Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 (521500) "Менеджмент" по специальностям: 080507 (061100) «Менеджмент организаци - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность... 5 900.39kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 2 395.71kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 02 «Международный менеджмент»... 2 467.23kb.
Утверждена 5 572.78kb.
Учебно-методический комплекс По специальностям 060200 Экономика труда... 21 3426.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации»... 1 189.12kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория организации» для... 2 482.2kb.
Программа дисциплины "Электронный бизнес" 1 154.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: экономическая теория... 5 1585.52kb.
Методическое пособие для студентов специальности 080507 "Менеджмент... 13 1258.65kb.
Учебное пособие подготовлено с учетом требований государственного... 1 140.63kb.
Лекция Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии 2 Лекция Экономические... 14 2711.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 (521500) "Менеджмент" по специальностям - страница №1/4


Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по направлениям:

080500 (521500) - "Менеджмент"


по специальностям:

080507 (061100) – «Менеджмент организации»

Санкт-Петербург

2006
История экономических учений: Учебно-методический комплекс /Авт.сост. Т.Н.Родионова - СПб.: ИВЭСЭП, 2006.

Утвержден на заседании кафедры

экономической теории и предпринимательства,

протокол №6 от 03.04.2006г.

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

Протокол №

Автор-составитель

Кандидат экономических наук, доцент

Т.Н. Родионова

Рецензенты:

доктор экономических наук, проф.,

В.В.Круглов;


1. Пояснительная записка
Цель изучения дисциплины «История экономических учений» состоит в формировании у студентов историко-экономического мышления, необходимого для понимания ими сущности процессов, происходящих в экономике и обществе, приобретении необходимых базовых навыков практической работы с информацией экономического характера, что важно для подготовки специалистов экономического профиля.

Изучение курса Истории экономических учений основано на знаниях, полученных студентами по дисциплинам «Философия», «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика».

Структурно курс состоит из восьми разделов и двадцати трех базовых тем, в которых рассматриваются основные направления и школы развития экономической мысли. Изложение строится в определенной структурно-логической последовательности, отражающей процесс познания меняющейся экономической действительности с учетом закономерностей развития производительных сил общества.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:



  • основные направления развития экономической мысли

  • основные школы экономической мысли

  • временные рамки развития отдельных направлений и школ

  • основных представителей экономической мысли в различных странах

  • теоретическое содержание экономических идей основных представителей различных направлений

Студенты должны уметь:

- ориентироваться в широком разнообразии экономических воззрений

- отличать различные направления экономической мысли по их теоретическому содержанию и по применяемой терминологии

- передать содержание и дать оценку предшествующих теорий с точки зрения современной экономической мысли


  • основываясь на имеющемся теоретическом опыте, делать выводы, касающиеся современного развития экономической теории и практики.



Выписка из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

ОПД. ОФ. 02 История экономических учений


История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева - в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Учебно-тематический план


Наименование темы

количество часов



Всего

в том числе





лекции

семин.

ВВЕДЕНИЕ. История экономических учений как составная часть экономической науки. Предмет и метод истории экономических учений.

1

1




РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.










1. Экономическая мысль Древнего мира и Средних веков.

2

2




2. Меркантилизм первая школа политической экономии.

1

1




РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.










3. Ранний период развития классической школы политэкономии в Англии и во Франции.

2

2




4. Экономическая школа физиократов.

2

2




5. Экономическое учение А.Смита.

4

2

2

6. "Пессимистическое" направление развития классической политической экономии: учения Д. Рикардо и Т.Р. Мальтуса.

4

2

2

7. "Оптимистическое" направление развития классической политической экономии.

1

1




8. Рикардианство. Завершение классической политической экономии

1

1




РАЗДЕЛ III. ПЕРЕСМОТР ИДЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ТЕЧЕНИЙ В ПОЛИТЭКОНОМИИ.










9. Экономическое учение Ж.Ш.Л. Симонд де Сисмонди

1

1




10. Ф.Лист и формирование исторической школы. Новая историческая школа в Германии.

2

2




11. Зарождение и эволюция институционализма.

1

1




РАЗДЕЛ 1У. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.










12. Учение К.Маркса и европейский марксизм.

4

2

2

РАЗДЕЛ V. МАРЖИНАЛИЗМ И ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ.







2

13. Возникновение маржинализма.

2

2




14. Становление неоклассической экономической теории.

2

2




15. Теории хозяйственной свободы. Критика планово-централизованной экономической системы.

2

2




РАЗДЕЛ VI. ПЕРЕСМОТР НЕОКЛАССИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ







2

16. Развитие экономического анализа.

1

1




17. Теория государственного регулирования рыночной экономики Дж. М. Кейнса.

2

2




18. Развитие кейнсианства в послевоенный период. "Неоклассический синтез".

1

1




РАЗДЕЛ VII. OCHOBНЫE НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.







2

19. Социально-институциональное направление. Теории индустриального и постиндустриального общества. Теория стадий экономического роста.

1

1




20. Неоклассическое направление. Монетаризм. Чикагская школа М.Фридмена.

1

1




21. Теории мирового хозяйства.

1

1




ИТОГО

30

18

12


Методические рекомендации по изучению дисциплины
Изучение дисциплины предполагает посещение и конспектирование лекций, внимательное их прочтение, дополнение лекционного материала на основе последующей работы с учебниками и учебными пособиями. По каждой теме важно обращение к историко-экономической ситуации того времени, что требует привлечения знаний, полученных в курсе Истории экономики. Для глубокого осмысления материала необходимо его сопоставление с материалом предыдущих тем.

Для успешного усвоения лекционного материала студентам предлагается по мере изучения материала самостоятельно заполнять сравнительную таблицу (для этого потребуется несколько развернутых листов) и проследить по ней постепенное изменение, развитие трактовки ряда понятий и категорий, появление новых концепций.

В процессе изучения следует стремиться к составлению общей картины, выявлению преемственности ряда теорий, выделению поворотных моментов в развитии экономической мысли. Этому может способствовать самостоятельное составление дополнительного наглядного краткого конспекта в форме сравнительной таблицы.

Мы предлагаем лишь примерный вариант сравнительной таблицы, который поможет начать сопоставление, например, со школы меркантилизма, далее перейти к учениям представителей классической политической экономии и т.д. По мере рассмотрения последующих учений студенты могут несколько изменить таблицу, ввести в нее новые категории и проблемы, которые были в соответствующий период дискуссионными.

Предлагаемая работа предполагает творческий подход со стороны студентов, активное изучение лекционного материала и учебной литературы. По мере изучения материала в таблице последовательно заполняются новые и новые графы (очень коротко, тезисно). В ней должны быть указаны самые важные, основные моменты учения того или иного экономиста. Это позволяет в дальнейшем использовать таблицу для более беглого повторения и закрепления материала.

Примерный вариант сравнительной таблицы
Характеристика экономических воззрений различных авторов, школ экономической мысли.


Направления

Экон. мысли






Школы




проблемы экономической теории










Методология

Предмет и задачи экон. науки

Сфера анализа











Богатство

Стоимость/ценность

Деньги, их функции, кол-во денег

Капитал и его структура












Доходы:

ЗПЛ


Прибыль

Процент


Рента










Производительный

труд


Проблема сбыта/реализации

Проблема кризисов

Классовая структура

Роль государства












Рассмотрение других вопросов
Практические предложения и программы












Программа дисциплины
Введение
История экономических учений как составная часть

экономической науки. Предмет и метод

истории экономических учений

История экономических учений как составная часть экономической науки. Предмет и метод истории экономических учений. Цели и задачи курса истории экономических учений.

Современные трактовки эволюции науки. Основные этапы развития экономической мысли. Изменение задач, предмета и методов познания в экономической науке.

Литература:

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: "Дело ЛТД", 1994.

1994.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.



Раздел I. Экономическая мысль до возникновения классической школы
Тема 1. Экономическая мысль Древнего мира и Средних веков.

Особенности формирования экономических воззрений рабовладельческого общества в Древней Азии и античном мире.

Экономическая мысль Древнего Востока: Вавилонии, Китая, Индии.

Экономическая мысль Древней Греции. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона. Экономические воззрения Аристотеля. Его понимание товарного хозяйства.

Экономическая мысль Древнего Рима. Экономические идеи братьев Гракх, Катона, Варрона, Колумеллы. Их взгляды по поводу организации рабовладельческих хозяйств.

Экономические идеи раннего христианства.

Экономическая мысль средневековой Европы. Экономические воззрения канонистов (Ф. Аквинский). Социально-экономические идеи реформации. Социальные утопии позднего средневековья (Т.Мор, Т. Кампанелла).

Экономическая мысль средневекового Востока. Хозяйственные предписания Корана. Взгляды Ибн-Хальдуна.


Экономические идеи средневековой России. Их отражение в экономическом законодательстве того времени.
Литература:
Аникин А.В. Юность науки. - М.: Политиздат, 1985 и другие издания. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. 1. - М.: Мысль,

1987.


История экономических учений: Учебное пособие. Ч. 1. - М.: МГУ, 1989. С. 14- 48.

История экономической мысли: Учебное пособие/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Круглова В.В. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2005. – Гл.1,2.

История экономической мысли в России: Учебное пособие. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - С. 5-17.

Левита Р.Я. История экономических учений. - М.: Catallaxy, 1995. - С. 5 - 8.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. - С. 17 - 70, 223 - 233. -

Ядгаров Я. С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996. - С. 14 - 26.


Тема 2. Меркантилизм - первая школа политической экономии.

Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Исторические границы меркантилизма, два этапа его развития (ранний и поздний), соответствующие им меры экономической политики. Протекционизм.

Экономическая теория меркантилизма: сфера анализа, понимание богатства, денег, производительного труда.

Меркантилизм в России. Экономические идеи Ю. Крижанича и И.Т. Посошкова. "Книга о скудости и богатстве" Посошкова: критика подневольного труда, комплексная программа развития экономики России. Вероятные последствия реализации практической программы Посошкова. Понимание Посошковым роли и проблем сельского хозяйства, промыслов, торговли, финансовой сферы.


Литература:
Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. --М.: Политиздат, 1990. - С. 20-41.

Аникин А.В. Юность науки. - М.: Политиздат, 1985 и другие издания.

Афанасьев B.C. Этапы развития буржуазной политической эконо­мии: Очерк теории. - М.: Экономика, 1985. - С. 29 - 32.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: "Дело ЛТД", 1994. - С. 9-21.

Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1987.

История экономических учений: Учебное пособие. Ч. 1. - М.: МГУ, 1989. - С. 48 - 56.

История экономической мысли: Учебное пособие/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Круглова В.В. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2005. – Гл.3,5,7.

История экономической мысли в России: Учебное пособие. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - С. 18 -31.

Левита Р.Я. История экономических учений. - М.: Catallaxy, 1995. - С. 8 - 10.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. - М Дело, Вита-Пресс, 1996.

Платонов Д.Н. Иван Посошков. - М.: Экономика, 1989.

Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996. - С. 26 - 32.



Раздел II Эволюция классической школы политэкономии.

следующая страница >>



Чужие шутки и чужие дети никогда не бывают так хороши, как наши.
ещё >>