Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей : 030301 «Психология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей... 1 219.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей... 1 290.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для... 6 585.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология... 5 655.97kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины гуманистическая психология... 4 472.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная... 4 412.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психогенетика Для специальностей... 6 889.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины игротерапия Для специальностей... 1 384.38kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины эргономика Для специальностей... 1 193.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины трансактный анализ Для специальностей... 1 335.03kb.
Перечень вопросов, выносимых на Государственный экзамен по дисциплине... 1 49.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей - страница №1/2

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет гуманитарный

Кафедра психологии




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Психология управления

Для специальностей: 030301 – «Психология»,

080507 – «Менеджмент организации»,

080502 – «Экономика и управление на предприятии»;

080111 – «Маркетинг»
Цикл дисциплин учебного плана: ОПД
Компонент учебного плана: региональный

Код дисциплины по учебному плану



030301– ОПД Р.1

080502; 080507; 080111 – ГСЭ.Р

Формы обучения: все

Новокузнецк 2008


1.Пояснительная записка
1. Общие положения

1. Пояснительная записка

Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ. Курс читается в 7 семестре 4 курса.


1.1.2. Цель и задачи изучения дисциплины




1.1. Цель и задачи изучения дисциплины.
Учебный курс «Психология управления» направлен на углубление и расширение ранее полученных психологических знаний и представлений о психологических особенностях поведения человека в организации, о закономерностях функционирования управленческих систем. Основной целью его является формирование системы знаний об основных методологических и теоретических аспектах психологии управления как отрасли социальной психологии. В процессе изучения теоретических вопросов данная дисциплина должна показать значение личности человека и его психологических особенностей как главного звена управленческой деятельности.

К числу задач можно отнести:

- подготовку студента к овладению профессией руководителя;
- формирование психологической культуры управленческой деятельности;
- формирование понимания психологических факторов, влияющих на принятие эффективных   решений;
- самоорганизации персонала и возможности управлять ею.

 - знакомление с психологическими теориями, лежащими в основе менеджмента;


- с методами анализа и коррекции личности и деятельности руководителя;
- с психологией управленческого труда (формы делового общения).

 

Данный курс предназначен для будущих психологов, специализирующихся в области психологии управления, социальной психологии и теории управления. Курс включает в себя лекционные и практические занятия, задания для самостоятельной работы, предполагающие систематизацию знаний по развитию и современному состоянию зарубежной и отечественной управленческой психологии с целью ориентации будущего специалиста в методологии психологии управления, в основных проблемах психологии управления и психологических особенностях управленческого процесса. В ходе изучения дисциплины студент также должен выполнить и защитить курсовую работу по актуальным проблемам психологии управления. В результате освоения курса «Психология управления» студент будет:



Знать:

- основные категории и понятия психологии управления;

- историю развития науки управления;

- основные теории и воззрения психологии управления;


Иметь представление:

- о предмете и структуре современной психологии управления;

- о социально-психологической структуре управления и управленческой деятельности;

- о теоретических основах психологии управления;

- о специфике и предметном содержании, целях, задачах, проблемах и объектах психологии управления, её связи с другими науками и областями психологических знаний.
Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат психологии управления для анализа разнообразных явлений, связанных с управленческой деятельностью;

- использовать методы психологии управления для решения исследовательских, диагностических и социально-психологических задач.

Виды и формы контроля освоения дисциплины.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС.

1. Требования ГОС к видам и формам контроля освоения дисциплины.

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле, оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС.


2. Виды и формы контроля освоения дисциплины.

Виды контроля

Формы контроля для очной формы обучения

Формы контроля для заочной формы обучения

Текущий

Тестовые и устные опросы по блокам тем

Выполнение контрольной работы

Промежуточный

Тестовый опрос по курсу




Итоговый

Экзамен

Экзамен



3. Условия допуска к экзамену.

Для допуска к экзамену на очной форме обучения студент должен посетить и активно работать на всех семинарских занятиях. Он должен выполнить все задания для самостоятельной работы, подготовить в соответствии с требованиями курсовую работу, публично защитить её. На заочном обучении студент допускается к экзамену только после выполнения контрольной работы и защиты курсовой работы.


4. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине.
- «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций.

- «хорошо» - выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении проблемных ситуаций некоторые неточности.

- «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, несистематизированный характер знаний, недостаточно правильную формулировку базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он усвоил содержание основных разделов учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.

- «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций.

Студент, получивший за работу в семестре оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной пересдаче учебного материала.
5. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС.
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации включают:

1. Графики самостоятельной работы (для очной и заочной форм обучения), определяющие сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

2. Расписание защит курсовых работ и экзаменов.

3. Материалы, определяющие содержание аттестации:

- Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине;

- Вопросы к экзамену;

- Задания для внеаудиторной (самостоятельной работы) студентам для очной формы обучения;

4. Материалы для проведения итоговой аттестации:

- Экзаменационные билеты;



- Тест по дисциплине «Психология управления».
Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине


Номер задания

Наименование темы задания

ДЕ 1.

Введение в психологию управления.

1.

Предмет и задачи психологии управления.

2.

Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности.

3.

Теоретические основы психологии управления.

4.

Стили и методы управления.

ДЕ 2.

Психология управления общением.

5.

Общение как социально-психологический феномен.

6.

Психологические особенности управленческого общения.

7.

Коммуникативный минимум менеджера.

ДЕ 3.

Личность в управленческом процессе.

8.

Личность как объект и субъект управления.

9.

Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя.

10.

Производственная мотивация.

ДЕ 4.

Психология управления группой.

11.

Социально-психологическая сущность групп, организаций.

12.

Общая характеристика малых групп.

13.

Сущность групповых социально-психологических явлений.



Вопросы к экзамену.


Разделы дисциплины (Дидактические единицы) Темы

Вопросы для подготовки.

Введение в психологию управления.




Предмет и задачи психологии управления.

1. Дискуссия о предмете психологии управления.

2. Предмет психологии управления.




Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности.

3. История развития психологии управления.

4. Психологические школы и направления психологии управления.




Теоретические основы психологии управления.

5. Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления.

6. Принципы и методы психологии управления. Принципы общения между руководителем и подчиненным по Конфуцию.



Стили и методы управления.

7. Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину.

8. Психологическая характеристика методов организаторского воздействия менеджера.

9.Убеждение как основной метод организаторского воздействия менеджера.

10. Приемы и методы аргументации.

11. Техника аргументации.

12. Методы управления и организаторского воздействия менеджера.



Психология управления общением.




Общение как социально-психологический феномен.

13. Функции общения.

14. Психологическая структура общения.



Психологические особенности управленческого общения.

15. Виды управленческого общения.

16. Психология контакта руководителя с подчиненными.

17. Особенности и формы делового общения.


Коммуникативный минимум менеджера.

18. Коммуникация в организации и структура коммуникативного акта.

19. Цели коммуникации.

20.Коммуникативный минимум как основа для оценки коммуникативной компетентности менеджера.

21.Невербальная коммуникация и управление.



Личность в управленческом процессе.




Личность как объект и субъект управления.

22. Типология социально-психологических качеств личности.

23. Учет типа темперамента в управленческой деятельности.

24. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на выбор методов организаторского воздействия.


Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя.


25. Психологический портрет современного менеджера.

26. Выявление профессионально значимых качеств менеджера. Типы личности по Холланду-Климову.

27. Выявление профессиональной направленности личности с помощью психографического теста в модификации С.Ф.Спичака и А.Г. Синицына.


Личность управленца и профессиональная карьера.

28. Психологическая сущность и психологическая природа карьеры.

29. Карьерные ориентации и их значение в психологии управления.



Производственная мотивация.

30. Производственная мотивация как основа эффективной деятельности объекта и субъекта управления.

31. Критерии производственной мотивации.

32. Методы диагностики производственной мотивации. Мотивационный тест Хекхаузена.

33. Мотивация аффилиации.



Психология управления группой.




Социально-психологическая сущность групп, организаций.

34. Качества социальной группы.

35. Виды групп.




Общая характеристика малых групп.

36. Динамика малых групп.

37. Уровни развития малой группы.



Сущность групповых социально-психологических явлений.

38. Социально-психологические механизмы малой группы.

39. Учет социально-психологических механизмов группы в управлении.




Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
1. Очная форма обучения.

Студент очной формы обучения организует освоение дисциплины с помощью преподавателя как аудиторную, так и внеаудиторную учебную работу.

В аудиторной учебной работе предусмотрены лекционные и практические занятия в объёме 68 часов в 5 семестре. Форма контроля – экзамен.



    1. Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения.



Название разделов и тем

Всего часов

Лекции

Практические

Занятия


Самостоя-

тельная


работа

Примечание

1.

Введение в психологию управления.

18

10

8

26




1.1

Предмет и задачи психологии управления.

4

4




6




1.2

Социально – психологическая характеристика управления и управленческой деятельности.

4

2

2


8




1.3

Теоретические основы психологии управления.

4

2

2

6




1.4

Стили и методы управления.

6



2

4



6




2

Психология управления общением.


18

10


8

16




2.1

Общение как социально-психологический феномен.

6

4

2


6




2.2

Психологические особенности управленческого общения.

6

2

4

6




2.3

Коммуникативный минимум менеджера.

6

4

2

4




3.

Личность в управленческом процессе.

18

10

6

20




3.1

Личность как объект и субъект управления.

6

4

2

6




3.2

Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя.

4

2

2

6




3.3

Личность управленца и профессиональная карьера.

4

2

2

4




3.3

Производственная мотивация.

4

2


2

4




4.

Психология управления группой.

14

6

8

20




4.1

Социально-психологическая сущность групп, организаций.

6

2

4

12




4.2

Общая характеристика малых групп.

4

2

2

4




4.3

Сущность групповых социально-психологических явлений.

4

2

2

6







Итого

68

34

34

82




Раздел 1. Введение в психологию управления.
Тема 1. Предмет и задачи психологии управления (Лекция).

Предмет психологии управления. Отличие психологии управления от других областей психологического знания. Взаимосвязь психологии управления с другими областями психологии. Задачи и основные проблемы современной психологии управления. Основные психологические понятия психологии управления: менеджмент, цель управления, субъект управления, объект управления, механизмы управления, организация, карьера, производственная мотивация. Психология управления как особая область психологического знания.



Тема 2. Социально – психологическая характеристика управления и управленческой деятельности (Лекция).
История развития психологии управления. Психологические школы и направления психологии управления. Взгляды древнегреческих философов на историографию вопроса. Принцип универсальности управления по Сократу. Идеи Аристотеля об управлении. Европейская система управления и теория Н. Макиавелли. Теория научного управления Ф.Тейлора. Сущность управленческих позиций Р. Оуэна. Макс Вебер и концепция «рациональной бюрократии». Внедрение в психологию управления достижений психологии и социологии. Системный подход в управлении.

Семинарское занятие № 1

Социально – психологическая характеристика управления и управленческой деятельности

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.
1.Исторический анализ развития и формирования психологии управления как отдельной области психологического знания.

2.Соотношение понятий управление и менеджмент.

3. Родоначальники психологии управления.

4. Основные функции управления.

5. Субъект и объект управления.

6. Принципы системного подхода в управлении.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:


  1. Королев Л.М. Психология управления: Учебное пособие.- М.: Изд. «Дашков и К», 2008. - 188 с.

  2. Машков В.Н. Психология управления. – СПб., 1999.


Самостоятельная работа №1.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №1:
Проанализировав предложенную выше литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А -4 и сдать их для последующей проверки.
1. Раскройте сущность основных принципов психологии управления.

2. Какие основы психологии управления, разработанные древнегреческими философами, используются в современной науке?

3. Психологическая сущность теории Макса Вебера.

Тема 3. Теоретические основы психологии управления (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления.

Принципы и методы психологии управления. Основные и частные принципы управления. Организационно-административные методы. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления. Эвристические методы управления. Принципы общения между руководителем и подчиненными по Конфуцию.

Семинарское занятие №2

Решение производственных ситуаций с применением теоретических основ психологии управления.

Форма проведения занятия - «Малые группы».

Цель занятия: научится решать сложные производственные ситуации и находить оптимальное решение. В задачи занятия входят также отработка умений и навыков групповой работы, групповой сплоченности, умение отстаивать свою точку зрения, нахождение эффективного решения с помощью инсайт-реакций.

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Каждой подгруппе выдается несколько производственных ситуаций, на которые необходимо дать не менее 7-и решений. Далее каждая группа представляет свои варианты решений. В конце занятия – дискуссия и рефлексия.


Тема 4. Стили и методы управления (Лекция).

Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину. Психологическая характеристика методов организаторского воздействия менеджера. Убеждение как основной метод организаторского воздействия менеджера. Приемы и методы аргументации. Техника аргументации. Интересы и позиции в аргументации. Теория Р.Фишера и У.Юри. Методы управления и организаторского воздействия менеджера.

Прямые и косвенные методы организаторского воздействия. Применение отрицательных методов организаторского воздействия.

Семинарское занятие №3

Стили и методы управления. Применение техники аргументации.

Цель занятия: отработка умений и навыков основных техник аргументации.

Работа производится в парах. Каждой паре задается проблемная ситуация, основанная на позиции (Фишер, Юри). Например, клиент и менеджер не могут договориться. Менеджер продает дом за 50 000 долларов, клиент говорит, что не заплатит ни доллара больше, чем 47 500. Необходимо определить основополагающую проблему. Затем выявить, что стоит за позицией. Привести аргументы, которые приведут к согласию. В конце занятия – обсуждение и рефлексия.
Семинарское занятие №4

Стили и методы управления. Применение техники аргументации (продолжение).

Цель занятия: отработка умений и навыков основных техник аргументации.

Работа производится в малых группах по 4-5 человек. Каждая группа придумывает по нескольку ситуаций, содержащих конфликт позиции и интереса. Далее группы меняются ситуациями и решают их по принципу предыдущего занятия. В конце занятия – рефлексия и обсуждение.

Самостоятельная работа №2.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №2.

Проанализировав лекционный материал по теме «Методы организаторского воздействия менеджера», а также повторив тему «Акцентуации характера» составить системную таблицу «Взаимосвязь личностной типологии и методов организаторского воздействия менеджера». В первой колонке содержатся названия типов акцентуаций характера. Во второй колонке необходимо указать наиболее приемлемые методы воздействия, в третьей – самые неприемлемые методы для заданной личностной типологии.

Примечание: составляя данную таблицу необходимо дать разъяснение, почему Вы выбираете те или иные методы для каждого типа личности.
Раздел 2. Психология управления общением.
Тема 1. Общение как социально-психологический феномен (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа общения. Общение как обмен информацией между субъектами деятельности. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач. Дифференцированный подход к понятиям «общение», «социальные отношения» и «межличностные отношения».

Связь общения с деятельностью. Функции общения. Психологическая структура общения. Мотивационно - целевая сторона общения. Коммуникационная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Роль невербальной коммуникации в общении между руководителем и подчиненным.
Семинар-практикум №5.

Общение как социально-психологический феномен (на примере интерпретации и классификации пословиц).

Занятие проводится в малых группах (по 5-6 человек).

Цель занятия: показать значение пословиц в управленческом общении. В задачи занятия входит также отработка умений и навыков межличностного общения и умения дифференцировать уровни общения.

Малым группам выдаются разнообразные пословицы в количестве от 45 до 60 штук. Первое задание – распределить данные пословицы по следующим уровням (вербальный и невербальный уровни общения, закономерности восприятия человека человеком, поведение в конфликте, влияние особенностей характера на стили социального взаимодействия). После того как будет выполнено первое задание все подгруппы получают второе задание – проинтерпретировать пословицу и «расшифровать» ее психологический смысл, например, «Дорога ложка к обеду» (своевременность наших реакций в общении и т.д.).


Тема 2. Психологические особенности управленческого общения (Лекция).

Виды управленческого общения. Ритуальное общение. Открытое общение. Закрытое общение. Полузакрытое общение. Монологическое общение. Диалогическое общение. Манипулятивное общение. Светское общение. Особенности и формы делового общения. Психология контакта руководителя с подчиненным. Виды и уровни контакта. Ролевые позиции управленческого общения. Четыре основные позиции управленческого общения. Психологическая культура общения в организации.



Семинар-практикум №6.

Психологические особенности управленческого общения.

Данный семинар - практикум проводится в форме деловой игры «Детективное расследование».

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, выявление спонтанного лидера, формирование навыков активного слушания и групповой сплоченности и т.п.

Правила проведения игры: группа делится на малые группы по 5-6 человек. Преподаватель раздает участникам комплекты карточек (каждой малой группе по комплекту) и просит разделить их не глядя между собой примерно поровну. Далее преподаватель объясняет, что группа получила одну и ту же историю. Затем участникам диктуются правила игры: участники должны прочитать каждый свою часть карточек, можно зачитывать друг другу вслух то, что написано на карточках, нельзя показывать карточки друг другу, нельзя вести записи. Команда должна обсудить историю (без ведения записей) и дать общий ответ на четыре вопроса: Что украли? Кем было украдено? Когда было украдено? Почему было украдено? В заключение игры – рефлексия. Обратить особое внимание на следующие моменты (что затрудняло поиск правильных ответов, что помогало в поиске правильных ответов, что бы вы во второй раз сделали по-другому).
Семинар-практикум №7.

Психологические особенности управленческого общения.

Цель занятия: коррекция и тренировка вербальных способов общения с помощью Я-высказываний.

В начале занятия дается небольшая преамбула, разъясняющая значение и роль вербализации чувств в общении. Затем группа делится на подгруппы и каждая подгруппа получает карточки с «неправильными» высказываниями. Задача заключается в том, чтобы перефразировать Ты - высказывания в Я – высказывания. Например, «Ты должен хорошо учиться», может приобрести такую формулировку «Я хотел бы, чтобы ты учился лучше» и т.д. В конце занятия полезно обсудить произведенную работу и ответить на следующие вопросы. Почему «Ты - высказывания» могут приводить к конфликтам? Почему люди редко применяют «Я- высказывания» в общении? Какова роль вербализации чувств в процессе общения? Почему не распознанные чувства приводят как к межличностным, так и к внутриличностным конфликтам?
Тема 3. Коммуникативный минимум менеджера (Лекция).

Коммуникация в организации. Роль коммуникативного взаимодействия в формировании целостности организации. Структура коммуникативного акта. Коммуникативная компетентность менеджера и деятельность организации. Коммуникация как структура и как процесс. Коммуникация как элемент культуры организации. Значимость выявления коммуникативного стандарта в эффективности деятельности менеджера. Коммуникативный стандарт менеджера. Физиологические основы передачи коммуникативного сообщения. Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга. Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации. Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации. Правило комплиментарности поведения коммуникатора и реципиента. Роль и значение эмоций в коммуникации. Различные коммуникативные техники (техника активного и пассивного слушания, техника синхронизации, техника снятия разногласий и т.д.).


Семинар-практикум №8.

Оценка коммуникативного минимума менеджеров организации.

Цель занятия: овладение методом анкетирования и оценки коммуникативного минимума менеджеров организации.

Занятие состоит из двух этапов. Первый этап – анкетирование и самооценочное исследование коммуникативного минимума. Второй этап – экспертиза.

Оснащение: анкета по изучению коммуникативного минимума менеджеров организации (Никифоров Г.С. и соавт., 2003).

Данная анкета представляет собой различные коммуникативные навыки и умения.

Необходимо оценить их по 10-и бальной шкале. Обработка результатов производится по специально разработанным шкалам (подготовительная фаза, контактная фаза, эмоции в разговоре, фаза понимания, фаза убеждения, фаза завершения, управление разговором). На втором этапе производится экспертная оценка. Для этого группа разбивается на подгруппы и поочередно каждый участник подвергается экспертной оценке по разработанным шкалам анкеты. В результате полезным оказывается сравнение собственной и экспертной оценки коммуникативного минимума. В сущности это будет указывать на степень согласованности идеального и реального – Я профессиональной Я-концепции. Тем самым можно получить надежный результат.



Литература:

1. Никифоров Г.С. и соавт. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.


Самостоятельная работа №3.

Задание для самостоятельной работы №3.

Составить глоссарий по следующим понятиям.

Менеджмент, субъект управления, объект управления, организация, деятельность организации, психология управления, принципы управления, методы управления, общение, социальные отношения, межличностные отношения, мотив общения, коммуникация, вербальная коммуникация, невербальные средства общения, кооперация, конкуренция.



Раздел 3. Личность в управленческом процессе.

Тема 1. Личность как объект и субъект управления.

Личность в управленческом процессе. Типология социально-психологических качеств личности. Типы личности в зависимости от их физиологических характеристик (по Кречмеру). Влияние данной типологии на управленческую деятельность. Учет типа темперамента в управленческой деятельности. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на выбор методов организаторского воздействия. Понятие социальной и профессиональной роли. Уровень притязаний личности. Уровень притязаний и социальная роль. Гендерные различия и уровень притязаний. Изучение уровня притязаний как условие эффективного стимулирования трудовой деятельности. Понятие психологической совместимости работников. Виды психологической совместимости. Роль данного психологического феномена в эффективности деятельности организации. Типы коммуникативного поведения сотрудников. Взаимодействие субъекта и объекта управления. Типы руководителей в зависимости от их ориентации на получаемую «снизу» информацию.



Семинарское занятие №9.

Форма проведения занятия – «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.


  1. Понятие «управленческие отношения» и их роль в организации.

  2. Особенности ролевого поведения личности.

  3. Взаимовлияние личностной типологии и управленческой деятельности.

  4. Уровень притязаний личности.

  5. Проблема оптимизации профессиональной деятельности.

  6. Критерии оценки совместимости и срабатываемости.

  7. Функции руководителя как субъекта управления.

Литература:

  1. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. – 3-е изд.- М.: Академический Проект, 2006. – 288 с.

  2. Аверченко Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. – Новосибирск, 1992.

  3. Бодалев А.А. Личность и общество. – М., 1983.


Тема 2. Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя (Лекция).

Психологический портрет современного менеджера. Выявление профессионально значимых качеств менеджера. Морально-этические качества руководителя. Коммуникативные качества руководителя. Волевые качества руководителя. Организационно-административные качества руководителя. Профессиональная подготовка руководителя. Значимость диагностики профессионально значимых качеств в организации и построении карьеры менеджера.


Семинар – практикум №10.

Выявление профессионально значимых качеств личности руководителя.

Цель занятия: выявление профессиональной направленности личности руководителя с помощью тест-опросника Холланда-Климова.

Оснащение. Опросник Холланда-Климова.

Тестирование проводится в групповом режиме. Каждому студенту выдается бланк опросника и инструкция. По окончании работы производится детальная интерпретация доминирующего типа личности: реалистический тип, интеллектуальный тип, социальный тип, офисный (конвенциональный) тип, предпринимательский тип, артистический тип.



Семинар – практикум №11.

Выявление профессионально значимых качеств личности руководителя (продолжение).

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1.Сочетание каких типов личности по Холланду-Климову необходимо иметь современному руководителю?

2.Почему необходимо своевременно выявлять профессионально значимые качества? 3.Каким образом доминирующий тип личности влияет на эффективность управленческой деятельности?

4. Составьте психологический портрет современного руководителя.
Тема 3. Личность управленца и профессиональная карьера (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа карьеры. Карьера как профессиональное самоопределение. Карьера как успешное продвижение по службе. Карьера как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведенческих проявлений. Французская школа карьеры. Карьера с точки зрения социальной психологии. Критерии карьеры. Субъективный и объективный критерии. Карьера и профессиональная Я-концепция. Карьерные ориентации и якоря карьеры. Влияние ведущего типа карьерной ориентации на профессиональное самоопределение. Карьерные ориентации и тип руководства.


Семинар – практикум №12.

Определение карьерных ориентаций личности.

Цель занятия: определение карьерных ориентаций личности.

Оснащение. Опросник «Якоря карьеры» (Чикер В.А., 2003).

Порядок работы. Каждому студенту выдается опросник и ответный лист с инструкцией. Опросник заполняется без ограничения времени. В конце занятия производится обработка и интерпретация результатов, на основании которых выявляется тот или иной тип карьерной ориентации (профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство). В качестве подведения итогов полезно обсудить следующие вопросы: Что определяют тип и выраженность карьерных ориентаций? Для чего желателен баланс различных видов карьерных ориентаций? Какое сочетание карьерных ориентаций необходимо современному руководителю? Какая шкала данного опросника будет положительно коррелировать с «социальным типом личности» по Холланду-Климову?


Литература:

1. Никифоров Г.С. и соавт. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.



Тема 4. Производственная мотивация (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа производственной мотивации. Производственная мотивация как основа эффективной деятельности субъекта и объекта управления. Мотивация достижения успеха. Мотивация избегания неудачи. Влияние данных видов мотивации на эффективность деятельности руководителя. Критерии производственной мотивации. Мотивация аффилиации и ее значение для современного менеджера.


Семинар – практикум №13.

Методы диагностики производственной мотивации. Изучение производственной мотивации с помощью мотивационного теста Хекхаузена.

Цель занятия: выявить уровень производственной мотивации и производственной активности, которая направлена на достижение определенной цели.

Оснащение. Стимульный материал представляет собой 6 картинок типа ТАТ, на которых изображены фрагменты служебно-производственных ситуаций.

Процедура обследования следующая. Каждому испытуемому выдается комплект картинок и инструкция, в которой указано, что необходимо составить рассказ на каждую картинку. Время составления рассказа на каждую картинку составляет около 10 минут. Кроме этого дается установка на то, что при составлении рассказов необходимо мысленно ответить на следующие вопросы:



  1. Что здесь происходит и кто эти люди?

  2. Как возникла ситуация и что произошло перед этим?

  3. О чем думает каждый изображенный на картинке человек, что каждый из них хочет?

  4. Что произойдет дальше, чем все закончится?

После процедуры обследования излагаются основные критерии и принципы интерпретации. Далее работа в парах с целью отработки интерпретационных умений и навыков.

Литература:

Собчик Л.Н. Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2002. – 16 с.


Самостоятельная работа №4.

Задание для самостоятельной работы №4.

Используя психографический тест «Нарисуй свой характер» в модификации С.Ф. Спичака и А.Г. Синицына протестировать студентов – старшекурсников и выявить преобладание типа мотивации (либо избегания неудачи, либо достижения успеха). При интерпретации теста особое внимание обращать на 2 –й и 3- й тест – квадраты. Материалы исследования обработать и изложить в печатном виде.


Раздел 4. Психология управления группой.

Тема 1. Социально-психологическая сущность групп, организаций (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа групп и организаций. Общие качества социальной группы с точки зрения управления. Виды социальных групп. Различие понятий коллектив и малая группа. Стили управления коллективом. Творческий стиль управления как интегральный стиль управления современного руководителя.


Семинарское занятие №14

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Качества социальной группы.

  2. Виды социальных групп.

  3. Различие понятий коллектив и малая группа.

  4. Требования к современному руководителю.

  5. Основные управленческие стили.

  6. Эффективность стилей управления.

  7. Основные управленческие принципы.

  8. Пространство управленческой деятельности руководителя.



Литература.

  1. Аверченко Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. – Новосибирск, 1992.

  2. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. – М., 1995.

  3. Власова Н.М. …И проснешься боссом: Справочник по психологии управления. – Новосибирск, 1994.



Семинар-практикум №15.

Цель занятия: повторение пройденного материала по темам: «Стили руководства коллективом», «Методы управления и организаторского воздействия менеджера», «Профессионально значимые качества руководителя», «Виды карьерных ориентаций».

Форма проведения: малые группы. Каждой малой группе выдаются следующие задания:


  1. Найти взаимосвязь между порядком рождения и стилем руководства.

  2. Найти взаимосвязь между стилем руководства и методами управления.

  3. Проанализировать стили руководства и указать какая стратегия познания окружающей действительности (правополушарная либо левополушарная) соответствует тому или иному стилю.

  4. Найти взаимосвязь между стилем руководства и типом личности по Холланду-Климову.

  5. Каким образом стили руководства связаны с карьерными ориентациями личности.


Тема 2. Общая характеристика малых групп (Лекция).

Динамика малых групп. Уровни развития малой группы. Принцип развития малой группы. Классификация групп по Л.И.Уманскому: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив (корпорация). Психологические условия формирования малой группы как коллектива. Принцип перехода группы на уровень корпорации.


Семинар-практикум №16.

Цель занятия: научиться различать уровни развития малой группы, понимать и выявлять их психологические особенности и характеристики.

Форма проведения: малые группы. Каждой малой группе выдаются карточки с метафорическим описанием уровней развития малой группы, например, «Песчаная россыпь», «Горящий факел», «Алый парус» и т.д. Цель заключается в том, чтобы по данному описанию отгадать название соответствующего уровня развития малой группы.

Самостоятельная работа №5.

Задание для самостоятельной работы №5.

Проанализировать пройденный материал и сочинить метафоры для каждого уровня развития малой группы, а также дать им название.



Литература.

  1. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.



Тема 3. Сущность групповых социально-психологических явлений (Лекция).

Поведение человека в группе. Механизмы групповой динамики. Групповые эффекты. Психологический климат группы. Понятие психологического климата. Сущность психологического климата группы. Групповая сплоченность и совместимость. Групповая совместимость и срабатываемость. Виды психологической совместимости. Коллективность как феномен группы.




Семинарское занятие №17.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Признаки психологического климата.

  2. Климатические зоны в отношениях между руководителем и подчиненным

  3. Сущность психологического климата и его значение в управлении.

  4. Групповая сплоченность.

  5. Групповая совместимость.

  6. Групповая совместимость и срабатываемость.

  7. Феномен симпатии и антипатии.



Литература.

  1. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.



Самостоятельная работа №6.

Решение производственных ситуаций.

Задание для самостоятельной работы №6.

Каждому студенту выдается по 5 карточек с различными производственными ситуациями и вариантами их решения. Необходимо найти правильное решение и дать соответствующее обоснование.


Методические рекомендации к освоению содержания дисциплины.
Преподавание курса опирается на знания и навыки, полученные в процессе предшествующего изучения дисциплин.

 Основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия, самостоятельная работа, включающая чтение и анализ рекомендуемой литературы, выполнение домашних заданий, подготовку к практическим занятиям, подготовку к выполнению контрольных работ.

  Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по курсу, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области знания, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

 Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией схем, плакатов. На  лекциях до студентов доводятся современные взгляды по ключевым проблемам темы, сопоставляются альтернативные точки зрения отечественных и зарубежных мыслителей.

 Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем, овладение методами научной информации и теоретического прогнозирования  процессов и явлений. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

  Самостоятельная работа обучаемых  является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний,  а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, к зачету.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, написание докладов, и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой, в частности, разработку программ исследований, проведение эмпирического исследования и подготовку отчета по его результатам. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении  студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Самостоятельную работу следует начинать сразу же после первой лекции и получения задания. Для работы студентам необходимо ознакомиться с графиком работы студентов по дисциплине и программой курса. Уяснить для себя, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу (лекционные и семинарские занятия) и выполнение самостоятельной работы.

При возникновении вопросом по видам учебной деятельности студент может обратиться за помощью к преподавателю. По этим разделам студент готовит список вопросов, которые ему не удалось самостоятельно разобрать. После консультации с преподавателем студент обязан возобновить свою деятельность по невыполненным заданиям самостоятельной работы.

 Проверка усвоения учебного материала студентами осуществляется преподавателем в ходе текущего и итогового контроля. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов и заданий на практических занятиях, а также по результатам самостоятельной работы. Итоговая аттестация по курсу завершается зачетом или экзаменом.

  Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения  занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или  предусмотренной тематическим планом.

   Итоговый  контроль  имеет целью определить  степень достижения  учебных целей по учебной дисциплине.



  • текущий и промежуточный контроль: по 10-балльной шкале оценивается работа студентов на практических занятиях (тематические выступления, участие в обсуждениях), выполнение домашних заданий, выполнение контрольных работ

  • результатом выполнения такой работы является подготовка и защита письменной работы по каждой изучаемой теме, представляющей собой отчет по проведению лабораторной работы. Защита выполненного отчета проводится как в ходе групповой работы студентов, так и в виде индивидуального собеседования студента и преподавателя.

     Результирующая оценка складывается из следующих элементов:

  • посещаемость (коэффициент - 0.1)

  • работа на практических занятиях (коэффициент - 0.1),

  • выполнение домашних заданий (коэффициент - 0.2),

  • выполнение контрольных работ (коэффициент - 0.2),

  • устный зачет/экзамен (коэффициент - 0.4)



следующая страница >>



Продажа женщин разрешена только перед алтарем. Хенрик Каден
ещё >>