Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 5 755.07kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 2 773.19kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 6 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 5 946.71kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 11 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных... 3 698.71kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 480.98kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 1 320.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 5 1089.77kb.
Правоведение (стаж, город) План приема: Подано заявлений: 6 (город... 1 1662.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ (XVIII в.-1861 г.)


Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин


Рубцовск – 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7

3.3 Содержание семинарских занятий 17




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс курса «История России (XVIII в.-1861 г.)» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Курс «История России (XVIII в.-1861 г.)» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием.

Цели и задачи курса

Ориентирами для работы над курсом являются темы лекций, планы семинарских занятий, представленные в рабочей программе. Источники и учебная литература, необходимые для освоения программы, указаны в списке литературы. Студенты могут также использовать и другие, не вошедшие в этот список, учебные пособия по «Истории России» для высшей школы.



Требования к знаниям, умениям и навыкам

Студент должен:

быть знаком с основными методологическими подходами к изучению истории;

понимать альтернативность, вариативность исторического процесса, уникальность человеческих цивилизаций и культур;

знать и уметь использовать ключевые понятия исторической науки для анализа исторических процессов и событий;

понимать культурно-цивилизационную специфику России, место и роль российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

иметь научное представление об основных этапах в истории Отечества, их хронологии;

знать основные исторические факты, события, имена основных исторических деятелей;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому.

В процессе семинарских занятий необходимо:

закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;

выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;

развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями;

В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:

освоить разделы рабочей программы, предназначенные для самостоятельного изучения;

по желанию выполнить одно или несколько индивидуальных заданий;

выработать навыки историографического и библиографического анализа путем написания реферативной работы.




2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Очно-заочная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары




1

2

3

4

5

6

7




ДЕ I. Россия ХVIII – начала XIX вв.

98

32

16

16

66

ДЕ I


1. Россия в первой половине XVIII в.

12

6

2

4

6

2. Российское государство во второй половине XVIII в..

10

4

2

2

6

3. Политический строй Российской империи во второй половине XVIII в.

10

4

2

2

6

4. Русская культура середины - второй половины XVIII в.

6

-

-

-

6

5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

12

6

2

4

6

6. Внутренняя политика в 1801-1812 гг.

8

2

2

-

6

7. Внешняя политика России в 1801-1812 гг.

8

2

2

-

6

8. Отечественная война 1812 г.

8

2

-

2

6

9. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг.

6

-

-

-

6

10. Внешняя политика России в 1815-1825 гг.

8

2

2

-

6

11. Внутренняя политика правительства Александра I в 1815-1825 гг.

10

4

2

2

6




Промежуточный контроль

тестирование




ДЕ II. Россия второй четверти XIX века

44

4

4

-

40

ДЕ II


12. Движение декабристов

8

-

-

-

8

13. Внутренняя политика правительства Николая I в 1825-1855 гг.

10

2

2

-

8

14. Освободительное движение и общественная мысль России во второй трети XIX в.

8

-

-

-

8

15. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.

10

2

2

-

8

16. Крымская война 1853-1856 гг.

8

-

-

-

8

Итоговый контроль

экзамен

Итого часов

142




20

16

106

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования государственного образовательного стандарта к содержанию курса «история россии (xviii в.-1861 г.)»
Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения.

(Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно - промышленное производство.)

3.2 Содержание учебной дисциплины



ДЕ I. Россия ХVIII – начала XIX вв.
Тема 1. Россия в первой половине XVIII в.
Аудиторная работа.

Правление Петра I. Отечественные и зарубежные историки о петровских преобразованиях и их роли в истории России. Экономическое развитие страны в первой четверти XVIII в.

Сельское хозяйство и нововведения в земледелии и скотоводстве. Промышленность. Роль государства в создании тяжелой промышленности. Петровская мануфактура - эволюция в сторону крепостной мануфактуры. Урал - центр тяжелой промышленности. Политика меркантилизма.

Социальные реформы. Указ о единонаследии - стирание грани между вотчинным и поместным землевладением. Политика Петра в отношении дворянства. Табель о рангах. Первая ревизия и изменение системы налогообложения.

Реформы центрального и местного управления. Окончательная бюрократизация правительственного аппарата. Формирование абсолютизма и его особенности в России.

Внешняя политика Петра I. Итоги Великого посольства и начало Северной войны. Первые поражения и первые победы. Полтавское сражение - великая победа русской армии. Завершение Северной войны, ее итоги.

Восточная политика Петра. Отношения со странами Кавказа и Малой Азии.

Преобразования в культуре и быте. Общественно-политическая мысль - идеологическое обоснование самодержавия. Просвещение, литература, наука, искусство. Личность Петра и неоднозначные оценки в исторической литературе и публицистике.



Самостоятельная работа.

Дворцовые перевороты - борьба дворянских группировок за власть. Верховный тайный совет при Екатерине I и Петре II - попытка боярских группировок ограничения самодержавия. Правление Анны Иоановны. Бирон. Засилье иностранцев в государственных органах.

Императрица Елизавета - продолжательница дела Петра. Дальнейшее наступление на права крепостных крестьян. Семилетняя война - торжество русского оружия и тактики.
Тема 2. Российское государство во второй половине XVIII в.
Аудиторная работа.

Социально-экономическое развитие. Эволюция помещичьего хозяйства. Крепостническое законодательство. Географическое и общественное разделение труда в сельском хозяйстве. Ведущая роль зернового хозяйства. Влияние товарно-денежных отношений на разрушение натурального хозяйства. Генеральное межевание - оформление дворянского землевладения. Наступление на казенную деревню. Расширение зоны крепостничества.

Промышленность. Повышение удельного веса мануфактурного производства. Эволюция мануфактуры в сторону капиталистической. Город.

Самостоятельная работа.

Торговля. Роль ярмарок. Областные и всероссийский рынок. Торговые пути. Внешняя торговля.

Две линии экономического развития: укрепление и расширение феодальных отношений; зарождение и развитие капиталистического способа производства.
Тема 3. Политический строй Российской империи во второй половине XVIII в.
Аудиторная работа.

Екатерина II и ее вступление на престол. Просвещенный абсолютизм и его проявления: Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, Российская академия и др.

Законодательство в отношении крестьян. Губернская реформа «Грамота на права и вольности благородного российского дворянства», жалованная грамота городам - продолжение политики «просвещенного абсолютизма».

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева: основные этапы, движущие силы, организация и причины поражения.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики правительства Екатерины II и условия для ее осуществления.

«Северная система» и польский вопрос. Первая русско-турецкая война. Тактика наступления. Основные сражения. Кучук-Кайнарджийский мир и его условия. Первый раздел Польши. Присоединение Крыма.

Вторая русско-турецкая война. А.В. Суворов и его роль в победах русской армии. Ясский мир - итог превосходства русских вооруженных сил на суше и на море.

Самостоятельная работа.

Влияние Великой французской революции на дела в Речи Посполитой. Сближение России и Пруссии. Второй раздел Польши. Восстание под предводительством Т. Костюшко и его подавление. Третий раздел Польши.

Борьба с революционной Францией. Создание антифранцузской коалиции. Россия в конце XVIII - начале XIX вв.

Противоречивость во внутренней и внешней политике Павла I. Оценка его правления в исторической литературе. Заговор И марта 1801г. и убийство Павла I.


Тема 4. Русская культура середины - второй половины XVIII в.
Аудиторная работа.

Идеи просветительства в общественно-политической мысли России. Влияние идей французских просветителей. Просвещение.



Самостоятельная работа.

Академия наук и Российская академия. Русская литература и публицистика. Изобразительное искусство и архитектура.


Тема 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
Аудиторная работа.

Особенности социально-экономического развития России в начале XIX в. Теоретические подходы к проблемам развития экономики России (формационный, цивилизационный и теория модернизации, теория волн и циклов).

Территория и население России в первой половине XIX в. Динамика численности. Хозяйственно-экономические регионы. Размещение и движение населения. Основные тенденции в изменении сословной структуры. Город и городское население.

Развитие торговли. Активизация процесса образования общегосударственного внутреннего рынка и его противоречивость: факторы, способствовавшие развитию и сдерживанию рыночных отношений. Внутренняя торговля. Основные виды торговли: ярмарочная и ее особенности, стационарная (магазинная), развозно-разносная.

Внешняя торговля. Активизация участия России в формирующихся мировых рынках. Основные участники внешней торговли. Особенности торговых отношений со странами Запада и Востока. Внешняя торговля с Англией. Роль хлебной торговли в формировании рыночных отношений.

Состояние транспорта и торговых путей в первой половине XIX в. Появление новых видов транспорта: железнодорожного и пароходного.

Развитие сельского хозяйства. Системы и уровни земледелия и животноводства. Новые явления в сельском хозяйстве: формирование очагов и центров торгового земледелия и животноводства, начало использования машин и наемного труда, применение новой агротехники.

Помещичье землевладение: борьба старых и новых тенденций в организации сельскохозяйственного производства в помещичьих хозяйствах и ее результаты.

Крестьянское землепользование. Оброчные и барщинные крестьяне, их положение. Развитие отходничества. Государственные крестьяне. Кризис крепостного хозяйства во второй четверти XIX в. и его проявление.

Самостоятельная работа.

Развитие промышленности. Структура промышленного производства. Обрабатывающая и добывающая отрасли. Мелкое крестьянское производство, его виды и влияние на развитие экономики. Основные типы мануфактур. Вотчинные, посессионные, капиталистические. Промышленный переворот и его освещение в исторической литературе. Борьба старых и новых тенденций в промышленном производстве на примере анализа состояния горно-металлургической, суконно-шерстяной и хлопчатобумажной промышленности. Основные причины застойных явлений в горно-металлургической отрасли и быстрых темпов развития хлопчатобумажной промышленности.

Экономическая политика правительства: ее направленность и результативность. Таможенная политика: борьба протекционистов и фритредеров. Финансовая политика правительства. Основные мероприятия правительства в сфере промышленной политики.
Тема 6. Внутренняя политика в 1801-1812 гг.
Аудиторная работа.

Начало царствования Александра I. Личность императора и состояние общественных ожиданий. Непременный совет и негласный комитет. Реформа органов управления: преобразование Сената, введение министерств, Государственного Совета.

Крестьянский вопрос. Отношение к нему Александра! Указ 1803 г. о вольных хлебопашцах. Начало аграрной реформы в Прибалтике.

Реформы в области просвещения и цензуры. «Положение об учебных заведениях» 1803 г. Университетский Устав 1804 г. Цензурный устав.



Самостоятельная работа.

М.М. Сперанский и его деятельность. «План государственных преобразований в России» и реальные мероприятия. Усиление консервативных настроений в дворянской среде. Н.М. Карамзин и его «Записка о древней и новой России». Отставка М.М. Сперанского.


Тема 7. Внешняя политика России в 1801-1812 гг.
Аудиторная работа.

Россия в системе европейских взаимоотношений и противоречий в конце XVIII - начале XIX в. Основные принципы внешней политики, провозглашенные Александром I. Русско-французские отношения. Участие России в III и IV антинаполеоновских коалициях (1804-1805 гг. и 1806-1807 гг.) Тильзитский мир 1807 г., его содержание и значение. Эрфуртская встреча 1808 г. Русско-шведская война 1808-1809 гг., ее основные этапы. Присоединение Финляндии. Фридрихсгамский мир 1809 г. Восточный вопрос во внешней политике России.



Самостоятельная работа.

Начало присоединения Кавказа. Вхождение Грузии в Россию. Русско-иранская война (1804-1813 гг.). Гюлистанский мирный договор (1813 г.). Русско-турецкая война (1806-1812 гг.). Бухарестский мирный договор 1812 г. Присоединение к России Бессарабии.


Тема 8. Отечественная война 1812 г.
Аудиторная работа.

Обострение отношений между Россией и Францией и его причины. Дипломатическая и военная подготовка России и Франции к войне. Начало войны, отступление русской армии. Смоленское сражение. М.Б. Барклай-де-Толли. М.И. Кутузов. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы. Тарутинский маневр и его значение. Развертывание партизанского движения, его основные этапы. Контрнаступление русской армии. Сражения под Малоярославцем, д. Красной, Смоленском. Переправа через р. Березину. Окончательное изгнание армии Наполеона.



Самостоятельная работа.

Основные причины и значение победы России в Отечественной войне 1812 г. Герои войны. Отечественная война в современной историографии.


Тема 9. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг.
Аудиторная работа.

Основные цели и задачи заграничных походов русской армии. Освободительный поход 1813 г. Смерть М.И. Кутузова.



Самостоятельная работа.

Создание 5-й антинаполеоновской коалиции. Битва под Лейпцигом. Кампания 1814 г. Взятие Парижа. Отречение Наполеона.


Тема 10. Внешняя политика России в 1815-1825 гг.
Аудиторная работа.

Венский конгресс 1814-1815 гг. и его решения. Оформление венской системы на международной арене Европы. Образование «Священного Союза» в 1815 г., его основные принципы и деятельность.



Самостоятельная работа.

Россия и народы Балканского полуострова 1815-1825 гг. Греческое восстание 1821г. и Россия. Россия и Америка. Доктрина Монро.


Тема 11. Внутренняя политика правительства Александра I

в 1815-1825 гг.
Аудиторная работа.

Особенности внутренней политики в 1815-1825 гг. Наступление реакции. Политика российского правительства в отношении западных регионов после Отечественной войны 1812 г. Конституция царства Польского 1815 г. Отмена крепостного права в Прибалтике.

А.А. Аракчеев и «аракчеевщина». Введение военных поселений. Крестьянский вопрос в политике правительства. Указы 1822-1823 гг. в отношении помещичьих крестьян. Политика Александра I в области просвещения и цензуры. «Ревизии» университетов.

Самостоятельная работа.

Деятельность «Библейского общества» и масонских лож, их запрет. Последние проекты реформ. Конституционный проект Н.П Новосильцева. Проекты отмены крепостного права.

Итоги царствования Александра I.

ДЕ II. Россия второой четверти XIX века

Тема 12. Движение декабристов
Аудиторная работа.

Этапы освободительного движения в России и предпосылки возникновения декабризма в России. Внутренние и внешние факторы, оказавшие влияние на формирование идеологии декабристов. Ранние декабристские организации: Союз спасения и Союз благоденствия, их программы и деятельность. Московский съезд 1821 г. и его последствия. Образование Южного и Северного обществ и их деятельность в 1821— 1825гг. «Русская правда» П.И.Пестеля и Конституция Н.М.Муравьева. Попытка выработки обществами плана совместных действий. Общество Соединенных славян, его состав и программа. Смерть Александра I и время междуцарствия. Подготовка декабристов к выступлению: «Манифест русского народа» и «Православный катехизис». Восстания декабристов в Петербурге и Черниговского полка на Украине.



Самостоятельная работа.

Следствие и суд над декабристами. Роль Николая I в следствии над декабристами. Декабристы в Сибири. Значение движения декабристов, оценка их места и роли в общественном движении в современной историографии.


Тема 13. Внутренняя политика правительства Николая I в 1825-1855 гг.
Аудиторная работа.

Личность Николая I. Основные этапы и особенности его внутренней политики. Комитет 6 декабря 1826 г. и его задачи. Централизация и бюрократизация управления. Кодификация законов. Политика в области просвещения и цензуры. Устав училищ и гимназий 1828 г., университетский устав 1835 г. Цензурные уставы 1826 и 1828 гг.

Крестьянский вопрос в политике правительства Николая I. Секретные комитеты 1835 и 1839 гг. Реформа П.Д. Киселева в государственной деревне, ее содержание и значение. Указы 40-х гг. XIX в. по крестьянскому вопросу. Указ об «обязанных крестьянах» 1842 г. Инвентарная реформа в западных губерниях.

Самостоятельная работа.

Усиление реакции в 1848-1855 гг. Нарастание оппозиционных настроений в обществе. Итоги царствования Николая I.


Тема 14. Освободительное движение и общественная мысль России во второй трети XIX в.
Аудиторная работа.

Основные причины и предпосылки развертывания освободительного движения в России. Влияние на эти процессы декабризма, крестьянского движения, кризисных явлений в экономике, правительственной политики, революционных выступлений в Европе и европейской философии. Роль Москвы, университетов, литературы и журналистики в формировании общественного мнения. Начало оформления трех течений в общественной мысли России: консервативного, либерального и радикально-демократического. Кружки 20-30-х гг. Н.В. Станкевич.



Самостоятельная работа.

Теория официальной народности, ее содержание и методы проведения в жизнь. С.С. Уваров, М.Н. Погодин, С.П. Шевырев. Протест П.Я. Чаадаева и его «Философические письма». Славянофилы и западники. Основное содержание их взглядов на прошлое, настоящее и будущее России. Место и роль В.Г. Белинского в общественном движении России. Письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. А.И. Герцен и его отношение к российской действительности. Общинный социализм. Движение петрашевцев, его участники и их взгляды. Революции 1848-1849 гг. и русское общество.


Тема 15. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
Аудиторная работа.

Особенности внешней политики России. Основные направления: Западно-европейское, Азиатское. Восточный вопрос, его содержание. Кавказская война (1817-1864 гг.) и ее влияние на решение восточного вопроса.

Русско-иранская война 1826-1828 гг. Кампания 1826 и 1827 гг. Туркманчайский мирный договор 1828 г.

Русско-турецкая война 1828-1829 гг., причины войны и ход военных действий на Дунайском и Кавказском фронтах. Адрианопольский мирный договор 1828 г.



Самостоятельная работа.

Внешняя политика России в 30-е гг. XIX в. Англо-русские противоречия. Отношения России с Турцией. Участие России в турецко-египетском конфликте 1832-1833 гг. Ункияр-Искелесский договор 1833 г. Турецко-египетский кризис 1839 г. и позиция России. Лондонские конвенции 1840-1841 гг. о режиме Черноморских проливов.


Тема 16. Крымская война 1853-1856 гг.
Аудиторная работа.

Обострение противоречий на европейской международной арене в 40-начале 50-х гг. Участие России в подавлении европейских революций. Россия как «жандарм Европы». Балто-Лиманская конвенция 1849 г. между Россией и Турцией. Русско-австрийские отношения и прусско-русские отношения в конце 40-х - начале 50-х гг. XIX в.



Самостоятельная работа.

Причины Крымской войны и ее повод. Начало военных действий и расстановка сил у воюющих сторон. Основные этапы войны. Военные действия на Дунае. Синопское сражение. Вступление в войну союзников Турции. Высадка десанта. Сражения при Балаклаве, Инкермане, Черной речке. Оборона Севастополя. Герои-защитники Севастополя. Кавказский фронт, основные сражения. Падение Севастополя. Окончание войны и ее итоги. Причины поражения России. Парижский мир 1856 г.



следующая страница >>



Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами. Эбигайл ван Берен
ещё >>