Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) 1 220.89kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) 3 363.98kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «История стран и регионов Европы»... 1 380.99kb.
Учебно-методический комплекс по специальности: 080801 Прикладная... 1 160.42kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 18 3050.27kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2009 ф едеральное агентство... 13 2118.37kb.
Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) 6 721.34kb.
Учебно-методический комплекс направление 030300. 62 Психология Специальность... 1 279.71kb.
Учебно-методический комплекс направление: 030300. 62 Психология Специальность... 2 583.19kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Регионоведение»... 1 343.64kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» 1 413.77kb.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение» 5 865.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург - страница №1/1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

«История экономических учений ведущих европейских стран

Учебно-методический комплекс

По специальности: 032301 - Регионоведение

Санкт-Петербург

2006 г.

История экономических учений ведущих европейских стран: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост. Пешехонов А.В.– СПб.: ИВЭСЭП, 2006. -


Утвержден на заседании кафедры мировой экономики и ВЭД, протокол № 8 от 07 июня 2006 г.

Утверждено и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол №__________ от ___________________.

Рецензент: к.э.н., доцент Фарбер В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение дисциплины «История экономических учений» имеет целью:

Изучение экономических учений, концепций зарубежных  стран, и экономической мыли России;

подготовка высококвалифицированных специалистов-экономистов, имеющих представление о становлении различных концепций в экономической истории, различных методов экономических исследований;

формирование экономического мышления в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономики.



Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ВУЗа по дисциплине: «История экономических учений» дипломированный специалист должен:

Знать:

       основные этапы становления и развития экономической науки;

       экономическую мысль древнего мира и эпохи средневековья;

       экономическое учение меркантилистов, экономическую теорию физиократов;

       возникновение классической школы политической экономики, её представителей и их основные идеи;

       экономические учения социализма; экономическую доктрину марксизма;  

       маржинализм   и неоклассическое направление в экономической теории;

       экономические теории Запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. Кейнса;

       экономическую мысль запада во второй половине XX века;

       экономическую мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках;

       отечественную экономическую мысль в первой половине XX века;

       отечественную экономическую мысль  во второй половине XX века.



Уметь:

       логически анализировать развитие экономической мысли, пути решения насущных и перспективных   экономических проблем;

       принимать, искать и выбирать рациональные экономические решения;

       овладевать основными экономическими взглядами в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета  народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники.



Быть ознакомлен:

       с различными работами и произведениями, охватывающими различные исторические эпохи в области экономической мысли;

       с важнейшими научными школами, направлениями, концепциями, объясняющими процессы становления и развития мировой экономической мысли;

       с процессом и методами исторического исследования.


Основные дидактические единицы, с помощью которых

определяется содержание дисциплины:

«История экономических учений» (индекс   ------)


Объект и предмет истории экономических учений её место и роль в истории и экономическом развитии общества;

       социально-экономические предпосылки возникновения экономических учений;

       основные парадигмы различных направлений и школ экономических учений;

       экономическая мысль и экономические учения, и их вклад в развитие и становление экономической истории.

       основные экономические школы их становление и тенденции развития;

       экономические учения и их вклад в становление мировых экономических цивилизаций, экономических систем.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

ТЕМЫ

Аудиторная работа

Лекции

Семинары

Всего часов

1

Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.

4




4

2

Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

4

2

6

3

Возникновение классической школы политической экономики. Экономическая теория  физиократов.

4




4

4

Классическая школа политической экономии

4

2

6

5

Последователи классической школы политической экономии

4




4

6

Экономические учения социализма.

4

2

6

7

Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории

4

2

6

8

Экономические теории запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

4

2

6

9

Экономическая мысль Запада во второй половине XX века

8

2

10

10

Экономическая мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках.

8




8

11

Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века.

8




8

12

Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века

2




2




ИТОГО

56

12

68


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Т е м а 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.

Предмет, метод и структура истории экономических учений. Цели изучения дисциплины история экономических учений. Исторический и логический подходы  к развитию экономической мысли. Этапы развития экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли.



Т е м а 2. Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

Знания о хозяйственной жизни в древнем мире. Экономическая мысль древнего Востока. Экономическая мысль древней Греции (Ксенофонт, Аристотель, Платон). Экономическая мысль древнего Рима. Экономическая мыль канонистов, Меркантилизм – первая экономическая школа. Два этапа развития меркантилизма. Атлантический меркантилизм. Среднеевропейский меркантилизм -  камералистика.



Т е м а 3. Возникновение классической школы политической экономики. Экономическая теория  физиократов.

Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы   политической экономии. Основатели классической школы политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер). Этапы развития  классической школы. Физиократия. Экономическое учение   Ф. Кенэ. Экономическая таблица Ф. Кенэ – первая в истории макроэкономическая модель. Физиократическое воззрение А. Р. Тюрго.



Т е м а 4. Классическая школа политической экономии.

Эпоха классической политической экономии. Историографический  подход  к понятию «классическая политическая экономия». Экономическое учение А. Смита: о разделении труда, стоимости, деньгах, капитале, невидимой руки, о принципах рационального собирания налогов. Общественная деятельность Д. Риккардо. Теория ценности, капитала и земельной ренты Д. Риккардо.



Т е м а 5 . Последователи классической школы политической экономии.

Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса. Либеральный оптимизм школы Ж..Б. Сэя. Теория трех факторов и закон  рынков Ж.Б. Сэя. Раскол в либеральной политэкономии: экономической романтизм С.   де Сисмонди.   Дж.   Ст. Милль -   завершитель классической школы и его компромиссная  политэкономия. Историческая школа Германии и этапы её развития.



Т е м а 6. Экономические учения социализма.

Утопический социализм и его представители: Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Философские и политико-революционные  истоки марксизма. Методологические принципы экономической теории К. Маркса. «Капитал» К. Маркса. Маркс и Энгельс «об организации производства, обмена и распределения в плановом  хозяйстве». Ф. Энгельс об основном противоречии Капитализма. Ревизия марксистской доктрины и раскол европейской социал-демократии. 



Т е м а 7. Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории.

Общая характеристика маржиналистской революции. Смена парадигмы в экономическом анализе. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, И. Тюнен). Университетские школы маржиналистов: Австрийская, Лозанская, англо-американская. Теория предельной полезности австрийской школы. Концепции равновесия в теории Л. Вальраса и В. Порето. Возникновение неоклассической теории. Теория цены, спроса и предложения А. Маршала. Американский маржинализм. Теория предельной производительности Дж. Кларка.



Т е м а 8. Экономические теории запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

Возникновение институционализма и его основные направления. Американский институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У.К. Митчелл). Возникновение теории монополистической конкуренции (Э. Чемберлен)   и несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон). Экономические взгляды И. Шумпетера. Стокгольмская (шведская) школа в экономической теории. Исторические условия возникновения кейнсианства. Теоретическая система Дж. Кейнса. Кейнсианская концепция   регулирования рыночной экономики. «Общая теория занятости, процента и денег».



Т е м а 9. Экономическая мысль Запада во второй половине XX века.

Кейнсианство -   теоретическая основа смешанной экономики. Англо-американское неокейнсианство. Основные направления неокейнсианства. Модели экономического роста. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Кризис кейнсианства и возрождение неоклассического   направления. Основные теории возрожденного неоклассического направления: современный монетаризм, Экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий. Теория германского неолиберализма  и социального рыночного хозяйства.



Т е м а 10. Экономическая мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках.

Возникновение экономической мысли в России. «Русская правда». Первые российские меркантилисты: Ю. Крижанич,  А. Ордин-Нащекин, В. Татищев,  И. Посошков. Рекомендации меркантилистов и преобразования Петра Великого. Идея евразийского транзита. Идеи физиократов в России и отношение к ним Екатерины Великой. «Вольное экономическое общество». Антикрепостническое идеи в программе   декабристов, в трудах А.А. Радищева, Н. И Тургенева, Н.Г. Чернышевского. Возрождение экономико-математического направления. Экономические идеи «народников», «легальных марксистов», социал-демократов.



Т е м а 11. Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века.

Теоретическое обоснование политики военного коммунизма. Экономические идеи Новой экономической политики (НЭП.).  Дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, планирования, индустриализации коллективизации. Теория трудового семейного хозяйства А.В. Чаянова.

Учение о больших циклах коньюктуры Н.Д. Кондратьева. Труды Л.Ю. Юровского по вопросам финансов и денег. Этапы и направления развития политической экономии социализма в первой половине XX века.

Т е м а 12. Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века.

Экономическая дискуссия   1951 года. Теория оптимального планирования и система оптимального функционирования экономики. Работы Н.В. Конторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова. Экономические обоснование реформы 1965 года. Экономическая мысль в стране в 70-80-х годах. Экономические концепции перестройки экономики. Концепции и программы перехода к рыночной экономике. Дискуссии о путях построения развитой социально-ориентированной рыночной экономики.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Экономическая мысль в древнем мире в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

Вопросы:


1.      Экономическая мысль средневековья. Античный мир. Древний Китай.

2.      Христианский Запад. Схоластика.

3.      Меркантилизм – первая экономическая школа. Этапы и направления развития меркантилизма.

4.      Особенности меркантилизма в России.

Реферат: Учения о хозяйственной жизни в древнем мире.

ЛитеРатура:

1.   Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М. : 2000.

2.  Худакормов В. История экономических учений М.: 2002.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений, М- «Инфра», М.: 2002

4. Левита Р.Я. История экономических учений. - М.: Catallaxy, 1995 и другие издания.

5.Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер.с англ. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

6. Афанасьев В.С. Первые системы политической экономии (Метод экономической двойственности): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005



Семинар 2.   Классическая школа политической экономии.

Вопросы:


1.      Экономическая школа физиократов.

2.      Классики политической экономии.

3.      Экономическое учение А. Смита.

4.      Д. Рикардо – теория ценности, капитала и земельной ренты.

5.      Последователи классической школы политической экономии.

Реферат: Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса.

Литература:

1.   История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2002.

2.      Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М.: 2000.

3.      Ядгаров Я.С. История экономических учений, М- «Инфра», М.: 2002

4.      Белихин В.Г. История экономических учений: М.: Сирин, 2002.

5.      Аникин Л.В. «Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса». М.: 2000.



Семинар 3. Экономические учения социализма.

Вопросы:


1.      Утопический социализм и его представители: Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

2.      Основные экономические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса – теории марксизма.

3.      «Капитал» - К. Маркса, основные идеи и структура.

4.      Ревизия марксистской доктрины и раскол европейской социал-демократии.

Реферат: Учение К. Маркса о прибавочной стоимости (ценности).

Литература:

1.      История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2002.

2.      Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М. : 2000.

3.      Худакормов В. История экономических учений М.: 2002.

4.      Ядгаров Я.С. История экономических учений, «Инфра», М.: 2002

5. Левита Р.Я. История экономических учений. - М.: Catallaxy, 1995 и другие издания.

6. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер.с англ. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

7. Афанасьев В.С. Первые системы политической экономии (Метод экономической двойственности): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Семинар 4. Маржинализм и неоклассическое направление экономической теории.

Вопросы:


1.      Общая характеристика маржиналистской революции.

2.      Предшественники маржинализма.

3.      Основные школы и направления развития маржинализма.

4.      Возникновение неоклассической теории. Теория цены, спроса и предложения А. Маршалла.

5.      Теория предельной производительности Дж. Кларка.

Реферат: Математическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса.

Литература:

1.      История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2002.

2.      Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М.: 2000.

3.      Худакормов В. История экономических учений М.: 2002.

4.      Ядгаров Я.С. История экономических учений, «Инфра», М.: 2002

5.      Аникин Л.В. «Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса». М.: 2000.

6.      Бартенев С.А. История экономических учений  в вопросах и ответах. (Учебно-методическое пособие) М.: 2000.

Семинар 5. Экономические теории Запада в первой половине ХХ века. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

Вопросы:

1.      Возникновение институционализма и его основные направления.

2.      Возникновение теории монополистической конкуренции Э. Чемберлена.

3.      Экономические взгляды И. Шумпетера Стокгольмская (Шведская) школа в экономической теории.

4.      Дж. М. Кейнс-архитектор макроэкономики.

5.      Кейнсианская теория экономической политики.

Реферат: Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

Литература:

1.      История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2002.

2.      Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М.; 2000.

3.      Ядгаров Я.С. История экономических учений, «Инфра», М.: 2002

4.      Аникин Л.В. «Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса». М.: 2000.

Семинар 6. Экономическая мысль Запада во второй половине ХХ века.

Вопросы:

1.      Основные направления неокейнсианства.

2.      Историко-институциональные концепции экономического роста.

3.      Основные теории возрожденного неоклассического направления: современный монетаризм.

4.      Экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

Реферат: Теория Германского неолиберализма и социального рыночного хозяйства.

Литература:

1. О. Ананьина, Н. Макашовой: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М: 2002.

2.      Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М.:2000.

3.      Худакормов В. История экономических учений М.: 2002.

4.      Белихин В.Г. История экономических учений: М.: Сирин, 2002

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2000.

6. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006


Методические рекомендации по изучению дисциплины


Успешное овладение историей экономических учений, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.

1.  Следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс истории экономических учений и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины, изложенные в данном пособии. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.

2.   Необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения предлагаемого курса истории экономических учений. Список основной литературы предлагается в настоящем пособии.

   При этом следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:

       учебники, учебные и учебно-методические пособия;

       первоисточники по истории экономических учений. Произведения учёных экономистов, изучаются при чтении, как полных текстов, так и хрестоматий.

       монографии, сборники научных статей, публикации в историческо-экономических журналах, представляющие эмпирический материал.

       справочная литература – энциклопедии, историко-экономические словари, тематические, терминологические справочники, раскрывающие историко-экономический категориально понятийный аппарат.

3.  Основное содержание той или иной историко-экономической проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что историко-экономические вопросы в истории науки трактовались многообразно. В связи с этим глубокое усвоение истории экономических учений предполагает постоянное обращение к истории становления и развития историко-экономической науки. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания историко-экономических категорий посредством обращения к энциклопедическим и историко-экономическим словарям.

4.    Абсолютное большинство историко-экономических проблем носит не только теоретический, но самым непосредственным образом выходят «на поверхность» общественной жизни, они тесно связаны с практикой историко-экономического развития, преодоления противоречий и сложностей в обществе. Подобный характер историко-экономической науки предполагает наличие у студента не только знания категорий и понятий, но и умения использовать их в качестве инструментария для непосредственного историко-экономического анализа реальных историко-экономических проблем. Иными словами, изучая историю экономических учений, студент должен совершать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные положения.

5.   Соотнесение историко-экономических закономерностей с жизнью, умение достигать аналитического знания предполагает наличие у студента мировоззренческой культуры, философского фундамента. Историко-экономический анализ экономической действительности, формулирование выводов осуществляется, прежде всего, в процессе творческой дискуссии, протекающей с соблюдением методологических требований к научному познанию, достижению истины.

Вопросы к зачету

1.       Античный мир. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

2.      Древний Китай. Конфуцианство, школа законников.

3.      Христианский Запад. Схоластика.

4.      Сущность и общая характеристика меркантилизма.

5.      Атлантический меркантилизм.

6.      Среднеевропейский меркантилизм –камералистика.

7.      Представители меркантилизма в России.

8.      Особенности меркантилизма в эпоху Петра I .

9.      Предпосылки макроэкономической модели Ф. Кенэ.

10. Экономическая таблица Кенэ.

11. Представители   школы физиократов об идеальном государстве и функциях государства.

12. Идеи физиократов в России.

13. Два направления классической школы и их представители.

14. Экономической учение А. Смита о «невидимой руке».

15. Учение А. Смита о стоимости, цене, деньгах и Капитале

16. Теория ценности, капитала и земельной ренты Д. Риккардо.

17. Либеральный оптимизм школы Ж.Б. Сэя.

18. Экономический романтизм С. Де Сисмонди.

19. Компромиссная политэкономия Дж. Ст. Милля.

20. Экономические воззрения утопического  социализма.

21. Философские и политико-революционные истоки марксизма.

22. Капитал Маркса. История создания и основные идеи.

23. Ф. Энгельс об основном противоречии капитализма.

24. Ревизия марксизма.

25. Учение К. Маркса о прибавочной стоимости (ценности). Всеобщая формула капитала.

26. Маркс и Энгельс об организации производства, обмена и распределения в плановом хозяйстве.

27. Общая характеристика маржиналистской революции. Предшественники маржинализма.

28. Английская школа маржинализма.

29. Американский маржинализм.

30. Маржинализм Лозанской школы.

31. Эволюционно-технократический институционализм  Т. Веблена.

32. Статистический институционализм У.К. Митчелла.

33. Правовой институционализм А. Коммонса.

34. Возникновение и представители американского институционализма.

35. Дж. М. Кейнс – архитектор макроэкономики, основоположник смешанной экономики.

36. Дж. М. Кейнс – «Общая теория занятости, процента и денег».

37. Кейнсианская теория экономической политики.

38. Англо-американское неокейнсианство.

39. Неолиберализм и модель социального рыночного хозяйства.

40. Монетаризм – продолжение классического экономического учения. Основные тезисы М. Фридмана.

41. Поворот неокейнсианства к проблемам экономического  роста.

42. Историко-институциональные концепции экономического роста.

43. Историческая школа Германии в экономической теории.

44. А.Маршалл о потребительском спросе и его эластичности.

45. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена и  несовершенной конкуренции Дж. В. Робинсона.

46. Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

47. Дореформенная и послереформенная экономическая мысль России в XIX веке.

48. Теоретическое обоснование новой экономической политики (НЭП).

49. Концепция хозяйственной реформы 1965 года в СССР.

50. Концепции и программы перехода к рыночной экономике в России.

Контрольные задания по дисциплине

(При ответах необходимо

ссылаться на использованную

литературу).



Тема 1. Экономическая мысль в древнем мире, в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

1.      Античный мир. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

2.      Христианский запах. Схоластиа.

3.      Сущность общая характеристика и основные направления меркантилизма.



Тема 2. Возникновение классической школы политэкономии. Экономическая теория физиократов.

1.      Экономическое учение У. Пети.

2.      Экономическая школа физиократов и ее представители.

3.      Экономическая таблица Ф. Кенэ.



Тема 3. Классическая школа политической экономии.

1.      Экономическое учение А.Смита. А Смит о разделении труда, стоимости, деньгах капитале.

2.      Д. Риккардо, теория ценности, капитала и земельной ренты.

Тема 4. Последователи классической школы политической экономии.

1.      Теория трех факторов производства и закон рынков Ж.Б. Сэя.

2.      Компромиссная политэкономия Дж.Ст-Милля.

Тема 5. Экономические учения социализма.

1.      Экономические взгляды социалистов - утопистов (С. Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

2.      Экономическая теория К. Маркса.  «Капитал», основные идеи (учение о прибавочной стоимости).

Тема 6. Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории.

1.      Общая характеристика маржиналистской революции. Предшественники маржинализма.

2.      Основные направления и школы маржинализма.

3.      Возникновение неоклассической теории, ее представители и основные идеи.



Тема 7. Экономические теории Запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж М. Кейнса.

1.      Возникновение институционализма и его основные направления.

2.      Экономическое учение Д. М.Кейнса (основные идеи).

Тема 8. Экономическая мысль Запада во второй половине XX века.

1.      Историко-институциональные концепции экономического роста.

2.      Монетаризм -   продолжение классического экономического учения.

3.      Неолиберализм и модель социального рыночного хозяйства.



Тема 9. Экономическая мысль в России XVII , XVIII , XIX веках.

1.      Российские меркантилисты. Особенности меркантилизма в эпоху Петра Великого.

2.      Идеи физиократов в России и экономические преобразования Екатерины Великой.

Тема 10. Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века.

1.      Теоретическое обоснование новой экономической политики (НЭП). Политика военного коммунизма.

2.      Теория трудового   семейного хозяйства А.В. Чаянова

3.      Учение о больших циклах коньюктуры Н.Д. Кондратьева.



Тема 11. Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века.

1.      Экономические обоснования реформы 1965 года.

2.      Экономические концепции перестройки экономики (сер. 80-х и 90-х гг.).

3.      Концепции и программа перехода к рыночной экономике в России.



ГЛОССАРИЙ

Абстракция – метод научного исследования, исключающий из анализа все случайное (частное, второстепенное) и находящий в исследуемом объекте все сущностное, постоянное.

Акселератор - коэффициент, противоположный мультипликатору, характеризует влияние прироста национального дохода на прирост инвестиций.

Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов государства над доходами

Государственное регулирование экономики – вмешательство государства в экономические процессы посредством воздействия на функционирование рыночных механизмов административными (законодательными) методами и рычагами.

Дедукция - метод научного исследования, позволяющий обосновать частные явления и процессы на базе общих положений

Демонополизация - устранение государственной или иной монополии, диктующей свои условия рынку

Дифференциация продукта - степень взаимозаменяемости соперничающих товаров, возникающая благодаря их особым свойствам и позволяющая покупателю выразить свое предпочтение одному из товаров данного вида; существенный отличительный признак у товара (или услуги) может быть для покупателя как реальным, так и воображаемым

Догма Смита - оценка теории воспроизводства А.Смита, сделанная К.Марксом в связи с тем, что смитовская «цена годичного продукта труда» сводится целиком к дроходам, то есть исключает накопление, связанное с необходимостью возобновления воспроизводственного процесса и расширением его масштаба

Железный закон заработной платы - вытекает из теории народонаселения Т.Мальтуса и означает, что в силу естественного роста населения (соответственно опережающего прироста предложения рабочей силы) и убывающего плодородия земли уровень заработной платы в обществе якобы не сможет расти, неизменно оставаясь на низком уровне

Закон Кларка – оценка концепции Дж.Б.Кларка о распеределении доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; в соответствии с этим законом стимул увеличения фактора производства исчерпывается по мере того, как цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя.

Закон Сэя – концепция Ж.Б.Сэя о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, то есть бескризисном экономическом росте; в соответствии с этим законом при достижении и соблюдении обществом принципов свободы торговли производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), то есть производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются благодаря гибкому и свободному ценообразованию на рынке.

Законы Госсена - главные теоретические принципы маржинализма, одним из предшественников которого является Г.Госсен; различают два закона Госсена, из которых первый гласит, что с увеличением наличия данного блага его предельная полезность уменьшается, а в соответствии со вторым оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ

Индкуция – метод научного исследования, позволяющий выявить общие положения и принципы на основе частностей и отдельных фактов

Институционализм – одно из современных направлений эономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е гг. ХХ в. в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной его особенностью является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой

Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, кредитно-денежной политики и других мер воздействия на рыночный механизм.

Классическая политическая экономия – направление экономической мысли (период с конца XVII по вторую половину XIX в.), представители которого развенчали протекционистские идеи меркантилизма и заложили научную базу методологических и теоретических исследований рыночных экономических отношений; главной особенностью направления является пропаганда “чистой” экономической теории и целесообразности полной свободы предпринимательства и торговли, то есть абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь и механизм саморегулирования экономики

Количественная теория денег – теория, доказывающая, 1) поортодоксальной версии «классиков» – зависимость изменения цен на товары исключительно от количества денег в обращении; б) по версии «неоклассиков» – возможность корректировки цен на товары в связи со стоимостью денежного материала, непостоянным уровнем скорости обращения денег и количества товарной массы, а также с учетом степени ликвидности денег

Конкуренция монополистическая – рыночная ситуация, при которой степень усиления взаимозаменяемости соперничающих товаров, то есть «дифференциация продукта» позволяет продавцу контролировать уровень предложения и цены и достичь абсолютной монополии на собственный продукт, но при этом он (продавец) продолжает подвергаться конкуренции других продавцов, обладающих более или менее несовершенными заменителями

Конкуренция несовершенная – рыночная ситуация, при которой малое количество крупных производителей (продавцов) получает возможность влиять на уровень рыночной цены

Конкуренция совершенная (свободная, чистая или полная) – рыночная ситуация со многими продавцами и покупателями однородной продукции, которые не могут влиять на уровень цены на рынке

Крест Маршалла - графическое изображение пересечения кривой спроса и предложения, в точке пересечения которых устанавливается равновесие между ними, а также равновесная, то есть устойчивая цена

Кривая Филлипса - эмпирическая кривая, характеризующая связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем (долей) безработицы

Кривые безразличия - эмпирические кривые, отражающие сохранение суммарных полезностей потребляемых товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими

Ликвидность – способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя оплачивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в деньги

Макроэкономика - экономика как целое или ее важнейшие составляющие; раздел экономической теории, изучающий экономику в целом или ее основные составляющие

Маржинализм (маржинальная экономическая теория) – обобщение идей и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне

Маржинальная революция – произошедший в последней трети XIX в. переход от ценностей «классической школы» к ценностям (теоретико-методологическим принципам) маржинализма

Меркантилизм - направление экономической мысли (период XVI-XVIII вв.), представители которого отождествляли богатство страны с деньгами и рассматривали их как важнейшее средство экономического роста, а источник богатства видели во внешней торговле, в обеспечении активного торгового баланса; главной особенностью направления является пропаганда идей протекционистской экономической политики государства, то есть его участия в управлении хозяйственной системой

Металлическая теория денег – теория, трактующая обусловленность ценности денег весом подлежащей чеканке государством монеты

Микроэкономика - раздел экономической теории изучающий экономические единицы, например, фирмы, какие-либо отдельные экономические объекты или явления

Монетаризм - экономическая теория, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, в осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития

Монополия - предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет им контролировать и определять цены; форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями

Монополдьная цена – вид цены, устанавливаемой монополией. В зависимости от целей монополия может устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены

Монопсония – ситуация, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один единственный покупатель

Мультипликатор – множитель; категория, используемая в экономической теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликативный эффект. В частности, в кейнсианстве под мультипликатором понимается коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций

Невидимая рука – понятие, введенное в научный оборот А.Смитом, в соответствии с которым предполагается такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства, когда последнее, не противодействуя объективным экономическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», то есть свободного функционирования рыночного механизма

Нейтральность денег – теоретическое положение классиков, упрощающее суть денежного товара до некоего технического средства, удобного для обмена, и приводящее к ортодоксальной версии количественной теории денег

Неоклассическая теория – одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 90-е годы XIXв. На базе как идей экономического либерализма и «чистой теории», так и принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей и микроэкономического исследования, явившись альтернативой классической политической экономии; с 30-х гг. ХХ в. теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились макроэкономическими исследованиями и проблематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики

Неоклассический синтез - термин П.Самуэльсона, используемый «для обозначения… синтеза тех истин, которые были установлены классической политической экономией, и положений, доказанных современными теориями формирования доходов»; более широкая смысловая нагрузка этого термина в экономической литературе свидетельствует о формировании новой универсальной доктрины современной экономической науки

Неолиберализм - экономическая концепция государственного регулирования хозяйственных процессов на принципах достижения свободной («чистой») конкуренции предпринимателей, свободы рынков и других элементов экономического либерализма; альтернативная кейнсианству концепция государственного регулирования экономики

Номиналистическая теория денег – теория, трактующая обусловленность цкенности подлежащих чеканке денег тем номиналом оценки монеты, который устанавливается государством

Общее равновесие – устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребитель максимизирует значение функции полезности, при котором потребитель максимизирует получаемую прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения.

Олигополия - господство нескольких крупнейших фирм на рынке

Оптимум Парето (общественная максимальная полезность или Парето-оптимальное состояние рынка) – понятие, предназначенное для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека; концепция, позволяющая принять оптимальное решение по максимизации прибыли

Основной психологический закон - положение Дж.М.Кейнса, в соответствии с которым «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Политика конкуренции - совокупность законов и государственных мер, направленных на максимально возможную реализацию на практике идеала полной (свободной, чистой) конкуренции

Политическая экономия – термин, введенный в научный оборот А.Монкретьеном, издавшим в 1615 г. «Трактат политической экономии»; наименование экономической науки, призванной решать проблемы: а)государственного хозяйства (меркантилистская версия); б) свободного частного предпринимательства (версия классической политической экономии)

Порча монеты – снижение правительством ценности и веса национальной монеты в связи с ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами благодаря своим природным свойствам

Предельная полезность – способность удовлетворять наименее интенсивную потребность; дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги

Протекционизм - политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или косвенного ограничения импорта товаров.

Равновесная цена – цена товара при равенстве спроса и предложения

Склонность к ликвидности - стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских или ценных бумаг

Способ определения суммарной полезности – способ оценки предельной полезности потребляемых благ; способ называется аддитивным, если предельная полезность однородных благ с каждой последующей единицей характеризуется с убывающей тенденцией, и мультипликативным, если предельная полезность однородных благ умножается на их количество

Справедливая цена - категория экономического учения канонистов, объяснявшая правомерность административного (нерыночного ценообразования и возможности «продавать вещь дороже» во избежание нанесения ущерба как ее «владельцу», так и всей «общественной жизни»

Теория вменения – теория ценообразования австрийской школы, суть которой сводится к процессу последовательного вменения доли стоимости (ценности) блага «первого порядка» благам «последующих порядков», использованных при его производстве

Теория издержек производства – одна из затратныз ртрактовок теории стоимости, в соответствии с которой ценность товара обусловлена издержками в процессе производства на факторы «труд», «капитал» и «земля»

Теория ожидания – теория О.Бём-Баверка о механизме происхождения процента на капитал благодаря производительной сущности фактора времени; специфический ресурс «капитал» в зависимости от его размера и времени функционирования, то есть «ожидания», обеспечивает больший или меньший процент на капитал

Третьи лица - понятие введенное в научный оборот экономистами начала XIX в. в связи с утвердившимся к тому времени методом классового анализа процессов хозяйственной жизни; та часть людей, занятых в общественном производстве, которая наряду с главными производительными классами - собственниками-предпринимателями и наемными рабочими – содействует реализации общественного продукта

Трудовая теория стоимости – один из затратных вариантов теории стоимости, согласно которому ценность товара создается определенным количеством затраченного труда

Феномен избытка мощности - положение, выдвинутое Э.Чемберлином в теории монополистической конкуренции; возникает в процессе деятельности продавца-монополиста, стремящегося овладеть «известными частями общего рынка», и поддерживается его патентами, фабричными марками, репутацией, мастерством, особыми дарованиями

Физиократия - в переводе с греческого означает «власть природы»; течение классической политической экономии (вторя половина XVIIIв.) во Франции, представители которого исходили из определяющей роли в экономике и создании национального богатства земли, сельскохозяйственного производства

Хозяйственная (экономическая) система – концепция В.Ойкена о двух «идеальных типах» экономических систем: централизованно управляемой экономики (экономическая жизнь регулируется исходящими из одного центра планами) и меновой экономики (каждый субъект хозяйства руководствуется собственными планами)

Хозяйство Робинзона - термин, введенный в научный оборот К.Менгером, используемый для анализа экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (индивида), то есть на микроуровне, с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма

Хрематистика – термин, использованный Аристотелем при обозначении неестественной сферы деятельности людей; беспечное искусство наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций

Чистая эконоическая теория - теоретико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков», свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», то есть без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе

Экономикс – термин, введенный в научный оборот А.Маршаллом в работе «Принципы экономической науки» (1890); наименование экономической науки, которая, по словам П.Самуэльсона, «подразумевает экономию или максимизацию» и посвящена «проблеме оптимального объема, при котором прибыль достигает максимума»

Экономический либерализм – политика невмешательства государства в экономику; совокупность экономических свобод: свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.п.

Эластичность предложения – реакция предложения на изменение цены.

Эффект Веблена - характеристика ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «актуальности» либо «престижности» среди населения, и тогда товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти

Эффективный спрос – термин из концепции Дж.М.Кейнса о потенциально возможном и стимулируемом государством спросе на инвестиции и средства производства.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1 Основная литература:



  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2000.

  2. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.



Дополнительная литература:

  1. Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998.

  2. Костюк В.Н. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Центр, 1997.

  3. Левита Р.Я. История экономических учений. - М.: Catallaxy, 1995 и другие издания.

  4. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер.с англ. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

  5. Афанасьев В.С. Первые системы политической экономии (Метод экономической двойственности): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  6. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.



Вспомогательная литература:


  1. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. - М., 1992

  2. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. – М.: Политиздат, 1990.

  3. Аникин А.В. Юность науки. – М.: Политиздат, 1985 и др. издания.

  4. Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: Очерк теории. – М.: Экономика, 1985.

  5. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 1998.

  6. Березин И.С. Краткая история экономической мысли: Учебное пособие. - М., 2000.

  7. Браунинг П. Современные экономические теории – буржуазные концепции: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1987.

  8. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. – М.: Мысль,1987-1996.

  9. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учебное пособие/ Под общ. ред. Ю.В.Горбачевой. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.

  10. Добрынин А.В. Экономическое учение Дж.М. Кейнса и современность. - М., 1990.

  11. История экономических учений: Учебное пособие/Под ред. А.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевей. – М.: Инфра-М, 2004.

  12. История экономических учений: Учебное пособие/ Г.А.Шмарловская, А.Н.Тур, Е.Е.Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А.Шмарловской. – 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2001.

  13. История экономических учений: Учебное пособие. Ч.1. – М.: МГУ, 1989.

  14. История экономических учений: Учебник. Ч.II. – М.: МГУ, 1994.

  15. История экономических учений: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.С.Адвадзе, проф. А.С.Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  16. История экономических учений: (современный этап): Учебник/ Под общ. ред. А.Г.Худокормова. – М.: ИНФРА-М,1998.

  17. История экономической мысли: Учебное пособие/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Круглова В.В. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2005.

  18. История экономической мысли в России: Учебное пособие. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

  19. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Васюков А.И. Основные течения российской экономической мысли в 20-30-е годы ХХ столетия: Очерки: В 4 ч. - СПб.: Изд-во СпбУЭиФ,1993-1995.

  20. Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  21. Лившиц А.Я. Монетаризм: концепция экономической политики. Научно-аналитический обзор. - М., 1983.

  22. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – 2-е изд. - М.: Дело, Вита-Пресс, 2000.

  23. Малинин В.А. История русского утопического социализма: От зарождения до 60-х годов XIX в. - М., 1977.

  24. Нобелевские лауреаты по экономике и российские экономические школы. Международный симпозиум. Секция «Финансово-экономические механизмы развития общества». 16-18 сентября 2003 года: Сборник докладов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ,2003.

  25. Отмахов П.А. Современная американская политическая экономия (вопросы методологии). - М., 1991.

  26. Павлов В.А. История российской политической экономии: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,1995.

  27. Родионова Т.Н. Учебное пособие по курсу истории экономических учений для студентов дневного и вечернего факультетов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2000.

  28. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: Пер.с англ. – М.: Прогресс, 1968.

  29. Тарушкин А.Б. Институциональная экономика: Учебное пособие. – СПб, Питер, 2004.

  30. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1997.

  31. Утопический социализм в России: Хрестоматия. - М., 1985.

  32. Шухов Н.С. Математическая экономия в России (1867-1917) // Экономика и математические методы.- 1987. – Вып. 4.

  33. Эклунд К. Эффективная экономика – шведская модель: Пер.со швед. – М., Экономика,1991.

  34. Экономическое наследие Н.Д. Кондратьева и современность. (Ученые записки кафедр общественных наук вузов С.-Петербурга. Политическая экономия. Вып. XXXI). - СПб., 1994.

  35. Эспинас А. История экономических учений: Пер. с франц. – СПб.,1998.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 6

Содержание курса 8

Планы семинарских занятий 12

Методические рекомендации по изучению 18

дисциплины

Вопросов к зачету 20

Контрольные задания по дисциплине 23

Глоссарий 26



Литература 34









Чем лучше врач, тем больше он знает бесполезных лекарств. Бенджамин Франклин
ещё >>