Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.19kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.69kb.
Учебно-методический комплекс направление: 030300. 62 Психология Специальность... 2 583.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 293.07kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине психология рекламы по... 1 284.84kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 324.65kb.
Учебно-методический комплекс направление 030300. 62 Психология Специальность... 1 279.71kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 3 603.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для... 6 585.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей... 1 219.31kb.
Дифференциальная психология 1 8.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология» - страница №1/1



УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)








Дубна 2011

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)



Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2008
Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы



Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:
___________________
/________________/

Фамилия, инициалы




Дубна 2011

1. Пояснительная записка

Курс «Дифференциальная психология» (от лат. differentia – различие) является частью общепрофессионального блока дисциплин по подготовке психолога. «Дифференциальная психология» опирается на ранее изученные курсы «Общая психология» «Физиология ЦНС», «Психофизиология», «Дифференциальная психофизиология» «Психогенетика», «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии» спецкурсы по различным областям психологии.

«Дифференциальная психология» изучает закономерности варьирования психических функций, состояний и свойств, фиксируемых в индивидуальных различиях психики индивидов и групп людей. Данная отрасль психологии исследует природу, источники и последствия таких различий с учетом целостнообразующих факторов организации функциональных систем и их влиянии на сколь угодно важные особенности психики. В ходе подготовки будущих психологов данная трактовка курса основывается на современном эволюционно-системном подходе к анализу психики раскрывающем сущностные детерминанты ее развития, что способствует формированию научных представлений о единстве индивидных и общеличностных, физиологических и психологических процессов и свойств в поведении и жизнедеятельности.

«Дифференциальная психология» (или психология индивидуальных различий) – сформировалась как самостоятельная область психологической науки к концу XIX века и на протяжении всего XX века оставалась наиболее захватывающей, интригующей психологической дисциплиной имеющей приверженцев в разных странах и прежде всего в Англии, США, Германии и России. Предпосылкой возникновения «Дифференциальной психологии» на рубеже веков вилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионерами разработки «Дифференциальной психологии» был Ф. Гальтон (Великобритания), который изобрел ряд приборов и приемов для изучения индивидуальных различий и немецкий психолог и философ В. Штерн, который в 1900 г. ввел сам термин дифференциальная психология. Первыми крупными представителями Дифференциальной психологии на Западе были А. Бине (Франция), Д. Кеттел (США) и др.

Основы Дифференциальной психологии в России заложил А.Ф. Лазурский, а основные принципы были сформированы в середине века Б.М. Тепловым и В.Д. Небелициным.

Курс Дифференциальной психологии включает как традиционные нормативные стандарты учебной дисциплины, так и новейшие инновации гуманистически ориентированного человекознания. В ходе изложения материала анализируются исследования отечественных и зарубежных школ дифференциальной психологии, а также современные концепции, рассматривающие «несущие» уровни индивидуальности, раскрывающие эволюционно-системную природу межиндивидуальной изменчивости природных основ психики.

Научная «дифференциальная психология» - одна из важнейших частей комплекса наук, которые необходимы для успешной работы психолога в русле теории и методологии, психодиагностики и практической реализации общепсихологических закономерностей. Знания ее законов используются в работе практического и школьного психолога психотерапевта, социально работника, специалиста в области психологии управления, акмеолога.

Понимание теоретических основ и тенденций развития дифференциальной психологии необходимы современному специалисту в любой области человекознания для эффективной организации практической деятельности в плане выяснения сущностных детерминант индивидуализированности человеческих поступков.

Курс дифференциальной психологии отражает единство теории, эксперимента и практики, что способствует успешной работе психолога в теоретических и прикладных областях социума.

Цель курса:

- дать слушателю систему знаний о содержании дифференциальной психологии как ключевой области современного человекознания;
Задачи курса:

- развить интерес у студентов к изучению индивидуальности и формировать умения использовать эти знания в практике работы с разными клиентами;

- ознакомить слушателей с категориальным аппаратом дифференциальной психологии, ее задачами и методами, месте в системе научного знания;

- дать современные представления о природе и особенностях человеческой индивидуальности;

- вооружить слушателей определенными навыками решения теоретических и практических задач по реализации законов формирования и развития индивидуальных особенностей организма, индивида и личности в поведении;

- ознакомить с основными исторически инвариантными методологическими и практическими подходами к решению задач интеграции индивидуальных различий в оптимальную структуру целостной индивидуальности;

- вооружить основными методами дифференциально-психологического исследования, принципами и методами системного подхода к проблемам индивидуальности;

- вооружить теорией и основными приемами исследования индивидуальных различий и целостной индивидуальности;

- научить использовать научные знания в будущей практической работе при решении задач профессионального и личностного развития.
2. Организационно-методический раздел

Курс изучения дисциплины рассчитан на один семестр. По окончании курса студент должен:

Знать:

- принципы, феноменологию и методы изучения индивидуальных особенностей основных феноменов психики: сознания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы.



Уметь:

- решать задачи, соответствующие его квалификации адекватно ставить и решать проблемы научной организации индивидуального подхода к диагностике психокоррекции и реабилитации человека в жизнедеятельности, ориентироваться в современных научных типологических концепциях, участвовать в практической прикладной деятельности.

Иметь представления:

- о предмете, практических задач и актуальных теоретических и прикладных проблем современного гуманистически ориентированного человекознания, решаемых с привлечением законов аналитической и системной дифференциальной психологии.

Уметь использовать информацию в ситуациях:

- информационного поиска, психодиагностики структуры синдромов целостной индивидуальности. При планировании путей психокоррекции и реабилитации человека в трудных ситуациях, исследовательской работы практической прикладной деятельности.

Владеть:

- методами научных исследований и навыками практической деятельности, комплексом знаний и умения для педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

Используемые в курсе организационные формы занятий – лекции и практические занятия.

На психологическом факультете УРАО «Дифференциальная психология» относится к числу дисциплин, включенных в региональный компонент общепрофессионального блока.



Дидактические единицы дисциплины «Дифференциальная психология» представлены следующим образом: Предмет и методы дифференциальной психологии. Общие принципы дифференциально-психологического анализа. Индивидуальная специфика психических процессов, состояний и свойств. Индивидуальные различия: сенсорики, способностей, интеллекта, эмоциональных и регуляторных процессов, стилей деятельности, темперамента, характера, личности. Индивидуальные различия в сферах «Организм» «Индивид» «Личность».

Трансситуативная вариативность индивидных характеристик личности и личностных характеристики индивида. Интегративность структуры индивидуальных различий в субъекте психической деятельности. Индивидуальность в ее целостности как предмет современной дифференциальной психологии. Общее представление о единстве теории, эксперимента и практики в технологиях изучения целостной индивидуальности. Дифференциальная психология как средство акмеологической оптимизации психического развития личности.



3. Тематический план

п/п

Тема

Лекции

Семинарские занятия

1

Предмет и методы дифференциальной психологии. Общие принципы дифференциально-психологического анализа

2

0

2

Индивидуальная специфика психических процессов, состояний и свойств. Индивидуальные различия: сенсорики, способностей, интеллекта, эмоциональных и регуляторных процессов, стилей деятельности, темперамента, характера, личности.

2

1

3

Индивидуальные различия в сферах «Организм» «Индивид» «Личность».

2

0

4

Трансситуативная вариативность индивидных характеристик личности и личностных характеристики индивида

2

0

5

Интегративность структуры индивидуальных различий в субъекте психической деятельности. Индивидуальность в ее целостности как предмет современной дифференциальной психологии.

2

1

6

Общее представление о единстве теории, эксперимента и практики в технологиях изучения целостной индивидуальности. Дифференциальная психология как средство акмеологической оптимизации психического развития личности.

2

0

Итого:

10

2




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Основное содержание учебного курса

Тема 1. Предмет и методы дифференциальной психологии. Общие принципы дифференциально-психологического анализа

Дифференциальная психология как наука. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий. Связь с другими науками, роль в социальной практике. Соотношение с психологическими дисциплинами (общая психология, психология развития, акмеология, психология труда, психология управления). Задачи, решаемые дифференциальной психологией при изучении человека. Принципы дифференциальной психологии. Периоды развития дифференциальной психологии: донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды.

Классификация методов. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Психогенетические методы: генеалогический, методы приемных близнецов, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиографический. Психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, анализ продуктов деятельности тестирование, психосемантические методы.

Общие принципы дифференциально-психологического анализа: принципы детерминизма, развития, гуманизма, субъективности, валидности и надежности методик, квазиэсксперимент – как основа, конструктивность анализа результатов, отсутствие фатальности психического развития, учет системности психических процессов, состояний и свойств, этические нормы психодиагностики.
Тема 2. Индивидуальная специфика психических процессов, состояний.

Свойств, индивидуальные различия: сенсорики, способностей, интеллекта, эмоциональных и регуляторных процессов, стилей деятельности, темперамента, характера.


Тема 3. Индивидуальные различия в сферах


«Организм», «Индивид», «Личность».

Континуальный и дизъюнктивный способ определения понятий «Организм», «Индивид», «Личность». Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории. Учение Л.С. Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин), целостной индивидуальности (Т.Ф. Базылевич). Структура индивидуальности в различных типологических школах. Конкретные исследования типологических направлений психологии и их синтез в теории целостной индивидуальности. Общее представление о концепциях целостной индивидуальности (Т.Ф. Базылевич).


Тема 4. Трансситуативная вариативность индивидных характеристик личности и личностных характеристик индивида.

Аналитические и системные технологии изучения индивидуальных различий в поведении. Специфика аналитического этапа развития дифференциальной психологии на модели изучения психологических проявлений свойств нервной системы (школа И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д, Небылицына). Понятие симптома и синдрома свойств нервной системы. Проблема парциальности основных свойств нервной системы. Проблема общих свойств нервной системы, разные пути ее проработки. Темперамент, как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории в аналитических представлениях о «мозаике» индивидных свойств. Достоинства, противоречия и тупиковые позиции аналитических теорий Э. Кречмера, У. Шелдона Я. Стреляу, В.М. Русалова.

Категория «Характер» в психологии и дифференциальной психофизиологии. Соотношение характера и темперамента. Психологи характера в работах А.Ф. Лазурского. Понятие экзо- и эндо- психики. Активность, эмоциональность и первичность-вторичность как основания для выделения темпераментальных типов. Характер, как ответ личности на фрустрации. Понятие акцентуации характера. Взгляды К. Леонгарда А.Е. Личко, В.Д. Небылицына, А.И. Крупнова на формирование характера.

Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Исследование интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Дж. Келли). Теории множественности интеллектов. Источники вариативности интеллекта. Понятия одаренности, гениальности таланта. Теории гениальности. Предпосылки гениальности в работах В.П. Эфроимсона.

Пол в структуре индивидуальности. Биологический и психологический пол. Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения). Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л.Эллиса. Программы поведения, находящиеся под андрогенетическим контролем. Половые различия в психологических качествах.

Несовпадение параметров индивидуальных особенностей человека в разных акмеолого-психологических ситуациях психодиагностики. Отсутствие линейных связей между разноуровневыми характеристиками индивида и личности в субъекте психической деятельности. Необходимость выхода дифференциальной психологии из коррелятивных дихотомий – в целостный ракурс проработки проблем индивидуальных различий в поведении и деятельности.


Тема 5. Интегративность структуры индивидуальных различий в субъекте психической деятельности. Индивидуальность в ее целостности как предмет современной дифференциальной психологии.
Типологический подход к изучению индивида и личности. Содержательная и формально-динамическая сторона деятельности. Теория черт Г. Айзенка, Р.Б. Кеттела. Валидизация модели Большой Пятерки. Трансситуативная вариативность признаков индивидуальности как причина разработки ее интегративных моделей, требующих системного подхода к воссозданию ее целостности. Достоинства и тупиковые позиции исследования несистематизируемых черт человека. Необходимость создания целостных представлений о единстве и личностных свойств в субъекте психической деятельности. Теория целостной индивидуальности в русле системных исследований дифференциальной психофизиологии. Целостная индивидуальность как предмет современной дифференциальной психологии.
Тема 6. Общее представление о единстве теории, эксперимента и практики в технологиях изучения целостной индивидуальности. Дифференциальная психология в акмеологической оптимизации психического развития личности.
Практическое занятие предусматривает знакомство с методикой оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) как примером валидизации квазиэксперимента, основанного на фундаментальной теории. На модели материалов ОСЦИ анализируется взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии. Прорабатывается выделение двух типов профессий (по К.М. Гуревичу) в плане новых стратегий профессионального отбора, подбора и расстановки кадров. Выделение акмеологического значения в структуре индивидуальности направленности личности, индивидуального стиля деятельностного и его разрешающих возможностей.

Вопросы к экзамену по курсу

«Дифференциальная психология»:

  1. Что рассматривают в качестве источников индивидуальных различий?

  2. Как соотносится и в чем различаются индивид, личность, индивидуальность?

  3. Развитие представлений о предмете дифференциальной психологии.

  4. Как соотносятся дифференциальная психофизиология и дифференциальная психология?

  5. Какие типологические свойства индивида и личности выделаются в качестве задатков индивидуально-психологических особенностей человека?

  6. Проблема парциальности основных свойств нервной системы человека.

  7. Концепция целостной индивидуальности в снятии противоречий аналитических подходов к психологи индивидуальных различий.

  8. Раскрыть понятие врожденных программ поведения в контексте задач практической психологии.

  9. Проанализировать причины несовпадения индивидуальных свойств при их диагностике в разных психологических ситуациях.

  10. Психология индивидуальности в разных областях социальной практики.

  11. От мозаики индивидуальных различий – к психологии целостной индивидуальности.

  12. Пути решения проблемы общих свойств нервной системы.

  13. Индивидуальность и психосоматика.

  14. Опосредующая роль индивидуальности в действии радиации на человека.

  15. Индивидуальный подход в работе психологической службы образования.

  16. Индивидуальность как объект социальной защиты.

  17. Индивидуально-психологические факторы активизации инициативы, самостоятельности, творческой личности входе индивидуально-ориентированной работы психолого-акмеологической службы.

  18. Индивидуализированная психодиагностика, психокррекция и социальная реабилитация школьников группы «риска».

  19. Учет индивидуальности в психотерапии раковых больных.

  20. История развития и современные теории дифференциальной психологии.

  21. Характеристики экологических «ниш» индивидуальности как предикторы интенсивности оптимальных доз радиации при лечении раковых больных.

  22. Теория целостной индивидуальности в концепции обучения современной школы.

  23. Структура индивидуальности у школьников с фиксацией страхов.

  24. Способности, одаренность. Талант в контексте гармоничной структуры акмеологии индивидуальности.

  25. Психологические проблемы профориентации в зависимости от сложившейся структуры целостной индивидуальности.

  26. Индивидуализированная психокоррекция больных радикулитом и развитие прогностических способностей личности.

  27. Соотношение индивидуальности и личности.

  28. Индивидуальность как объект социальной защиты.

  29. Исследование индивидуальных особенностей прогностической деятельности человека.

  30. Индивидуальность и предпочтение человеком определенных ситуаций жизнедеятельности.

  31. Индивидуальность и продуктивность профессиональной деятельности госслужащего.

  32. Гармоничность структуры индивидуальности как предиктор нарушения психического и соматического здоровья управленцев.

  33. Психодиагностика целостной индивидуальности в психокоррекционной работе с младшими школьниками, подростками.

  34. Исследование индивидуальных особенностей психосоматических больных (ишемическая болезнь сердца, радикулит, рак).

  35. Экологические «ниши» целостной индивидуальности как предикторы алкоголизма.

  36. Дисгармоничность синдромов целостной индивидуальности в группе «риска» (у младших школьников, подростков, учащихся юношеского возраста) и пути коррекции и социальной реабилитации развивающейся личности.

  37. Дифференциально-акмеологическое изучение задатков прогностических способностей.

  38. Категория личности в психологии.

  39. Индивид, индивидуальность, личность.

  40. Формирование и развитие личности.

  41. Современные теории личности.

  42. Решение проблем развития личности в русле ее различных теорий.

  43. Устойчивость и изменчивость разноуровневых свойств личности в структуре индивидуальности.

  44. Сравнительный анализ различных определений личности.

  45. Классификация и содержание теорий личности и индивидуальности.

  46. Нормальное и аномальное развитие личности как проявление гармоничности строения экологических «ниш» индивидуальности.

  47. История и современное развитие теории индивидуальности.

  48. Проблемы темперамента в дифференциальной психологии.

  49. Темперамент и личность

  50. Проблемы характера в современной психологии.

  51. Акцентуации характера в современной психологии.

  52. Акцентуации характера как проявление дисгармоничной структуры экологических «ниш» индивидуальности.

  53. Типология характера в связи со строением тела человека.

  54. Акцентуации характера у подростков.

  55. Типология социальных характеров по Э. Фрому.

  56. Проблема перевоспитания характера.

  57. Экстраверсия и интроверсия как черта характера и целостнообразующая индивидуальности.

  58. Учет характера, личности, индивидуальности в работе практического психолога.

  59. Психология целостной индивидуальности и дифференциальная акмеология как развитие отечественной школы типологических исследований.


Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

  1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психодиагностика. М., 2004.

  2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.

  3. Базылевич Т.Ф.Введение в психологию целостной индивидуальности. М., РАН, 1998.

  4. Базылевич Т.Ф. проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии. М., РАН, 1998.

  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Питер, 2003.

  6. Геодакян В.А. Теория дифференциации пола в проблемах человека / Человек в системе наук. М., Наука, 1989.

  7. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., РАГС, 1999.

  8. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

  9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий СПб., 2004.

  10. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2000.


Список дополнительной учебной литературы:

  1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум. –М., 2002.

  2. Базылевич Т.Ф., Новоселова Т.В., Суханова И.М. Безработица: новые принципы и технологии психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. М., 2003.

  3. Базылевич Т.Ф. с соавт. Идея системности в современной психологии. М., 2005.

  4. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998.

  5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Питер, 2004.

  6. Лучшие психологические тесты. Петроком, 1992.

  7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Воронеж, 1996.

  8. Психология индивидуальных различий. М., 2000.

  9. Чернов Д.Н. Дифференциальная психология. Таблицы, схемы и основные понятия. М., 2006.

  10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.

  11. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.

  12. Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн.: «Психология индивидуальных различий. Тексты». М., МГУ, 1982.

  13. Хъелл Л. Зинглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 2001.






Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона. Жермена де Сталь
ещё >>