Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 135.17kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям... 6 912.43kb.
Учебно-методический комплекс для специальности 520400 «Философия»... 11 689.87kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... 1 116.58kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 169.18kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очных отделений, обучающихся... 1 297.96kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 2 389.92kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... 1 156.7kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 1 224.3kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 1 253.25kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 102.49kb.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... 1 116.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское - страница №1/1

Министерство культуры Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

СД.01 «Мастерство актёра»


Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070201 «Актёрское искусство»

(среднее профессиональное образование)

Цикловая комиссия «Актёр драматического театра и кино»

Дисциплина СД.01«Мастерство актёра» Специальность 070201 – «Актёрское искусство»

Специализация 070201.01 – «Актёр драматического театра и кино»

Квалификация Актёр драматического театра и кино

Форма обучения дневная

Объем дисциплины 1137 часов

Статус дисциплины специальная

Составители: председатель цикловой комиссии

«Актёр драматического театра и кино»

колледжа искусств В.В. Архипов

и преподаватель цикловой комиссии Е.В. Орлова



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка____________________________________________ 4

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины________________4

Учебная нагрузка по дисциплине____________________________________5

Значение и роль дисциплины________________________________________5

Цель и задачи дисциплины ______________________________________ 6

Формы и методы осуществления образовательной деятельности_________ 7

Требования к уровню подготовки студента по курсам__________________ 8

Требования к конечному уровню освоения программы курса____________ 8

Формы, оценки и критерии контроля учебной деятельности студентов_______________________________________________________ 8

Тематический план изучения дисциплины _______________________ 9

Рабочая программа дисциплины ___________________________________ 14

Библиографический список ______________________________________ 20

Пояснительная записка.

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

– требований Государственного Стандарта к уровню подготовки выпускников по специальности 0507 «Актёрское искусство» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;

– «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры и искусств»;

– учебной программы по дисциплине «Мастерство актёра» для студентов актёрского факультета Театрального института им. Б. Щукина (рекомендована Учёным советом института 16.12.2004 г. Протокол №1;

– учебного пособия «Вахтанговская театральная школа» кафедры мастерства актёра Театрального института им. Б. Щукина (рекомендовано Учёным советом института (Протокол №5 от 02.07.2007г.);

– программы по дисциплине «Мастерство актёра» для специальности 050100 «Актёрское искусство» (рекомендовано кафедрой мастерства актёра РАТИ-ГИТИС) 2004г.;

– учебной программы «Режиссура и мастерство актёра» кафедры режиссуры РАТИ-ГИТИС , 2001г.;

– методических рекомендаций к программе по дисциплине «Мастерство актёра» для преподавателей средних специальных учебных заведений по специальности «Актёр драматического театра и кино» (одобрены кафедрой мастерства актёра Школы – студии (ВУЗ) им. В.И. Немировича-Данченко и предметно-цикловой комиссией Нижегородского театрального училища);

– преподавательского и профессионального опыта составителей.



Требования ГОСТ к минимуму содержания программы по дисциплине

«Мастерство актёра»



Индекс дисциплины



Основные дидактические единицы

Всего

часов максим. учебной нагрузки студента

В т.ч.

часов обязат. учебных занятий

СД.01

Школа психологического реализма и её место в мировом театре. Учение К.С. Станиславского. Элементы системы К.С. Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства. Сценическое действие. Задача. Цель. Сверхзадача. Атмосфера. Физическое самочувствие, конфликт, событие и др.

Е. Вахтангов, М. Чехов: школы актёрского мастерства. Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения. Перспектива актёра и роли. Зерно сценического образа. Характер и характерность. Жанр и стиль. Профессиональная этика актёра. Средства актёрской выразительности и способ перевоплощения в образ. Анализ материала роли. Работа со специальной литературой, анализ произведений искусства и литературы при подготовке роли. Самостоятельная работа актёра над ролью. Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе. Особенности существования и приёмов: психологический театр. Трагедия. Игровой театр. Водевиль. И т. д.

Общение со зрительской аудиторией.


1445

1136

Учебная нагрузка по дисциплине

«Мастерство актёра»

Виды

занятий

Всего часов

По семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

Теоретическое

обучение и

практические занятия


1137


144


171


162


171


162


171


111


45

Итоговый контроль

экзамен

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

К.р.



Значение и роль дисциплины «Мастерство актёра»

«Мастерство актёра» является основополагающей дисциплиной в формировании профессиональных навыков и знаний у будущего артиста. В непосредственной взаимосвязи с «Мастерством актёра» находятся такие дисциплины как: «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Грим». Огромное значение для будущего актёра имеют так же дисциплины «Танец» и «Вокал». Совокупность знаний и навыков в этих дисциплинах определяют уровень профессионализма актёра. Исторически, профессиональные навыки передавались «из рук в руки», от Мастера – ученику. Поэтому, огромное значение имеет личность Мастера, его профессиональный театральный опыт и Школа, которую Мастер усвоил в своём ученичестве и развивал в себе в процессе театральной практики. В России существует много учебных заведений, дающих актёрское образование, но из их числа выделяется несколько наиболее сильных, со сложившейся Школой и устоявшимися Традициями. Школа передаёт профессиональные навыки, а Традиции –

этические принципы. Именно, совокупность этих качеств рождает будущего артиста.

До начала 20 века, в театральном обучении не было единой, сколь- нибудь внятной теоретической базы. Мастерству актёра обучали исходя из собственных представлений и опыта. Появление Системы

К.С. Станиславского, теоретических трудов и практических разработок его ближайших учеников (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.) внесло в процесс театрального образования системность и глубину освоения профессии. Принятие на государственном уровне Системы К.С. Станиславского в качестве основополагающей для теоретического и практического обучения студентов театральных учебных заведений, привело к рождению российской театральной Школы, получившей международное признание и распространившейся на весь мир.

Дисциплина «Мастерство актёра» основывается на теоретических трудах и практических разработках К.С. Станиславского, его ближайших учеников и наиболее сильных последователей. Благодаря не прекращающейся работе наиболее одарённых практиков и теоретиков театра, последовательно изучающих и углубляющих понимание наследия Станиславского и его учеников, современный театр обладает не только большим богатством многообразия форм, теоретических и практических разработок, но и продолжает своё развитие. Роль «Мастерства актёра» – дать фундаментальные базовые знания и профессиональные навыки будущим артистам, помочь сложить представление о современном уровне театрального искусства.



Цель и задачи дисциплины «Мастерство актёра»

Целью дисциплины «Мастерство актёра» в среднем профессиональном образовании, является формирование специалиста-профессионала для осуществления практической деятельности в качестве артиста драматического театра, артиста кино-, теле- и радиопостановок, иных

творческих работ, связанных с использованием потенциала и практических навыков актёрского мастерства, а так же для работы в качестве руководителя самодеятельного творческого коллектива, преподавателя дисциплины «Мастерство актёра» в школах и самодеятельных творческих коллективах.

Основными задачами дисциплины «Мастерство актёра» являются:

а) обучающие:

– формирование у студентов профессиональных навыков и знаний, необходимых и достаточных для индивидуальной работы над ролью и коллективной работы над спектаклями (постановками);

– понимание значения театрального искусства в современном мире, особенностей работы в театре и в других творческих коллективах;

– владение методами актёрского мастерства, знание теории актёрского мастерства, понимание современных форм и эстетики театрального искусства;

б) развивающие:

– расширение профессионального и общекультурного кругозора;

- развитие профессиональных способностей (наблюдательность, творческая фантазия, аналитические способности);

– применение полифункциональных умений в условиях реальной творческой деятельности;

– духовный рост личности.

в) воспитательные:

– художественное, эстетическое, духовное воспитание учащихся путем изучения и практического знакомства с Театром, его историей, задачами, традициями, и творческого воплощения на сцене лучших образцов мировой драматургии и литературы различных эпох, стилей и жанров ;

– воспитание студента как носителя духовности, эстетических и нравственных правил, творца;

– воспитание личностных качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности – трудолюбия, творческой активности, ответственности, силы воли, приоритета коллективных целей перед субъективными установками и т.п.



Формы и методы осуществления образовательной деятельности.

Формы осуществления учебного процесса традиционно состоят из:

– лекций и бесед по теории и практике театра;

– практических занятий по отработке начальных профессиональных навыков;

– групповых и мелкогрупповых репетиций;

– индивидуальной работы со студентами;

– самостоятельной работы студентов (выполнение домашних заданий, работа над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работа над ролью, работа над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков);

– генеральных репетиций;

– демонстрации на зрителя подготовленных спектаклей, программ и концертных выступлений.

Методика образовательной деятельности основана на практических и теоретических наработках российской театральной Школы, взявшей в основу

своей работы Систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей.

Методы и формы работы со студентами, по освоению предмета «Мастерство актёра», отработаны многолетней практикой ведущих отечественных театральных учебных заведений, их профессорско-педагогического состава и опираются на теоретические знания и практический опыт педагогов и руководителя курса.



Требования к уровню подготовки студента по курсам

Основные требования к уровню подготовки студентов первого курса заключаются в овладении начальными профессиональными навыками и знаниями, овладении этюдной формой работы без текста и с использованием коротких фраз. Студенты второго курса должны освоить начальную форму построения образа в драматургическом произведении. На третьем курсе формируются и закрепляются навыки работы над спектаклем, от изучения литературного материала до практического воплощения. На четвёртом – отрабатываются профессиональные навыки в широком спектре актёрского мастерства, прививаются чувство стиля, жанра, манер, исторической достоверности, проверяется готовность студентов – выпускников к самостоятельной творческой работе в профессиональных коллективах.



Требования к конечному уровню освоения программы курса «Мастерство актёра»

По окончании курса «Мастерство актёра» выпускник должен знать:

- профессиональную терминологию, теоретические основы профессии, формы и методы практической работы, историю, смысл и значение актёрского мастерства, этику профессиональных взаимоотношений;

– специфику работы составных частей театрального коллектива.

Выпускник должен уметь:

– создавать художественный образ, владея различными видами выразительных средств;

– владеть навыками самостоятельной работы над ролью;

– владеть методикой творческого анализа произведений;

– адаптироваться к работе в конкретных условиях творческой деятельности;

– поддерживать в себе творческую заинтересованность и работоспособность.



Формы, оценки и критерии контроля учебной деятельности студентов

Контроль осуществляется в конце каждого семестра в виде экзамена или зачета. Оценка производится на основе:

а) качества индивидуальной работы,

б) качества работы в творческой группе;

в) % посещаемости занятий и участия в творческих мероприятиях курса.

Оценка «отлично» соответствует полному знанию и отличному владению навыками соответствующей темы (тем) курса обучения, с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «хорошо» соответствует достаточно полному уровню знаний и владений навыками, с небольшим количеством недоработок и с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «удовлетворительно» соответствует неполному уровню знаний и слабому уровню владения навыками, с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «плохо» соответствует слабому уровню знаний и полному (почти полному) отсутствию приобретённых профессиональных навыков по темам, оцениваемым на экзамене (зачёте).

Тематический план занятий по дисциплине

«Мастерство актёра»



Семестр




Содержание курса

кол-во

часов по семестрам

1 семестр

Огромное значение в начальном этапе обучения имеет предельная искренность, откровенность самовыявления студентов. Большую пользу в этом отношении дают упражнения в актёрской импровизации. На уроках первого и второго семестров – это, так называемая, сиюминутная, импульсивная импровизация, рождающаяся от заданного жеста, сценической позы, слова, «атмосферы», темпо-ритма и т.д. В таких импровизациях тренируются в комплексе все элементы внутренней и внешней техники актёра. В импровизациях достигается ещё одна важная цель первого этапа обучения – раскрепощение, освобождение студента, физическое и психологическое. Главное достоинство подобных упражнений – в выработке у актёра импровизационного самочувствия, составляющего суть творческой природы артиста. «Усвоить психологию импровизирующего артиста – это значит найти себя как художника» М. Чехов.

На развитие этих способностей рассчитаны и ежеурочные музыкально-пластические импровизации, играющие так же роль творческой разминки в начале занятий.

В процессе занятий студенты осваивают глоссарий Системы Станиславского и театрального искусства в целом. Самостоятельная работа студентов заключается в повторении и закреплении осваиваемых на занятиях с педагогами знаний и навыков, в выполнении домашних заданий, индивидуальных заданий, в последовательном изучении специальной литературы, рекомендуемой преподавателями для чтения.

Основное время в этот период обучения отводится на освоение актёрской грамматики – элементов актёрской техники («элементы внутреннего сценического самочувствия» и «элементы сценического действия» по Станиславскому):

1. Сценическое внимание.

2. Мышечная свобода и раскрепощённость.

3. Воображение и фантазия. Предлагаемые обстоятельства.

4. Перемена отношения. Перемена отношения к предмету и месту действия.

5. Физическое самочувствие.

6. Упражнения на «Память физических действий».

7. Действие для достижения поставленной цели. Сценическая задача.

8. Оценка факта. Событие.

9. Перемена отношения к партнёру.

10. Сценическое общение.

11. Этюды на общение в условиях органического молчания.

12. Наблюдения.

Раздел «Наблюдения» – это первый шаг к сценическому образу. Умение показать реального человека (или животное), несколькими мгновенными точными штрихами «набросать портрет» изображаемого – несомненное наличие характерных способностей.

На основании отобранных руководителем курса этюдов формируется программа (показательное выступление) для выноса на экзамен.



144



2 семестр


Основным критерием в оценке работы студентов в этот период, следует признать наличие «зерна». «Зерно» – это сконцентрированная суть другого человека (предмета, явления), присвоенная актёром, ставшая для него на время чем-то собственным, сокровенным.

  1. Продолжение темы «Наблюдения» в разделе «Фантазия» (наблюдения за предметами, явлениями природы).

  2. «Наблюдения» в разделе «Пародии».

  3. Этюды на общение со словами.

  4. Этюды к образу.

Материалом для работы над этим разделом обычно служит художественная проза. Ситуации в импровизированных этюдах к образу делятся на три группы:

а) ситуации, которые есть в произведении;

б) ситуации, о которых упоминается в произведении;

в) ситуации, которых нет, но они могли бы быть.

Результатом этюдной работы над образом должно стать органическое существование «в образе».

Литературный материал, взятый для работы над образом, может стать основой (фрагментом) для заключительной программы (спектакля), вынесенной на экзамен.



171



3 семестр



Семестр начинается с подачи каждым студентом заявки на самостоятельный отрывок. Заявка содержит название произведения (драматургического) с указанием фрагмента и занятого героя (героев). Руководитель курса обсуждает заявки и высказывает пожелания (рекомендации), после чего, заявки принимаются к работе студентами. Студенты работают самостоятельно, с привлечением, в качестве партнёров(действующих лиц) сокурсников. Привлечение посторонних лиц, особенно для режиссирования, запрещено. Отрывки периодически показываются педагогам и руководителю курса. Советы и рекомендации – форма учебного воздействия педагогов на студентов в этот период. Студенты самостоятельно и с помощью специалистов оснащают свои сценические отрывки, занимаясь подбором костюмов, реквизита, монтажом декораций (в пределах имеющихся элементов), продумывают звуковое, световое и сценографическое решение. Руководитель курса контролирует этот процесс и имеет право потребовать пересмотра того или иного решения.

Важнее всего в самостоятельных отрывках – интуитивное самопроизвольное проявление студента. Отрывки выстраиваются руководителем курса в слаженную программу.

Показ программы выносится в конце семестра на зачёт.


162



4 семестр



С этого семестра начинает формироваться репертуар курса. Руководитель курса продумывает перечень спектаклей и распределение ролей, руководствуясь не только педагогическими, но и театральными критериями.

Репертуар курсовых спектаклей призван выявлять уровень профессионализма студентов, меру органичности в ролях, степень усвоенности смежных творческих дисциплин, владение базовыми знаниями мастерства актёра. Работа над спектаклем требует от будущего артиста владения собственной речью, мимикой, пластикой, совершенствования актёрской техники – внутренней и внешней. Режиссёр-педагог, вместе со студентами, ищет форму будущего спектакля, пространственное решение, внешний облик и особенности персонажей. В процессе занятий, студенты должны понять необходимость детального изучения драматургического материала. В качестве материала для первого полноценного спектакля курса берут, как правило, современную российскую (или советскую) пьесу. В процессе работы над спектаклем, студенты целиком анализируют произведение:

– определяют сверхзадачу и сквозное действие роли;

– определяют круг предлагаемых обстоятельств, данных автором, и фантазируют свои;

– определяют взаимоотношения с партнёрами, диктующие поведение действующего лица;

– устанавливают последовательную цепь событий и поступков действующего лица на протяжении всей пьесы (непрерывная линия жизни роли);

– вскрывают главное событие пьесы и его значение для линии действия роли;

– определяют свою цель, событие, препятствия на пути к достижению цели и свои действия для её достижения;

– создают на основе авторского текста линию жизни данного действующего лица, определяя социальные и другие причины, обусловливающие его характер и поступки.

К.С. Станиславский писал: «Только для того, чтобы правильно выйти на сцену, необходимо познание жизни пьесы и своего к ней отношения».

Анализ драматургических произведений способствует пробуждению фантазии, образных ассоциаций, видений и вызывает к работе подсознание. На этом этапе работы студенты осваивают действенное, логическое и психологическое содержание текста, получают представление о соотношении текста и подтекста, учатся создавать внутренний монолог, обусловливающий непрерывность логики поведения персонажа. В процессе подготовки и показа спектакля в рамках производственной практики в учебном театре, студенты выполняют также смежную нагрузку, как то: монтаж-демонтаж декораций (оформления сцены), работу с костюмами, реквизитом, участвуют (под руководством специалиста) в работе по световому и звуковому оформлению спектакля. Студенты могут быть приобщены к рекламе спектакля (творческих программ) курса для привлечения потенциальных зрителей учебного театра.

Спектакль выносится на экзамен.



171


5 семестр

На третьем курсе продолжается работа со студентами над совершенствованием средств внешней выразительности. Должно воспитать у студента бережное и внимательное отношение к авторскому тексту. Умение профессионально использовать свои физические данные необходимо актёру в той же степени, как и овладение актёрской психотехникой.

Зарубежная пьеса нужна для расширения кругозора. Студенты, анализируя события, создавая биографии действующих лиц, раскрывая содержание пьесы, определяют её идею, национальные особенности, намечают сверхзадачу будущего спектакля и его сквозное действие. Изучая пьесу, студенты знакомятся с мировоззрением и особенностями творчества драматурга, выясняют конкретную историческую обстановку действия пьесы, привлекая для этого специальную литературу, библиографический материал. Стилевые и жанровые особенности пьесы ставят перед студентами дополнительные творческие задачи, связанные с поиском соответствующей формы и её сценического воплощения.

«Верное самочувствие на сцене, действие и чувства приведут вас к органической жизни на сцене в образе действующего лица. Этим путём вы наиболее близко подойдёте к тому, что мы зовём «перевоплощением». Но при том условии, если вы верно поняли пьесу, идею её, сюжет, интригу и воспитали в себе характер действующего лица» К.С.Станиславский.

Поставленный спектакль выносится на зачёт.



162


6 семестр


Значение самостоятельной работы студента ещё более повышается. На старших курсах студенты проводят самостоятельную работу в том же объёме, в котором обязаны её проводить профессиональные актёры, готовясь к репетиции, - изучать драматургический материал, создавать биографию образа, работать над текстом, быть готовым к репетиции своим знанием роли и наличием практических решений для сценических репетиций. Педагоги должны требовать от студентов постоянной, серьёзной, организованной самостоятельной работы, всячески развивая их инициативу. ответственность, творческую и трудовую дисциплину. Принятые и одобренные кафедрой мастерства актёра (цикловой комиссией) курсовые спектакли включаются в производственную практику. Наряду с показом учебных спектаклей в учебном театре, производственная практика студентов третьего курса предусматривает их участие в концертных программах с отдельными номерами, отрывками из спектаклей, а также возможное участие в спектаклях выпускных курсов и профессиональных коллективов.

Итоговой работой семестра, выносимой на экзамен, становится новый спектакль (по плану руководителя курса).



171



7 семестр



В седьмом и восьмом семестрах, на заключительном этапе обучения, программные требования пятого и шестого семестров получают дальнейшее развитие.

Основное внимание уделяется умению самостоятельно работать над ролью в рамках режиссёрского решения, предложенного педагогом, и в ансамбле с остальными исполнителями.

Создавая образ на сцене, определяя его сверхзадачу и сквозное действие, будущие артисты сознательно направляют своё творчество на решение сверхзадачи спектакля. В центре художественного исследования должен стоять человек с его сложными социальными и духовными связями с миром.

На четвёртом курсе продолжается работа над дипломными спектаклями. Они последовательно сдаются кафедре (цикловой комиссии), которая решает вопрос о возможности показа их на сцене учебного театра. Студент должен постичь на собственном опыте разницу между уроками, учебными показами и репетиционной работой, показами спектаклей в учебном театре этого заключительного периода своего образования. Педагоги и руководитель курса должны установить в практике работы учебного театра строгую творческую и производственную дисциплину.

Подготовка дипломных спектаклей должна быть максимально приближена к условиям профессионального театра, с чётким планированием их выпуска, постепенным сокращением сроков работы над спектаклями, твёрдым репетиционным режимом. Это есть переход от учебной работы к профессиональной работе артиста. Особое внимание в условиях производственной практики следует обращать на поддержание творческой атмосферы на курсе и усиление работы по воспитанию понимания искусства театра, как коллективного труда. Сроки выпуска новых спектаклей необходимо устанавливать так, чтобы студенты имели возможность параллельно, систематически играть уже существующие дипломные спектакли, что даст им возможность наработать необходимые профессиональные навыки. С выпуском спектакля, работа над ним не завершается. Разборы сыгранных спектаклей, беседы с исполнителями и репетиции продолжаются вплоть до Государственных экзаменов. В беседах, проводимых педагогами курса в процессе занятий, наряду с вопросами теории актёрского мастерства и повышения профессионального мастерства, большое место должно быть отведено проблемам будущей работы выпускников в театральных коллективах.

Отчётной работой этого семестра, выносимой на зачёт, является новый спектакль.



111


8 семестр



Семестр является заключительным этапом образовательной работы.

В этот период складывается окончательное мнение о готовности студентов к самостоятельной профессиональной работе в театрах и творческих коллективах. Проводится работа по выявлению слабых мест в образовании студентов, устранение этих «пробелов» и дальнейшее совершенствование актёрского мастерства. Воспитывается понимание дальнейшей постоянной работы по профессиональному и личностному самосовершенствованию. Отрабатываются роли дипломного репертуара. Нарабатывается профессиональный опыт, в том числе, в общении со зрителями.

Готовятся программы для показов в творческих коллективах с целью дальнейшего трудоустройства выпускников. Показы организуются как руководством курса и Академии, так и самими выпускниками, с обязательным согласованием графика показов с руководителем курса.

Завершается семестр постановкой заключительного дипломного спектакля. На Государственные экзамены выносится несколько спектаклей, определённых цикловой комиссией, как дипломные. Задача дипломных спектаклей – показать диапазон возможностей и уровень мастерства выпускников.



45




Рабочая программа дисциплины.

1 курс

1 семестр

Вводная беседа (рассказ о профессии, об особенностях процесса обучения, об этике поведения и ответственности студентов).

Примерное содержание стандартного учебного занятия: творческая разминка, объяснение темы урока, теоретические базовые знания Системы Станиславского по теме урока, практические занятия, обсуждение итогов, задание для самостоятельной работы студентов.



Темы занятий

Сценическое внимание

Внимание – основа актёрской техники. Умение концентрировать внимание ведёт к мышечной свободе и «сценическому зрению».

Произвольное внимание – от субъекта («Я сознательным усилием концентрирую своё внимание на некоем объекте»).

Непроизвольное внимание – от объекта («Некий объект притягивает моё внимание»).


  • Мышечная (физическая) свобода и раскрепощённость

Раздел тесно связан со «Вниманием» и «Воображением и фантазией».

Мышечная свобода достигается через упражнения (разминочные, физические) и способом аутотренинга. Упражнения должны учитывать индивидуальные особенности студентов.



Воображение и фантазия

Роль воображения в искусстве – огромна! Способность к свободному ассоциативному мышлению, умение увлечь своё воображение (воображение можно только увлечь) – всё это важнейшие компоненты актёрской

одарённости. Задания этого раздела обращены к разным сторонам индивидуальности студента и опираются на его личный опыт.

В упражнениях, тренирующих фантазию, важно соединение воображаемого и реального. «Вижу и слышу то, что должен (не исключая того, что вижу и слышу в реальности). В упражнениях имеет огромное значение логика. Важнейший компонент актёрской техники – вера в предлагаемые обстоятельства – возникает только в случае, когда эти обстоятельства подробно продуманы, разработаны, логически обоснованы, «присвоены» исполнителем.



Перемена отношения к предмету и к месту действия

Театр не существует вне условности. И условность принимается зрителями благодаря актёрской вере. Актёрское отношение к неправде как к правде, к ненастоящему как к настоящему, заставляет зрителей сопереживать актёру. Серьёз и вера роднят игру актёров с игрой детей. «Ты – всегда ты. Только поменяй отношение» Е.Б. Вахтангов. В количестве перемен отношения проявляется мастерство актёра. Любой сценический образ есть сумма отношений к окружающему миру. Упражнения на перемену отношения – это, по сути, этюды на оправдание предлагаемых обстоятельств. В таких этюдах большую роль играет «внутренний монолог».



Физическое самочувствие

Выполнение упражнений этого раздела связано с точным знанием предлагаемых обстоятельств. В физическом самочувствии выделяются черты общие и индивидуальные. Сферы физического самочувствия : одежда, облик, погода, время суток, возраст, здоровье, комплекция, место действия, «борьба мотивов» поведения.



Сценическая задача

Сценическая задача – двигатель действия.

Основные вопросы: Что я делаю? Для чего делаю? Как я делаю?

Цель соотносится с актёрскими приспособлениями, со способом её достижения в процессе сценического действия. Упражнения этого раздела помогают студенту практически ощутить подтекст действия, слова.

В упражнениях очень важны внутренний монолог и ритм, в котором существует исполнитель.

«Не сыграть возникшую мысль, а по-настоящему подумать» К.С. Станиславский.

Память физических действий (ПФД)

Раздел «ПФД» вбирает в себя навыки почти всех предыдущих разделов, но более всего тренирует чувство правды и веру. Эти упражнения хороши тем, что приучают студента к серьёзному, подробному, кропотливому труду.



Обязательные условия ПФД:

– точное знание расположения предметов,

– размер и вес предметов,

– качество вещества (жёсткое, мягкое, сухое, мокрое, холодное, горячее и т.д.) и качественное ощущение рук,

– общее физическое самочувствие,

– порядок действий,

– соединение ПФД и реальности,

«иерархия целей» и точность предлагаемых обстоятельств.

Очень оживляют работу озвученные этюды, конечно, если это не вредит сути дела.

Оценка факта. Событие

Оценка факта – одно из ключевых слагаемых актёрского мастерства. Спектакль состоит из цепочки совершающихся на сцене происшествий. Оценка – это реакция на сценический факт, внешний раздражитель.

Настоящая оценка факта не должна быть «заготовленной», она должна рождаться непроизвольно, как если бы всё случилось в жизни.



Этюд – это воспроизведение жизни в формах самой жизни.

«Действие – это целенаправленная жизнь в предлагаемых обстоятельствах; позднее – в пьесе, – целенаправленная жизнь в образе» И.И. Соловьёв.

Этюд на оценку факта заключает в себе:

– некое действие, зависящее от предлагаемых обстоятельств и цели,

– факт, мешающий (противостоящий) этому действию,

– момент «стоп!»,

– восприятие факта, ориентация в обстоятельствах,

– новое действие.

Внешнее выражение оценки может быть очень индивидуальным.

Занимаясь оценкой факта, нужно оставаться естественными, правдивыми, в то же время, увлечёнными, смелыми в формах выражения.



«Нужно избежать такой ситуации, когда молодые артисты, боясь лжи, не доходят до правды» Е.Б. Вахтангов.

Перемена отношения к партнёру

Этот раздел готовит к разделу «Сценическое общение».



«В этюдах на перемену отношения к партнёру, в будущих актёрах воспитывается умение со всей серьёзностью относиться к своему товарищу, как к незнакомцу, брату, сестре, невесте, врагу и т. д. На сцене, отношение к партнёру создаётся силой воображения – сознательно, целенаправленно. Видеть и воспринимать нужно реальных, а не воображаемых партнёров, но относиться к ним следует, как если бы…» Л.М. Шихматов.

В упражнениях на перемену отношения к партнёру допускается использование слова, короткой фразы. Самое важное – найти внутреннюю

взаимосвязь между партнёрами, благодаря их вере в предлагаемые обстоятельства.


  • Этюды на общение в условиях органического молчания

Органическое молчание – молчание, определяемое предлагаемыми обстоятельствами. Важное качество этюдов – живое рождение при каждом исполнении жёсткого сценического рисунка, построенного в процессе репетиций. Нужно всегда помнить: нет ничего вреднее, чем вялость и скука.

Наблюдения

Наблюдение – это первый шаг к сценическому образу; для многих мастеров сцены именно с наблюдений за людьми, животными и, даже, за предметами, может начинаться работа над любой ролью.

Основным критерием в оценке работы студентов в этом разделе следует считать наличие «зерна».



«Зерно» – это сконцентрированная суть другого человека (животного, предмета, явления природы и т.д.), присвоенная актёром, ставшая для него на время чем-то собственным, сокровенным.

Существо, показываемого объекта очень видно в глазах исполнителя. Схваченное «зерно» более всего проявляется во взгляде.

В первом семестре ведётся работа по «Наблюдениям» за животными, птицами, рыбами, насекомыми и т. д., оставляя более сложные наблюдения над людьми, предметами, явлениями природы на второй семестр.

2 семестр

Семестр начинается с продолжения темы «Наблюдения».

Теперь студенты переходят к разделам:

«Фантазии»: наблюдения за предметами, явлениями природы, придуманными объектами, обладающими характеристиками реальных;

«Пародии»: наблюдения за людьми, известными или с ярко выраженной характерностью (профессиональной, личностной).

Работа над этими разделами развивает актёрскую фантазию и тренирует способы внешней и внутренней выразительности студентов.



Этюды этих разделов могут стать основой для создания концертной программы. Главное в таких этюдах – точная в деталях имитация, привычность и свобода движений.

Этюды на общение со словами

Самые простые упражнения со словами (одиночными) могут быть предложены студентам ещё в первом семестре.

Теперь может быть задан короткий диалог, подводящий итог сюжету этюда.

В этюдах с импровизированным текстом важно не дать студентам забыть, что словесное действие – только часть действия, направленного на достижение цели. На одном и том же этюде можно отрабатывать подтекст, наблюдая как он меняется, в зависимости от изменения цели.



  • Этюды к образу

Материалом для работы над этим разделом обычно служит художественная проза. Почему? Потому, что драматург не даёт подробного описания и характеристик своих героев, не рассказывает о всех обстоятельствах их жизни. В прозе же – лирические отступления, авторские оценки, внутренние монологи героев, описание среды, - всё это помогает глубже проникнуть в духовный мир персонажа. В идеале, результатом этюдной работы над образом должно стать органическое существование «в образе» с импровизированным текстом в любой ситуации, с любым из возможных партнёров.
2 курс

3 семестр

Показ самостоятельных отрывков

В рамках раздела проверяются способность студентов к самостоятельной работе и степень усвоенности базовых знаний предыдущего курса.

Руководитель курса может советовать и рекомендовать:

– не начинать с вершин мировой драматургии («Гамлет», «Медея», «Фауст», «Борис Годунов» и т.д.),

– не брать слишком протяжённые отрывки (максимум 10 мин.),

– не перегружать самостоятельные отрывки музыкальным сопровождением, сложными выгородками, гримом.

Требования: отсутствие приглашённых режиссёров, максимально возможное раскрытие собственных способностей и видений студента.

Показ самостоятельных работ часто помогает рассмотреть скрытый потенциал студентов, личностный взгляд, вкус и приоритеты.


4 семестр

Работа над спектаклем по современной российской (советской) драматургии

В этом семестре у студентов формируется представление и понимание об этапах профессиональной работы над спектаклем (читка пьесы, застольный период, этюдный период, работа в выгородках, прогоны, монтажные репетиции, генеральные прогоны, сдача спектакля).

В план педагогической работы перед началом каждого этапа следует включать беседы о взгляде на этот этап с точки зрения системы Станиславского, его ближайших учеников (Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, М. Чехова) и партнёров (В.И. Немировича-Данченко, Л.А. Сулержицкого).

Пьесу для постановки следует выбирать из отечественной драматургии, начиная со второй половины 20 века (А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Розов, В. Шукшин, Л. Петрушевская и т.д.) вплоть до молодых современных драматургов. При выборе пьесы надо учитывать максимальное распределение студентов курса по ролям.


3 курс

5 семестр

Работа над спектаклем по современной зарубежной драматургии

Речь идёт о выборе пьесы второй половины 20 века, расширяющей представление студентов о жанровых возможностях. Это, в первую очередь, Б. Брехт, абсурдисты (Э. Ионеско и др.), а также современные драматурги.

Следует учитывать, при выборе пьесы, возможность раскрытия авторского замысла силами студентов курса, а так же жанровую и стилевую особенность произведения.

В план педагогической работы следует включить беседы со студентами об особенностях работы с западноевропейской драматургией и о жанровых особенностях пьес Б. Брехта, Э. Ионеско и др.

В план самостоятельной работы студентов следует включить изучение жизненного и творческого пути выбранного автора с последующими лекциями- беседами.
6 семестр

Работа над спектаклем по классической пьесе

Диапазон возможности выбора классической пьесы для постановки спектакля необычайно велик: от пьес античных авторов до знаковой драматургии Э. Ростана, К. Гоцци, А. Островского, Б. Шоу, М. Метерлинка, М. Булгакова и т.д.

Кроме того, очень интересный пласт работы представляют русские водевили, музыкально-драматические пьесы. В конечном итоге, репертуар курса формируется исходя из мнений педагогов, руководителя курса и возможностей курса, индивидуальных способностей студентов. Задача: в репертуаре курса у каждого студента должна быть роль, в которой он может максимально раскрыть свои способности.

Принцип работы над спектаклем выходит на абсолютно профессиональные «рельсы». В этот период от студентов требуется максимум самостоятельной работы, трудолюбия и профессиональной дисциплины. Огромное значение в этот период приобретает этика профессиональных взаимоотношений на курсе и в педагогической работе следует предусмотреть беседы со студентами по вопросам этики, основываясь на трудах К.С. Станиславского, его учеников и коллег, а так же на личном опыте педагогов.
4 курс

7 семестр

Работа над спектаклем по классической драматургии

Отличие работы этого периода от предыдущего этапа заключается, прежде всего, в более сложных постановочных формах и более жёстких профессиональных требованиях к студентам.

В этот период можно обратить своё внимание на «вершины мировой драматургии» – пьесы У. Шекспира, Ж.Б. Мольера, А. Пушкина, А. Чехова и др.

Работа над пьесами таких авторов выявляет как сильные, так и слабые стороны исполнительского мастерства студентов, даёт «пищу» для конкретной педагогической и самостоятельной работы по совершенствованию индивидуальных качеств молодых артистов. В таких постановках крайне важен симбиоз всех приобретённых профессиональных навыков: мастерства актёра, пластики, речи, дыхания, грима.

Руководитель курса должен предусмотреть, чтобы как минимум одна постановка курса была основана на стихотворной драматургии.


8 семестр

Работа над заключительным (дипломным) спектаклем

Эта постановка подводит итог творческой, педагогической и воспитательной работы с курсом. Не случайно, поэтому, выбор материала для постановки требует особой продуманности. Здесь нет твёрдых рецептов, так как выбор зависит от конкретных людей, студентов и преподавателей. Но, как и в профессиональном театре, этот выбор может основываться, практически, на любом материале (пьесе, романе, стихах, философском трактате), из любой исторической эпохи, от древности до наших дней.



Это итог, высшая точка профессионального проявления курса.

Библиографический список
Справочная литература

  1. Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва : РАТИ – ГИТИС, 2008. — 105 с.

  2. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва : ЗАО "БММ". – 592 с.

  3. Кутьмин, С. П. Краткий словарь театральных терминов / С. П. Кутьмин. – Тюмень : ТГИИК, 2003. – 76 с.

  4. Павис, П. Словарь театра / П. Павис ; пер. с фр. ; под ред. Л. Баженовой. — Москва : ГИТИС, 2003. — 516 с.

  5. Русский драматический театр: энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 568 с.

  6. Театр. Актер. Режиссер : краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2010. – 352 с. – (Мир культуры, истории и философии).

  7. Театр : энциклопедия. – Москва : Олма-Пресс, 2002. – 320 с.


Основная литература

  1. Актерский тренинг : Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва : АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  2. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с.: ил.

  3. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва : ГИТИС, 2005. – 576 с.

  4. Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2009. – 160 с.

  5. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ, 2009. – 480 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  6. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания : Дневник ученика / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ, 2009. – 478 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  7. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ, 2009. – 448 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  8. Станиславский, К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. –192 с.

  9. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера : антология. – Москва : АРТ, 2008. – 496 с.

  10. Теоретические основы создания актерского образа. – Москва : ГИТИС, 2002. — 180 с.

  11. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой половины XIX веков: учебное пособие. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005. – 600 с.

  12. Чехов, М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – Москва : АСТ, 2009. – 560 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).



Дополнительная литература

  1. Альшиц, Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2009. – 256 с.

  2. Бажанова, Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49.

  3. Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. М. Барбой. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.

  4. Бочкарева, Н. В. От упражнения – к спектаклю : учебное пособие / Н. В. Бочкарева, Е. Р. Генелин. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2007.– 85 с.

  5. Венецианова, М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва : АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  6. Владимиров, С. В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ГАТИ, 2007. – 124 с.

  7. Вокруг актера : сб. ст. победителей Пятого Всероссийского конкурса студенческих работ / отв. ред. Г. А. Лапкина, А. А. Чепуров ; редколлегия Г. А. Лапкина [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2002.– 200 с.

  8. Гительман, Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США : хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург : СПб ГУЭФ ; Вертикаль ; Гуманитарный университет профсоюзов, 2002. – 408 с.

  9. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва : АСТ, 2010. – 384 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  10. Жабровец, М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. – 24 с.

  11. Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 105.

  12. Кипнис, М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва : АСТ, 2009. – 288 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  13. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва : АСТ, 2010. – 256 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  14. Кокорин, А. Вам привет от Станиславского : учебное пособие / А. Кокорин. – 2002. – 224 с.

  15. Кутьмин, С. П. Характер и характерность : учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень : ТГИИК, 2004. – 51 с.

  16. Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – Москва : АСТ, 2009. – 192 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  17. Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. – Москва : АСТ ; Зебра Е ; ВКТ, 2009. – 672 с. – (Актерская книга).

  18. Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73. – Режим доступа : http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html.

  19. Полищук, Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва : АСТ, 2010. – 224 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  20. Райан, П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан ; пер. с англ. – Москва : АСТ, 2010. – 320 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  21. Русский театр. 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. – Москва : Интеррос, 2006. – 472 с.

  22. Русская театральная школа. – Москва : ПанЪинтер, 2004. – 544 с. – (Русские школы).

  23. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. – Москва : АСТ, 2010. – 160 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  24. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Эльвира Сарабьян. – Москва : АСТ, 2010. – 320 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  25. Сорокин, В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63). – С. 19–27.

  26. Создание актерского образа : теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2008. – 244 с.

  27. Создание актерского образа : хрестоматия / сост. Д. Г. Ливнев. — Москва : РАТИ– ГИТИС, 2008. — 156 с.

  28. Стреллер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер ; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва : Радуга, 1984. – 310 с.

  29. Сушков, Б. Театр будущего. (Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера / Борис Сушков. – Тула : Гриф и К, 2010. – 472 с.

  30. Хмельницкий, Ю. О. Из записок актера таировского театра / Юлий Хмельницкий. – Москва : ГИТИС, 2004. – 212 с: ил.


Интернет – ресурсы

  1. Актерское мастерство. – Режим доступа : http://acterprofi.ru.

  2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа : http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.

  3. Античный театр. – Режим доступа : http://anti4teatr.ucoz.ru.

  4. Каталог : Театр и театральное искусство. – Режим доступа : http://www.art-world-theatre.ru.

  5. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа : http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

  6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

  7. Планета театра : [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles.

  8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
  9. Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06


  10. Западноевропейский театр. – Режим доступа : http://svr-lit.niv.ru.

  11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru.

  12. Театральная энциклопедия. – Режим доступа : http://www.theatre-enc.ru.

  13. История : Кино. Театр. – Режим доступа : http://kinohistory.com/index.php.

  14. Театры мира. – Режим доступа : http://jonder.ru/hrestomat.

  15. Театры народов мира. – Режим доступа : http://teatry-narodov-mira.ru/

  16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru.

  17. Хрестоматия актёра. – Режим доступа : http://jonder.ru/hrestomat.








Все психологизировать — значит все простить.
ещё >>