Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов очной формы обучения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология юридической... 1 135.68kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Интернет-технологии"... 1 184.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической... 1 188.87kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология образования... 1 253.96kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Криминология» 15 2484.81kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 5 773.26kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 6 1000.3kb.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История»... 5 709.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.69kb.
Тематический план для студентов очной формы обучения 7 2 Тематический... 1 141.3kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»... 9 1275.4kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 5 437.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов - страница №1/6


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Мартынов Б.В.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Социология

и

политология»

для студентов очной формы обучения

направлений подготовки

030300.62 Психология

080200.62 Менеджмент

Ростов-на-Дону

2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки психология и менеджмент.



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол № 1 от 31.08.2011) и утвержден Учебно-методическим советом НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание семинарских и интерактивных практических занятий, темы учебных проектов и эссе, требования к уровню освоения программы, примерные тестовые задания.

Составитель: к.филос.наук, доцент Мартынов Б.В.


Рецензент: д.филос.наук, профессор Подопригора С.Я.


Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание



1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 6

1.3.1 Лекции 6

1.3.2 Семинарские занятия 8

Определения демократии. Конституирующие признаки демократии. Демократия классического либерализма, плюралистическая и коллективистская демократии. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. Предпосылки и пути демократизации. Общие модели демократизации. Рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Суверенная демократия современной России. 9

1.3.3 Интерактивные занятия 10

1.4 Самостоятельная работа 11

1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 12

1.5.1 Основная литература 12

1.5.2 Дополнительная литература 12

Определения демократии. Конституирующие признаки демократии. Демократия классического либерализма, плюралистическая и коллективистская демократии. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. Предпосылки и пути демократизации. Общие модели демократизации. Рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Суверенная демократия современной России. 18


1. Рабочая программа дисциплины
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Главной целью изучения данной дисциплины является: освоение основных категорий, понятий, законов, направления развития политологии и социологии; основных закономерностей и этапов исторического развития общества, умение применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, формирование навыков целостного подхода к анализу проблем общества; формирования общекультурных компетенций, выраженных в знании и понимании законов развития общества и умении оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.



Задачи данной дисциплины состоят в подготовке к выполнению аналитической и научно-исследовательской профессиональной деятельности выпускника

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГИЯ:

Овладеть компетенциями:

  1. Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  2. Способность и готовность самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

Иметь представление: о сущности и причинах возникновения социальных и политических отношений; о видах и функциях социальных и политических институтов, источниках их формирования и развития

Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития политологии и социологии; основные закономерности и этапы исторического развития общества

Уметь: анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ:

Овладеть компетенциями:

  1. Знать и понимать законы развития общества и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2)

  2. Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13)

Иметь представление: о сущности и причинах возникновения социальных и политических отношений; о видах и функциях социальных и политических институтов, источниках их формирования и развития

Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития политологии и социологии; основные закономерности и этапы исторического развития общества

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе

Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. Часов


1

Предмет, роль и функции социологии

Объект социологического знания. Социология в системе наук. Специфика социологического знания. Предмет социологии. Функции социологии. Методы социологического исследования. Основные этапы становления социологии как науки. Позитивизм и антипозитивизм. Социология О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса. Категории социологии: общество, личность, социальные институты, социальное поведение и управление. Функционализм и конфликтология.

2

2

Общество: сущность, типы, развитие

Общество как система общественных отношений. Основные компоненты функционирования общества (экономические, социальные, политические, идеологические). Признаки общества. Функционирование общества. Модели общественных отношений. Сущность и специфика цивилизационного и формационного подходов к анализу общественного развития. Понятие социального процесса. Модернизация. Типология обществ. Открытое и закрытое общество. Закон трёх стадий. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное общество). Их признаки и отличия

2

3

Социальная структура общества

Проблема строения общества: социальная неоднородность и неравенство людей. Элементы социальной структуры. Понятие и виды социальных общностей. Социальная дифференциация. Стратификационная структура общества. Кастовая, сословная и классовая система стратификации. Подходы К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина. Современная теория стратификации. Понятие социально-экономического статуса. Его элементы. Социальная мобильность. Проблемы социальной стратификации и социальной мобильности в российском обществе

2

4

Личность и общество

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Концепции личности: ролевая, бихевиористская, фрейдистская, марксовская. Экономический человек. Социализация: сущность, основные направления, виды. Модель подчинения и модель интересов. Социальная адаптация: особенности, показатели, типы. Сущность интериоризации. Понятия ресоциализации и десоциализации. Личный статус. Социальная роль.

2

5

Понятие, структура и функции политики

Понятие политики. Экономическое определение политики. Правовая концепция политики. Психологическое определение политики бихевиоризма. Телеологический и системный подходы Т. Парсонса. Структура, объекты и субъекты, функции и методы политики. Классификация политики. Формы политики. Роль политики в развитии общества. Политические отношения. Политические теории современности. Социально-политические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства.

2

6

Политические институты

Политическая организация общества. Понятие и природа государства, его признаки. Теории общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка. Конституционное и традиционное государство. Правовое и социальное государство. Институты гражданского общества. Проблемы институционализации и проектирования. Группы интересов и их функции. Понятие лоббирования. Теория групп М. Олсона. Политические партии, их сущность и функции. Институт федерализма. Проблема его развития в России и зарубежом.

2

7

Власть и гражданское общество

Понятие политической власти. Природа политической власти: классовая, элитарная, теологическая, поведенческая. Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры. Объект власти: индивид, социальные группы, масса, класс. Источники политической власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, интерес. Ресурсы власти. Классификация А. Этциони: утилитарные, принудительные, нормативные. Легитимность и легальность власти. Понятие гражданского общества. Предпосылки его возникновения. Этапы развития гражданского общества: конкурентное, когерентное, плюралистическое.

2

8

Политическое развитие и модернизация

Природа политических изменений. Понятие, содержание и причины политической модернизации. Критерии развития политических систем. Кризисы политического развития. Теория политической модернизации. Школы и концепции (Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай). Первая волна модернизации (Зап. Европа, США, Канада). Вторая волна модернизации - догоняющая модернизация (Россия, Турция, Бразилия). Проблема выбора путей и вариантов модернизации. Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Третья волна модернизации. Политическая модернизация в современной России, перспективы, особенности и проблемы.

2

ИТОГО

16

следующая страница >>



Некоторые писатели походят на того шарлатана, который вытаскивает из своего рта целые аршины лент. Пьер Буаст
ещё >>