Учебник для общеобразовательных учреждений// В. И. Уколова, Л. П. Маринович; под редакцией А. О. Чубарьяна. Москва, Просвещение, 201 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Что такое история. Ключи к познанию прошлого 5 453.89kb.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. 1 82.38kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 4 713.59kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 5 668.23kb.
Основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений... 1 29.91kb.
Примерной программы по литературе для 10 класса общеобразовательных... 7 1618.01kb.
Программа предполагает широкое использова­ние учебно-наглядных пособий... 5 947.86kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
«Столетняя война» 1 94.41kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М. 4 865.87kb.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час... 1 44.92kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 1 27.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебник для общеобразовательных учреждений// В. И. Уколова, Л. П. Маринович; под - страница №1/1

5 класс История древнего мира. Урок 59. Диктатура Цезаря
УМК:

• Всеобщая история. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией А.О. Чубарьяна. 5-9 классы. – Москва, Просвещение, 2011 г.

• Уколова В.И. История Древнего мира: 5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений// В.И. Уколова, Л.П. Маринович; под редакцией А.О. Чубарьяна. – Москва, Просвещение, 2011 г.


  • Уколова И.Е. История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь. - Москва, Просвещение, 2010 г.

  • Уколова И.Е. История Древнего мира: 5 класс: методические рекомендации// И.Е. Уколова, В.И. Уколова. - Москва, Просвещение, 2010 г.


Задачи урока: подвести учащихся к пониманию сущности диктатуры Цезаря как утверждения единоличного правления в Риме; познакомить с личностью выдающегося исторического деятеля мировой истории; определить причины и последствия покушения на Цезаря.
Основное содержание урока: Гай Юлий Цезарь – историческая личность и легенды. Мартовские иды, диктатура, падение республики.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, сопоставлять различные суждения;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявление причин исторических событий, объяснение фактов;

- сопоставление целей и результатов деятельности исторических личностей;

- выработка умения давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Личностные (УУД):

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

- умение давать нравственную оценку личным качествам римских императоров.

Познавательные (УУД):

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием исторических документов;

– самостоятельно делать выводы;

– анализировать исторические тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.



Регулятивные (УУД)

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

– способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.



Коммуникативные (УУД):

– участвовать в диалоге; слушать и понимать других; работать в группах.



Тип урока: открытие новых знаний

План урока:

  1. Мотивация: Сегодня на уроке мы узнаем о человеке, которого римляне и любили, и ненавидели. Современники называли его «отцом Отечества», его имя сохранилось в названии царского титула, летнего месяца и календаря. Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

  2. Проблема урока: Случайно ли появление диктатора, великого политика, полководца, оратора и писателя Юлия Цезаря?

  3. Поиск решения проблемы:

  1. Личность Гай Юлия Цезаря

  2. Установление диктатуры Цезаря.

  3. Заговор против Цезаря.




Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Мотивация


– Сегодня на уроке мы узнаем о человеке, которого римляне и любили, и ненавидели. Современники называли его «отцом Отечества», его имя сохранилось в названии царского титула, летнего месяца и календаря.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?


- Правильно, мы познакомимся с яркой исторической личностью.

Эпиграфом к уроку я взяла римские поговорки:

1. Каждому человеку судьбу создают его нравы.

2. Смелым помогает судьба.

3. Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой.


- Называют варианты, среди них Юлия Цезарь.


Знакомство с эпиграфами (чтение с доски),

комментарии учащихся




Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД

1. Анализировать (выделять главное).

2. Сравнивать объекты по заданным критериям.

3. Выделять причины и следствия.

4. Делать выводы.

5. Находить достоверную информацию в разных источниках (текстах учебника, картах, схемах).

6. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).
Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Работать в парах.
Личностные УУД

1. Оценивать события с позиции гражданина и патриота России.

II. Актуализация знаний учащихся

-Вспомните, кто в I веке до н.э. боролся в Риме за власть?

- Как назывался их союз?

- В чем состояло его назначение?

- Почему триумвират называли «трехглавым чудовищем»?

- А как вы думаете, кто из этих временных союзников и соперников выйдет победителем?


- Гней Помпей, Марк Красс и Юлий Цезарь.

- Триумвират

- Ответы учащихся, используют домашний §55.

- Версии учащихся

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Почему из трех триумвираторов победит Гай Юлий Цезарь?

- Кем же был Юлий Цезарь – творцом? разрушителем?

- На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в ходе урока.




IV. Поиск решения проблемы. Планирование деятельности.

- Как мы сможем проверить правильность ваших версий?

Учащиеся высказывают свое мнение, свои версии

- Посмотрим в параграфе, познакомимся с документами, послушаем рассказ учителя.

V. Открытие нового знания

- Более 2000 лет отделяет нас от времени, когда жил Юлий Цезарь. Но время сохранило свидетельства людей, лично знавших Цезаря. До нас дошли его биографии, написанные древними историками Плутархом и Светонием.

- Я предлагаю познакомиться с документами и дать характеристику личным качествам триумвираторов.

- Укажите черты характера римских деятелей, которые могли способствовать или, напротив, помешать приходу к власти того или иного претендента. Для характеристики используйте таблицу:

- Учащиеся каждого ряда получают Рабочие листы с документами, работают в парах.

1 ряд – воспоминания о Гай Юлии Цезаре;

2 ряд – Гней Помпее;

3 ряд – Марке Лицинии Крассе.

Приложение 1.





Особенности личности

(на ваш взгляд)

Факты, на основе которых вы сделали свой вывод

Какие цели в жизни

ставил перед собой?

Черты характера и

личные качества.







- Обобщает ответы учащихся, отмечает изменение роли должности диктатора.

– Материал «Завоевание Галлии. Возвращение Цезаря в Рим» изучается на основе видеофрагмента Энциклопедия. Гай Юлий Цезарь.

http://www.youtube.com/watch?v=qcAi938MGdE

(5 минут)



- Задание: записать в ходе просмотра крылатые выражения.

- Итак, какие крылатые выражения вы отметили?





- Просмотр фильма

- Запись крылатых выражений:

«Перейти Рубикон»,

«Жребий брошен»,

«Пришел, увидел, победил»,

«И ты, дитя моё!» «И ты, Брут!»

VI. Применение нового знания

- Выполнение дифференцированного теста уровней А, Б, В.

Приложение 2.


- Выполнение теста

- Учащиеся работают индивидуально или в парах.

- Проверка по образцу





VII. Рефлексия

- На какой вопрос мы нашли ответ?

- Кем же был Юлий Цезарь – творцом? разрушителем? или…

- Какова роль Цезаря в истории Рима?

– Сделайте предположительные выводы о дальнейшем развитии Римского государства.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что вызвало затруднения?

- Спасибо за работу, выставление отметок наиболее активным учащимся.


- Высказываются аргументированные мнения


- Учащиеся оценивают свою работу на уроке


VIII. Домашнее задание

– Дома прочитайте § 56, выполните задание № 1 на стр. 98-99 или №2 стр. 99 из рабочей тетради


Записывают в дневник, на выбор задание из рабочей тетради

Раздаточный материал.

Приложение 1.

Рабочий лист № 1. Гай Юлий Цезарь

«Цезарь ... от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию ... однако первенствовать в красноречии отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия» (Плутарх, с. 438).

«Сулла ... намеревался даже уничтожить Цезаря и, когда ему говорили, что бессмысленно убивать такого мальчишку, ответил: “Вы ничего не понимаете, если не видите, что в этом мальчишке — много Мариев”» (Плутарх, с. 436).

«Тридцать восемь дней пробыл он у пиратов, ведя себя так, как если бы они были его телохранителями, а не он их пленником, и без малейшего страха забавлялся и шутил с ними. Он писал поэмы и речи, декламировал их пиратам и тех, кто не выражал своего восхищения, называл в лицо неучами и варварами, часто со смехом угрожая повесить их... Как только прибыли выкупные деньги из Милета и Цезарь, выплатив их, был освобожден, он тотчас снарядил корабли и вышел из милетской гавани против пиратов. Он ... захватил в плен большую часть их и ... приказал всех до единого распять, как он часто предсказывал им на острове, когда они считали его слова шуткой» (Плутарх, с. 437).

«В консульство ... Цезарь один управлял всем в государстве по своей воле. Некоторые остроумцы, подписываясь свидетелями на бумагах, даже помечали их в шутку не консульством Цезаря и Бибула, а консульством Юлия и Цезаря» (Светоний, с. 13).

«Рассказывают, что когда Цезарь перевалил через Альпы и проезжал мимо бедного городка с немногочисленным варварским населением, его приятели спросили со смехом: “Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати?” “Что касается меня, — ответил им Цезарь с полной серьезностью, — то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме”» (Плутарх, с. 445).

«О «Записках» Цезаря Цицерон так отзывается: «Записки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения» (Светоний, с. 26).

«За те неполные десять лет, в течение которых вел он войну в Галлии, он взял штурмом более восьмисот городов, покорил триста народностей, сражался с тремя миллионами людей, из которых один миллион уничтожил во время битв и столько же захватил в плен.

Он пользовался такой любовью и преданностью своих воинов, что даже те люди, которые в других войнах ничем не отличались, с непреодолимой отвагой шли на любую опасность ради славы Цезаря... Подобное мужество и любовь к славе Цезарь сам взрастил и воспитал в своих воинах прежде всего тем, что щедро раздавал почести и подарки... Вторым средством воспитания войска было то, что он сам добровольно бросался навстречу любой опасности и не отказывался переносить какие угодно трудности» (Плутарх, с. 449—450).

«Его умеренность и милосердие ... были удивительны. Между тем, как Помпей объявил своими врагами всех, кто не встанет на защиту республики, Цезарь провозгласил, что тех, кто воздержится и ни к кому не примкнет, он будет считать друзьями... И когда впоследствии против него готовилось или замышлялось что-нибудь опасное, он старался это пресекать, но не наказывать» (Светоний, с. 31—32).

«Помпей разбил лагерь в удобном месте, имея возможность снабжать в изобилии свои войска с моря и с суши, тогда как солдаты Цезаря ... из-за отсутствия самого необходимого стали есть какие-то коренья, кроша их на мелкие части и смешивая с молоком. Иногда они лепили из этой смеси хлебцы и, нападая на передовые караулы противника, бросали эти хлебцы, крича, что не прекратят осады Помпея до тех пор, пока земля будет рождать такие коренья. Помпей старался скрыть и эти хлебцы, и эти речи от своих солдат, ибо те начали падать духом, страшась бесчувственности врагов и считая их какими-то дикими зверями» (Плутарх, с. 469).

Рабочий лист № 2. Гней Помпей

«...Никто из римлян, кроме Помпея, не пользовался такой любовью народа — любовью, которая возникла бы столь рано, столь стремительно возрастала в счастье и оказалась бы столь надежною в несчастьях» (Плутарх, с. 278).

«Но что больше всего принесло славы Помпею, что ни одному римлянину еще не выпадало на долю, это то, что свой третий триумф он праздновал за победу над третьей частью света. До него и другие трижды справляли триумф, но Помпей получил первый триумф за победу над Африкой, второй — над Европой, а этот последний — над Азией, так что после трех его триумфов создавалось впечатление, будто он некоторым образом покорил весь обитаемый мир» (Плутарх, с. 320).

«Свое влияние в государстве, приобретенное благодаря собственным заслугам, он употреблял на пользу других людей и употреблял недостойным образом; так, способствуя усилению других, он наносил ущерб своему доброму имени и незаметно был сломлен собственной силой и величием» (Плутарх, с. 321).

«Помпей не только поселил в городах пиратов, которые, изменив свое ремесло, перешли к новому образу жизни, но и сделал своим союзником побежденного армянского царя Тиграна, — которого мог бы провести пленником в своей триумфальной процессии, — заявив, что вечность для него ценнее одного дня» (Плутарх, с. 357—358).

«Выступая как-то в Народном собрании, Помпей заметил, что всякую почетную должность ему давали скорее, чем он того ожидал, и он отказывался от этой должности раньше, чем ожидали другие. О справедливости этого замечания свидетельствует то, что он всегда распускал после похода свои войска» (Плутарх, с. 329).

«...Помпей проникался все большим высокомерием и, веря в свое могущество, дошел до такого пренебрежения к силам соперника, что высмеивал тех, кто страшился войны; тех же, кто говорил ему, что не видит войска, которое будет сражаться против Цезаря, если тот пойдет на Рим, Помпей с веселой улыбкой просил не беспокоиться. “Стоит мне только, — говорил он, — топнуть ногой в любом месте Италии, как тотчас же из-под земли появится и пешее и конное войско”» (Плутарх, с. 334).

«Помпей сражался с замечательным мужеством, пока не обратил в бегство всех врагов, перебив две тысячи воинов Цезаря. Однако он не смог — или побоялся — ворваться в лагерь Цезаря. Поэтому, обращаясь к друзьям, Цезарь сказал: “Сегодня победа осталась бы за противниками, если бы у них было кому побеждать”» (Плутарх, с. 340—341).



Рабочий лист 3. Марк Лициний Красс

«Римляне утверждают, что блеск его многочисленных добродетелей омрачается лишь одним пороком — жаждой наживы ... большую часть богатств он извлек из пламени пожаров и бедствий войны, использовав общественные несчастья как средство для получения огромнейших барышей... Таким-то образом большая часть Рима стала его собственностью» (Плутарх, с. 195—196).

«Будучи от природы одним из первых среди римлян ораторов, Красс старанием и трудом достиг того, что превзошел даровитейших мастеров красноречия. Не было, говорят, такого мелкого и ничтожного дела, за которое он взялся бы, не подготовясь. И не раз, когда Цезарь, Помпей или Цицерон не решались взять на себя защиту, Красс проводил ее успешно. Этим-то всего больше он и нравился народу, прослыв человеком, заботящимся о других и готовым помочь. Нравились также его обходительность и доступность, проявлявшиеся в том, как он здоровался с приветствовавшими его. Не было в Риме такого безвестного и незначительного человека, которого он при встрече, отвечая на приветствие, не назвал бы по имени» (Плутарх, с. 197).

«Отчаявшись сравняться с Помпеем на военном поприще, он погрузился в гражданские дела и ценою больших усилий, ведя судебные защиты, ссужая деньгами и поддерживая тех, кто домогался чего-либо у народа, приобрел влияние и славу, равную той, какую снискал себе Помпей многими великими походами» (Плутарх, с. 200—201).

«Постоянно меняя свои взгляды на дела управления, он не был ни надежным другом, ни непримиримым врагом, а легко отказывался ради личной выгоды как от расположения, так и от вражды, так что в короткое время много раз был то сторонником, то противником одних и тех же людей либо одних и тех же законов. Сила его заключалась и в умении угождать, но прежде всего — во внушаемом им страхе» (Плутарх, с. 201—202).

Приложение 2.

Уровень «А»

1. Союз трёх полководцев

1. Прочитайте (§55 пункт 5, стр. 271).

2. Подчеркните карандашом имена наиболее влиятельных лиц в Римской республике после восстания Спартака.

Охарактеризуйте одного из них.

3. Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках:

В 60 г. до н. э. опытный политик ______________, полководец, одержавший много побед, _______________ и самый богатый человек в Риме _______________ заключили тайный союз, получивший название «_________________________». Целью союза был захват _____________ в Римской республике.

(Помпей, Красс, триумвират, власти, Цезарь)
2. Возвышение Цезаря и гибель Красса


  1. Прочитайте (§56 документ «Записка о Галльской войне», стр. 273).

  2. Какое значение для захвата власти Цезарем имела война в Заальпийской Галлии, продолжавшаяся 8 лет?

Найдите и подчеркните ответ карандашом.

Каково ваше отношение к войне? __________________________________________.

Продолжите: война – это разорение, …. ______________________________________ .

Продолжите: мир строит, а война ___________________________________________.


3. Мартовские иды

1. Прочитайте (§56 пункт 3, стр.274).

2. Соотнесите с картиной. Расскажите о том, что произошло, и какую сцену изобразил художник?


  1. Что означает выражение «И ты, Брут!»?

4. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится:

1. Название захваченной римлянами территории вне Италии «ЦИНОРПИВЯ» _______.

2. Правители Рима, избираемые народом на 1 год «УКОНЫЛС» ______________.

3. Торжественный въезд в город полководца-победителя «УМТРИФ» ____________ .

4. Списки людей, приговорённых к казни «СЦПРОИИКРИП» ___________________ .

5. Старый солдат, завершивший службу «ЕРАВЕТН» _______________.

6. Прощение «АЯМНТИСИ» _______________.


Уровень «Б»

1. Найдите соответствие цифр и букв:



1.

60 г. до н. э.

А

Цезарь перешёл реку Рубикон и начал гражданскую войну.

2.

15 марта 44 г. до н. э.

Б

Сторонники республики убили Цезаря.

3.

10 января 49 г. до н. э

В

Помпей, Красс и Цезарь создали первый триумвират.




1.




2.




3.




2. Найдите соответствие цифр и букв:

1.

Гражданская война

А

Воин, отслуживший срок службы и имевший право на вознаграждение от государства или от полководца.

2.

Триумвират

Б

Война между гражданами одного государства.

3.

Ветеран

В

Союз трёх полководцев




1.




2.




3.




  1. Логическая цепочка. Установите последовательность событий (проставьте справа верную нумерацию).



1. Поход в Испанию




Битва римлян с галлами


2. Завоевание Галлии




3. Создание триумвирата




  1. Поход на Рим




  1. Разгром армии Помпея




6. Заговор сенаторов против Цезаря






  1. Укажите лишнее. Объясните, почему? Расскажите об одном из них.




Красс


Архимед


Цезарь


Помпей


Уровень «В»

    1. Придумайте рассказ от имени одного из заговорщиков о причинах убийства Цезаря.

    2. Сравните два мнения о власти Цезаря над Римом. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

«Цезарь - злоумышленник против республики, враг всех честных граждан, ненавистник сената, падший гражданин», - Цицерон (древнеримский политик и философ, оратор).




«Государство могло быть исцелено только единовластием… Управление Римом находилось в полном расстройстве. Римляне, желавшие стать консулами, бесстыдно покупали чернь...», - Плутарх (древнегреческий писатель и историк).




3. Составьте на основе полученных знаний синквейн (пятистрочие):

первая строка – существительное __________________________________________

вторая – два прилагательных ______________________________________________

третья – три глагола _____________________________________________________

четвертая – смысловая фраза ______________________________________________



пятая – смысловое существительное ________________________________________




Человек на досуге думает себе о том и о сем, но все-таки чаще о том. Славомир Мрожек
ещё >>