Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эволюционная эпистемология К. Поппера» по специальности 030101 Философия Форма обуч - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Синергетика и виртуалистика»... 4 448.32kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность... 5 1190.07kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для магистров-психологов... 6 1166.56kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 2 402.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность... 4 903.17kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Этос науки» по направлению... 1 246.29kb.
Учебно-методический комплекс Специализированной учебной дисциплины 4 673.71kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страхование» Специальность... 7 1027.22kb.
Учебно-методический комплекс для специальности 520400 «Философия»... 11 689.87kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность... 5 881.89kb.
Культурная инициатива 29 6993.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эволюционная эпистемология К. Поппера» - страница №1/1



МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии


Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол №10 ___________________

от «20» июня 2011 г. «_20_» ___июня______ 2011 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

_________________________
Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «Эволюционная эпистемология К. Поппера»

по специальности 030101 - Философия

Форма обучения

(дневная)


Составитель: Фатхи Т.Б.


Ростов-на-Дону

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка 3

Тематический план курса 5

Модуль 1. Теоретический блок: Эволюционная эпистемология: основные направления, проблемы, решения 6

Подмодуль 1.1. Предпосылки возникновения эволюционной эпистемологии 6

Подмодуль 2.1. Основные направления эволюционной эпистемологии: эволюционная теория познания и эволюционная теория науки 7

Проектное задание № 1. 10



Модуль 2. Теоретический блок: Генезис идей эволюционной эпистемологии К. Поппера 10

Подмодуль 2.1. К. Поппер как философ. 10

Подмодуль 2.2. Генезис идей эволюционной теории науки К. Поппера 11

Подмодуль 2.3. Основные положения эволюционной эпистемологии К. Поппера. 12

Проектное задание № 2. 13

Модуль 3. Практический блок: Дискуссия «Место эволюционной эпистемологии К. Поппера в системе философского знания: решенные и нерешенные проблемы» 14

Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы 14

Вопросы для самопроверки по каждому модулю 15

Вопросы, выносимые на зачет 16

Литература по курсу 18

Глоссарий 20

Пояснительная записка

Подробное знакомство с одним из направлений натуралистической эпистемологии, представленным эволюционной эпистемологией К. Поппера, несомненно актуально для студентов, специализирующихся по «Философии и методологии науки»,так как расширяет представления о современных эпистемологических стратегиях.



Цель курса – знакомство студентов с основными идеями эволюционной эпистемологии, и, в частности, одним из наиболее ярким ее представителем – Карлом Поппером.

Задачи курса – познакомить студентов со становлением идей эволюционной эпистемологии (К.Лоренц, Д. Кэмпбелл, Г. Фоллмер, Ст Тулмин, К. Хахлвелг, К. Хукер, Э.О. Уилсон, Ч. Ламсден, М. Рьюз, С. Пинкер) в современной философии и, в частности, с эволюционной теорией науки К.Поппера.

В результате студенты должны:

- знать основные направления эволюционной эпистемологии и их главных представителей;

- знать основные проблемы и их решения, изложенные в работах К. Лоренца, Д. Кэмпбелла, Г .Фоллмера, Ст. Тулмина;

- представлять становление эволюционных идей К.Поппера, изложенных в работах «Предположения и опровержения», «Объективное знание. Эволюционный подход» и др.;

- уметь проводить сравнительный анализ решения проблем представителями различных направлений эволюционной эпистемологии;

- сформировать свое отношение к постановке проблем и их решениям в концепции представителя эволюционной эпистемологии К. Поппера;

- владеть специфической терминологией, представленной в работах философов данного направления.



Место специального учебного курса «Эволюционная эпистемология К. Поппера» в учебном процессе.

Данный курс читается на 4 курсе, когда уже пройдены курсы «Онтология и теория познания» «Философия и методология науки». В это время изучается «Современная западная философия». Курс «Эволюционная эпистемология К. Поппера» дает возможность студентам расширить свои знания как в области гносеологии, так и в истории философии.



Формы проведения занятий – лекции, заключительная дискуссия.

Форма отчетности – зачет.

Тематический план курса




Название модуля

Форма

занятия


Часы

1.

Теоретический блок: Основные направления эволюционной эпистемологии: эволюционная теория познания и эволюционная теория науки

Лекция

8ч.

2

Теоретический блок: Генезис идей эволюционной эпистемологии К. Поппера


Лекция

20ч.

3.

Практический блок: Место эволюционной эпистемологии К. Поппера в системе философского знания: решенные и нерешенные проблемы

Дискус-

сия


4ч.




Всего




32ч.

Модуль 1. Теоретический блок: Эволюционная эпистемология: основные направления, проблемы, решения




Подмодуль 1.1. Предпосылки возникновения эволюционной эпистемологии

Истоки эволюционной эпистемологии: идеи предшетвенников – Платона (врожденный характер всех абстрактнах идей); Аристотеля (врожденный характер законов логики); Р. Декарта (первые принципы); Э. Канта (априорные формы рассудка).

Конкретно-научное основания и предпосылки эволюционной эпистемологии – эволюционная теория Ч.Дарвина, эволюционная психология XIX века,современная синтетическая теория эволюции. Современные научные достижения, лежащие в основе эволюционной эпистемологии: выявление генетической основы когнитивной системы человека, генетических факторов, предрасполагающих к выбору некоторых направлений развития культуры, а также обратного воздействия культуры на гены через давление эволюции (Ч.Ламсден, Э.Уилсон), открытие межполушарной церебральной асимметрии (Р.Сперри) и в связи с этим этнокультурных, этнопсихологических и индивидуально-психологических различий в когнитивных типах мышления.

Фундаментальное допущение эволюционной эпистемологии: люди, подобно другим живым существам, являются продуктом эволюционных процессов и их мыслительные, ментальные способности, их знание и познание направляются механизмами биологической эволюции.

Постулаты «гипотетического реализма» как философские предпосылки эволюционной эпистемологии.

Эволюционная эпистемология как одна из натуралистических концепций философии науки. Эволюционная эпистемология и натурализированная эпистемология Куайна, Эволюционная эпистемология и генетическая эпистемология Пиаже.


Подмодуль 2.1. Основные направления эволюционной эпистемологии: эволюционная теория познания и эволюционная теория науки

Характеристика основных положений главных парадигм эволюционной эпистемологии. Первая программа (эволюционная теория познания): исследование когнитивных механизмов животных и людей путем распространения биологической теории эволюции на носителей когнитивных процессов - нервную систему, органы чувств и т.д. Вторая программа (эволюционная теория науки): объяснение культуры (а также идей, гипотез, научных теорий) в терминах биологической эволюции.

Основные представители эволюционной эпистемологии: К. Лоренц, К.Поппер, Г. Фоллмер, Д. Кэмпбелл, Ст. Тулмин, Э. Ойзер, Р. Ридль, Ф. Вукетич и др.

К. Лоренц: Предпосылки создания эволюционной теории познания: создание этологии, выявление основных механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, изучение процессов коэволюции психики человека и культуры, создание теории о поведении как единстве наследственного и приобретенного.

Основоположения эволюционной теории познания: наличие у человека наследственных образов восприятия (гештальтов) как основание для формирования культурных образов; ритуал как результат приспособления всего живого к изменяющимся условиям обитания, сопряжение ритуализации с символизацией, дающее толчок для развития культуры. Постулирование двойственной значимости разума. Абстрактное мышление и язык как способ передачи надиндивидуального опыта, определяющего возможность культурного развития человека.

Значение способности человека к агрессии для социального и культурного поведения человека. Невозможность обуздания человеческой агрессивности как нарушение стабильного развития культуры.

Культура как надфилогенетическое образование, содержащее исторически приобретенные образцы поведения, которые лежат в основе культурной традиции. Культурные достижения как закрепление человеческих качеств и образцов поведения, которые подвержены влиянию индивидуальных модификаций через воспитание, обучение, социализацию.
Понятие кризиса культуры и его причин.

Рассмотрение Д. Кэмпбеллом парадигмы естественного отбора как универсального нетелеологического объяснения телеологических результатов – процессов, подчиненных достижению определенной цели, «приспособленности»; экстраполяция парадигмы иерархически вложенного селективного сохранения на все процессы познания. Основополагающая идея Д. Кэмпбелла: слепая изменчивость и избирательное сохранение – основа процесса прироста знания, возрастания приспособленности системы к окружающей среде.

Метод «проб и ошибок» в интерпретации Д. Кэмпбелла. Характеристика Д.Кэмпбеллом науки и ее роста с точки зрения эволюционного подхода.

Постулаты научного познания Г. Фоллмера: реальности, структурности, непрерывности, о чужом сознании, взаимодействия, постулат функции мозга, объективности: эвристичности: объяснимости: постулат экономии мышления.

Введение Г. Фоллмером понятия «гипотетический реализм». Обоснование универсальности эволюции. Понимание Г.Фоллмером эволюции человека как взаимодействия «естественного отбора» и «искусственного отбора». Новшества, привнесенные в эволюционный процесс «искусственным отбором».

Границы познания и познавательных возможностей и понятие «мезокосма» (мира средних размеров). Преодоление теоретическим познанием границ мезокосма и возникающие проблемы.Концепция эволюции эволюционной теории познания.

Определение Ст. Тулминым эпистемологии как рациональности, проявляющейся в научной деятельности как ученого так и научного коллектива. Понимание рациональности научного знания как соответствия стандартам научного понимания.

Основные составляющие «эволюционистско-биологической модели» теории научного познания, построенной по аналогии с эволюционным учением Ч.Дарвина. Введение понятий «рациональная инициатива», «концептуальный отбор», «матрица понимания», «интеллектуальная экология» и др. и их значение для построения эволюционной модели научного познания. Наука как популяции теорий и объяснительных схем. Объяснение преемственности и изменений двусторонним процессом концептуальных инноваций и отбора. Критический отбор концептуальных вариантов как функция управления отбором. «признаются» те из конкурирующих инноваций, которые лучше всего адаптируются к «требованиям» местной «интеллектуальной среды».

Роль ученых, лидеров научных направлений в формировании принципов организации научных исследований. Обоснование преемственности в развитии научного знания: не революции а эволюция, улучшение понимания проблем.

Определение предмета эволюционной эпистемологии представителями различных ее направлений.

Специфические различия между эволюционной теорией познания ( К. Лоренц ) и эволюционной теорией науки ( К. Поппер). Эволюционная эпистемология и когнитивные науки. Герменевтика  "эволюционной теории познания"  как особого рода эпистемической идеологии когнитивных наук.

Проектное задание № 1.


На основании изучения предложенной литературы охарактеризуйте основные положения главных парадигм эволюционной эпистемологии.

  1. Кэмпбелл Д. Эволюционная эпистемология// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  2. Лоренц К. Эволюция и априори. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 5.

  3. Фоллмер Г. Мезокосм и объективное познание (о проблемах, которые решены эволюционной теорией познания). // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994.  № 6 - 1995. №1.

  4. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. – М.: Русский двор, 1998.

  5. Тулмин Ст. Концептуальные революции в науке//Структура и развитие науки. М., Прогресс, 1978.


Модуль 2. Теоретический блок: Генезис идей эволюционной эпистемологии К. Поппера




Подмодуль 2.1. К. Поппер как философ.

К. Поппер и Венский кружок; взаимовлияние и различие подходов. Своеобразие решения основных философских проблем того времени: демаркации, зарождение идеи фальсификационизма, критика индуктивизма. Создание «Логики научного познания» как завершение этого этапа.

Разработка проблем социальной философии. «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги». Основные идеи: отрицание исторического характера законов общественного развития, идея «методологического индивидуализма», своеобразие метода социальных наук. Доклад «Логика социальных наук» как завершение развития концепции социальной философии. Негативное отношение к возможности открытия общего закона эволюции («Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги»).

Новый поворот к дарвинизму в философии К. Поппера (60-е годы) Создание онтологии «третьего мира». «Объективное знание» и ее основные идеи. Завершение перехода к идеям эволюционной эпистемологии.


Подмодуль 2.2. Генезис идей эволюционной теории науки К. Поппера

«Логика научного открытия»: начала разработки концепции роста научного знания как разновидности дарвиновского отбора, идея «метода проб и ошибок» как метода познания. Концепция роста научного знания и ее основные составляющие: антииндуктивизм, фальсификационистский демаркационизм, антиинструментализм, тезис о погрешимости человеческого знания (фаллибализм), критика вероятностной логики. Научная теория и ее эмпирический базис. В чем заключается объективность эмпирического базиса? Проверяемость и подкрепляемость научной теории. Истинность и подкрепляемость. В чем заключается эволюция науки.

«Предположения и опровержения»: демаркация между наукой и псевдонаукой; обоснование необходимости замены психологической теории индукции как метода построения научного знания теорией проб и ошибок – предположений и опровержений. Биологический характер происхождения метода проб и ошибок. Критика эссенциализма и инструментализма в понимании теоретического знания, выдвижение собственной концепции научных теорий как предположений («высокоинформативных догадок»). Дальнейшее развитие проблемы роста научного знания, формулировка трех основных требований к росту знания.

Подмодуль 2.3. Основные положения эволюционной эпистемологии К. Поппера.

Работа К. Поппера «Объективное знание. Эволюционный подход» и выдвижение теории трех миров. Обоснование биологического подхода к третьему миру. Объективность и автономность третьего мира. Разграничение Поппером знания в объективном и субъективном смысле. Автономия третьего мира, обратное воздействие третьего мира на второй и первый – важный фактор роста знания. Сходство и различие языка животных и человеческого. Функции человеческого языка: самовыражения, сигнализации, дескриптивная, аргументативная; их биологическое происхождение и роль в возникновении лингвистического третьего мира. Сходство и различие третьего мира Поппера с миром идей Платона и «Объективным духом» и «Абсолютным духом» Гегеля. Сходство и различие между гегелевской диалектической и попперовской эволюционной схемой

Р1– ТТ – ЕЕ – Р2 .

Логика и биология научного исследования. Эпистемология с объективной точки зрения, ее биологический характер. Самотрансцендентальность как важнейший факт эволюции, особенно человеческой. Критицизм как характеристика процесса обучения и роста знания. Понимание эволюции как развивающейся иерархической системы гибких управлений, где все организмы решают проблемы методом проб и ошибок. Специфика проб и ошибок ученого. Методологическое значение метафоры «облако и часы» для доказательства существования гибкого управления. Эволюционная теория как способ решения «классической декартовской проблемы об отношении духовного и телесного». Понимание физического мира как открытой системы. Понимание метода в биологии и теории эволюции. Понятие «генетического дуализма».

Работа «Миф концептуального каркаса» и дальнейшее обоснование метода критической дискуссии как метода науки.

Статья «К эволюционной теории познания» (1990 г.) – итог эволюционистских исследований. Обоснование тезиса, что «происхождение и эволюция знания совпадают с происхождением и эволюцией жизни и тесно связаны с происхождением и эволюцией нашей планеты Земля»

Критическое отношение современников к некоторым идеям К. Поппера (Д. Кэмпбелл, Н. Решер, П. Бернайс, Я. Хинтикка)

Анализ эволюционной эпистемологии К. Поппера в работах Кезина А.В., Князевой Е.Н., Курдюмова С.П., Майзеля Б.Н., Меркулова И.П., Садовского В.Н., Шульги Е.Н.



Проектное задание № 2.


Изучив главу 6 «Об облаках и часах» работы К.Поппера «Объективное знание» и статью «К эволюционной эпистемологии», проанализируйте, какие трансформации претерпела жволюционная эпистемология К. Поппера

Литература



  1. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  2. Поппер К. К эволюционной теории познания// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.


Модуль 3. Практический блок: Дискуссия «Место эволюционной эпистемологии К. Поппера в системе философского знания: решенные и нерешенные проблемы»




Литература к дискуссии:


  1. Кэмпбелл Д. Эволюционная эпистемология// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  2. Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. № 3.

  3. Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии// Человек, 1997, №5.

  4. Лоренц К. Эволюция и априори. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 5.

  5. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., «Российская политическая энциклопедия», 1999.

  6. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы //Эволюция, культура, познание. – М., 1996.

  7. Поппер К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа // Вопросы философии. 1995. № 12.

  8. Поппер К. К эволюционной теории познания// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  9. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  10. Поппер К. Эволюционная эпистемология// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  11. Фоллмер Г. Мезокосм и объективное познание (о проблемах, которые решены эволюционной теорией познания). // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994.  № 6 - 1995. №1.

  12. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. – М.: Русский двор, 1998.



Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы


При подготовке к дискуссии каждый студент должен на основании курса лекций и самостоятельного изучения источников по изучаемой теме сформулировать проблемы, которые поставили авторы, осмыслить их, сделать собственные выводя и уметь их отстаивать в течении дискуссии. На основании проделанного в ходе самостоятельной проработки литературы и проведения дискуссии критического анализа студенты должны под руководством преподавателя прояснить статус эволюционной эпистемологии: является ли она философской дисциплиной, или она составная часть общей теории эволюции, или же междисциплинарная наука, имеющая собственный специфический предмет и метод.


Вопросы для самопроверки по каждому модулю



Модуль 1. Основные направления эволюционной эпистемологии: эволюционная теория познания и эволюционная теория науки



  1. Назовите теоретические предпосылки эволюционной эпистемологии.

  2. Назовите конкретно-научное основания и предпосылки эволюционной эпистемологии.

  3. Фундаментальное допущение эволюционной эпистемологии.

  4. Как определяется предмет эволюционной эпистемологии представителями различных ее направлений.

  5. Специфические различия между эволюционной теорией познания и эволюционной теорией науки.

  6. Назовите основные положения эволюционной теории познания К. Лоренца.

  7. Что означает выражение «Культура как надфилогенетическое образование»?

  8. В чем, с точки зрения Д. Кэмпбелла, основа процесса прироста знания?

  9. Метод «проб и ошибок» в интерпретации Д. Кэмпбелла.

  10. Характеристика Д.Кэмпбеллом науки и ее роста с точки зрения эволюционного подхода.

  11. Что обозначает понятие «гипотетический реализм» У Г. Фоппмера?

  12. Что такое «мезокосм»?

  13. Что представляет из себя «эволюционистско-биологическая модель» теории научного познания По Ст. Тулмину?



Модуль 2. Генезис идей эволюционной Эпистемологии К. Поппера


  1. При решении каких проблем у К. Поппера впервые появляются эволюционные идеи?

  2. Как трактуется метод проб и ошибок?

  3. Обоснование биологического подхода к третьему миру.

  4. В чем сходство и различие языка животных и человеческого языка.

  5. Понимание эволюции как развивающейся иерархической системы гибких управлений.

  6. Как К. Поппер понимает «генетический дуализм»?

  7. Какие изменения произошли во взглядах К. Поппера к началу 90-х годов («К эволюционной теории познания»)?


Вопросы, выносимые на зачет




  1. Первые теоретики эволюционной эпистемологии К. Лоренц К. Поппер, Г. Фоллмер, Д. Кэмпбелл.

  2. Определение предмета эволюционной эпистемологии Г. Фоллмером , К. Лоренцем, К. Поппером.

  3. Главные основоположения эволюционной эпистемологии.

  4. Специфические различия между эволюционной теорией познания ( К. Лоренц ) и эволюционной теорией науки ( К. Поппер).

  5. Генезис идей эволюционной теории науки К. Поппера: «Логика научного открытия»- начала разработки концепции роста научного знания как разновидности дарвиновского отбора, идея «метода проб и ошибок» как метода познания.

  6. Концепция роста научного знания и ее основные составляющие: антииндуктивизм, фальсификационистский демаркационизм, антиинструментализм, тезис о погрешимости человеческого знания (фаллибализм), критика вероятностной логики.

  7. «Предположения и опровержения»: демаркация между наукой и псевдонаукой; обоснование метода построения научного знания: метод проб и ошибок – предположений и опровержений. Биологический характер происхождения метода проб и ошибок

  8. Дальнейшее развитие проблемы роста научного знания, формулировка трех основных требований к росту знания.

  9. Работа К. Поппера «Объективное знание. Эволюционный подход» и выдвижение теории трех миров.

  10. Объективность и автономность третьего мира. Автономия третьего мира, обратное воздействие третьего мира на второй и первый – важный фактор роста знания

  11. Разграничение Поппером знания в объективном и субъективном смысле. Сходство и различие языка животных и человеческого.

  12. Функции человеческого языка, их биологическое происхождение и роль в возникновении лингвистического третьего мира.

  13. Сходство и различие между гегелевской диалектической и попперовской эволюционной схемой.

  14. Логика и биология научного исследования. Эпистемология с объективной точки зрения и ее биологический характер.

  15. Критицизм как характеристика процесса обучения и роста знания.

  16. Понимание эволюции как развивающейся иерархической системы гибких управлений. Методологическое значение метафоры «облако и часы» для доказательства существования гибкого управления.

  17. Специфика проб и ошибок ученого.

  18. Метод в биологии и теории эволюции

  19. Как Поппер понимает «генетический дуализм».

  20. Программа эволюционной теории знания (К. Поппер – 1990г.)

  21. Основоположения эволюционной теории познания К. Лоренца.

  22. Культура как надфилогенетическое образование (К. Лоренц).

  23. Основные положения эволюционной теории познания Д. Кэмпбелла.

  24. Метод «проб и ошибок» в интерпретации Д. Кэмпбелла.

  25. Г. Фоллмер: постулаты научного познания.

  26. Основания гипотетического реализма (Г. Фоллмер).

  27. Границы познания и познавательных возможностей, понятие «мезокосма».

  28. Основные составляющие «эволюционистско-биологической модели» (Ст. Тулмин).



Литература по курсу


  1. Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Философия науки С.Тулмина // Критика современных немарксистских концепций философии науки. М., 1987

  2. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: Критический анализ. М. 1988.

  3. Кезин А., Фоллмер Г. Современная эпистемология: натуралистический поворот. Севастополь, 2004.

  4. Князева Е.Н., курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. М., 1994.

  5. Кэмпбелл Д. Эволюционная эпистемология// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  6. Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. № 3.

  7. Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии// Человек, 1997, №5.

  8. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Гносеологические пролегомены. М. 1998.

  9. Лоренц К. Эволюция и априори. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 5.

  10. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы //Эволюция, культура, познание. – М., 1996.

  11. Поппер К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа // Вопросы философии. 1995. № 12.

  12. Поппер К.Р. Естественный отбор и возникновение разума // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  13. Поппер К. Кэмпбелл об эволюционной теории познания// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  14. Поппер К. К эволюционной теории познания// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  15. Поппер, К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983.

  16. Поппер К. Логика научного исследования: – М.: Республика, 2004.

  17. Поппер К. Мир предрасположенностей.// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  18. Поппер К.Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.

  19. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  20. Поппер К. Теоретико-познавательная позиция эволюционной теории познания. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 5.

  21. Поппер К. Эволюционная эпистемология// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  22. Порус В.Н., Черткова Е.Л. “Эволюционно-биологическая” модель науки С.Тулмина // В поисках теории развития науки (Очерки западноевропейских и американских концепций XX века). М., 1982.

  23. Ребещенкова И.Г. Эволюция познания. Австро-германская традиция исследования в научно-философском контексте. СПб.: Роза мира, 2004.

  24. Риль А. Дарвинизм и трансцендентальная философия./ Теория науки и метафизика с точки зрения философского критицизма. М. 1887.

  25. Рьюз М., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика. // Вопросы философии. 1987. № 1.

  26. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии. 1989. N 8.

  27. Садавский В.Н. Эволюционная эпистемология К. Поппера на рубеже XX и XXI столетий// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  28. Сивоконь П.Е. От неопозитивизма к постпозитивизму: эволюция философского эволюционизма С.Тулмина (Вступит. ст.) // Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. С. 5-22;

  29. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М., 1982.

  30. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.

  31. Тулмин Ст. Концептуальные революции в науке//Структура и развитие науки. М., Прогресс, 1978.

  32. Чайковский Ю.В. Невостребованный синтез. Об эволюционных взглядах Карла Поппера// Вопросы философии, 1995, № 12.

  33. Штайндл Р. От науки к философии: эволюционная эпистемология. // Познание в социальном контексте. М. 1994.

  34. Фоллмер Г. Эволюция и проекция: начала современной теории познания. //  Эволюция. Культура.. Познание. М. 1996.

  35. Фоллмер Г. По разные стороны мезокосма. // Человек. 1993. № 2

  36. Фоллмер Г. Мезокосм и объективное познание (о проблемах, которые решены эволюционной теорией познания). // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994.  № 6 - 1995. №1.

  37. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. – М.: Русский двор, 1998.

  38. Фримен Ю., Сколимовский Г. Поиск объективности у Пирса и Поппера. Часть II. Сколимовский Г. Карл Поппер и объективность научного знания //Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  39. Шульга Е.Н. Эволюционная эпистемология Майкла Рьюза// Эволюция, культура, познание. – М., 1996.

  40. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  41. Юлина Н.С. Поппер: мир предрасположенностей и активность самости// Философские исследования, 1997, № 4.

  42. Юлина Н.С. Карл Поппер // Философы двадцатого века. М.: Искусство, 1999.

Глоссарий



АДАПТАЦИЯ – (от позднелат. adaptation – приспособление) – совокупность морфологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды. Это и сам процессвыработки приспособлений.

ВЕРИФИКАЦИЯ – (от лат. verification – подтверждение, доказательство) – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно.

ДЕМАРКАЦИЯ – отделение, отграничение.

ГЕНОТИП – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов; единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА – 1) принадлежность ученых к определенной дисциплине; 2) система правил научной деятельности.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР – процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных; следствие борьбы за существование; обусловливает относительную целесообразность строения и функций организмов.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ – разнообразие признаков и свойств у особей и групп особей любой степени родства. Различают наследственную и ненаследственную, индивидуальную и групповую, качественную и количественную, направленную и ненаправленную изменчивость. Наследственная изменчивость обусловлена возникновением мутаций, н6енаследственная – воздействием факторов внешней среды.

КОРРОБОРАЦИЯ (от англ. corroboration – подтверждение) – категория, введенная К. Поппером для обозначения отношения между научными гипотезами (теориями) и эмпирическими данными. Корроборация означает неопровергнутость гипотез (теорий) эмпирическими фактами.

КУЛЬТУРОГЕН – условная единица культурной информации, которую операционально определяют как информационный образ, или паттерн, соответствующий к.-л. артефакту, поведенческому образцу, ментальной конструкции и т.д.

КУЛЬТУРНАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ – двустороннее взаимодействие генетических и культурных факторов с обратными связями.

МЕТОД (в широком смысле) – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

МЕЗОКОСМ – (термин используемый Г.Фоллмером) – мир средних размеров.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА – духовное формообразование, включающее элементы: 1) когнитивный (нормы, принципы); 2) социально-психологический (готовность субъекта к действию, психологический настрой, стремление реализовать цели); 3) аксиологический; 4) социокультурный.

МЕТОДОЛОГИЯ – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА – серия сменяющих друг друга теорий, объединенных определенной совокупностью базисных идей и принципов. Элементы НИП: ядро – совокупность онтологических, концептуальных и методологических допущений, сохраняющаяся без изменений во всех теориях программы. Защитный пояс – совокупность вспомогательных гипотез, предохраняющих ядро от фальсификации и изменяющихся от теории к теории. Позитивная и негативная эвристика -–методологические правила, способствующие позитивному развитию программы и ограничивающие множество возможных путей исследования.

НОРМА – правила действия, совокупность требований, регулирующих деятельность людей. Структура нормы: содержание нормы – действие, являющееся объектом нормативной регуляции; характер нормы – норма обязывает, разрешает либо запрещает; условия продолжения – обстоятельства, в которых должны или не должны выполняться действия; субъект норм – лицо, группа, к которым адресована норма (исследователи, политики и т.д.)

ОНТОГЕНЕЗ – процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования систематической группы.

ОРИЕНТАЦИИ – «нежесткие» направляющие идеи регуляторы.

ПАРАДИГМА – совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы коррелятивно понятию научного сообщества: парадигма объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки (аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, по мнению Куна).

ПОДХОД – по сравнению с методом осуществляет стратегическое направление исследования и не является непосредственным орудием познания (e.g. системный, структурный, функциональный, вероятностный – образованы на базе общенаучных категорий, имеющих немалое методологическое значение).

ПРИЕМ – под ним мыслится какое-то одно единичное действие (e.g. логический анализ – прием мысленного расчленения предмета на части). Прием может быть совершенно автоматическим, его отличает автоматизм. В отличие от приема метод – более сложное образование. Метод – это совокупность познавательных операций, определенным образом субординированных: e.g. статистический метод – совокупность однородных исследовательских приемов, применяемых при наблюдении повторяющихся массовых явлений, при их группировке, при обработке собранного материала и извлечении из него общих показателей).

ПРИНЦИП – фундаментально-теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности и являющиеся способом ее познания и изменения (принципы диалектики: объективности, всесторонности, конкретности, историзма, противоречия, единства качественной и количественной определенностей, детерминизма, причинности, отрицания отрицания).

ПРОБЛЕМА – противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения.

ПРОЛИФЕРАЦИЯ ИДЕЙ - создание множества конкурирующих теорий, отличающихся разной степенью достоверности

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - в методологической концепции неопозитивизма предложения, образующие эмпирический базис науки. Эмпирическое обоснование теоретического знания и науки в целом с помощью редукции теоретических предложений к эмпирическим, т.е. к протокольным предложениям - ключевая проблема логического позитивизма.

СИСТЕМА – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство (системы: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статистические и динамические, открытые и закрытые и т.д.). Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.

СПОСОБ ПОЗНАНИЯ – понятие по сравнению с методом, имеющее более широкий объем, и не наделенное признаками методичности. Метод – более строгие требования относительно из точности, эффективности, удобства; отличает высокая специализированность, его функциональные возможности четко определены. Метод – форма теоретического освоения действительности. Способ – не имеет научно обоснованной жесткой системы приемов и применяется чаще всего не сознательно, а стихийно.

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ – философско-методологическое понятие, выражающее целостное, конкретно-историческое единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки. Выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

СТРУКТУРА – общенаучное понятие, выражающее совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях (структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов (прежде всего, социальных систем), в которых каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию)).

ТЕОРИЯ – концептуальная система, в которой в форме связей между ее понятиями и утверждениями отображаются свойства и отношения элементов реальных систем; - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

ФАКТ – предложение, фиксирующее эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира.

ФАЛЛИБИЛИЗМ – тезис о том, что человеческое познание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития – метод проб и ошибок

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в ходе эмпирической их проверки.

ФЕНОТИП – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшегося в процессе индивидуального развития. Складывается а результате наследственных свойств организма – генотипа и условий среды обитания.

ФИЛОГЕНЕЗ – процесс формирования некоторой систематической группы организмов (таксона). Главным механизмом, регулирующим филогенез и происходящее в его ходе образование новых таксонов (в основном путем дивергенции – распадения исходного таксона на два и более дочерних), служит естественный отбор.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ – философские идеи, принципы, которыми руководствуется научное сообщество в решении конкретных проблем.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в эпистемологии, исследующее познание как момент эволюции живой природы и ее продукт.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в эпистемологии, исследующее познание как момент эволюции живой природы и ее продукт.

ЭВОЛЮЦИЯ – необратимое историческое изменение живой природы. Определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается приспособлением их к условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованием биоценозов и биосферы в целом.

ЭВРИСТИКА (от греч. отыскиваю, открываю) – комплексная дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи. Для этого используются различные методы, основанные на синтезе сознания и бессознательного: вдохновение, инсайт, озарение, медитация, «мозговой штурм» и т.д. Эвристические приемы и методы – способы поискового мышления, которые не могут быть точно описаны аналитическими средствами.

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – (англ.emergent – внезапно возникающий, от лат. Emergo – появляюсь, возникаю), концепция развития, основанная на абсолютизации качественных изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых высших качеств. Различаются два типа изменений: количественные («результанты»), определяемые алгебраическим сложением исходных элементов, и «эмердженты», несводимые к исходным и не обусловленные ими.

ЭТОЛОГИЯ – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения.








Тот, кто был счастлив в любви, не имеет о ней никакого понятия. Жан Ануй
ещё >>