Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине «Музыка в театрализованном представлении» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическое право»... 5 1043.3kb.
Учебно-методический комплекс по «Культурологии» предназначен для... 3 534.94kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения... 3 454.87kb.
«российское предпринимательское право» 13 1994.39kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «психология бизнеса» для... 8 660.33kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... 2 414.15kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и... 4 854.63kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очных отделений, обучающихся... 1 297.96kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и... 2 768.43kb.
Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения... 11 2095.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Мария Петровна Буйносова-Ростовская 1 277.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине - страница №1/6

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств»

Институт искусств и народного художественного творчества

Кафедра теории музыки и музыкального образования


Музыка в театрализованном представлении

Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине

«Музыка в театрализованном представлении» ОПД.Ф.08
Специальность 053300

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Тюмень

2008



Музыка в театрализованном представлении. Учебно-методический комплекс по специальности Режиссура театрализованных представлений и праздников / Сост. Е. С. Гунда. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008 . – 128с.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. В учебно-методическом комплексе представлены рабочая программа по курсу «Музыка в театрализованном представлении», основное содержание лекционных занятий, формы контроля по курсу, рекомендуемая литература.

Рецензенты:



С.П. Кутьмин, актер Тюменского драматического театра, мастер сцены, заслуженный артист Казахстанской ССР, заслуженный артист РФ.

Л.В. Дёмина, ТГАКИ, директор института искусств и народного художественного творчества, кандидат искусствоведения.

Е.Н. Головинская, ТГАКИ, зав.кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, доцент, заслуженный работник культуры РФ.

Утвержден на заседании кафедры теории музыки и

музыкального образования

(протокол № 15 от 22.10.2008)


Печатается по решению учебно-методического совета

Тюменской государственной академии культуры и искусств



Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по курсу «Музыка в театрализованном представлении» предназначен для студентов творческих вузов, театральных специальностей.

Изучение истории музыки в театрализованных представлениях и праздниках, исторической эволюции: сценических форм, жанровых форм театрализованных представлений, традиций и новаций в драматургии имеет огромную практическую значимость.

Курс «Музыка в театрализованном представлении» является важным звеном в подготовке квалифицированных специалистов в области театрального искусства.

Цель курса – научить студентов использовать теорию массовых театрализованных представлений (использование музыкального материала) в практической деятельности.

Задачи курса:

– овладеть приемами и принципами использования музыки в театрализованных представлениях;

– освоить применение музыки в основных видах массовых театрализованных представлениях и театральных зрелищ;

– помочь студентам приобрести знания, умения и навыки в работе по подбору музыки к театрализованному представлению.

Курс помогает приобрести знания:


  • Основ музыкальной драматургии;

  • Элементов драматургической композиции;

  • Особенностей драматургии массовых праздников и представлений, их жанровых разновидностей;

  • Новых направлений в драматургии массового театра и театрализованных форм общения, досуга, презентаций, развлекательных программ;

  • Современного опыта проведения массовых празднеств, шоу-программ и других театрализованных форм массового общения;

  • Композиции сценария массового праздника (представления) и её основных элементов;

  • Художественных приёмов и методов соединения (монтажа) эпизодов, различных по содержанию и по художественной форме, в единую логику и композицию сценария;

  • Анализа партитуры;

  • Приемов, методов и принципов использования музыки;

  • Особенностей работы музыкального режиссера;

  • Выразительных средств музыки;

  • Закономерностей взаимодействия музыкального материала и сценария.

К окончанию курса студент должен приобрести умения:

  • Осмысленно слышать музыкальное произведение;

  • Анализировать партитуру музыкального произведения;

  • Использовать приемы, методы и принципы использования музыки в театральной постановке;

  • Передавать средствами музыки атмосферу представления;

  • Использовать музыку при конструировании действии персонажей по определенной логике, сюжету;

  • Использовать художественные приёмы и методы соединения (монтажа) эпизодов (в том числе музыкальных) в единую логику и композицию сценария;

  • Правильно подбирать музыкальный материал, соответствующий персонажам (как отображения внутреннего мира героев, их внешнего вида, их взаимодействия с другими персонажами, их мировоззрения);

  • Организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею, используя средства музыкального искусства;

  • Сравнивать формы художественно-театральной деятельности;

  • Выявить и анализировать рациональное место использования музыки;

  • Устанавливать закономерности взаимодействия музыкального материала и сценария праздника;

  • Накапливать опыт творческой деятельности в решении задач художественной постановки;

  • Определять характер тем (лейтмотивов героев), их взаимосвязь и взаимодействие.

  • Разбираться в принципах строения музыкального представления;

  • Использовать выразительные средства музыки для отражения замысла постановки.

Цель учебно-методического комплекса: помочь студентам приобрести навык к работе по подбору музыки к театрализованному представлению.

С первого курса студент обращается к вопросу подбора музыкального компонента к своим сценариям праздников, самостоятельным работам по режиссуре и сталкивается с проблемой выбора и поиска музыки, отражающей общую концепцию театральной постановки (праздничное шоу, театральная миниатюра, музыкальный спектакль, водевиль, празднично-спортивные мероприятия и т.д.).

Музыка, используемая в театрализованном представлении, одно из ярких выразительных средств, в работе режиссера по созданию праздника, помогающая раскрывать замысел постановки.

Задача педагога состоит в том, чтобы ознакомить студента с функциями музыки, ее принципами и приемами работы над музыкальной партитурой театрализованного представления.

Анализируя театрализованные представления выдающихся мастеров современности, можно убедиться в разнообразии режиссерских взглядов на музыкальное оформление. Своими специфическими средствами музыка помогает наиболее полному воплощению идеи праздника. Введение музыки в представление в каждом отдельном случае должно быть строго оправдано.

Студент должен уметь осмысленно слушать музыкальное произведение и разбираться в его содержании, выразительных средствах и принципах строения. Задача педагога - помочь студенту организовать практическую работу при подборе музыкального материала для театрализованного представления.

Студенту необходимо строить свою работу, исходя из своего режиссерского замысла театрализованного представления. От этого будет зависеть дальнейшая работа по музыкальному оформлению.

Необходимо определить места звучания музыки в театрализованном представлении, ее действенные задачи, отвечая на заданный для себя вопрос: «Ради чего я включаю музыку именно в этот момент?», «Ради чего я включаю музыку именно в этот момент?»

Подбирая музыку к театрализованному представлению, студент должен определить характер будущих музыкальных тем (лейтмотивов) представления. Лейтмотив может быть закреплен за героем (лейтмотивов может быть несколько).

Изложенные в основном разделе принципы и приемы использования музыки в театрализованном представлении помогут студенту сориентироваться в их многообразии и правильно использовать в работе.

На лекционных занятиях происходит знакомство с видеозаписями театрализованных представлений разных режиссеров современности, что является наглядной демонстрацией разнообразных подходов в работе режиссеров над музыкой в театрализованном представлении.

Практическая эффективность знаний, получаемых в курсе «Музыка в театрализованном представлении», зависит от того, насколько его содержание опирается на реальный личностный и профессионально-творческий опыт студентов.

В результате освоения курса студент должен знать принципиальные основы функционирования музыки в драматургии театра и театрализованного представления, музыкально-режиссерский анализ, методику работы с музыкальным произведением в условиях различных форм драматургии. Кроме того, студент должен знать историю музыки в театрализованных представлениях и праздниках. Необходимо научить режиссера работать с композитором (музыкальным руководителем).

Курс «Музыка в театрализованном представлении» рассчитан на 205 часов, из них 119 часов аудиторной работы (68 часов лекционных и 51 час семинарских занятий) и 131 час самостоятельной работы студента. Итоговой формой контроля являются экзамены в 7,8 и 9 семестрах (теоретическая и практическая части), предложенные в форме экзаменационных билетов.

Требования экзаменационного билета:

Первый вопрос – теоретическая часть пройденного материала.

Второй вопрос – практическая часть, демонстрация практического подбора музыкального материала к первому вопросу экзаменационного билета.

Самостоятельная работа студента должна занимать особое место в изучении данного курса и основывается на закреплении умений и подборе музыки к театрализованному представлению.



Примерный тематический план курса (для дневного отделения).

Тема занятий

Количество часов

Общее
кол-во

Лекц. занятия

Сем. занятия

Самост. работа

Раздел 1. История массовых театрализованных представлений

31

10

4

17

1.1. Триумфальные парады
и представления эпохи Петра I

4

2




2

Роль военных оркестров в оперных постановках и массовых воскресных прогулках в парках XIX столетия

5




2

3

1.2. Художественная практика ХХ столетия. Основные виды массовых театрализованных представлений и зрелищ

4

2




2

1.3. Массовые инсценировки первых послереволюционных лет

4

2




2

1.4. Создание театрально-зрелищных программ

4

2




2

Ансамбль песни и пляски

5




2

3

1.5. Организация и проведение
спортивных мероприятий

5

2




3

Раздел 2. Приемы и принципы использования музыки
в театрализованном представлении


78

18

18

42

2.1. Музыка как вид искусства

4

2




2

Театр, как взаимодействие видов искусства

5




2

3

2.2. Выразительные средства музыки

4

2




2

Роль музыки в создании художественного образа театрализованного представления

5




2

3

2.3. Связь литературных художественных
и музыкальных выразительных средств

4

2




2

Поэтические и музыкальные ритмы

5




2

3

2.4. Приемы использования музыки
в театрализованном представлении

4

2




2

Увертюра

5




2

3

2.5. Принципы использования музыки
в театрализованном представлении

4

2




2

Акустические возможности зала

5




2

3

2.6. Принцип иллюстрации

4

2




2

Музыкальная иллюстрация

4




2

2

2.7. Соотношение литературного
и музыкального языков

4

2




2

Музыкальное либретто

5




2

3

2.8. Связь сценической и музыкальной речи

4

2




2

Выразительные и речевые средства

4




2

2

2.9. Музыка и шумы в спектакле

4

2




2

Шумы в театрализованном представлении

4




2

2

Раздел 3. Введение в драму

44

10

4

30

3.1. Драма

6

2




4

3.2. Античный театр. Музыкальная драма. Традиции музыкальных представлений

6

2




4

3.3. Виды дамы (трагедия, комедия, драма)

6

2




4

Древнегреческая трагедия

7




2

5

3.4. Промежуточные жанры

6

2




4

Трагическая драма

7




2

5

3.5. Сценическая реальность

6

2




4

Раздел 4. Драматургия
театрализованного представления


66

20

17

29

4.1. Драматургия

4

2




2

Драматургия для детей

5




3

2

4.2. Ранняя русская драматургия. Драматургия II половины XIX века. Интерпретация образов актеров
в драматургии А.Н.Островского

4

2




2

Музыка ранней драматургии

3




2

1

4.3. Русская современная драматургия

3

2




1

4.4. Драматургия, как сюжетно-композиционная основа театрального
или кинематографического произведения

4

2




2

Музыка в радио- и телепостановках

4




2

2

4.5. Оперная драматургия

4

2




2

Недостатки оперных спектаклей

4




2

2

4.6 Драматургия балета

3

2




1

Опера-балет

4




2

2

4.7. Композиция драматургического произведения

3

2




1

Драматургические функции музыки

3




2

1

4.8. Историко-документальная драматургия. Музыкальное оформление произведений драматургии жанра «под документ»

4

2




2

4.9. Драматургия сценария театрализованного представления
и праздника

4

2




2

Музыкальная драматургия свадебного обряда

3




2

1

4.10. Монтаж. Принципы построения монтажа. Музыка в монтажах

3

2




1

Музыкальный монтаж

4




2

2

Раздел 5. Выразительные средства режиссуры

31

10

8

13

5.1. Мизансцена. Разновидность мизансцен. Пластический и звуковой образ

3

2




1

Темпоритм мизансцены. Звуковой образ

4




2

2

5.2. Свет и звук. Музыка и шумы

3

2




1

Музыкальная интонация

4




2

2

5.3. Театральная музыка

3

2




1

Музыка и свет в театральных зрелищах

4




2

2

5.4. Музыкальное оформление декораций. Музыкальная декорация

3

2




1

Роль музыкальной декорации

4




2

2

5.5. Действие. Музыкальное действие спектакля (постановки)

3

2




1

ВСЕГО:

250

68

51

131

следующая страница >>



Никакая реклама не поможет продать то, что продать невозможно. Сирил Норткот Паркинсон
ещё >>