Учебно-методическое пособие по дисциплине - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для лабораторной работы по дисциплине... 1 231.57kb.
Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине... 1 398.91kb.
Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине... 1 177.52kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 3 420.6kb.
Учебно-методическое пособие 4-е издание Москва 2011 Учебно-научная... 5 515.45kb.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999 3 526.62kb.
Учебно-методическое пособие по предмету «Математика» 1 143.54kb.
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2006 ббк 81. 2 Англ. 6 550.99kb.
Учебно-методическое пособие А. В. Христофоров И. С. Абросимова Казань... 1 209.11kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» Учебно-методическое... 13 3008.99kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 3 526.98kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Хронология Летних Олимпийских Игр стр. 4 11 Победители Летних Олимпийских... 1 183.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие по дисциплине - страница №1/6



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

Кафедра теории и методики физической культуры

Учебно-методическое пособие

по дисциплине
ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ

для студентов 2 курса дневной и заочной форм обучения направлений подготовки 6.01020101 «физическое воспитание», 6.01020103 «здоровье человека» отрасль знаний 0102 «физическое воспитание и спорт»







Симферополь - 2012

Рекомендовано к печати заседанием кафедры

от 17.10.11.

Протокол №3

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ им. В.И. Вернадского от

Протокол № декабрь



Содержание


Введение 4

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 6

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 20

ХРОНОЛОГИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР СОВРЕМЕННОСТИ 26

ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ СИСТЕМА 44

Список использованной литературы 82




Введение

Олимпийский спорт представляют собой одно из самых удивительных явлений в истории всего человечества. Зародившись в Древней Греции в 8 веке до н.э., олимпийские игры регулярно проводились более тысячи лет. Закончив свой древнегреческий цикл в 4 веке н.э. олимпийские игры возродились в конце прошлого столетия в совершенно новых исторических условиях.

Для всегреческой популярности и социальной значимости Олимпийских игр для городов - полисов, были очевидные причины, главные из которых - это установление экехейрии (всеобщего мира), возможность заключить политические и торговые соглашения, продемонстрировать физическое и духовное совершенство и т.д. Прошло более 2 тысяч лет со времени расцвета греческой культуры, но она оказала такое большое влияние на дальнейшее культурное развитие мира, что её значение сохранилось до сих пор. Один из феноменов развития античной культуры - культурологический феномен олимпизма.

Изучая столетнюю историю современного олимпийского движения, можно убедиться, что идеалы, лежавшие в основе олимпийского спорта Древней Греции, остаются образцом, идеальной моделью для современного человека.

Стремление к этим идеалам не только позволило возродить олимпийские игры, но и сделало олимпийское движение исключительно популярным явлением, охватившим все континенты и страны, своего рода феноменом общественной жизни мирового сообщества в начале XXI века.

"Олимпийский спорт", как учебная дисциплина, ставит своей целью изучение истории и развитие олимпийского движения, его идеалов и принципов, места в системе явлений современной общественной жизни, организационно-правовых и экономических основ олимпийского спорта, содействие формированию профессионального мировоззрения студентов, в области организации и управления олимпийским движением.

Полученные знания и навыки используются при обучении частных спортивно-педагогических дисциплин, а также в практической деятельности и позволяют лучше понимать процессы, проходящие в международном олимпийском движении современности, предвидеть тенденции его развития.

Предметом учебной дисциплины «олимпийский спорт» являются общие закономерности возникновения и развития олимпийского движения в тесной связи с конкретными историческими условиями.

Основными объектами дисциплины «олимпийский спорт» являются: истоки, зарождение и история Олимпийских игр Древней Греции, возрождение олимпийских игр и история современного олимпийского движения, международная олимпийская система, ее структура и основополагающие принципы функционирования, социально-политические, организационно-правовые и экономические основы олимпийского спорта, олимпийские виды спорта, соревнования и соревновательная деятельность спортсменов.

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



Каковы основные теории происхождения и первоначального развития ритуально-спортивных игр и упражнений в концепциях отечественных и зарубежных исследователей?

Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – «физичес­кие упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение».

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.


Каково было значение физической культуры в Древней Греции?

Древнегреческая цивилизация потому и заняла исключительное место в истории, что выделялась среди стран и народов именно приоритетом и уважением к физическому совершенству человека. Через физическое совершенство, как основу бытия, считали греки, могут достигаться как личные цели, так и цели служения городу-государству.

В то же время физическое совершенство не было самоцелью, готовностью проявить грубую силу, оно сочеталось с благородством ума и души. Соответственно господствовавшим в Древней Греции взглядам на определяющую роль физического воспитания была создана и сотни лет прекрасно себя оправдывала система такого воспитания.
Каковы особенности физического воспитания в городах-государствах Древней Греции?

В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы вос­питания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины.

Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.

Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.

Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай – криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).

Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.

До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.

По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в V – VI вв. до н.э. не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гим­нос – обнаженный). В гимнастических школах – палестрах (пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.

С 16 – 18 лет юношей после гимнастических и мусических школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.

С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях.

В системе античной гимнастики выделялись три части:

1) игры, применявшиеся в подготовке детей (подвижные, игры с мячом, с предметами и др.)

2) палестрика, основу которой составляли упражнения пентатлона (бег, прыжки, метания копья и диска, борьбу), дополнявшиеся плаванием, греблей, кулачным боем, стрельбой из лука, верховой ездой, бегом с оружием и др.

3) орхестрика, включавшая акробатические упражнения, игры с мячом, ритуальные, обрядовые и боевые танцы.


Каково значение состязаний в жизни древних греков?

С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой.

Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия).

Соревнования – агоны – проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приобрели общегреческий – панэллинский – статус.


Как возникли Олимпийские игры?

О происхождении Олимпийских игр существует большое количество легенд связанных с именами таких мифологических героев как Пелопс и Геракл. Одна из них связана с именем героя Геракла: примерно в 17 в. до н. э. он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе с Зевсом. Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 1 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. Импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона.

Согласно другой легенде сын бога Зевса Геракл, очистив необычайно грязные скотные дворы царя Элиды Авгия, должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

Были и другие версии происхождения Олимпийских игр, например связанная с благополучным возвращением аргонавтов из похода за Золотым руном. Тогда тот же Геракл убедил путешественников поклясться друг другу в вечной дружбе и избрал для праздничного торжества прекрасное место над элидской рекой Алфеем, посвятив его царю богов Зевсу Олимпийскому. Еще одна старинная легенда гласит, что Олимпию основал мифический пророк местный оракул Ям. Существует легенда о Пелопе победившем в состязаниях на колесницах жестокого царя города Писы Эномая и завоевавшем таким образом руку и сердце его прекрасной дочери Гипподамии и на радостях учредившего спортивные состязания.

Известен так же договор о перемирии между элидским царем Ифитом и знаменитым спартанским законодателем Ликургом, которые в конце IX века до н.э. условились об учреждении Олимпийских игр. Диск с текстом этого договора хранился в Олимпии у жрецов храма жены Зевса — богини Геры. Полтысячелетия спустя его видел великий философ Аристотель. А еще через 500 лет историк Павсаний составил подробное описание диска, отметив, что Ифит вовсе не учредил Игры, а лишь возродил более древнюю традицию их проведения.
Где и когда зародились Олимпийские игры?

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, где в небольшой деревушке Олимпия с 776 года до нашей эры в священном лесу - Альтис проводились соревнования атлетов.


Как проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

В греческие города-государства, а также в греческие колонии, отправлялись специальные послы. Они приглашали всех желающих принять участие в Олимпийских играх.

В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны и объявлялось священное перемирие – «экихирия». Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф – две мины серебром.

Выступать на играх – была большая честь и большая ответственность. Каждый атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще месяц тренироваться в Олимпии. За будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали элланодики – судьи и распорядители Игр. Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и налагали штрафы на провинившихся. Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковым венком и вручали лавровую ветвь. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

Священные Олимпийские игры, кроме религиозного, политического и культурного, имели огромное воспитательное значение. Был выработан комплекс этических норм поведения спортсменов и зрителей. Грубых атлетов, слишком шумных зрителей, атлетов, совершивших неэтический поступок, нарушивших Олимпийский устав, а особенно, подавших ложные жалобы на судей, строго штрафовали (или наказывали палками). Суровей всего карали тех атлетов, которые изменяли родному городу. При выступлении за деньги приговаривали к изгнанию. Возникает комплекс этических норм – кодекс чести (Ликург Ифит, Пиндар), который содержал несколько принципов (Пиндар). Первый: случайная или легкая победа не приносит морального удовлетворения. Второй: атлет должен помнить, благодаря чьим наставлениям он смог стать победителем. Слова благодарности тренеру – элемент хорошего тона.

Третий: не заострять внимание на отрицательных моментах соревнований. Четвертый: желательна гармония физической силы, добродетели и интеллекта. Пятый: пусть жажда славы не заставит тебя свернуть с прямого пути.

Совершенный во всех отношениях, идеальный гражданин являлся образцом для подражания. Олимпийские игры способствовали распространению этих идеалов.

Греки видели в играх Олимпиады не только чисто спортивные соревнования. Поэты здесь читали стихи, ораторы состязались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения.


Какие виды состязаний включались в программу Олимпийских игр Древней Греции?

Атлеты соревновались в самых различных видах спорта, а точнее – в разных видах физических упражнений.

Первые 13 игр проводились только в беге на 1 стадию (192,27 м), с 14 включен бег на 2 стадия, с 15 на 8 стадиев, с 18 на дальние дистанции и пентатлон. В 688 г до н.э. (23 Олимпиада) включен кулачный бой, с 680 г до н.э. – гонки на колесницах и с 648 г до н.э. включен панкратион. С 78 Игр количество видов упражнений возросло до 20.

С игр тридцать седьмой Олимпиады (они проходили в 632 году до нашей эры) в соревнованиях стали принимать участие и дети. Дистанция бега для детей была в два раза меньше, чем для взрослых.

На 65-й Олимпиаде ввели «боевой бег» в полном вооружении — со щитом, мечом и в шлеме. С 93-й до 131-й добавилось еще пять видов состязаний колесничих. Начиная с 96-й Олимпиады на стадионе, кроме спортсменов, стали выступать трубачи и глашатаи — оспаривая почетное право вызывать на старт участников и оглашать имена победителей. Выигрывал соискатель с наиболее сильным голосом. В эпоху наивысшего расцвета древнегреческой культуры в Олимпии соревновались также деятели искусства и ученые.
Какова была продолжительность Олимпийских игр Древней Греции?

Вначале вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того, как Игры становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали длиться пять дней. В первый день в храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву и приносили жертвы. Во второй день соревновалась молодежь, третий – взрослые. Четвертый день был посвящен гонкам на колесницах и бег вооруженных атлетов. В пятый день определялись победители, награждались и исполнялись песни в честь победителей.


Кто был первым победителем Олимпийских игр?

Первым, известным по имени, олимпийским чемпионом был повар Кореб или Короибос из древнегреческого города Элида, победивший в беге на один стадий на стадионе священного города Олимпия в 776 году до н.э.


Известны ли другие имена победителей Олимпийских игр?

Кроме Короибоса до нас дошли имена еще нескольких великих чемпионов. Например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (то была греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. На Играх Олимпиады Милон завоевал семь венков, причем все – в соревнованиях по борьбе.

Семейство некоего Диагора с острова Родос – он сам, его сыновья, а потом и внуки – выступали на Олимпийских играх более восьмидесяти лет. Они приняли участие в двадцати Играх, и завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков.

И все же наиболее прославленным героем древних олимпийских соревнований был Леонидас – тоже с Родоса. Этот великий атлет двадцать раз побеждал в соревнованиях по бегу.


Проводились ли наряду с Олимпийскими играми Другие всегреческие состязания?

В Древней Греции проводилось большое количество соревнований, которые однако, уступали Олимпийским по популярности. Среди множества игр, проводившихся в разных древнегреческих городах, выделялись четыре самые знаменитые и престижные: Олимпийские на Пелопоннесе в области Элида, Пифийские близ Дельф, Истмийские на Коринфском перешейке и Немейские в Арголиде. Не малой популярностью пользовались Панафинейские игры, проводившиеся в Афинах.



Немейские игры, как и Олимпийские проводились в честь бога Зевса. Первые такие игры были проведены в 573 году до нашей эры в Немее, и с этого времени проходили регулярно каждые два года. Победителей награждали венком из плюща или сельдерея.

Пифийские игры проходили в Дельфах в честь бога Аполлона. Свое название они получили в честь победы Аполлона над грозным змеем Пифоном. Игры проходили один раз в четыре года. Наградой победителю сначала служили яблоки, а со временем – венок из лавровых веток.

Истмийские игры проводились Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов олимпиады. Предание относит их учреждение к доисторическому времени. Основателем агона оно называет бога Посейдона, впервые справившего его по утонувшем в море Меликерте. Другое предание приписывает учреждение игр Тезею после умерщвления Скирона или Синиса. На самом деле они, вероятно, возникли или, по крайней мере, получили свое общегреческое значение лишь после свержения тирании Кипселидов (ок. 582 до н. э.).

Заведовали агоном коринфяне, но почётное председательство на нем имели афиняне, в честь их героя Тезея. Элейцам, напротив, доступ был закрыт. Время игр начиналось, как и в прочих агонах, объявлением священного перемирия. Состязания были гимнастические и конные; музические присоединились лишь в императорскую эпоху. Игры продолжались, вероятно, несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее время (а также в императорское) плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея.

С древнейших времен афиняне отмечали всенародным праздником день рождения покровительницы их города богини Афины. По преданию она родилась 28-го гекатомбеона, первого месяца аттического календаря, начинавшегося летом в новолуние после солнцестояния. Праздник назывался Панафинеями и справлялся ежегодно; с середины VI в. до н.э. его стали проводить особенно торжественно раз в четыре года, назвав Великими Панафинеями, в отличие от ежегодных Малых Панафиней.

Важнейшую часть праздника составляла торжественная процессия, двигавшаяся через весь город к храму богини на Акрополе. Знаменитый афинский скульптор Фидий детально изобразил панафинейскую процессию на фризе Парфенона, главного храма богини. В празднике принимали участие посольства от многих греческих государств. В V в. до н.э., когда при Перикле существовал Афинский морской союз, каждое союзное государство доставляло жертвенных животных для грандиозного жертвоприношения олимпийским богам, которые, как считалось, незримо присутствовали на Панафинеях. В числе союзников были Ольвия, Нимфей и другие города, находившиеся на северных берегах Черного моря.


В программу празднества, длившегося несколько дней, входили атлетические, конные и музыкальные состязания. В большинстве из них имели право выступать, наряду с афинянами, граждане любого греческого государства. Соперники делились на три возрастные группы: дети, юноши и взрослые.

Кого допускали к участию в соревнованиях Древней Греции?

Участниками Олимпийских игр могли быть свободные греки – мужчины и юноши, которые никогда не нарушали закон. Женщинам, за исключением одной- жрицы храма Деметры, категорически запрещалось даже присутствовать на олимпийском стадионе.



Какие спортивные сооружения использовались для проведения соревнований в Древней Греции?

На территории Олимпии были расположены гимнасий, палестра, стадион, гиподром, дома для гостей, которые позволяли проводить грандиозные спортивные состязания.


Как награждали победителей Олимпийских игр и других всегреческих соревнований?

На четырех играх победители получали только венки. Олимпийский был оливковым, пифийский — лавровым, истмийский — сосновым, а немейский — из сельдерея. Ветви для венков брали со священных растений, например, в Олимпии с дикой оливы, росшей у храма Зевса (ветви срезал золотым ножом мальчик из знатной семьи, у которого были живы оба родителя).

Венчание венком проходило в присутствии зрителей, съехавшихся на праздник из множества городов, а перед этим глашатай провозглашал имя награжденного и его родину, подобно тому как это делается теперь при вручении медалей. При выходе со стадиона поклонники окружали своего кумира, кричали и прыгали от радости, бросали ему цветы, несли до дома на руках.

На родине победителей торжественно встречали, оказывали всевозможные почести и вручали материальное вознаграждение. Сохранился афинский закон, по которому за победу на Олимпийских играх полагалось 500 драхм, а на других общегреческих играх — по 100 драхм. Такая градация отражает особое признание в эллинском мире Олимпийских игр.

С конца VI в. до н.э. чествование победителя сопровождалось пением хора, который исполнял эпиникий — хвалебную оду, написанную по случаю победы соотечественника. Тогда поэты писали не только стихи, но и музыку к ним.

Самым желанным для атлета было завоевание наград на всех четырех главных панэллинских играх. Таких чемпионов называли периодониками, то есть победителями во всем цикле игр. По литературным и эпиграфическим источникам сейчас известно 46 периодоников. Самый знаменитый среди них, ставший надолго легендой для всех эллинов, был Милон из греческой колонии Кротон в Южной Италии. Будучи юношей, он впервые стал олимпийским чемпионом по борьбе в 536 г. до н.э., потом еще пять раз завоевывал это звание в Олимпии и несколько раз на других играх.

Одна из форм почестей олимпийского чемпиона состояла вправе поставить свою статую в священном округе Олимпии.

На постаментах подобных статуй нередко писали прославляющие чемпиона стихи. Вот одна такая надпись IV в. до н.э., которую цитирует Павсаний; она находилась на пьедестале статуи периодоника Хилона из города Патры.




Дважды в Олимпии в чистой
                  борьбе один на один я
Между мужей победил, в Дельфах
                            столько же раз;
Три я в Немее, четыре победы взял
                          в Истме, который
Около моря лежит, Хилон, Хилона
                                             сын,
В Патрах. Когда ж на войне
         я погиб, всенародно ахейцы
С славой меня погребли доблести
                                     ради моей.

Статуи местных чемпионов стояли и в античных городах Северного Причерноморья. При раскопках Ольвии, находившейся при слиянии Южного Буга и Днепра, найден постамент подобной статуи III в. до н.э. Она изображала чемпиона по бегу Дионисия и находилась в ольвийском гимнасии, где проходили тренировки атлетов и проводились праздники в честь Гермеса, сопровождавшиеся состязаниями. Своей победой Дионисий завоевал право на установку статуи, а его отец, попечитель гимнасия, финансировал изготовление скульптуры.

Чемпионы панэллинских игр принимали участие и в других празднествах, где завоевывали не венки, а иные призы. Это иллюстрирует мраморная стела из Афин с именем Александра, уроженца небольшого аттического городка Рамнунт. На стеле изображены призы, завоеванные им во II в. до н.э.: наряду с истмийским и немейским венками мы видим панафинейскую амфору — награду на афинском празднике, посвященном покровительнице города, и щит, полученный на состязаниях в честь Геры в Аргосе.

С середины VI в. до н.э. победители на Панафинеях получали в награду амфоры, наполненные оливковым маслом из плодов деревьев, произраставших в священной роще Афины. Роспись этих амфор, со сделанной до обжига надписью «Приз из Афин», исполнялась по одной веками сохранявшейся схеме: на одной стороне сцена состязания, за которое получена награда, на другой — фигура шагающей Афины в нарядном одеянии, со щитом и копьем в руках и шлемом на голове. Вероятно, богиня исполняет воинственный танец пиррихий в честь своей победы над гигантами. В программу Панафиней входило соревнование на лучшее исполнение этого танца. На вазах VI —V вв. до н.э. фигуру Афины обрамляли высокие колонны со стоящими на них петухами. Для греков, увлекавшихся петушиными боями, эти птицы символизировали неукротимый дух борьбы до победы.

На каждые Великие Панафинеи лучшие художники по государственному заказу расписывали более 1000 амфор. По традиции, идущей с VI в. до н.э., роспись делали в чернофигурном стиле даже тогда, когда она давно уже вышла из моды. Однако кое-какие изменения все же проникали в манеру и композицию рисунка. В IV в. до н.э. вместо петухов на колоннах появились иные фигуры, а в надписи стали указывать архонта, при котором получена амфора; поэтому вазы, на которых полностью сохранились надписи, можно датировать с точностью до года. Например, найденный в Керчи на горе Митридат фрагмент амфоры с именем архонта Неайхма относится к 320 г. до н.э.


Участвовали ли атлеты из городов-государств Северного Причерноморья в Олимпийских играх и других всегреческих соревнованиях?

В настоящее время, из-за отсутствия каких-либо определенных данных, можно только предполагать, что атлеты из античных городов Северного Причерноморья ездили выступать в Олимпию. Относительно же вторых по значению Пифийских игр имеются более определенные сведения. Сохранились надписи с упоминанием о том, как корабли с феорами — посланниками, возвещавшими о точной дате начала празднества, — прибывали в гавани Ольвии, Херсонеса и Боспора и там их гостеприимно встречали. Оратор Дион Хрисостом говорил о присутствии ольвиополитов на Истмийских играх в IV в. до н.э.

В 1875 г. на мысе Ак-Бурун (недалеко от Керчи) была открыта гробница, сооруженная в конце IV в. до н.э. В ней лежал знатный и богатый гражданин Боспорского царства, живший в его столице Пантикапее, которая стояла на месте современной Керчи. О высоком положении покойного говорили золотые вещи, в первую очередь великолепный головной убор, о военных подвигах напоминало его оружие, а о победах на атлетических состязаниях — почетный приз, завоеванный в Афинах на соревнованиях в беге.

Этим призом была большая панафинейская амфора, наполненная славившимся в древности аттическим оливковым маслом. На одной стороне этой вазы нарисованы три бегуна, энергично помогающие себе взмахами рук, на другой стороне — Афина, шагающая между двух колонн, увенчанных статуями богини победы Ники и Эрота. Надпись гласит, что это «награда из Афин», данная при архонте, имя которого на вазе не уцелело. По стилистическим особенностям росписи одни ученые датируют амфору 40-ми гг. IV в. до н.э., другие считают ее на 20 лет моложе.

В Херсонесе найдена бронзовая гидрия IV в. до н. э. с надписью «Приз из Анакий». Эта дорогая ваза служила наградой на афинском празднике, посвященном божественным близнецам Кастору и Поллуксу. Они славились как покровители коней, поэтому можно предположить, что херсонесит победил в каком-то виде конских ристаний.

Из одной ольвийской надписи II в. до н.э. известно, что подобные состязания проводились в Северном Причерноморье. На Тендровской косе, называвшейся в древности Ахилловым Дромом, устраивались под патронатом Ольвии праздники в честь Ахилла, главного героя гомеровской «Илиады». Сюда съезжались эллины из многих греческих городов. Судя по находкам монет на Тендре, туда прибывали атлеты главным образом из городов, лежавших по берегам Черного моря. Найденная в ольвийском некрополе амфора IV в. до н.э., возможно, была призом на этих играх. На вазе изображен возница, правящий четверкой лошадей, а гирлянды из лавра, украшающие амфору, указывают на то, что она служила наградой на каких-то состязаниях. Победа в беге колесниц оценивалась на всех соревнованиях как самая главная.


Как и в каких видах состязаний готовились атлеты из городов-государств Северного Причерноморья к участию во всегреческих состязаниях?

Прежде чем принять участие в общегреческих играх, атлеты состязались на местных празднествах, сопровождавшихся спортивными соревнованиями. В античных городах Северного Причерноморья это были праздники в честь Гермеса, покровителя гимнасиев, в которых с юных лет тренировались атлеты; Аполлона, согласно мифам, побеждавшего в метании диска и в борьбе; Ахилла, особо отличавшегося в беге, и других богов и героев. Об этом мы знаем в первую очередь по спискам победителей, вырезанных на каменных стелах, некогда стоявших в гимнасиях и около стадионов. Увековечивание имен призеров было одной из форм античных почестей победителей.

Самый большой из уцелевших подобных каталогов в Северном Причерноморье написан на беломраморной стеле из Горгиппии (совр. Анапа), входившей в состав Боспорского царства. В списке содержится более 200 имен победителей, выступавших на ежегодных праздниках в честь Гермеса в III в. до н.э. Там выделялись четыре возрастные группы: мальчики 12—15 лет, юноши 16—17 и 18—19 лет, взрослые старше 20 лет. В последней группе чаще всего побеждали мужчины 26—30 лет, а самому старшему победителю было 48 лет. Анализ имен, содержащихся в каталоге, показывает, как из мальчиков-призеров вырастали победители среди взрослых; например, имя одного бегуна сначала стоит в младшей, а затем в старшей возрастной группе. В Горгиппии, как и в других греческих городах, существовали целые династии атлетов-победителей, о чем говорят имена братьев, отцов и сыновей в упомянутом списке. Это можно установить, потому что греки, когда речь шла о гражданине, указывали не только его собственное имя, но также имя отца. Вероятно, победители происходили из состоятельных семей, члены которых могли уделять тренировкам продолжительное время.

Надписи показывают, за победу в каких видах спорта получали награды граждане античных городов Северного Причерноморья. В их число входили все основные виды античной атлетики: бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину, борьба, кулачный бой, метание копья и диска, а также пентатлон, включавший все перечисленные виды, за исключением кулачного боя. Кроме того, устраивались конные состязания и соревнования в стрельбе из лука.

Различалось несколько видов бега: простой на один стадий, двойной, при котором следовало, пробежав один стадий, вернуться к старту, шестерной, трижды повторявший двойной, и длинный, достигавший более 20 стадиев. Длина стадия на различных соревнованиях определялась по-разному, так как в древности не было единых для всех греческих государств мер длины; например, олимпийский стадий составлял 192 м, ионийский — 210 м, аттический — 177 м.

Греки очень ценили упражнения в борьбе, потому что в ней приводились в действие все мышцы и одновременно проявлялись сила, ловкость, находчивость. Копье метали и правой и левой рукой, иногда бросали два копья обеими руками. Диски различных диаметров также бросали обеими руками двумя способами: либо, как в наше время, на дальность полета, либо вверх, заставляя его вращаться и стараясь поймать его падающим плашмя.


Почему прекратили существование Олимпийские игры?

Уже в 5-4 вв до н.э. содержание и функции спорта, а также отношение к нему, существенно меняются. Появление наемной армии привело к снижению ценностей физической готовности. В соревнованиях все большее место начинают занимать различные выразительные движения. Усиливающаяся политизация общественной жизни перенесла акцент с физического телесного совершенства на способности рассудочные, ораторские, организаторские. Сами занятия спортом все более приобретают характер заработка. Цель физического совершенствования уступает место выступлениям за деньги. Агонистика вырождается в зрелище со всеми сопутствующими ему чертами: обманами, подменами и подставками, тайными договорами и т.п. Не чужды были олимпийскому спорту Древней Греции и другие проблемы, известные нам из практики современного спорта. Во многих произведениях древнегреческих авторов затрагиваются проблемы травматизма, фанатичного отношения и самопожертвования в спорте.

Существенные политические и социальные изменения /войны между полисами, господство Македонии, расслоение общества и др./, происходившие с 4 в. до н.э., привели к тому, что личные интересы у граждан греческих городов-полисов стали преобладать над общественными.

Само физическое воспитание ориентируется теперь не на гармонический идеал, а на одностороннюю подготовку атлета. Физические упражнения перестают быть способом воспитания гражданина. Занятия в палестрах стали нерегулярными, меньшими по объему и преследуют внешнюю цель – продемонстрировать себя во всей красе. Олимпийские игры превращаются в зрелище, на них появляются профессиональные атлеты, выступающие за деньги, спекулянты

К трагическому финалу Игры привела самоубийственная рознь эллинов, Их блистательная цивилизация пала не столько от меча завоевателей, сколько от собственной, как сказал древний поэт, порчи. Начиная с 1У века до н.э. - самого трагичного века эллинской истории - идеалы совершенства свергаются с пьедестала. Завещанная предками мечта о победе в честном соперничестве как высшей доблести, разменивается на звонкую монету. Первыми вестниками агонии Панэллинских игр стали атлеты - профессионалы, появившиеся в Олимпии, Дельфах, Коринфе, Немее.

В середине второго века до нашей эры Грецию завоевал Рим и резко снизился интерес к спорту. Были неудачные попытки перенести игры в Рим, менялась программа соревнований, игры профессионализировались и отступали от требований религии. Между Играми стало проводится большое количество других состязаний, которые щедро финансировались.

При римлянах Олимпийские игры стали многонациональными. Теперь право соревноваться получили люди других национальностей – все, кто населял огромную Римскую империю, которая распростерлась от Северной Африки до Ближнего Востока и Западной Европы.

На Играх стали появляться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона, жители будущих Франции и Германии... В списке олимпийских чемпионов стоит и имя Вараздата из города Артаксаты, древней столицы Армении.

В 394 году нашей эры римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования. Его наследник Феодосий II через несколько десятилетий издал декрет о разрушении языческих храмов: набирала силу новая религия – христианство. Завершили разрушение Олимпии сильные землетрясения и наводнения, которые погребли ее под толстым слоем ила.


следующая страница >>



То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду. Михаил Салтыков-Щедрин
ещё >>