Учебно-методический комплекс направление 030300. 62 Психология Специальность 030301. 65 Психология санкт-петербург 2011 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс направление: 030300. 62 Психология Специальность... 2 583.19kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине психология рекламы по... 1 284.84kb.
Учебно-методический комплекс психология развития возрастная психология... 8 1077.42kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 3 603.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для... 2 423.48kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 1 276.46kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины гуманистическая психология... 4 472.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей... 1 219.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для... 6 585.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей... 1 290.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология... 5 655.97kb.
Литература по вопросам одаренности 1 56.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс направление 030300. 62 Психология Специальность 030301. - страница №1/1



ИВЭСЭП

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»



Кафедра социальной и консультативной психологии

Методы

консультативной психологии




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Направление 030300.62 – Психология

Специальность 030301.65 – Психология



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


2011

ББК 88.4


    М 54 Методы консультативной психологии: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Ю.А.Свенцицкая. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011.– 26 с.

Утвержден на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протокол № 5 от 17.02.2011 г.

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим советом, протокол № 5 от 24.02.2011

Автор-составитель
кандидат психологических наук, доцент


Ю. А. Свенцицкая

Рецензенты
кандидат психологических наук, доцент


Т. И. Дрынкина;
кандидат психологических наук, доцент

Е. А. Карпова

Ответственная за выпуск

Н. А. Фролова

© Ю. А. Свенцицкая, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа дисциплины «Методы консультативной психологии» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению «Психология». Данный курс рассчитан на студентов всех форм обучения.

Новизна данного курса заключается еще и в том, значительное количество часов отводится в нем на самостоятельную работу.



Цели курса:

  • ознакомление студентов с методами консультативной психологии;

  • формирование базы знаний о теоретических и методологических подходах к проблемам психологического консультирования;

  • ознакомление студентов с конкретными методами консультативной психологии;

  • формирование навыков самостоятельной и творческой работы;

  • формирование навыков грамотного применения имеющихся методов.

Задачей курса является формирование представлений о консультативной психологии и ее методах, применении последних в каждом конкретном случае, перспективах развития данной дисциплины.
Виды занятий и методики обучения

Теоретические занятия (лекции) проводятся по группам. На лекциях возможна демонстрация учебных фильмов.

Практические занятия. Семинарские занятия проводятся так же по группам. Предполагаются сообщение, практическое овладение методами арт-терапии и т.д.

Самостоятельная работа предполагает выполнение творческих заданий и работу с рекомендованной литературой.

Рубежный контроль – в течение семестра будут проводиться коллоквиумы по пройденным темам.

Итоговый контроль по курсу: в качестве итогового контроля предусматривается экзамен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для усвоения данного курса большую роль играет самостоятельная работа студентов. Для самостоятельной работы рекомендуется обращаться не только к литературным источникам, но и к Internet, творчески осмысливая полученную информацию.

Для подготовки к семинарским занятиям студентам даются вопросы в соответствии с учебным планом, на семинарах можно обсудить и результаты самостоятельного выполнения творческих заданий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ


п/п

Наименование темы


Количество аудиторных часов

лекции

семинары

всего

1.

История возникновения консультативной психологии, ее цели и задачи

2



2

2.

Структура и факторы консультативного процесса

2

2

4

3.

Принципы психологического консультирования

2

2

4

4.

Влияние личности психолога-консультанта на результат консультативного процесса

2

2

4

5.

Диалогический принцип консультативного процесса

2

2

4

6
Сопротивление и методы работы с сопротивлением

2



2

7

Работа со сновидениями и символами клиента

2



2

8

Сказкотерапия

2



2

9.

Работа с жизненным сценарием и жизненным стилем личности

2



2

10.

Телефонное консультирование

2



2

11.

Арт-терапевтические методы в консультативной психологии

2



2

12.

Консультирование детей.

2



2




Всего:

24

8

32




Самостоятельная работа (выполнение творческих заданий) 28 часов










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

п/п

Наименование темы


Количество аудиторных часов

лекции

семинары

всего

1.

История возникновения консультативной психологии, ее цели и задачи

2

2

4

2.

Структура и факторы консультативного процесса

2

2

4

3.

Принципы психологического консультирования

2

2

4

4.

Влияние личности психолога-консультанта на результат консультативного процесса

2

2

4

5.

Диалогический принцип консультативного процесса

2

2

4

6

Сопротивление и методы работы с сопротивлением

2

2

4

7

Работа со сновидениями и символами клиента

2

2

4

8

Сказкотерапия



2

2

9.

Работа с жизненным сценарием и жизненным стилем личности



2

2

10.

Телефонное консультирование



2

2

11.

Арт-терапевтические методы в консультативной психологии



2

2

12.

Консультирование детей.



6

6




Всего:

14

28

42




Самостоятельная работа (выполнение творческих заданий) 84 часа










СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(специалисты, бакалавры)

Тема 1. История возникновения консультативной психологии, ее цели и задачи (специалисты, бакалавры)

Социальная, дифференциальная, клиническая психология как теоретическая база консультативной психологии. Цели и задачи консультативной психологии в зависимости от направления: психоаналитического, адлерианского, бихевиорального, рационально-эмотивного (А.Эллис), клиент-цетрированной терапии (К.Роджерс), экзистенциальной терапии. Задачи консультативного процесса.

Семинар 1 (специалисты, бакалавры)

1. Социально-психологические аспекты консультирования.

2. Влияние биографии А. Эллиса на его концепцию рационально-эмотивной терапии.

3. Различия понятий «клиент» и «пациент» в клиент-центрированной терапии К. Роджерса.



Литература

1. Елизаров А.Н. Психологический смысл, предмет и задачи консультативной психологии / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. –2004. –№ 2. – С. 21–30.

2. Галустова О.В. Психологическое консультирование / О.В. Галустова. – М., 2007.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. – М., 2001.

Тема 2. Структура и факторы консультативного процесса (специалисты, бакалавры).

Работа с реальностью клиента и культурным контекстом среды. Социальные ценности клиента и консультанта. Типология запросов. Совместная постановка цели клиентом и консультантом как творческий процесс. Критерии достижения цели психологического консультирования. Различия между психотерапией и психологическим консультированием. Виды психологического консультирования (индивидуальное, семейное, групповое, профессиональное и др.).



Семинар 2 (специалисты, бакалавры)

1. Проблемы целеполагания.

2. Общие аспекты семейного и группового консультирования.

3. Психодрама в групповом консультировании.



Литература

1. Галустова О.В. Психологическое консультирование / О.В. Галустова. – М., 2007.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Д. Киппер. – М., 1993.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. – М., 2001.

Тема 3. Принципы психологического консультирования (специалисты, бакалавры)

Доброжелательность, безоценочность, анонимность, конфиденциальность и установление ее границ, активная позиция клиента и мера его ответственности. Личные и профессиональные стороны в работе. Активная позиция клиента как самопомощь в решении проблемы.



Семинар 3(специалисты, бакалавры)

1. Чувство ответственности клиента за результаты консультирования

2. Распознавание консультантом личных и профессиональных сторон в работе.

3. Установление временных границ консультирования.



Литература

1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М., 1999

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.,2001..

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. – М., 2001.

Тема 4. Влияние личности психолога-консультанта на
результат консультативного процесса
(специалисты, бакалавры).

Личностная зрелость психолога-консультанта. Понятие психологически здоровой личности. Модели личности психолога-консультанта. Качества личностной зрелости консультанта и их формирование у клиента (аутентичность, конгруэнтность, адекватность, рефлексия и эмпатия).



Семинар 4 (специалисты, бакалавры)

1. Модели психологически здоровой личности в рамках следующих подходов: психаналитического, бихевиориального, гуманистического.

2. Рефлексия и эмпатия в процессе личностного роста.

Литература


  1. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – СПб., 2002.

  2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М., 19993.

  3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб., 2001.

Тема 5.  Диалогический принцип консультативного процесса (специалисты, бакалавры)

Виды беседы. Консультативная беседа как основная форма психологического консультирования. Диалогический принцип культуры (М.М. Бахтин). «Диалогический прорыв» как кульминация процесса консультирования (А.Ф. Копьев). Роль молчания в консультативной беседе. Молчание как выражение эмпатического понимания. Молчание консультанта. Молчание клиента. Мера самораскрытия консультанта.



Семинар 5 (бакалавры)

1. Признаки диалогического прорыва.

2. Диалогический прорыв и катарсис.

3. Молчание как конфронтация.



Литература

1. Копьев А.Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / gод ред. А.А. Бодалева. – М., 1987/ C. 50–57.

Тема 6. Сопротивление и методы работы с сопротивлением (специалисты, бакалавры)

Особенности сопротивления. Амбивалентность сопротивления. Источники возникновения сопротивления. Методы снижения сопротивления (интерпретация, переведение диалога на рациональный уровень, анализ динамики сопротивления и др.).



Семинар 6 (бакалавры)

1. Сопротивление как признак конфликта.

2. Разновидности сопротивления по З.Фрейду.

3. Арт-терапевтические методы снижения сопротивления.



Литература

1. http/://www. psychologist-ru/dictionary-of terms/indtex.htm?d=2376

2. Лебедев Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедев, Л. Лебедева. – СПб., 2003.

Тема 7. Работа со сновидениями и символами клиента (специалисты, бакалавры.

Физиологическая природа сновидений. Запись сновидений
с последующим их анализом. Пространство и время в сновидении. Я-образ сновидца. Страхи в сновидении. Рисуночная техника в анализе сновидений. Управляемые сновидения.

Семинар 7 (бакалавры)

1. Архетипические образы в сновидении.

2. Сюжеты прошлых, актуальных и будущих событий в сновидении.

3. Встречи с предками в сновидении.



Литература

1. Холл Дж.А. Юнгианское толкование сновидений / Дж.А. Холл. – СПб., 1996.

2. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия / Л. Штейнхард. – СПб.,2001.

Тема 8. Сказкотерапия (специалисты)

История возникновения и определение сказкотерапии. Функции сказки: терапевтическая, диагностическая, прогностическая. Сказка и ее психологическое воздействие. Сказки и притчи в консультировании подростков. Сочинение терапевтических сказок. Анализ сказки клиента. Сказка и изменение картины мира.

Семинар 8 (бакалавры)

1. Поиск героем ресурсного состояния (на примере русских народных сказок).

2. Преодоление пространства в сказках.

3. Разоблачение ложного героя.



Литература

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия:развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М., 2003.

  2. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М., 2005.

Тема 9. Работа с жизненным сценарием и жизненным стилем личности (специалисты)

Исследование жизненного сценария индивида. Необходимость переписывания жизненного сценария. Жизненный сценарий и метод исследования ранних воспоминаний клиента. Травмирующие и ресурсные воспоминания.



Семинар 9 (бакалавры)

1. Осознавание особенностей жизненного сценария в процессе консультирования.

2. Интерференция жизненных сценариев клиента и консультанта.

3. Восстановление ресурсных событий.



Литерактура

1. Галустова О.В. Психологическое консультирование / О.В. Галустова. – М., 2007.

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб., 2001.

Тема 10. Телефонное консультирование (специалисты)

Особенности активного слушания в телефонном консультировании. Информационные характеристики голоса. Поддержание контакта в процессе телефонного консультирования Техники установления раппорта в телефонном консультировании.

Поиск ресурсного состояния клиента в процессе телефонного консультирования.



Семинар 10 (бакалавры)

1. Ограничения телефонного консультирования.

2. Молчание в телефонном консультировании.

3. Эффективность телефонного консультирования.



Литература

1. Галустова О.В. Психологическое консультирование / О.В. Галустова. – М., 2007.

2. Интернет-ресурсы

Тема 11. Арт-терапевтические методы в консультативной психологии (специалисты)

Арт-терапия и артсинтезтерапия. Библиотерапия. Подбор литературыю Дозированность чтения. Танцевальная терапия (для взрослых и детей). Маскотерапия. Работа с глиной. Психодрамиа.

Семинар 11 (бакалавры)

1. Закон Геннекена в библиотерапии.

2. Спровоцированная автобиография как техника библиотерапии.

3. Терапевтическая функция литературного творчества клиента.



Литература

1. Лебедев Л.Д. Лебедева Л. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедев, Л.Лебедева.. – СПб., 2003.

2. http.:/www.psyvlad.ru /trainings/training.php.?id-448p=1

Тема 12. Консультирование детей (специалисты)

Беседа консультанта с родителями. Распознавание «подмены клиента». Методы имагогики в консультировании детей. Совместное сочинение сказки. Игротерапия и драматизация.

Семинар 12 (бакалавры) 6 часов

1. Создание сюжетов песочной терапии.

2. Консультант как протагонист во время психодраматической сессии.

3. Сочинение и анализ сказки на семинарском занятии.



Литература

1. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М., 2005.

2. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок / Г.Н. Эль. – СПб., 2001.

ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ


ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для специалистов

1. Составьте подборку литературы для библиотерапии при переживании утраты.

2. Разработайте сценарий арт-терапевтического занятия (лепка из пластилина или глины сновидческих образов).

3. Понаблюдайте за детьми-дошкольниками, играющими в песок. Какие символические аспекты вы заметили?

4. Подберите репертуар анимационных фильмов для ослабления личностной тревожности у подростков.

5. Какие парадоксальные вопросы вы могли бы задать клиенту в процессе консультирования при потере работы?

6. Проинтерпретируйте значение пауз во время беседы (житейской).

7. Придумайте сказку для консультативной сессии при проблемах целеполагания у взрослых.

8. Каким образом вы намерены применять технику структурирования консультации?

9. Анализируя авторскую сказку, найдите метафоры поведения.

10. Найдите эмоциональные метафоры в художественном тексте.

11. Предложите вариант артсинтезтерапии при нарушениях адаптации у младших школьников.

12. Продумайте, как можно сформировать общее семантическое пространство группы при помощи сказочной метафоры.

13. Составьте список вопросов, которые вы зададите группе при анализе сказки, сочиненной группой,

14. Создайте модель личности «идеального консультанта».

Для бакалавров

15. Клиент говорит вам: «На работе ко мне несправедливы, дома дети меня не уважают, супружеская жизнь перестала удовлетворять, а я не делаю ничего неправильного...»


Примените уточняющие техники: уточнение, перефразирование, обобщение.

16. Примените различные способы структурирования консультативного процесса (время, действия, роли).

17. Подберите приемы беседы, которые соответствуют директивному руководству консультативным процессом,

18. Подберите приемы беседы, которые соответствуют недирективному руководству консультативным процессом.

19. Составьте список признаков, по которым вы определите, что клиент испытывает фрустрацию.

20. Подумайте, как можно сочетать технику конфронтации с недирективным руководством?

21. Какие варианты реактивного обучения в консультативном процессе вы можете предложить?

22. Записывайте свои сновидения на протяжении пяти-шести месяцев? Проанализируйте свои записи. Повторяются ли какие-нибудь образы?

23, Перечитайте свои старые дневники или письма. Что изменилось в вашем видении ситуации?

24. Если консультант испытывает сопротивление, то какие приемы можно применить для его уменьшения?

25. Нарисуйте психосинтетический круг. Каков баланс времени в различных сферах вашей жизни. Какую часть круга занимает профессия?

26. Нарисуйте психосинтетический круг с таким балансом времени, каким бы вам хотелось.

27. Напишите об особенностях вашего жизненного стиля и вашего жизненного сценария.

28. Составьте список ваших наиболее значимых ранних детских воспоминаний. Каких больше – позитивных или негативных?

29. Нарисуйте вашу семью, какой она была в вашем детстве. Все ли живы? Если не все, то какие письма вы бы им написали
сейчас?

29. Что в вашем жизненном сценарии мешает вам добиться тех успехов, каких бы вам хотелось?

30. Станцуйте ваш собственный спонтанный танец под музыку, которая вам нравится. Ваши переживания?

31. Изготовьте как можно больше разнообразных масок, которые вы будете предлагать на занятиях по маскотерапии в детской группе.

32. К вам обратился за консультативной помощью один из ваших друзей? Как вы объясните ему, что такую помощь вы не сможете ему оказать?

33. К вам обратился клиент, который вам почему-то неприятен. Будете ли вы его консультировать?

34. Что из современной музыки подходит, по вашему мнению, для музыкотерапии?

35. Возьмите специальные краски для рисования пальцами. Что у вас получилось?

36. Какими мотивами вы руководствовались, выбирая профессию психолога?

37. Подумайте, может ли быть эффективной бесплатная психологическая помощь.

38. Проанализуруйте, когда закрытые вопросы могут cпособствовать более четкому формулированию проблемы?

39. Клиент задает вам зеркальные вопросы. Какие, по вашему мнению, существуют способы ответа.

40. Придумайте ритуал завершения консультации.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


1. Психологическое консультирование как отношения
помощи.

2. Цели психологического консультирования.

3. Направления психологического консультирования (общий обзор).

4. Принципы психологического консультирования.

5. Различия между психологическим консультированием и психотерапией

6. Понятие переживания в психологическом консультировании.

7. Эклектичность как современная тенденция психологического консультирования.

8. Аутентичность как свойство здоровой личности.

9. Конгруэнтность как личностная черта консультанта.

10. Профессиональная подготовка, установки и умения психолога-консультанта.

11.Принцип конфиденциальности в психологическом консультировании. Границы конфиденциальности.

12. Метод беседы в психологическом консультировании.

13. Отличия консультативной беседы от житейской.

14. Консультативный контакт и его основные характеристики.

15. Активное слушание и невербальный контакт в процессе консультирования.

16. Методики сбора психологического анамнеза.

17. Создание раппорта в психологическом консультировании.

18. Молчание в психологическом консультировании.

19. Значение пауз в речи клиента.

20.Правила применения техники молчания.

21. Ограничения консультативного пространства.

22. Виды интерпретации в психологическом консультировании.

23. Техника конфронтации в психологическом консультировании и правила ее применения.

24. Причины возникновения сопротивления в процессе консультирования.

25. Понятие метода в психологическом консультировании.

26. Работа со сновидениями в процессе консультирования.

27. Сказкотерапия в формировании личностных ресурсов.

28. Работа с жизненным сценарием и жизненным стилем личности.

29. Биографический метод и метод изучения ранних воспоминаний в процессе психологического консультирования.

30. Психодрама в психологическом консультировании как метод завершения ситуаций.

31. Переформулирование проблемы и поиск ресурсного состояния клиента.

32. Опыт НЛП в психологическом консультировании.

33.Способы построения ресурсных метафор.

34. Творческое самовыражение клиента в процессе индивидуального консультирования.

35. Методы арт-терапии (общая характеристика).

36. Терапевтические задачи танцевальной терапии.

37. Музыкотерапия как вспомогательный метод работы консультанта.

38. Факторы формирования жизненного стиля.

39. Методы исследования жизненного стиля в психологическом консультировании (общая характеристика).

40. Исследования сфер жизни клиента методом первичного интервью.

41. Биографический метод и метод ранних детских воспоминаний.

42. Функции консультанта как руководителя группы.

43. Психологическое консультирование и профориентации.

44. Методы профконсультации в системе школы.

45. Психологическое консультирование организаций.

46. Телефон доверия – преимущества и недостатки.

47. Кризисное психологическое консультирование (основные принципы и стадии).

48. Работа консультанта с дошкольниками.

49. Консультирование детей школьного возраста.

50. Работа психолога с возрастными кризисами взрослых.

51. Интерактивная имагогика в психологическом консультировании.

52. Профессиональный рост психолога-консультанта.



ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
(для специалистов, бакалавров)

  1. Контекст культурной среды в психологическом консультировании.

  2. Работа с реальностью клиента.

  3. Постановка цели консультирования как творческий процесс.

  4. «Диалогический прорыв» и катарсис в процессе консультирования.

  5. Формирование внутренних ресурсов как фактор личностного роста клиента.

  6. Самораскрытие консультанта в процессе оказания помощи.

  7. Детский рисунок как интерактивная имагогика.

  8. Конфронтация и принятие в консультативном процессе.

  9. Прогностические возможности сказкотерапии.

  10. Песочная терапия в семейном консультировании.

  11. Символика ландшафта в песочной терапии.

  12. Сопротивление консультанта в процессе оказания помощи.

  13. Метафора в консультативном процессе.

  14. Работа с психологическими защитами консультанта.

  15. Интерактивные методы в профориентационном консультировании.

  16. Психологическое консультирование: формы, задачи, цели.

  17. Адлерианское направление в психологическом консультировании.

  18. Проблема ответственности клиента в экзистенциальной терапии.

  19. Клиент-центрированная терапия (К. Роджерс).

  20. Диалог в консультативном процессе.

  21. Активная позиция клиента в консультативном процессе.

  22. Интеграция психических структур в интерактивной имагогике.

  23. Методы обнаружения стрессовых ситуаций в жизненном опыте клиента.

  24. Принципы рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.

  25. Перенос и контрперенос в консультативном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: учеб. пособие / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2006.

  2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.:, 2008.

  3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и прихологической коррекции: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М., 2006.

Дополнительная

  1. Бубличенко М.М. «Не надо на меня давить!»: методы психологической защиты / М.М. Бубличенко. –Ростов н/Д., 2004.

  2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. – 3-е изд. – СПб., 2008.

  3. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. пособие. / Л.Б. Шнейдер. – М., 2005.

Вспомогательная

  1. Беляков Е.П. Артсинтезтерапия в лечении больных с пограничными расстройствами / Е.П. Беляков. – М., 2000.

  2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия / Л.С. Брусиловский / Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979.

  3. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – СПб., 2002.

  4. Вачков И.В. Сказкотерапия / И.В. Вачков. – М., 2003.

  5. Галустова О.В. Психологическое консультирование / О.В. Галустова. – М., 2007.

  6. Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В.В. Горбунова. – Ростов н./Д, 2005.

  7. Елизаров А.Н. Психологический смысл, предмет и задачи консультативной психологии / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. – № 2.

  8. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Д. Киппер. – М.,1993.

  9. Копьев А.Ф. О диагностическом понимании психотерапевтического контакта / А.Ф. Копьев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1987.

  10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М., 1999.

  11. Лебедев В.Б. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике / В.Б. Лебедев, Н.В. Биньковская. – М., 2002.

  12. Лебедев Л.Д. Практика арт-терапии – подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедев, Л. Лебедева. – СПб., 2003.

  13. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка / Б.Р. Матвеев. – СПб., 2005.

  14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб., 2001.

  15. Немов Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. – М., 2001.

  16. Посохова С.Т. Психодиагностика / С.Т. Посохова. – М.; СПб., 2004.

  17. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. – М., 2008.

  18. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М., 2005.

  19. Сотников М.А. Психодиагностика / М.А. Сотников. – М., 2007.

  20. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н. Эль. – СПб., 2010.

  21. Холл Дж.А. Юнгианское толкование сновидений / Дж.А. Холл. СПб., 1996.

  22. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия / Л. Штейнхард. – СПб., 2001.

  23. Щербатых Ю.В. Общая психология / Ю.В. Щербатых. – СПб., 2008.


Интернет-ресурсы
http.://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=422
http.://ru.wikipedia.org/wiki/ Психологическое_ консультирование
http.://www.psycho-counseling.kiev.na/analitika/suwnost/psicchologiccheskoe.html
http://www.psychologist_ru/directionary_of terms/intex.htm?d=2376
http.//www.psyhlad.ru/trainings/training.php?id=448p.=1
http:// www.ru/wikipedia.org./wiki/Арт-терапия
http:// www.ru/wikipedia.org./wiki/Артсинтезтерапия
http.://www.ru/wikipedia.org./wiki/Диалог
http.://www.ru/wikipedia.org./wiki/Психодрама
http.://psi.webzone.ru/st/302900.htm

ГЛОССАРИЙ


Артсинтезтерапия – комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств с детьми от 6 лет. Основной принцип – «выздоровление через осознание».

Арт-терапия – использование в процессе лечения и психологической коррекции различных художественных приемов и художественного творчества (лепка, рисование, музыка и т. д.).

Беседа – тематически направленный диалог психолога и респондента.

Библиотерапия – форма психотерапии, использующая систематическое чтение для улучшения психологического состояния пациента.

Диалог – тип речевой коммуникации, обмен репликами между двумя и более собеседниками.

Жизненный стиль – (стиль жизни) – по А. Адлеру, способ адаптации человека к жизни, тесно связан с чувством неполноценности и стремлением к превосходству.

Жизненный сценарий – по Э. Берну, сценарий – «неосознаваемый план жизни».

Консультативная психология – отрасль психологического знания, описывает процесс оказания психологической помощи.

Музыкотерапия – применение музыки для коррекции некоторых психических расстройств. Иногда применяется наряду с танцевальной терапией.

Песочная терапия – психотерапевтический метод, возникший в рамках аналитической психологии, один из способов снятия напряжения с помощью песка, воды и различных фигур.

Психодрама – одна из форм групповой психотерапии, где протагонист разыгрывает различные роли в присутствии терапевта и других участников.

Сказкотерапия – направление в психотерапии, использующее ресурсы сказки для помощи клиенту в решении его проблем.

Танцевальная терапия – «...психотерапевтическое использование движение как процесса, который способствует эмоциональной, сознательной и физической интеграции индивидуума» (определение Американской ассоциации танцевальной терапии ААТТ).

ПЕРСОНАЛИИ


Адлер Альфред (1870– 1937) – основатель школы «индивидуальной психологии». Основными факторами личностного роста, по Адлеру, являются чувство неполноценности и стремление к превосходству.

Морено Джекоб (1892–1974) – американский психолог и психиатр, основатель психодрамы и социодрамы как методов групповой психотерапии.

Фрейд Анна (1895–1982) – дочь З. Фрейда, основательница детского психоанализа.

Эриксон Эрик Хомбургер (1902–1994) – психоаналитик, ученик Анны Фрейд. В своей теории развития уделял пристальное внимание культурному контексту семьи. Развивал идею кризисов идентичности, которые переживает каждый человек в течение своей жизни.

Эллис А. (1913–2007) – американский психотерапевт, основатель рационально-эмотивной терапии.

Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский мыслитель, психиатр, психолог, основатель школы аналитической психологии.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3

Методические рекомендации по изучению дисциплины 4

Учебно-тематический план 4

Содержание курса 5

Варианты творческих заданий для самостоятельной работы 12

Вопросы к экзамену 15

Темы курсовых работ 18

Литература 19

Глоссарий 22

Персоналии 23



СПбИВЭСЭП

Санкт-Петербург, Литейный пр., 42

Сдано 21.11.2011 г.






Внутри себя все мы одного возраста. Гертруда Стайн
ещё >>