Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического факультетов медицинских вузов Гомель Гомгму - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 28 3357.52kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 4 811.05kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса всех факультетов... 9 1207.81kb.
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов 1-2... 5 551.17kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 861.22kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 819.1kb.
Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов лечебного... 5 1277.13kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 523.31kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета... 1 347.55kb.
Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов медицинских... 1 358.85kb.
Гостиница Адрес Телефон 1 45.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического - страница №1/8



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественно-гуманитарных наук
Т. П. ЦЕЛЕХОВИЧ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие

для студентов 1 курса лечебного

и медико-диагностического факультетов

медицинских вузов

Гомель

ГомГМУ

2011

УДК 008(072)

ББК 60.000.3

Ц 34


Рецензенты:

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры философии Гомельского государственного университета

им. Ф. Скорины В. А. Одиноченко;

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой

общественно-гуманитарных наук Гомельского государственного

медицинского университета С. Н. Бордак


Целехович, Т. П.

Ц 34 Культурология: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса лечеб-

ного и медико-диагностического факультетов медицинских вузов/ Т. П. Целехович. — Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. — 132 с.

ISBN 978-985-506-367-5

Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение важнейших проблем культурологии в рамках программы подготовки специалистов. Особый раздел посвящен месту религии в культуре, а также современному положению религии.

Предназначено для самостоятельной работы студентов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами культуры.


Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 28 июня 2011 г., протокол № 7.

УДК 008(072)

ББК 60.000.3

ISBN 978-985-506-367-5 © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2011

ТЕМА 1

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Вопрос 1. Развитие представлений о культуре в европейской мысли

Слово культура является производным от латинского глагола colere — «населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать». От сolere произошло слово cultus — «то, чему поклоняются». Сводное определение культуры формировалось на протяжении различных этапов человеческой истории.

1. Слово «cultura» употреблялось в Древнем Риме в значении — «возделывание, культивирование, выращивание» (растений, животных), т. е. применялось к аграрной сфере. Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) в своих «Тускуланских рукописях» (45 г. до н. э.) использовал это понимание культуры в переносном смысле: как возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформировалась концепция «humanitas» («человечность») в Древнем Риме.

2. В классическом обществе Древней Греции сформировалась концепция «paideia» («образование»), согласно которой культура ассоциировалась с образованностью, универсальным, многосторонним развитием.

3. В Средние века (V–XV вв.) широкое распространение получило понятие «культ» — форма религиозного поклонения, посредством которого человек приобщается к священной, мистической реальности.

4. В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) идеалом культуры становится художественное творчество. Культура — сфера гуманитарных занятий — «studia humanitatis» (поэзия, живопись, архитектура, скульптура, риторика).

5. В философии Нового времени (XVII–XIX вв.) существовали различные концепции культуры: культура как качество ума; преодоление ложных авторитетов и предрассудков (Ф. Бэкон, 1561–1626); культура — освобождение разума от влияния страстей и аффектов (Р. Декарт, 1599–1650); культура как сфера человеческой свободы (И. Кант, 1724–1804) и др.

Существует около 500 определений культуры. Очевидно, что помимо природной реальности, независимой от человека, существует реальность человеческого бытия, которая представлена в вещах, действиях, мыслях, переживаниях, оценках и др. Люди окружают себя целым миром искусственных порождений, артефактов (материальные объекты, а также знаки, представления, обычаи, законы и проч.). Чтобы стать «культурой», сотворенная человеком реальность должна обладать двумя признаками:



  • отделиться от природы, войдя в мир человеческих отношений,

  • отделиться от своего творца-человека, став самостоятельным предметом.

Культура — это семиотически1 воспроизводимая система целесообразных артефактов (вещественных и идеальных), созданная людьми для преодоления конфликта с природой и друг с другом. Культурой называют как совокупность артефактов вообще, так и системы разной степени общности, например, культура социальной группы, культура труда, культура поведения и т. д.

Вопрос 2. Морфология культуры. Функции культуры

Как и всякая сложная система, культура имеет свое строение, свою иерархию. Каждая эпоха, каковы бы ни были ее исторические особенности, создает свой уклад повседневной жизни, политический уклад общества и систему духовных ценностей. Так, выделяются три основных уровня культуры:



  1. Витальная культура (культура жизни), к которой относится культура труда, семьи, отдыха, общения и др.

  2. Социальная культура (культура порядка), которая выражается в основных формах: общество, хозяйство, государство, церковь.

  3. Духовная культура (культура духа), представленная в науке, искусстве, философии и религии.

Основная морфологическая единица культуры — культурная форма — это модель, способ передачи социальной информации, хранения ценностного содержания.

Культурные формы делятся на:

1. Семантические:



  • норма — стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей (табу, предписания, правила, законы, заповеди, императивы);

  • ценность — способность предметов и явлений удовлетворять потребности человека (материальные, духовные ценности);

  • идеал — обобщенное ценностное представление о совершенстве;

  • символ (от греч. simbolon — «опознавательный знак») — художественная категория, выражающая идеальное содержание материальных вещей и процессов.

2. Деятельностные:

  • обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов;

  • обряд — совокупность стереотипных условных коллективных действий, выражающих социальные идеи, представления и вызывающие определенные коллективные чувства;

  • ритуал — форма символического поведения, не имеющего непосредственного прагматического значения.

Функции культуры:

  1. Смыслополагающая — придание смысла человеческому существованию.

  2. Аксиологическая1 — процесс выработки и распространения ценностей.

  3. Преображающая — изменение среды обитания, а также духовное совершенствование самого человека.

  4. Творчески развивающая — развитие и реализация творческих способностей личности.

  5. Информационно-коммуникативная — накопление и трансляция знаний, культурного опыта.

  6. Адаптивная (лат. adaptatio — «приспособление») — приспособление человека к окружающей среде, обеспечение безопасностью и комфортом.

  7. Социализирующая — вхождение индивида в жизнь общества.

  8. Интегрирующая (лат. integratio — «восстановление, восполнение») — культура объединяет народы, социальные группы, государства;

  9. Гедонистическая** — удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствий.

Вопрос 3. Культурология как наука. Основные школы и концепции культурологии

Термин «культурология» состоит из двух слов: лат. cultura и греч. logos — «наука, знание». Культурология — наука о культуре.

Термин культурология впервые применил в 1939 г. американский антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900–1975). Культурология — комплексная научная дисциплина социально-гуманитарного профиля, которая использует результаты и достижения гуманитарного знания (истории, филологии, религиоведения, искусствоведения, антропологии и др.), а также социальных наук (социология, политология, экономическая теория).

Предмет культурологии — изучение сущности культуры, ее строения, типов и видов, процессов создания и освоения культурных ценностей, этапов, закономерностей и тенденций развития культур.

Культурология использует методы гуманитарных и социальных наук.

Методы гуманитарных наук используются при изучении индивидуального характера конкретной культуры, сравнении культур, описании исходного культурологического материала.

Методы социальных наук используются для выявления общих законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных культурных явлений.

Основные школы и концепции культурологии второй половины XIX–XX вв.

Эволюционизм (вторая пол. XIX в.) рассматривал культуру как процесс прохождения ею определенных стадий, от простого к сложному. Так, Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), изучая древние культуры Америки, в своих работах «Исследования в области древней истории человечества» (1865 г.), «Первобытная культура» (1871 г.) пришел к выводу, что человечество в своем культурном развитии проходит следующие этапы:


  • анимизм — вера в духов;

  • фетишизм — почитание материальных предметов, в которых предполагается присутствие особого духа или таинственной силы;

  • тотемизм — почитание животного или растения как тотема-покровителя племени, рода, семьи или отдельного человека; поклонение духу, который живет в тотеме;

  • культ предков — почитание душ умерших предков;

  • политеизм — многобожие, поклонение многочисленным богам;

  • монотеизм — единобожие, вера в единого Бога.

Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854–1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890 г.), «Фольклор в Ветхом завете» (1918 г.) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:

1. Магия — совокупность приемов, обрядов, психотехник, призванных оказывать влияние на людей, предметы или события посредством неправильно понятых природных закономерностей, таинственных сил (духов), а также воли и воображения мага.

2. Религия (в понимании Фрезера) — этап, когда сверхъестественные способности человек приписывает не себе, а богам.

3. Наука — человек поклоняется законам науки, возводит ее в культ.



Диффузионизм (последняя треть XIX в. — первая пол. XX в.) оперировал понятием культурной диффузии — пространственного перемещения культуры из какого-либо центра. Так, норвежский ученый Тур Хейердал (1914–2002) своими путешествиями через Тихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечных камней», которая считает Египет источником-пуском всех значительных культур древности.

Диффузионисты также разработали теорию культурных кругов: взаимодействие культур в географическом пространстве; теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурных явлений; представление о мужских и женских культурах, душе культуры. Лео Фрабениус (1873–1928) предложил концепцию морфологии культуры: культуры проходят те же стадии развития, что и все живое.



Функционализм исходил из исследований функций элементов культуры. Представители: Бронислав Малиновский (1884–1942), Альфред Радклифф-Браун (1881–1955). Б. Малиновский построил свою концепцию на основе теории потребностей, понимая культуру как аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожить какой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идею и др.), вся этнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и даже погибнуть. Например, обычай «охоты за головами» во время инициации юношей на островах Тихого океана.

Биосферная концепция культуры. Представители: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945), Александр Леонидович Чижевский (1897–1964), Лев Николаевич Гумилев (1908–1992). Сущность — в соединении естественнонаучного и гуманитарного видения мира, рассмотрение судьбы человечества в неразрывной связи с природой и космосом. Главный вклад В. И. Вернадского в культурологию — учение о «ноосфере». «Ноосфера» — сфера человеческого разума. Вернадский считал, что с появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом. А. Л. Чижевский исследовал ход истории человечества в его корреляции с колебаниями солнечной активности.

Культурно-исторические типы Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885). В своей работе «Россия и Европа» (1869 г.) он выдвинул идею существования «культурно-исторических типов», которые в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи: зарождение, расцвет, гибель, сохраняя свою индивидуальность и проявляя себя в разной степени зрелости в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической.

Линия «философии жизни» Освальда Шпенглера (1880–1936). В 1918 г. вышла его книга «Закат Европы», принесшая ему славу пророка гибели западноевропейской культуры. Шпенглер рассматривает отдельные культуры как изолированные друг от друга организмы, которые обладают своей уникальной душой. Поэтому представитель одной культуры никогда не поймет другую культуру полностью. Каждая культура имеет свое рождение, кульминационный пик и смерть. Этап, когда культура застывает, прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, Шпенглер определил термином «цивилизация». Шпенглер считал, что западная культура вошла в стадию цивилизации, приближаясь к финалу своего существования.

Цивилизационная концепция «Вызов-и-Ответ» Арнольда Тойнби (1889–1975). Тойнби считал, что цивилизации возникают при двух условиях: наличии окружающей среды и присутствии в данном обществе творческого меньшинства, элиты (жрецы, монахи, аристократы и др.). Происходит взаимодействие окружающей среды и общества (Вызов-и-Ответ). Общество через творческое меньшинство решает задачу ответа на Вызов среды, приходит в состояние движения, что способствует превращению его в цивилизацию. Рост цивилизации развертывается как непрерывный процесс «Ухода-и-Возвращения» творческого меньшинства. Цивилизация развивается и растет, когда большинство солидарно с меньшинством, подражает ему. В противном случае — цивилизация разлагается, деградирует. Надлом цивилизации происходит и в случае, если общество не может справиться с Вызовом в силу недостатка энергии у творческого меньшинства. Из 26 выделенных Тойнби цивилизаций 16 прекратили свое существование (египетская, месопотамская, греческая и др.), 7–8 находятся в состоянии кризиса или под угрозой ассимиляции западной цивилизацией (китайская, индийская).

Теория суперсистем Питирима Александровича Сорокина (1899–1968). Признавая наличие глубокого кризиса западной культуры, русско-американский социолог оценивал его не как «закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В отличие от Шпенглера он допускал наличие прогресса в общественном развитии. Культура, по Сорокину, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В основе каждой культуры лежит главная ценность, пронизывающая насквозь все ее составные части. В соответствии с характером доминирующей ценности он делит все культурные суперсистемы на три типа:

  1. Сенситивная — предпочтение отдается земной, чувственно воспринимаемой реальности (доминирует в европейской культуре, начиная с эпохи Возрождения).

  2. Идеационная — высшая реальность — Бог (классическое Средневековье).

  3. Идеалистическая (интеграционная) — значимая действительность представляется фрагментарно сложной, и задаваемая человеку ориентация включает в себя земные и неземные ценности («золотой век» Афин, позднее европейское Средневековье XIII–XIV вв.)

Кризис культуры связан, по мнению Сорокина, с утратой духовных ценностей.

Психоаналитическая школа. Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский психиатр, основоположник психоанализа, исследовал индивидуальное бессознательное. Движущая сила человечества, по З. Фрейду, — стихийные влечения, заложенные в бессознательном, среди которых основной — половой инстинкт либидо, который находит выход в культурном творчестве, переключая энергию влечения путем сублимации (лат. sublimo — «возвышаю») на создание культурных явлений. В своих работах «Будущее одной иллюзии», «Недовольство в культуре» (1930 г.) З. Фрейд высказывает неоднозначное отношение к культуре: с одной стороны, навязываемые культурой как социальным институтом запреты и правила приличия подавляют мрачные инстинкты человека — и в этом З. Фрейд видит положительную сторону культуры. Но, подавляя инстинкты, культура провоцирует прорыв бессознательного наружу чудовищным безумием, преступлениями, самоубийством. Культура препятствует творчеству, так как подавляет энергию бессознательного, но и компенсирует неудовлетворенное либидо, давая возможность выхода энергии в творческом экстазе, создании шедевров, гениальных произведений.

Карл Густав Юнг (1875–1961) в центр своей концепции культуры ставит «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы — это осадок от первичного душевного опыта человечества, первосмыслы, первообразы. Юнг считал, что нельзя укротить «демонов души» (бессознательное), но их можно приручить и даже поставить на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение, т. к. именно бессознательное есть вдохновитель всего. Культура призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализацией жизни. «Демоны» вырываются из-под контроля слабеющей культуры, и ХХ в. становится веком неслыханных психических эпидемий (1 и 2-я мировые войны, фашизм, революция 1917 г. и др.).

Символическая школа. Представители: Клод Леви-Строс (родился в 1908 г.), Эрнест Кассирер (1874–1945) и др. Учение о культуре как о совокупности символических форм. Немецкий философ Э. Кассирер в своей работе «Философия символических форм» называет культуру непрерывным порождением языковых, художественных и религиозных символов. Язык, миф, религия, искусство, наука — символические формы, которые уже изначально сращены с чувственным. Человек — «символическое животное», наличие символов отличает человека от животного, так как у животного нет внутреннего мира, нет воображения.

Игровая концепция культуры. Представители: Йохан Хейзинга (1872–1945), Станислав Лем (1921-2006), Герман Гессе (1877–1962). Й. Хейзинга в работе «Homo ludens» («Человек играющий») защищает тезис об игровом характере культуры. Игра творит культуру, человек обладает важнейшим свойством — играть. Игра — культурно-историческая универсалия. Хейзинга пытается вписать в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство.

Структурализм (60-е гг. XX в.). Представители: Мишель Фуко (1926–1984), Умберто Эко (родился в 1932 г.), Михаил Юрьевич Лотман (1922–1993), Владимир Николаевич Топоров (1928–2005) и др. На основе анализа культуры как совокупности знаковых систем и текстов структуралисты стремились выявить глубинные структуры человеческой психики.

Постструктурализм (70-90-е гг. XX в.). Представители: Ролан Барт (1915–1980), Жак Деррида (1930–2004), Жан Бодрийяр (1929–2007) и др. Ученые данного направления анализировали не текст, а культурный контекст произведения. Предметом их исследования являлось то, что стоит за текстом, порождает его (особенности психики, воля и желание автора, отношения с властями и проч.). Ориентация на деконструкцию («разборку» текста на элементарные формы) и последующую «сборку» с целью определения того, что внесено в текст осознанным желанием его создателя, и того, что сам автор не видит или о чем он стремится умолчать.

Тема 2

ДИНАМИКА И ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Вопрос 1. Источники культурной динамики

Культура — динамично развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут значительно изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:



  • Культурная адаптация — приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Например, миграция, смена профессии, война, оккупация и др.

  • Культурная ассимиляция — процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Например, влияние западной цивилизации на культурные парадигмы Индии и Китая; воздействие русской культуры на белорусскую.

  • Культурный конфликт — критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, национально-освободительные войны.

  • Межкультурная коммуникация — это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур.

В современном мире выделяют большие культурные системы – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры), например, молодежные, профессиональные субкультуры и проч.
Вопрос 2. Типы культуры

Социальные типы культуры:

  • Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы. Места рождения и развития элитарной культуры — литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества.

  • Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры «для всех» были свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг «хлеба и зрелищ» древнеримского плебса. Социальная ситуация конца XIX – нач. XX вв.: индустриализация и урбанизация, средства тиражирования и трансляции культурных продуктов породила феномен массового человека. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) в своей работе «Восстание масс» рассматривал этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, заложенные в глубинах человеческой природы, возвысить и одухотворить их, то в XX в. вся архаика выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. Шаблонизация ценностей, стереотипизация сознания и поведения, примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному, скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания, увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, — черты массового продукта. К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести: индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу; рекламу и моду; систему средств массовой информации и пропаганды.

  • Тоталитарная культура — официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен «политических религий»: фашизм, американизм и др.

  • Маргинальная культура — субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты, люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы), члены новых религиозных движений, а также люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации1.

  • Контркультура — это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк культуры Теодор Роззак в труде «Становление контркультуры» (1969 г.). Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры — движение хиппи. Контркультура культивирует неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционную мистику тела.

Этнонациональные типы культуры:

  • Этническая культура — это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя этноса, язык, генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения.

  • Национальная культура — сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру.

  • Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур.

Исторические типы культуры:

Основными подходами в рамках культурно-исторической типологии являются:



  • Эволюционно-хронологический (культура каменного века, культура средневековья).

  • Формационный (культура первобытного общества, рабовладельческого общества).

  • Цивилизационный (древнеегипетская культура, индийская, европейская).

  • Религиозный (христианская культура, исламская культура).

  • Осевой (выделяются доосевые культуры, формировавшиеся в эпоху первобытности и ранней древности, основанные на мифологическом мировосприятии и приоритете родовых ценностей, и осевые культуры, которые формируются с VI в. до н.э. по VI в. н.э., в них акцент делается на развитие личности и универсальные тенденции культуры).


Вопрос 3. Культура первобытности: этапы становления и основные черты

История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени — от возникновения человека и до сегодняшнего дня, т. к. и сейчас на земле существуют народы, ведущие первобытный образ жизни, которые можно назвать внеисторическими, т. к. у них отсутствует государственность, и письменность до сих пор не превратилась в необходимую часть их культурной жизни (индейцы южноамериканских тропических лесов, аборигены Шри-Ланки, Суматры, Австралии, южноафриканские бушмены, неразвитые народы Китая и Сибири и др.).

В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, т. е. до IV–III тыс. до н. э., и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня, вплоть до современной.

Все сведения о первобытной культуре связаны с археологическими находками материальных предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и др. Несомненно, в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические представления, танцы, архитектура, изобразительное искусство.

Весь доцивилизационный период развития человека называют каменным веком и условно выделяют в нем три основных периода:


  1. Палеолит (древний каменный век: палео — «древний», лит — камень) — от возникновения человека (3 млн лет назад) — 10 тыс. до н. э.

  2. Мезолит (средний каменный век) — 10 тыс. до н. э. — 6 тыс. до н. э.

  3. Неолит (новый каменный век) — 6 тыс. до н. э. — 3 тыс. до н. э.

Общий предок человека — австралопитек. Жил 4,5–2 млн. лет назад в Африке и Азии, имел способность к прямохождению, специализацию передних конечностей, большой объем головного мозга. Имел примитивные орудия труда — рубила.

Питекантропы (400–200 тыс. лет назад) освоили технику разведения и поддержания огня, изобрели простейшие приемы обработки шкур животных.

Неандертальцы (250–125 тыс. лет назад) жили в период сильного Рисского оледенения, строили палатки из шкур животных, вели стабильный образ жизни в пещерах, изготавливали кремниевые орудия. По мнению известного российского историка религии А. Б. Зубова, «стадом» палеолитический человек не жил. Обнаружены стоянки нуклеарных семей, состоящих из 10–20 человек: «патриарх», его жены, взрослые сыновья с семьями. 50 тыс. лет назад неандертальцы полностью исчезают, может быть, в связи с неприспособленностью к изменившимся условиям жизни из-за потепления, физическим истощением или истреблением кроманьонцами.

Кроманьонцы, люди современного вида, расселяются приблизительно 40 тыс. лет назад из Южного Средиземноморья на север в область рассеяния неандертальцев. Применяли новую, отщепную технику обработки камня, острые хрупкие пластины толщиной в несколько миллиметров; изготавливали микролиты – маленькие треугольные пластины, которые вставлялись в костяные рукоятки и использовались как пилящий инструмент, обрабатывали кость, дерево, шкуры; использовали копьеметалку. Практиковалась загонная охота на крупных животных.

В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, вкладышевые орудия, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.

Важнейшим рубежом в развитии первобытной культуры стала т. н. «неолитическая революция», суть которой состояла в переходе от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа: появляется земледелие и скотоводство, прядение, ткачество, гончарное дело. При обработке камня используется новая техника: шлифовка мокрым песком, применяются трудно обрабатываемые породы камня, например, нефрит. Изготовление каменных мотыг, зернотерок.



Магико-религиозное поведение человека первобытной эпохи

Древний человек отличался от современного, но это было существо, обладавшее системой религиозных представлений. По мнению известного историка религии Мирчу Элиаде (1907–1986), «на самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, — само по себе есть религиозное действо», «быть — а еще вернее, стать — человеком означает быть «религиозным». О том, что у первобытного человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими вопросами жизни и смерти, свидетельствуют наличие признаков погребального культа. Исходя из представлений современных «примитивных» народов, ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с этими обрядами верования первобытного человека. В этой связи интерес представляет бережное отношение человека к костям и черепам умерших. В раннюю эпоху черепа клались к горящему костру уже после разложения мягких тканей и сжигались вместе с костями. Позже начали изымать мозг умершего, который вкушался участниками трапезы или сжигался на костре. Мозг — вместилище ума личности, а значит в нем была сущность личности умершего. Сжиганием его возвращали огню — символу солнца. Можно предположить, что у первобытного человека огонь вызывал двойственные чувства: благодарного поклонения за тепло и свет, и страха перед непредсказуемой горящей стихией. Человек, сидящий у костра, мог задумываться не только о вкусе пищи и тепле: его мысль могла подниматься выше мирских забот, обретая созерцательный оттенок.

Были случаи хранения костей умерших родственников и их черепов, например, их закапывали в золу под очаг, где готовилась пища. Череп хранился как объект поклонения — так сохранялось присутствие умершего. Были обнаружены также вторичные захоронения под «кроватями» живых: потомки должны были зачинаться и рождаться буквально «на костях» праотцов. Исходя из вышеперечисленного, ученые предполагают наличие признаков культа предков у первобытного человека.

Наиболее показательными являются захоронения, относящиеся к эпохе палеолита: таковыми являются Мустьерские погребения, относящиеся к тридцатитысячелетней давности, обнаруженные Отто Гаузером около Мустье в 1908 г. Было найдено захоронение юноши, положенного в могилу в позе эмбриона (надежда на возрождение, он уснул, но проснется), с ним — его личные вещи (умерший продолжит свой род занятий в ином мире). У головы — кремневые камни; вокруг тела и под рукой – кремневые орудия, жареные куски мяса. Хоронили детей 6–8 месяцев, 2–3 лет, в могилу которых тоже клали кремневые орудия. Изгородью вокруг могилы служили рога мамонта, барана, козла. Таким образом, мустьерские охотники не ленились выкапывать могилы, причем оформляли их тщательно и с соблюдением необходимых ритуалов. Первобытные люди верили, что и их в урочный час не оставят без заботы и погребения. Следует отметить, что живые бросали весьма уютные пещеры после того как совершали в них захоронения.

Сунгирьское погребение (р. Клязьма, Владимирская обл., Россия) имеет возраст около 24 тыс. лет. Это захоронение пожилого мужчины и двоих детей: девочки 7–9 лет и мальчика 10–12 лет. Умерших к тому времени хоронили в богатых одеждах: каждое тело было облачено в погребальный костюм, украшенный 3,5 тыс. специально отполированных и просверленных бусин. Тела посыпаны охрой. Охра — ритуальный субститут крови, символизирует жизнь, выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови. У семитских народов кровь считалась душой, т. е. жизненной силой. У головы умерших — раковины трубчатого моллюска (предположительно это была роскошная шапка или головная повязка). В могилу помещалась маленькая мужская фигурка из слоновой кости, 2 каменных кольца и множество дисков из камня и мамонтовой кости.

Кроме заботливых захоронений, были обнаружены тела, лишенные заупокойных даров: люди, похороненные лицом вниз под грудой тяжелых камней, расчлененных трупов. Например, в Вестоницах (Моравия) найдено крепко связанное тело 35–40-летней женщины, предположительно умершей при родах. Возможно, это примеры ритуальной нечистоты умерших — их связывали и засыпали из боязни, что в «нечистоте» в тело может войти какой-нибудь злой дух и побудить тело прервать свой сон и начать беспокоить живых.

Другим примером магико-религиозных представлений первобытного человека был культ животного, наличие мистических отношений с животным (нагуализм). Особенное отношение было к медведю как к существу, символизирующему мощь и вызывающему ужас. Так, в пещере Драхенлоха были обнаружены черепа медведей, к которым прикреплялись верхние позвонки, указывающие на то, что головы отсекли от тел недавно убитых животных, расположенных мордами к выходу. Кроме медвежьих черепов, в пещере хранились кости, обработанные в форме фаллоса (символ преодоления смерти, жизненного триумфа). Медведь символизировал Владыку диких зверей, был прообразом Верховного Существа. Охота на медведя — следствие культа. Убийство зверя — ритуал, подразумевающий, что Владыка диких зверей заботится, чтобы охотник убивал только ради пропитания, и чтобы мясо не пропадало зря. Главные кости и черепа животных также хранились, в частности, выставлялись на ветвях деревьев или на высоком месте. В них хранилась память об убитом звере и, может быть, первобытные люди верили, что на скелет Владыка диких зверей нарастит новую плоть.

Этические представления первобытного человека

Помимо бережного отношения к умершим, первобытный человек имел сострадание к слабым и больным. Так, были обнаружены останки старика из Шанндара, исследования над которым показало, что он был слепой с детских лет, с ампутированной правой ногой и парализованной правой рукой. Естественно, он был обузой для своего племени, и, тем не менее, дожил до 60 лет. Но при этом есть факты сознательного зла: было преднамеренное убийство (около 2 млн лет назад в Трансваале). Кроме того, не массово, но присутствовали случаи людоедства, возможно, с магическими целями.



Особенности первобытной культуры

Одежда, украшения, косметика. Первой одеждой служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы, подвески, ожерелья из просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо, имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но и магическую функцию. Татуирование имеет тесную связь с тотемизмом: чаще всего на теле нарезывалось изображение того животного, который считался тотемом данного лица или племени.

Жилища и архитектурные сооружения. Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и землянка — основные типы жилища первобытного человека во всех частях земного шара. К наиболее поразительным сооружениям эпохи неолита относится так называемый «хоровод великанов», величественное каменное кольцо — Стонхедж, который находится в окрестностях Солсбери в Англии. В прошлом Стонхеджа различимы несколько этапов строительства, самый ранний из которых датируется 3 100 годом до н.э. Предполагают, что это сооружение являлось астрономической обсерваторией и служило для предсказаний лунных затмений. Между тем в настоящее время на территории всей Евразии и Америки обнаружены комплексы мегалитов (от греч. — большие камни) — совокупность объектов, возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных камней весом до нескольких сотен тонн каждый. Сегодня ученые не сомневаются, что мегалитические постройки были связаны с заупокойным культом. Стонхедж и подобные ему памятники расположены среди древних кладбищ, их окружают курганы родовых склепов. Предположительно эти курганы в прошлом имели обширные надземные сооружения, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами ямы от мощных опор по краям курганов, следы бревенчатых стен и сложных сооружений, видимо, надземных святилищ. Так, камень становился символом вечности человеческого бытия.

Первобытная живопись. В главном первобытные люди были такие, как мы: они умели чувствовать прекрасное. Все лучшее, что есть в человеке и в природе, отражено в искусстве первобытной культуры. Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут — во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, — предположительно, большинство пещер были необитаемыми святилищами. Одно из самых выдающихся открытий было сделано случайно в сентябре 1940 г.: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эту пещеру называют «доисторической Сикстинской капеллой» палеолита, ее древнейшие изображения датируются XVIII тыс. до н. э. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы.

Кроме животных, в пещерах изображали сцены из охоты, танцы людей, одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Эзотеричность изображения объясняется магическим предназначением, стремлением обеспечить мир предков живительными началами – проливаемой на рисунках «кровью» посредством охры.



Скульптура и рельеф. В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. Сотни скульптурок женщин, относящихся ко времени верхнего палеолита, были обнаружены повсеместно от Франции до Восточной Сибири. Их называют палеолитическими «Венерами». Это обнаженные женские фигуры размером от 5 до 25 см из камня или кости, без черт лица, но с выраженными признаками материнства: выпяченный живот, выразительная грудь. Фигурки украшались различными геометрическими знаками. Некоторые ученые видят в них след «культа плодородия», другие, основываясь на фактах присутствия этих фигурок в местах захоронения умерших, считают, что эти «венеры» являлись изображениями Матери-Земли, беременной умершими, которым надлежит родиться вновь к вечной жизни. Семя жизни давало небо (отец), а утробой, вынашивающей умерших, была земля (мать).

Вопрос 4. Миф как феномен первобытной культуры

Исследователь мифа М. Элиаде в работе «Аспекты мифа» определяет миф (от греч. mythos — «предание») как архаическую форму мышления первобытного человека, которая продуцируется в изложение сакральной истории, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления. В мифе человек стоит у истоков «чего-то». Миф описывает различные проявления священного в этом мире.

Важная функция мифа как сакральной истории — в экзистенциальном утверждении человека. Человек религиозный (homo religious), повторяя мифологическую модель, ничего не боится, поскольку повторяет действия божества. Миф актуализируется в ритуале. Так, миф о происхождении пищевых растений из экскрементов или пота божества или мифического предка порождал представление о том, что, питаясь растениями, человек приобщается к священному. Человек стремится актуализировать бытие «священного», переносит свои представления о мире божественном в мир профанный, «космизирует» его, повторяет в ритуалах. Вновь сотворяя мир, homo religious упорядочивает хаос и освящает свое жизненное пространство. К основным особенностям мифа относятся: 1) синкретичность; 2) переплетение реальных жизненных представлений с фантастическими; 3) операциональность; 4) бинарность.


следующая страница >>



Новая машина не может служить показателем того, сколько у вас денег, но может служить показателем того, сколько вы должны.
ещё >>