Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" 1 136.59kb.
Рабочая программа по истории России с древнейших времён до конца... 1 262.97kb.
Рабочая программа по истории в 7 классе составлено на основе Федерального... 2 361.75kb.
Приказ № от «29» августа 2011 г. Рабочая программа учебного курса 1 256.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету "История" 6 класс (базовый... 2 318.35kb.
«Возвышение Москвы» 1 80.74kb.
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI в 2 352.84kb.
Б. В. Личман. История России. Теории изучения. Книга первая. 69 7280.58kb.
Учебник : Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца 16... 1 219.33kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Истории России с древнейших... 1 166.08kb.
Литература по курсу «отечественная история» 1 176.95kb.
В венгрии состоялся съезд представителей тюркоязычных государств 1 11.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» - страница №1/1

Тема открытого урока:

«Русские земли под властью Золотой Орды»

Дата – 13.12.2012 год.

Класс: 6Б (присутствуют __ человек).

Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» // Е.В. Пчелов, М., Русское слово, 2012 год.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний и изучение нового материала )

Цели урока:


  1. Обучающая: охарактеризовать взаимоотношения Орды с русскими княжествами

  2. Развивающая: определить значение борьбы русского народа против ордынской власти

  3. Воспитательная: формирование патриотических чувств в сознании учащихся.

Оборудование: учебник, карта, иллюстрации.

Структура урока с указанием хронометража:



  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Опрос домашнего задания – 10 минут ( в форме фронтального опроса):

а) Как происходило образование Литовского государства и присоединение к нему русских земель?

б) Расскажите о союзе Литовского княжества с Польским королевством, о событиях 15 июля 1410 года.



  1. Изучение новой темы – 10 минут

  2. Первичное закрепление нового материала – 13 минут

  3. Подведение итогов урока – 3 минута

  4. Домашнее задание – 2 минуты

Основные даты:

1252-1263 годы- правление Александра Невского.

Конец XIII века- соперничество за владимирское княжение между сыновьями Александра Невского.

XIV век- мусульманство стало государственной религией Золотой Орды.

оссия

Основные понятия: курултай, ярлык, баскаки.



Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с новой интересной темой- «Русские земли под властью Золотой Орды». Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских государств. Она задержала и остановила дальнейшее их продвижение на Запад и спасла Западную Европу от разгрома. Завоевательные походы Монгольского государства изменили политическую, экономическую и культурную обстановку на Руси.

Когда же возникла Золотая Орда и какое влияние она имела на русские земли? В этом и многом другом нам предстоит разобраться на данном уроке.

Итак, в результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана-Чнгисиды. Столицей Монгольского государства стал город Каракорум, находившийся в забайкальских степях. Позже столица была перенесена в Пекин под руководством Хубилая.

Тем временем, на землях к востоку от Руси образовалось новое государство- Золотая Орда, которую возглавлял Батый. Изначально Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, бывшие земли Волжской Болгарии, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай( «Сарай» в переводе на русский язык означает дворец), расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединённых под властью хана.

Давайте вспомним, что такое улус? (родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану).

При хане действовал и высший совет из знати и военачальников - курултай.

Большое значение имело войско, с помощью которого удерживались в повиновении подвластные народы.

В первые десятилетия существования Золотой Орды её религией было язычество. Но постепенно стали распространяться и другие верования-христианство и ислам.

Ханы допускали религиозную свободу, каждый был в праве сам выбирать веру. Но поскольку Орда располагалась на землях, населённых тюркскими племенами, а многие из них исповедовали ислам, в XIV веке государственной религией стало мусульманство.

Основное хозяйственное занятие ордынцев- кочевое скотоводство. Развивались и ремёсла, возникали постепенно новые города - Астрахань, Казань.

Русь не входила в состав Золотой Орды, но большая часть русских княжеств подчинялась ордынским ханам. Эта зависимость проявлялась по-разному.

Давайте посмотрим карту на странице 139 учебника и определим основные направления походов золотоордынских ханов и центры их княжеств(основные направления- Новгород-Северский, Курск; центры княжеств- Чернигов, Переяславль, Суздаль).

Золотоордынский хан был верховным правителем подчинённых ему русских земель. На Руси ханов называли царями, а правителей- князьями. Хан выдавал князьям ярлыки( «приказ, поведение»). В этих документах подтверждалось право князя управлять княжеством. Политика ханов способствовала соперничеству князей друг с другом из-за ярлыка.

Чтобы получить ярлык, в Орду было необходимо везти богатые дары, а иногда русских князей заставляли даже выполнять монгольские религиозные обряды.

С русских земель ордынцы собирали ежегодную дань. Для наблюдения над сбором дани Орда направляла в русские города военные отряды, которые возглавляли баскаки. Тех, кто высказывался против политики ордынской власти, жестоко наказывали. Последствия были тяжелыми: многие попадали в плен, росло число убитых, разорялись сёла и города. Правда, есть случай и проявления ордынцами веротерпимости- РПЦ была освобождена от дани.

Теперь попробуем сравнить политику Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в отношении Золотой Орды.

1 вариант- Андрей Ярославич

2 вариант-Александр Невский.

Итак, политику какого князя в отношении Золотой Орды вы поддерживаете и почему?

Давайте закрепим полученные знания, решив кроссворд по теме.



По горизонтали:

  1. Высший орган знати и военачальники при хане.

  1. Ежегодная обязательная дань.

  2. Государственная религия Золотой Орды с XIV века.

По вертикали:

  1. Столица Монгольского государства.

  2. Самоуправляющая часть Монгольского государства.

  3. Столица Золотой Орды.

  4. Ханская грамота.

  1. Представитель монгольского ханства, занимающийся сбором дани.

Давайте прочитаем документ на странице 141 и ответим на вопросы к нему.

Домашнее задание: параграф 20, написать сочинение-рассуждение на тему : « Если бы я жил(а) в XIII веке, я бы встал(а) на защиту Родины под знаменем одного князя-…»



Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся делают записи в тетради:

Территория Золотой Орды- от Дуная до Иртыша.

Столица Золотой Орды – Сарай.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Курултай- высший совет из знати и военачальников.

Учащиеся определяют основные направления походов золотоордынских ханов и центры их княжеств по карте.

Учащиеся делают запись:

Золотоордынский хан- верховный правитель починенных русских земель.

Учащиеся сравнивают политику Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в отношении Золотой Орды, формируют своё мнение по поводу данных разногласий.

Учащиеся решают кроссворд, ответы сверяются учителем:

Учащиеся записывают домашнее задание.








Прогнозировать средние экономические показатели — все равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что ее средняя глубина не больше четырех футов. Милтон Фридман
ещё >>