Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по курсу «история политических и правовых... 6 736.55kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических... 7 1643.99kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 6 1000.3kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 6 1108.35kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 6 993.01kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений 1 322.28kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений 6 435.4kb.
Перечень вопросов по дисциплине «История политических и правовых... 1 32.92kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История политических и правовых... 1 35.32kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Антропология права 1 267.93kb.
Вопросы к экзамену по курсу «История политических и правовых учений» 1 142kb.
Перечень вопросов по дисциплине «История политических и правовых... 1 32.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» - страница №1/1

Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)

----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«История политических и правовых учений»

для студентов направления
030900.62 « Юриспруденция»,

профиль подготовки – «Гражданское право»

«Уголовное право»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

ЯРОСЛАВЛЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

2012


Содержание:

5.1. Лекции 5

3.Содержание самостоятельной работы студентов


и формы контроляпо темам дисциплины 6

5. Материалы по организации самостоятельной (внеаудиторной)


работы студентов. 12

7. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену: 12

8. Примерные варианты тестов по дисциплине 14


1. Цели и задачи дисциплины.

История политических и правовых учений – часть духовной культуры человечества, в которой сконцентрирован политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований важнейших проблем государства и общества, права и морали, законодательства, политики. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения, на общественную практику наших дней.

В попытках найти пути к лучшему будущему люди всегда обращаются к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не просто дань традициям и авторитетам прошлого, а единственно возможный способ ориентации человечества в историческом времени и пространстве. Изучение сложного и, как правило, драматического пути развития политической и правовой мысли, формирования общечеловеческих политико-правовых ценностей позволяет понять, как в борьбе различных воззрений шли процессы познания самой сущности государства и права, эволюция представлений о справедливости, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти, общества и государства.

По мере того как увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают роль и значимость истории для современности. Это познавательное, воспитательное, научно-практическое значение истории в целом относится и к истории политических и правовых учений.

Цель – освоение теоретико-правового наследия в интересах познания и развития современных политико-правовых процессов и явлений.
Задача изучения дисциплины «История политических и правовых учений» состоит в освещении основных положений всемирной истории политических и правовых учений, в т.ч. особенностей отечественной политико-правовой мысли, а также:


  • ознакомление студентов с основными положениями теорий политических и правовых учений;

  • привитие навыков работы с исторической литературой, нормативными правовыми документами в сфере изучаемой науки и учебной дисциплины;

  • формирование умения использования теоретических знаний в практической работе юристов.

Лекции составляют основу теоретической подготовки обучающихся. На лекционных занятиях рассматриваются наиболее важные проблемы и вопросы, активизируется познавательная деятельность обучающихся, формируется их кругозор, аналитические качества, творческий подход к изучению дисциплины.

Практические занятия направлены на упорядочивание изученного теоретического материала, применение знаний студентов по обсуждаемым (изучаемым) вопросам, проблемам, а также выработке аналитических способностей и осуществления контроля знаний.

Самостоятельная работа направлена на активное, целенаправленное приобретение обучающимися новых для них знаний, умений и навыков.

Содержание лекций, практических занятий, перечень вопросов для самостоятельного изучения представлены в пункте 5 программы.


2. Содержание дисциплины


5.1. Лекции


п/п

Тема
дисциплины


Тематика лекций

Интерактивные методы

Трудоемкость

(час.)

1.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ



Учебные вопросы:

  1. Предмет истории политических и правовых учений. Понятие политико-правового учения.

2. Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

1. Использование компьютерных иллюстрации, подготовленные с использованием MicrosoftPowerPoint или других средств визуализации материала – 0,5 ч.;

2. Дискуссия – 0,5 ч.



2

2.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ



Учебные вопросы:

1. Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания. Ее особенности в классово-сословных обществах. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока, в Древней Индии и в Древнем Китае.

2. Политические и правовые учения в Древней Греции. 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме.


1. Использование компьютерных иллюстрации, подготовленные с использованием MicrosoftPowerPoint или других средств визуализации материала – 0,5 ч.;

2. Решение ситуационных задач – 0,5 ч.




2

3.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ



Учебные вопросы:

1. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении Средневековья.

Политические и правовые учения в средневековой Западной Европе.

2. Политико-правовая идеология основных направлений ислама.

3. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.


1. Использование компьютерных иллюстрации, подготовленные с использованием MicrosoftPowerPoint или других средств визуализации материала – 1 ч.;



2

4.

ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАННИХ АНТИФЕОДАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ



Учебные вопросы:

1. Переворот в идеологии Западной Европы позднего Средневековья. Гуманизм и Возрождение. Реформация.

2.Политико-правовые идеи раннего социализма. Возникновение теории естественного права. 3.Политические и правовые учения в России в период укрепления самодержавия и крепостничества.


1. Работа в группах – 0,5 ч.


2

ИТОГО:

2,5

8



3.Содержание самостоятельной работы студентов
и формы контроляпо темам дисциплины


Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 79,4 % учебного времени.

Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методическиематериалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает виды занятий, отраженные в пункте 4 «Структура и объем дисциплины по видам учебной работы», их содержание представлено в следующей таблице:




п/п

Наименование тем и время на изучение

Содержание самостоятельной работы

Форма

контроля

Вопросы для
изучения


Методы и способы
учебной деятельности


1.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ



Учебные вопросы:

  1. Предмет истории политических и правовых учений. Понятие политико-правового учения.

2. Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.

Тестирование

2.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ



Учебные вопросы:

1. Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания. Ее особенности в классово-сословных обществах. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока, в Древней Индии и в Древнем Китае.

2. Политические и правовые учения в Древней Греции. 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме.


1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.


Устный опрос

3.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ



Учебные вопросы:

1. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении Средневековья.

Политические и правовые учения в средневековой Западной Европе.

2. Политико-правовая идеология основных направлений ислама.

3. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.


1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.


Устный опрос

4.

ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАННИХ АНТИФЕОДАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ



Учебные вопросы:

1. Переворот в идеологии Западной Европы позднего Средневековья. Гуманизм и Возрождение. Реформация.

2.Политико-правовые идеи раннего социализма. Возникновение теории естественного права. 3.Политические и правовые учения в России в период укрепления самодержавия и крепостничества.


1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.


Устный опрос



ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА ФЕОДАЛИЗМА (XVIII в.). ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (конец XVIII — первая половина XIX в.)



Учебные вопросы:

1. Политические и правовые учения идеологов Просвещения во Франции XVIII в.

Политические и правовые учения в России второй половины XVIII в.

Основные направления политико-правовой идеологии.

Возникновение юридического позитивизма. Дж.Остин.

Политико-правовые учения классиков немецкой философии.

Вопросы государства и права в произведениях коммунистов и социалистов начала XIX в.


1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.

2. Практические:

решение тестов

Тестирование

5

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В XX в.




Учебные вопросы:

1. Развитие гражданского общества. Становление представительной системы современного государства. Основные направления политико-правовой идеологии.

Основные направления в теории права.

2. Основные направления политико-правовой идеологии.Проблемы государства и права в теориях демократического, христианского, исламского и других видов социализма.

2.Различные интерпретации кризиса социализма и разрушения СССР. Агрессивная эволюция внешнеполитической доктрины США. Глобализм и тенденции нового миропорядка.


1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.

2. Практические:

решение тестов

Тестирование.


6

Итого на изучение по темам







20

7

Выполнение контрольной работы







26

8

Подготовка к экзамену







75

ИТОГО

121


4. Учебно-методическое
и информационное обеспечение дисциплины
:

А). ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э.Лейста. М.: Зерцало, 1999, 2000 и 2001.

  2. История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца М., 2001.

  3. Теория государства и права: Хрестоматия в 2 т./Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.: Юристъ, 2001.

  4. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э.Лейста. М.: Городец, 2000.

  5. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. Составители Р.Т. Мухаев. М.: «Издательство Приор», 2000.

Б). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология мировой правовой мысли в 5 т. М., 1999 (Для изучения рекомендуются статьи и тексты по проблемам, предусмотренным учебной программой).

  2. Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.

  3. Бакунин М.А. Государственность и анархия // философия. Социология. Политика. М., 1989.

  4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

  5. Герцен А.И. К старому товарищу // Утопический социализм в России. Хрестоматия. М., 1985 (или другое издание).

  6. Гоббс Т. Левиафан // Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1991.

  7. Гроции Г. О праве войны и мира. М., 1956.

  8. Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. Т. 1. М., 1952.

  9. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

  10. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

  11. Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1965.

  12. Кистяковский Б.А. Философия и социология права, СПб., 1998.

  13. Конституция Н. Муравьева // Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. Избранные труды. М., 1985. С. 253—288 (или другое издание).

  14. Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33 (или другое издание).

  15. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т. 3. М., 1988.

  16. Макиавелли Н. Государь // Избр. произв. М., 1982 (или другое издание).

  17. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. Т. 4 (или другое издание).

  18. Маркс К. Критика Готской программы // Соч. Т. 19 (или другое издание).

  19. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.

  20. Мор Т. Утопия. М., 1978 (или другое издание).

  21. Наказ Екатерины II, данный Комиссии о составлении проекта нового Уложения // Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма. Изд-во Московского ун-та, 1999. С. 137—201.

  22. Платон. Государство. Политик. Законы // Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971; Т. 3. Ч. 2. М,, 1972.

  23. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (любое издание).

  24. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. М., 1969 (или другое издание).

  25. "Русская Правда" П. И. Пестеля // Восстание декабристов. Документы. Т. VII. М., 1958 (или другое издание)"

  26. Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв. Т. 2, М., 1957 (или другое издание).

  27. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1, 2. М., 1995.

  28. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21 (или другое издание).

  29. Справочно-информационная система Гарант, Консультант


5. Материалы по организации самостоятельной (внеаудиторной)
работы студентов.


В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:

- подготовка к лекциям и другим видам занятий;

- подготовка к экзамену.

6. Примерная тематика контрольных работ (учебным планом не предусмотрено)


7. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену:


1. Предмет, методология, задачи истории политических и правовых учений.

2. Основные этапы становления политико-правовых доктрин.

3. Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока.

4. Политико-правовая мысль в Древней Индии. Брахманизм. Буддизм.

5. Политико-правовая мысль в Древнем Китае. Даосизм. Конфуцианство. Моизм. Легисты.

6. Политико-правовая мысль в Древней Греции (IX-VI в.в. до н.э.).

7. Политико-правовые учения Платона и Аристотеля.

8. Учение стоиков. Полибий о смене форм государства.

9. Цицерон о государстве и праве.

10.Вклад римских юристов в развитие права.

11.Раннее христианство, политико-правовые идеи «Нового Завета».

12.Политико-правовое значение принятия православия на Руси.

13.Ф. Аквинский о государстве и церкви, власти и законах.

14.М. Падуанский: критика теократических идей.

15.Ереси в Европе и России. Их политико-правовая оценка.

16. Политико-правовая мысль Арабского Востока в Средние века. Аль Фараби, Ибн Хальдун.

17.Возрождение и Реформация. Лютер, Мюнцер, Кальвин.

18.Макиавелли о власти, политике, морали.

19.Боден о формах и суверенитете государства.

20.Социалистические утопии. Мор, Кампанелла.

21.Политико-правовые идеи буржуазных революций XVII в.в. Голландии (Гроций, Спиноза) и Англия (Гоббс, Локк).

22.Политико-правовые идеи эпохи Просвещения. Вольтер.

23.Монтескье о формах государства, разделении властей и политической свободе.

24.Руссо о происхождении неравенства, общественном договоре, суверенитете народа.

25.Трактат Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

26.Идеи социализма во Франции XVIII в. Мелье, Морелли, Бабеф.

27.Идеи Французской революции. Марат Робеспьер.

28.Политико-правовые идеи в США в период борьбы за независимость. Пейн, Джеферсон, Гамильтон.

29.Кант о государстве, праве, категорических императивах и принципах вечного мира.

30.Гегель о государстве, обществе, праве.

31.Историческая школа права. Гуго, Савиньи, Пухта.

32.Английский, французский и немецкий либерализм. Бентам, Констан, Штейн.

33.Юридический позитивизм. Остин, Бергбом.

34.Вопросы государства и права в социологии Огюста Конта. Проект социократии.

35.Государственно-правовые концепции Иеринга и Спенсера.

36.Социалистические идеи в проектах Сен-Симона, Фурье, Оуэна.

37.Политико-правовое учение марксизма.

38.Политико-правовые идеи анархизма. Прудон.

39.Политические и правовые идеи национально-освободительных движений в XX в.

40.Либерализм как политико-правовая концепция.

41.Агрессивная эволюция внешнеполитических доктрин США.

42.Политические и правовые идеи Древней Руси.

43.Политико-правовые взгляды «нестяжателей» и «иосифлян».

44.Концепция «Москва-третий Рим».

45.Полемика Курбского с Иваном IV.

46.Пересветов: проекты реформ государственного устройства.

47.Полоцкий о монархии, союзе Белоруссии и России.

48.Трактат «Политика» Крижанича.

49.Прокопович о происхождении и устройстве государства, отношениях с церковью.

50.Татищев о формах правления и роли просвещения.

51.Посошков и его «Книга о скудости и богатстве».

52.Десницкий о власти, праве и отношении к народам России.

53.Политико-правовые взгляды Радищева.

54.Политико-правовые взгляды Карамзина.

55.Планы государственных преобразований Сперанского.

56.Политические и социальные идеи декабристов.

57.Чаадаев: критика российской монархии.

58.Политико-правовые взгляды Герцена и Чернышевского. Русский социализм.

59.Анархическая программа Бакунина.

60.Психологическая теория права Петражицкого.

61.Социальные и психологические взгляды «западников» и «славянофилов».

62.Развитие монархической идеи в России.

63.Развитие идеи правового государства в России.

64.Ленин о проблемах советского государства и права в последних статьях и письмах.

65.Основные причины кризиса учения и практики социализма в СССР и других социалистических странах.

66.Основные проблемы современных государств в условиях глобализации мирового развития.


8. Примерные варианты тестов по дисциплине


ВАРИАНТ 1.

  1. История политико-правовых учений есть:

А) историческая наука;

Б) юридическая наука;

В) политическая наука.


  1. Для истории политико-правовых учений важнейшим методом является:

А) исторический;

Б) диалектический;

В) формально-логический;

Г) системный.



  1. К ведущим направлениям в идеологии Древней Индии относятся:

А) моизм;

Б) брахманизм;

В) даосизм;

Г) буддизм.



  1. Создателем патриархально-патерналистской концепции государства был:

А) Мо-цзы;

Б) Шан Ян;

В) Конфуций.


  1. Политико-правовые идеи легизма как одного из важнейших направлений в идеологии Древнего Китая отражены в таком литературном памятнике, как:

А) “Беседы и высказывания”;

Б) “Книга правителя области Шан”;

В) “Дао дэ цзинь”.


  1. Автором политико-правового учения об идеальном государстве можно считать:

А) Сократа;

Б) Платона;

В) Аристотеля.


  1. Древнегреческим мыслителем, выступавшим за детальные и суровые законы, которые скрупулёзно и жёстко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи, был:

А) Платон;

Б) Полибий;

В) Аристотель.


  1. Создателем учения о круговороте государственных форм в рамках замкнутого цикла является:

А) Сократ;

Б) Полибий;

В) Аристотель;

Г) Платон.



  1. Лучшей формой государственного правления древнеримский философ Цицерон считал:

А) аристократию;

Б) царскую власть;

В) демократию;

Г) смешанную форму правления.



  1. Начало светской римской юриспруденции приходится на:

А) 300 г. до н. э. и связано с именем Гнея Флавия;

Б) 253 г. до н. э. и связано с именем Тиберия Корункания;

В) на начало II тыс. до н. э. и связано с именем Секста Элия Пета.


  1. Первый русский политический трактат написал:

А) митрополит Илларион;

Б) Владимир Мономах;

В) Ярослав Мудрый;

Г) Даниил Заточник.



  1. Судебные функции Владимир Мономах предлагал передать:

А) народу;

Б) князю;

В) боярам.


  1. Средневековым мыслителем Западной Европы, который ввёл три элемента государственной власти (сущность, форма (происхождение), использование), был:

А) Фома Аквинский;

Б) Д. Уиклиф;

В) М. Падуанский.


  1. Автором политико-правового произведения “Защитник мира”, который одним из первых стал проводить чёткое различие между законодательной и исполнительной властями государства является:

А) Аквинат;

Б) Я. Гус;

В) М. Падуанский.


  1. Политическую концепцию “Москва – III Рим” создал:

А) великий князь Василий III;

Б) псковский монах Филофей;

В) публицист и дипломат Ф. Карпов;

Г) старец Зиновий Отенский.



  1. Мыслитель и государственный деятель эпохи Возрождения, именем которого названа политика, основанная на культе грубой силы, на пренебрежении нормами морали, - это:

А) Т. Мор;

Б) Н. Макиавелли;

В) Ж. Боден;

Г) Т. Кампанелла.



  1. Русские политические мыслители XVI – начала XVIIв.в. И. С. Пересветов, А. М. Курбский, И. Тимофеев полагали, что оптимальная форма государственного правления для России – это:

А) неограниченная монархия;

Б) сословно-представительная монархия;

В) аристократия;

Г) республика.



  1. Формулу “царь – солнце” впервые ввёл в русскую политико-правовую литературу:

А) Ю. Крижанич;

Б) С. Полоцкий;

В) А. Л. Ордин-Нащокин.


  1. Западноевропейский философ XVII в., которого по праву называют “отцом международного права”, - это:

А) Б. Спиноза;

Б) Т. Гоббс;

В) Г. Гроций.


  1. Основоположником идеи разделения властей и социально-политической доктрины либерализма в Западной Европе считают:

А) Д. Локка;

Б) Т. Гоббса;

В) Б. Спинозу;

Г) Г. Гроция.



  1. Русский мыслитель XVIII в., рассматривавший самодержавие, как состояние “наипротивнейшее человеческому естеству”, - это:

А) Ф. Прокопович;

Б) В. Н. Татищев;

В) Я. П. Козельский;

Г) А. Н. Радищев.



  1. “Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”, - писал в XVIII в. французский мыслитель, которого звали:

а) П. Гольбах;

б) Г. Гельвеций;

в) Вольтер;

г) Морелли.



  1. Создателем теории разделения властей является такой выдающийся представитель французского Просвещения, как:

а) Ж. Ж. Руссо;

б) Ш. Монтескье;

в) Мабли.


  1. По мнению Руссо, закон – это выражение общей воли, а законодательная власть – это прерогатива неотчуждаемого народного суверенитета:

А) да;

Б) нет;


В) вопрос носит дискуссионный характер.

  1. Американским политическим деятелем XVIII в., который одним из первых стал проводить чёткое разделение между обществом и государством, отмечая, что “общество создаётся потребностями людей, а правительство – их пороками” был:

А) Т. Пейн;

Б) Дж. Адамс;

В) Б. Франклин.


  1. Автора Декларации независимости США (1776) звали:

А) Т. Пейн;

Б) Т. Джефферсон;

В) Б. Франклин.

27. Суждение о том, что “исполнительная власть имеет меч, Конгресс располагает кошельком, а у судей одна только мудрость”, принадлежит А. Гамильтону, одному из отцов-основателей США:

А) да;

Б) нет.


В) вопрос носит дискуссионный характер.

  1. “Чиновник огромного размера”, - сказал в 1839 г. поэт Вяземский, характеризуя такого выдающегося государственного деятеля, каким был:

а) Н. М. Карамзин;

б) П. Чаадаев;

в) М. М. Сперанский.


  1. “Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга”, - утверждал:

а) Н. М. Карамзин;

б) П. И. Пестель;

в) Н. М. Муравьёв.


  1. “Устроение суда через избрание важнейших блюстителей общественного порядка и правосудия есть одно из важнейших дел человеческих, от него зависит благо и зло многих людей, благоустройство или нестроение общества, совершенство или несовершенство союза между государем и государством”, - считал русский реформатор второй половины XIX века:

а) Н. Серно-Соловьевич;

б) митрополит Филарет;

в) А. Унковский.


  1. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию сложилось под воздействием характерного для анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования у такого радикала второй половины XIX века, как:

А) А. Герцен;

Б) Н. Чернышевский;

В) М. Бакунин.


  1. Основоположником русского либерализма является:

А) К. Леонтьев;

Б) Б. Чичерин;

В) Н. Данилевский.


  1. “Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывают государство и церковь; при этом любовь есть нравственный принцип церкви, а справедливость есть нравственный принцип государства”, - полагал:

а) Ф. Достоевский;

б) В. С. Соловьёв;

в) Н. М. Коркунов.


  1. В том, что государство возникло в результате разделения труда, появления частной собственности и разделения общества на классы, был твёрдо убеждён:

А) М. Вебер;

Б) К. Маркс;

В) Р. Иеринг.


  1. Положение о том, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального прогресса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой, принадлежит Ф. Ницше:

А) нет;

Б) да;


В) вопрос носит дискуссионный характер.

  1. Австрийский социолог и государствоведXIX в. Л. Гумплович утверждал, что:

А) государство первично, а право вторично;

Б) право первично, а государство вторично;

В) государство и право возникли одновременно.


  1. Немецкий политический мыслитель XIX в. Р. Штаммлер был уверен, что право выступает первоосновой и предпосылкой государства:

А) да;

Б) нет;


В) на этой проблеме данный учёный вообще не заострял своего внимания.

  1. Русский философ Н. Бердяев обосновывал необходимость сильного государства, которое:

А) должно знать свои границы, устанавливаемые христианством;

Б) должно знать свои пределы, фиксируемые законом;

В) не знает своих границ.


  1. Русский мыслитель и крупный государственный деятель П. И. Новгородцев в основу своей философии права положил суждение о том, что государство тесно взаимосвязано с правом, понимаемым им как воплощение нравственности, стоящей над государством:

А) да;

Б) нет;


В) вопрос носит дискуссионный характер.

  1. Характеристика буржуазной демократии, как “узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной” формы государственного правления, “рая для богатых, ловушки и обмана для эксплуатируемых, для бедных” принадлежит:

А) И. В.Сталину;

Б) В. И.Ленину;

В) Н. И.Бухарину.
Критерии оценки.

Оценка “отлично” – ставится за глубокие знания, умение пользоваться дополнительными источниками информации, при выполнении данной работы не менее чем на 90%.

Оценка “хорошо” – ставится за успешное выполнение задания, за знание основного учебного материала, раскрытие задания не менее чем на 70%.

Оценка ”удовлетворительно” – ставится за выполнение задания на 50%.


ВАРИАНТ 2.

1. Право возникло:

А) - позже государства;

Б) - раньше государства;

В) - параллельно с государством.

2. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?

А) - гипотеза;

Б) - диспозиция;

В) - санкция.

3. Какой из данных источников относится к позитивному праву?

А) - обычай;

Б) - законодательные акты;

В) - доктрины.

4. Возможно ли в структуре правовой нормы упущение какого-либо элемента?

А) - нет;

Б) - да.


5. Являются ли синонимами категории «система права» и «система законодательства»?

А) - да;


Б) - нет;

В) - да, только в правовом государстве.

6. Автор труда «Об общественном договоре»…

А) - Аристотель;

Б) - Жан-Жак Руссо;

В) - Френсис Бэкон.

7. По своему отношению к воли человека юридические факты разделяются на…

А) - события и действия;

Б) - желания и реалии;

В) - возможности и отсутствия возможности;

Г) - бездействия и стремления.

8. Какое из данных понятий «шире»?

А) - отрасль права;

Б) - правовой институт.

9. По общему определению право – это …

А) - система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;

Б) - совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;

В) - система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.

10. Судебный прецедент – источник права в наибольшей мере характерный…

А) - романо-германской правовой системе;

Б) - мусульманской правовой системе;

В) - англо-саксонской правовой системе

Г) - южно-африканской правовой системе.

11. Позитивное право – это…

А) - право, исходящее от государства;

Б) - право, принадлежащее человеку от рождения;

В) - право, дарованное человеку богом.

12. Право на жизнь относится к …

А) - естественному праву;

Б) - позитивному праву.

13. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида:

А) - управомочивающие и обязывающие;

Б) - императивные и диспозитивные;

В) - правовосстановительные и карательные;

Г) - бланкетные и запретительные.

14. Правонарушение – это…

А) - виновное или противоправное нарушение договорных норм;

Б) - виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;

В) - виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.

15. Законодательство включает в себя…

А) - все законы и подзаконные акты;

Б) - только законодательные акты;

В) - все законы и подзаконные акты, судебную практику.

16. Естественно-правовая теория происхождения государства и права…

А) - рассматривает государство как результат божественного творения;

Б) - рассматривает государство как насильно образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

В) - рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

Г) - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).

17. Теория теологического происхождения права определяет право как….

А) - результат деятельности монарха и его приближенных;

Б) - результат божественного воздействия;

В) - результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

18. К какой группе методов исследования, применительно к ТГП следует отнести следующие: метод толкования норм права, метод выработки правовых решений?

А) - общие методы;

Б) - специальные методы;

В) - частные методы.

19. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

А) - при условии – отсюда – за исключением;

Б) - если – то - иначе;

В) - если – иначе – затем.

20. Наиболее легким является проступок/правонарушение….?

А) - уголовное;

Б) - гражданское;

В) - административное.



Критерии выставления оценки по результатам тестирования определяет преподаватель.








Я ничего не имею против группового секса, если группа состоит из двух человек. Антони Куинн
ещё >>