Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов Гомель Гомгму 2013 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 819.1kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 861.22kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 523.31kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса всех факультетов... 9 1207.81kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического... 8 2140.1kb.
Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов медицинских... 1 358.85kb.
Кафедра общей гигиены Н. Л. Бацукова, Т. С. Борисова 2 448.15kb.
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 28 3357.52kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса учетно-финансового... 6 429.56kb.
Чубайс против лукашенко 1 58.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов - страница №1/4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественно-гуманитарных наук



Т. П. ЦЕЛЕХОВИЧ

ПРАВА

ЧЕЛОВЕКА


Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов 1 курса

всех факультетов медицинских вузов

Гомель

ГомГМУ

2013

УДК 347.152(072)

ББК 67.91я73

Ц 34
Рецензент:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры общественно-гуманитарных наук

Гомельского государственного медицинского университета

М. Е. Абраменко

Целехович, Т. П.

Ц 34 Права человека: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы

студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов / Т. П. Целехович. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 52 с.

ISBN 978-985-506-521-1

В учебно-методическом пособии рассматриваются и систематизируются основные знания о правах человека; раскрываются ключевые теоретические понятия данной отрасли знания. Пособие включает структурно-содержательные компоненты лекционного курса; особо выделена тема, посвященная реализации прав человека в Республике Беларусь.

Предназначено для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов, преподавателей, а также всех, интересующихся вопросами права.


Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.
УДК 347.152(072)

ББК 67.91я73

ISBN 978-985-506-521-1 © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2013

ВВЕДЕНИЕ

Процессы гуманизации и демократизации общества, формирование и развитие правового государства непосредственно связаны с развитием прав и свобод человека. Республика Беларусь через Конституцию закрепляет свою солидарность с основными международными стандартами по правам человека и проводит работу по их реализации на уровне государственных органов и общественных организаций. Между тем, для полноценного и эффективного формирования правового государства каждый гражданин страны должен иметь арсенал знаний о правах и свободах. Для решения этой задачи наибольшим потенциалом обладает курс «Права человека».

Целью преподавания данной дисциплины является повышение правовой культуры молодежи, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания своих прав и прав других людей, общественных интересов, а также обязанностей государства перед своими гражданами.

Данное пособие призвано дать студенту базовые знания по изучаемому предмету; сформировать понятие о правах человека как сложном, многогранном явлении, результате длительной истории развития человечества, его величайшей ценности; сформировать представление о взаимосвязи права и закона, прав человека и прав гражданина, взаимодействие прав и обязанностей, уяснить значение и объем каждого права; определить пределы вмешательства государства в сферу основных прав и свобод.

Большое внимание уделено природе правового статуса человека и гражданина, структуре прав человека, их взаимодействию с правом, политикой и нравственностью, взаимодополняемости внутригосударственной и международной форм их обеспечения и защиты.

Для реализации поставленных задач в данном учебно-методическом пособии определены соответствующие структура и содержание. Пособие включает восемь разделов, соответственно со структурированным поэтапным ознакомлением студентов с миром прав и свобод человека.

Пособие направлено на совершенствование качества подготовки студентов к семинарским занятиям, а также на формирование у них навыка систематизации полученных знаний.

ТЕМА 1

ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ

1.1. Актуальность прав человека и тенденции их развития

Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций определяет права человека «как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо». Являясь феноменом мировой культуры, права человека призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества, связанные с утверждением в общественном сознании и на практике идеи свободы личности. Их трансляция в общественных явлениях и процессах способствует преодолению произвола, социальной несправедливости, дискриминации людей.

Всеобщность и универсальность прав человека имеет несколько измерений:

1. Все люди, без какой-либо дискриминации, имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических правовых государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т. д. — это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой принадлежит человек.

3. Всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, в любом месте он обладает основными, естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

4. Проблема прав человека — всеобщая проблема. Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ мирового порядка. Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения в рамках ООН, ОБСЕ и других международных институтов, являются предметом непосредственного и законного интереса для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Признание и соблюдение основных прав и свобод человека – основа безопасности, стабильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем мире. То есть, права человека — это основа мира.



1.2. Права человека: понятие и сущность

Права человека — это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

Основные признаки прав человека характеризуют то, что они:



  • возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

  • принадлежат человеку от рождения;

  • имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

  • являются непосредственно действующими;

  • признаются высшей социальной ценностью;

  • складываются объективно и не зависят от государственного признания;

  • представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;

  • признание, соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства.

Права человека — сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае — это права «от» принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной несправедливости. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности.

Права человека имеют ряд характеристик, которые отличают их от иных юридических прав: 1) права человека регулируют отношения между личностью и властью; 2) права человека — всегда индивидуальны, невозможно говорить о правах женщин, детей без реализации прав конкретной женщины или конкретного ребенка; 3) права человека неотъемлемы. Можно признать ограничения некоторых прав в целях общественных интересов, но в своих основных правах человек постоянен.



1.3. Права человека в системе социально-гуманитарного знания. Предмет и объект учебного курса «Права человека»

В конце ХХ века в мире усилились роль и влияние социальных и гуманитарных наук — юриспруденции, философии, политологии, социологии, истории, экономических и других. Свое, особое и значимое место в системе социально-гуманитарного знания заняли права человека. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетаю­щую в себе духовное, биологическое и социальное начала, а также изменяющиеся условия его существования. В связи с этим права человека выделяются в самостоятельную область научного и философского знания. Они рассматриваются на стыке гуманитарных и социальных наук. Наука о правах человека рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека это сложное, многомерное образование.

Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

Методом науки прав человека являются приемы и способы, с помощью которых всесторонне изучается само понятие прав человека, их признаки и свойства, формы и методы их законодательного закрепления и реализации. К методам науки прав человека, в частности, относятся:

1) системный, подразумевающий научное познание прав и свобод человека в качестве единого целого;

2) сравнительный, предполагающий сопоставление национальных законодательств в сфере прав человека как между собой, так и с международно-правовыми нормами, выявление их общих черт и различий;

3) логический средства и способы логического научного изучения проблем прав и свобод, основанные на общезначимых формах, необходимых для рационального познания в любой области знания, в том числе при изучении проблем прав и свобод человека.

1.4. Функции курса «Права человека»

К основным функциям курса «права человека» относятся:



  1. аксиологическая (аксиология — это учение о ценностях) — выработка отношений к правам человека как к ценностному критерию гуманности и демократичности общества;

  2. креативная — права человека и его основные свободы являются важным источником развития и применения творческих способностей людей;

  3. воспитательная — благодаря правам у людей формируется уважение к человеческому достоинству, правам и свободам другого человека;

  4. эвристическая — право на получение информации, на знание являются одним из фундаментальных прав личности;

  5. прогностическая — наблюдение за закономерным характером возрастания роли прав человека в развитии отдельной личности, общества и всего человечества и проектирование этой тенденции на историческую перспективу дает основание для выводов о том, каким может быть будущее человека и человечества.

ТЕМА 2

ИСТОРИЯ ИДЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

2.1. Зарождение идей о правах человека в странах Древнего Востока и античном мире

О гражданском, уголовном, процессуальном праве стран Древнего Востока можно судить по древневавилонскому памятнику права — Законнику Хаммурапи. Данный документ относится к XVIII в. до н.э., когда народы, жившие в районе междуречья Тигра и Евфрата, были объединены под главенством Вавилона и возникло могущественное древневавилонское государство. Возвышению Древнего Вавилона способствовала энергичная политика одного из древневавилонских деспотов — Хаммурапи, во время правления которого и был создан свод законов. Законник представлял собой черный базальтовый столб, на котором клинописью выбит текст 282 статей, отражающих вопросы судопроизводства, приобретения и защиты собственности, брака и наследования, наказания за преступления против личности, трудовые процессы. В верхней части столба изображен бог Шамаш и коленопреклоненный Хаммурапи. Это изображение и введение к Законнику должны были подчеркнуть священный характер законов, их божественное происхождение, безусловную обязательность. Законник Хаммурапи провозглашал принцип талиона («равное за равное»), когда к виновному применялся вид наказания соответственно преступлению: «Если человек повредит глаз кого-либо из людей, то должно повредить его глаз»; «Если кто-то сломает кость человека, то должно сломать его кость». В ряде случаев талион имел символическое значение, например, Законник предписывал отрезать пальцы врачу, сделавшему неудачную операцию. Законник предусматривал 30 видов смертной казни: сожжение, утопление, посажение на кол и т. д.

Древнеиндийские законы Ману относятся к периоду II в. до н.э. – I в. н.э. Законы Ману тщательно регламентировали повседневное существование каждого индуса в частной и общественной жизни в строгом соответствии с религиозными догматами брахманизма. Законы Ману, приписываемые мифическому прародителю людского рода, содержат также наставления об управлении государством и по судопроизводству. В данных законах защищаются положения вед и упанишад (религиозно-философских трактатов, комментирующих ведические тексты) о делении общества на варны, их неравенстве и пр. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и их ведущей роли в вопросах толкования и защиты дхармы. Дхарма — универсальная норма поведения индуса, зависящая от его возраста и варны.

Важнейшим мыслителем Древнего Китая был Кун-цзы (Конфуций ок. 551–479 гг. до н.э.). Его мысли изложены учениками в сборнике «Беседы и высказывания». Конфуций сформировал эталон высшей морали — «благородного мужа» (идеального человека — «цзюнь-цзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Цзюнь-цзы должен следовать ритуалу, обладать добродетелью, человеколюбием, чувством долга и справедливости, стремиться к знаниям, демонстрировать верность и преданность властям. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства (император — отец всех подданнных), обосновывал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюнь-цзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. По Конфуцию, лучшая форма правления — аристократия, причем править должны аристократы знаний, а не аристократы крови или богатства. По Конфуцию, правитель — сын (представитель) Бога на земле. Никто не вправе критиковать императора.

Права граждан, а не права человека впервые были провозглашены в Древней Греции. Политическое творчество древнегреческой демократии второй половины V в. до н. э. заимствовалось на последующих этапах цивилизации. Условием обладания правами в античном полисе (город-государство) являлось гражданство. Гражданин имел право выступать с жалобой против того, кто предлагал или уже провел в Народном собрании незаконные решения, имел право участвовать в процессе правосудия, право претендовать на занятие места в суде или управленческой должности, имел личные имущественные права частной собственности, возможность совершения различных сделок, право на полную свободу слова в Народном собрании.

Существенное правовое значение в развитии идей о праве, законе и государстве имели суждения мудрецов Древней Греции: Солон (ок. 638–559 гг. до н.э.), Пифагор (VI–V вв. до н.э.), Гераклит (VI–V вв. до н.э.), Демокрит (V–IV вв. до н.э.), Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.), Эпикур (341–270 гг. до н.э.).

Идея прав человека занимает важное место в творчестве известного мыслителя античности Платона. В трактате «Государство» он связывает осуществление многих прав человека с построением идеального государства. Идеальное государство Платон трактует как максимально возможное воплощение в общественно-политической жизни «умопостижимых и бестелесных идей», высшая среди которых — право человека на блага. Идеальное государство должно быть разделено на три сословия: правителей-мудрецов, или философов; воинов, или стражей; крестьян и ремесленников. Право на высшую власть Платон вручил философам, ибо только они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общества. В идеальном государстве не предусматривается право на частную собственность, женщины уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Для воинов вводится общность жен и детей. Детей воспитывает государство. Самым тяжелым трудом должны заниматься рабы. В идеальном государстве преодолевается раскол на богатых и бедных, устанавливается право человека на равенство.

Известный мыслитель древности Аристотель по-иному смотрел на человека и его права (см. его труды «Политика», «Афинская политика», «Этика»). Он критикует Платона за его стремление уравнять всех граждан в их правах. Аристотель обосновывает естественное право каждого человека на частную собственность, которая коренится в его природе и в его изначальной любви к самому себе. Он отстаивает право человека на равные возможности, развитие его дарований, право на личную жизнь и создание семьи. И поскольку человек по природе своей существо политическое, он должен иметь право на участие в различных формах общественной жизни. Однако этого права лишаются рабы, варвары и чужеземцы. Осуществление всех прав человека Аристотель связывает, прежде всего, с правильными формами государственного устройства. Правильным он считает такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие, неправильным — такой, при котором на первом месте находятся частные цели и интересы правителей. Аристотель различает естественное право, условное право, позитивное право и права гражданина. Аристотель утверждал идею верховенства естественного права над законами государства.

Древнегреческая демократия погибла, раздираемая борьбой между более сильным афинским полисом и его более слабыми союзниками, между полисами с отсталыми общественными отношениями.

Древнеримская республика преемственно продолжила тенденцию развития уровня прав и свободной личности, внеся в эти права существенные элементы новизны. Личные права римского гражданина были очень широки. Право частной собственности, право заключения договоров и сделок, иные имущественные права, вступление в брак были полным и нестесненным выражением воли индивида. Свобода слова, свобода передвижения не подвергались ограничениям. Однако резкое имущественное расслоение среди свободных граждан привело к тому, что уже к I в. до н.э. социальные низы стали объединяться с выступлениями рабов. Республика в этих условиях уступила новой форме государственности — Римской империи. Начинал развиваться европейский феодализм.

Свое дальнейшее развитие идея прав и свобод человека получила в творчестве знаменитого государственного деятеля и мыслителя Древнего Рима Цицерона (106–43 вв. до н.э). В своих политических сочинениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он утверждает, что в основе прав человека лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость понимается как вечное, неотъемлемое свойство и человеческой природы, и природы в целом. Права человека, согласно Цицерону, устанавливаются природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе и естественному праву выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости. По мнению Цицерона, под действие закона должны подпадать все члены общества.

2.2. Понимание человека, его прав и свобод в период Средневековья

Христианство внесло новое в представление о человеке. Человек — это образ Божий, свободная личность. Христиане названы в Евангелии «светом мира» и призваны преобразовывать все сферы жизни — семейно-бытовую, профессиональную, общественную и проч. — в творчестве все созидающей Любви. Нравственные предписания христианства обращены к совести человека. Золотое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Крупнейшим христианским мыслителем периода Средневековья был Аврелий Августин (354–430 гг. н.э.). В своем труде «О граде Божием» он обращается к христианской идее равенства всех людей перед Богом — все люди происходят от одного праотца. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах: содержанием их является борьба двух царств (градов) — Божиего и земного. Символом Божиего града является Иерусалим, или земная церковь. Сюда входят люди, которые заслужили у Бога спасение и милосердие. Земной град — Вавилон — состоит из эгоистов, алчных людей, забывающих о Боге.

Мыслителем, который предпринял попытку систематизировать христианские идеи, стал Фома Аквинский (Томас Аквинат (1225–1274 гг.). Его философско-правовые воззрения изложены в трактате «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Суть государства Аквинат объясняет аналогией с библейской картиной существования мира. Государь для него — творец социального мира, его воля приводит в движение социальную жизнь. Если главная задача государя — быть кормчим, то главная добродетель народа — повиновение воле кормчего. Человек – существо разумное, обладающее свободной волей. Разум — корень всякой свободы. Свободная же воля — это добрая воля. Свобода — это способность человека действовать в соответствиии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных им законов. Эти положения он конкретизирует в своем учении о законе и праве. Закон — общее правило — должен выражать общее благо всех членов общества и обязательно быть обнародованным. Мыслитель классифицирует законы на вечные, естественные, человеческие и божественные. Право — это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость предполагает отношение человека к другим людям, а не к себе и состоит в воздаянии каждому своего. Фома Аквинский разделяет представление Аристотеля об уравнивающей и определяющей справедливости.

Первой страной в средневековой Европе, добившейся определенных практических результатов в правовом изменении статуса личности, была Англия. В результате острых противоречий между королем Иоанном Безземельным и крупными феодалами возникает документ под названием Великая хартия вольностей от 15 июня 1215 г. Субъектом свобод в Хартии, согласно ее тексту, выступил «свободный человек». Это создавало возможность для личности при освобождении от крепостной зависимости утверждаться в правах и свободах, пользоваться их гарантиями.

2.3. Развитие идей о человеческом достоинстве и свободе в период Возрождения и Реформации

Возрождение характеризуется процессом формирования светского антисхоластического типа мышления и мировоззрения, утверждающего человека как центра мироздания. Духовный стержень Возрождения — идейное течение, названное «гуманизм», исходившее из потребностей свободы мысли и духовно-нравственных исканий человека. Возрождение утверждало самоценность личности, достоинство самостоятельного индивида. Понимание самостоятельности соединялось с идеей гражданственности как слагаемого достоинства человека.

Реформация — совокупность общественных движений и идейно-политических течений, направленных против догм католицизма и феодальных позиций церкви. Движения эти облекались в религиозную оболочку, но они включали в себя и политический подтекст: ведь католическая церковь объективно защищала устои политико-духовного господства феодализма, первых 2-х сословий: духовенства и дворянства. Соответственно протестантизм способствовал укреплению позиций третьего сословия, в первую очередь, буржуазии. На исходе Средневековья идеологи Реформации М. Лютер, Ж. Кальвин, М. Цвингли, Т. Мюнцер и др. внесли немало ценных идей в развитие теологически ориентированного естественного права. Моральная автономия верующего, конгрегационное самоуправление в общине протестантов-кальвинистов, выборы священника прихожанами и ряд других социальных новаций активизировали становление идеи достоинства, проявление ее в политике и юридической практике. Причем реформаторы-протестанты обращались, как правило, к практике общин первоначального христианства.

Светские мыслители-гуманисты заметно продвинулись к новым представлениям о достоинстве. В трактатах Эразма Роттердамского, Лоренцо Валлы, Пико де Мирандолы, Ла Боэси новые представления уже приобретают элементы системности. Определяющей становится идея, высказанная еще софистами, об индивидуальной свободе человека, его автономии от общества и государства. Французский гуманист Этьен Ла Боэси в книге «Рассуждения о добровольном рабстве» писал: «...Всегда находится известное число людей, более одаренных от природы, которые, чувствуя бремя ига, желают свергнуть его и никогда не могут свыкнуться с порабощением. Эти люди ... никогда не могут забыть о своих естественных правах и не вспоминать о первоначальной природе своих предков». Ла Боэси осудил монархический строй как антигуманистический.

Свой вклад в представления о правах человека внес Никола Макиавелли. До него все проблемы прав человека носили нравственно этический характер, т. е. политика и мораль были едины. Он впервые заявил, что политика должна быть отделена от морали. Для политики возможно все, что угодно («цель оправдывает средства»), т. е. человек и его права — ничто ради цели государства. Макиавелли считал, что человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, в том числе и стремление сохранить свое имущество, собственность, таким образом, он описал принципы, определяющие природу человека, сущность которой состоит в основном в эгоизме. Макиавелли строит свою концепцию государственной организации, которая, по его замыслу, должна противодействовать человеческому эгоизму, осуществляя государственное насилие. В теории государства у него не находилось места для церкви и религии. Хотя он и признавал необходимость религии для народных масс, но выступал против католической религии, которая, по его мнению, изжила себя.

В трудах голландского мыслителя Гуго Гроция через систему антифеодальных идей и правовых актов развивались и конкретизировались как само понятие свободы, так и перечень прав и свобод человека, формировалась и видоизменялась система этих прав. Учение о правах человека Гроций связывал с идеей естественного состояния, в котором люди были свободны и постепенно от общественной собственности перешли к частной. Равенство людей в правах Гроций называл естсественным правом, соответствующим самой природе.



2.4. Просветители XVII–XVIII веков о правах человека

Значительный вклад в развитие идеи прав и свобод человека внесли известные просветители XVII–XVIII веков: Вольтер, Гердер, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Шиллер и др. Просветители стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. Их деятельность во многом привела к подрыву церковно-феодальной идеологии и утверждению рационализма в общественной жизни.

Видным представителем Просвещения был английский политический философ Дж. Локк. Он создает теорию государства и права, основанную на естественных законах. Эти законы существуют всегда и одинаково обязательны как для подданных, так и для правителей. В работе Локка «Второй доклад о государстве», опубликованной в 1688 году, впервые была комплексно разработана теория естественных прав человека. К числу таковых он относит, прежде всего, право на жизнь, право на свободу и право на владение имуществом. Теория Локка исходит из того, что на раннем, естественном этапе развития общества люди были равными и обладали естественными правами. Но эти права мало что значат в условиях отсутствия государства. Люди создали общество, а общество создало государство именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими естественными правами. Граждане, по мнению мыслителя, должны подчиняться государству только тогда, когда оно защищает их человеческие права, которые с моральной точки зрения стоят выше государственных требований и интересов. Права человека и возникли раньше появления на свет государства. Государство остается легитимным, пока оно защищает права своих граждан и обеспечивает их осуществление на практике. Итак, государственная власть не должна быть абсолютной. Все должны подчиняться законам. Главная задача государства — обеспечение права неприкосновенности собственности индивида, а главное средство для этого — установление законов. Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного состояния человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка, невозможно удовлетворить главные потребности человека. Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает.

Английский философ Т. Гоббс придерживался иной теории — теории «человека-зверя». Согласно этой теории, человек не ушел далеко от своего первобытного состояния, для которого характерна «война всех против всех» во всех сферах общественной жизни. На этом основании Гоббс делает вывод о необходимости сильного абсолютного государства — «Левиафана». Так он назвал свое сочинение о государстве, предназначенном для защиты человека. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Более того, природа сама и человеческое существо само по себе не являются ни добрыми, ни злыми. В естественном состоянии каждый индивид осуществляет естественное право сохранить свою жизнь и избежать смерти. Но человеческие существа, желая безопасности и мира, постоянно вовлечены в конфликт с другими. В естественном состоянии люди руководствуются только природными законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на все, захваченное силой. Выход из этого несчастливого состояния Гоббс видит в создании государства. Ради самосохранения, для того, чтобы выжить, каждый в обществе должен делегировать свою часть первоначальной свободы суверену, который в обмен на мир осуществляет неограниченную власть. Индивиды, таким образом, добровольно отказываются от своей свободы в пользу монарха, который единолично обеспечивает социальную сплоченность. Гоббс рассматривает право индивида на самосохранение как нерушимое и поэтому полагает, что можно отказаться сражаться за государство по приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным интересам индивида.

Французский представитель Просвещения Ш. Л. Монтескье в своем труде «О духе законов» пропагандирует республиканскую форму правления, считая ее наиболее благоприятной для развития политической свободы человека. Для обеспечения политической и гражданской свободы, безопасности граждан необходимо строгое соблюдение законов в обществе. Достигнуть этого можно путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта идея Монтескье о разделении властей развивается в целую теорию, цель которой состоит в том, чтобы обосновать принцип законности, обеспечить политическую свободу и сделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданами. Он полагал, что государству должна уступаться незначительная часть прав человека. Монтескье отстаивал идеи свободы слова, печати, свободы совести. Важное значение имели его идеи устранения крайностей имущественного неравенства, о долге государства обеспечивать граждан средствами к жизни.

Известный французский политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо во взглядах на права человека отличался ярко выраженным плебейским демократизмом. Его труд «Об общественном договоре» пронизан ненавистью к деспотизму и угнетателям, любовью к угнетенному народу и требованием изменить его положение к лучшему. Наивысшее благо людей — свобода и равенство. Мыслитель отмечает, что сущность правомерного политического устройства состоит в том, чтобы человек, соединяясь с другими людьми в общество, не терял бы своих естественных прав и сохранял бы свою свободу. Руссо, в противоположность Гоббсу, полагал, что человек от природы добр. Но сильное государство все-таки необходимо, но оно должно быть выражением общей воли народа. Государству, считает Руссо, должна быть передана значительная часть естественных прав человека с целью наиболее полного их осуществления.



2.5. Юридическое закрепление прав человека в Европе и Северной Америке в эпоху Нового времени

В XVIII в. в период 1776–1783 гг. конституировалось новое государство — Соединенные Штаты Америки, утвердившее свою независимость. Идеологическое обоснование процесса борьбы за независимость осуществлялось группой политических деятелей: Джефферсона, Вашингтона, Франклина. Джеферсон являлся автором Декларации независимости США (1776 г.), которая провозгласила: все люди сотворены равными, и все одарены Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Но это право не распространялось на рабов и «дикарей», как называли индейцев.

В 1787 году принимается Конституция США, в которой, правда, отсутствовал перечень прав личных свобод граждан, среди гарантий которых утверждался как наиболее общий принцип разделения властей, предотвращающий возможность тирании. Данная Конституция через четыре года дополняется десятью поправками, известными ныне как американский «Билль о правах» (1791 г.). Вместе с тем Билль не внес изменений в вопрос о рабстве. Лишь в 1865 г. вступила в силу тринадцатая поправка, запретившая существование рабства.

При всей социальной противоречивости Конституция США, сопровождаемая многовековой традицией толкования Верховного суда, сформировавшего большинство последующих поправок в XIX–XX вв. в области прав человека, осталась в истории наиболее устойчивой конституцией. Эффективность американской политической системы подтверждается на практике: за сотни лет в стране ни разу не возникло угрозы утверждения диктаторского, деспотического или авторитарного правления.

26 августа 1789 года принимается французская «Декларация прав человека и гражданина». Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации, приобрели общемировое значение и стали основой обновления и гуманизации общественных и государственных порядков. Идеи Декларации оказали огромное воздействие на взгляды передовых мыслителей Германии, России и других стран.

2.6. Становление идей прав человека после Второй мировой войны

Дальнейшее формирование стандартов в области прав человека активизировалось после Второй мировой войны. Именно тогда вопрос защиты прав человека вышел за узко национальные рамки и стал объектом регулирования международного права. Фундаментальное значение в вопросах международной коллективной безопасности имело создание ведущими участниками антигитлеровской коалиции Организации Объединенных Наций. Устав ООН был утвержден на Сан-Франциской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и был подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Устав объявил целью ООН осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии.

В 1948 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека — первый документ универсального характера, который на международном уровне провозгласил основные гражданские, политические, социально-экономические и культурные права и тем самым установил стандарты и идеалы, которым и сегодня стремятся следовать все страны мира. Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались (среди них — СССР) при голосовании, но ни одна страна не проголосовала против. Эрнан Санта Крус (Чили), член Редакционного подкомитета писал: «Я четко осознавал, что являюсь свидетелем подлинно исторического события, когда был достигнут консенсус в отношении высшей ценности человеческой личности, ценности, которая определяется не решением какой-либо мирской власти, а самим фактом существования человека, что порождает неотъемлемое право быть свободным от нужды и угнетения и всесторонне развиваться как личности. В Большом зале царила атмосфера подлинной солидарности и братства между мужчинами и женщинами, представлявшими самые разные круги, подобного я никогда больше не видел ни на одном международном форуме».

В развитие положений Устава ООН по защите прав человека и основных свобод международное сообщество разработало и приняло Хартию (Билль) о правах человека, состоящую из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Главная цель международно-правового контроля — реализация положений международных договоров. Цель контрольного механизма, предусмотренного последними, состоит не в принуждении и применении санкций к государствам за невыполнение взятых обязательств, а лишь в контроле за претворением в жизнь договоров. Одновременно государство должно нести ответственность за их нарушение, вытекающее не из положений о контроле как таковом, а из международного права, требующего добросовестного выполнения взятых обязательств и предусматривающего ответственность за их нарушение.

2.7. Права и свободы человека в истории и традициях Беларуси

Проблема прав человека имеет довольно большую историю в Беларуси. Ее истоки связывают с распространением христианства, а также с появлением первых памятников права. Например, это свод княжеских постановлений X–XII вв., имевших общерусский характер («Русская правда»), Полоцкие и Смоленские грамоты ХIII–ХIV вв.

Самым значимым событием в развитии феодального права Великого княжества Литовского, стала разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 гг. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования. Для Статута Великого княжества Литовского 1588 г. характерна ярко выраженная гуманистическая направленность, идея установления правового государства.

Гуманистические идеи белорусского Просвещения нашли свое отражение в творчестве М. Гусовского, В. Тяпинского, С. Полоцкого. В XVI–XVIII вв. в Беларуси действовали сторонники «натурального права»: Ф. Скорина (1490–1551 гг.), С. Будный (ок.1530–1593 гг.) и др. В центре внимания Ф. Скорины была проблема человека и общества. Согласно его учению, натуральное право свойственно каждому человеку в равной степени и каждый наделен им от рождения. Правовые идеи, которые проповедовал Скорина, нашли отражение в Статуте Великого княжества Литовского.

Гуманистическое направление имеют работы политического деятеля, философа и правоведа А. Волана — «О политической или общественной свободе», «О счастливой жизни, или Наивысшее человеческое добро». Деятели белорусского Просвещения внесли огромный вклад в развитие гуманистических идей своего времени. Многие из них остаются актуальными и в наше время: призыв к миролюбию, верховенство закона, нравственно-этические ценности, свобода, права и ответственность людей, развитие национального самосознания, культуры, национального языка, веротерпимость, роль просвещения, знания, искусства в нравственном развитии личности и др.


следующая страница >>



Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим. Платон
ещё >>