Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент» для бакалавров, обучающихся по специальности «Прикладная инфо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по специальности: 080801 Прикладная... 1 160.42kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Интернет-технологии»... 3 437.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 3 429.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Корпоративные информационные... 3 585.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Операционные системы... 3 565.65kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Aнглийский язык» для... 3 393.85kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное (государственное) 6 1280.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика и организация... 14 1547.13kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Туризм в Кыргызстане... 3 646.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные... 1 216.73kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "информационный менеджмент"... 1 146.98kb.
Рабочая программа Направление подготовки 032000 Документоведение 1 97.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент» для бакалавров - страница №1/1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

(МИИГАиК)

Геодезический факультет

Кафедра прикладной информатики

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методический комплекс рабочего учебного плана по специальности

080800 «Прикладная информатика »

Москва 2010г.

Утвержден на заседании

кафедры «Прикладной информатики»

протокол № от 2010г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент» для бакалавров, обучающихся по специальности «Прикладная информатика».-М.:МИИГАиК, 2010, 16с.

С о д е р ж а н и е
1. Введение

2. Рабочая учебная программа

2.1. Цели освоения дисциплины

2.2. Место дисциплины в структуре ООП ГОС ВПО

2.3. Компетенции обучающегося по результатам изучения дисциплины

2.4. Структура и содержание дисциплины

2.4.1. Структура преподавания дисциплины (табл. с разделами дисц., план практических занятий)

2.4.2. Содержание разделов дисциплины (название темы, краткое содержание темы)

2.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.5.1. Литература

2.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

3. Оценочные средства контроля успеваемости (текущего, промежуточного, семестрового)

3.1. Примерные темы курсовых работ

3.2. Примерные темы рефератов

3.3. Билеты и вопросы к экзаменам

3.4. Вопросы к зачётам

3.5. Вопросы для текущего контроля, промежуточной аттестации, тесты

4. Глоссарий


Учебно-методический комплекс (УМК) соответствует требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС) подготовки бакалавров по специальности «Прикладная информатика».

В представленном УМК приведены учебно-методические материалы необходимые для изучения основ информационного менеджмента. УМК предназначен для студентов всех форм обучения по специальности «Прикладная информатика».

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры прикладной информатики

дата, протокол №

© Московский государственный университет геодезии и картографии, 2010

1. Введение


В современной раночной экономике специалисты в области геодезии и информационной техники должны знать не только технические параметры оборудования, но и экономические вопросы деятельности предприятий и отдельных фирм, таких как расчет рентабельности, затрат, прибыли и др.


    Отсюда следует, что бакалавр должен знать основы информационной технологии, информационного бизнеса, информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Поэтому на выпускающей кафедре «Прикладная информатика» важной частью учебного процесса подготовки бакалавров «Прикладная информатика» является их обучение основам информационного менеджмента.


Для подготовки таких специалистов разработаны материалы лекций и практических работ к курсу. Они посвящены, прежде всего, подробному рассмотрению основ информационного менеджмента и маркетинга. Изложены основные понятия информационного менеджмента.
Представленный УМК состоит из двух частей. Первая часть посвящена программе курса, где изложены цели и задачи предмета, требования к уровню усвоения и содержание дисциплины, тематический план, темы практических занятий и учебно-методическое обеспечение курса. Вторая часть содержит оценочный материал.

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


2.2. Цель изучения дисциплины «Информационный менеджмент»

    Целью преподавания дисциплины «Информационный менеджмент» является получение обучающимися необходимых знаний об нформационных методах управления, информационных технологиях, информационного бизнеса, информационных продуктах и услугах, информационных ресурсах.



Задачи изучения дисциплины



    Бакалавр по направлению подготовки 080800 «Прикладная информатика» должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности. Изучившие дисциплину «Информационный менеджмент" должны:

    - иметь представление о современных процессах информатизации общества;

    - иметь представление об особенностях данных и их структурах, применяемых в информационных технологиях и системах управления;

    - уметь создавать информационную основу технологий и систем управления;

    - уметь создавать информационные модели и ресурсы;

    - знать специальные методы информационого управления;

    - иметь представление и использовать ИПИ -технологии;

    - уметь оценивать и минимизировать информационные риски;

    - знать основы сертификации качества продуктов и услуг.




2.3. Место дисциплины в структуре ООП ГОС ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел ОПД.Ф.09.06 « Дисциплины области применения» ФГОС ВПО 230700 по направлению подготовки «Прикладная информатика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе.

Перечень дисциплин и разделов, знание которых требуется для изучения данной дисциплины: мировые информационные ресурсы, информация и программирование, вычислительные системы, сети и телекоммуникации, информационные системы, надежность, стандартизация и управление качеством в геодезии, интеллектуальные информационные системы, информационные технологии, разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий, геоинформационные технологии сбора картографо-графической информации.

Данной дисциплине предшествует изучение дисциплин «Мировые информационные ресурсы», «Информация и программирование», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Информационные системы», «Надежность, стандартизация и управление качеством в геодезии».

Схема междисциплинарных связей



2.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Информационный менеджмент» обучающийся должен:

 получить представление о современных методах и средствах проектирования и разработки информационных систем, уметь создавать информационные модели и ресурсы;

 иметь представление и уметь использовать ИПИ -технологии;

 иметь представление о выборе надежных аппаратных и программных решений;

 уметь оценивать и минимизировать информационные риски;

 уметь применять полученные знания и навыки при решении различных геодезических задач.

2.4.1. Структура преподавания дисциплины

№ п.п.

Темы практических занятий

(семинаров)



№ семестра

№ недели

часы

1

Рассмотрение схем информационного управления

8

1, 2

4

2

Анализ информационных основ технологий управления

8

3, 4

4

4

Анализ применения методов планирования как функции менеджмента

8

5, 6

4

5

Анализ жизненного цикла информационного продукта

8

7, 8

4

6

Международные организации и схемы сертификации информационных продуктов

8

9, 10

4

7

Методы прогнозирования при принятии решений

8

11

2




ВСЕГО (часов)







22


Распределение времени по темам дисциплины





Отводимое время

Тема, №

Часов

№ недели

№ семестра

2.4.2.1

3

1

8

2.4.2.2

3

2

8

2.4.2.3

3

3

8

2.4.2.4

3

4

8

2.4.2.5

3

5

8

2.4.2.6

3

6

8

2.4.2.7

3

7

8

2.4.2.8

3

8

8

2.4.2.9

3

9

8

2.4.2.10

3

10

8

2.4.2.11

3

11

8

ВСЕГО (часов)

33

Объём учебной нагрузки и виды отчётности.







Очное отделение

Лекции (часов)

33

Лабораторные работы (часов)

-

Практические занятия (часов)

22

Индивидуальная работа с преподавателем (часов)

-

Самостоятельные занятия студентов (часов)

41

Всего (часов)

96

Курсовые работы и проекты (номер семестра)

-

Зачеты (номер семестра)

8

Экзамены (номер семестра)

-

2.4.2. Содержание разделов дисциплины

2.4.21. Информация и информационные технологии

О соотношении понятий менеджмент и управление. Информация. Информационные технологии. Специализированные и интегрированные информационные технологии. Информационные революции. Новые информационные технологии.


2.4.2.2. Информатизация общества

Информатизация и глобализация общества. Информационные барьеры.. Информационные ресурсы, продукты и услуги.. Новая или информационная экономика, ее особенности и признаки. Инновации и телекоммуникационные технологии в новой экономике. Критические технологии.


2.4.2.3. Функции управления и их информатизационная поддержка

Сущность и объективные предпосылки развития функций управления. Классификация функций управления. Содержание функций управления. Реализация функций управления в информационных технологиях. Планирование и прогнозирование как функции менеджмента.



2.4.2.4. Методология и методы управления

Методология управления ее компоненты. Понятие методов управления. Классификация методов управления. Информационные технологии как инструмент реализации методов управления. Организационное управление. Эвристическое управление. Информационное управление. Операционное управление. Управление бизнес-процессами. Контроль и контролинг.


2.4.2.5. Информатизационная основа технологий управления

Понятие информационной основы. Первичные и вторичные данные. Сбор первичных и вторичных данных. Кодирование данных. Форматы данных Информационные модели. Интеграция данных.


2.4.2.6. Информационные модели и ресурсы

Понятие модели. Информационная модель. Жизненный цикл информационных моделей и продуктов. Три вида информационных моделей. Свойство ресурсности информационных моделей. Интеллектуальные модели. Накопление знаний. Управление знаниями. Понятие об искусственном интеллекте.


2.4.2.7. Информационные услуги

Классификация услуг Основные характеристики услуг. Понятие информационной услуги. Информационные образовательные услуги. Информационные услуги в геодезии.


2.4.2.8. Управление маркетингом

Роль маркетинга в менеджменте. Концепции маркетинга.Сущность управления маркетингом. Жизненный цикл товаров. Информация как товар.



2.4.2.9. ИПИ- технологии

Понятие ИПИ -технологий. Определение, назначение, цель. Недостатки современных информационных технологий и автоматизированных производств. Условия возникновения. Динамика развития. Преимущества использования ИПИ -технологий. Стандартизация и CALS. Области применения CALS.


2.4.2.10. Информационное управление качеством

Характеристики качества информации и информационных моделей. Роль понятия и особенности управления качеством. Петля качества. Становление управления качеством. Принципы управления качеством. Информационное моделирование в управлении качеством. Стандартизация и сертификация качества.


2.4.2.11. Управление информационными рисками

Неполнота информации. Барьер транзакционных затрат. Информационная асимметрия. Понятие и критерии риска. Виды рисков. Факторы рисков. Оценка риска. Методы и правила минимизации рисков.


2.5 . Учебно-методическое обеспечение Дисциплины



2.5.1. Обязательная литература


1. Теория управления/ Под общей ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрушина. – М.: Из-во РАГС, 2004.

2. Поляков А.А., Цветков В.Я. Прикладная информатика - М.: "Янус-К", 2002.

3. Информатика / под. ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика , 1998

4. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. - . М.: «Экзамен», 2003.



2.5.2. Рекомендуемая литература

1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.

2. Вальтух К.К., Кривенко А.П., Равкин Ю.С. и др. Информационная теория стоимости и системные экономические оценки природных ресурсов. / под ред. К.К. Вальтух. - Новосибирск, Со РАН, ИЭиОПП, ИГ, 1999.

3. Тихонов А.Н. . Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений. - М.: МаксПресс 2001

4. Цветков В.Я. Развитие и использование электронных ресурсов в образовании и бизнесе - М.: Минпромнауки, ВНТИЦ, 2001.

5. Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений в управлении. - М.: Минпромнауки, ВНТИЦ, 2001.

6.Дик В.В., Мизина С.Н., Печенкин А.Е. Информационный менеджмент: Практикум. – М.: Московский государственный унверситет экономики, статистики и информатики. 2007

7. Цветков В.Я. Практический менеджмент информационных продуктов услуг. Учебное пособие. – М.: МИИГАиК, 2005.



2.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лаборатория, оснащенная компьютерами с выходом в Интернет.



3. Оценочные средства контроля успеваемости (текущего, промежуточного, семестрового)

3.1 Курсовая работа (или проект) – учебным планом не предусмотрены.

3.2 Самостоятельные задания (самостоятельная работа студента) –41 час.

Темы для самостоятельной работы (9 часов):

- основные принципы и концепции научного менеджмента по системе Тейлора;

- особенности американской и японской модели менеджмента;

- виды информационных технологий управления;

- элементы нормативно-правовой базы, используемые в управлении;

- тенденции развития информационных технологий и технических средств;

- особенности информации как товарной продукции;

- различия между информационным и автоматизированным управлением;

- информационные основы управления качеством;

- взаимосвязь информационного продукта и услуги;

- управление информационными рисками;

- основные этапы жизненного цикла информационных продуктов;

- применение информационных технологий в геодезии;

- понятие ИПИ -технологий. Определение, назначение, цель;

- схемы и международные документы по сертификации качества информационных продуктов и услуг;

- особенности информационного обеспечения геодезической фирмы (предприятия);

- основные виды геоинформационных программных продуктов, применяемых в геодезии.



3.3. Тесты

1. Основоположники научного менеджмента:

a) Г.Таун;

b) Б.Гейтс;

c) Ф.Тейлор;

d) В.Пролейко;

e) С.Кольт.

2. Что такое информационный продукт:

a) информационным продуктом называется продукт человеческого труда, основную долю совокупного общественного спроса на который обеспечивает овеществленная в нем научная информация;

b) это документированная информация, подготовленная в соответствии с требованиями пользователей и предназначенная (или применяемая) для удовлетворения потребностей пользователя;

c) это такой продукт или услуга, который можно продать людям, чтобы дать им необходимую информацию.
3. Что такое информационная услуга:

a) это услуга, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов;

b) это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта;

c) это услуга по удовлетворению потребностей пользователей предоставлением в распоряжение пользователей информационных продуктов или без них;

d) это действие субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

4. Международные организации, которые занимаются разработкой документов по сертификации программного обеспечения:

a) Росстандарт;

b) ООО «Металлсертификат»;

c) МЭК.

5. Что такое маркетинг:



a) Термин "маркетинг" от английского marketing - торговля, продажа, сбыт, который в свою очередь является производным от market и означает рынок, базар, а в более широком современном значении - рыночная деятельность;

b) это одна из таких технологий, которая помогает встретиться на рынке тем, кто реализует товары или предлагает услуги, и тем, кто готов их купить;

c) это продажи товаров и услуг с помощью рекламы.
6. Какая связь явлется стабилизирующей в системе управления:

a) положительная;

b) отрицательная;

c) отсутствие связи.

7. Что такое геоинформационный продукт:

3.4. Список терминов

Геоинформационный продукт -

Геоинформационная технология -

Жизненный цикл товара -

Информационный продукт - это документированная информация, подготовленная в соответствии с требованиями пользователей и предназначенная (или применяемая) для удовлетворения потребностей пользователя.

Информационная услуга - это услуга по удовлетворению потребностей пользователей предоставлением в распоряжение пользователей информационных продуктов или без них;

Информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Информационная система – организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные ресурсы – отдельные документы (массивы документов) в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Маркетинг - означает рынок, а в более широком современном значении - рыночная деятельность.

Менеджмент - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными.

Планирование - вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование подразумевает выполнение следующих этапов:


  • постановку целей и задач;

  • составление программы действий;

  • выявление необходимых ресурсов и их источников;

  • определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.

Прогнозирование - опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Сертификация качества информационной продукции - это документальное подтверждение соответствия данной продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.


УДК

Автор: А.П.Галеев

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационный менеджмент». М.: Изд. МИИГАиК. УПП «Репрография», 2010 г., 16с.

Рабочая программа подготовлена в соответствии с программой курса «Информационный менеджмент», рекомендована кафедрой «Прикладной информатики» и утверждена к изданию методической комиссией геодезического факультета.

Рецензенты: …………………….(внешняя организация)

Поляков А.А., проф., д.т.н., зав. кафедрой «Информационные технологии в образовании» МИИГАиК

ã Московский государственный университет геодезии и картографии

(МИИГАиК), 2010.








Тема диссертации: «Человек в истории человечества». Станислав Ежи Лец
ещё >>