Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история... 7 1530.65kb.
Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) 6 721.34kb.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История»... 5 709.33kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 11 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история»... 9 1523.22kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 5 964.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика» «История... 17 1490.48kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.69kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «история отечественного... 6 1320.53kb.
О захоронениях в Ульброкском лесу 1 15.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» - страница №1/5

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА


О.И. Быльченко


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
(для студентов дневной формы обучения)

Ростов-на-Дону


2009

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов всех специальностей.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины» (протокол № 3 от 17.11.08).

Составитель: канд. ист. Наук, доцент О.И. Быльченко

Рецензенты: доктор истор. Наук, профессор Паламарчук Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

5

2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

10

3. ПРАКТИКА

56

4. КОНТРОЛЬНЫЕ работы

65

5. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

69

6. модули

72

























ВВЕДЕНИЕ
История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) традиционно рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Основная задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта.

История нашего Отечества – это калейдоскоп героических и трагических событий. За более чем тысячелетний период существования Российское государство испытало периоды расцвета и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям, но всегда находило возможность побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и продолжало развиваться, оказывая влияние на мировое политическое, экономическое и культурное развитие.

Предлагаемый учебно-методический комплекс должен помочь студентам получить представление о наиболее значимых событиях нашей истории, ее закономерностях, роли личности, связей с мировой историей.

В целях стимулирования творческой работы и улучшения управления учебным процессом использована рейтинговая система оценки знаний студентов. Она дает возможность к моменту завершения курса набрать определенную сумму баллов. В зависимости от набранной суммы определяется итоговая оценка:

85-100 баллов – «пять»

70-84 балла – «четыре»

60-69 баллов – «три»

менее 60 баллов – «два».

Изучаемый материал распределен по двум блокам. Каждый из них включает соответствующие темы лекций и семинарских занятий, контрольные задания, тесты, список рефератов, а также дополнительные задания разного уровня сложности.

Студент может получить дополнительно еще 15 баллов при выполнении других видов учебной и научной работы, не предусмотренных учебным планом (например, написание реферата и участие в конференции). В этом случае максимальная сумма баллов будет равна 115.




  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ



п/п

Темы лекционных занятий

Кол-во

часов



Россия и мир в период средневековья (IX – XV вв.).

2



Россия в XVI-XVII вв.

2



Российская империя в XVIII в.

2



Россия в первой половине XIX в.: упущенные возможности

2



Россия во второй половине XIX в.: от реформ Александра II к контрреформам Александра III

2



Реформы и революции начала XX в.

2



Построение социализма в России – СССР (1917 – конец 30-х гг.)

2



Место СССР в мире накануне и в годы Второй мировой и Великой Отечественной Войны

2



От апогея сталинизма (1945-1953) – к ослаблению тоталитарного режима сер. 50-х – сер. 80-х гг.

2



От консервативной модернизации СССР 1985-1991 к радикальным реформам 90-х гг. XX века

2

ИТОГО:

20



ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во

часов

1.

От Руси – к России (IX – XVI вв.)

2

2.

Первая попытка модернизации России и ее последствия (XVIII в.)

2

3.

Либеральные и военно-бюрократические тенденции XIX в.

2

4.

Большевики у власти: надежды и реалии (1917 – конец 30-х)

2

5.

Актуальные проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

2

6.

Проблемы и противоречия застойного периода (1964-1985 гг.)

2

7.

На пути к новой России (август 1991 г. – настоящее время)

2

ИТОГО:

14


ТЕМАТИКА КУРСА ПО модулям





Кол-во часов




БЛОК 1

лекции

семинары

1.

Россия и мир в период средневековья (IX-XV вв.).

2

2

2.

Россия в XVI-XVII вв.

2




3.

Российская империя в XVIII в.

2

2

4.

Россия в первой половине XIX в.: упущенные возможности

2




5.

Россия во II половине XIX в.: от реформ Александра II к контрреформам Александра III

2

2










БЛОК 2







1.

Реформы и революции начала XX в.

2




2.

Большевики у власти: надежды и реалии (1917 – конец 30-х)

2

2

3.

Место СССР в мире накануне и в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны (конец 30-х – сер. 40-х гг.)

2

2

4.

От апогея сталинизма (1945-1953) – к ослаблению тоталитарного режима сер. 50-х – сер. 80-х гг.

2

2

5.

От консервативной модернизации СССР 1985-1991 к радикальным реформам 90-х гг. и строительству новой России

2

2




Итого:

20

14













Содержание программы
Тема 1. Россия и мир в период средневековья (IXXV вв.).

Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Славянское общество в эпоху расселения. Основные черты и особенности формирования российской государственности (Киевская Русь). Принятие христианства – важная веха в истории Руси.

Переход к феодальной раздробленности в середине XII – I пол. XIII вв. Распад киевского государства.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Судьбы русских земель. Формирование единого государства в Северо-Восточной Руси. Особенности централизации (в сравнении со странами Западной Европы). Проблема воздействия монголо-татарского ига на древнерусское общество.


Тема 2. Россия в XVI-XVII вв.

XVI в. в истории Европы. Завершение формирования Российского государства. Иван Грозный и опричная политика. Последствия опричнины. Российский тип феодализма.

Общая характеристика столетия. Расхождение путей исторического развития России и Запада. Смутное время. Россия после Смуты. Укрепление в России общества традиционного типа. Российская мысль и культура в преддверии Нового времени.
Тема 3. Российская империя в XVIII в.

ХVIII век в Европе. Вступление России в эпоху раннего капитализма к концу ХVII – нач. ХVIII в. Потребность модернизации всех сфер Российского общества. Петр I и первая попытка модернизации страны. Проблемы «Петровского наследства». Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.). Просвещенный абсолютизм Екатерины II – попытка либеральных преобразований в жизни России последней четверти XVIII в.


Тема 4. Россия в первой половине ХIХ в.:

упущенные возможности

Основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ веке (построение индустриальных обществ в Западной Европе, модернизация стран «второго» и «третьего» эшелонов экономического развития, формирование колониальной системы). Попытки либеральных реформ Александра I и их крах. Аракчеевщина. Самодержавие при Николае I – военно-бюрократическая монархия. Назревание кризиса крепостнической системы.


Тема 5. Россия во второй половине XIX в.:

От реформ Александра II – к контрреформам Александра III

Усиление либеральных тенденций в период правления Александра II (1855 – 1881 гг.). Великие реформы 60–70-х гг. и их историческое значение для России.

Контрреформы Александра III – политика укрепления помещичьего хозяйства власти поместного дворянства над крестьянами.

Идейные течения и общественно-политические движения XIX в.


Тема 6. Реформы и революции начала XX века

Становление индустриального общества в России (середина XIX – нач. XX в.): основные черты экономического, социального, политического строя, особенности духовного и культурного развития. Назревание кризиса существующего строя. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина – попытка либеральных реформ. Их историческая оценка. Первая российская революция 1905-1907 гг. – реализация революционной альтернативы. Особенности революции, основные итоги. Возникновение российской многопартийности, российского парламента нач. XX в.

Февральская революция 1917 г. и ее значение. Октябрь 1917 г. Приход к власти большевиков.
Тема 7. Большевики у власти:

надежды и реалии (1917 – конец 30-х гг.)

Гражданская война: причины и последствия (1917-1922 гг.). От политики военного коммунизма – к НЭПу. Мир и СССР в 20-30-е гг. Альтернативы развития советского общества в конце 20-х гг. Свертывание НЭПа в конце 20-х гг. Анатомия сталинской модернизации конца 20-30-х гг. Формирование тоталитарного режима.


тема 8. Место ссср в мире накануне и в годы

Второй мировой и Великой Отечественной войны

СССР и мир к концу 30-х гг. Особенности внешней политики СССР в этот период. Причины, основные события и этапы Великой Отечественной войны. Цена победы. СССР и мир в послевоенный период.


Тема 9. От апогея сталинизма (1945-1953) к ослаблению

тоталитарного режима сер. 50-х – сер. 80 гг.

Апогей сталинизма во внутренней и внешней

политике СССР в 1945-1953 гг.

Советское общество после смерти Сталина. Попытки демократизации общественно-политической системы в середине 50-х – I пол. 60-х гг. Реформы Н.С. Хрущева. Смена политического курса. Установление «мягкой модели» сталинизма. Нарастание кризиса советской модели социализма в период правления Л.И. Брежнева и варианты выхода из него.


ТЕМА 10. От консервативной модернизации СССР 1985-1991 гг.

к радикальным реформам 90-х гг. и строительству новой России

Цели и основные этапы «перестройки» (1985-1991). Августовский путч 1991 г. и его последствия. Радикальные реформы 90-х гг. строительство новой России. Россия в период правления В.В. Путина и Д.А. Медведева. Россия и мир в настоящий период.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература (имеется в библиотечном фонде):


  1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

  2. История России, Россия в мировой цивилизации: курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – M.: Центр, 2001.

  3. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

  4. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.


Дополнительная литература (имеется в библиотечном фонде):

  1. Основы курса истории России. Учебное пособие / А.С. Орлов, В.Н. Георгиев и др. – М.: Простор, 2001.

  2. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие / А.С. Орлов, В.Н. Георгиев. – M.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников / Проспект, 2006.

  3. История. Ответы на вопросы. Учебное пособие для абитуриентов и учащихся 11 класса / Л.В. Жукова. Экзамен. – 2000.

Можно использовать и другую литературу по выбору студента (учебники с грифом Министерства высшего и среднего специального образования Российской Федерации).


2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Лекция № 1. «Россия и мир в период средневековья»
План

  1. основные центры мировой цивилизации к началу IX века. Образование государства у восточных славян, вхождение Руси в мировую цивилизацию.

  2. распад Киевского государства и его последствия.

  3. Формирование единого русского государства в XIV–XV вв. Россия и мир в этот период.




  1. основные центры мировой цивилизации к началу IX вв.:

- арабо-мусульманская цивилизация (Азия)

- европейская христианская, имеет 2 разновидности (Восточную – Византия и Западную – территория бывшей Западной Римской империи), сформировалась как синтез античной цивилизации и варварского уклада жизни. Ее культурная основа – античность, духовная – христианство.

В эпоху средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс Киевской Руси (государство восточных славян).

К началу IX в. восточные славяне достигли высокого уровня развития, возникла потребность в государстве. Каким быть этому государству?



Опыт Византии – сильная власть императора и огромные полномочия, большой аппарат чиновников, судебная и налоговая система. Наличие государственной собственности на землю, слабое развитие института частной собственности. Римское право было важным элементом государства.

Опыт Западной Европы – государственность строится на сотрудничестве власти и общества, достаточно развит институт частной собственности, система права.
Государственность Киевской Руси:

черты как западного, так и восточного государства.

Споры ученых по этому вопросу:

«Европеисты» (В.Г. Белинский, Г.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.): Россия – составная часть Европы, должна развиваться в русле европейской цивилизации.

«Славянофилы» (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Кириевский и др.) – у России свой путь развития.

«Евразийцы» (П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский и др.) – Россия развивается под влиянием как Востока, так и Запада.

Киевская Русь как политическое объединение складывалась постепенно. К 30-м годам IX в. сложилось 2 очага государственности:

южный – Поднепровье с центром в г. Киеве

северный – Новгородская земля (в 862 г. здесь появился варяжский правитель – Рюрик).

Версия о призвании варягов была использована в норманской теории происхождения государства (XVIII в.: Миллер, Байер, Шлёцер) и антинорманской (М. Ломоносов).

Этапы формирования государства восточных славян:

882 – объединение Олегом Новгородской и Киевской земель, начальный этап государства;

882–912 – правление Олега: расширил территорию, обложил данью племена, живущие на этой территории;

912–945 – Игорь продолжил эту политику;

945–964 – Ольга укрепила государственность, создала единую налоговую систему.

964–972 – правление Святослава, который значительно расширил территорию русских земель

980–1015 – завершение формирования Киевской Руси, правление Владимира I: расширение территории, укрепление системы наместничества, принятие христианства

1019–1054 – период правления Ярослава Мудрого. Киевская Русь достигла расцвета и развивалась в русле европейской цивилизации.


Принятие христианства (988 г.) – было важной вехой в формировании Киевской Руси, расширении культурных, политических связей с Византией. Это привело к появлению нового типа государственности (в значительной мере византийского по форме): тесная взаимосвязь светской и церковной власти, главенство власти светской. Православие способствовало обособлению Руси от западно-европейской цивилизации. с падением Византии русское государство и русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира (XV в.).


  1. феодальная раздробленность – это закономерный исторический процесс. X–XII вв. – это период политической раздробленности в Европе. Главная причина этого явления – монопольная собственность феодалов на землю, значительная политическая власть. Часть этой земли и политические права они передавали своим вассалам. Складывается особая иерархия феодального общества: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Власть короля простиралась только в пределах его земельного домена.

На землях феодалов в странах Европы находились крупные города, которые в X–XIII веках вели борьбу с сеньорами за свои права и многие из них добились самостоятельности, имели самоуправление, городской совет мэра, суд. Особенно быстро эти процессы происходили в Англии, Франции, Италии.

Феодальная раздробленность Киевской Руси началась после смерти князя Мстислава в 1132 г. (сына Владимира Мономаха). Причины этого явления: оседание дружинников на землю (в первые века государства они находились на службе у князя). Уже с I пол. XII века преобладающей формой собственности стала вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по своему рассмотрению, собирать здесь налоги и пошлины, формировать аппарат управления, вершить суд. Начинают формироваться местные княжеские династии. Возникает институт наследственности на землю.

Эти процессы привели к дроблению государства, междоусобным войнам.

Наиболее влиятельными княжествами стали: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля, между ними постоянно шли войны, которые ослабляли Киевскую Русь.

Этим обстоятельством воспользовались иностранные завоеватели: в 1240 г. монголо-татары установили свое иго, которое продолжалось до 1480 г., а на северо-западе это были шведы (1240 г.), а затем немецкие крестоносцы (1240–1242 гг.).

Но благодаря усилиям Александра Невского и его потомков они были разбиты, а Новгородская земля сохранила традиции западной ориентации и республиканскую систему управления (вече, Боярский совет).

Но Северо-Восточная и Южная Русь оказались под сильным влиянием Золотой Орды и утратили связи с Западом.

Татаро-монгольское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства.

Русская государственность приобретает черты восточной деспотии и отличается жестокостью по отношению к народу и отдельной личности (с XV в. возникает система крепостной зависимости основной массы населения – крестьян).


  1. как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV–XV вв. – время формирования единого российского государства.

В странах Западной Европы политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики. под влиянием экономических факторов политические границы были преодолены, произошло формирование единых национальных рынков и создание единых национальных государств (к XV в).

На Руси процесс объединения шел по-другому. Конечно, экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий экономический рынок возник только в XVII в. на первое место выдвигались не экономические, а политические причины.

В XIV– XV вв. очень остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа, его культуры и веры. Внешний вызов шел как с Востока – Золотая Орда, так и Запада – со стороны молодого и агрессивного Ливонского княжества.

Возможные центры централизации:

- Московское;

- Тверское;

- Новгородское

княжества. Победу одержало Московское княжество. Особый вклад в усиление Московского княжества внесли: Даниил Александрович (1276– 1303) – сын Александра Невского, Иван Данилович Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389) и Иван III (1462–1505).

При князе Данииле произошло усиление Московского княжества, присоединение к Москве Коломны, Переславля, Можайска. Иван Калита ускорил процесс объединения русских земель: перехватил у великих князей «ярлык» на великое княжение, получил у Орды право сбора дани с русских земель, укрепил и отстроил столицу княжества – Москву, а в период его княжения митрополит переехал из Владимира в Москву.

При великом князе Дмитрии Донском произошли важные события в объединительном процессе. Москва стала крупным экономическим и политическим центром. Московский князь имел в своем распоряжении хорошо вооруженное войско. Усиление Москвы позволило Дмитрию Донскому вступить в открытую борьбу с монголо-татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его победа на Куликовом поле в 1380 г. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл победы – возрождение чувства национальной гордости и национального достоинства, единение русских земель на основе православной веры.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью Ивана III (1462–1505).

В этот период к московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Тверь (1485). Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г.

Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос авторитет московского княжества как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство восточной Европы, появляется наименование государства «Россия» и российский герб – двуглавый орел. В 1457 г. был принят Судебник первого кодекса законов единой России, где было закреплено единое устройство и управление, введено единое московское войско, закреплен Юрьев день, положивший начало крепостному праву.

Таким образом, в целом централизованное Московское государство было создано, но оно значительно отличалось от европейских: в политическом устройстве, уровне развития экономических отношений, социальной структуре, религии. В московском государстве ярко преобладают черты восточной цивилизации. Это проявилось в том, что объем и авторитет княжеской власти возрастает, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления – вече, были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.

Войны с монголо-татарами привели к тому что, в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находились в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не переставали быть его подчиненными.

Т.к. объединительные процессы в Московском государстве проходили в экстремальных условиях, это оказало влияние и на характер властных отношений. Процесс присоединения в Московском государстве в основном шел насильственно, феодалы присоединенных территорий становились слугами московского правителя.

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, схожая с восточными деспотиями. «государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом гораздо большим, чем у европейских монархов. Все население страны – от высшего боярства до последнего смерда были подданными царя.

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю.

Однако российскую государственность нельзя в полной мере отнести к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и Земские соборы (XV–XVIII вв.). боярская дума являлась как законодательным органом государства, так и высшим исполнительным органом.


следующая страница >>



В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу. Максим Звонарев
ещё >>