Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и зао - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 1 350.47kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 1 132.54kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 3 355.4kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 5 1030.27kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 702.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология юридической... 1 135.68kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной формы обучения... 1 168.25kb.
Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... 4 587.46kb.
Методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения... 1 229.48kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Свобода информации в международном... 1 308.94kb.
Рабочая программа по литературе на 2012-2013 для 5 класса 3 411.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных - страница №1/6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ПРАВОВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012


УДК 340.5(07)

ББК 67.0я73

П685


Составитель Высоцкая, Н.В.
Правоведение: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н.В. Высоцкая. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 63 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

методические указания

для подготовки к семинарским занятиям

Тема 1. Происхождение государства.
1. Социальная организация первобытного общества.

2. Нормативная система первобытного общества.

3. Разложение родовой общины и возникновение государства.

4. Восточный путь возникновения государств.

5. Античный путь возникновения государств.

6. Основные концепции возникновения государства.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям следует обратить особое внимание на то, что государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития человеческого общества, вместе с тем, власть и социальные нормы существовали и в догосударственном обществе и имели свои особенности. Необходимо обратить внимание на существование переходной формы между родовой и государственной организацией общества – вождества, на различные пути возникновения государств, а также уяснить положения основных концепций происхождения государства.
Задания к теме 1.
1. Определите специфику пути возникновения:

− восточных государств;

− античных государств;

− государств древних франков.

2. Проанализируйте признаки вождеств. В чем особенности данной формы человеческого сообщества? Составьте таблицу, соотнеся признаки вождества и родовой общины.

3. Проанализируйте мононормы первобытнообщинного строя и сделайте вывод − какие, на ваш взгляд, виды мононорм дошли до наших дней? Какие отношения регулируют данные нормы?



Тема 2. Понятие и функции государства, типология государств

1. Понятие и признаки государства, его сущность и социальное назначение.

2. Понятие функций государства и их классификация.

3. Внутренние функции государства.

4. Внешние функции государства.

5. Понятие типологии государств.

6. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств.

7. Типология государств по отношению к религии.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям требуется уяснить понятие государства и его отличие от догосударственной организации власти в первобытном обществе; обратить внимание на дуализм сущности государства; обусловленность функций государства его сущностью, стоящими перед ним задачами.
Задания к теме 2.
1. Определите, относятся ли к территории российского государства:

− Красноярское водохранилище;

− Мраморное море;

− Баренцево море;

− Калининградская область;

− полуостров Крым;

− гражданское морское судно, приписанное к порту Владивостока, находящееся в Тихом океане;

− территория морского залива, омывающего российский берег в пределах 20 морских миль;

− воздушное пространство над Новосибирском на высоте 130 км над поверхностью;

− территория острова, расположенного в море на расстоянии 10 морских миль от российского побережья;

− территория посольства Российской Федерации в Великобритании;

− подземная территория (недра), расположенная под островом, находящимся в море на расстоянии 15 морских миль от российского побережья;

− военный самолет, находящийся над нейтральными водами;

− Антарктида.

2. Определите, какие внутренние функции российского государства являются приоритетными на данном этапе его развития? Чем это обусловлено? каково их содержание?

3. Определите, какие внешние функции российского государства являются приоритетными на данном этапе его развития? Чем это обусловлено? каково их содержание?



Тема 3. Форма государства
1. Понятие формы государства.

2. Форма правления государства.

3. Форма государственного устройства.

4. Государственно-правовой (политический) режим.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям при рассмотрении видов формы правления современного государства следует четко представлять, какими органами представлена верховная власть в государстве (главным образом, законодательная и исполнительная), каков порядок их формирования и взаимодействия (взаимовлияния) друг с другом; каковы достоинства и недостатки того или иного вида формы правления. При рассмотрении формы государственного устройства следует обратить внимание на правовой статус субъектов федеративных государств и на способы разграничения компетенций федерации и ее субъектов. При анализе признаков государственно-правового режима конкретного государства необходимо обращать внимание на действительный, а не декларируемый характер приемов, способов, методов осуществления государственной власти.

Задания к теме 3.
1. Проанализируйте различные виды форм правления современных государств, выявите их достоинства и недостатки.

2. Дайте анализ признаков конфедерации и, исходя из этого, определите, следует ли относить данную форму к формам государственного устройства?

3. Определите вид установившегося в России государственно-правового режима, указав его признаки.

Тема 4. Механизм государства
1. Понятие механизма государства (государственный аппарат).

2. Понятие государственного органа.

3. Классификация органов государства.

4. Принципы организации и деятельности органов государства.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо обратить особое внимание на специфичные признаки органа государства, позволяющие отграничить его от других элементов механизма государства и негосударственных органов; уяснить, что механизм государства есть не простая совокупность элементов, а сложной система, отражающая определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношения и взаимосвязи.

Задания к теме 4.
1. Составьте схему механизма государства (через совокупность его элементов).

2. Составьте схему федеральных органов государства, исходя из их классификации по принципу разделения властей.



3. Составьте схему региональных органов государства, исходя из их классификации по принципу разделения властей.


Тема 5. Происхождение права и проблемы правопонимания на современном этапе. Признаки, сущность и принципы права

1. Происхождение права.

2. Понятие права и его признаки.

3. Сущность и содержание права.

4. Понятие и виды принципов права.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо обратить внимание на основные пути правообразования у различных народов, на неоднозначность трактовок понятия права, а также признаки права, отличающие его от других социальных регуляторов. Также следует обратить особое внимание на значимость принципов права, как для правотворческой деятельности компетентных органов, так и правоприменительной, и на содержание права.

Задания к теме 5
1. Определите специфику возникновения права в государствах, в которых доминирующей являлась государственная собственность. Что явилось основным источником правовых норм в данных государствах?

2. Проанализируйте особенности правообразования в государствах, в которых доминирующей являлась частная собственность.

3. Проанализируйте признаки права и определите, какими общими чертами обладает право и другие социальные регуляторы − мораль, нравственность и т.д.?

4. Определите, какие признаки отличают право от других социальных регуляторов?

5. Составьте схему «Признаки позитивного права».

6. Составьте схему «Классификация принципов права».


Тема 6. Норма права. Система права
1. Понятие, признаки, структура нормы права.

2. Виды правовых норм.

3. Понятие и структура системы права.

4. Система российского права.

5. Понятие правовой системы и правовой семьи.

6. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

7. Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи.

8. Общая характеристика религиозной правовой семьи.

9. Общая характеристика семьи обычного права.

10. Международное и национальное (внутригосударственное) право.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо обратить внимание на признаки юридических норм, отличающие их от других социальных норм; на соотношение понятий система права, правовая система и правовая семья; на тенденции, происходящие в настоящее время в правовых семьях; на соотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Задания к теме 6.
1. Составьте схему системы российского права, исходя из его деления на частное и публичное право.

2. Составьте таблицу, отразив в ней основные черты различных правовых семей:





Англосаксонская

правовая

семья

Романо-германская

правовая

семья

Религиозная

правовая

семья

Семья

обычного

права

Вид основного

источника

права













Процесс формирования правовой семьи













Наличие и распространенность подзаконных нормативных актов













Основной субъект правотворчества













Деление права на публичное и частное












3. Определите отрасль российского права по указанному предмету правового регулирования:

3.1) регулирует наиболее важные политические, экономические, социальные отношения, основы государственно-общественного строя страны: вопросы государственного устройства, политическая система, экономическая основа, формы собственности, территориальное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной органов власти, избирательная система и т.д.;

3.2) предметом правового регулирования выступает сфера управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц; различные отношения в сфере экономики, культуры, образования, обороны и др., специфика которых в том, что одной из сторон выступает государственный орган или должностное лицо;

3.3) регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение государственного бюджета, денежное обращение, налоги, займы, кредиты и т.д.;

3.4) предметом правового регулирования выступает широкая сфера имущественных отношений (отношения владения, пользования, распоряжения собственностью, ее приобретение и отчуждение, обязательственные отношения и т.д.) и личных неимущественных отношений (честь, авторство, имя, достоинство и пр.);

3.5) регулирует порядок заключения и прекращения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, алиментные отношения между родителями, детьми, супругами (бывшими супругами), другими членами семьи, вопросы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

3.6) предметом правового регулирования выступают отношения между работодателем (физическими и юридическими лицами) и работниками (рабочими, служащими);

3.7) регулирует пенсионные отношения по возрасту, случаю утраты трудоспособности, утрате кормильца, отношения по поводу получения пособий, льгот, субсидий др.;

3.8) регулирует вопросы землепользования и землеустройства, правовой режим земель и т.д.;

3.9) предметом правового регулирования выступают отношения в сфере освоения, использования и охраны обществом, хозяйствующими субъектами, гражданами, государством окружающей природной среды в целях сохранения природных богатств, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на среду обитания человека, также определяет порядок проведения экологической экспертизы и экологического контроля и т.д.;

3.10) предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу совершения преступления и применения к лицам, их совершившим, мер государственно-правового воздействия;

3.11) определяет порядок отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы, также регулирует деятельность государственных органов и учреждений пенитенциарной системы;

3.12) определяет статус участников уголовного судопроизводства, их взаимоотношения, порядок расследования, рассмотрения дел, обжалования решений, их исполнения и пр.

3.13) определяет цели и задачи судопроизводства, подведомственность и подсудность споров, порядок рассмотрения и исполнения судебных решений и т.д.

Тема 7. Источники права
1. Понятие источников (форм) права.

2. Виды источников права.

3. Закон как источник права. Виды законов в РФ.

4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды.

5. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо обратить особое внимание на соотношение понятий источник права и внешняя форма права; на признаки нормативно-правового акта как основного источника права в романо-германской правовой семье. Следует уяснить отличия законов от подзаконных нормативно-правовых актов, а также пределы действия нормативных правовых актов.
Задания к теме 7
1. Правительство РФ 20 августа 2007 г. приняло постановление «О критериях определения тяжести вреда здоровью граждан, причиненного в результате противоправных действий». В этот день постановление было подписано Председателем Правительства РФ. Этот нормативный акт вводился в действие в соответствии с общими правилами вступления нормативных актов в силу.

Какую процедуру должно пройти указанное постановление, чтобы вступить в силу?

2. В постановлении Правительства РФ «О критериях определения тяжести вреда здоровью граждан, причиненного в результате противоправных действий» было дано указание Министерству здравоохранения РФ о необходимости разработать медицинские критерии определения тяжести вреда здоровью граждан. Выполняя распоряжение Правительства, Министерство здравоохранения разработало соответствующую Инструкцию. Министр здравоохранения подписал данный документ 10 марта 2008 г., и он был опубликован в «Российских вестях» 20 марта 2008 г. Через неделю после опубликования следователь прокуратуры, привлекая Сидорина к уголовной ответственности, при определении тяжести вреда здоровья потерпевшего, руководствовался указанным нормативным документом.



Является ли указанная Инструкция действующей?

3. Глава районной администрации Овсюков издал распоряжение, которым отменил доплату за счет местного бюджета врачам районной больницы. Врачи обратились в суд с иском о взыскании невыплаченной суммы.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что данная доплата была введена постановлением губернатора Омской области Мишина в связи с нехваткой кадров в больнице из-за низкой заработной платы врачей. Однако, как пояснил глава администрации Овсюков, соответствующий закон РФ предоставляет полномочия по установлению различного рода надбавок за счет местного бюджета главам соответствующих местных администраций, поэтому он посчитал необходимым отменить незаконное распоряжение губернатора.

Какой из указанных нормативных актов − распоряжение главы районной администрации Овсюкова или губернатора области Мишина − расположено выше в иерархии подзаконных нормативных актов? Подлежало ли постановление губернатора исполнению районной администрацией?

4. Сравните два правовых акта: первый − коллективный договор между администрацией ОАО «Сибирьтелеком» и профсоюзной администрацией данного объединения, устанавливающий дополнительные гарантии для работников при увольнении и пр. Второй – трудовой договор, который был заключен между администрацией ОАО «Сибирьтелеком» и Л.П. Степанченко о приеме последнего на работу в качестве инженера, определяющий права и обязанности администрации, как работодателя, и Л.П. Степанченко как работника.



Какой из указанных правовых актов является нормативным? По каким признакам это можно определить?

5. Федеральное Собрание приняло Федеральный Закон «Об усилении ответственности за курение в общественных местах». Закон был принят 1 сентября 2008 г., 15 сентября был подписан Президентом РФ, 20 сентября был опубликован в Собрании Законодательства РФ. Дата вступления в силу определялась самим законом − 10 октября 2008 г. Законом было предусмотрено увеличение размеров штрафов за курение в общественных местах с пятисот до тысячи рублей. Как сказано в законе, если лицо было привлечено к административной ответственности до 10 октября 2008 г., но после 1 сентября 2008 г., для него должен устанавливаться повышенный размер штрафа, если он был назначен, но не выплачен виновным субъектом.



Имеются ли в указанных положениях закона противоречия требованиям законодательства?

Тема 8. Правовые отношения
1. Понятие и признаки правоотношений.

2. Состав правоотношений.

3. Содержание правоотношений.

4. Юридические факты и фактический состав.

5. Виды правоотношений.

Студентам в процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо обратить особое внимание на понятие правосубъектности, правоспособности, дееспособности и правового статуса субъектов правоотношений, на виды субъектов и объектов, на понятие субъективного права и юридической обязанности; виды правоотношений.




Задачи к теме 8
1. Определите, какой юридический факт повлек правоотношение; назовите вид юридического факта и вид правоотношения.

20 октября 2007 г. Автушко и Кирсанова зарегистрировали брак во Дворце бракосочетаний в г. Красноярске.

30 октября 2007 г. Кирсанова приказом Директора музыкально училища была переведена с должности методиста на должность заместителя директора по воспитательной работе.

10 ноября 2007 г. тяжело заболела мать Кирсановой. В связи с этим по собственному желанию (чтобы осуществлять уход за матерью) приказом директора Кирсанова была уволена.

15 апреля 2008 г. у семьи Автушко родился ребенок.

20 мая 2008 г. Автушко совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате чего Рукавишникову был причинен тяжкий вред здоровью. Автушко привлекли к уголовной ответственности.

30 мая 2008 г. у Кирсановой умерла мать, Кирсанова была призвана к наследованию.

1 июня 2008 г. в результате попадания молнии в трансформаторную будку произошел резкий скачок напряжения, и застрахованный телевизор Автушко сгорел.

2. Милюхина обратилась в риэлтерскую компанию ООО «Жилище» с просьбой подыскать ей вариант для приобретения двухкомнатной квартиры, в связи с чем они заключили договор об оказании риэлтерских услуг. Через две недели один из предложенных риэлтерской компанией вариантов Милюхину устроил. Собственник квартиры Антоненко заключил с Милюхиной договор купли-продажи квартиры, который они затем зарегистрировали в регистрационной палате. Через месяц Милюхина через то же риэлтерское агентство заключило договор аренды на приобретенную ею квартиру с Киреевой.

Определите сложившиеся правоотношения, их вид и состав.

3. Выявите имеющиеся в нижеприведенных ситуациях правоотношения. Определите, в каких случаях для их возникновения потребовался юридический факт, а в каких − фактический состав.

Кузьмин ночью разбил окно в коммерческом торговом павильоне, проник туда и похитил продуктов на сумму 15 тысяч рублей. Через полчаса по дороге домой Кузьмина задержали сотрудники ГИБДД, проезжавшие мимо. Следователь привлек Кузьмина к уголовной ответственности.

Безработная жительница г. Красноярска Темпова зарегистрировала брак с Шумихиным. Через полгода у них родился ребенок. Темпова обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ей пособия по случаю рождения ребенка, приложив к нему справку с места работы мужа о том, что пособия он не получал. Пособие ей было назначено.

Борисов, управляя принадлежащей ему на праве собственности автомашиной «Мазда-Демио», не справился с управлением, выехал на встречную полосу движения и допустил столкновение с автомашиной «Нисан-Патрол», управляемой Черемиченко, в результате чего причинил последнему ущерб в размере 97 тысяч рублей. На основании документов, представленных ГИБДД, суд признал Борисова виновным в нарушении Правил дорожного движения и назначил ему наказание в виде штрафа. Помимо этого Черемиченко обратился в суд с иском о взыскании с Борисова причиненного им ущерба. Судом иск был удовлетворен. Борисов решением судов остался недоволен и отказался исполнять их в добровольном порядке. Судебный пристав вынес постановление о наложении ареста на гараж Борисова и его последующей реализации.


следующая страница >>



Эксперт даст все нужные вам ответы, если получит нужные ему вопросы.
ещё >>