Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 28 3357.52kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического... 8 2140.1kb.
Учебное пособие для студентов медико-профилактического, лечебного... 9 1831.55kb.
Тесты для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического... 1 24.68kb.
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов 1-2... 5 551.17kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета... 1 347.55kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса учетно-финансового... 6 429.56kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 667.4kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса всех факультетов... 9 1207.81kb.
Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов лечебного... 5 1277.13kb.
Родовое древо семьи Шупыро Валерии 1 45.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического - страница №1/5




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра биологии с курсом медицинской генетики



БИОЛОГИЯ

«Биология клетки» и

«Генетика человека»

Учебно-методическое пособие для студентов I курса

лечебного, педиатрического и

медико-профилактического факультетов


Студент __________________________________

I курс, группа №___, факультет_____________
Краснодар, 2012

УДК 546.02

ББК 24.1

Б 63
Составители:

зав. кафедрой биологии с курсом мед. генетики, д.м.н., профессор Голубцов В.И.;

доцент кафедры биологии с курсом мед. генетики к.м.н. Лазарев К.Ю.;

ассистент кафедры биологии с курсом мед. генетики к.м.н. Корхмазова С.А.;
Рецензенты:

Заведующая кафедрой гистологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России профессор д.м.н. Могильная Г.М.

Заведующий кафедрой микробиологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России доцент к.м.н. Бабичев С.А.
БИОЛОГИЯ. «Биология клетки» и «Генетика человека». Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов.

Краснодар, ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – 60с.

Учебно-методическое пособие включает два раздела дисциплины: «Биология клетки» и «Генетика человека». Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010), Программой по биологии для студентов медицинского вуза (Москва, 2001) и с Рабочей программой кафедры биологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России (Краснодар, 2011).

К каждому занятию определены цели, даны вопросы и литературные источники для самоподготовки, перечень знаний и умений, которые должен освоить студент в ходе занятия, а также задания для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы. При выполнении практической работы студент имеет возможность в тетради делать необходимый зарисовки и записи, что позволяет рационально распределять материал каждого занятия и повысить уровень усвоения учебного материала. В процессе самоподготовки к практическому занятию студент должен выполнить внеаудиторную работу. В тетради приводится перечень вопросов для подготовки к тестовому итоговому контролю знаний по изученным разделам дисциплины.

Рекомендовано к изданию ЦМС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России,

протокол № __ от _.06.2011 года.



ЗАНЯТИЕ № 1 «_____» _______________20__ г.
ТЕМА: Световой микроскоп и лупы, их устройство. Приготовление микропрепаратов биологических объектов, техника их микроскопирования.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Уяснить правила выполнения практических работ и оформления протоколов. Изучить устройство светового микроскопа и правила микроскопирования. Освоить технику приготовления временных препаратов, уяснить преимущества и недостатки микроскопирования живых и фиксированных биологических объектов; изучить принципы приготовления постоянных препаратов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Устройство светового микроскопа (основные части).

  2. Физические возможности световых микроскопов.

  3. Правила работы со световым микроскопом и лупой.

  4. Виды микроскопических исследований в биологии и медицине.

  5. Правила оформления протокола исследований (практической работы).

  6. Биологические микро- и макропрепараты.

  7. Временные и постоянные микропрепараты биологических объектов.

  8. Технологии приготовления временных и постоянных микропрепаратов, основные требования.

  9. Преимущества и недостатки микроскопии живых и фиксированных биологических объектов.

  10. Сущность физико-химических процессов при фиксации биологических объектов.


ЛИТЕРАТУРА: 5. С.5-11, 13-15, 20-21; 6. С.49-50.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Дать определение основным терминам по теме.

Биологический объект фиксированный –

Конденсор –

Макрометрический винт –

Макропрепарат –

Микроскоп –

Микроскопия –

Микроскопия витальная –

Микропрепарат –

Микротом -

М. световая –

М. люминисцентная –

М. электронная–

Микрометрический винт –

Объектив –

О. иммерсионный –

Окуляр –

Препарат временный –

Препарат постоянный –

Тубус –

Фиксация –

Фиксаторы –

Фокусное расстояние –

АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Ознакомление с правилами оформления лабораторных работ.


I.Механическая система:

1 –


2 –

3 –


4 –

5 –


6 –

7 –


8 –

9 –


10 –

II.Оптическая система:

11 –


12 –

III.Осветительная система:

13 –


14 –

15 –




2. Изучить устройство светового микроскопа.

Рис. 1. Микроскоп МБР-1



3. Правила работы со световыми оптическими приборами.

Изучить основные правила работы с микроскопом МБР-1. Записать виды объективов, их фокусное расстояние и общее разрешение.



Увеличение

Объектива



Окуляр

(кратность увеличения)



Объектив

(кратность увеличения)



Фокусное расстояние

Разрешающая возможность

Малое













Большое













Иммерсионное














4. Постоянные препараты, технологии их приготовления.

4.1. Разобрать методику приготовления постоянных препаратов

4.2. Рассмотреть постоянные препараты биологических объектов (тотальные и срезы).

4.2.1. Рассмотреть препарат клеток крови человека с помощью микроскопа при ув. 7х8 и 7х40. Отработать навык перехода с микроскопии объекта при малом увеличении на микроскопию объекта при большом увеличении.

4.2.2.Иммерсионная микроскопия (ув.7х90) микропрепарата клеток крови человека (Демонстрация). Уяснить назначение и принцип иммерсионной микроскопии.
5. Приготовление временных препаратов.

5.1. Микроскопия живых растительных клеток.

Для приготовления препарата взять кусочек пленки лука (0,5х0,5 см) положить на предметное стекло нанести каплю воды, накрыть покровным стеклом. Рассмотреть при ув. 7х8 и 7х40, обратить внимание на форму клеток, их бесцветность, отсутствие видимости клеточных структур. Зарисовать несколько клеток при ув. 7х40. Отметить достоинства и недостатки метода витальной микроскопии.

Рис.2. Клетки пленки лука.

Ув. 7х40
5.2. Микроскопия фиксированных и окрашенных растительных клеток.

На свежую пленку лука нанести 2-3 капли 70% спирта (фиксатор) на 2 минуты. Промыть водой и нанести каплю 1% раствора метиленовой сини (краситель) на 2 мин. Промыть водой, накрыть покровным стеклом, рассмотреть при ув. 7х40. Обратить внимание на четкость форм клеток, наличие в них окрашенных структур. Зарисовать и обозначить: оболочку, цитоплазму, ядро и ядрышки.

1 –


2 –

3 –


4 –

Рис. 3. Клетки лука, окрашенные метиленовой синью.

Ув. 7х40.

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:


  1. Осуществлять уход за микроскопом.

  2. Микроскопировать препараты биологических объектов при малом и большом увеличении микроскопа.

  3. Оформлять протокол выполнения микроскопического исследования.

  4. Приготовить временный микропрепарат биологического материала.

  5. Проанализировать, зарисовать и обозначить структуры биологического объекта.


Студент ______________________ Преподаватель ________________


ЗАНЯТИЕ № 2 «____» _______________20__ г.
ТЕМА: Клеточный уровень жизни. Методы изучения клетки.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить клетку как элементарную единицу живых организмов; особенности строения прокариотических и эукариотических клеток; строение ядра; освоить основные методы изучения клетки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Уровни организации живого.

  2. Основные свойства живого.

  3. Возникновение клеточной организации живого.

  4. Основные положения клеточной теории.

  5. Особенности строения и отличия прокариотических и эукариотических клеток.

  6. Органоиды и включения в соматических и половых клетках человека.

  7. Методы изучения клетки.


ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.1. С. 95-154; 2. С.7-8, 18-33, 38-51; 3. С.11-26, 47-51; 4. С.12-26;

6. С.5-9; 12-13; 49-57.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Дать определение основным терминам по теме.

Авторадиография –

Включения –

Клетка соматическая –

Клетка половая -

Клетка стволовая –

Культура клеток -

Микрургия –

Органоиды –

О. общего назначения –

О. специального назначения –

О. одномембранные –

О. двумембранные –

Плазмолемма –

Прокариоты –

Стволовые клетки -

Цитология –

Цитоплазма –

Цитоплазматический матрикс –

Цитозоль –

Эукариоты –

HeLa клетки -

2. Методы изучения клетки.

Разобрать основные методы изучения клетки. Изучить основные цели исследования и принципы этих методов. Заполнить таблицу.



Характеристика цитологических методов исследования

Название

Цель

Принцип

Витальная микроскопия





Микроскопия фиксированных клеток







Цитофотометрия








Фракционное центрифугирование





Авторадиография






Культура клеток






Гибридизация соматических клеток






Электронная микроскопия





АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Строение эукариотической животной клетки.

1.1. Рассмотреть электронограмму животной клетки, обозначить структурные компоненты клеток.


1 –

2 –


3 –

4 –


5 –

6 –


7 –

8 –


1.2. Рассмотреть клетки буккального эпителия человека.

С помощью шпателя сделать соскоб со слизистой оболочки щеки и перенести его на предметное стекло. Нанести на объект 1-2 капли красителя - метиленовой сини. Накрыть покровным стеклом. Рассмотреть при ув. 7х8 и 7х40. Обратить внимание на форму клеток, размеры ядра. При ув. 7х40 зарисовать несколько клеток, обозначить клеточную мембрану, цитоплазму и ядро.

1 –

2 –


3 –

Рис. 1. Буккальный эпителий человека.

Ув. 7х40.

2. Стволовые клетки.

Изучить виды стволовых клеток, их характеристики и значение. Заполнить таблицу.



Характеристика и значение видов стволовых клеток

Виды стволовых клеток

Характеристика

Применение в медицине

Тотипотентные






Полипотентные (плюропотентные)






Унипотентные






Реконструированные эмбриональные








4. Метод культуры клеток и тканей.

Изучить методику культуры лейкоцитов периферической крови человека. Записать основные этапы и их последовательность.

1 –

2 –


3 –

4 –


5 –

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. Приготовить микропрепарат эукариотической клетки для чего:

произвести забор биологического материала;

осуществить фиксацию объекта;

произвести окраску препарата;

произвести микроскопический анализ клеток.



  1. Уметь дифференцировать на электронограммах различные органоиды и включения клеток.


Студент ______________________ Преподаватель _______________


ЗАНЯТИЕ № 3 «____» _______________20__ г.
ТЕМА: Организация потока вещества и энергии в клетке.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции клеточных мембран, физико-химические свойства цитоплазмы; рассмотреть реакции клеток в средах с различной концентрацией солей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Клетка как открытая система.

  2. Организация потока вещества и энергии в клетке.

  3. Физико-химические свойства цитоплазмы.

  4. Строение и функции клеточных мембран.

  5. Понятие осмос, тургор, плазмолиз, деплазмолиз, гемолиз.

  6. Изо-, гипо- и гипертонические растворы, их применение в медицине.

  7. Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану.


ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.1. С. 179-220; 2. С. 38, 41-43; 52-55; 3. С. 17-20, 31-33;

4. С. 14-15; 20-21, 25-26, 33-35; 5. С. 23-26; 6. С. 9-12, 23-25.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Дать определение основным терминам по теме.

АТФ –
Ассимиляция –
Гемолиз –
Гипертоническая среда –
Гипотоническая среда –
Гликолиз –
Деплазмолиз –
Диссимиляция –
Диффузия –
Изотоническая среда –
Инициация трансляции –
«Лаковая» кровь –
Осмос –
Осмотическое давление –
Онкотическое давление –
Плазмолиз –
Паранекроз –
Терминация трансляции-
Тургор –
Физиологический раствор –
Цитолиз –
Элонгация трансляции -
2. Основные функции органических соединений в животных клетках.

Вписать в таблицу структурные единицы и основные функции органических веществ.






Структурные единицы

Место синтеза в клетке

Функции

Белки








Жиры








Углеводы








Нуклеиновые кислоты








АТФ









АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Осмотические процессы в растительной клетке.

1.1. Тургор.

Приготовить временный препарат клеток пленки лука в капле воды (изотоническая среда); наблюдать тургорное состояние клеток при большом увеличении микроскопа. Зарисовать несколько клеток. На рисунке обозначить оболочку и протопласт.



1.2. Плазмолиз.

Приготовить временный препарат клеток лука в капле 10% раствора NaCl (гипертоническая среда). Наблюдать при большом увеличении постепенное отслаивание цитоплазмы от оболочки и уплотнение протопласта – явление плазмолиза. Зарисовать 2-3 плазмолизированные клетки, обозначить.



1.3. Деплазмолиз.

Плазмолизированные клетки промыть водой, вновь приготовить препарат в капле дистиллированной воды (гипотоническая среда) и при ув. 7х40 наблюдать явление деплазмолиза. Зарисовать, обозначить клеточную оболочку и протопласт.




1 –

2 –

а) б) в)


Рис. 1. Клетки кожицы лука в: а) изотонической среде (вода) – тургор.;

б) гипертонической среде (10% р-р NaCl) – плазмолиз;

в) гипотонической среде (дистиллированная вода) – деплазмолиз.

Ув. __х___



2. Осмотические явления в животных клетках.

2.1.Тургор.

Каплю крови человека поместить в 0,9% р-р NaCl (изотоническая среда), при ув. 7х40 наблюдать эритроциты в состоянии тургора. Зарисовать форму эритроцитов в изотонической среде.



2.2. Сморщивание.

Каплю крови человека поместить в 5% р-р NaCl (гипертоническая среда), при увеличении 7х40 наблюдать изменение формы эритроцитов – сморщивание. Зарисовать форму эритроцитов в гипертонической среде.




1 –

2 –

а) б)
Рис. 2. Эритроциты человека в: а) гипертонической среде (5% р-р NaCl) – сморщивание;

б) физиологическом растворе (0,9% р-р NaCl) – состояние тургора.

Ув. __х___
3. «Лаковая» кровь.

В пробирку № 1 влить 1 мл физиологического раствора (изотоническая среда), в пробирку № 2 – 1 мл дистиллированной воды (гипотоническая среда). В обе пробирки внести по 2 капли крови человека, слегка встряхнуть. Отметить появление «лаковой» крови в пробирке № 2. Объяснить механизм.



Пробирка № 1 _______________________________________

Пробирка № 2 _______________________________________

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. Экспериментально смоделировать состояние растительных и животных клеток (эритроциты человека) в различных средах (изотонической, гипертонической, гипотонической).

  2. Определить состояние «лаковая кровь» in vitro и кровь в физиологическом растворе.


Студент ______________________ Преподаватель _______________


ЗАНЯТИЕ № 4 «____» _______________20__ г.
ТЕМА: Строение ядра клетки. Нуклеиновые кислоты. Организация потока информации в клетке.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение ядра; строение и свойства нуклеиновых кислот, их роль в организации генетического аппарата и в биосинтетических процессах клетки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Строение и функции ядра клетки.

  2. Строение ДНК, РНК; их роль в жизни клетки.

  3. Организация потока информации в клетке при биосинтезе белка.

  4. Процессы, происходящие в клетке при биосинтезе белка.

  5. Генетический код, его свойства.

  6. Механизмы регуляции генной активности у прокариот по Жакобу и Моно.

  7. Основные принципы регуляции генной активности у эукариот.


ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.1. С. 112-207; 2. С.43-44, 51-52, 66-83, 92-113, 163-171;

3. С.19-20, 26-30, 111-116; 4. С.26-27, 35-43, 87-93; 6. С.18-22; 43-44.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Дать определение основным терминам по теме.

Антикодон –

Генетический код –

ДНК –

ДНК – полимераза –

Индукция -

Интрон –

Килобаза –

Кодон –

Коллинеарность –

Нуклеиновая кислота –

Нуклеотид –

Оперон –

Промотор -

Процессинг –

Репарация –

Репликация –

Репрессия -

РНК –

Сплайсинг –

Транскрипция –

Трансляция –

Экзон –

Ядро –

Ядрышко –
2. Виды и функции РНК.

Написать роль РНК в биосинтетических процессах клеток.



иРНК – _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

рРНК – _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

тРНК – _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  1. Организация клеточного ядра.

На моделях и таблицах рассмотреть строение ядра клеток (ядерная оболочка, остов, нуклеоплазма, ядерный хроматин) Роль ядра в обеспечении жизненных процессов в эукариотических клетках.

  1. Нуклеиновые кислоты.

    1. 2.1. Структура и свойства ДНК.

На моделях и таблицах рассмотреть строение ДНК и объяснить ее свойства. На рисунке обозначить комплементарные азотистые основания, входящие в ДНК, и параметры 1 витка спирали. Длина одного нуклеотида ДНК = 0,34нм

Количество нуклеотидов на 1 виток = 10 пар

Шаг (виток) спирали ДНК = 3,4 нм или 34 А

1 нм (нанометр) = 1/1000000000 м

1 А (ангстрем) = 1/10 нм = 1/10000000000 м

Расстояние между цепями ДНК = 2 нм = 20 А

Длина одного нуклеотида РНК = 0,34нм


Рис. 1. Строение молекулы ДНК по Дж. Уотсону и Ф. Крику (1953г).

2.2. Решение задач.



  1. Биосинтез белка в клетке.

    1. Пользуясь таблицами и стендом, изучить последовательность биосинтетических процессов, происходящих в клетке. Решить задачи.


НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. Смоделировать процесс транскрипции генетического кода с ДНК и РНК.

  2. Осуществить построение белковой молекулы в соответствии с генетическим кодом.

  3. Решать генетические задачи на биосинтез белка в клетке.


Студент ______________________ Преподаватель _______________

ЗАНЯТИЕ № 5 «_____» ______________20__ г.
ТЕМА: Организация генома человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить организацию наследственного материала эукариот; строение и типы хромосом; разобрать принципы идентификации хромосом и научиться составлять идеограммы хромосом человека.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Организация наследственного материала эукариот.

  2. Строение хромосом, их типы.

  3. Классификация хромосом в кариотипе человека.

  4. Ген, его строение и свойства.

  5. Положения хромосомной теории.


ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.1. С. 119-133, 154-155, 262-269, 287-289, 296-299, 303-307, 316-320,

329-332, 356-358; 2. С.62-66, 114-138, 147-149; 3. С.35-39, 42-47, 74-81, 93-94;



4. С.27-33, 81-87, 93, 117-119; 5. С.52; 5. С. 21-22.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Дать определение основным терминам по теме.

Акроцентрические хромосомы –
Ген –
Ген-ингибитор -
Ген-интегратор -
Ген-модификатор -
Ген-репаратор -
Ген-супрессор -
Ген сенсорный -
Геном –
Гомологичные хромосомы –
Гетерохроматин –
ДНК сателлитная -
Интрон –
Кариотип –
Кариограмма –
Метацентрические хромосомы –
Метафазная пластинка –
Мультигенные семейства –
Мутон –
Нуклеотидные повторы –
Однонуклеотидные замены –
Рекон –
Структурные гены –
Спутник хромосомы –
Теломеры –
Функциональные гены –
Хроматида –
Хромонема –
Хромосомы политенные –
Центромера –
Цистрон -
Эухроматин –
2. Свойства генов.

Изучить основные свойства генов, дать определение.




  1. Специфичность –




  1. Плейотропия –




  1. Дискретность




  1. Дозированность -




  1. Экспрессивность -




  1. Пенетрантность –




  1. Стабильность –




  1. Лабильность –




  1. Множественный аллелизм -




  1. Аллельность 




  1. Амплификация –




  1. Доминантность




  1. Рецессивность –


АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Молекулярный уровень организации наследственного материала.

1.1. Функциональная классификация генов.

Изучить функциональную классификацию генов, вписать в графу назначение генов.
Классификация функциональных генов у про- и эукариот


Ген

Назначение

Оператор





Промотор



Терминатор





Сенсорный





Регулятор





Интегратор





Спейсеры




Модуляторы:







энхансеры




сайленсеры




мутаторы




аттенуаторы




антимутаторы




1.2. Функциональная участки ДНК.

Изучить назначение информативных и неинформативных участков ДНК, вписать их в таблицу.

Функциональные участки ДНК

Информативные участи ДНК

Экзоны



Неинформативные участки ДНК

Интроны



Спейсеры



Сателлитная ДНК




2. Хромосомный уровень организации наследственного материала.

2.1. Строение хромосом.

Пользуясь микропрепаратами и таблицами, рассмотреть строение хромосомы. Зарисовать и обозначить ее компоненты (центромера, плечи (короткое – p, длинное – q), хроматиду).




1 –

2 –


3 –

4 –


Рис. 1. Метафазная хромосома
2.2. На схеме обозначить положение центромеры, характерное для соответствующего типа хромосомы.

-

-

-

Рис.2. Основные типы хромосом человека


2.3. Рассмотреть схему идентификации хромосом человека в соответствии с их размером и положением центромеры.


3. Геномный уровень организации наследственного материала.

3.1. Метафазные пластинки культуры лимфоцитов человека. Демонстрация.

Рассмотреть микропрепарат метафазных пластинок культуры лимфоцитов человека (Ув.7х90). Обратить внимание на различия размеров и формы хромосом.



3.2. Идентификации хромосом в кариотипе человека.

Из предложенного набора хромосом составить идеограмму в соответствии с Денверской (1960г) и Парижской (1972г) классификациями. Обозначить группы, пронумеровать пары гомологичных хромосом и вписать характеристику хромосом каждой группы под её обозначением.


Метафазная пластинка:

Идиограмма хромосом:





















1

2

3







4

5

А







B
































6

7

8

9

10

11

12

C























13

14

15




16

17

18

D




E
































19

20




21

22




X (группа С)

Y (группа G)

F




G




половые

Рис. 3. Кариотип человека.


НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. Дифференцировать хромосомы человека по строению.

  2. Составлять идеограмму кариотипа соматической клетки человека в соответствии с Денверской классификацией.

  3. Выявлять нарушения в количестве и строении аутосом и половых хромосом в кариотипе.


Студент ______________________ Преподаватель _______________

ЗАНЯТИЕ № 6 «____» _______________20__ г.
ТЕМА: Репродукция клеток. Гаметогенез.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Разобрать общебиологическое свойство живого – самовоспроизведение; изучить типы деления соматических клеток: амитоз и митоз; мейоз в процессе гаметогенеза; строение половых клеток.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Способы и формы размножения.

  2. Биологическое значение деления клеток, виды деления.

  3. Митотический цикл клетки, его биологическое значение.

  4. Мейоз, его цитогенетическая характеристика и биологическое значение.

  5. Кроссинговер, его значение.

  6. Гаметогенез, его периоды.

  7. Отличия сперматогенеза от овогенеза.

  8. Строение яйцеклетки и сперматозоида. Типы яйцеклеток.



ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.1. С. 221-247, 409-448; 2. С. 55-60; 138-147; 192-209; 280-284;

3. С. 33-35, 39-41, 51-64; 4. С. 43-64; 5. С. 26-35; 109-111; 6. С. 35-38, 47-48.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Дать определение основным терминам по теме.

Акросома -

Амитоз –

Анафаза -

Апоптоз -

Гаметы –

Гаметогенез –

Гаметогонии –

Гиалуронидаза –

Интерфаза –

Интеркинез -

Клетка соматическая -

Клеточная дифференцировка -

Кроссинговер –

Мейоз –

Метафаза -

Митоз –

Митотический цикл –

Овоцит –

Овогенез -

Овогоний –

Оплодотворение –

Политения –

Полоцит (полярное тельце) –

Профаза -

Редукционное деление –

Репродукция –

Сперматогенез -

Сперматогоний –

Сперматоцит –

Телофаза -

Цитокинез –

Эквационное деление –

Эндомитоз –

Яйцеклетка -

2. Характеристика профазы I мейоза.

Дать краткую характеристику поведения хромосом в каждой стадии профазы I мейоза.



  1. Лептонема – _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Зигонема – ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Пахинема – ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Диплонема – _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Диакинез – ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Диктиотена – ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Репродукция соматических клеток.

    1. Амитоз соматических клеток.

При ув. 7х40 рассмотреть амитотически делящиеся клетки мочевого пузыря млекопитающего.

1.2. Митоз растительных клеток.

При ув. 7х40 рассмотреть на постоянных препаратах фазы митотического деления клеток корешка лука. Обратить внимание на положение хромосом на разных фазах митотического цикла клетки.




  1. Половые клетки и гаметогенез.

2.1. Рассмотреть по таблицам схему гаметогенеза. Заполнить таблицу, обозначив периоды гаметогенеза, тип деления клеток, названия клеток на различных стадиях развития гаметы, количество хромосом (n) и ДНК (хроматид) (c).
Гаметогенез. Особенности и различия спермато- и овогенеза.

Период гаметогенеза

Схема сперматогенеза

Схема

Овогенеза



Тип

деления


Стадия развития гаметы

Набор хромосом (n)

и ДНК (c)



I

























II



















III

деление I -




















деление II -




















IV
















2.2. Мейоз.

По таблицам изучить схему мейотического деления, обратить внимание на поведение хромосом в профазе I, разобрать явление кроссинговера и его биологическое значение.



2.3. Строение яйцеклетки. Овогенез.

При ув. 7х40 рассмотреть срез яичника млекопитающего, обратить внимание на развивающуюся яйцеклетку. Зарисовать «Граафов пузырек». Обозначить его образования.


1 –

2 –


3 –

4 –


5 –

6 –


Рис. 2. Граафов пузырек в яичнике млекопитающего.

Ув. 7х40.


2.4. Строение сперматозоида.

Рассмотреть при ув. 7х90 постоянный микропрепарат сперматозоидов человека и зарисовать головку, шейку и хвостик.


1 –

2 –


3 –

Рис. 3. Сперматозоиды человека.

Ув. 7х90.
НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:


  1. Анализировать фазы митотического деления соматических клеток.

  2. Определять по строению половые клетки человека.


Студент ______________________ Преподаватель ________________


ЗАНЯТИЕ № 7 «____» _______________20__ г.

TEМA: Закономерности моногенного наследования признаков у человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Разобрать основные понятия и термины генетики. Изучить основные закономерности моногенного наследования признаков у человека. Уяснить понятия: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное и Х- и Y-сцепленное наследование; научиться решать ситуационные генетические задачи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Механизмы наследования моногенных (менделирующих) признаков человека.

  2. Типы моногенного наследования: аутосомно-доминантный (АД) и аутосомно-рецессивный (АР).

  3. Сцепленное наследование.

  4. Наследование, сцепленное с половыми хромосомами.

  5. Дифференцирование типов наследования признаков (заболеваний) у человека.

  6. Количественная и качественная генетическая обусловленность проявления признаков (экспрессивность, пенетрантность, плейотропия).

  7. Формы взаимодействия аллельных генов.


ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.1. С. 320-332; 340-355; 2. С.155-158, 211-212, 222–223;

3. С.66-74, 82-88, 91-93, 96-104; 4. C. 64-72, 74-76, 78-84, 98-99, 107.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Дать определение основным терминам по теме.
АД тип наследования –
АР тип наследования –
Доминирование неполное –
Доминирование полное –
Картирование генов –
Менделирующие признаки –
Пенетрантность –
Сцепление генов –
Сцепленное наследование –
Морганида –
Х-сцепленное наследование –
Y-сцепленное наследование –
Экспрессивность –

АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Законы наследования, установленные Г. Менделем.

1.1. Закономерности наследования «менделирующих» признаков.

Разобрать закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Анализирующее скрещивание. Гипотеза «чистоты гамет».



1.2. Решить ситуационные задачи.

2. Моногенно наследуемые признаки у человека.

2.1. Изучить признаки человека, наследующиеся по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному и Х-сцепленному типу.

2.2. Рассмотреть и записать индивидуальные антропоскопические менделирующие признаки и их тип наследования.

Признак


Фено-генотипическая

характеристика признака



Тип наследо-вания

Варианты возможного генотипа

Признак

Ген

Признак

Ген

Размер глаз

Большие

A

Маленькие

a







Разрез глаз

Прямой

B

Косой

b







Цвет глаз

Карий

C

Голубой

c







Острота зрения

Близорукость

D

Норма

d







«Ямочки» на щеках

Есть

E

Нет

e







Уши

Широкие

O

Нормальные

o







Щель между резцами

Есть

R

Нет

r







Брови

Мохнатые

L

Нормальные

l







Способность сворачивать

язык трубочкой



Есть

S

Нет

s







Цвет кожи

Смуглый

W

Белый

w







Веснушки

Есть

Z

Нет

z







Мочка уха

Свободная

G

Приросшая

g







Ведущая рука

Правая

H

Левая

h








2.3. Рассчитать и записать вероятность рождения больных и здоровых детей (%) в зависимости от генотипов родителей. Решить ситуационные генетические задачи, ответы вписать в таблицу.


Генотипы родителей

Аутосомно-доминантное наследование

Аутосомно-рецессивное наследование

Больные дети

Здоровые дети

Здоровые дети

Больные дети

Отца

матери

АА; Аа

аа

АА; Аа

аа

АА

АА













АА

Аа













АА

аа













Аа

АА













Аа

Аа













Аа

аа













Аа

АА













Аа

Аа













Аа

аа
















Генотипы родителей

Х-сцепленное доминантное наследование

Х-сцепленное рецессивное наследование

Сыновья

Дочери

Сыновья

Дочери

Отца

матери

больные

здоровые

больные

здоровые

больные

здоровые

больные

Здоровые

ХАУ

ХаУ

ХАХААХа

ХаХа

ХаУ

ХАУ

ХаХа

ХАХААХа

ХАУ

ХАХА

























ХАУ

ХАХа

























ХАУ

ХаХа

























ХаУ

ХАХА

























ХаУ

ХАХа

























ХаУ

ХаХа

























ХАУ

ХАХА

























ХАУ

ХАХа

























ХАУ

ХаХа



























НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. Решать ситуационные задачи с разным типом наследования.

  2. Определять вероятность рождения больных/здоровых детей.

Студент ________________________ Преподаватель __________________________



ЗАНЯТИЕ № 8 «____» _______________20__ г.
ТЕМА: Наследование групп крови систем AB0, Rh у человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить явления множественного аллелизма при наследовании групп крови человека систем AB0; наследование резус-фактора (Rh).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (ЗНАТЬ):

  1. Явления множественного аллелизма. Кодоминирование.

  2. Генетическую и фенотипическую характеристику групп крови человека систем AB0, Rh.

  3. Генетические механизмы наследования групп крови человека систем AB0, Rh.

  4. Генетическую обусловленность резус-несовместимости и резус-конфликта.

  5. Гено-фенотипическая обусловленность гемотрансфузий в медицине.


ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.1. С. 269-272; 2. С. 88-90; 3. С. 88-89; 4. С. 72-73, 76, 128-129.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Дать определение основным терминам по теме.

Агглютиногены-
Агглютинины -
Агглютинации реакция -
Антитела -
Гемотрансфузия -
Донор -
Кодоминирование -

следующая страница >>



Как хорошо ничего не делать, а потом отдохнуть! Испанское изречение
ещё >>