Учебно-методический комплекс дисциплина «История и методология биологии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и методология... 5 487.6kb.
Учебно-методический комплекс дисциплина «Методика преподавания биологии» 6 696.3kb.
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: новейшая история... 9 1330.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы... 6 651.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «история отечественного... 6 1320.53kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 4 487.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» 5 1070.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплина «Филогения и систематика... 4 686.4kb.
Учебно-методический комплекс Дисциплина: Теория и история хореографического... 1 273.94kb.
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение... 1 347.43kb.
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 (521500) 4 652.96kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 93.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплина «История и методология биологии» - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «История и методология биологии»

Блок дисциплин М3 – Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии





УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «История и методология биологии»

Блок дисциплин М3 – Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная

Семестр

1

Всего учебных занятий

40 часов

В том числе:




Аудиторных

20 часов, из них

Лекций




Практических занятий

20 часов

Самостоятельных

20 часов

Форма итогового контроля

зачет 1 семестр
Сыктывкар 2011

Пояснительная записка

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1.1. Цель освоения дисциплины

Цель курса – систематическое изложение развития фундаментальных разделов биологии в историческом плане, начиная от истоков, которые уходят своими корнями в древнегреческую натурфилософию, и заканчивая нашими днями, характеристика их современного состояния и стоящих перед ними задач.

В курсе «История и методология биологии» рассматриваются общие закономерности развития естественных наук, дается периодизация развития биологии, рассматриваются основные факторы, обеспечивающие прогресс как отдельных биологических наук, так и всей биологии в целом. Отдельный раздел программы посвящен развитию биологии в Республики Коми. Программа завершается обзором тенденций развития биологии в XXI веке.

1.2. Задачи освоения дисциплины

В настоящее время накоплен огромный фактический материал, осмысление которого через призму достижений сегодняшнего дня позволит студентам – биологам не только расширить свой кругозор, но и использовать полученные знания для разработки и апробации новых методик исследований в различных областях биологии и более грамотного изложения и обсуждения полученных результатов. Курс приближает студентов к осмыслению изучаемых процессов и явлений в историческом плане.

Курс истории биологии призван расширить кругозор студентов, дать им представления о тенденциях развития биологии в различные исторические эпохи, показать роль биологических наук в развитии современной цивилизации. Программа курса рассчитана на X лекционных часов.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Место в учебном плане – цикл М3.Б.2, профессиональный цикл.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-4 – студент понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ПК-1 – студент понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

ПК-2 – студент знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

ПК-4 – студент демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку;

ПК-5 – студент демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: историю развития основных разделов биологии, периодизацию развития биологии, основные факторы, обеспечивающие прогресс науки, основные этапы становления отдельных биологических дисциплин и развитие методологии биологии.

Уметь: применять сумму теоретических знаний в области истории и методологии биологии в исследовании и охране окружающей среды, называть имена ученых, внесших наиболее существенный вклад в развитие естественных наук.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях биологии.

Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на практических (семинарских) занятиях, посвященной той или иной теме.

В итоговый устный зачет включены вопросы по общим проблемам методологии и естественнонаучного познания, биологического мировоззрения Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения, вопросы по основным тенденциям развития биологии XIX — XX веков.

Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекций и выполнения контрой работы на практических занятиях.


4. Структура и содержание дисциплины «История и методология биологии»

4.1. Тематический план




Наименование

Количество часов по учебному плану

Макси-мальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лек-ции

Семинары

Прак-тич. работа

Лаб. работа

1.

Раздел 1. Роль исторического процесса в развитии биологии

Тема 1. Введение.

2


2








1





1


2.

Раздел 2. Биология древнего мира

Тема 2. Биология древнего мира

4

4







2




2


3.

Раздел 3. Биология в Средние века

Тема 3. Биология в Средние века

2

2







1




1


4.

Раздел 4. Биология в эпоху Возрождения

Тема 4. Биология в эпоху Возрождения

4


4








2





2


5.

Раздел 5. Развитие биологических наук в XV — XVIII веках.

Тема 5. Развитие биологических наук в XV — XVIII веках.

4


4








2





2


6.

Раздел 6. Становление классической науки в XIX в.

Тема 6. Развитие сравнительной анатомии и морфологии животных.

Тема 7. Становление теории эволюции.

Тема 8. Развитие физиологии человека и животных.

Тема 9. Развитие микробиологии и цитологии.

2
2


2
2

2
2


2
2







1
1


1
1




1
1


1
1

7.

Раздел 7. Развитие биологии в XX веке

Тема 10. Этапы и особенности развития биологии в ХХ веке.

Тема 11. Развитие биохимии, зоологии и ботаники.

Тема 12. Развитие физиологии человека и животных.

Тема 13. Развитие генетики. Становление молекулярной биологии как науки.

2
2
2


2

2
2
2


2






1
1
1


1



1
1
1


1

8.

Раздел 8. Развитие биологических наук в Коми республике.

Тема 14. Развитие биологических наук в Коми республике.

4


4








2





2


9.

Раздел 9. Современные достижения биологии.

Тема 15. Современная картина мира.

4


4








2





2





Итого:

40

40







20




20

Государственные требования к уровню подготовки студента

Рабочая программа «История и методология биологии» составлена в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования для студентов-магистров, обучающихся по направлению 020400.68 - «Биология», по профилю «Гидробиология и ихтиология». Предназначена для знакомства студентов с основными историческими событиями биологии, что позволит им повысить эффективность понимания биологических дисциплин при дальнейшем их изучении.

Магистр - биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области истории и методологии биологии, позволяющих ему свободно решать различные профессиональные задачи.
4.2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Роль исторического процесса в развитии биологии.

Тема 1. Введение.

Студент должен знать основные понятия метода и методологии, классификацию методов научного познания, типы абстракций и их формирование.

Студент должен уметь различать научное, околонаучное, протонаучное и лженаучное познание.

Содержание темы:

Развитие познания в эпоху первобытного человека. Отличие религиозного познания от научного. Формирование протонауки в период становления и развития древних цивилизаций. Основные достижения Египетской и Вавилонской протонауки.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.


Раздел 2. Биология древнего мира.

Тема 2. Биология древнего мира.

Студент должен знать уровень знаний о живой природе в государствах Азии и Восточного Средиземноморья (XIII – VII века до н.э.). Достижений древней Индии и Китая. Натурфилософские воззрения древних греков и римлян.

Студент должен уметь назвать основные причины зарождения научного познания в Древней Греции, Индии и Китая.

Содержание темы:

Предпосылки появления рационального знания в Древней Греции. Биологические представления древнегреческих ученых - Фалеса Милетского, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита Эфесского, Пифагора, Гиппократа. Биологические труды Аристотеля и Теофраста. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в Римской империи. Л.Кар и его поэма "О природе вещей". "Естественная история" Плиния. Работы анатома Галена и ботаника Диоскорида. Зарождение научных традиций.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. 483 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.


Раздел 3. Биология в Средние века.

Тема 3. Биология в Средние века.

Студент должен знать сформировавшуюся в средние века картину мира. Спор между реалистами и номиналистами. Геоцентрическую систему мира Птолемея. Великие географические открытия второй половины XV века и их влияние на развитие естествознания.

Студент должен уметь находить взаимосвязь между развитием научного познания и формированием ментальности у общества.

Содержание темы:

Символическое видение мира в средневековье. Реализм и номинализм. Вклад философов-схоластов в развитие науки. Биология в трудах Роджера Бэкона, Альберта Великого, Авиценны и Аверроэса. Проникновение биологических знаний в Киевскую Русь.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.
Раздел 4. Биология в эпоху Возрождения.

Тема 4. Биология в эпоху Возрождения.

Студент должен знать значение работ Леонардо да Винчи для утверждения роли опыта в познании природы. Понятие научной революции. Основные принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века.

Студент должен уметь назвать основные предпосылки перехода от средневекового типа познания мира к механистическому подходу понимания природы.

Содержание темы:

Изобретение И. Гутенбергом печатного станка. Великие географические открытия и создание коллекций растений и животных. История образования Лондонского Королевского Общества и Российской Академии наук. Работа Френсиса Бэкона “Новый органон”. Роль Г. Галилея, Р. Декарта и И. Ньютона в формирование научной картины мира.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.
Раздел 5. Развитие биологических наук в XV — XVIII веках.

Тема 5. Развитие биологических наук в XV — XVIII веках.

Студент должен знать значение работ И. Бока, Иоганна и Каспара Баугиных, А. Чезальпино, Д. Рея, П. Турнефора для развития ботаники и систематики. Значение изобретения микроскопа для развития биологических знаний. Вклад в развитие зоологии А. Левенгука, труды А.Везалия, Г.Фаллопия, М. Мальпиги.

Студент должен уметь назвать основные работы естествоиспытателей, живших в период XV- XVIII вв. и уметь объяснить влияние этих работ на формирование менталитета общества Западной Европы.

Содержание темы:

Начальный этап описания, классификации и систематизации растений (И. Бок, М. Лобелий, К. Баугин, А. Чезальпино, Д. Рэй, Ж. Турнефор). Изобретение микроскопа (Р.Гук) и возникновение анатомии растений (М. Мальпиги, Н. Грю). Системы растений К. Линнея, М. Адансона, Б. и А.-Л. Жюссье, Ж.Б. Ламарка. Опыты по "водному" питанию растений, движению воды и транспирации (Ван Гельмонт, Р. Бойль, С. Гейлс), исследования роли воздуха и света в жизни растений (Д. Пристли, Я. Игенхауз и Ж. Сенебье). Развитие представлений о размножении растений (Н. Грю, Р. Камерариус, Й-Г. Кельрейтер). Первые сводки животных нового времени (К. Геснер, У. Альдрованди, Т. Моуфет, Э. Уоттон, Дж. Рэй). Система животных К. Линнея. "Естественная история" Ж. Бюффона. Исследования насекомых (Р. Реомюр), червей и тлей (Ш. Бонне), гидры (А. Трамбле), регенерации и оплодотворения низших позвоночных (Л. Спалланцани). Работа А. Везалия "Семь книг о строении человеческого тела". Открытие кровообращения У. Гарвеем, простейших и сперматозоидов А. Левенгуком, фолликулов в яичниках млекопитающих Р. де Граафом. Первая экспериментальная работа по биологии русского ученого М. Тереховского "О наливочном хаосе Линнея". Диссертация А. Шумлянского "О строении почек". А. Галлер и его работа "Элементы физиологии". Борьба преформистов (Сваммердам, Левенгук, Лейбниц, Бонне, Галлер) и эпигенетиков (Мопертюи, Дидро, Нидхэм, Бюффон). “Теория зарождения ” К. Ф. Вольфа).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.

Базилевская И.А., Белоконь И.П., Щербакова А.А. Краткая история ботаники. М., 1968. 309 с.


Раздел 6. Становление классической науки в XIX в.

Тема 6. Развитие сравнительной анатомии и морфологии животных.

Студент должен знать основные этапы развития сравнительной анатомии и морфологии животных в первой половине XIX века.

Студент должен уметь назвать основные открытия ученых анатомов Западной Европы, которые способствовали развитию биологии в XIX веке.

Содержание темы:

Развитие сравнительной анатомии и морфологии животных. Вклад в науку Ж. Кювье и Э. Ж. Сент-Илера. Диспут Кювье и Сент-Илера в 1830 г. Открытие зародышевых листков Х. Пандером. Теория зародышевых листков К.М. Бэра. Открытие ядра Р.Броуном. Создание клеточной теории Т. Шванном. Формирование гистологии в научных школах Я.Э. Пуркинье и И.Мюллера.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.

Базилевская И.А., Белоконь И.П., Щербакова А.А. Краткая история ботаники. М., 1968. 309 с.

Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии. М., 1941. 432 с.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.


Тема 7. Становление теории эволюции.

Студент должен знать предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Развитие идеи эволюции в России.

Студент должен уметь сравнивать основные теории эволюции, сформированные в XIX веке между собой, должен уметь назвать основные предпосылки создания теории эволюции Ч.Дарвина.

Содержание темы:

Теория эволюции Ж.Б. Ламарка. Вклад Ламарка в развитие ботаники, зоологии и теории эволюции. Другие биологи-эволюционисты (Ш. Нодэн, Л. Окен, Э. Эйхвальд, К.Ф. Рулье). Предшественники Ч. Дарвина (В. Уэллс, П. Мэттью, Э. Блит, А. Уоллес). Научная биография Ч. Дарвина. Гносеологические аспекты теории Дарвина. Перестройка палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии и систематики животных под влиянием дарвинизма (В.О. Ковалевский, Долло, А.О. Ковалевский, И.И. Мечников, Ф. Мюллер, Э. Геккель и др.).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.

Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии. М., 1941. 432 с.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.
Тема 8. Развитие физиологии человека и животных.

Студент должен знать основные направления развития физиологии человека и животных

Студент должен уметь назвать роль работ итальянсикх, немецких, французских и русских ученых в области физиологии на формирование медицинских наук.

Содержание темы:

Развитие физиологии человека и животных. Работы Ф. Мажанди, К. Бернара, И. Мюллера, Э. дю Буа-Реймона, Г. Гельмгольца, К. Людвига, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Очерки истории физиологических наук в СССР. Истоки и особенности развития. Л., 1984. 287 с.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.


Тема 9. Развитие микробиологии и цитологии.

Студент должен знать предпосылки и основные этапы зарождения микробиологии, основные работы Р. Коха, Л. Пастера, Д. Ивановского, теорию иммунитета; основные этапы развития цитологии, историю создания инструментов, которые позволили изучить клеточное строение растительной и животной тканей.

Студент должен уметь назвать основные причины «позднего» развития микробиологии по сравнению с другими науками; назвать причины выделения цитологии в самостоятельную науку.

Содержание темы.

Формирование микробиологии как самостоятельной науки. Исследования этиологии сибирской язвы и туберкулеза Р.Кохом. Научная деятельность Л. Пастера. Фагоцитарная теория иммунитета И.И.Мечникова и гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха. Открытие вирусов Д.И. Ивановским и М. Бейеринком. Выделение цитологии в самостоятельную науку. Создание современного светового микроскопа Э. Аббе. Описание митоза В. Флеммингом. Исследования мейоза и оплодотворения (О. Гертвиг, Э. Страсбургер, Э. ван Бенеден, Т. Бовери). Открытие двойного оплодотворения у растений (С.Г. Навашин).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.
Раздел 7. Развитие биологии в XX веке

Тема 10. Этапы и особенности развития биологии в ХХ веке

Студент должен знать основные этапы развития биологии в XX веке.

Студент должен уметь находить межпредметные связи между биологией и другими научными дисциплинами, уметь назвать роль других дисциплин на развитие биологических наук.

Содержание темы:

Этапы развития биологии в ХХ веке. Влияние физики и химии на биологию. Брошюра Э. Шредингера "Что такое жизнь с точки зрения физики" и принцип редукционизма. Разработка методов ультрацентрифугирования (Сведберг), электрофореза (Тизелиус), хроматографии (Мартин, Синг) и рентгеноструктурного анализа (Лауэ, Брэгг). Создание электронного микроскопа (Кнолль и др.).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.
Тема 11. Развитие биохимии, зоологии и ботаники.

Студент должен знать основные этапы развития биохимии, работы по исследованию углеводов, белков и липидов и ферментативного катализа; основные этапы развития зоологии, значение работ Северцова, Майра, Догеля, Берга, Скрябина и Иванова; основные этапы развития ботаники, новые методы систематики растений и основанные на них новые схемы классификации растений.

Студент должен уметь объяснять значение открытий в биохимии на развитие биологических и медицинских наук; выявлять влияние эволюционной теории на развитие зоологических исследований и публикуемых работ того времени; выявлять влияние эволюционной теории на развитие ботанических исследований и публикуемых работ того времени

Содержание темы:

Развитие биохимии. Исследования строения углеводов и белков (Фишер), нуклеиновых кислот (Ф. Мишер, А. Коссель). Разработка теории катализа (Фишер, Анри, Михаэлис, Ментен). Открытие витаминов (Функ) и коферментов (Эйлер). Исследования гликолиза и дыхания Варбургом, Сент-Дьерди, Кребсом и др. Открытие антибиотиков (Флеминг, Флори, Чейн, Ваксман). Рентгеноструктурные исследования нуклеиновых кислот (Астбери, Франклин, Уилкинс) и белков (Полинг, Кендрью, Перутц). Исследования окислительного фосфорилирования (Энгельгардт, Ленинджер, Митчелл).

Развитие зоологии. Теоретические работы Северцова, Майра, Шмальгаузена, Догеля. Разработка проблем систематики и зоогеографии (А. Семенов Тян-Шанский, Л. Берг, Л. Зенкевич), протистологии (Догель), паразитологии (Павловский, Скрябин). Открытие и исследование погонофор (Иванов).

Развитие ботаники. Эвантовая и теломная теории в морфологии растений (Галлир, Бесси, Циммерман). Новые методы систематики (Мец, Белозерский, Поддубная-Арнольди) и системы растений (Козо-Полянский, Виноградов, Тахтаджян). Разработка теории вида (Комаров, Вавилов).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.

Новиков Г.А. Очерк истории экологии животных. Л., 1980. 285 с.

Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии. М., 1941. 432 с.

Базилевская И.А., Белоконь И.П., Щербакова А.А. Краткая история ботаники. М., 1968, 309 с.

Баранов П.А. История эмбриологии растений. М-Л., 1955. 438 с.
Тема 12. Развитие физиологии человека и животных

Студент должен знать основные работы проводимые учеными физиологами по исследованию головного и спинного мозга, сознательных и бессознательных ответных реакций, органов чувств.

Студент должен уметь выявлять развитие эволюционной теории на развитие научных направлений в физиологии человека и животных.

Содержание темы:

Основные достижения физиологии человека и животных. Изучение процессов координации (Шеррингтон, Ухтомский, Бериташвили, Реншоу, Экклс). Теория функциональных систем (Бернштейн, Анохин). Исследования рефлекторной регуляции тонуса (Магнус), функций коры (Фогт, Бехтерев, Лешли) и органов чувств (Эдриан, Хартлайн, Гранит, Вальд, Уивер, Брей), вегетативной нервной системы (Ленгли, Орбели), кровообращения и дыхания (Крог, Баркрофт). Открытие нейромедиаторов (Леви), адреналина (Такамина, Олдрич), тироксина (Кендалл, Хенш), паратгормона (Коллип). Возникновение и развитие этологиии (Лоренц, Тинберген, Фриш).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Очерки истории физиологических наук в СССР. Истоки и особенности развития. Л., 1984. 287 с.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.


Тема 13. Развитие генетики. Становление молекулярной биологии как науки.

Студент должен знать основные этапы развития генетики, работы Г. Менделя, основы хромосомной теории, основы мутагенеза; основные этапы развития молекулярной биологии и основные достижения современной генетики, современный работы по расшифровке генетического кода растений, животных и человека.

Студент должен уметь находить доказательства эволюционной теории в работах ученых-генетиков; объяснять влияние достижений биохимии и молекулярной биологии на развитие общества.

Содержание темы:

Появление и развитие классической генетики. Работа Г. Менделя “Опыты над растительными гибридами” и переоткрытие его законов Корренсом, Чермаком и де Фризом. Разработка проблем количественной генетики Гальтоном, Пирсоном и Иоганнсеном. Создание хромосомной теории наследственности (Сэттон, Бовери, Морган, Бриджес, Стертевант и др.). Открытие искусственного мутагенеза Мелером и Стадлером. Создание теории мишени Тимофеевым-Ресовским и Дельбрюком. Открытие химического мутагенеза Рапопортом и Ауэрбах. Возникновение популяционной генетики и синтетической теории эволюции (Пирсон, Харди, Четвериков, Райт, Фишер, Добжанский). Исследования структуры гена с помощью генетического анализа (Кольцов, Серебровский, Дубинин и др.). Работы по цитогенетике С. Навашина и П. Живаго.

Развитие молекулярной биологии и генетики. Исследование генетической роли нуклеиновых кислот (Грифит, Эвери, Маклеод, Маккарти, Херши, Чейз, Френкель-Конрат). Открытие двойной спирали ДНК (Уотсон, Крик, Уилкинс), исследования тонкой структуры гена (Бензер), репликации (Мезельсон, Сталь, Корнберг) и обратной транскрипции (Темин, Балтимор, Дальбекко). Разработка проблем генетического кода и биосинтеза белка (Ниренберг, Маттеи, Спирин). Исследование дифференциальной активности генов (Жакоб, Моно). Проект "геном человека" (Уотсон, 1988).

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Жигулев. Общая генетика.

Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.


Раздел 8. Развитие биологических наук в Коми республике.

Тема 14. Развитие биологических наук в Коми республике.

Студент должен знать основные этапы развития биологических направлений в Коми НЦ УрО РАН и Сыктывкарского государственного университета.

Студент должен уметь на примере развития и достижений региональной науки определять ее вклад в формирование естественнонаучной картины мира.

Содержание темы:

История биологии в Коми республике. Ученые-биологи XVIII-XIX вв., изучавшие природу республики. Основание Коми научного центра. Основание Сыктывкарского государственного университета. Развитие биологического образования и научных исследований в Республике Коми в настоящее время.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Самарин А.В. История Коми научного центра Уральского отделения АН СССР: становление и развитие: 1944-1991 гг.: Дис. ... канд. ист. Наук. Сыктывкар, 2005. 226 c.


Раздел 9. Современные достижения биологии.

Тема 15. Современная картина мира.

Студент должен знать основные положения современной естественнонаучная картины мира.

Студент должен уметь назвать основные достижения последних лет в современной биологии и их влияние на развитие человеческого прогресса.

Содержание темы:

Научная революция в биологии XXI века и ее особенности: проблемный характер постановки задач, технологичность исследовательского процесса, усиление роли математического моделирования, методов генной инженерии и т.д. Системный подход в биологии.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная:

История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

Фролов И.Т. Философия и современная биология. М., 1973. 286.

Камелин Р.В. Современный этап развития ботанической науки в СССР // Ботанический журнал. 1982. Т.67. № 12. С. 1569-1599.



Карта обеспеченности учебной литературой студентов

Дисциплины: «История и методология биологии»

Блок дисциплин М3 – Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Форма обучения – очная

Число студентов

Список литературы

Кол. экз.

Кол. экз. на 1 студента

16

Основная литература

1. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



Дополнительная литература

1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.

2. Базилевская И.А., Белоконь И.П., Щербакова А.А. Краткая история ботаники. М., 1968. 309 с.

3. Баранов П.А. История эмбриологии растений. М-Л., 1955. 438 с.

4. История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

5. История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

6. Камелин Р.В. Современный этап развития ботанической науки в СССР // Ботанический журнал. 1982. Т.67. № 12. С. 1569-1599.

7. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.

8. Новиков Г.А. Очерк истории экологии животных. Л., 1980. 285 с.

9. Очерки истории физиологических наук в СССР. Истоки и особенности развития. Л., 1984. 287 с.

10. Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии. М., 1941. 432 с.

11. Райков Б.Е. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина. Карл Францович Рулье — его жизнь и деятельность. М-Л., 1955. 644 с.

12. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. 483 с.

13. Самарин А.В. История Коми научного центра Уральского отделения АН СССР: становление и развитие: 1944-1991 гг.: Дис. ... канд. ист. Наук. Сыктывкар, 2005. 226 c.

14. Фролов И.Т. Философия и современная биология. М., 1973. 286.

25

1


1
1
1

1

1



1

1
1


1
1

1
1

1

1,6


0,1

0,1
0,1


0,1

0,1


0,1

0,1


0,1

0,1


0,1
0,1

0,1
0,1

0,1



Составитель, преподаватель ____________________

(подпись)

Зав. кафедрой ____________________

(подпись)

Дата составления карты «_____» _____________ 2011 г.
СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ _____________________

(подпись)
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

5.1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «История и методология биологии» осуществляется:



  1. При чтении основной и дополнительной учебной литературы.

  2. При подготовке к семинарским занятиям.

  3. При подготовке рефератов и докладов.


Темы для подготовки рефератов:

  1. Основные особенности процесса одомашнивания животных.

  2. Особенности процесса окультуривания растений. Центры происхождения культурных растений.

  3. Биологические знания в Древней Индии.

  4. Древнекитайские мыслители об окружающей природе.

5. Достижения естествознания в античности.

6. Особенности научных представлений о природе в средневековой Европе.

7. Развитие науки в арабском мире в Средние века (IV – XIII вв.).

8. Основные теоретические идеи биологии 19 в.

9. Учение о почве как особой природной системе.

10. Проблема рационального использования почв.

11. Характерные особенности живых организмов.

12. Структурные уровни организации живого.

13. Единство и специфика царств органического мира.

14. Достижения молекулярной биологии в выявлении ДНК как носителя генетической информации.

15. Определение структуры ДНК.

16. Расшифровка генетического кода.

17. Возможности генной инженерии. Успехи, проблемы, перспективы.

18. Что такое этология?

19. Основные черты синтетической теории эволюции.

20. Этапы развития жизни на Земле.

21. Концепции возникновения жизни на Земле.

22. Демографическая проблема как глобальная проблема современности.

23. Проблема существования внеземных проявлений жизни и разума.

24. Что такое биосфера?

25. Экологическая проблема как глобальная проблема современности.

26. Что знали и умели люди первых цивилизаций?

27. Становление идеи эволюционизма в естествознании.

28. Происхождение человека.

29. Биосфера, ноосфера.

30. Формирование и развитие экологии животных.

31. Формирование и развитие эмбриологии.

32. Основные достижения микробиологии.

33. Становление и развитие палеонтологии.

34. Вирусология: вчера, сегодня, завтра.

35. Формирование и развитие физиологии человека и животных.

36. Успехи и дальнейшие перспективы развития биологической химии.



37. – … Творческие портреты выдающихся ученых различных эпох, их вклад в развитие биологии (Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Авиценна, Гарвей, А. Левенгук, К. Линней, М.В. Ломоносов, Ж. Кювье, Ламарк, Сент-Илер, К. Бэр, Ч. Дарвин, Г. Мендель, Т. Морган, И.П. Павлов, И.И. Мечников, В.И. Вернадский, К. Лоренц и др.).
5.2. Текущий контроль успеваемости студентов

Вопросы для контрольной работы

I вариант

  1. Назовите ученых, предложивших термин «биология». Когда они это сделали? (Ж.-Б. Ламарк, Г. Тревиранус, 1802 г.).

  2. Где и когда был создан папирус Эберса? Что он собой представляет? (Древний Египет, 15-16 вв. до н.э., медицинская энциклопедия того времени).

  3. Назовите греческих философов-атомистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит).

  4. Назовите ученого, который первым увидел клетки многоклеточного организма? Какие это были клетки? Когда увидел? (Роберт Гук, растительные клетки в пробковой ткани, 1665 г.).

  5. Как называется самая известная книга Карла Линнея и когда она была опубликована? («Система природы», 1735 г.).

  6. Назовите основателя палеонтологии и автора теории катастроф (Жорж Кювье).

  7. Назовите основоположников отечественной экологии животных. (Карл Францович Рулье, Николай Алексеевич Северцов).

  8. Укажите год опубликования «Происхождения видов» Ч. Дарвина. (1859 г.).

  9. Кто является автором учения о биоценозе (и кто предложил термин «биоценоз»)? Что он изучал и когда? (Карл Мебиус, устричные банки, 1877 г.).

II вариант

  1. Продолжите определение: «неолитическая революция» - это … Когда она началась? (Переход от собирательства и охоты к растениеводству и животноводству, 10-12 тыс. лет до н.э.)

  2. Назовите представителей ионийской школы. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит).

  3. Назовите ученого, открывшего кровообращение. Когда он это сделал? (Уильям Гарвей, 1628 г.).

  4. Кто и когда изобрел микроскоп? (Голландцы братья Янсены – начало 17 в.; другие варианты – Галлилей, Левенгук, Дреббель).

  5. Назовите автора первой эволюционной теории (Ж.-Б. Ламарк).

  6. В какой области, в основном, работал Стивен Гейлс? (Физиология растений, экспериментальная физиология растений).

  7. Назовите авторов и год создания клеточной теории. (Ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн, 1838-39 гг.)

  8. Назовите основоположников русской физиологической школы (работали во II пол 19 в.). (Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов).

  9. Назовите ученых, которые получили Нобелевскую премию за расшифровку структуры ДНК. В каком году? (Уотсон, Крик, Уилкинс, 1962).


5.3. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины

Вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи курса. Основные этапы в развитии биологических знаний. Определение методологии.

  2. Биологические представления в древности. Знания первобытного человека о природе (эпоха палеолита и мезолита).

  3. «Неолитическая революция». Развитие представлений о природе в древнейших рабовладельческих государствах (Месопотамия, Древний Египет).

  4. Биологические знания в странах Древнего Востока (Индия, Китай).

  5. Биологические знания в Древней Греции до начала V в. до н.э. (ионийская школа). Биологические воззрения греческих философов-атомистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит).

  6. Гиппократ и его школа. Платон. Афинская школа (Аристотель, Теофраст).

  7. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в Древнем Риме (Лукреций, Плиний, Гален).

  8. Общие черты средневекового мышления и биологические знания в Средние века.

  9. Социально-экономические условия и общее состояние естествознания и философии в XV-XVIII вв. Эпоха Возрождения.

  10. Развитие анатомии, физиологии, эмбриологии, биохимии, исследования на микроскопическом уровне в XV-XVIII вв.

  11. Развитие ботанических и зоологических исследований в XV-XVIII вв. (Клюзиус, Лобеллий, Каспар Баугин, Юнг, Джон Рэй, Карл Линней, Бюффон, Рене Реомюр и др.).

  12. Первая попытка создания концепции эволюции органического мира (развитие эволюционных идей в додарвиновский период, учение Ламарка).

  13. Изучение химического состава живых организмов в XVII-XVIII вв. (Рене Реомюр, Ван Хельмонт, Стивен Гейлс, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье, Фридрих Веллер, Пьер Бертло).

  14. Формирование основных биологических наук в I пол. XIX в. Социальные условия и общее состояние естествознания в I пол. XIX в. Развитие зоологических и ботанических наук, возникновение палеонтологии.

  15. Зарождение протистологии и бактериологии, микроскопическое изучение строения организмов в I пол. XIX в. Создание клеточной теории.

  16. Успехи географии и экологии растений и животных, развитие идеи эволюции органического мира в I пол. XIX в.

  17. Общее состояние естествознания во II пол. XIX в. Научные предпосылки возникновения дарвинизма. Основные черты эволюционного учения Дарвина и его методологическое значение для развития биологии.

  18. Перестройка биологии на основе теории эволюции. Становление и развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии животных, перестройка сравнительной анатомии на основе дарвинизма.

  19. Развитие физиологии человека и животных, успехи биогеографии, экологии и биоценологии, оформление физиологии растений в самостоятельную науку во II пол. XIX в.

  20. Формирование микробиологии как самостоятельной науки во II пол. XIX в. (деятельность Роберта Коха, Луи Пастера).

  21. Развитие эволюционной теории во II пол. XIX в.

  22. Основные особенности развития биологии с начала XX в. до наших дней (процессы дифференциации и интеграции, внедрение новых методов исследований, развитие традиционных направлений и новейших биологических дисциплин, возникновение дисциплин прикладного характера).

  23. Изучение закономерностей строения и жизнедеятельности животных, растений и микроорганизмов (В.А. Догель, В.Н. Беклемишев, Г.Г. Якобсон, Л.С. Берг, К.И. Мейер, Б.М. Козо-Полянский, И.П. Павлов, Ч. Шеррингтон, Конрад Лоренц, Н. Тинберген, . Развитие представлений о природных сообществах (Карл Мебиус, А. Тенсли, В.Н. Сукачев и др.).

  24. Изучение строения и жизнедеятельности клеток и тканей, наследственности и индивидуального развития организмов (Грегор Мендель, Корренс, Чермак, Гуго де Фриз, Сэттон и Бовери, Уотсон, Крик, Томас Морган, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Харди, Вайнберг).

  25. Изучение закономерностей исторического развития организмов (развитие эволюционной морфологии животных, эволюционной биохимии – И.И. Шмальгаузен, А.Н. Северцов, Ю.И. Полянский, Н.К. Кольцов, А.И. Опарин, Дж. Холдейн, Чаргафф, Белозерский и др.).

  26. Новейшие направления биологических исследований (молекулярная биология, молекулярная генетика, космическая биология).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.



б) дополнительная литература:

1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 1967. 175 с.

2. Базилевская И.А., Белоконь И.П., Щербакова А.А. Краткая история ботаники. М., 1968. 309 с.

3. Баранов П.А. История эмбриологии растений. М-Л., 1955. 438 с.

4. История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

5. История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

6. Камелин Р.В. Современный этап развития ботанической науки в СССР // Ботанический журнал. 1982. Т.67. № 12. С. 1569-1599.

7. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т. 1. М., 1960. 478 с.

8. Новиков Г.А. Очерк истории экологии животных. Л., 1980. 285 с.

9. Очерки истории физиологических наук в СССР. Истоки и особенности развития. Л., 1984. 287 с.

10. Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии. М., 1941. 432 с.

11. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. 483 с.

12. Самарин А.В. История Коми научного центра Уральского отделения АН СССР: становление и развитие: 1944-1991 гг.: Дис. ... канд. ист. Наук. Сыктывкар, 2005. 226 c.

13. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. Хронологический обзор. М., «Прогресс», 1987. 495 с.

14. Фролов И.Т. Философия и современная биология. М., 1973. 286.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.bestreferat.ru/referat-85908.html

http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/test/5/index.htm

http://obilog.ru

http://ebio.ru

http://bio.clow.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении курса «История и методология биологии» используется мультимедийная система для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов.



Лист согласования и утверждения рабочей программы
Составитель УМК

доцент каф. биологии __________ А.Ф. Ишкаева

(подпись)
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

Направления 020400.68 — «Биология»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания № _____ от «_____» ___________ 2011г.

Заведующий кафедрой

профессор __________ Г.Н. Доровских

(подпись)
СОГЛАСОВАННО:

Директор Института естественных наук,

к.б.н. __________ И.Н. Юранева

(подпись)

«_____» ___________ 2011г.
Председатель УМК института

к.б.н. __________ И.Н. Юранева

(подпись)




Есть люди настолько хорошо образованные, что могут заставить вас скучать на любую тему.
ещё >>