Учебно-методический комплекс дисциплина «Филогения и систематика растений» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Систематика и происхождение... 1 335.63kb.
Урок №28, 29 «Систематика цветковых растений» I. Систематика как... 1 23.26kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» 1 299.07kb.
Учебно-методический комплекс дисциплина «История и методология биологии» 1 344.19kb.
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» 3 380.04kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 258.74kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... 1 116.58kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 368.28kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «история отечественного... 6 1320.53kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру Вступительное испытание... 1 92.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс дисциплина «Филогения и систематика растений» - страница №1/4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт естественных наук

Кафедра «Биологии»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Филогения и систематика растений»

Блок дисциплин Б.3. В.2. Наука о биологическом многообразии

Направление подготовки 020400.62 "Биология"

Классификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

Сыктывкар 2011


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт естественных наук

Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии

«___» ________2011 г.

Протокол № ________

Председатель УМК

__________________________

«_____» ____________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Филогения и систематика растений»

Блок дисциплин Б.3. В.2. Наука о биологическом многообразии

Направление подготовки 020400.62 "Биология"

Классификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

Семестр 3

Всего учебных занятий – 180 часов

В том числе:

Аудиторных 60 час., из них:

Лекций- 36 час.

Лабораторных – 24 часа

Самостоятельных – 79 часа

КСР - 5 час.

Итоговый контроль – экзамен


Сыктывкар 2011
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и

учебного плана специальности БИОЛОГИЯ 020201


Составитель рабочей программы


доцент, к.б.н.____________________________ Новаковская Т.В.

*Сведения о рецензентах:


научный сотрудник Института биологии

Коми НЦ УрО РАН, к.б.н.__________________________Канев В.А.


доцент кафедры ботаники

Сыктывкарского государственного

университета, к.б.н._______________________________ Орловская Н. В.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры (разработчика) Биологии

Протокол заседания №_________ от «_____»______________2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор, д.б.н.___________________ Доровских Г.Н.



Приложение к листу согласования
Кафедра ботаники переименована в кафедру биологии на основании решения Ученого Совета СыктГУ от 30 сентября 2009 г. приказа № 332-ОСД об объединении кафедр зоологии и ботаники в единую кафедру и назвать вновь созданную кафедру кафедрой биологии и приказа № 574к от 5 октября 2009 г.

Пояснительная записка
1. Цель преподавания дисциплины

Цель курса - изучение систематики, морфологии и анатомии, экологии и географии основных групп высших растений, начиная с риниофитов и моховидных и заканчивая цветковыми растениями.

Программа призвана способствовать формированию представлений о растениях, составляющих большую часть биосферы и играющих решающую роль в создании на Земле органических веществ, а также являющихся источником питания для всего животного мира и ценнейшим материалом для хозяйственной деятельности человека.


2. Задачи изучения дисциплины

Требование к уровню освоения содержания дисциплины

Задачи курса заключаются в том, чтобы дать представление о разнообразии растительного мира, классификации и эволюционных связях между различными группами организмов. В процессе обучения студенты знакомятся с представителями всех отделов высших растений (риниофитов, зостерофиллофитов, мохообразных, плауновидных, псилотовидных, хвощевидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных), изучают жизненные циклы, анатомо-морфологические особенности, видовое разнообразие, распространение, экологические особенности, важнейших представителей, значение их в природе и в хозяйственной деятельности человека.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник по направлению подготовки 020400 «Биология» с квалификацией «Бакалавр» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.
Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;


Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1: демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы;

ПК-2: использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

ПК-3: демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;

ПК-4: демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности;

ПК-5: применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.


В ходе изучения данной дисциплины каждый студент должен:

Знать:

- разнообразие высших растений, классификацию и эволюционных связи между различными группами,

- основные понятия и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного организма;

- жизненные циклы, анатомо-морфологические особенности, видовое разнообразие, распространение, значение в природе и в хозяйственной деятельности человека.



Уметь:

- обосновывать выводы,

- оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики лесного и сельского хозяйства, промышленного производства, здравоохранения и т. д.

Владеть:

- методами работы с микроскопом и бинокуляром,

- методами гербаризации растений, и флористико-геоботаническими методами.
Перечень смежных дисциплин и разделов,

необходимых для изучения данной дисциплины

Курс "Филогения и систематика растений" является начальным для дальнейшего изучения других биологических и специальных дисциплин, необходимых для успешной подготовки специалистов-биологов. Все последующие общебиологические (физиология, микробиология, генетика, цитология и др.) и специальные (география растений, филогения и др.) дисциплины предполагают необходимость знания ботаники.


Дополнительные требования

Лабораторные работы выполняются индивидуально каждым студентом под руководством преподавателя. Для каждой работы расписаны цель, задачи, обеспечивающие средства, задания, контрольные вопросы и тесты для самоконтроля. Все лабораторные работы выполняются с использованием микроскопов и бинокуляров, а также других штучных материалов, в частности постоянных микропрепаратов (см. «Обеспечивающие средства»).

На лабораторных занятиях рассматриваются основные подразделения высших растений. Ограниченный объем заставил подойти к отбору материала избирательно: многие таксоны, особенно среди покрытосеменных растений, включить было просто невозможно, но все те группы, которые считаются в программе обязательными для изучения, рассмотрены. Избирательный порядок расположения материала вполне объективен и ориентирован на систему взглядов А. Л. Тахтаджяна.

Выбор большинства таксонов проведен с учетом их практической, иногда научной значимости, а также с учетом регионального распространения видов и родов. Предлагаемый на каждом занятии демонстрационный гербарий знакомит студентов с видовым разнообразием семейств из местной флоры. При характеристике каждого семейства дается информация о разнообразии видового и родового состава, географическом распространении, морфологии (жизненная форма, цветок, плод и т. д.), о характерных представителях природной и культурной флоры.

Большой объем материала не укладывается в часы аудиторных занятий. Некоторые темы вынесены на самостоятельное изучение. При изменении объема часов или отсутствии демонстрационного материала для лабораторных работ можно проводить корректировку занятий. Контрольные вопросы и тесты предназначены для самоконтроля знаний студентов в ходе изучения основного теоретического материала и лабораторных занятий.

Тематический план




Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)


Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Лабор.

работа


1

Введение



















Выход растений на сушу. Общая характеристика высших растений. Происхождение и эволюция высших растений.




2

2







2

Раздел



















1. Растения с преобладанием гаметофита в жизненном цикле



















Тема

1. Отдел моховидные: общая характеристика, классификация, происхождение, роль в биосфере.






4

2

2




3

Раздел



















2. Растения с преобладанием спорофита в жизненном цикле



















Тема

1. Отдел риниофиты, плауновидные: общая характеристика, классификация. Отдел псилотовидные






4

2

2







2. Отделы хвощевидные, папоротниковидные: общая характеристика, классификация.




4

2

2




4

Раздел



















3. Семенные растения



















Тема

1. Голосеменные: общая характеристика, деление на классы. Характеристика классов. Происхождение и эволюция голосеменных.






4

2

2




5

Раздел



















4. Покрытосеменные, или цветковые растения



















Тема

1.Отдел покрытосеменные растения: общая характеристика, особенности строения, размножения. Теории происхождения цветковых растений. Деление на классы.






2

2










2. Класс двудольные. Подклассы магнолииды, ранункулиды. Порядки лютикоцветные и макоцветные.




4

2

2







3. Подклассы гаммамелидиды. Подкласс кариофиллиды. Порядки гвоздикоцветные и гречихоцветные.




2

2










4. Подкласс дилленииды. Порядки каперсоцветные, ивоцветные, вересковые




4

2

2







5. Подкласс розиды. Порядки розоцветные, бобоцветные, зонтикоцветные




6

2

4







6. Подкласс ламииды. Порядки пасленоцветные, бурачникоцветные, норичникоцветные, губоцветные.




4

2

2







7. Подкласс астериды. Порядок астроцветные.




4

2

2







8. Класс однодольные. Вопрос о происхождении однодольных. Подкласс алисматиды.




2

2










9. Подкласс лилииды. Порядки лилиецветные, орхидоцветные, осокоцветные, злакоцветные.




6

2

4







10. Подкласс арециды. Порядки пальмоцветные, рогозоцветные, аронникоцветные.




2

2







6

Раздел



















5. Основы геоботаники



















Тема

1. Место геоботаники в системе биологических дисциплин. Понятие «флора» и «растительность». Действие на растения основных абиотических и биотических факторов.






2

2










2. Характеристика основных признаков фитоценозов, структура, классификация, динамика.




2

2










3. Охрана растительного мира




2

2










Итого




60

36

24





Нормы Госстандарта 2000 г.

Обязательный минимум содержания дисциплины

Науки о биологическом многообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология) 870 ч.

Вирусы, бактерии, простейшие, грибы, растения, животные, их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение; происхождение, классификация, роль в биосфере и в жизни человека; методы прижизненного наблюдения, описания, культивирования, таксономических исследований, коллекционирования.



Содержание учебной дисциплины

Введение. Выход растений на сушу. Общая характеристика высших растений. Происхождение и эволюция высших растений. Систематический обзор высших растений.

Студент должен знать:

1) Историю развития ботаники.

2) Общую характеристику высших растений и отличия от низших растений.

3) Роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом.

4) Выход растений на сушу и происхождение наземных растений.

5) Принципы классификации высших растений.



Содержание темы:

Краткий очерк развития ботаники. Общая характеристика высших растений. Таксономические единицы. Выход растений на сушу и происхождение наземных растений. Две линии эволюции высших растений. Классификация высших растений на отделы.



Самостоятельная работа: направлена на углубленное освоение учебного материала по данной теме.
Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные этапы развития ботаники.

  2. Перечислите отличительные признаки высших растений от низших растений.

  3. Назовите основные таксономические единицы и принципы их наименования.

  4. Назовите время и предков высших растений.

Рекомендуемая литература по самостоятельной работе: представлена в списке литературы.
Раздел 1. Растения с преобладанием гаметофита в жизненном цикле.

Тема 1. Отдел моховидные.

Студент должен знать:

1) Многообразие представителей отдела мохообразных.

2) Строение гаметофита и спорофита.

3) Особенности размножения.

4) Роль мхов в природе и в народном хозяйстве.

Студент должен уметь:


  1. Знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.

  2. Работать с микроскопом и бинокуляром.

  3. Готовить микропрепараты.

  4. Работать с гербарием.

Содержание темы: Отдел моховидные: общая характеристика, классификация, происхождение, роль в биосфере. Класс печеночные мхи (маршанциевые). Класс антоцеротовые. Класс листостебельные мхи: развитие и строение гаметофита, классификация.
Лабораторная работа № 1 по теме Отдел Bryophyta – мохообразные.

Цель работы: Изучить особенности строения и размножения представителей отдела мохообразные.

Задачи:

1) Познакомиться с многообразием представителей отдела мохообразных.

2) Изучить строение гаметофита и спорофита.

3) Выявить особенности размножения.

4) Определить роль мхов в природе и в народном хозяйстве.

Обеспечивающие средства: гербарные образцы (Marchantia polymorpha – маршанция изменчивая, Polytrichum commune – кукушкин лен, Sphagnum – сфагнум), микроскопы, предметные и покровные стекла, постоянные микропрепараты (антеридий, архегоний и спорофит маршанции, продольный срез верхушки мужского и женского гаметофитов кукушкина льна, спорогон кукушкина льна).

Задания:

1) Зарисовать женский и мужской таллом маршанции изменчивой (Marchantia polymorpha) с подставками, выводковыми корзиночками.

2) На готовых микропрепаратах рассмотреть продольный разрез мужской и женской подставки, отметить антеридий, архегоний, перихеций, перианций.

3) Составить схему жизненного цикла маршанции.

4) Зарисовать женское растение кукушкина льна (Polytrichum commune) со спорогоном.

5) На постоянном микропрепарате рассмотреть строение верхушки мужского и женского растения в продольном разрезе, зарисовать и отметить антеридии, архегонии и парафизы.

6) На постоянном микропрепарате рассмотреть строение спорогона, отметив апофизу, коробочку, крышечку, эпифрагму, колонку, спорангии, перистом.

7) Составить схему жизненного цикла кукушкина льна.

8) Рассмотреть внешний вид мха сфагнума (Sphagnum sp.), отметив все органы.

9) На временном микропрепарате рассмотреть строение листа, отметив фотосинтезирующие (хлорофиллоносные) и гиалиновые (водоносные) клетки.



Требования к отчету:

Все лабораторные работы выполняются индивидуально каждым студентов под руководством преподавателя. Перед выполнением лабораторной работы студент должен получить допуск к работе, который заключается в знании теоретической части. Теория сдается студентом индивидуально или в групповой беседе. Итоги каждой лабораторной работы должны быть представлены в тетрадке в форме рисунков, выполненных простым карандашом, с обозначениями и краткой характеристикой. Лабораторная работа сдается на лабораторных занятиях индивидуально каждым студентом.

Для подготовки к лабораторным занятиям предлагаются тесты. Вопросы тестов сгруппированы по парам. Для правильной характеристики семейства следует выбрать по одному ответу из каждой пары.

При самоконтроле студент, затрудняющийся в решении вопросов тестов, определяет для себя, какие именно вопросы им усвоены еще недостаточно, и имеет возможность проработать их по материалам литературы, список которой приведен в конце данного пособия.



Самостоятельная работа: теоретическая подготовка к лабораторной работе.
Контрольные вопросы:
1) Почему отдел мохообразных рассматривают как самостоятельную ветвь в эволюции растений?

2) Какие черты строения и особенности жизненного цикла отдела моховидные свидетельствуют об их близости с водорослями?
Раздел 2. Растения с преобладанием спорофита в жизненном цикле.
Тема 1. Отдел риниофиты. Отдел Lycopodiophyta – плауновидные. Отдел Psilotophytum - псилотовидные

Студент должен знать:

1) Многообразие представителей отделов.

2) Строение спорофита и гаметофита.

3) Особенности размножения и цикла развития равно- и разноспоровых растений отдела плановидные.

4) Особенности организации и размножения псилотовидных.
Студент должен уметь:


  1. Работать с микроскопом и бинокуляром.

  2. Готовить микропрепараты.

  3. Работать с гербарием.

Содержание темы:

Отдел риниофиты: общая характеристика. Отдел плауновидные: общая характеристика, жизненный цикл, равно- и разноспоровость, классификация. Класс плауновые: цикл развития, способы прорастания спор, экология. Класс полушниковые: порядки селлягинелловые и полушниковые. Отдел псилотовидные: особенности организации и размножения.


Лабораторная работа № 2 по теме Отдел Lycopodiophyta – плауновидные.

Цель работы: Изучить особенности строения и размножения представителей отдела плауновидные.

Задачи:

1) Познакомиться с многообразием представителей отдела плауновидные.

2) Изучить строение спорофита и гаметофита.

3) Выявить особенности размножения и цикла развития равно- и разноспоровых растений отдела плауновидные.



Обеспечивающие средства: гербарные образцы (Lycopodium clavatum – плаун булавовидный, L. annotinum – п. годичный, Huperzia selago – плаун-баранец обыкновенный, Diphasiastrum complanatum – плаун сплющенный, Selaginella sallagineloides – селягинелла плаунковая), микроскопы, предметные стекла, споры плауна, постоянные микропрепараты продольного среза спороносного колоска плауна и селягинеллы, плакаты с изображением плауна булавовидного и селягинеллы.

Задания:
1) Зарисовать внешний вид плауна булавовидного (Lycipodium clavatum), сделав его описание.

2) Рассмотреть под микроскопом и зарисовать спороносный колосок плауна.
3) Приготовить временный микропрепарат спор плауна и зарисовать.

4) Записать цикл развития плауна.

5) Зарисовать внешний вид селягинеллы, отметив особенности ее строения.

6) Рассмотреть постоянный микропрепарат строения спороносного колоска селягинеллы и зарисовать.

7) Записать цикл развития селягинеллы, отметив особенности размножения разноспоровых плаунов.

8) Познакомиться с видовым разнообразием представителей семейства плауновые.

Самостоятельная работа: направлена на углубленное освоение учебного материала по данной теме, теоретическая подготовка к лабораторной работе.

Контрольные вопросы:
1) Когда появились первые наземные растения и что они из себя представляли?

2) Каковы отличия риниофитов от водорослей?

3) Опишите жизненный цикл плауна булавовидного.

4) Каково строение спороносного колоска у плауна булавовидного?

5) Опишите жизненный цикл селягинеллы.

6) В чем эволюционное значение появления разноспоровости?

7) Назовите характерные признаки отдела псилотовидные.



Тема 2. Отдел Equisetophyta – хвощевидные. Отдел Polypodiophyta – папоротниковидные.

Студент должен знать:

1) Многообразие представителей отделов.

2) Строение спорофита и гаметофита.

3) Особенности размножения и цикла развития представителей.


Студент должен уметь:

  1. Работать с микроскопом и бинокуляром.

  2. Готовить микропрепараты.

  3. Работать с гербарием.

Содержание темы:

Отдел хвощевидные: общая характеристика, классификация. Цикл развития хвоща, строение стробилов, особенности спор и заростков. Отдел папоротниковидные: общая характеристика, классификация. Эволюция спорангиев, сорусов. Равно- и разноспоровость. Класс ужовниковые: гроздовник, ужовник, гельминтостахис. Класс мараттиевые: особенности строения спорофитов, строение спорангиев, сорусы и синангии, строение гаметофитов. Класс полиподиопсиды. Равно- и разноспоровые папоротники. Представители. Преимущества разноспоровых папоротников.


Лабораторная работа № 3 по теме Отдел Equisetophyta – хвощевидные. Отдел Polypodiophyta – папоротниковидные.

Цель работы: Изучить особенности строения и размножения представителей отдела хвощевидные, папоротниковидные.

Задачи:

1) Познакомиться с многообразием представителей отдела хвощевидных. Изучить строение спорофита и гаметофита. Выявить особенности размножения и цикла развития.

2) Познакомиться с многообразием представителей отдела папоротниковидных.

3) Выявить морфологические особенности щитовника мужского. Изучить органы спорношения.

4) Выявить особенности строения гаметофита.


  1. Изучить цикл развития папоротников.

  2. Познакомиться с видами папоротников местной флоры, отметив их отличительные особенности.

Обеспечивающие средства: гербарные образцы (Equisetum arvense – хвощ полевой, E. sylvaticum – х. лесной, E. pratense – х. луговой, E. palustre – х. болотный, E. fluviatile – х. топяной), микроскопы, предметные стекла, споры хвоща, постоянный микропрепарат продольного среза спороносного колоска хвоща, плакаты с изображением пхвоща и его цикла развития.

Гербарные образцы (Botrychium multifidum – гроздовик многораздельный, Ophioglossum vulgatum – ужовник обыкновенный, Dryopteris carthusiana – щитовник игольчатый, D. filix-mas – щ. мужской, D. femina – кочедыжник женский, Pteridium aquilinum – орляк обыкновенный, Gymnocarpim dryopteris – голокучник трехраздельный), микропрепарат продольного разреза через сорус папоротника, плакат с изображением папоротника и его цикла развития.


Задания:

  1. Зарисовать внешний вид хвоща полевого (Equisetum arvense). Записать цикл развития.

  2. Рассмотреть по микроскопом строение спороносного колоска и зарисовать, отметив спорангиофоры, состоящие из щитка и спорангиев.

  3. Познакомиться с разными видами рода Equisetum, отметив их отличительные особенности.

4) Зарисовать внешний вид щитовника мужского (Dryopteris filix- mas), отметив все органы.

5) Рассмотреть на микропрепарате строение соруса и зарисовать, отметив плаценту, индузий, спорангии.

6) Зарисовать спорангий папоротника, отметив приспособления для его раскрывания.

7) Составить схему жизненного цикла щитовника мужского.

8) Зарисовать внешний вид гроздовика многораздельного (Botrychium multifidum), сравнив его строение с ужовником обыкновенным (Ophioglossum vulgatum).
Самостоятельная работа: теоретическая подготовка к лабораторной работе.

Контрольные вопросы:

Самостоятельная работа: теоретическая подготовка к лабораторной работе.
Контрольные вопросы:

1) Каков жизненный цикл хвоща?

2) Перечислите специфические признаки отдела хвощевидные.

3) Назовите характерные признаки хвоща лесного.

4) В чем отличие папоротниковидных от других современных высших споровых растений?

5) Каковы черты приспособительной эволюции отдела папоротниковидные?

6) Каково соотношение гаметофита и спорофита в жизненном цикле щитовника мужского?

7) Назовите преимущества разноспоровых растений.

8) Опишите жизненный цикл разноспоровых папоротников.


Раздел 3. Семенные растения.

Тема 1. Отдел Pinophyta – голосеменные.

Студент должен знать:

1) Многообразие голосеменных растений.

2) Морфологические особенности спорофита.

3) Строение мужского и женского гаметофитов.

4) Особенности размножения и цикла развития.

Студент должен уметь:


  1. Работать с микроскопом и бинокуляром.

  2. Готовить микропрепараты.

  3. Работать с гербарием.

Содержание темы:

Отдел голосеменные: общая характеристика, происхождение. Биологические преимущества семенных растений перед споровыми. Цикл развития голосеменных. Происхождение семязачатка. Оплодотворение. Развитие и строение семени. Класс семенные папоротники: признаки примитивности. Класс саговниковые: строение строения стробилов. Стробилярная теория происхождения покрытосеменных растений. Класс беннеттитовые: особенности строения, Класс гинкговые: особенности строения строение семязачатков, развитие семени. Класс хвойные: общая характеристика, разнообразие. Класс гнетовые: эфедровые, вельвичиевые, гнетовые.


Лабораторная работа № 4 по теме Класс Pinopsida – хвойные. Класс Cycadopsida – саговниковые. Класс Ginkgoopsida – гинкговые.

Цель работы: Изучить особенности строения и размножения растений класса хвойные, саговниковые и гинкговые.

Задачи:

1) Познакомиться с многообразием хвойных растений.

2) Выявить морфологические особенности спорофита.

3) Изучить строение мужского и женского гаметофитов.

4) выявить особенности размножения и цикла развития.

5) Изучить строение спорофита, особенности размножения и цикла развития саговника.

6) Изучить строение спорофита, особенности размножения и цикла развития гинкго двулопастного.

Обеспечивающие средства: микроскопы, гербарные образцы (Pinus sylvestris –сосна обыкновенная, Picea obovata – ель сибирская, Abies sibirica – пихта сибирская, Larix sibirica – лиственница, Juniperus communisможжевельник обыкновенный, саговник - Cycas revolute, гинкго двулопастной - Ginkgo biloba), микропрепарат мужской шишки сосны, микростробил саговника, семена гинкго, плакат с изображением цикла развития сосны, саговника, гинкго,

Задания:

1) Рассмотреть и зарисовать внешний вид сосны обыкновенной (Pinus sylvestris), с мужскими и женскими шишками.

2) На постоянном микропрепарате мужской шишки сосны отметить микроспорофиллы и микроспорангии. Зарисовать пыльцу сосны.

3) На постоянном микропрепарате женской шишки сосны отметить кроющую и семенную чешуи и семязачаток. Зарисовать семязачаток.

4) Записать цикл развития сосны обыкновенной.

5) Познакомиться по гербарию и составить краткие морфологические описания ели (Picea), пихты (Abies), лиственницы (Larix), можжевельника обыкновенного (Juniperus communis).


6) Зарисовать внешний вид и микростробил саговника.
7) Зарисовать внешний вид гинкго двулопастного (Ginkgo biloba), отметив удлиненные и укороченные побеги. Дать биоморфологическую характеристику гинкго, отметив примитивные признаки.

Самостоятельная работа: теоретическая подготовка к лабораторной работе.
Контрольные вопросы:

1). Каковы наиболее важные признаки, отличающие голосеменные от высших споровых растений?

2). Какие признаки сближают голосеменные с другими высшими споровыми растениями?

3) Каково строение семязачатка хвойных растений?

4) Как образуется и что представляет собой мужской гаметофит хвойных растений?

5) Как образуется и что представляет собой женской гаметофит хвойных растений?

6) Как образуется семя, и каково его строение?

7) В чем эволюционное значение появления семени у растений?

8) Каков жизненный цикл голосеменных растений на примере сосны обыкновенной?

9) Опишите цикл развития саговника.

10) Назовите примитивные признаки класса саговниковые.

11) Опишите цикл развития гинкго.

12) Назовите примитивные признаки класса гинкговые.


Раздел 4. Покрытосеменные, или цветковые растения.

Тема 1. Отдел покрытосеменные растения: общая характеристика, особенности строения, размножения.

Студент должен знать:

1) Общую характеристику покрытосеменных растений, отличия от голосеменных и споровых растений.

2) Происхождение покрытосеменных растений, их вероятные предки.

3) Гипотезы происхождения цветка.

4) Роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом, классификация покрытосеменных растений.

Содержание темы:

Отдел покрытосеменные растения: общая характеристика, особенности строения, размножения, расселения. Теории происхождения цветковых растений. Вероятные предки цветковых растений. Факторы, способствующие расселению цветковых растений на планете. Принципы классификации. Деление на классы, подклассы и порядки.



Самостоятельная работа: направлена на углубленное освоение учебного материала по данной теме.
Контрольные вопросы:

1) Назовите характерные признаки покрытосеменных растений.

2) Перечислите гипотезы происхождения покрытосеменных растений.

3) Назовите вероятных предков цветковых растений

4) Охарактеризуйте цветок.

5) Перечислите основные классы и признаки разделения.
Тема 2. Класс двудольные. Подкласс магнолииды. Порядки магнолиецветные и нимфейноцветные. Подкласс ранункулиды. Порядки лютикоцветные и макоцветные.

Студент должен знать:

1) Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений семейств магнолиевые и нимфейные.

2) Роль семейств магнолиевые и нимфейные в филогенетической системе цветковых растений.

3) Разнообразие представителей семейства лютиковые.

4) Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений семейства лютиковые.

5) Роль семейства лютиковые в филогенетической системе цветковых растений.

6) Характерные признаки семейства маковые.

Студент должен уметь:


  1. Работать с бинокуляром.

  2. Определять виды растений по флорам и определителям.

  3. Работать с гербарием.

Содержание темы:

Класс двудольные. Подкласс магнолииды. Порядки магнолиецветные и нимфейноцветные: признаки примитивности и специализации.

Подкласс ранункулиды. Порядки лютикоцветные и макоцветные: общая характеристика, отличительные признаки.

Лабораторная работа № 5 по теме Порядок Magnoliales – магнолиецветные. Семейство Magnoliaceae – магнолиевые. Порядок Ranunculales – лютикоцветные. Семейство Ranunculaceae – лютиковые.


следующая страница >>



Мы уже не празднуем Новый год — мы празднуем, что выжили в старом.
ещё >>