Учебно-методическое пособие для проведения интерактивных занятий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 6 925.04kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 1 350.47kb.
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. 5 1153.14kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Свобода информации в международном... 1 308.94kb.
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических... 3 492.46kb.
Методическое пособие использование возможностей программного обеспечения... 1 58.06kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 3 420.6kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной формы обучения... 1 168.25kb.
Учебно-методическое пособие Тамбов 2010 (075. 8) Ббк 75. 719. 1 43.62kb.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999 3 526.62kb.
Учебно-методическое пособие по предмету «Математика» 1 143.54kb.
Игорь Ростиславович Шафаревич Что такое патриотизм 1 59.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие для проведения интерактивных занятий - страница №1/3

Министерство образования и науки РФ
Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)


* * *

Кафедра «Истории»

ИСТОРИЯ
Россия в эпоху правления Екатерины II
Советская Россия с 1917 по 1920-е гг.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной

войнах (1939–1945 гг.)


СССР в 1985–1991 гг.

Учебно-методическое пособие

для проведения интерактивных занятий

Составители:



И. И. Кветкина, А. К. Кулумбекова, И. А. Чехоева

Допущено


редакционно-издательским советом

Северо-Кавказского горно-металлургического института

(государственного технологического университета).

Протокол № 24 от 02.07.2013 г.


ВЛАДИКАВКАЗ 2013

УДК 94


ББК 63.3

К32

Рецензент: кандидат исторических наук,

профессор СКГМИ (ГТУ) Елоева Т. А.


К32 История: Учебно-методическое пособие / Сост. И. И. Кветкина,

А. К. Кулумбекова, И. А. Чехоева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. – 55 с.


УДК 94


ББК 63.3
Редактор Хадарцева Ф. С.

Компьютерная верстка Меркушевой О. А.

© Составление. Северо-Кавказский

горно-металлургический институт

(государственный технологический

университет), 2013

© Кветкина И. И., Кулумбекова А. К.,

Чехоева И. А., составление, 2013


Подписано в печать 29.09.13. Формат бумаги 60841/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п. л. 3,2. Тираж 100 экз. Заказ № .

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44.



ВВЕДЕНИЕ
Интерактивные учебные занятия – учебные занятия, которые строятся на субъект-субъектных отношениях и межличностном взаимодействии всех участников образовательного процесса при работе над общей учебной темой. Интерактивное занятие предполагает использование такой формы обучения, в которой студенты не только представляют результаты самостоятельной работы с источниками и литературой, как это обычно происходит на семинарах, но и активно участвуют в обсуждении различных аспектов темы. В ходе занятия обсуждаются различные точки зрения по дискуссионным вопросам темы.

Одной из задач интерактивного занятия является выработка у студентов осознания важности, полезности и даже необходимости изучения истории для их дальнейшей профессиональной и научной работы.

В ходе открытого совместного обсуждения участники дискуссии, если и не приходят к единой оценке и тем более к общему подходу в решении проблемы, то, по крайней мере, достигают определенного взаимопонимания и даже компромисса по некоторым общим и частным вопросам ее исследования. Путем взаимной критики точек зрения участники дискуссии начинают лучше понимать причины многообразия исторических и культурологических интерпретаций и трудности решения дискуссионных вопросов и в связи с этим могут лучше воспринимать гипотезы и методы, предлагаемые для их решения. Плодотворные дискуссии ориентируются не на противопоставление точек зрения, а на достижение согласия по самой постановке проблемы, ее оценке и возможности ее решения. Такое согласие необходимо для совместного исследования проблемы, обмена информацией и результатами научного поиска. Именно такая работа позволяет активизировать участие самих студентов в учебном процессе, развивать самостоятельность мышления, умение аргументировано отстаивать свою позицию. Кроме того, интерактивное занятие позволяет преподавателю вести конструктивный диалог сразу с несколькими студентами.

В учебно-методическом пособии для лучшего взаимодействия участников учебной группы в ходе обсуждения предлагается ряд вопросов, корректирующих ход и направление дискуссии. Излагаемый ниже учебный материал не является полным и всеобъемлющим ответом на все вопросы, а, наоборот, способствует желанию самостоятельно найти ответ на поставленные вопросы и обсуждаемые проблемы.

В пособии представлены не только вопросы, предполагающие прямые и однозначные ответы, но также такие, которые, как было замечено выше, не имеют однозначного ответа, в том числе проблемные в истории. В конце каждой темы предлагается несколько заданий повышенной сложности, которые позволят закрепить полученные знания.

В пособии приведены термины, необходимые для полного овладения материалом и ряд персоналий, по каждой из которых студенты могут заранее подготовить отдельные сообщения, представив их в ходе занятия. Пособие также имеет ряд заданий, предполагающих работу по сравнению, классификации и обобщению полученных в ходе занятия знаний, которые оцениваются преподавателем дополнительными баллами. Ответы на задания повышенной сложности должны быть приготовлены заранее. Студенты к занятию могут подготовить и представить сделанные ими презентации по теме или отдельным ее вопросам. Презентации могут быть подготовлены группой студентов, что позволяет вырабатывать навыки сотрудничества и действий в команде.



Тема 1. РОССИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ЕКЕТЕРИНЫ II
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование навыков самостоятельного мышления и аргументированного изложения учебных материалов.

Задачи: рассмотреть основные аспекты внутренней и внешней политики России во второй половине 18 в., проанализировать геополитическую ситуацию в мире во второй половине 18 в.; аргументировано доказать справедливость высказывания канцлера князя А. А. Безбородко, возглавлявшего внешнеполитическое ведомство России,– «не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».
1. Вопросы и задания: В чем суть «политики просвещенного абсолютизма»? Что такое просветительство? Имена каких французских просветителей Вам известны? С кем из них вела переписку Екатерина II? Кто называл Екатерину «Северной Семирамидой»? Кого из русских просветителей Вы знаете? Какие обстоятельства привели Екатерину к отказу от политики «просвещенного абсолютизма»? Почему Екатерина сказала о Радищеве, что он «бунтовщик хуже Пугачева»? Почему Е. Пугачев выдавал себя за Петра III? Какие обстоятельства заставляли Екатерину идти навстречу всем требованиям дворянства? Какие цели имел созыв Уложенной комиссии? Почему ее деятельность оказалась безрезультатной? Каковы причины и итоги войны Е. Пугачева? Почему правление Екатерины называют временем «апогея крепостничества»? Какую политику проводила Екатерина в области образования?
Внутренняя политика Екатерины II

18 век в западноевропейской истории получил название века Просвещения (прогрессивное идейное течение эпохи крушения феодализма и утверждения капитализма, для идеологии которого – просветительства – были характерны идеи антифеодализма, антикрепостничества, критика правовой системы феодализма и развращенности двора). Распространение идей просветителей приобрело такой резонанс, что оказало влияние не только на философов, но и на монархов. Абсолютизм приобрел новые черты. Правящие круги понимали необходимость модернизации экономической и политической системы, но не подвергали сомнению необходимость сохранения неограниченной власти монарха. Был проведен ряд реформ в экономической, политической, культурной областях, использовалась просветительская фразеология, но абсолютистская форма правления не изменялась. Абсолютизм приобрел название «просвещенного». Политика «просвещенного абсолютизма» имела место в Австрии (Иосиф II), Пруссии (Фридрих I), Швеции (Густав III), Португалии, Дании, Неаполитанском королевстве. (Просвещенный абсолютизм – политика, сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно: введение монархической власти в рамки законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.)

В России «просвещенный абсолютизм» связан с эпохой Екатерины II (1762–1796) и стал особым этапом в развитии российской государственности. Это была попытка самодержавия приспособиться к новым условиям социально-экономического развития страны при сохранении самодержавного строя, не уничтожая крепостнических отношений.

Екатерина II называла себя сторонницей идей французских просветителей, переписывалась с некоторыми из них (Вольтер, Дидро), заявляла о желательности либеральных преобразований в России, высказывала мнение, что самодержавная форма правления без заботы о благе подданных есть зло, что в государстве должен соблюдаться принцип верховенства закона. Однако фактически в период ее царствования мы видим постоянные противоречия
между декларациями и делами: Екатерина неоднократно заявляла о миролюбии – и провела шесть кровопролитных войн, была противницей крепостного права – и довела его до абсолюта; говорила о необходимости установить законы и пределы для всех государственных учреждений – и самовластно стояла над всеми законами и учреждениями и т. д. Молодой Пушкин называл Екатерину «Тартюфом в юбке». Однако понятно, почему Екатерина вела себя так: без всяких законных прав собственным умом и поддержкою дворянства вознесенная на трон, она должна была и выражать чаяния дворянства, и соответствовать идеалу русского монарха, и демонстрировать свое моральное – в силу личных качеств и достоинств – право на царствование. Немка по рождению (принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская), Екатерина стремилась стать хорошей русской императрицей. Это означало – быть продолжательницей дела Петра I и выражать русские национальные интересы. Екатерина и субъективно ощущала себя преемницей Петра, имела необходимые для этого личные задатки и на деле сумела стать истинно русской государыней.
Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

– созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767–1768 гг.), призванной заменить устаревшее Соборное Уложение 1649 г. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили;

реформы административно-территориального деления: страна была поделена на 50 губерний, каждая из которых состояла из 10–12 уездов. Учреждалась единообразная система губернского управления. Это деление сохранялось до 1917 г.;

– принятие в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», которая закрепила все сословные права и привилегии дворян:

 лишить дворянина жизни, чести, имущества можно было только в случае совершения им преступления;

 судить его мог только суд, состоящий из дворян;

 подтверждалась отмена телесных наказаний для дворян;

 подтверждалось освобождение дворян от обязательной служ-бы и уплаты податей;

 дворяне могли беспрепятственно выезжать за границу.

Существенно расширялись их имущественные права:

 признавалась незыблемость прав дворян на владение наследственными и приобретаемыми имениями, которыми они могли свободно распоряжаться,

 имения дворян не подлежали конфискации. Таким образом, впервые в России возникла частная собственность западного типа,

 дворяне получили исключительное право на владение крепостными крестьянами и землею; (к слову, купцы, государственные крестьяне, мещане получили право покупать незаселенные земли в частную собственность в 1801 г.);

1785 г. принятие Жалованной грамоты городам – «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», оформившей права и привилегии «третьего сословия» – горожан; согласно «Грамоте» все городское население делилось на 6 разрядов. Расширялись права только двух высших разрядов – городских земле- и домовладельцев (1 разряд) и гильдейского купечества (2 разряд), которые были освобождены от рекрутской повинности, подушной подати, телесных наказаний (последняя привилегия касалась купцов только первых двух гильдий).

Вводилось городское самоуправление (городская дума и городской голова). Городские думы занимались решением только хозяйственных вопросов и находились под контролем администрации;

– принятие в 1775 г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятий не требовалось разрешения правительственных органов;

реформы 1782–1786 гг. в области школьного образования, создание системы образовательных учреждений (провозглашение принципа бессословного обучения при открытии губернских и уездных народных училищ);

финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Дворянского и Купеческого банков;

секуляризация монастырских земель (секуляризация – от лат. «secularis» – мирской, светский – процесс обращения церковной собственности в собственность государственную).

Восстание под предводительством Е. Пугачева (1773–1775), буржуазная революция во Франции (1789–1794 гг.), выступление Радищева, считавшего, что самодержавие есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и народ может обрести свободу только в результате восстания против монарха, а не по милости последнего, изменили отношение Екатерины к идеям Просвещения. Период «просвещенного абсолютизма» в России завершился. Это выразилось в расправе с русскими просветителями – А. Н. Радищевым и Н. И. Новиковым («гражданская казнь» и ссылка, откуда их вернул Павел I).

Правление Екатерины II, таким образом, характеризуется перманентным расширением прав и свобод дворянства в целях превращения его в привилегированное сословие, «способное не за страх, а за совесть служить интересам государства», и усилением крепостничества в России. При Екатерине II были приняты законодательные акты, свидетельствующие о том, что крепостное право достигло своего пика. По указу 1763 г. крестьяне сами должны были оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков. Кроме того, размер денежного оброка в период ее царствования по сравнению с серединой столетия вырос в среднем в 5 раз.

Модернизация, проводившаяся во второй половине 18 века, как и петровская модернизация, была направлена на укрепление абсолютизма и удовлетворение интересов его социальной опоры – дворянства. Перечень успехов императрицы за время ее правления, по подсчетам канцлера А. А. Безбородко, выглядел так:

1) губерний устроено по новому образцу – 29;

2) городов построено – 144;

3) конвенций и трактатов заключено – 30;

4) побед одержано – 78;

5) замечательных указов, законодательных и учредительных, издано – 88;

6) указов для облегчения народов – 123.



2. Вопросы и задания: Каковы причины и итоги русско-турецкой войны 1768–1774 гг.? Каковы причины и итоги русско-турецкой войны 1787–1791 гг.? Что входит в понятие «восточный вопрос» во внешней политике? Какой договор был высшим достижением России в восточном вопросе? Расскажите о причинах разделов Польши, его инициаторах? Чем объяснить длительность процесса разделов Польши? Как переводится название «Речь Посполитая»? За что А. В. Суворов получил титул графа Рымникского, Г. А. Потемкин – князя Таврического, а П. А. Румянцев – графа Задунайского? В какой войне Россия стремилась защитить завоевания Петра I? Кто были главные противники России на международной арене во 2-й половине 18 в.? Какое значение в освоении Кавказа имело строительство крепости Владикавказ? Какое значение имели русско-турецкие войны в освоении юга России?

Задачи внешней политики в эпоху Екатерины II (1762–1796) сводились к следующему:

а) обеспечение выхода к Черному морю, необходимость в котором вызывалась потребностями экономического развития России, стремлением укрепить военно-стратегические позиции на южных рубежах, ликвидировать постоянный источник опасности – Крымское ханство;

б) присоединение Правобережной Украины и Белоруссии, находившихся в составе Польши, вызванное исторической потребностью возвращения исконных русских земель и желанием укрепить влияние России в Восточной и Центральной Европе;

в) сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций России в Прибалтике;

г) борьба с революционной Францией, недопущение распространения идей Французской революции.

При этом во внешней политике России стремление обеспечить безопасность своих границ сочеталось с потребностью в завоеваниях.



Главным противником России на международной арене были Франция и Османская империя.

В 1764 г. Екатерина II добилась избрания королем Польши своего ставленника Станислава Понятовского. Успехи России в Польше беспокоили Францию. Она побудила Турцию объявить России войну.



Русско-турецкая война 1768–1774 гг. В 1768 г. Турция ультимативно потребовала вывода русских войск из Польши и, получив отказ, начала войну с Россией. Действия велись в основном на территории дунайских княжеств, в Крыму и в Закавказье. Русские войска под командованием П. А. Румянцева разбили турок у Рябой Могилы и на реках Ларга и Кагул (1770) и овладели Молдавией и Валахией. Русская балтийская эскадра под командованием Г. А. Спиридова и С. К. Грейга обогнула Европу, появилась в Средиземном море и в бухте под Чесмой 25–26 июня 1770 г. уничтожила почти весь турецкий флот. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В 1773 г. войска П. А. Румянцева форсировали Дунай. Под Козлуджей (1774) разбил турок А. В. Суворов.

В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Согласно договору Россия получила право иметь флот на Черном море, ее торговые суда могли беспрепятственно выходить в Средиземное море по проливам Босфор и Дарданеллы. Турция уплатила контрибуцию в 4 млн руб., признала независимость Крымского ханства. Во владение России переходили Керчь и Еникале в Крыму, Кабарда, и земли между Днепром и Южным Бугом с крепостью Кинбурн. Молдавия и Валахия (часть современной Румынии) получали автономию и переходили под покровительство России.

Восточный вопрос в правление Екатерины II продолжал оставаться главным. Стараниями России в 1783 г. был присоединен Крым, в том же году был подписан Георгиевский трактат между Россией и Грузией, по которому Картли-Кахетинское царство (Во-сточная Грузия) переходило под протекторат России. Этот трактат укрепил позиции народов Закавказья в борьбе против османского и иранского ига. Царь Картли-Кахетинского царства Ираклий II пошел на подписание этого договора под угрозой постоянных набегов на Грузию со стороны как султанской Турции, так и шахской Персии, опустошавших Закавказье и угрожавших существованию Грузии.

После подписания трактата, в 1784 г., стало возможным и необходимым строительство крепости Владикавказ, обеспечивающей безопасное продвижение из России в Грузию (будущую Военно-Грузинскую дорогу).

Новая русско-турецкая война в 1787–1791 гг. была начата Турцией с целью возвращения Крыма. Русская армия под командованием А. В. Суворова неоднократно громила турецкую армию (при Фокшанах, на р. Рымник), взяла Измаил – крепость, ранее считавшуюся неприступной (турки говорили: «скорее Дунай потечет вверх, чем Измаил сдастся!»). Суворов получил титул графа с прозванием Рымникского и широкую известность в Европе.
Потемкин и другие русские генералы из зависти умаляли его подвиги, приписывая их случаю и счастью. Суворов обыкновенно говорил: «Раз везенье, два везенье, но положите что-нибудь и на уменье!».

Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова нанес ряд поражений турецкому флоту. В 1791 г. был заключен мир


в Яссах
. К России отошли: Кубань, черноморское побережье от Южного Буга до Днестра, было закреплено присоединение Крыма. По договору Россия обязалась вернуть Турции Бессарабию, Валахию и Молдавию, захваченные русскими войсками в ходе войны.

В 1788–1789 гг. – русско-шведская война. Швеция во главе с королем Густавом III стремилась возвратить территории, потерянные в предшествующих войнах с Россией (кроме Северной, в 1741–1743 гг. – русско-шведская война, где Швеция пыталась пересмотреть условия Ништадтского мира, но была вынуждена их подтвердить по условиям Абоского – 1743 г. – мира и еще уступить юго-восточную часть Финляндии). Верельский договор 1790 г. подтвердил условия Абоского мирного договора.

В 1772, 1793, 1795 гг. Россия вместе с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах Польши.

Польша со времени Северной войны стала быстро клониться к упадку: польское дворянство – шляхта – пользуясь правом «либерум вето» (право свободного запрещения), проводила своекорыстную, антинациональную политику и довела страну до развала. Крестьянские хозяйства были доведены до разорения. Центральная власть была слабой. Православное население угнеталось. Тяжелым положением Польши воспользовались ее соседи. Прусский король Фридрих II всеми мерами поддерживал внутренние смуты и старался ссорить Польшу с Россией. Наконец, он сам же и настоял на разделе приграничных польских областей между Пруссией, Австрией и Россией. Этот первый раздел произошел в 1772 г.: Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию), Пруссия – в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть латвийских земель, входивших ранее в Ливонию. Новый раздел произошел через 20 лет – в 1993 г. Попытка спасти государство, предпринятая прогрессивной частью шляхты (Новая Конституция 1791 г. отменяла право вето, выборность короля, была усилена армия, в сейм допустили 3-е сословие, введена свобода вероисповедания), не удалась. Конституция была принята, когда во Франции шла революция и польские магнаты, боясь распространения «революционной заразы», обратились за помощью к Екатерине II, которая ввела войска в страну, а за ней ввела свои войска и Пруссия. Старые порядки были восстановлены. По второму разделу к России отошла центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина и Каменец-Подольский.

В 1794 г. польские патриоты под руководством генерала Тадеуша Костюшко подняли восстание, стремясь сохранить суверенитет Польши. Это предопределило 3-й раздел в 1795 г.: Екатерина подавила восстание, послав войска под командованием Суворова. В результате Центральную Польшу с Варшавой получила Пруссия, Южную Польшу с Люблином и Краковом – Австрия, а к России отошли земли Западной Белоруссии, Литва и Курляндия.

Последний польский король Станислав Понятовский должен был подписать отречение от престола и переехать в Петербург.



Польское государство (Речь Посполитая) как самостоятельное государство перестало существовать, что, безусловно, было фактом отрицательным. Часть его земель вошла в состав России (вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва, Курляндия).

Фактически все земли восточных славян, входившие ранее в состав Киевской Руси, за исключением галицких земель, теперь находились в составе Российского государства. Остальные польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

Активно участвовала Россия и в борьбе европейских монархий с Французской революцией (1789–1794 гг.): русское посольство в Париже было центром контрреволюции, Россия – прибежищем эмигрантов. В 1793 г. Екатерина II заключила договор с Англией, Австрией и Пруссией о помощи деньгами и войсками в борьбе с Францией. Однако события в Польше отвлекли внимание союзников.

Таким образом, во второй половине 18 в. Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала Черноморский флот. Благодаря этому началось освоение степей Причерноморья. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния. Началось вхождение Закавказья в Россию. К России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусского народов. В целом, в этот период выросли роль и влияние России в мировой политике.


Персоналии: Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов, П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, Т. Костюшко.
Контрольные задания
1. Почему попытки секуляризации церковно-монастыр-ских владений, предпринимаемые со времени Ивана III, увенчались успехом только при Екатерине II?

2. Расскажите о деятельности И. И. Бецкого в области образования.

3. Проследите военные действия русской армии и флота по историческим картам.

4. Выявите причины активности русской внешней политики в польском вопросе.

5. Проследите и объясните разницу в оценках внутренней и внешней политики Екатерины II.

6. Подготовьте презентации по любому из аспектов темы.

7. Соотнесите принципы политики «просвещенного абсолютизма» с внутриполитическим курсом правительства Екатерины II.

8. Как Вы понимаете фразу В. О. Ключевского о том, что «Екатерина – традиционный деятель, под покровом новых европейских идей решающий все возникающие перед ней задачи в духе русской традиции и русской теории»?

9. Докажите или опровергните верность утверждения проф. Платонова С. Ф. о том, что «расцвет дворянских привилегий в 18 в. необходимо соединялся с расцветом крепостного права».


следующая страница >>



Наши противники опровергают нас по-своему: повторяют свое мнение и не обращают внимания на наше. Иоганн Вольфганг Гёте
ещё >>