль СМИ в функционировании малых и больших социальных общностей, в социальных процессах и социальных отношениях, репрезентация социальной действительности, социальных субъектов в контексте СМИ, социальная эффективность СМИ.

Адвертологическое

Изучение СМИ как рекламоносителей, каналов связи с общественностью, как средств продвижения, взаимоотношения промотивных и журналистских текстов , имидж, личность журналиста.


1.2. Научно-методологический аппарат курсовой работы
Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему – либо», в науке — способ достижения поставленной цели, предполагающий совокупность приемов и средств.

Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.2

Принято выделять следующие группы научных методов: общефилософские (дедукция, индукция, диалектика, системный подход, синергетический подход, материализм или метафизика); общенаучные (объективность, воспроизводимость, эвристичность, конкретность); частно-научные (сбор и анализ информации). В журналистике используются следующие методы получения эмпирических данных: наблюдение, метод фокус-групп, опрос (интервьюирование, анкетирование), изучение документов (официальных, личных, работа в архивах, библиотеках), контент-анализ, проведение эксперимента (реального, модельного, мысленного).

Эмпирические методы исследования телевидения имеют свою специфику в сборе, обработке полученной видео информации. Журнал, газета являются долговечным и доступным документом, который удобно хранить в архивах, библиотеках. Для исследования материалов телевидения, необходимо заранее разработать методику исследования и определенный хронологический период просматривать или записывать на носители необходимую передачу, телеролик. Возможно обращение в архив телеканала и анализ телеинформации, предоставленной архивными работниками, но необходимо учитывать, что, как правило, доступ к архивной информации телеканалов платный, а также важен тот факт, что по Закону РФ «О СМИ» от 27.12.1991.№ 2124-1 телеканал обязан хранить обычные материалы передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир. Исключение составляют аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, которые хранятся не менее 12 месяцев со дня выхода в эфир.

Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение (студенту необходимо взять определенный хронологический период, если период длительный, то можно сделать выборку).
Виды наблюдения


  • непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;

  • опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

Организация наблюдения за телеинформацией

непосредственное наблюдение

Для непосредственного наблюдения за телепередачей студенту необходимо подготовиться заранее. Необходимо выделить критерии, единицы наблюдения, которые нужно фиксировать в записной книжке. Мы рекомендуем заранее создать таблицу, в которую необходимо внести название телеканала, название передачи, дату выхода в эфир, единицы наблюдения



Пример таблицы

Название канала

Название передачи

Дата выхода в эфир

Жанр телесюжета

ТНВ

Новости Татарстана

29.02.2012.

1.Репортаж

2. Заметка

3.Отчет


Студенту будет проще фиксировать, а затем анализировать единицы наблюдения в готовой таблице.

опосредованное наблюдение

Раньше для записи видео информации, вышедшей в эфир, использовались видеомагнитофоны, сейчас - различные рекордеры - плееры с записью на DVD, Blu-ray, жесткий диск (HDD) или комбинированные. Наиболее удобны ТВ-рекордеры, в которых есть жесткий диск.

В последнее время появились телевизоры с возможностью записи на встроенную память или внешний диск, подключаемый к телевизору по USB. Но запись с таких телевизоров возможна только с цифрового сигнала, а с аналогового не будет записывать. Сейчас в России эфирное телевидение является аналоговым, цифровое эфирное телевидение только начало внедряться, поэтому воспользоваться возможностью записи с эфирного ТВ пока не удастся.

Но можно уже сейчас подключить цифровое телевидение - по спутнику или по кабелю. Спутниковые и кабельные ТВ-провайдеры, как правило, одновременно предлагают и услугу подключения к Интернету. Некоторые из них предоставляют услуги телевидения с записью. Для этого необходим ТВ-тюнер (ресивер, декодер) с функцией записи на встроенный жесткий диск (HDD). Некоторые ТВ-каналы идут в формате высокой четкости (HDTV).



Студенту в помощь:

Записи архива ТВ-передач федеральных каналов широко представлены на Билайн-ТВ (бывшая Корбина www.corbina.ru).

Записи архива новостных передач региональных каналов на последние годы есть на сайте Информационного агентства РТ Татар-информ www.tatar-inform.ru

Проведение опросов (интервьюирование, анкетирование) – общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос ориентирован на выявление различных точек зрения на изучаемую проблему. Опрос при исследовании телевидения может применяться при анализе актуальности тематической направленности канала, рассмотрении этических регуляторов профессионального поведения тележурналиста, изучении менеджмент-деятельности по организации процесса производства и распространения массовой информации, анализе мероприятий по управлению персоналом телеканала, достижению эффективности телеканала как участника медиарынка.
Виды опросов:

Анкетирование - опрос при помощи анкеты. Анкета - специально оформленный список вопросов.

Виды анкетирования: разделяют анкетирование по числу респондентов на (индивидуальное, групповое, массовое) по полноте охвата на (сплошное - всех представителей, выборочное – части) по типу контактов с респондентом (очное, заочное).
Студенту в помощь:

Как разработать анкету

1.Выявить цель анкетирования

2.Подобрать целевую аудиторию

3.Формулировать вопросы кратко и четко

4. Правильно подобрать варианты ответов

Пример анкеты:

Профессиональная этика тележурналиста

ФИО (если анкета анонимная не указываем)




Должность




Возраст




Сохраняете ли Вы профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем?




Считаете ли Вы свой профессиональный статус несовместимым с занятием должности в органах государственной власти?




Рассматриваете ли Вы злонамеренное искажение фактов, клевету как тяжкие преступления?




Откажетесь ли Вы от задания, если выполнение его связано с нарушением норм профессиональной этики?





Интервьюирование - проведение разговора по заранее разработанному плану.

следующая страница >>



В большинстве иерархий сверхкомпетентность считается большим злом, чем некомпетентность. Лоренс Питер
ещё >>