Учебник для 9-го класса. М.: «Баласс», 2008.; Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века. 10 класс. М.: «Просвещение», 2005 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник: Лебедев Ю. Р. Литература Х1Хв. 10 класс в двух частях. 1 139.83kb.
Литература Лебедев Ю. В. Русская литература. 10 класс. М.: Просвещение... 3 404.42kb.
Учебник по литературе для 6-го класса. Год после детства Бунеев Р. 1 68.62kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Учебник для 10 класса, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов. (М. «Просвещение»... 6 685.54kb.
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" 1 136.59kb.
Творчество Л. Н. Толстого 1 11.53kb.
Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М. Просвещение 1 257.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Учебник для 2 класса/ М. И. Морро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др. 15 1910.1kb.
Литература 10 класс «Русская литература 19 века (повторение) 1 124.64kb.
Гулльский инцидент 1 161.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебник для 9-го класса. М.: «Баласс», 2008.; Лебедев Ю. В. Русская литература XIX - страница №1/1

МОУ СОШ №37

Улыбышева Ирина Юрьевна

Литература

9 класс

Программно-методическое обеспечение:

Образовательная система «Школа 2100»: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса.–М.: «Баласс», 2008.;

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. – М.: «Просвещение», 2005.
Тема урока: «Портрет поколения» (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цели урока:

образовательные:

- продолжать формирование у учащихся умений и навыков анализа художественного текста, общих учебных умений, обеспечивающих успешность учебной работы: умение выделять проблему из ряда явлений, приходить к умозаключению на основании фактов, обобщать частное и конкретное;

- проконтролировать степень определения учащимися авторского отношения к главному герою и понимания причин трагедии Печорина.

развивающие:

- продолжать развитие и закрепление у учащихся навыков формулирования выводов, умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления;

- обеспечивать развитие монологической речи учащихся;

- создавать условия для развития у учащихся самостоятельности мышления в учебной деятельности и проявления её в нестандартной ситуации.



воспитательные:

- создавать у учащихся представление о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;

- формировать понятие об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;

- осуществлять сотрудничество с учащимися в процессе всего урока для достижения совместного результата;

- предоставлять ученику пространство для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека.

Оборудование:

- портрет М.Ю. Лермонтова, автопортрет поэта;

- на доске, разделённой ломаной линией, - запись, определяющая противоречивость характера Печорина: жажда деятельности – погоня за удовольствиями и рискованными приключениями, растрата сил на мелкие страсти и пустые дела и т.д. (см. Приложение);

- на обратной стороне доски – рисунок, на котором изображена полуоткрытая дверь, под рисунком – фотографии учеников 9 класса;

- аудиозапись романса на стихи М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анны Герман;

- раздаточный материал (таблицы, высказывания о романе).



Ход урока:

  1. Организационный момент


Учитель: У каждого поколения свои особые черты и своя судьба. Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века. Нам поможет в этом прекрасный литературный материал – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», роман «о времени и о себе». Филолог, писатель, публицист Михаил Веллер, наш современник, давая оценку художественному мастерству автора романа «Герой нашего времени», пишет: «Ты проникаешься изяществом и блеском неповторимого лермонтовского стиха, и сам становишься хоть на миллиметр менее косноязычным». d:\фото для давыдовой-2\урок по восп.потнциалу и род.собрание\p1000763.jpg

На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на вопрос: кто же Печорин - виновник или жертва трагедии собственной жизни? Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.




  1. Актуализация знаний учащихся.

Предваряющая беседа

Учитель: С позиций какого литературного направления мы будем анализировать роман?

Учащиеся: Роман М.Ю.Лермонтова – реалистическое произведение.

Учитель: Вспомните, каковы основные черты реализма?

Учащиеся: - Поиск и художественный анализ закономерностей, которые действуют в жизни.

- Обличение и исследование социальных противоречий.

- Типичные характеры в типичных обстоятельствах.

- Особая роль художественной детали.

- Приемы психологического исследования внутреннего мира человека.

- Воспитывающее влияние окружающей среды.

- Особое сочувствие к униженным и обездоленным.

Учитель: Что вам известно о 30-х годах XIX века? Почему их называют «эпохой безвременья»? Как это время характеризуют строки из «Монолога», написанного 15-летним Лермонтовым?

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Учащиеся: В «Монологе» литературный герой высказывает недовольство собственной судьбой и судьбой поколения. В «Думе», написанной в 1838 году, высказаны горькие упреки обвинения в адрес самого поколения, томящегося в бездействии.

(Чтение стихотворения «Дума» учителем.)

Учитель: Литературный критик С.П. Шевырев назвал стихотворение «ужасной эпитафией всему молодому поколению». В.Г. Белинский подчеркивал, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!» В 1839 году М.Ю.Лермонтов начнёт работу над главным произведением своей жизни – романом «Герой нашего времени», в котором трагедия героя отражала трагическое состояние русского общества. Роман, по мнению В.Г.Белинского, решал важную проблему времени: почему люди умные, энергичные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».


  1. Аналитическая беседа по роману «Герой нашего времени»

Учитель: В каких условиях создавался роман «Герой нашего времени»?

Учащиеся: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска.

«Звезда пленительного счастья», светившая Пушкину, в эпоху Лермонтова исчезла с русского горизонта.



Учитель: Такую ситуацию современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе в романе «Исповедь сына века» представил в символической художественной картине: «Позади – прошлое, уничтоженное навсегда, но еще трепетавшее на своих развалинах… Впереди – сияние необъятного горизонта… А между этими двумя мирами – бурное море, полное обломков кораблекрушения, где изредка белеет далекий парус».

(Чтение стихотворения «Парус» учащимися.)

Учащиеся: - В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов сказал: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

- Так думал не только Лермонтов, но и целое поколение людей 1830-х годов, к которому он принадлежал. Энергии политического действия, воодушевлявшей поколение декабристов, они противопоставили энергию самопознания. Каждый человек – дитя своего времени, своего народа.



Учитель: Отличительным признаком эпохи Лермонтова является бесстрастный самоанализ и доходящее до самых глубинных противоречий человеческой природы самопознание. В.Г.Белинский считает: «Душа человека лермонтовского поколения, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет. Она проникается своей собственной жизнью, лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка».


  1. Общая характеристика романа

Учитель: На первом плане у Лермонтова находится не созерцание внешнего мира, а самоанализ замкнутого в самом себе, обдумывающего каждый свой шаг и поступок героя. История открывается не только в горизонтах исторических событий – она проявляется везде, сказывается и в том, как думает и чувствует «герой своего времени». История оживает в том, как человек любит, как ненавидит, как дружит или ссорится, как видит мир.

Не случайно Белинский, читая Лермонтова, воскликнул: «Ведь у каждой эпохи свой характер!»

Как вы понимаете смысл заглавия романа? Откуда эта авторская ирония?

Найдите в предисловии авторский ответ на вопрос о герое своего романа.



Учащиеся: - В «Предисловии» Лермонтов указал на типичность этого героя, портрет которого составлен «из пороков всего … поколения в полном их развитии».

- «Вы скажете, что нравственность от этого выигрывает? – спрашивает Лермонтов и отвечает. – Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок; нужны горькие лекарства, едкие истины … Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!» Хотя здесь Лермонтов немного лукавит: он как раз и лечит порок с помощью «горьких истин».



Учитель: Поговорим о композиции романа. Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман? Ведь фабула должна была продиктовать автору совсем другое расположение частей. Каким, на ваш взгляд, было бы композиционное решение произведения, если бы в основу был положен хронологический принцип?

Учащиеся: - «Тамань» - высланный из Петербурга Печорин едет на Кавказ, останавливается в небольшом городке и сталкивается с контрабандистами.

- «Княжна Мери» - после участия в сражении, где он познакомился с Грушницким, Печорин отдыхает на водах.

- «Бэла» - за дуэль с Грушницким Печорин сослан в отдаленную кавказскую крепость под начало Максима Максимыча.

- «Фаталист» - Печорин по делам службы отлучается на 2 недели и живет в казачьей станице.

- «Максим Максимыч» - спустя 5 лет Печорин проездом из Петербурга в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем и повествователем.

- «Предисловие» к «Журналу Печорина» играет роль последней части, где сообщается о смерти героя на обратном пути из Персии.



Учитель: Как вы думаете, для чего Лермонтов отступил от последовательного жизнеописания героя?

Учащиеся: Свободное обращение со временем дает Лермонтову возможность обрисовать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю.


  1. Анализ частей романа

«Бэла»

Учитель: Что вам нравится в Печорине, когда вы читаете «Бэлу»? Где вы ему сочувствуете, а когда решительно осуждаете?

Что мы узнали из повести «Бэла» об отношении Печорина к жизни и людям и о его характере?



Учащиеся: - В повести «Бэла» Печорин воспринимается глазами Максим Максимыча, человека из народа, с цельным и глубоко русским складом ума и характера. И здесь крупно и выпукло высвечиваются самые коренные противоречия в характере главного героя. Но понять, проанализировать их истоки, проникнуть в тонкую психологическую подоплеку простодушный штабс-капитан не может.

- В повести «Бэла» Печорин полностью сливается с ролью, которую добровольно на себя принял. И даже чуткий ко всякой фальши Максим Максимыч удивляется поначалу его искренности. Но вслед за кратким увлечением у Печорина наступает отрезвление и строгий самоанализ, охлаждающий вспыхнувшее на мгновение чувство. «Прорыв» души оказался иллюзорным, и герой вновь обратился к своему «я».



«Максим Максимыч»

Учитель: В повести «Максим Максимыч» происходит смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором-рассказчиком, человеком печоринского склада, обладающим гораздо большей проницательностью. Его глазами дается психологический портрет главного героя.

Изменился ли герой после отъезда из крепости? Есть ли у Печорина какое-нибудь внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?



Учащиеся: - Мы видим, как возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски – здесь он не хочет рассказывать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в своем журнале все случившееся с ним – теперь он даже не интересуется судьбой бумаг, позволяя делать с ними, что угодно.

- На изменение характера намекают и некоторые детали портрета героя: появившаяся «нервическая слабость», равнодушно-спокойный взгляд.



Учитель: Затем следуют одна за другой 3 повести, в которых слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность нам, читателям, заглянуть в его душу изнутри.

«Тамань»

Учитель: В романе изображается уже сложившийся характер Печорина. Поэтому для его раскрытия потребуются яркие, кульминационные мгновения жизненного пути, когда максимально раскрываются не только очевидные, но и скрытые, потенциальные возможности характера.

В повести «Тамань» Печорин втягивается в новую, небезопасную для него игру. И снова повторяется та же закономерность. Сначала герой сознательно включается в предложенную ему жизнью игру. Затем приходит счастливое мгновенье, когда жизнь этих людей втягивает его. А потом вновь вступают в свои права ирония и самоанализ – и все рушится.

Как раскрывается характер Печорина в приключенческой повести «Тамань»?

Учащиеся: - Герой выступает в качестве наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но Печорин все время выходит из этой роли и становится активным участником событий.

- Стремление вмешаться в события - свидетельство активности героя, неумения его довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни, хотя на словах он ограничивает себя этими рамками.



Учитель: О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»? Какие качества характера проявляются в отношении к Янко и девушке-контрабандистке? Почему, имея такие возможности, Печорин не кажется счастливым?

Учащиеся: - Ни одно из действий Печорина не имеет глубокой большой цели. Он активен, но эта активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, а находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости.

- Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив.

- Скрытая печаль и глухая боль слышатся в кажущихся циничными последних словах героя: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!»

«Княжна Мери»

Учитель: В повести «Княжна Мери» в Печорине все время ощущается какая-то темная, ускользающая от понимания глубина. Конечно, многое в герое открывается в процессе самопознания. Но при этом Печорин остается не разгаданным до конца не только Максимом Максимычем, но и самим собой.

Существенная часть душевного мира Печорина все время «убегает» от его самопознания: разум не вполне справляется с чувствами, и тем острее его столкновение с тайной, царящей в человеческой душе.



(Чтение учащимися по ролям сцены последнего объяснения

Печорина с княжной Мери.)

Учитель: Интеллект Печорина перенасыщен энергией разрушительного разума. Его интеллектуальные игры с людьми приносят им лишь несчастья. Страдает Вера, оскорблена в лучших чувствах княжна Мери, убит на дуэли Грушницкий.

Согласны ли вы с утверждением Белинского, что все характеры в повести – «или очерки, или силуэты, и только один – портрет»? Какие новые краски появляются в характере главного героя?



Учащиеся: «Княжна Мери» представляет собой дневник из 16 датированных записей, укладывающихся в небольшой срок – чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня. Именно в дневнике больше всего раскрывается «история души человеческой». Перед нами новый Печорин - искренний, цитирующий Пушкина, восторженно пишущий о Пятигорске. Но нас не покидает ощущение, что Печорин словно постоянно контролирует себя, оглядывается, не заметил ли кто-нибудь, как в нём ненадолго появилось что-то глубинное, настоящее.

Учитель: Докажите, что в своем дневнике он одновременно и искренен, и беспощаден к самому себе, не ищет себе оправдания и в то же время любит прежде всего себя самого, получает удовольствие, мучая других. Объясняет ли он мотивы своих поступков?

(Учащиеся читают фрагменты из дневника Печорина.)

Учитель: Кто виноват в трагедии духовной потерянности Печорина? Как на этот вопрос отвечает сам герой?

Учащиеся: - Причина скрывается не в судьбе героя, а в качестве печоринского ума, беспощадного не только к окружающим. Такой разум разрушительно действует и на самого героя, лишая его душевной цельности, раскалывая его внутреннее «я».

- Самопознание Печорина выпускает чувство на свободу, потом дает ему оценку, овладевает им и приходит к неутешительному выводу. Внутренняя раздвоенность Печорина гасит волю, опустошает душу, превращает жизнь героя в бесконечную игру, не приносящую удовлетворения и успокоения.



(Учащиеся вновь обращаются к дневнику Печорина.)

«Фаталист»

Учитель: Итак, портрет «героя нашего времени» составлен, и кажется, что в короткой повести «Фаталист» ничего нового о герое уже не сказано. Вроде бы мы уже поняли Печорина, начали ему сочувствовать, разобрались в главной его трагедии: ни деятельности, ни любви, ни друзей.

Но зачем-то нужен еще один эпизод из жизни Печорина.

Как бы вы определили главную тему этой повести?

Учащиеся: Тема судьбы. Эта повесть не просто о душевных переживаниях героя, она рассказывает о его философии, тем самым продолжая рассказ о его характере.

Учитель: Как вы думаете, о ком или о чем думал Печорин, бросаясь в хату? Что движет нашим героем: боязнь, что пьяный казак «много наших перебьет» или желание «испытать судьбу»? Какой ответ дает нам Лермонтов: подчиниться судьбе или пытаться бороться? Какой путь выбрал Печорин?

Учащиеся: - В повести «Фаталист» пытается обрести смысл жизни поверье, будто бы судьба любого человека фаталистически предопределена Богом. Это учение открывало соблазн для одаренной личности причислить себя к исключительным натурам, избранным Богом, свободным от любых нравственных ограничений.

- А с другой стороны, оно давало повод обвинить Творца в жестокости, в нелюбви к человеку. В повести это учение подвергается сомнению: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок. Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»



Учитель: Предопределение ли спасло жизнь Печорину в его собственном эксперименте? Вспомним, что Печорин очень тщательно обдумал план своих действий.

Учащиеся: Финал романа звучит открыто и неразрешённо. Пройдя сквозь искус фатализма, Печорин говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не лишает решительности характера – напротив; что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда я знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»

Учитель: Примечательно, что в финале романа Печорин решает проверить правоту своих мыслей мнением Максима Максимыча. Случайно ли словами Максима Максимыча открывается и завершается роман? Что дает возможность Лермонтову отделить себя от Печорина и посмотреть на него со стороны? Какие животворные силы русской жизни остались чужды Печорину, по Лермонтову - очень близки?

Учащиеся: - Воплощением истинно русской натуры является в романе Максим Максимыч. «Это тип чисто русский», - пишет о нем Белинский.

- Своей сердечной, братской любовью к ближнему Максим Максимыч оттеняет изломанность и болезненную раздвоенность характера Печорина.



Учитель: Его черты нашли свое дальнейшее углубление в Платоне Каратаеве у Л.Н.Толстого, у Ф.М.Достоевского – в смиренных образах из «Идиота», в «Братьях Карамазовых». Русский интеллектуальный герой второй половины XIX века откроет в этих смиренных людях религиозную глубину и ресурсы для своего обновления. Лермонтовский Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо.

Мы расстаемся с Печориным в «Фаталисте» в тот момент, когда он победил смерть, но еще до «Тамани» мы узнали, что Печорин умер «на дороге», как и предсказывал. Лермонтов как бы говорит своей новеллой: никто не знает наверняка, существует предопределение или нет, поскольку всегда есть место для случайности, но даже если предопределение и существует, то и в таком случае человеку остается одно – действовать, проявляя свою волю – решимость.



Учитель: Печорин, в «тайны души» которого мы, читатели, проникли достаточно глубоко, вызывает безусловное восхищение своим героическим поступком и добрые чувства к себе, так как проявляет способность к состраданию.

Эти высокие добрые, чувства как бы снимают осуждение за все предыдущее зло. Через композицию романа автор раскрывает свое отношение к герою - желание снять с него ответственность за низкие поступки и оправдать его, несмотря на то что он стал нравственным калекой, на то, что «это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии», а может быть, именно поэтому - оправдать поколением, эпохой, средой и судьбой.

Печорин, человек с романтическим складом ума и характера, проходит по тем мирам русской жизни, которые давно были освоены писателями - романтиками.

В каждой главе Печорин оказывается внутри определенного уклада культуры и становится от него зависимым.

В восточной повести «Бэла» он ведет себя как горец, в разбойничьей повести «Тамань» – как контрабандист, в светской повести «Княжна Мери» - он дуэлянт, в философской повести «Фаталист» Печорин - философ.

Но во всех этих мирах Печорин остается без приюта и без пристанища.

Человек романтического образа мысли оказывается пленником своего «я», своих эгоистических страстей и желаний. Вся жизнь героя превращается в мучительную пытку. Стремясь вырваться из плена своего эгоизма и зачерпнуть хоть каплю другой жизни, Печорин всякий раз терпит катастрофу и остается наедине с самим собой.


  1. Подведение итогов урока

Учитель: В.Г.Белинский называл «Героя нашего времени» «грустной думой о нашем времени». Разверните это высказывание.

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Почему Печорина называют «лишним человеком»?



Учащиеся: - «Герой нашего времени» - это история одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.

- Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.



Учитель: В качестве домашнего задания я предлагала вам, ребята, написать эссе на тему «Герой моего времени». Сейчас я зачитаю фрагменты нескольких работ.

(Чтение эссе «Герой моего времени» учителем.)

«Героем нашего времени» являются такие честные люди, как водитель такси, обнаруживший мешок с 3 млн. рублей и вернувший эти деньги государству».



(Юрасова Л.)

«Неправильно говорить о целом поколении: плохое или хорошее. Поколение состоит из живых людей, и все они разные. Про наше поколение говорят, что оно «потерянное». Я с этим никогда не соглашусь...

…При пожаре в клубе «Хромая лошадь» юноша Иван Максимов ценой своей жизни спас девятерых человек. Девятнадцатилетний матрос Алдар Цыденжанов умер от ожогов при тушении пожара на миноносце. Спас 300 человек экипажа. Был награжден посмертно «Звездой героя».

(Никитин И.)

«Если Лермонтов печально глядит на своё поколение, то как бы он глядел на наше? Со слезами?

По моему мнению, наше поколение деградирует. Мы постепенно превращаемся в простые биологические оболочки, не желая внутренне развивать себя…

Надо сохранить в себе внутренний свет. И, если ты можешь что-то передать людям, чему-то научить их, сделать их жизнь хотя бы немного лучше, можно считать, что ты живёшь на свете не зря».



(Вороткова А.)

«Я думаю, что герои XXI века – это люди, сильные духом, приносящие пользу человечеству, любящие человечество.

Это спасатели, которые, подвергая свою собственную жизнь опасности, спасают человека. Это врачи, сутками дежурящие возле постели безнадежного больного. Это люди, которые не оставят в беде того, кто в этом нуждается».

(Кострикина Т.)

«Мы стали забывать о героях прошлых лет. Мы не заботимся о природе. Мы духовно опустошаем себя. Мы не хотим идти вперёд, развиваться, совершенствоваться. Но мне кажется, что не всё так мрачно. Мы свободные люди. У нас есть много возможностей реализовать себя. Нам просто надо задуматься: а чего мы хотим в этой жизни и что мы можем сделать для своей Родины?»



(Шокорова Т.)

«Герой моего времени – это интересная личность, самостоятельно мыслящая и независимая. Это человек, который много работает над собой и добивается всего сам.

Он не стремится никому подражать и обладает яркой индивидуальностью. Он плывёт против течения и не боится быть не таким, как все».

(Козлова А.)

«Быть порядочным и добрым человеком – это тоже геройство в мире эгоизма и равнодушия, несправедливости и фальши. И сейчас таких людей немало.

Они не ведутся на ложные ценности и сохраняют в себе истинную культуру человеческих взаимоотношений».

(Колмакова Д.)

«Если бы я была художником и задумала написать портрет своего поколения, я бы нарисовала приоткрытую дверь, из которой бы шел свет.

Этот свет нужен нам, потому что мы часто ищем наугад то, что принесет нам счастье. А мир, в котором мы живем, суров и жесток, агрессивен и безжалостен!

Свет на моей картине – это те мои сверстники, которые освещают этот мир. К счастью, таких много. Разве вам не приходилось в сложной жизненной ситуации увидеть в глазах незнакомого человека этот свет, согревающий и обещающий помочь?

Я верю, что моё поколение обязательно найдет эту дверь и, однажды встретившись со светом, ни за что не захочет жить во тьме».

(Прошина А.)

(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»: проблема жизненного выбора; лирический герой – в открытом, распахнутом мире, перед ним – устремленная вдаль дорога, над ним – открытое небо; примирение Лермонтова с собой, судьбой, творцом.)

Учитель снимает с доски листы ватмана с нарисованной на них полуоткрытой дверью, и учащиеся видят свои фотографии.

Учитель: Сегодня мы вместе попытались написать портрет поколения М.Ю.Лермонтова. А вот каким будет портрет вашего поколения, зависит только от вас – ваших мыслей и, самое главное, ваших поступков.


  1. Домашнее задание

Заполнение таблицы «Черты характера Печорина», групповое задание: «Я защищаю Печорина…», «Я обвиняю Печорина…» (5 аргументов в защиту Печорина, 5 аргументов в обвинение Печорина).

Приложение

Запись на доске:

Жажда деятельности – погоня за удовольствиями и рискованными приключениями, растрата сил на мелкие страсти и пустые дела; глубокий аналитический ум, способность к самоанализу – признание себя единственным судьёй над собой; знание людей – предельный индивидуализм и эгоизм, равнодушие и бездушие; сильная воля, смелость, отвага – безрассудность, игра с опасностью; неприятие действительности – отсутствие жизненной цели; любовь к природе, понимание прекрасного – подавление искренних чувств;

Карточка-информатор

Предисловие к роману

Предисловие ко всему роману было написано Лермонтовым ко второму изданию в 1841 году. Это был отклик писателя на критику. Лермонтова задела статья С.П. Шевырева, в которой критик назвал главного героя человеком безнравственным и порочным, не имеющим корней в русской жизни. Кроме того, до Лермонтова дошли сведения, что роман возмутил самого государя. Николай I будто бы назвал его «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора».



Карточка-информатор

О романе «Герой нашего времени»

В.Г. Белинский: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем».



В.Г. Белинский: «…В произведениях Лермонтова виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении, но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства. Нигде нет пушкинского разгула по миру жизни; но везде вопросы, которые мучат душу, леденят сердце…»




Если оно зеленое или дергается — это биология. Если воняет — это химия. Если не работает — это физика. «Краткий определитель наук»
ещё >>