Учебно-методический комплекс по «Культурологии» предназначен для студентов всех специальностей института, дневного, вечернего и заоч - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«российское предпринимательское право» 13 1994.39kb.
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений... 6 1497.71kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическое право»... 5 1043.3kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... 2 414.15kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения... 3 454.87kb.
Литература по дисциплине, вопросы для самоконтроля. Учебно-методический... 4 406.74kb.
Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения... 11 2095.91kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очных отделений, обучающихся... 1 297.96kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» 5 1070.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 19 3658.9kb.
22 сентября 2011г г. Кострома 8 497.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по «Культурологии» предназначен для студентов всех специальностей - страница №1/3



НОУ ВПО ИВЭСЭП

НегосударственноЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»









КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по всем специальностям

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011
Культурология: учебно-методический комплекс /Авторы – составители: Томалинцева Л.Д., Фролова Н.А. - СПб.: ИВЭСЭП, 2011.

Утвержден на заседании кафедры философии.

Протокол № 1 от 25.08.2011 г.

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим советом.

Протокол № 1 от 07.09.2011 г.

Авторы-составители:

к.ф.н., доцент Томалинцева Л.Л.,

к.и.н., доцент Фролова Н.А.


Рецензент

доктор философских наук, профессор

Р. А. Зобов


Ответственная за выпуск

Н. А. Фролова

Компьютерные работы

Л. Д. Томалинцева
© Л.Д. Томалинцева,

Н.А Фролова, 2011

© СПб ИВЭСЭП, 2011


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий учебно-методический комплекс по «Культурологии» предназначен для студентов всех специальностей института, дневного, вечернего и заочного отделений.

Культурология является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла и данная программа соответствует Государственному образовательному стандарту Министерства образования РФ.

Цель курса ввести студента в мир культуры, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения, познакомить с историей культурологической мысли, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, методами культурологических исследований.

Студент должен овладеть категориальным аппаратом данной области знания, оценить диалог культур в современном мире, познакомиться с особенностями возникновения и функционирования различных культурных моделей.



Задачей курса является формирование представлений о социокультурной динамике, типологии и классификации культур внутри – и межкультурных коммуникаций, знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа, изучение основных понятий культурологии, эволюции понятий «культура» и «цивилизация», выделение доминирующих в той или иной культуре ценностей значений и смыслов, составляющих ее историко-культурное своеобразие.

  1. УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование специальностей




лекции

семинары

сам. раб.

Итого

1

2

3

4

5

6

1.

Менеджмент организации

30

6

44

80

2.

Финансы и кредит

30

6

24

60

3.

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

30

6

24

60

4.

Международные отношения

28

6

34

68

5.

Мировая экономика

30

6

36

72

6.

Коммерция

26

8

26

60

7.

Юриспруденция

30

6

24

60

8.

Перевод и переводоведение

26

12

38

76

9.

Регионоведение

28

6

34

68

10.

Организация перевозок и управление на транспорте (авт.)

26

8

26

60

11.

Психология

30

6

32

68

12.

Прикладная информатика

18

18

24

60
Количество аудиторных часов, отведенных на изучение культурологи студентами различных специальностей отличается, поэтому рассматривается два различных плана.

Для всех специальностей, кроме Прикладной информатики, где распределение часов является наиболее распространенным: 30 лекционных и 6 семинарских (перераспределение материала между лекционными и семинарскими занятиями осуществляет сам преподаватель, не меняя содержания курса).

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов




лек-ции

семи-нары

всего




1

2

3

4

5






Культурология как наука. Введение в предмет

2




2






Культура как предмет научного исследования


2




2






Сущность, структура и функции

2




2






Природа и культура

2

2

4






Взаимосвязь человека и культуры. Культура и ценности.

4

2

6







Культура как мир знаков, значений, смыслов

4




4






Типология культур. Исторические образы

культуры в современном сознании



6

2

8







Единство и многообразие культуры.

Культурная картина мира.



4



4







Динамика культуры.

4




4




Итого

30

6

36





Для специальности: Прикладная информатика


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

лек-ции

семи-нары

всего

1

2

3

4

5



Культурология как наука. Введение в предмет

2




2



Культура как предмет научного исследования

2

2

4



Сущность, структура и функции

2




2



Природа и культура.

2

2

4



Взаимосвязь человека и культуры. Культура и ценности.

2

2

4




Культура как мир знаков, значений, смыслов

2

4

6



Типология культур. Исторические образы

культуры в современном сознании



2

4

6




Единство и многообразие культуры.

Культурная картина мира.



2

4

6




Динамика культуры.

2




2

Итого

18

18

36



3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. Культурология как наука. Введение в предмет.

Культурология – наука о культуре. Л. Уайт – основатель культурологии как научной дисциплины.

Философия культуры как методология культурологии, обеспечивающая выбор ее познавательных ориентиров, дающая возможность различной трактовки природы и сущности культуры.

Культурология как интегративная область знания. Междисциплинарные связи культурологии.

Объект культурологии – культура, как целостная, динамичная, открытая, развивающаяся система, как специфический и уникальный феномен.

Структура культурологии: теоретическая, историческая и прикладная культурология.

Культурология как социогуманитарная дисциплина и необходимая составляющая профессиональной подготовки бакалавров всех специальностей.

ТЕМА 2. Культура как предмет научного исследования.

Становление и развитие представлений и культуре. Происхождение и трансформация термина «культура». Проблема многозначности смысла термина «культура».

Различие светского и религиозного подходов в толковании термина «культура».

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

Различие подходов в теоретическом определении культуры.

ТЕМА 3. Сущность, структура, функции культуры.

Культура как сложная, многоуровневая система. Внутренние и внешние связи в системе культуры.

Технико-технологическая и предметно-продуктивная грани культуры. Три слоя культуры: материальная, духовная (мифология, религия, искусство, философия, наука) и художественная культура.

Подразделение культуры по ее носителю: мировая и национальная культуры; культуры различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная и т.д.), семьи, отдельного человека. Выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культур.

Разнообразие функций культуры как отражение сложности и многоуровневости структуры культуры.

Культура как многофункциональное явление. Функции отдельных элементов культуры по отношению ко всей системе культуры (функции языка или науки, искусства

в культуре).

Социальные функции культуры (по отношению ко всему обществу в целом): адаптационная, ценностно-нормативная, коммуникативно-информационная, интегративная; функция социализации, организационно-регулятивная функция.



ТЕМА 4. Природа и культура.

Культура как преображенная человеком природа по законам общества. Культура как социально выраженная природа.

Познание соразмерности законов природы и закономерностей развития культуры – задача культурологии.

Культура как акт преодоления природы человека, выход за границы инстинкта, животного начала и сотворения того, может надстроиться над природой.

Культура как результат особого, свободного вида активности, преодолевающего видовую закрепленность.

Культура как «вторая природа», искусственная среда, создаваемая человеком. Познание природы через преображение культурной формой (П. Флоренский).

Художественная жизнь любой культуры как отражение отношения человека и общества к природе.

Природопокорительское мировоззрение как крайнее выражение стихийно-рыночной стратегии развития, как фактор угрозы выживанию человека и биосферы. А. Швейцер о «Благоговении перед жизнью», о необходимости воспитания истинно культурного отношения к природе как к общечеловеческой ценности.



ТЕМА 5. Взаимосвязь человека и культуры. Культура и ценности.

Человек как творец культуры в процессе физической и умственной деятельности для удовлетворения материальных и духовных потребностей, а также в поисках смысла своего существования. Принадлежность к культуре как главное отличие человека от животного.

Культура как сущностное, родовое свойство человека, мера человеческого в человеке.

Культура как совокупность средств и символов, определяющих социальную адаптацию человека, способы и направления его самореализации.

Культура как сфера возможного и допустимого для человека на определенном этапе развития общества.

Освоение культуры как условие социализации человека, его индивидуализации и развития сущностных сил. Процесс формирования личности как процесс «вхождения» в культуру, освоения знаний, умений, норм общения, социального опыта, традиций, духовных ценностей.

Человек как разрушитель и жертва культуры.

Ценности как ядро культуры, позволяющие сохранить ее целостность и устойчивость.

Аксиология как учение о ценностях культуры.

Ценности, их социальное и культурное значение. Проблема соотношения, соподчинения и иерархии ценностей в культуре.

Ценности как выражение человеческого измерения культуры и смысла существования общества и личности.

Культурный диапазон и выбор личности.



ТЕМА 6. Культура как мир знаков, значений, смыслов.

Культура как сложная и многообразная знаковая система. Основные типы знаковых средств культуры: естественные и искусственные языки; системы сигнализации, языки изобразительных систем (образы, символика), конвенциональные (условные) знаки.

Семиотика как наука, изучающая совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация; происхождение смыслов и имен культуры и ее элементов, их историческую эволюцию и взаимодействие; измерение символико-смысловой и информационной насыщенности культуры; специфическую область культурной жизни, так называемую «семиосферу» (Ю.М. Лотман) как сферу знаковой деятельности человека и ее результатов в целом.

«Культурный текст», «культурный код» как ключевые понятия семиотики. Соотношение понятий «текст», «контекст», «подтекст». Понятия «знак», «символ», «язык», их соотношение и значение в осмыслении символического измерения культуры.

Вторичные знаковые системы («культурные коды») и их особая роль в моделировании мира культуры.

ТЕМА 7. Типология культур. Исторические образы культуры в современном сознании.

Типология (или классификация) как метод научного познания, помогающий упорядочить представление о различных феноменах культуры, систематизировать их по какому-либо основанию, признаку и свести их к определенным типам.

Тип как своеобразная идеальная, теоретическая модель для группы предметов, объектов, явлений, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования.

Значение процесса типологии в изучении обширной группы явлений, в выяснении закономерностей развития сложных систем, их структурных элементов, сходства и различия их объектов и способов их идентификации.

Основные принципы (критерии) в типологизации культур: формационно-экономический, технико-экономический, религиозный, этнический, национальный, географический, аксиологический (ценностный), этнолингвистический, биолого-антропологический и т. д.

Исторический подход и его роль в целостном изучении мировой культуры. Культурно-исторические типы (Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер).

Теория идеальных типов культуры М. Вебера. Традиционный и рациональный типы как своеобразные идеальные ориентации экономического поведения.

Абстрактные типы культур К. Ясперса (культура «осевых народов» - Китай, Индия, Иран, Иудея, Греция; культура народов, не затронутых «Осевым временем» - Египет, Вавилония; культура народов, развитие которых пошло в сторону от «магистрального направления цивилизации», которые к «осевому времени» уже сложились как самобытные и пребывали в состоянии «дремотности» и «первобытности».

Цивилизационный подход в выделении типов культуры: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

Типология культур по коммуникационным основаниям: «письменный», «книжный», «экранный», а также культура «новейших информационных технологий».

Элитарная, народная, массовая культуры.

Культура и субкультура. Молодежная субкультура. Субкультурные и контркультурные ориентации в обществе как способ поиска новых норм, мотивов и способов деятельности, катализатор изменений в господствующей культуре.




следующая страница >>



Магазин закрывается за 15 минут до закрытия. Правило советской торговли
ещё >>