Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 368.28kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... 1 116.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 1 223.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «история отечественного... 6 1320.53kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 18 3050.27kb.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 1 392.73kb.
Учебно-методический комплекс теоретические основы финансового менеджмента... 7 1499.66kb.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 1 314.31kb.
Учебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика... 3 585.62kb.
Реферат исторический материализм гарматный В. П. Проверил: Кошелев В. 1 209.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) АЛТГУ



«Утверждаю»

Директор филиала АлтГУ

в г. Рубцовске

_____________ К.Г. Анисимов

«_____» _____________2014 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«Исторический материализм и современность»

(для отделения высшего профессионального образования специальности «История»)

Рубцовск 2014


Кафедра

Общественных дисциплин

Шифр и наименование дисциплины

СД.Р.02 Исторический материализм и современность

Статус дисциплины

обязательная

Курс

6

Специальность

История

Форма обучения

ОЗО

Объем дисциплины

72 часа, 2 зачетные единицы

Зав. кафедрой общественных дисциплин

_______________________ Папушев И.А.

Зам. директора по учебной работе

_________________ Жданова Е.А.

Учебно-методический комплекс подготовлен старшим преподавателем кафедры общественных дисциплин Браун Я.В.

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности «История» и утвержден на заседании кафедры общественных дисциплин



Содержание.

1. Программа курса дисциплины «Исторический материализм и современность». 5

1.1. Тематический план дисциплины «Исторический материализм и современность» 5

1.2 Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы) 8

2. Материалы у промежуточному и итоговому контролю 13

2.1 Темы рефератов 13

2.2 Вопросы к зачету 13



3. Методические рекомендации к курсу. 15

4. Список основной литературы 16



1. Программа курса дисциплины «Исторический материализм и современность».

1.1. Тематический план дисциплины «Исторический материализм и современность»



Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Исторический материализм и современность» создана на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ.

Теоретическая и практическая ценность данной дисциплины определяется тем, что она формирует систему представлений студентов об истории как едином процессе, роли личности в истории, закономерностях исторического развития. Изучение данной дисциплины позволяет систематизировать знания о факторах общественного развития, заставляет будущего специалиста осознать многообразие и сложность условий, определяющих исторический процесс.

В программе спецкурса определены идейные источники марксизма, сформулированы основные положения историософского и социально-экономического учения К. Маркса, показаны его философские основания. Биографические сведения о личности, жизни и деятельности К. Маркса, значимые исторические события, современником которых являлся К. Маркс, рассматриваются как предпосылки и контекст возникновения его философии. Объясняется сущность исторического материализма и значение открытия им «социальной материи». Характеризуются типы общественно-экономических формаций, и ставится вопрос об их актуальности в эпоху глобализации. Раскрывается содержание основного труда К. Маркса «Капитала» и дается его оценка с точки зрения современных экономических учений. Уделяется внимание вопросу о трансформации марксизма в России и раскрывается его роль в идеологическом оформлении революционного движения в России. Курс знакомит с различными современными интерпретациями учения К. Маркса, имеющими как критический, так и апологетический характер.

Спецкурс «Исторический материализм» и современность» предполагает знание тесно связанных с ним дисциплин (новая и новейшая история, философия, социология, социальная философия, философия истории). Эти дисциплины закладывают теоретико-методологическую базу глубокого уяснения сущности, значимости марксизма, позволяют более полно осознавать студентами-историками место марксизма в контексте общественных наук.

Немаловажным условием освоения материала курса является самостоятельная работа, включающая изучение монографий, учебных пособий и текущих публикаций по темам спецкурса. При изучении дисциплины «Исторический материализм и современность» обращается внимание студентов на ее актуальность, акцентируются современные интерпретации учения К. Маркса, а также философская составляющая его учения, указывается широта и глубина влияния К. Маркса на современную общественную мысль.

Цель спецкурса: изучение научной теории марксизма с учетом специфики современности.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- ознакомление студентов с основными идеями марксизма;

- анализ теории общественно-экономических формаций;

- исследование природы капиталистических отношений на основе работы

К. Маркса «Капитал»;

- изучение истории марксизма в России и его идеологической трансформации;

- рассмотрение развития социально-экономических и философских идей К.Маркса

в современной философии и социологии.

В результате изучения курса студенты должны



знать:

- основные понятия философии и историософии К. Маркса;

- законы исторического развития по К. Марксу;

-понятие и характеристики общественно-экономических формаций по К. Марксу;

- основные идеи «Капитала» К. Маркса;

- основные события биографии К. Маркса;

- исторические события в контексте которых складывалось учение К. Маркса;

- историю проникновения марксизма в Россию;

- сущность трансформации марксизма из научной теории в идеологию государства;

- направления критики учения К. Маркса (на Западе и в России);

- современную апологетическую трактовку философии К. Маркса;

- развитие идей К. Маркса в западно-европейской философии 20 в.;

- особенности марксизма как государственной идеологии в современной КНР.

уметь:

- различать марксистскую философию и марксистскую идеологию;

- ориентироваться в современных трактовках марксизма;

- объективно оценить вклад К. Маркса в философию истории и социологию;



- интерпретировать исторический процесс с позиций марксизма.
Достижение поставленных целей и задач обеспечивается последовательным изложением теоретических проблем курса в форме лекций, проведением консультаций, самостоятельной познавательной деятельностью студентов, написанием и защитой рефератов, текущим и итоговым контролем знаний. По окончании изучения спецкурса предполагается зачетная форма контроля студентов.


    Тематический план дисциплины (очно-заочное отделение)

    История



ДЕ

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа семинары

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I

(8 часов) – 50 баллов

Тема 1. Идейные истоки марксизма

12

2

2







10

Тема 2. Личность, биография и основные произведения К.Маркса

12

2

2







10

Тема 3. Основные положения исторического материализма

16

4

4







12

Промежуточный контроль

Реферат

ДЕ II

(6 часов) – 50 баллов

Тема 4. Марксизм в России: транс-формация идей

10

2

2







8

Тема 5.

Современные подходы к изучению марксизма и ведущие направления его критики



12

2

2







10



Тема 6. Сущность, значение и перспективы развития марксистского учения

10

2

2







8

Итоговый контроль

Зачет




Итого (час.)

72

14

14







58



1.2 Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы)



Тема 1. Идейные истоки марксизма. (2 ч.)
Аудиторное обучение:

Влияние Г.В.Ф. Гегеля. Философия истории Гегеля. Свобода как цель исторического развития. Этапы исторического процесса. Религия как неадекватная идея самопознания Абсолютного духа. Государство как объективация свободы. Античная государственность. Исторические и неисторические народы. Теория познания Гегеля и его диалектический метод. Младогегельянцы. Докторская диссертация К. Маркса. Исследование античного атомизма (Эпикур, Демокрит). Проблема свободы и необходимости. Использование гегелевской диалектики для изучения древнегреческой натурфилософии.

Влияние материалистов 18 в. Социалистические идеи Ш. Фурье. Отчуждение труда от человека при капитализме. Единица общества будущего: трудовые ассоциаций (фаланги). Условия и этапы исторического прогресса по А. Сен-Симону. Политэкономия А. Смита и Д. Риккардо. Система социально-экономических отношений. Трудовая теория стоимости. Распределение национального дохода: рента, прибыль с капитала и заработная плата. Классовое общество. Капиталистическое общество как единственно возможное. Историческое развитие общества.

Проблема нищеты в трудах английских мыслителей 18-19 вв. ( Дж. Таунсенд, Т. Мальтус, И. Холл ). Биологизм. Демографический детерминизм.

Л. Фейербах. Непоследовательность его материализма. Отречение от христианства: Бог как образ и подобие человека (т.е. вымысел). Родовая сущность человека. Религия любви. Необходимость распространения материализма на общественные явления. Ранние работы К. Маркса. «К критике гегелевской философии права», «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «Философско-экономические рукописи (1843-1844 г.г.)».

Самостоятельная работа:

Влияние Французской революции на мировоззрение К. Маркса.

Идейное влияние английского социалиста-утописта Р. Оуэна.
Тема 2. Биография К. Маркса и исторический контекст разработки марксистского учения. Часть 1. (2 ч.)
Рождение К. Маркса (1818 г), его семья. Полученное образование. Увлечение Гегелем, берлинский кружок младогегельянцев. Защита докторской диссертации. Работа в «Рейнской газете». Знакомство с

Ф. Энгельсом. Определение задачи совместной работы: соединение социализма с рабочим движением. Полемика с П.Ж. Прудоном. Конгресс Союза справедливых (1847 г). Роль К. Маркса в этой организации. Задачи буржуазно-демократической революции в Европе. Второй конгресс Союза коммунистов (1847 г). Февральская революция во Франции (1848 г). «Требования коммунистической партии в Германии». Победа буржуазно-демократической революции как предварительное условие социалистической революции. «Новая Рейнская газета» как «лучший печатный орган революционного пролетариата» (В.И. Ленин). «Июньская революция» во Франции (1848 г). Сентябрьский кризис в Германии. Наступление реакции. Судебные процессы против «Новой Рейнской газеты». Работа в массах. Необходимость создания пролетарской партии. Переосмысление итогов французской революции. Эмиграция в Лондон (1849 г). Раскол в Союзе коммунистов и прекращение его деятельности.



Самостоятельное изучение.

«Манифест коммунистической партии» как первый программный документ партии.


Тема 3. Биография К. Маркса и исторический контекст разработки марксистского учения. Часть 2. (2 ч.)
К. Маркс в эмиграции в Лондоне. Научные занятия, работа в библиотеке Британского музея. Изучение истории, математики, естествознания, политэкономии. Установление связей с рабочим движением в США (его особенности). Появление первых акционерных компаний, технические новинки, концентрация капитала. Отношение К. Маркса к испанской революции (1854 г), колониальной политике Англии, Крымской войне в России (1853-1856 г.г). Работа над «Капиталом». Его строение, основные положения и дальнейшая судьба. Экономический кризис (1857 г), восстание Гарибальди в Италии (1859 г), польское восстание (1863 г), реформа 1861 г. в России, гражданская война в США (1861-1865г.г). Оценка К. Марксом этих исторических событий.

Организация Международного товарищества рабочих (1864 г). Роль К. Маркса в этой организации. Оценка и изменение направлений борьбы рабочего класса. Создание социал-демократической рабочей партии Германии (1869 г.). Бакунизм и его влияние на рабочее движение. Отношение К. Маркса к анархизму. Взгляды К. Маркса на ирландский вопрос (кон. 60-х г.г. 19 в.). Образование русской секции I Интернационала (1870 г). Франко-прусская война (1870 г). «Парижская коммуна» (1871 г). Причины поражения и уроки. Преследование I Интернационала. Закрытая конференция в Лондоне (1871г). Гаагский конгресс. Причины прекращение деятельности 1 Интернационала, и его значение. Последнее десятилетие жизни К. Маркса. Переработка «Капитала». Научно-исследовательская работа. Рост рабочего движения вширь, создание массовых рабочих партий. Эволюция взглядов К. Маркса. Выводы К. Маркса о реформе 1861 г. Задачи германского рабочего движения. Разногласия в партии по поводу путей национального объединения Германии. «Критика готской программы». Введение исключительного закона против социалистов (1878 г). Смерть К. Маркса (1883 г).



Самостоятельное изучение.

Распространение марксизма во Франции, Англии, США и России.


Тема 4. «Капитал» - основное произведение К. Маркса. (2 ч.)
Процесс производства капитала. Экономические отношения при капитализме. Товар как элементарная клеточка буржуазного общества. Товарно-денежные отношения как общественные отношения. Двойственный характер товара и труда. Основное противоречие товарного производства. Учение о прибавочной стоимости и теория заработной платы. Формы эксплуатации рабочих. Три стадии роста производительности труда при капитализме: простая кооперация, мануфактура и машинное производство.

Исследование процесса обращения капитала. Формы обращения капитала: денежная, производительная и товарная. Основной и оборотный капитал. Совокупный общественный продукт и его реализация. Стихийный характер капитализма. Экономические кризисы перепроизводства. Цикличность экономического развития в целом.

Исследование конкретных форм движения капитала. «Органическое строение капитала». Тенденция нормы прибыли к понижению и усиление эксплуатации. Характеристика торгового капитала, ссудного капитала, банковского капитала. Проблема земельной ренты и развития сельского хозяйства при капитализме.

Место и значение «Капитала» в философии К. Маркса.



Самостоятельное изучение.

Диалектический метод изучения основ капитализма. Диалектическая триада Т-А-С. Восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение исторического и логического в процессе познания.


Тема 5. Марксистская теория исторического развития. (2 ч.)
Марксистская типология социально-исторических организмов. Способ производства как основа общественно-экономических формаций. Характеристики общественно-экономических формаций: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Коммунизм как будущее человечества. Дискуссии 20-30 гг. и II пол. 60 гг. об «азиатском способе производства» и общественно-экономических формациях Древнего Востока. Проблема первобытнообщинной общественно-экономической формации (была ли в этот период экономика?).

Открытие социальной материи. Общественное сознание как опосредующее звено между «базисом» и «надстройкой». Противоречие между производственными силами и производительными отношениями как условие смены общественно-экономических формаций. Отношение между понятиями общественно-экономической формации и общества.

Отношение общественно-экономических формаций как идеальных типов к реальности. Варианты интерпретации смены общественно-экономических формаций: 1) в границах социально-исторических организмов; 2) эстафетная трактовка.

Оценка теории исторического развития К. Маркса в современных философских, исторических, этнологических, социально-антропологических и археологических исследованиях ( Дж. Уэссмен, М. Блок, Р. Макгвир, Д. Донхэм, Б. Бейлин, Д. Тош, К. Кумар, З. Бжезинский, В.В. Леонтьев ).



Самостоятельное изучение.

Проблема свободы и необходимости в марксизме. Закономерности

исторического развития и роль личности в истории.
Тема 6. К. Маркс и современная западная философия. (2 ч.)

Влияние К. Маркса на современную западную философию.

Интерпретация идей К. Маркса в философии Д. Лукача. Утверждение существования объективной абсолютной истины. Правда и истина как объективная реальность, а не результат договора между людьми (конвенциональная теория истины). Человек как вещь. Преодоление разрыва между субъектом и объектом познания в практике: познает тот, кто создает. Человеческая солидарность как основа общества.

Марксистская направленность группы «Праксис» (Г. Петрович, Л. Враницкий и др.). Роль практики в познании, активность субъекта, отказ от компромиссов. «Тотальность» как категория изучения общества. Два пути развития общества: буржуазное и тоталитаризм советского образца. Обоснование третьего пути развития. Анархо-утопические воззрения.



Франкфуртская школа и развитие ею философии марксизма. Скрытое насилие западного общества. Лживость либеральной культуры. Идеология «Великого отказа» (Г. Маркузе). Ответственность социал-демократии (В. Беньямин) и либерализма (Г. Маркузе) за приход Гитлера к власти. Критика автоматического понимания истории (В. Беньямин). Просвещение как миф (Т. Адорно). Критика технической цивилизации. Эффективность экономики как высшая ценность позднего капитализма. (Г. Маркузе). Психология «массового человека» и фашизм (Э. Фромм).

К. Поппер: критика исторического «пророчества» К. Маркса и его оснований с позиций либерализма. Роль Платона, Гегеля и Маркса в формировании идеологии тоталитаризма. Критика претензий К. Маркса на открытие объективных законов истории и возможность радикального преобразования общества на научной основе. Идея демократического «открытого общества» как альтернатива тоталитаризму.

Самостоятельное изучение

Влияние К. Маркса на современную западную философию. Феноменологический марксизм ( М. Мерло-Понти, П. Пиконе, Э. Пачи), структуралистский (Л. Альтюссер), экзистенциальный (Ж.-П. Сартр), постмодернизм (Ж. Дерида, Ф. Гваттари, Ж.- Ф. Лиотар), фрейдо-марксизм (Э.Фромм), неомарксизм (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ф.Поллок).


Тема 7. Проникновение марксизма в Россию. (2 ч.)
1840-1890 гг. Время, когда Россия «выстрадала марксизм» (В.Ленин). Эволюция идей К. Маркса. Первоначальный тезис: неизбежность распространения принципов промышленного производства на сельское хозяйство. Гибель крестьянской общины. Изучение К. Марксом русских материалов об аграрных отношениях в России, разработка теории поземельной ренты. Изучение результатов крестьянской реформы 1861 г. в России и истории крестьянской общины.

Письмо К.Марксу от В. Засулич (Г. Плеханова). Увлеченность Г. Плеханова исторической неизбежностью и объективным характером общественного развития. Содержание ответа К. Маркса. Крестьянская община в России может избежать разложения. Она должна быть поставлена в нормальные условия существования (снять с общины бремя выкупа, обеспечить достаточным количеством земли, предоставить самоуправление, использовать кооперативные формы труда и др.). Соответствие выводов К. Маркса с выводами деятелей земского движения. Симпатия К. Маркса к народничеству. Противоречие взглядов Г. Плеханова научной и практической деятельности либеральной и революционной демократии в России. Появление «ортодоксального марксизма». Издание «Капитала» в России в 1896 -1898 г.г. Марксизм в России как подражание внешним формам западноевропейского движения. Его неоднородность. Отрицание В. Лениным идей К. Маркса об объединении усилий с другими рабочими движениями. Отвержение необходимости борьбы за российский парламент. Идея внесения классовой борьбы в деревню. Борьба В. Ленина и Г. Плеханова за руководство партией. Установление диктатуры в партии. Террор 20-х гг. Последние работы К. Маркса и его переписка с Ф. Энгельсом - в списках запрещенной литературы. Принудительная эмиграция представителей русской интеллигенции в 1922 г. Расстрел ученых-аграриев в 1931-1933 гг. Конец возможности углубления и развития с учетом российской специфики экономического учения К. Маркса.



Самостоятельная работа

Установление «марксизма» как официальной идеологии государства. Исторический материализм, научный коммунизм, история КПСС как научные направления, учебные дисциплины и средства идеологической пропаганды.


Тема: Русская философия и марксизм (2 ч.)
Русская религиозная философия и влияние марксизма.

С. Булгаков: Карл Маркс как религиозный тип. Противоречие социологического и личного спасения человека. Внутренняя связь социализма и атеизма. К. Маркс как частный случай Л. Фейербаха. Н. Бердяев: опасность утопии в том, что она осуществима. Исходная точка марксизма и христианства в том, что «мир лежит во зле». Русский коммунизм как крайняя форма западничества. Марксизм и «ортодоксальный марксизм». Пролетариат как мессия. Революция и суд над христианами. Антихристианское отрицание духа и свободы при тоталитаризме.

Оценка учения К.Маркса отечественными философами советского периода.



В.С. Библер: внутренние противоречия историософии К. Маркса, его нелогичность. Дальнейшее развитие капитализма, опровержение учения самой реальностью. Необходимость переноса проблемы свободы в область культуры. Э.В. Ильенков: К. Маркс – сын Запада. Частная собственность как основа западного капитализма, ее историческая прогрессивность. Изучение реальности, пробудившей коммунистические идеи. Гуманизм К. Маркса. Научный коммунизм как «необходимый момент человеческой эмансипации и обратного отвоевания человека».

Переосмысление марксизма в работах современных отечественных философов.



А. Баллаев: Две утопии социального проекта К.Маркса. Утопия ближнего времени как утопия революционного социального преобразования. Утопия дальнего времени: построение коммунистического общества. Преодоление отчуждения человека от своей сущности, устранение разрыва между человеком и его деятельностью (по предмету, ходу труда и его результату). Преодоление власти «золотого тельца». Гранин Ю: «Искушение» К.Маркса Ф.Энгельсом. Корень общественного зла – не отчуждение человека, а частная собственность. Экономический эмпиризм. Идеализация рабочего класса. Политэкономия как орудие буржуазии против пролетариата. Необходимость овладения этим орудием. Замена реального человека экономическим. Коммунизм как реальность развития общества 21 в. Гуманизм. Труд как деятельность личности, направляемая свободным выбором и ответственностью. Апелляция к отдельным личностям в надежде их возрастания до критической массы. Коммунизм как движение, а не цель человеческого развития.

Самостоятельная работа

Основные идеи В. Ленина в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Закономерности экономического и политического развития в условиях монополистической стадии капитализма.



2. Материалы у промежуточному и итоговому контролю

2.1 Темы рефератов





  1. Идейные истоки марксизма.

  2. Марксистская теория исторического развития.

  3. Учение об общественно-экономических формациях К. Маркса и историческая реальность.

  4. «Азиатский способ производства» как основа общественно-экономических формаций Древнего Востока.

  5. Проблема экономической основы первобытнообщинной формации в марксизме.

  6. Был ли К. Маркс экономистом?

  7. Глобализация и глобальное классовое общество в контексте учения К. Маркса.

  8. Основные идеи «Капитала» К. Маркса.

  9. Жизнь и общественно-политическая деятельность К. Маркса.

  10. Неизвестный К. Маркс.

  11. Основные подходы критики марксизма.

  12. Развитие идей К. Маркса в современной китайской философии.

  13. К. Маркс и неомарксизм.

  14. Виновен ли К. Маркс в русской революции (1917г.)?

  15. Коммунистическое общество как социальный проект К.Маркса.



2.2 Вопросы к зачету

1. Идейные источники марксизма: философия Л.Фейербаха.



  1. Материализм XVIII в. (Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон) как один из идейных источников учения К. Маркса.

  2. Идейные источники марксизма: философия Г.В.Ф. Гегеля.

  3. Политэкономия А.Смита и Д. Риккардо как идейный источник философии

К. Маркса.

5. Значение докторской диссертации К. Маркса для дальнейшей разработки его

учения.


  1. Характеристика личности К. Маркса: оценка его современников, последователей и критиков.

  2. Биография К. Маркса. Начало общественно-политической и научной деятельности. Период с 1818 г. по 1848 г.

  3. Биография К. Маркса. Свидетель и участник исторического процесса. Период с 1848 г. по 1864 г.

  4. Биография К. Маркса. Переоценка ценностей. Период с 1864 г. по 1871 г.

  5. Последнее десятилетие биографии К. Маркса. Научная деятельность. Общественно-политическая деятельность.

  6. Материалистическое понимание истории. Проблема основы общества и движущих сил общественного развития. Открытие социальной материи.

  7. Марксистская теория общественно-экономических формаций.

  8. Марксистская теория исторического развития.

  9. Исторический материализм и проблема свободы и необходимости в истории.

  10. Политэкономия как составляющая марксистского учения.

  11. Основные идеи «Капитала» К. Маркса.

  12. Характеристика капитализма у К. Маркса. Понятие «товара», «денег»,

«товарно-денежных отношений», «прибавочной стоимости», «капитала»,

«труда».



  1. Эволюция идей К. Маркса о путях смены общественно-экономических

формаций, развитии крестьянской общины, роли партии в революционном

движении и др.



  1. Взгляды К. Маркса на развитие русской крестьянской общины. Ответ К. Маркса на письмо В. Засулич.

  2. Капиталистическая эксплуатация, проблема нищеты и роль государства в трудах английских мыслителей конца XVII в. - начала XVIII в. Позиция К. Маркса по этому вопросу.

  3. Проникновение марксизма в Россию. Его роль в идеологическом оформлении революционного движения в России.

  4. Сущность трансформации марксизма в рамках «ортодоксального марксизма»

(Г. Плеханов, В. Ленин).

  1. Распространение и судьба марксизма во Франции, Германии, Англии и США.

  2. К. Маркс как религиозный тип (С. Булгаков).

  3. Истоки и смысл русского коммунизма по Н. Бердяеву.

  4. Развитие идей К. Маркса в философии франкфуртской школы.

  5. Основные позиции критики марксизма К. Поппером (на материале произведений «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»).

  6. Интерпретация учения К. Маркса в философии Д. Лукача и группы «Праксис» (Югославия).


3. Методические рекомендации к курсу.

Знание и понимание марксизма как научной теории необходимо для будущих историков, поскольку марксизм до сих пор остается единственной целостной концепцией, выявляющей объективные закономерности исторического процесса, дающей представление об обществе как сложной системе. Не смотря на крах марксизма в России как государственной идеологии, его научная и теоретическая ценность остается непоколебимой. Сегодня, для российского общества, вступившего на путь модернизации во всех сферах своей жизни (экономической, политической, культурной), переживающего переоценку ценностей и во многом дезориентированном, учение К. Маркса должно быть открыто для изучения даже в большей степени, чем раньше. Таким образом, главной целью данного спецкурса является усвоение марксизма как оригинального философского и социально-экономического учения, которое сохраняет свою актуальность.

Для более эффективного усвоения учебной дисциплины студенту предлагается самостоятельная работа на основе следующих методических рекомендаций по организации самостоятельной работы.

Одной из форм самостоятельной работы студентов при освоении курса «Исторический материализм и современность» является написание реферата. Реферат выполняется на листах бумаги формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, интервал между строк полуторный). Титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в РИ АлтГУ нормами. Реферат должен иметь содержание, введение, основную часть, состоящую из нескольких глав, заключение и список литературы. Во введении автору нужно объяснить причину выбора данной темы, подчеркнуть ее актуальность, отразить степень изученности выбранной проблемы. В заключении сделать выводы по основной части, дать авторские оценки той проблемы, которая рассматривалась в реферате. В основной части реферата должны быть указаны источники тезисов, ссылки на используемую литературу, в том числе и словари. Список литературы должен быть систематизирован в алфавитном порядке с указанием использованных страниц текста. Объем реферата –18-25 стр. машинописного текста. В рассмотрении выбранной автором проблемы должна быть отражена авторская позиция или авторское отношение к проблеме. В качестве темы реферата студент вправе взять любую из указанных в разделе тем рефератов, а также самостоятельно выбрать тему, вызывающую наибольший интерес, согласовав ее формулировку с преподавателем. При определении круга литературы для написания реферата можно обратиться к спискам, предложенным к теоретической части курса, а также самостоятельно подобрать ряд публикаций. Для этого следует обратиться к таким журналам как «Вопросы философии», «Полис», «Вестник МГУ», «Человек» и т.д. После написания реферата предполагается его защита и ответы на вопросы.

Данный курс представляет собой вариант перехода от классической организации учебного процесса к модульно-рейтинговой системе. Для получения зачета студент должен набрать от 60 до 100 балов. (Менее 60 баллов соответствует оценке «неудовлетворительно», от 60 до 69 – «удовлетворительно», от 70 до 79 – «хорошо», от 80 и выше - «отлично»).

60 баллов студент может набрать в течение семестра (посещение лекции – 3 балла, по итогам промежуточного контроля - до 10 баллов, работа на консультациях – до 10 баллов). Ответ на зачете дает студенту от 0 до 40 баллов.




4. Список основной литературы





    1. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30-ти тт. Изд. 2-е. – М., 1960. - Т.23. Кн.1. Т.24. Кн. 2. Т.25 (I). Кн. 3. Т.25(II). Кн. 3. Т.26 (I). Кн. 4. Т.26 (II). Кн. 4. Т.26 (III). Кн. 4.

    2. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. Т.4. – С.419-459.

    3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. – Т.3. – С.3-544.

    4. Маркс К. Экономико-философские рукописи (1844 г.). // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. – Т.42. – С.41-174.

    5. Маркс К. К критике политической экономии. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. - Т.13.

    6. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. – Т.3.

    7. Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. – Т.3.

    8. Энгельс Ф. Анти - Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. – Т.20.

    9. Энгельс Ф. Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. – Т.21.

    10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 тт. Изд. 2-е. – М., 1959. – Т.21.

    11. Федосеев П.Н. , Бах Н.А., Гольман Л.И. и др. Карл Маркс. Биография. – М., 1989.

    12. Серебрякова Г.И. Карл Маркс. Сер. «ЖЗЛ». – М., 1962.

    13. Степанова Е.А. Карл Маркс: краткий биографический очерк. – М., 1983.

    14. Айвин Б. Неизвестный К. Либкнехт. Критика взглядов К. Маркса. // Новая и новейшая история. – 2000, №5. – С.137-161.



15. Альтюссер Л. За Маркса (сб. статей). – М., 2006.

16. Американская социологическая мысль. - М., МГУ, 1994.



    17. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. – М., 1991.

    18. Баллаев А. Социальный проект К. Маркса. // Свободная мысль. -1997, №7. - С.81-92.

    19. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1997

    20. Библер В.С. О Марксе – всерьез: размышления в конце 20 в. // Полис. – 1991, №1. – С.119-127.

    21. Богданов А., Степанов И. Курс политической экономии. Изд. 4-е. - М.-Л. 1925.

    22. Булгаков С. К. Маркс как религиозный тип (очерк). // Наш современник. – 1990. № 11. С.137-147.

    23. Голобоков В. Оптимистическая трагедия: судьбы марксизма в минувшем столетии.

    // Свободная мысль. – 2001, №2. – С.67-81.



24. Готфрид П. Странная смерть марксизма. – М., 2009.

    25. Гранин Ю., Иванов Д. Другой Маркс. // Свободная мысль. – 1993, № 6. – С.100-112.

    26. Григорьева Е.А. К. Маркс и его «ученики» на родине ленинизма. // Вопросы истории. – 2007, № 1. – С.58-78.

    27. Гуревич А.Я. К дискуссии о докапиталистических формациях. Формация и уклад.

    // Вопросы философии. - 1968, №2.

    28. Земляной С. Что такое постмарксизм? К симптоматике Гегеля, Маркса, Фрейда.

    // Независимая газета. – 1999,12 августа. - С.16.

    29. Зотов В.Д. От какого марксизма мы отказались? История и современность марксизма. // Социально-гуманитарные знания. – 2001, №1. – С.248-265.

    30. Ильенков Э. Маркс и западный мир. // Вопросы философии. - 1982, №10. – С.98-112.



31. История теоретической социологии. В 4-х тт. Т.4. – СПб, 2000.

    32. Кашников Б.И. Марксизм как радикальная критика либеральной справедливости.

    // Вопросы философии. -2005 № 6. - С.37-49.

    33. Кобищанов Ю.М. Феодализм, рабство и азиатский способ производства // Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. Материалы дискуссии об общественных формациях на Востоке (азиатский способ производства) - М., 1956.

    34. Котельникова М.Е. Маркс и 21 в. К итогам научной конференции в честь 190-летия со дня рождения К. Маркса. // Вопросы философии. – 2008, № 1. – С.45-51.



35. Критический марксизм: продолжение дискуссий. - М., 2001.

    36. Лисичкин Г. Непонятый Маркс. // Дружба народов. – 1993, № 12. - С.160-168.

37. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. - М.,1991.

38. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. - СПб.:

В.Даль, 2000.

39. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого

Индустриального Общества. - М.,1994.


    40. Миронов В. Марксизм на разломе эпох: «Коммунистический манифест» полтора века

    спустя. // Свободная мысль. – 1999, № 1. - С.108-112.



41. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. – М.:Наука,1980.

    42. Ойзерман Т. Амбивалентность социалистической (коммунистической) теории марксизма. // Вопросы философии. – 2008, № 11. – С.32-44.

    43. Ойзерман Т. Марксизм как идеология. // Свободная мысль . -1993. №3. - С. 69-77, №5. – С.91-105.

    44. Ойзерман Т. Марксистская концепция социализма и реальный социализм. // Вопросы философии. – 2002, №2. – С.3-13.

    45. Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма. // Избр. филос. произ. В 5-ти тт. – Т.3. М.1957.

    46. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. – М., 1992.

    47. Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993.



48. Раинко С. Марксизм и его критики. - М.: Прогресс,1979.

    49. Сейфи Г., Сейфи О. 21 в. Диалог о судьбе философии марксизма. // Вестник Российского философского общества . _2004.№ 1. С.126-130.

    50. Семенов Ю.И. Философия истории. – М., 203.

    51. Славин Б. Возвращение Маркса: к 175-летию со дня рождения. // Правда. - 1993, 5 мая.

    52. Сирота А. Неомарксизм: попытка реформации. // Вопросы философии. - № 1998, №8. - С.104-119.

    53. Сюаньмэн Ю. Марксизма и проблема онтологии. // Вопросы философии. – 2007, № 5. – С.122-135.

    54. Ульянов К. Замолчанный Маркс: Из сб. статей о русской истории «Скрипты», выпущенного в США в 1981 г. // Юность. – 1995, №4. – С.44-55.



55. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.,2007.

56. Фромм Э. Иметь или быть. - М.,1990.



    57. Чепуренко А.Ю. Образ К.Маркса в современной публицистике: крушение марксизма или кризис в его развитии? // Социально-политические науки. – 1990, № 11. – С.13-30.

    58. Шишков Ю. Маркс без ореола: о теоретических ошибках и находках немецких мыслителей. // Наука и жизнь. – 1998, № 6,7.



    59. Юймень И. Заметки о западной марксизме. // Вопросы философии. – 2007, № 5. – С.147-153.








Трудное детство никогда не кончается. Ежи Урбан
ещё >>