Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине «Музыка в театрализованном представлении» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическое право»... 5 1043.3kb.
Учебно-методический комплекс по «Культурологии» предназначен для... 3 534.94kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения... 3 454.87kb.
«российское предпринимательское право» 13 1994.39kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «психология бизнеса» для... 8 660.33kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... 2 414.15kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и... 4 854.63kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очных отделений, обучающихся... 1 297.96kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и... 2 768.43kb.
Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения... 11 2095.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Мария Петровна Буйносова-Ростовская 1 277.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине - страница №2/6



Примерный тематический план курса (для заочного отделения).

Тема занятий

Количество часов

Обще
кол-во

Лекц. занятия

Сем. занятия

Самост. работа

Раздел 1. История массовых театрализованных представлений

50

2

4

44

1.1. Триумфальные парады
и представления эпохи Петра I. Художественная практика ХХ столетия. Основные виды массовых театрализованных представлений
и зрелищ. Массовые инсценировки
первых послереволюционных лет

16

2




14

Роль военных оркестров в оперных постановках и массовых воскресных прогулках в парках XIX столетия

17




2

15

Создание театрально-зрелищных программ. Организация и проведение спортивных мероприятий

17




2

15

Раздел 2. Приемы и принципы использования музыки
в театрализованном представлении


50

2

2

46

2.1. Музыка как вид искусства.
Связь литературных художественных
и музыкальных выразительных средств

25

2




23

Приемы и принципы использования музыки в театрализованном представлении. Соотношение литературного и музыкального языков

25




2

23

Раздел 3. Введение в драму

50

2

4

44

3.1. Драма. Виды дамы (трагедия, комедия, драма). Античный театр

17

2




15

Древнегреческая трагедия

16




2

14

Промежуточные жанры.
Сценическая реальность

17




2

15

Раздел 4. Драматургия театрализованного представления

54

4

4

46

4.1. Драматургия. Ранняя русская драматургия. Драматургия II половины
XIX века. Интерпретация образов актеров
в драматургии А.Н.Островского

13

2




11

Русская современная драматургия. Драматургия, как сюжетно-композиционная основа театрального
или кинематографического произведения

14




2

12

4.2. Оперная драматургия.
Драматургия балета

13

2




11

4.3. Композиция драматургического произведения. Историко-документальная драматургия. Музыкальное оформление произведений драматургии жанра
«под документ»

14




2

12

Раздел 5. Выразительные средства режиссуры

46

2

2

42

5.1. Мизансцена. Разновидность мизансцен. Пластический и звуковой образ

23

2




21

Свет и звук. Музыка и шумы

23




2

21

ВСЕГО:

250

12

16

222


Основное содержание курса
1. История массовых театрализованных представлений в России.
1.1 Лекция «Триумфальные парады и представления эпохи Петра I»

Военное музыкальное искусство. Воинские ритуалы. Развитие массовых представлений эпохи Петра I. Военные оркестры – участники массовых представлений. Сравнение форм художественно-творческой деятельности военно-музыкальных коллективов с жанрами массовых музыкальных представлений.



Литература:

  1. Глан Б. Массовые театрализованные представления и праздники. - М., 1961.

  2. Кожевников Б. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке / Труды Института военных дирижеров. Вып. IV. - М., 1957.

  3. Кожевников Б., Хаханян X. Материалы по истории русской военной музыке в первой половине XIX века / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. Русская военная музыка до 1917 г. —М., 1981.

  4. Слабаков Б. Материалы о концертной деятельности оркестров русской армии / Труды факультета. Вып. 9. — М., 1965.

  5. Ноздрунов Б. Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века / Труды ВДФ при МОЛГК.-М., 1964.

  6. Калинкович Г. Н.А.Римский-Корсаков - инспектор военно-морских хоров Морского ведомства. // Труды института. Вып. I. - М., 1952.



Семинар «Роль военных оркестров в оперных постановках и массовых воскресных прогулках в парках ХIX столетия»

Вопросы для обсуждения:



  1. Сохранение традиции триумфальных парадов.

  2. Эволюция триумфальных парадов.

Литература:

  1. Сурин Н. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления в период с IX по начало XVIII в. / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. Русская военная музыка до 1917 г. - М., 1981.

  2. Сурин Н. Военно-церемониальная музыка (1917-1941 гг.) / Советская военная музыка. - М., 1988.

  3. Сурин Н. Русская военно-церемониальная музыка. 1750-1917 / В помощь военному дирижеру. Вып. XXI. - М., 1983.

1.2 Лекция «Художественная практика ХХ столетия. Основные виды массовых театрализованных представлений и зрелищ»

Театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция, агитационно-художественное представление и массовое театрализованное представление. Масштабность спектра музыкально-сценических видов
деятельности, входящих в понятие массовых музыкальных представлений и зрелищ. Просветительские концерты ХХ века. Особая интенсивность процесса обновления военно-музыкального искусства. Инструментальная музыка, песня, хореография, слово, кинематограф. Существенное усиление зрелищного и театрального начал.

Литература:


  1. Глан Б. Массовые театрализованные представления и праздники. – М., 1961.

  2. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М., 1980.

  3. Глан Б. Режиссура массовых зрелищ. – М., 1963

1.3 Лекция «Массовые инсценировки первых послереволюционных лет»

Концерт-митинг начала ХХ века. Наиболее яркое развитие массовых музыкальных представлений и зрелищ в послереволюционные годы. Парады, массовые шествия, концерты-митинги, торжества с юбилейной и исторической тематикой.

Литература:


  1. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века / А.М. Смелянский. - М.: APT, 1999.

  2. Захаров М.А. Суперпрофессия / М.А.Захаров. - М.: Вагриус, 2000. - (Сер. "Мой 20 век").

1.4 Лекция «Создание театрально-зрелищных программ»

Осуществление жанровых разновидностей массовых музыкальных представлений и зрелищ на практике (военные оркестры, ансамбли песни и пляски). Активное использование в практической деятельности современных военных оркестров и ансамблей песни и пляски театрализованных концертных программ, как жанровых разновидностей массовых музыкальных представлений. Специфика режиссерской составляющей при постановке концертных форм массовых представлений и зрелищ в военных оркестрах и ансамблях.

Литература:


  1. Архангельский А., Гутнов А. Военные оркестры на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. / Советская военная музыка. – М., 1977

  2. Тутунов В. История отечественной военной музыки: уч.пособие. – М., 1990.

Семинар «Ансамбль песни и пляски»

Вопросы для обсуждения:



  1. Режиссерская работа в ансамбле песни и пляски.

  2. Использование приема акцентирования над песенно-танцевальном номеров.

Литература:

  1. Генкин Д. Массовые праздники. – М., 1975.

  2. Петров Б. Массовые выступления на стадионе. – Л., 1969.

1.5 Лекция «Традиции спортивных мероприятий (игр)»

Музыка в жизни греков. Состязания между певцами-солистами, хорами, инструменталистами, поэтами – различных государств – городов. Музыке придавалось государственное и чисто военное значение. Музыкальное искусство в Китае, в Египте, в Индии.

Литература:


  1. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

  2. Петров Б. Массовые выступления на стадионе. - Л., 1969.


2. Приемы и принципы использования музыки в театрализованных представлениях.
2.1 Лекция «Музыка как вид искусства»

Музыка как вид искусства. Искусство звукового высказывания. Мышление звуковыми образами. Воспроизведение душевных переживаний и действительности в образной форме (наряду с графикой, живописью, скульптурой, хореографией, цирком и кино). Влияние музыки на социум. Специфика отражения действительности. Музыка как иная реальность и действительность.



Литература:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1 – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576с.: ил.

  2. Рубб А. Пока занавес закрыт. – М., 1987.

  3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

Семинар «Театр, как взаимодействие видов искусств»

Вопросы для обсуждения:



  1. Выбор соотношения элементов живописи, музыки, скульптуры и хореографии в театральной постановке.

  2. Музыка и живопись в оформлении спектакля.

Литература:

  1. Каган М. Мофология искусства. – Л., 1972.

  2. Таиров А.Я. О театре. М., 1970.

  3. Щербаков В. О пластическом театре // Театр. 1985 №7.

  4. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

2.2 Лекция «Выразительные средства музыки»

Основные выразительные средства музыки (музыкальный язык).

Тесная связь мелодического начала со звучанием живой человеческой речи, с ее интонациями. Интонация как связующее звено между разговорной речью и музыкальной. Выразительная роль ритма.Возможности музыкальных средств.



Литература:

  1. Товстоногов Т.А. О профессии режиссера / Т.А. Товстоногов. - М.: ВТО,1967.

  2. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении – М. – 1981.

  3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

Семинар «Роль музыки в создании художественного образа театрализованного представления»

Вопросы для обсуждения:



  1. Система художественных образов спектакля воплощенных средствами музыки (водевиль, музыкальная комедия, музыкальная постановка, опера, балет).

  2. Использование средств музыки для раскрытия эмоционального мира героя.

Литература:

  1. Поламишев А.М. Мастерство режиссера: от анализа — к воплощению / А.М. Поламишев. - М.: Искусство, 1992.

  2. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях / М.А. Захаров. - М.: Центрполиграф, 2000.

  3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

2.3 Лекция «Связь литературных художественных и музыкальных выразительных средств»

Художественные выразительные средства. Музыкальные выразительные средства. Связь основных выразительных средств музыки и литературы (литературный и музыкальный язык). Живая человеческая речь и мелодическое начало. Лейтмотив главного героя (музыкальный и литературный). Музыкальное многоголосие.

Литература:


  1. Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре». С-Пб.: «Искусство Санкт-Петербурга», 1994.

  2. Кацура А. «В погоне за белым листом», М.: «Радуга», 2000.

  3. Музыка и незвучащее / Редколлегия: Вяч.Вс.Иванов, Е.В. Пермяков (отв.ред.), Т.В.Цивьян. – М.: Наука, 2000.

Семинар «Поэтические и музыкальные ритмы»

Вопросы для обсуждения:



  1. Виды музыкального и стихотворного ритма.

  2. Свободное чередование ударных и безударных слогов в музыке.

  3. Правильное чередование ударных и безударных слогов.

Литература:

  1. Бюхер К. Работа и ритм. – М., 1923. – С.187.

  2. Музыка и незвучащее / Редколлегия: Вяч.Вс.Иванов, Е.В. Пермяков (отв.ред.), Т.В.Цивьян. – М.: Наука, 2000.

  3. Таиров А.Я. О театре: Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма /А.Я. Таиров. - М.: ВТО, 1970.

2.4 Лекция «Приемы использования музыки в театрализованных представлениях»

Основные приемы использования музыки. Музыка как эпиграф. Музыкальные интермедии. Использование лейтмотивов. Музыка как акцентирование отдельных моментов действия. Музыка как неотъемлемая часть постановки. Музыкальный финал спектакля.

Литература:


  1. Гончаров П.П. Мои театральные пристрастия: В 2 кн. / П-П. Гончаров. - М.: Искусство, 1997.

  2. Триадский В. Основы режиссуры театрализованных представлений: учебное пособие по курсу «Режиссура и мастерство актера». – М. 1978.

Семинар «Увертюра»

Вопросы для обсуждения:



  1. Критерии подбора музыкальной увертюры.

  2. Вступление к опере.

  3. Вступление к балету.

  4. Вступление к драматическому спектаклю.

Литература:

  1. Попова Т.В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. Книга для учащихся ст.классов. М., «Просвещение», 1976.

  2. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

2.5 Лекция «Принципы использование музыки в театрализованном представлении»

Основные принципы использование музыки в спектакле (контраст и иллюстрация, целостности и расчлененности). Принцип целостности музыкального, театрального и литературного. Бездейственная музыка, музыка аккомпанемент. Использование пространства зала: сцены, под сценой, кулис, балконов, портьера.

Литература:


  1. Меерович И. Музыка в спектакле драматического театра: Учеб. пособие для студентов театральных вузов / И. Меерович. - М., 1983.

  2. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

  3. Туманов И. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учебное пособие для институтов культуры - М., 1976.

Семинар «Акустические возможности зала»

Вопросы для обсуждения:



  1. Звуковая акустика.

  2. Музыкальное использование пространства помещения.

Литература:

  1. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении – М. – 1981.

  2. Меерович И. Музыка в спектакле драматического театра: Учеб. пособие для студентов театральных вузов / И. Меерович. - М., 1983.

2.6 Лекция «Принцип иллюстрации»

Использование принципа иллюстрации в качестве усиления внешней стороны действия. Созвучность музыки с действием, характерами героев, общей концепции произведения, атмосферой мероприятия.

Литература:


  1. Поламишев А.М. Мастерство режиссера: от анализа — к воплощению / А.М. Поламишев. -М.: Искусство, 1992.

  2. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

Семинар «Музыкальная иллюстрация»

Вопросы для обсуждения:



  1. Музыкальная иллюстрация как составная часть иллюстрации в целом.

  2. Музыка простой аккомпанемент или действенный.

Литература:

  1. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении – М. – 1981.

  2. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

2.7 Лекция «Соотношение литературного и музыкального языков»

Особенности литературного языка в музыкальном произведении. Особенность соотношения музыкального языка с литературным текстом.

Литература:


  1. Триадский В. Основы режиссуры театрализованных представлений: учебное пособие по курсу «Режиссура и мастерство актера». - М. 1978.

  2. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. – М., Учпедгиз, 1959.

  3. Музыка и незвучащее / Редколлегия: Вяч.Вс.Иванов, Е.В. Пермяков (отв.ред.), Т.В.Цивьян. – М.: Наука, 2000.

Семинар «Музыкальное либретто»

Вопросы для обсуждения:



  1. Вариации музыкальных либретто для одной драматургической темы.

  2. Совместная работа над музыкальным либретто литератора, композитора, режиссура.

Литература:

  1. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

  2. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. – Л., 1959.

  3. Сабинина М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке, М. – 2003.

2.8 Лекция «Связь сценической и музыкальной речи»

Орфоэпия. Сценическая и музыкальная речь. Произношение. Создание ярких образов средствами музыкальной речи.

Речевой аппарат и его звучание. Особенности физиологического, речевого (фонационного) и певческого дыхания. Центральное звучание голоса (диапазон речевой, музыкальный). Художественное чтение и художественное пение. Анализ языковых, стилевых, жанровых особенностей литературного и музыкального текстов. Логический анализ текстов.



Литература:

  1. Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культ-просвет. училищ. М., Просвещение; 1967.

  2. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

  3. Сабинина М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке, М. – 2003.

Семинар «Выразительные речевые средства»

Вопросы для обсуждения:



  1. Мелодика и темпоритм речи.

  2. Выделение мысли отрывка требующего музыкального дополнения для более детального освещения образа героя, действия, картины, сцены.

Литература:

  1. Кочарян С. В поисках живого слова. Изд. 2-е, М., Всерос. Театр. Об-во. 1979.

  2. Петрова А.Н. Сценическая речь. – Гл. lll. Искусство. – М., 1981.

  3. Петрова Э.А. Искусство рассказа. – Л.: ЛГИК, 1973.

  4. Сабинина М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке, М. – 2003.

2.9 Лекция «Музыка и шумы в спектакле»

Звуки, шумы – элементы воплощения художественного образа театрализованного представления.

Литература:



  1. Бродская Г.Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и Другие: Вишневосадская эпопея: В 2 т. / Г.Ю. Бродская. - М: АГРАФ, 2000.

  2. Никольская С. Живой театр А.Эфроса / С. Никольская. - М., 1995.

Семинар «Шумы в театрализованном представлении»

Вопросы для обсуждения:



  1. Драматургические возможности шумов.

  2. Шум как восполнение недостатка времени.

  3. Выразительность шумов.

Литература:

  1. Токарева М.Е. Константин Райкин: роман с Театром / М.Е. Токарева. - М.: ACT, 2001.

  2. Шароев И. Драматургия массового действа. – М., 1979.


3. Введение в драму.
3.1 Лекция «Драма»

Драма (театр и литература). Формирование драмы на основе эволюции театрального искусства. Драматизм, доступный всем видам искусства. Жанры драмы (литературная драма). Трагедия и комедия, мистерия, миракль, моралите, школьная драма.



Литература:

  1. Чечетин А. Драматургия театрализованных представлений. – М., 1979.

  2. Шароев И.Г. «Режиссура эстрады и массовых представлений». – М. «Просвещение», 1986.

  3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1 до середины XVIII века. – М.: «Музыка», 1973.

  4. Сабинина М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке, М. – 2003.

3.2 Лекция «Античный театр. Музыкальная драма. Традиции музыкальных представлений»

Театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран ближнего Востока. Влияние греческих традиций. Актер античного театра. Зарождение первых массовых празднеств и театрализованных представлений в культуре Древней Греции. Герои трагедии. Язык трагедии. Представления под открытым небом (амфитеатры). Театральные жанры: драма сатиров и комедии, приближенные к массовому народному искусству.

Древнегреческий актер. Своеобразие традиционного искусства восточного театра – Индии, Шри-Ланки, Непала, стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Монголия, Япония), Юго-Восточной Азии (Бирма, Вьетнам, Индонезия, Кампучия, Лаос). Особые законы восточной традиции, отличия от европейской. Музыкальная танцевальная драма Северной Индии. Бродячие актеры Индии. Древняя Русь (скоморохи). Средневековая Европа (бродячие артисты).



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Господь Бог не играет в кости. Альберт Эйнштейн о «принципе
ещё >>