Учебно-методический комплекс по дисциплине фаунистическое право Для направления/специальности 021100 / 030501 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) 6 721.34kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовно-исполнительное... 4 875.72kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право зарубежных... 3 593.79kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «арбитражное процессуальное... 4 676.12kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «наследственное право»... 10 1511.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 548.22kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Европейское законодательство... 1 252.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное ( государственное) 10 2020.73kb.
Учебно-методический комплекс по специальности 030501. 65 (021100) 7 621.35kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 5 733.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 3 716.82kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине фаунистическое право Для направления/специальности - страница №1/3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»
Кафедра экологического, аграрного и природоресурсного права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
фаунистическое право
Для направления/специальности 021100 / 030501

Составители рабочей программы

Ассистент кафедры А.В. Пантелеев

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________200__г.


Зав. кафедрой _______________________/_________________________/

Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.


Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК


2007

Перечень материалов, входящих в учебно-методический комплекс



  1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки)




  1. Рабочая программа по дисциплине




  1. Планы семинарских и практических занятий




  1. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия




  1. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации

Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работI. Извлечение из государственных образовательных стандартов



по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция»
В рамках специальности «Юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- со­бытия и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отноше­ния, возникающие в сфере функционирования государственных инсти­тутов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.



Юрист должен уметь:

  • толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологи­ческой культурой, глубоким уважением к закону и бережным от­ношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принци­пиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей про­фессии, четко представлять сущность, характер и взаимодейс­твие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реали­зации права в профессиональной деятельности.

II. Рабочая программа по дисциплине
курс…………………………………..4

семестр…………………………….…2

всего аудиторных часов………….88

лекции (час)……………………..…50

семинарские занятия (час)……....30

зачет ……………………………...….3


1. Требование государственного стандарта (ГОС)
Рабочая программа по спецкурсу "Фаунистическое право" разработана в соответствии с требованием государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и предназначена для обучения по специальности 021100 "Юриспруденция".
2. Основными целями спецкурса являются:

  • Обучение студентов правильному ориентированию в действующем законодательстве об охране и использовании животного мира.

  • Привитие им навыков и умений правильно толковать и применять нормы законодательства об охране и использовании животного мира в конкретных жизненных условиях.

3. Принципы построения спецкурса:

Спецкурс "Фаунистическое право" предусматривает изучение общественных отношений в сфере административно-правового и гражданско-правового регулирования этих отношений. Базой указанного спецкурса являются положения экологического права (рассматриваемые в широком смысле), а также гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, регулирующие отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства животного мира.

Спецкурс состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть включает девять тем. Они посвящены проблемам, характеристике фаунистического права как самостоятельной отрасли права. Самостоятельность отрасли подтверждается ее предметом, методом и принципами. Важное значение уделяется правовому регулированию охраны и использования животного мира и среды его обитания, т.е. системе законодательства о животном мире. Рассматривается специфика права государственной собственности (федерации и субъектов федерации) на объекты животного мира. Особо выделяется проблема государственного управления и контроля в области охраны и использования животного мира.

Смешанной является проблема права пользования объектами животного мира. Смешанность обусловливается многообразием объектов животного мира, направлениями их использования, также многоаспектным законодательством, регулирующим целеиспользование этих объектов. Этой проблеме уделяется значительное внимание. Для самостоятельного изучения выделяется тема "Охрана животного мира и среды обитания". Обстоятельно рассматриваются вопросы экономического регулирования использования и охраны объектов животного мира.

Особенная часть включает 8 тем. Они посвящены проблемам правового регулирования отношений в области охоты и охотничьего хозяйства, а также регулированию отношений рыболовства. Затем самостоятельно, в рамках отдельных тем, рассматриваются вопросы правового регулирования добывания объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, регулирование пользования животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях.

Рассматриваются также вопросы правового регулирования использования полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, а также регулирования отношений получения продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Обстоятельно анализируется проблема юридической ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира. Завершается особенная часть рассмотрением вопросов о международных договорах, регулирующих отношения использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира.

4. Учебно-тематический план


Наименование темы

Лекции

Практические

занятия


Общая часть

Тема 1. Фаунистическое право – отрасль права.

4

2

Тема 2: Источники фаунистического права

2

2

Тема 3. Право собственности на животный мир.

4

2

Тема 4. Право пользования животным миром.

4

2

Тема 5. Традиционные методы охраны и использования

объектов животного мира.

2

2

Тема 5. Государственные управление в области

использования и охраны объектов животного мира.

4

2

Тема 6. Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

2

2

Тема 7. Охрана животного мира и среды обитания.

2

2

Тема 8. Экономическое регулирование охраны и

использования объектов животного мира.

2

2

Тема 9. Права и социальная защита должностных

лиц, уполномоченных осуществлять охрану животного мира и

среды его обитания.

2

-

Особенная часть

Тема 10. Правовое регулирование отношений в области

охоты и охотничьего хозяйства.

4

2

Тема 11. Правовое регулирование рыболовства.

4

2

Тема 12. Правовое регулирование добывания объектов

животного мира, не относящихся к объектам охоты и

рыболовства.

2

2

Тема 13. Правовое регулирование пользования животным

миром в научных, культурно-просветительских,

воспитательных, рекреационных и эстетических целях.

2

-

Тема 14. Правовое регулирование использования полезных

свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

2

2

Тема 15. Правовое регулирование отношений получения

продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

2

-

Тема 16. Ответственность за нарушение законодательства

об охране и использовании животного мира.

4

2

Тема. 17 Международные договоры, регулирующие

отношения использования, воспроизводства и охраны

объектов животного мира.

2

2


Итого:

50 часов

30 часов

Содержание лекционных занятий
Общая часть
Тема 1. Фаунистическое право – отрасль права (4 часа)

Общественные отношения по использованию, охране и воспроизводству животного мира как предмет правового регулирования (фаунистические отношения как предмет правового регулирования).

Принципы фаунистического права.

Животный мир как объект использования и охраны. Юридическое понятие "животный мир".

Субъекты фаунистических отношений.
Тема 2. Источники фаунистического права (2 часа)

Понятие и классификация источников фаунистического права.

Законодательство Российской Федерации как источник фаунистического права.

Подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ как источники фаунистического права.

Акты исполнительных органов специальной компетенции.

Правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые акты органов местного самоуправления в области охраны и использования объектов животного мира.

Судебная практика в системе источников фаунистического права.


Тема 3. Право собственности на животный мир (4 часа)

Понятие и особенности права собственности на животный мир, включая живые ресурсы континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны.

Право федеральной собственности на объекты животного мира.

Право собственности субъектов федерации на объекты животного мира.

Объекты права государственной собственности на животный мир.

Содержание права государственной собственности на объекты животного мира.


Тема 4. Право пользования животным миром (4 часа)

Понятие права пользования животным миром.

Субъекты права пользования животным миром.

Виды и способы пользования животным миром.

Объекты животного мира как элемент права пользования животным миром.

Права и обязанности пользователей животным миром.

Основание возникновения изменения и прекращения права пользования животным миром. Лицензирование.

Прекращение права пользования животным миром.

Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира.
Тема 5: Традиционные методы охраны и использования объектов животного мира (2 часа)

Участие коренных малочисленных народов и этнических общностей в охране и использовании объектов животного мира.

Право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира. Содержание и субъекты данного права.

Право на приоритетное пользование животным миром.

Ограничения и запреты при осуществлении права на приоритетное пользование животным миром.
Тема 5. Государственные управление и контроль в области использования и охраны объектов животного мира (4 часа)

Понятие и задачи государственного управления в области использования и охраны объектов животного мира.

Органы государственного управления общей и специальной компетенции в области использования и охраны объектов животного мира.

Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира.

Государственный мониторинг объектов животного мира.

Нормирование в области использования и охраны животного мира.

Государственная экологическая экспертиза.
Тема 6. Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (2 часа)

Понятие и задачи государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Органы государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Формы и методы осуществления контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания


Тема 7. Охрана животного мира и среды обитания (2 часа)

Понятие охраны животного мира и среды его обитания.

Составные мер охраны животного мира и их общая характеристика (переселение и гибридизация, содержание и разделение, регулирование численности, предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира).

Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

Правовая охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях.

Организационно-правовые и иного характера меры сохранения среды обитания объектов животного мира.


Тема 8. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира (2 часа)

Понятие, структура и роль экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира.

Планирование и финансирование использования, охраны и воспроизводства объектов животного мира.

Платность пользования объектами животного мира. Понятие и система платежей: плата за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром; сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром.

Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира.
Тема 9. Права и социальная защита должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану животного мира и среды его обитания (2 часа)

Понятие цели и задачи правовой и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира и среды его обитания.

Состав и права должностных лиц, осуществляющих охрану объектов животного мира и среды его обитания.

Законодательство о социальной защите должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира.


Особенная часть
Тема 10. Правовое регулирование отношений в области охоты и охотничьего хозяйства (4 часа)

Понятие, цели и задачи правового регулирования отношений в области охоты.

Правовой режим охотничьего хозяйства.

Правовые основы в области охоты и охотничьего хозяйства.

Субъекты, объекты и содержание отношений в области охоты. Права и обязанности субъектов этих отношений.

Ответственность за нарушение законодательства, регулирующее отношения охоты.


Тема 11. Правовое регулирование рыболовства (4 часа)

Понятие, цели и задачи правового регулирования отношений в области рыболовства.

Правовые основы в области рыболовства.

Субъекты, объекты и содержание отношений в области рыболовства. Права и обязанности субъектов этих отношений.

Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего отношения рыболовства.
Тема 12. Правовое регулирование добывания объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства (2 часа)

Понятие объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Правовые основы добывания объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Субъекты отношений в области добывания объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства. Их права и обязанности.


Тема 13. Правовое регулирование пользования животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях (2 часа)

Понятие пользования животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях.

Правовые основы пользования животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях.

Субъекты, объекты и содержания отношений пользования животным миром в научных целях. Права и обязанности субъектов этих отношений.

Субъекты, объекты и содержание отношений пользования животным миром в культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях. Права и обязанности субъектов этих отношений.
Тема 14. Правовое регулирование использования полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (2 часа)

Понятие использования полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Правовые основы использования полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Субъекты, объекты и содержание отношений использования полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.


Тема 15. Правовое регулирование отношений получения продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (2 часа)

Понятие отношений получения продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Правовые основы регулирования отношений получения продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Субъекты, объекты и содержание отношений получения продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.


Тема 16. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира (4 часа)

Понятие правонарушения в сфере охраны и использования животного мира.

Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства об использовании и охране животного мира.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране и использование животного мира.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира. Особенности исчисления размера ущерба, причиненного животному миру.

Материальная и дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.

Разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира.


Тема 17. Международные договоры, регулирующие отношения использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира (2 часа)

Отношения, регулируемые международными договорами по использованию, воспроизводству и охране объектов животного мира.

Субъекты, объекты и содержание отношений, регулируемых международными договорами по использованию, воспроизводству и охране объектов животного мира.

Система и общая характеристика международных договоров, регулирующих отношения использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира.



III. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
Основная задача практических занятий — научить студентов пони­мать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям.

В настоящей программе к каждой теме сформированы вопросы, которые подробно раскрывают содержание курса. При ответе на семинарском занятии преподаватель должен обращать внимание не только на изложение теоретического материала студентом при ответе на вопрос, но и поднимать проблемы регулирования соответствующего аспекта правоотношений законодательством, ставить перед студентом задачу анализа и оценки данного регулирования.

Количество времени, выделяемого на рассмотрение теоретических вопросов, определяется преподавателем.

Теоретические вопросы могут также обсуждаться в процессе решения задач и заданий...

При решении задач студенты, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, самостоятельно сформулировать выводы об обоснованности требований или возражений участников казуса; а если дело уже решено судом — то и об обоснован­ности изложенного в задаче решения. Ответы на поставленные к задаче вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

Помимо задач, по некоторым темам в практикумах предусмотрены задания. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных спо­ров, задания представляют собой поручения студентам подготовить различные документы, составить обзоры судебной практики и др. Выполнение указан­ных заданий должно способствовать развитию практических навыков, умения применять свои познания в области теории фаунистического права на практике. Задания должны выполняться порядке самостоятельной работы в домашних условиях. Конкретные требования к выполнению заданий указаны в настоящей программе в разделе, посвященной самостоятельной работе студентов. Задания не должны выполняться всеми без исключения студентами. Преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, определяет конкретных студентов, которые будут выполнять задания.

Настоящей программой предполагается проведение нескольких занятий, посвященных исключительно обсуждению теоретических вопросов. Такие занятия именуются семинарами (теоретическими семинарами). Конкретный тип семинара и порядок его проведения определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия и об этом заблаговременно информируются студенты.

По усмотрению преподавателя некоторые задачи и задания могут решаться студентами непосредственно в ходе практических занятий в документационном центре с применением компьютерной техники.

Необходимый для подготовки к занятию нормативный материал приведен в перечнях нормативных актов. В целях развития аналитических способностей студентов и ознакомления с ранее действовавшим законодательством в перечнях приводятся нормативные акты, утратившие силу. При пользовании этими перечнями сле­дует иметь в виду, что они носят лишь примерный характер и не исключают выявления студентами иных, в частности новейших, нормативных актов. Для этого студенты должны обращаться к официальным изданиям, таким как «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др. При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учиты­вать, что со времени их принятия во многие из них внесены изменения и допол­нения. Поэтому необходимо пользоваться актуальными текстами правовых актов, содержащимися в справочных правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др. В связи с этим, в списках нормативных актах не указываются источники их первоначального опубликования.

. При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме нормативные правовые акты и материалы судебной практики. Лишь после этого можно приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы и к решению задач. Указание списка дополнительной литературы не означает, что студент при подготовке к занятиям должен ознакомиться с каждым из указанных в данном списке источников. Дополнительную литературу следует использовать в ходе подготовки рефератов, обзоров судебной практики, курсовых и дипломных работ.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин) и получившие на практических и семинарских занятиях неудовлетворительную оценку, обязаны не позже чем в двухнедельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии, аттестовываются неудовлетворительно и соответственно не допускаются к зачету.

Общая часть



следующая страница >>



Каждый — кузнец своего счастья, особенно если владеет собственной кузницей. Лешек Кумор
ещё >>