Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Интернет-технологии"... 1 184.8kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 5 773.26kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической... 1 188.87kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.69kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология юридической... 1 135.68kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 632.96kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и... 1 223.4kb.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История»... 5 709.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 91.75kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «адвокатура в россии» 4 536.59kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 30 3291.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности - страница №1/15



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»



Учебно-методический комплекс

для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология»

полной образовательной программы

Тобольск

2008

УЧЕБНЫЙ ПЛАН




Социально-психологический факультет

4 курс (5,5 лет)

Специальность «0507060.65 – Педагогика и психология»









Дисциплина

Трудоемкость по ГОС ВПО

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Контрольные работы

Зачет

Экзамен

7 семестр (25 дней)

1

Культурология

75










К/р




Экз.

2

Социология и политология




12
















3

Клиническая психология

120










К/р




Экз.

4

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии




12

6













5

История психологии




14

4













6

Психодиагностика

170










К/р




Экз.

7

Психологическое консультирование




16

14













8

Конфликтология

150













Зачет




9

Методика преподавания психологии и педагогики

66













Зачет




10

Летняя педагогическая практика (4 нед.)
















Диф. зачет




11

Практика в пед.училище (4 нед.)






















8 семестр (25 дней)

1

Правоведение




6
















2

Социология и политология

85













Зачет




3

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
















Зачет




4

История психологии

200










К/р




Экз.

5

Психологическое консультирование

200










К/р




Экз.

6

Основы психологии семьи и семейного консультирования




14

6













7

Дисциплины специализации: Психологическое консультирование

125

6

16







Зачет




8

Основы экологического воспитания

67

8










Зачет




9

Практика в пед. училище (4 нед.)
















Диф. зачет





«Культурология»
1. Содержание дисциплины

1.1. Разделы дисциплины и виды занятий



№ п/п

Разделы дисциплины

Всего часов

Лекции

Практические занятия, семинары

1.

Культурология в системе социогуманитарного знания

4

4




2.

Культура как предмет изучения

4

4




3.

Генезис культуры

4

4




4.

Морфология культуры

12

8

4

5.

Типология культуры

18

8

10

6.

Динамика культуры

8

8




7.

Онтология культуры

6

6



1.2. Содержание разделов дисциплины

1.2.1. Лекционный курс

Семестр

№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во

часов


5

1

Раздел 1. Культурология в системе социогуманитарного знания. Тема: Культурология как гуманитарная дисциплина. Цели, задачи, методы.

Причины выделения культурологии в специальную науку. Этапы становления культурологического знания. Задачи культурологии. Основные понятия культурологии. Общие и специфические методы культурологии. Место культурологии в системе других наук. Структура культурологии.



4




2

Раздел 2. Культура как предмет изучения. Тема: Культура как предмет культурологии.

Проблемы определения предмета культурологии. История понятия «культура». Многозначность понятия культура. Современные подходы к понятию культуры: антропологический, деятельностный, аксиологический, семиотический, психоаналитический, игровой, диалогический, системный и др. подходы к определению культуры.



2




3

Раздел 2. Культура как предмет изучения. Тема: Функции культуры.

Общие и специфические функции культуры (гуманистическая, познавательная, трансляции социокультурного опыта, аксиологическая, регулятивная, адаптивная, коммуникативная и др.)



2




4

Раздел 3. Генезис культуры Тема: Основные концепции возникновения культуры.

Мифологические основания культуры. Магическая теория происхождения культуры. Сакральная природа культуры. Орудийно-трудовая, психоаналитическая, игровая символическая концепции культурогенеза.



4




5

Раздел 4. Морфология культуры. Тема: Культура как система. Структура культуры. Виды культуры. Формы культуры.

Морфология культуры как раздел теории культуры. Системно-структурный анализ феноменов культуры. Виды культуры.

Виды культуры (материальная, духовная, художественная культура). Формы культуры. Народная, массовая, элитарная культуры. Теория и практика массовой культуры. Понятие массовой культуры. Направления исследования. Теории массовой культуры (Х.Ортега-и-Гассет, К.Ливис, Ф. и К. Ливисы, П.Бурдье).


2




6

Раздел 4. Морфология культуры. Тема: Уровни и отрасли культуры. Культура социальной организации и регуляции.

Специализированный и обыденный уровни культуры. Содержание хозяйственной (экономической) культуры. Правовая культура. Политическая культура. Культура и политика. Культура и идеология.



2




7

Раздел 4. Морфология культуры. Тема: Уровни и отрасли культуры. Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации. Информационная культура.

Понятия информационного общества и информационной культуры. Культура как семиотическая система. Язык как явление культуры. Понятие и функции языка в культуре. Классификация языков культуры. Культурные символы. Роль знаков в языке культуры. Типология знаковых систем. Культурные тексты и их интерпретация. Культурные коды. Коды дописьменной, письменной и информационной культур (типология культуры Г.Маклюэна).



2




8

Раздел 5. Типология культуры. Тема: Проблема типологизации и классификации культур.

Понятие типа культуры, типологии и классификации культур. Критерии типологизации: пространственно-географические, региональные, хронологическо-временные, духовно-культурные, национальные, региональные, социально-сословные, языковые, стилевые, хозяйственные и др. Восточный и западный тип культуры. Традиционные и модернистские (инновационные) культуры. Технократический подход к делению цивилизаций на доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы (У.Ростоу, Р.Арон, Д.Белл, Э.Тоффлер).



2




9

Раздел 5. Типология культуры. Тема: Типология культуры. Типология культур в философско–исторических концепциях.

Линейные концепции и циклические концепции.

Линейные и циклические концепции культурно-исторического процесса (истоки проблемы типологизации). Линейные концепции: 1) Историческая типология. 2) Марксистский (формационный) подход к типологии культуры. Циклические концепции. 1) Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. 2) Типология культуры О.Шпенглера. 3) Теория локальных цивилизаций А.Тойнби.

Концепция «осевого времени» К.Ясперса. Типология художественной культуры Ф.Ницше. Концепция культурных суперсистем П.Сорокина. Типология культуры Ю.М.Лотмана, Г.Маклюэна. Постфигуративная, конфигуративная и префигуративная культура (М.Мид). Культура гуманитарная и естественная (Ч.Сноу).



4




10

Раздел 6. Динамика культуры. Тема: Социокультурная динамика. Модели (формы) динамики культуры.

Понятие социокультурной динамики. Временные параметры социокультурных изменений. Подходы к объяснению динамики культуры (модели динамики культуры): 1) Циклическая модель. 2) Линеарная модель. Понятие прогресса. Критерии прогресса. 3) Реверсивная модель. Понятие регресса. 4) Девиантная модель. 5) Волновая модель. Культурный взрыв. Культурный спад и подъем. 6) Синергетическая модель. Культура как коллективный интеллект (Лотман Ю.М.). 7) Постмодернистическая модель.



2




11

Раздел 6. Динамика культуры. Тема: Типы культурных изменений. Источники (механизмы) и факторы культурной динамики.

Инверсия. Обогащение. Культурный застой. Упадок и деградация. Кризис. Трансформация.

Традиции и новации в культуре. Традиции и культурное наследие. Преемственность в развитии культуры. Инновации и открытия в культуре. Культурные заимствования. Диффузия культуры (синтез).

Факторы культурной динамики: природный; взаимодействия культур и культурных систем; пространственного размещения культурных центров (структурные сдвиги в культурном пространстве); социальных институтов и социальной активности; структурных связей в культуре; рациональных изменений, управленческой и индивидуальной активности. Социальные условия культурной динамики.



2




12

Раздел 6. Динамика культуры. Тема: Межкультурная коммуникация.

Понятие и сущность межкультурной коммуникации. Структура и детерминанты межкультурной коммуникации. Аккультурация и «культурный шок» при освоении «чужой» культуры. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Межкультурные конфликты и пути их преодоления. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.



2




13

Раздел 6. Динамика культуры. Тема: Модернизация и глобализация культуры современного мира. Проблема кризиса современной культуры.

Многозначность понятия «модернизация». Первичная, вторичная, третичная модернизации. Проблемы модернизации и социокультурного прогресса. Универсальность культур и культурное единство человечества. Понятие «глобализация». Характерные черты, позитивные и негативные тенденции глобализации культуры современного мира. Культура и глобальные проблемы современности. Проблема кризиса культуры в трудах философов и культурологов. Проблема пересмотра ценностной картины мира на рубеже веков.



2




14

Раздел 7. Онтология культуры. Тема: Культура – природа - цивилизация.

Соотношение понятий «природа» и «культура». Культура как «вторая природа». Роль природно-географических условий в развитии культуры. Основные аспекты взаимодействия. Хозяйственно-практический аспект. Природа и тип хозяйствования. Экологический кризис и глобальные проблемы человечества. Охрана природы. В. И. Вернадский и учение о ноосфере. Медико-гигиенический аспект. Климат и здоровье. Человек как биокультурный феномен. Пол как проблема природы и культуры. Сексуальная культура. Тело как феномен культуры.

Восприятие природы как явление культуры. Образ природы в феноменах культуры. Литература, изобразительное искусство и природа. Природа как художник. Особенности восприятия и осмысления природы в культурах Запада и Востока. Исторические типы отношений человека и природы: мифопоэтический, рационально-прагматический, культурно-экологический.

Проблема соотношения понятий «культура» и «цивилизация». Концепции цивилизации в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Техника и культура. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и ее альтернативы: идея диалога культур и сотрудничества цивилизаций.



2




15

Раздел 7. Онтология культуры. Культура и общество. Культура и личность.

Культура и общество: проблема соотношения понятий. Культура общества и его социальные субкультуры. Классовые особенности культуры. Культура половозрастных и профессиональных групп. Соотношение понятий «культура» - «субкультура» - «контркультура». Молодежные субкультурные организации: причины появления, функции, классификации, виды. Народная, элитарная, массовая культура. Культура и этнос. Понятие национальной культуры.

Проблема человека в философии культуры. Человек. Индивид. Личность. Типы личности. Личность в разных культурах. Механизмы приобщения к культуре (социализация и инкультурация). Роль ценностей и культурных норм в жизни человека.


2


следующая страница >>



С тех пор как вышло из обычая носить на боку шпагу, совершенно необходимо иметь в голове остроумие. Генрих Гейне
ещё >>