Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и зао - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 6 925.04kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 1 132.54kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 3 355.4kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 5 1030.27kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 702.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология юридической... 1 135.68kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной формы обучения... 1 168.25kb.
Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... 4 587.46kb.
Методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения... 1 229.48kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Свобода информации в международном... 1 308.94kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 1 Антропология Укрупненная... 1 182.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет



АНТРОПОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012


УДК 316.243(07)

ББК 87.61я73

А728

Составитель Плющ, И.В.


Антропология: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И.В. Плющ. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 25 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012



Методические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы и контрольных работ

студентов очной и заочной форм обучения



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебные программы для высшего профессионального образования в качестве обязательного элемента включают самостоятельную работу студентов по каждой изучаемой дисциплине. Самостоятельная работа студентов по курсу «Антропология» включает четыре направления деятельности:



    • проработку лекционного материала,

    • изучение соответствующей литературы с целью углубления знаний,

    • подготовку к семинарским занятиям,

    • выполнение индивидуальных заданий и работ учебно-исследовательского характера.

Организация выполнения самостоятельных заданий производится совместно преподавателем и студентами. Преподаватель определяет темы и виды деятельности, готовит методические рекомендации к заданиям, обозначает сроки предоставления выполненных работ для их учета в личном рейтинге студента.

Студенты самостоятельно организуют деятельность по выполнению заданий: распределяют весь объем работы по времени, последовательности выполнения, по видам деятельности внутри группы (если задание выполняется группой), разрабатывают инструменты для выполнения задания (анкеты, опросники, алгоритмы и др.), проводят необходимые мероприятия получения и обработки информации, подготовки отчета. Затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются ни по объему, ни по режиму деятельности. Выполнение самостоятельных работ по курсу «Антропология» будущими специалистами и бакалаврами по социальной работе обусловлено необходимостью развития навыков использования теоретических знаний в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента играет существенную роль при фор­мировании навыков анализа, критического мышления, способности к обобщению.

Для самостоятельного изучения теоретического материала используются учебники и учебные пособия, Интернет-ресурсы, приведенные в списке дополнительной литературы учебной программы по предмету (п. 4.1).

Самостоятельную работу студентов можно разделить на два методических блока: 1. работа с теоретическим материалом; 2. выполнение самостоятельных заданий.



Блок 1 «РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ»
Включает:

1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала;

2. Темы семинарских занятий по курсу и списки литературы к ним;

3. Методический материал к семинарским занятиям;

4. Вопросы для самоконтроля;

5. Вопросы к зачету.


1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала
В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является корректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует включения в режим жизнедеятельности студента значительного количества часов на самостоятельную работу. Связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети интернет, анализ и конспектирование текстов) во многом будут формироваться непосредственно в процессе работы.

Семинары — форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя студенты обсуждают вопросы изучаемой темы. Цель семинарских занятий, проводимых по дисциплине «Антропология» - углубление и закрепление теорети­ческих знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование практических навыков применения антропологической информации. Эти занятия служат не только пространством для дискуссий, обмена мнениями, но и средством постановки, рассмотрения и решения про­блемных ситуаций. Семинарские и практические занятия позволяют также кон­тролировать усвоение студентами учебного материала.

Успеху проведения семинарских и практических занятий по антропологии способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов.

Необходимо в первую очередь: ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, его тематикой; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, ответы на которые без предварительной подготовки не представляются возможными; оз­накомиться с перечнем источников, рекомендуемых для изучения. Предлагаемый перечень может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с появлением новых данных, новых источников. Об этом студен­ты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке Университета не всегда имеются в наличии все рекомендован­ные источники и для подготовки к занятию может понадобиться посещение городской, краевой научной библиотеки или поиск информации из других источников (Интернет). Большая часть теоретических материалов подготовлена также в электронной версии, она рассылается методистом кафедры на электронный адрес группы в начале семестра. Для видеофрагментов обозначен адрес в интернете.

При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссыл­кой на соответствующий источник и автора. Порядок ответов может быть различ­ным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагает­ся ответ/вывод. Возможна и иная стратегия ответа, но обязательным требование является построение некой логической цепочки.

При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими сред­ствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, видеофильмами и др.), которыми располагает Университет. Эти же средст­ва могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного ма­териала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, по­правлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматри­ваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Основные требования – в процессе обсуждения держаться в рамках обозначенной темы занятия и соблюдать нормы коммуникации (не перебивать друг друга, не переходить к субъективным оценкам взглядов другого и т.д.).

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, выполненные во время подготовки к ним, научные источники, другие документы. Главное требование – не быть «привязанным» к бумаге, свободно ориентироваться в материале и самостоятельно формулировать основные мысли и положения. Информация на бумажном носителе может использоваться как справочная – для уточнения цифр, точного приведения цитат и т.д., а также в качестве «психологического якоря» – помочь при волнении восстановить логику рассуждения, вспомнить аргумент, почувствовать уверенность. Рекомендуется подготовка презентации (см. мет. рек.) по теме доклада, использование презентации позволяет эффектней представить материал, следовать логике изложения, не беспокоиться за поиск цифрового материала. Визуальная информация информативнее и воспринимается эмоциональнее. Как за устные, так и за письменные от­веты студентам выставляются оценки по рейтинговой системе (в баллах, суммирующихся к общей сумме по каждому модулю).

Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно закан­чивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподава­тель подводит итоги дискуссии (обзор) и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Од­новременно преподаватель определяет задание к следующему семинарскому или практическому занятию.

Работа на семинарах также учитывается в рейтинговой системе. В целом студент может получить 30-35 баллов за работу на семинарах (2 балла за каждый семинар, на котором студент присутствовал и работал, активность участия поощряется дополнительными баллами, например, доклад дополнительно 1-4 баллов).

При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроля – это и есть, например, при подготовке к семинару цель самостоятельной работы студента.

При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:



  • найти в текстах, словарях и т.д. и изучить термины (разобрать смысл, понять содержание;

  • проанализировать основные характеристики понятий, связанных с темой семинара;

  • изучить историю вопроса;

  • осуществить поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, примеров и т.д., (разделяя информацию научных текстов и источников и новостных).

В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается во всех случаях использования источника информации. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у студента меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.

Лекция – форма работы, где преподаватель предъявляет свою логику изложения материала (устно или письменно); активность студентов проявляется в прослеживании логики подачи материала, закреплении информации в конспекте, ответе на вопросы преподавателя. К проработке материалов лекции относится чтение литературы по темам лекций, чтение и дополнение своих конспектов, составление определенной системы расположения информации, удобной прежде всего самому студенту для понимания, усвоения и закрепления материала.




  1. Темы семинарских занятий по курсу

«Антропология»
Тема 1. Антропология как наука


  1. Понятие объекта и предмета антропологии, междисциплинарные связи.

  2. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, в системе социальной работы.

  3. История антропологии, ее современное состояние. Антропологические мифы.

  4. Методы антропологии. Радиоуглеродный метод и его применение в современной науке.

  5. Отношение современной религии к научным достижениям в антропологии.


Литература:


  1. Александров Е.В. Обоснования и принципы визуально-антропологического мониторинга // http://www-koi8.socio.msu.ru/visual-soc/1v.htm

  2. Вульф К. Парадигмы антропологии /К. Вульф. Антропология: история, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 13-20.

  3. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. Сост. Д. Д. Тумаркин. – М.: Наука, 2004. С. 5-12.

  4. Дробышевский С.В. Методы антропологии. Палеоантропологические методы. Смежные науки. 2012 / Электронный источник: портал Антропогенез.Ру // http://antropogenez.ru/zveno-single/12-16/

  5. Клейн Л.С. История антропологической мысли / Л.С. Клейн. СПб.: Изд. «Нестор-история». 2011. С. 34-47.

  6. Курчанов Н.А. Антропология и концепции биологии /Н.А. Курчанов. М., Издательство: СпецЛит, 2007. С. 143-152.

  7. Шер Я.О. Археология изнутри / Я.О. Шер. Кемерово, 2009. С. 241-248.



Тема 2. Эволюционная теория как основа научного изучения человека


  1. Эволюционная теория Ч. Дарвина – история и обоснование.

  2. Синтетическая теория эволюции, её основные положения. Мутационизм.

  3. Постулаты эволюционной теории (по Майру).

  4. Особенности протекания эволюции. Силы и механизмы эволюционного процесса.


Литература:


  1. Боринская С.А. Молекулярно-генетическая эволюция человека: публичная лекция /С.А. Боринская / Полит.ру: портал / http://www.polit.ru/article/2008/05/23/geny/print/

  2. Вульф К. Парадигмы антропологии /К. Вульф. Антропология: история, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 16-21.

  3. Гельфанд М. С. Геномы и эволюция: публичная лекция /

М.С. Гельфанд. Полит.ру: портал//http://www.polit.ru/article/2008/04/24

  1. Дробышевский С.В. Достающее звено : электронная книга // портал Антропогенез.Ру // http://antropogenez.ru/zveno-single/18-/

  2. Курчанов Н.А. Антропология и концепции биологии / Н.А. Курчанов. М.: Издательство «СпецЛит», 2007. С. 164-175.

  3. Парамонов А.А. Дарвинизм / А.А. Парамонов. М., 1978. С. 42-58.

  4. Харитонов В.М. Антропология / В.М. Харитонов, А.П. Ожигова и др. - М., 2003. С. 17-26.



Тема 3. Антропогенез: начальный этап.



  1. Современные научные концепции антропогенеза.

  2. Человек как биологический вид

  3. Стадия протоантропов. Основные этапы эволюции приматов.

  4. Процесс гоминизации – понятие, суть, значение. Критерии гоминизации.

  5. Предчеловек. Время и место выделения человеческой линии.

  6. Основные варианты архантропов и палеоантропов: их морфологическая и археологическая характеристика.


Литература:


  1. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть VI. Неоантропы верхнего палеолита (Африка, Ближний Восток, Азия). УРСС, М., 2009. С. 8-21.

  2. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности, или происхождение человека. Издательство "Век 2", 2005. С. 186-204.

  3. Зубов А.А. Становление и первоначальное расселение рода HOMO / А.А. Зубов. СПб.: Алетейя, 2011.  С. 42-51

  4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы / В.Р. Дольник. - М.: МЦНМО, 2011. С. 22-46.

  5. Марков А.В. Эволюция человека / А.В. Марков. 2 т. Издательство Corpus. 2011. С. 246-258.

  6. Хрисанфова Е.Н. Антропология / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. - М., 2005. С. 8-25, 36-60.

  7. Хомутов А.Е. Антропология /А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. М., 2008. 35-42.



Тема 4. Антропогенез - зарождение Homo sapiens


  1. Австралопитековые, мозаичность их строения. Грациальные массивные.

  2. Стадия неоантропов. Происхождение вида: время, место, предок.

  3. Человек гейдельбергский - происхождение, распространение, биологические особенности, образ жизни.

  4. Ранние формы человека разумного (Homo erectus)


Литература:


  1. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности, или происхождение человека / Л.Б. Вишняцкий. М., Издательство "Век 2", 2005. С. 67-79.

  2. Вульф К. Антропология: история, культура, философия / К. Вульф. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. С. 21-28.

  3. Зубов А.А. Становление и первоначальное расселение рода HOMO / А.А. Зубов. СПб.: Алетейя, 2011.  С. 84-97.

  4. История человечества. Т. 1: Доисторические времена и начала цивилизации /под ред. З.Я. Лаата. 2003. С. 112-128.

  5. Дробышевский С.В. Шаги антропогенеза /С.В. Дробышевский // Природа, 2011, № 12. С. 65-71.

  6. Хомутов А.Е. Антропология /А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. М., 2008. 44--49.

  7. Хрисанфова Е.Н. Антропология / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. - М., 2005. С. 61-66.



Тема 5. Род Homo sapiens


  1. Состав семейства гоминид: факты и предположения.

  2. Неандерталец – происхождение, распространение, биологические особенности, образ жизни, культура.

  3. Денисовцы – факты и предположения.

  4. Гигантопитеки и др. формы гоминидов.

  5. Секвенирование геномов. Степень идентичности геномов современного человека и гоминидов Homo sapiens.


Литература:


  1. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества / Л.Б. Вишняцкий. Издательство "Нестор-История». СПб. 2011. С. 214-231.

  2. Дробышевский С.В. Гигантопитеки и их судьба / Дробышевский С.В. Достающее звено: эл. книга. Антропогенез.ру: портал // http://antropogenez.ru/zveno-single/130/

  3. История человечества. Т. 1: Доисторические времена и начала цивилизации /под ред. З.Я. Лаата. – 2003. С. 165-168.

  4. Клейн Л.С. История антропологической мысли / Л.С. Клейн. СПб, Нестор-история. 2011. С. 203-214.

  5. Маркина Н. У человека появился новый предок? /Н. Маркина // Знак вопроса, 2011, № 4. - С.17-18.

  6. Хомутов А.Е. Антропология /А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. М., 2008. С. 72-79.

  7. Хрисанфова Е.Н. Антропология / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. - М., 2005. С. 66-74.



Тема 6. Единственный вид человека разумного


  1. Homo sapiens sapiensпроисхождение, распространение, основные находки, биологические особенности, образ жизни, культура.

  2. Видоспецифические признаки человека.

  3. Черты сходства и отличия современного человека от животного.

  4. Биологическая специализация человека. Биологическое развитие современного человека.

  5. Адаптация человека к геоклиматическим факторам.


Литература:


  1. Боринская С.А. Молекулярно-генетическая эволюция человека: публичная лекция /С.А. Боринская / Полит.ру: портал: цикл публичных лекций / http://www.polit.ru/article/2008/05/23/geny/print/

  2. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности, или происхождение человека / Л.Б. Вишняцкий. Издательство "Нестор-История». СПб. 2011. С. 117-121.

  3. Вульф К. Антропология: история, культура, философия / К. Вульф. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. С. 28-33.

  4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы / В.Р. Дольник. - М.: МЦНМО, 2011. С. 322-328.

  5. Дробышевский С.В. О формировании адаптивных типов: электрон. ресурс // Антропогенез.Ру: интернет-портал // http://antropogenez.ru/zveno-single/183/

  6. Зубов А.А. Становление и первоначальное расселение рода HOMO А.А. Зубов. СПб.: Алетейя, 2011.  С. 87-95.

  7. Лебединская Г.В. Облик далеких предков: альбом скульптурных реконструкций / Г.В. Лебединская. М.: Наука. 2006. С. 55-57; 149-171.

  8. Хомутов А.Е. Антропология /А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. М., Феникс, 2008. С. 54-62.

  9. Хрисанфова Е.Н. Антропология / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. - М., 2005. С. 288-301.



Тема 7. Спорные моменты антропогенеза
Вопросы для подготовки к «круглому столу»:


  1. Изменения объема мозга гоминид.

  2. Сапиентация – биологические и социальные аспекты.

  3. Патологии в развитии черепа – искусственные и естественные.

  4. Продолжается ли биологическая эволюция человека разумного.

  5. Роль естественного отбора и проблемы вырождения. Влияние образа жизни.

  6. Питание и биологические механизмы контроля.


Литература:


  1. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли / Т.И. Алексеева. - М., 1998. С. 81-92.

  2. Боринская С.А. Генетическое разнообразие народов: типы питания /С.А. Боринская. Природа, № 10, 2004 /http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/10_04/PEOPLES.HTM

  3. Бурлак С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы / С.А. Бурлак. 2011. С. 51-62.

  4. Гринин Л.Е.Эволюция: дискуссионные аспекты глобальных эволюционных процессов / Гринин Л.Е., Ильин И.В., Коротаев А.В., Марков А.В. М.: Издательство ЛКИ, 2011. С. 12-18; 264-284.

  5. Дробышевский С.В. .

  6. Курчанов Н.А. Поведение. Эволюционный подход / Н.А. Курчанов. М., 2012. С. 176-181.

  7. Клейн Л.С. История антропологической мысли/ Л.С. Клейн. СПб, Изд.-во «Нестор-история». 2011. С. 7-12.

  8. Хомутов А.Е. Антропология /А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. М., 2008. С. 92-98.



Тема 8. Палеолитическая культура


  1. Палеолитическое искусство и культура – особенности, находки, датировка, вопросы.

  2. Социогенез и социальные структуры.

  3. Социальные способы передачи информации между поколениями

  4. Творческие способности – происхождение и датировка.

  5. Технологические изменения. Появление инструментов.

  6. Одомашнивание животных.


Литература:


  1. Бородай К.М. Эротика. Смерть. Табу / К.М. Бородай. - М., 1999.

  2. Бурлак С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. 2011.

  3. Гудолл Д. Шимпанзе в природе: поведение. М., Мир, 1992.

  4. Курчанов Н.А. Поведение. Эволюционный подход. 2012.

  5. Куценков П.А. Память и искусство палеолита / П.А. Куценков. Историческая психология и социология истории. №1, 2008 // http://www.socionauki.ru/journal/articles/129639/

  6. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. - М., 1993.

  7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - М., 1989.

  8. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. - М., 1990.

  9. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли / Э. Эванс-Причард. М., 2003. С. 118-147.

Тема 9. Морфотипические признаки.


  1. Понятие о популяции. Понятие о расах и видовое единство человека. Популяционный полиморфизм, механизмы его проявления и поддержания.

  2. Изменчивость. Признаки с непрерывной и дискретной изменчивостью. Возрастная изменчивость признаков.

  3. Сравнительная характеристика расы и нации. Основные факторы расообразования. Расизм. Научная несостоятельность расизма.

  4. Изолирующие механизмы и политипия. Миграции, смешение и «генный поток».


Литература:


  1. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли / Т.И. Алексеева. - М., 1998. С. 13-19; 148-171; 254-258.

  2. Боринская С. А. Влияние факторов природной и антропогенной среды на популяционно-генетические характеристики человека /С.А. Боринская. История и современность. №1, 2008 // http://www.socionauki.ru/journal/articles/129304/

  3. Дробышевский С.В. О формировании адаптивных типов: электрон. ресурс // Антропогенез.Ру: интернет-портал // http://antropogenez.ru/zveno-single/183/

  4. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. – Новосибирск: Наука, 1986. С. 87-102.

  5. Проблемы расы и российской физической антропологии. /под ред. Алексеева Т.И., Яблонского Л.Т./. М., 2002. С. 76-94; 125-134.

  6. Хомутов А.Е. Антропология / А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. М., 2008.

С 72-78.

  1. Хрисанфова Е.Н. Антропология / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. - М.: МГУ, Наука. 2005. С. 182-249.



Примечание. При подготовке к семинару или «круглому столу» студенты могут использовать литературу из дополнительного списка и другие, самостоятельно найденные научные источники.
3. Методический материал к семинарским занятиям
Использование компьютерных технологий для презентации

учебной работы

Наиболее часто презентацию используют в качестве сопровождения научного доклада (иллюстративный ряд). С одной стороны, демонстрационная компьютерная версия доклада не яв­ляется обязательным требованием к участию в мероприятии. Следователь­но, наличие/отсутствие демонстрационной версии доклада (или презента­ции) не влияет на оценку экспертами вашей работы. Красивое представле­ние не заменит глубины исследования.

С другой стороны, такая презентация совершенно точно поможет и вам, и вашим слушателям. Для вас презентация доклада будет хорошей подсказкой и страховкой от ошибок, помогающей выдерживать логику доклада, отразить наиболее значимые и существенные моменты работы. Еще одним плюсом будет дополнительный резерв, возникающий при ис­пользовании презентации. В дополнение к устному сообщению появится

возможность использовать наглядные средства презентации. Иными слова­ми, в один и тот же промежуток времени (7-10 мин.) вы можете вместить большее количество информации, при этом повысив качество ее представ­ления. Чтобы эффективно использовать этот ресурс, рекомендуем - в уст­ном сообщении не дублируйте полностью текст на экране. Делая это, вы существенно ограничиваете ваши возможности использования демонстра­ционной модели доклада. В демонстрируемый в презентации текст необхо­димо включить информацию, которую проще увидеть, чем рассказать (таб­лицы, иллюстрации к тексту, сложные определения, схемы и т. д.). И на­оборот, только проговаривайте текст, объясняющий ваши выводы, анали­тику, полученные выводы, логические переходы между слайдами (не отра­жая эти фразы на экране).

Для слушателей наглядное изображение текста легче для воспри­ятия, более информативно, позволяет фиксировать значимые моменты, знакомиться с информацией в своем темпе и т. д. Поэтому разработка пре­зентаций к докладу приветствуется организаторами мероприятий как спо­соб выразить уважение к слушателям, облегчить восприятие сложной ин­формации.

Рассмотрим основные нормы работы по подготовке презентации. В рамках создания презентационного материала необходимо провес­ти следующие действия:



  • постановка целей;

  • разработка текстов, девизов, основных акцентов и фокусировок;
    их проверка - ошибки на экране гораздо сильнее «бросаются» в глаза, чем
    в обычном тексте;

  • разработка дизайна презентации. К дизайну относится фон, цвет, шрифт, расположение всех элементов и т.д.; при вы­боре цвета используйте сочетаемые и дополняющий друг друга по цвету,
    оттенку фон кадров презентации. Ошибкой будет использовать аляповатые, чрезмерно яркие и броские цвета - от них быстро устают глаза, они отвлекают от текста, мешают сосредоточиться на смысле фраз;

- создание интерактивной составляющей вашей модели (т. е. элемен­тов управления презентацией, или тех элементов, которые позволят взаи­модействовать с ней).

Интерактивность за­ключается в следующем:



  • пользователь имеет возможность достаточно просто (нажатием
    кнопки) менять фрагменты информации (части текста, рисунки, таблицы,
    схемы) в любой последовательности;

  • пользователь сам определяет периодичность и скорость просмотра
    фрагментов презентации.

Наличие звукового сопровождения и звуковых комментариев создает дополнительные преимущества в освоении информации.

При разработке презентации оптимальной основой может стать технология Macromedia Flash, web-технологии, средства Power Point. Наиболее простой и доступной из них является программа Power Point.



Представление презентации. Фактически у вас должно быть два текста, не полностью совпадающих друг с другом: информация фиксированная (та,

что будет отражаться на экране) и текст условно свободный (тот, что вы будете произносить). Текст на экране составляется по более формальным нормам, т. е. он строго выдерживается в стиле научной речи, представлен тезисно, более того, он может состоять из фрагментов предложений. И в нем совершенно недопустимы ошибки (он должен соответствовать нормам русского языка). Но самое главное - он в меньшей степени текст, в большей степени изображение. Презентация - это некое приложение наглядного ма­териала к работе, расширение вашего доклада за счет дополнительного ви­зуального ряда. Презентация – дополнительный стимул для восприятия вашего доклада. Роль презентации - активизировать внимание к тому, что вы произносите с помощью переключения внимания. Поэтому в презента­ции наряду с таблицами (не слишком громоздкими), диаграммами, могут встречаться и фотографии, рисунки. Более того, эти рисунки или фото мо­гут быть направлены на эмоциональное восприятие зрителей (например, они могут быть в юмористическом ключе).

Текст «проговариваемый» может быть более свободным. В устной ре­чи не обязательно придерживаться строго научного стиля - он может быть более эмоционален. В устной речи ошибки менее заметны. Необходимо также учитывать особенности восприятия устной речи (строить более ко­роткие предложения и использовать простые формы предложений). Но предложения должны быть законченными, темп речи - медленнее обычного общения. Необходимо использовать различные интонации, паузы, подчер­кивать логическим ударением и жестами важные моменты.

Структура устного выступления

Вступление должно подготовить аудиторию к прослушиванию пре­жде незнакомого им текста. Фактиче­ски при первых фразах происходит адаптация/подстройка восприятия лю­дей в зале к тембру, громкости голоса, интонации, дикции оратора. Поэто­му в первых фразах информация должна частично повторяться, т. е. содер­жать название работы и формулировку проблемы. Эта часть текста будет на экране и при неполном усвоении не определяет понимания основной части доклада. На этом этапе внимание аудитории уже (естественным образом) активизировано (люди вслушиваются).

Например, достаточно эффективные способы начать свое выступле­ние такими словами.



  1. «В работе я сконцентрировался на нескольких ключевых вопросах
    (покажите слайд с основными положениями вашего выступления)».

  2. «Вот те вопросы, которые я хотел бы обсудить с вами ...» (затем
    назовите их, покажите слайд и продолжайте).

Дальнейшая логика выступления определяется вами и может быть различна. Возможны следующие варианты:

1. актуальность — формулировка проблемы — получение новых дан­ных — методы разрешения проблемы — вывод;

2. определение понятий — введение в проблему — ретроспекция проблемы (её развитие) — прогноз развития проблемы — возникающие риски —
способы решения;

3. формулировка проблемы — взгляды различных авторов на пробле­му —авторская точка зрения на проблему и ее интерпретация и т. д.

Но в любом случае вы обязательно должны объяснить суть вашего выступления и обозначить, какой результат получен в итоге. В общем объеме выступления изложение сути текста может занимать при­мерно третью часть (1/3).

Комментарий полученных результатов исследования займет при­мерно третью часть текста (1/3). В комментарии предполагается истолкова­ние/объяснение: что означает данный результат; какие функции/роли он выполняет в изучаемой ситуации/проблеме/процессе; какое влияние он бу­дет иметь/имеет для разрешения проблемы и т. д.

Заключительная часть выступления повторяет ваши выводы по ра­боте в другой форме, другими словами, без повторения формулировок. Вместе с вступлением заключение образует «оставшуюся» 1/3 текста.

Вопросы-ответы. В сценарии любого выступления предусматрива­ется беседа с аудиторией, диалог, ответы на вопросы. Новых проблем в от­ветах на вопросы ставить не надо, чтобы не отвлекать внимание публики от основной темы. Не стесняйтесь переспросить вопрос, если он вам не со­всем понятен. Можно просто попросить повторить вопрос. Но лучше, если вы попробуете вопрос переформулировать и соответственно зададите его как: «Если я правильно понял, вы спрашиваете ...»/ «Насколько я по­нял, Вас интересует ...» и т. д.

На некоторые вопросы вы можете не знать ответа. Если вопрос каса­ется материала, который вы не рассматривали (в науке это называется «вы­ходит за рамки исследования»), то проще всего так и ответить - такой за­дачи не ставилось, это не входило в проделанную работу. Вы совершенно точно не обязаны знать ответы на все вопросы. Воспринимайте задаваемые вопросы как попытку разобраться и понять, а не в качестве критики.



Расчет времени и объема «фиксированного» текста. При времени выступления 7 мин должно быть использовано 14 или менее слайдов. Это означает, что слайды необходимо менять каждые 30 секунд. На вступление и за­ключение должно быть отведено не более 2 + 2 слайда. Остается 10 слай­дов на основную часть выступления. 15-й слайд будет содержать инфор­мацию об авторе (с полным именем) и возможные координаты связи с ним (телефон, адрес электронной почты). Это количество является максималь­ным при таком объеме выступления. Если на слайдах отражены достаточ­но сложные для восприятия материалы (сложная таблица, схема), то воз­можны два варианта - дать возможность зрителям дольше задержать вни­мание на этом слайде за счет сокращения общего количества слайдов, или этот материал готовится в стендовом виде.
4. Вопросы для самоконтроля
Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу.

Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной.



Вопросами для самоконтроля являются приведенные выше вопросы для обсуждения на семинарах.
5. Вопросы к зачету


  1. Предмет антропологии, основные разделы, междисциплинарные связи.

  2. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, в системе социальной работы.

  3. История антропологии, ее современное состояние. Антропологические мифы.

  4. Методы антропологии: классические и инновационные.

  5. Радиоуглеродный метод и его применение в современной науке.

  6. Отношение современной религии к научным достижениям в антропологии.

  7. Обзор представлений о происхождении жизни.

  8. Современные научные представления о происхождении жизни.

  9. Характеристика первых форм жизни на Земле.

  10. Современная классификация живых организмов, основные группы.

  11. Краткая характеристика способов питания живых существ.

  12. Теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции, её основные положения. Мутационизм.

  13. Постулаты эволюционной теории (по Майру).

  14. Особенности протекания эволюции. Силы и механизмы эволюционного процесса.

  15. Антропогенез - современные научные концепции.

  16. Стадия протоантропов. Основные этапы эволюции приматов.

  17. Процесс гоминизации – понятие, суть, значение. Критерии гоминизации.

  18. Человек как биологический вид

  19. Предчеловек. Время и место выделения человеческой линии. Австралопитековые, мозаичность их строения.

  20. Основные варианты архантропов и палеоантропов: их морфологическая и археологическая характеристика.

  21. Стадия неоантропов. Происхождение вида: время, место, предок.

  22. Состав семейства гоминид: факты и предположения.

  23. Ранние формы человека разумного (Homo erectus)

  24. Неандерталец – происхождение, распространение, биологические особенности, образ жизни, культура.

  25. Homo sapiens sapiensпроисхождение, распространение, биологические особенности, образ жизни, культура.

  26. Секвенирование геномов. Степень идентичности геномов современного человека и гоминидов Homo sapiens.

  27. Человек гейдельбергский - происхождение, распространение, биологические особенности, образ жизни.

  28. Видоспецифические признаки человека.

  29. Изменения объема мозга гоминид.

  30. Гипотеза "социального мозга" Р. Данбара.

  31. Сапиентация – биологические и социальные аспекты.

  32. Палеолитическое искусство – особенности, находки, датировка.

  33. Биологические способы передачи информации между поколениями

  34. Социальные способы передачи информации между поколениями

  35. Черты сходства и отличия современного человека от животного.

  36. Биологическая специализация человека.

  37. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Социогенез. Биологическое развитие современного человека.

  38. Социальные структуры человека и животных. Социальное поведение.

  39. Палеолитическая культура и технологии – особенности, находки, датировка.

  40. Адаптация человека к геоклиматическим факторам.

  41. Периодизация онтогенеза. Индивидуальное развитие человека.

  42. Общая периодизация онтогенеза. Основные этапы постнатального онтогенеза, их морфофункциональная характеристика.

  43. Биологический возраст. Морфологические и психологические критерии биологического возраста. Старение организма. Общие размеры и пропорции тела.

  44. Факторы (генетические, гормональные, средовые) и основные закономерности роста и развития организма. Феномен акселерации.

  45. Основы конституциологии. Виды конституции. Схемы соматотипов. Схема Галанта И.Б. (1927), классификация Кречмера Э., Черноруцкого.

  46. Половой диморфизм человека, его генетические, морфологические и физиологические аспекты. Психологические аспекты конституции. Роль нейроэндокринного статуса. Медицинские и экологические аспекты конституции. Аномалии роста и развития.

  47. Понятие о популяции. Понятие о расах и видовое единство человека. Популяционный полиморфизм, механизмы его проявления и поддержания.

  48. Изменчивость. Признаки с непрерывной и дискретной изменчивостью. Возрастная изменчивость признаков.

  49. Сравнительная характеристика расы и нации. Основные факторы расообразования. Расизм. Научная несостоятельность расизма.

  50. Изолирующие механизмы и политипия. Миграции, смешение и «генный поток».


Блок 2 «ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ»
Включает:

    1. общие рекомендации к самостоятельным заданиям;

    2. темы самостоятельных заданий;

    3. методические рекомендации к самостоятельным заданиям.


1. Общие рекомендации к самостоятельным заданиям
Важной частью самостоятельной работы является выполнение заданий. Тематика самостоятельных работ охватывает основное содержание курса. В течение семестра студенты должны отчитаться по ряду заданий для самостоятельного выполнения. Всего за семестр студенты должны отчитаться за 4 задания. Задания для самостоятельного выполнения достаточно объемны, предполагают работу по сбору, фиксации и обработке информации. Задания могут быть выполнены индивидуально или в малых группах (2-3 человека). Каждое задание в среднем должно быть выполнено за 3-4 недели учебного времени.

В процессе подготовки самостоятельных заданий студенты самостоятельно ищут информацию, используя как готовые источники (научные тексты, статистику), так и создавая информацию в результате собственной деятельности. При необходимости студент может обратиться к преподавателю за консультацией.

При выполнении самостоятельной работы студент выполняет следующую последовательность действий:

1. прочитать методический материал к теме;

2. выполнить задание;

3. составить отчет о проделанной работе и сдать его преподавателю.

Каждая самостоятельная работа должна быть обязательно оформлена в соответствии с правилами оформления печатных работ и представлена в виде отчета преподавателю в электронном варианте. Отчет о достижении учебных целей оценивается по полноте отражения, правильном аргументировании и логичности приведенных выводов. Результат выполнения некоторых заданий разбирается в последующем на семинарских занятиях. Отчет о проделанной работе должен быть представлен в виде разработок – видеоматериалов, презентаций, отчета, который используется в выступлениях на семинарах.

Итак, в качестве самостоятельной работы по антропологии предлагаются групповые и индивидуальные задания, при выполнении которых необходимо использовать научную литературу, Интернет-ресурсы (см. 4.1.), проводить исследования, создавать продукт применения различных методик деятельности. Результаты выполнения самостоятельных заданий используются в рейтинговом накоплении баллов. Всего за выполнение полного объема самостоятельных заданий можно получить 20 балла (по 5 баллов за каждую выполненную работу).

Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно защитить пакет самостоятельных заданий до начала зачетной недели в сроки, предусмотренные графиком защит контрольных работ.
2. Темы самостоятельных заданий


работы

Темы

для самостоятельной работы

1

Антропологические находки Сибири: формирование электронного архива

2

Антропологический портрет курса: измерения

3

Уровень бытовых представлений об антропологически значимых вопросах: опрос

4

Основа антропологической грамотности (словарь понятий)

5

Визуальный метод антропологии: видео фильм об элементах городской культуры




    1. Методические рекомендации к самостоятельным заданиям


Задание 1. Антропологические находки Сибири: формирование электронного архива
Для выполнения зад. 1 необходимо из различных теоретических научно-ориентированных источников (печатных и электронных – учебников, монографий, статей и т.д.) собрать материал о нахождении на территории Сибири палеонтологических антропологических находок, их описание, значение и интерпретации. Каждый студент должен найти не менее 20 фактов и представить описание.

Тем самым формируется архивный банк данных по антропологической изученности сибирского региона.

Сформированный банк данных будет нанесен на общую карту (эта часть работы – групповая).
Задание 2. Антропологический портрет курса: измерения
Для выполнения зад. 2 на семинаре проводятся антропологические измерения пропорций тела (конституции) и его частей у каждого студента группы, фотографируется лицо. Иными словами, формируется банк исходных данных. Самостоятельно через наблюдение составляется описание лиц, отдельных характерных признаков индивидов. Используя справочную литературу, информация группируется по характерным особенностям конституции, типичным признакам и составляется краткая характеристика каждой группы. Делается вывод, обобщающий полученную информацию.

Задание 3. Уровень бытовых представлений об антропологически значимых вопросах: опрос
Работа по этой теме предполагает проведение опроса не менее 10 человек по изучению бытовых антропологически ориентированных представлений. Данные опроса фиксируются и обобщаются. Делается вывод. Тема опроса задается преподавателем.
Методический материал к заданию
Характеристика опросных методов

Основное предназначение социологических опросов - получе­ние информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, а также феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и фено­мены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, по­стольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации. Данные, полученные опросными методами, выражают субъектив­ные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с ин­формацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опро­сы дают в сочетании с контент-анализом, наблюде­нием, экспериментом или другими методами.



Опрос - метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обраще­ние к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание ко­торых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

Метод опроса является наиболее распространенным в социоло­гии. Качество социологических данных, полученных в результате ис­следования, в значительной мере зависит от качества применяемых инструментов опроса. В самом общем плане опрос сводится к двум разным видам:



  1. анкетирование — опосредованный, письменный опрос;

  2. интервью — непосредственный, устный опрос.

Эти виды имеют множество вариантов. Они представлены в ви­де почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику. Социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока нет предельной ясности, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, введению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Основным элементом опроса является вопрос. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщатель­но продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, ес­ли ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обяза­тельно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между ин­тервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих правил:



  1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

  2. Респондент заинтересован в опросе.

  1. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации
    (говорит, то, что думает на самом деле).

  1. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

  1. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких во­просов.

  2. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно бы­ло дать обоснованный и точный ответ.

  3. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

  4. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры рес­пондента.

  5. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респон­дента смысла, не унижает его достоинства.

  1. Интревьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое
    отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

  2. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

  3. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

Специфика социологического опроса состоит в следующем:

  • информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

  • нацеленность на те стороны проблемы, которые недостаточно полно от­ражаются в документальных источниках и/или сложны для пря­мого наблюдения;

  • опрос является разновидностью социально-психологического
    общения анкетера с респондентом;

  • возможность использования при изучении самых разных сфер общества;

  • большие группы людей могут быть опрошены в короткие сроки;

  • регистрация как мотивов деятельности индивидов, так и продуктов их деятельности;

  • вербальная информация легче поддается количест­венной обработке, чем невербальная.

Однако информация, полученная с помощью опроса, не отлича­ется большой надежностью и достоверностью в силу своей субъективности. Необходимо постоян­но учитывать возможность ее искажения.

Основные этапы подготовки и проведения опроса:



  1. определение целей и задач, проблемы, предмета и объекта, ис­ходных понятий;

  2. обоснование выборки: определение генеральной и выборочной
    совокупности;

  3. обоснование опросного листа;

4) содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов;

5) обоснование вопросника относительно возможностей опраши­ваемой совокупности людей как источника информации;

6) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и ин­тервьюеров по ведению опроса;

8) обоснование сроков опроса, тиражирования документов опроса, сбора контрольных листов и кодировки, обработки.

9) определение формы отчета.

Задание 4. Основа антропологической грамотности
Выполнение зад. 4 направлено на формирование архива данных (словаря понятий, представлений, фактов), включающего необходимый для современного человека минимум знаний по антропологии. Подбор информации осуществляется студентом и отражает его личностную позицию по этому вопросу.

Основа антропологической грамотности (антропологический минимум)
Задание. Заполните таблицу в соответствии со своими представлениями о необходимом количестве знаний для обозначения уровня антропологической грамотности.



Понятие, факт, представление


Значение информации

1







2







3







4







5







6







7









Задание 5 (дополнительное). Визуальный метод антропологии: видеофильм об элементах городской культуры
Задание 5 предлагается к выполнению при необходимости набрать дополнительные рейтинговые баллы.

Для выполнения зад. 5 студенту требуется определить, какой элемент городской культуры он имеет возможность и испытывает желание зафиксировать. Продумать экспозицию, содержание и снять видеофрагмент продолжительностью 3-5 мин.



ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЗАЧЁТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Здесь можно фиксировать баллы по каждой теме для индивидуального управления образовательным процессом





Разделы

Оценка

1







2







3







4







5







6






7







8







9







10







11







12







13







14







15







16







ИТОГОВАЯ СУММА БАЛЛОВ



Учебное издание


Составитель Плющ Ирина Владимировна
Антропология
Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ

Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова


Подписано в печать 9.07.2012 г. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать плоская.

1,6 усл. печ. л.

Тираж 40 экз. Заказ


Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru

Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета



660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а






Ревность всем верит и никому не доверяет. Владислав Гжещик
ещё >>