Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М. Просвещение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Столетняя война» 1 94.41kb.
Учебник для 10 класса, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов. (М. «Просвещение»... 6 685.54kb.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. 1 82.38kb.
Учебник для 9-го класса. М.: «Баласс», 2008.; Лебедев Ю. В. 1 190.41kb.
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /А. Н сахаров... 1 193.54kb.
Урок 27. Внешняя политика Александра II базовый учебник 1 152.28kb.
Урок 35. Внешняя политика Александра III базовый учебник 1 100.3kb.
Учитель Канина Ольга Николаевна умк е. А. Критская, Г. П. Сергеева Г. 5 432.16kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М. 4 865.87kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Учебник для V класса школ с углубленным изучением английского языка... 1 101.82kb.
Примерный порядок 1 63.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М. Просвещение - страница №1/1

Примерное тематическое планирование по истории.

10 класс.

Базовый уровень. (68 часов, 2 часа в неделю)

Учебники:

- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных учреждений. М. Просвещение (материал из других учебников используется для изучения блока по Всеобщей истории).

- Блок по истории России изучается по учебнику И.Л.Андреев, И.Н. Данилевский, В.В. Кириллов. История России с древнейших времен до конца 19 века. Учебник для ОУ 10 класс. М.Мнемозина.
Методические материалы

1. В.М.Антонов. Системный подход в преподавании истории. Уфа.2002 г.(Дано тематическое планирование по учебникам: В.М.Хачатурян. История мировых цивилизаций; История России с древнейших времен до конца 19 века под ред. Н.И. Павленко., в 2-х частях. Планирование дается из расчета 3-х часов в неделю. В работе также приводятся методические рекомендации по изучению ряда вопросов всеобщей и отечественной истории в 10 классе. Частично эти рекомендации вошли в статью В.М.Антонова «Интегрирование материала по отечественной и всеобщей истории в старших классах» Преподавание истории и обществознания в старших классах. 2003,.№ 1).

2. В.М.Антонов. Дидактические материалы по истории России. Часть1.Уфа.2002.

3. В.В.Кириллов, М.Н. Чернова. История России 1800-2002гг.поурочные методические разработки и сценарии уроков (Серия «Книга для учителя». Ростов - на - Дону. Оренбург.2002.

4. Л.Н.Алексашкина. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной школе. ПИиОШ . 2011, № 5.

5. Примерная программа по истории для общеобразовательных учебных заведений. 10-11 классы (Базовый уровень) ПИиОШ . 2011, №№ 2-3.

6. Примерная программа по истории для общеобразовательных учебных заведений. 10-11 классы (Профильный уровень) ПИиОШ . 2011, №№ 4-5.

7. Примерное тематическое планирование.История.10-11 классы. Профильный уровень. ПИиОШ. 2011, №№ 7.

8. О.Ю.Стрелова, Е.Е. Вяземский. Год российской истории и историческое образование. ПИиОШ. 2012, №№ 2-3.

9. В.М.Хачатурян. История мировых цивиизаций.10-11 классы. Методическое пособие к учебнику. М., Дрофа. 2001.


Список статей

в журнале «Преподавание истории и обществознания, которые могут оказать существенную помощь при подготовке к конкретным урокам по блоку «История России» в 10-м классе.

  1. А.П. Богданов. «Кто построил Русское государство». 2011, №9-10.

  2. Е.С. Галкина, Ю.В. Калинина. « О современном состоянии норманнской проблемы». 2008, №7.

  3. Н.А. Абдулаева. « Окончание смутного времени». 2008, №7.

  4. Л.Г. Купустина. Урок по теме «Павел: тиран или неудавшийся реформатор». 2011, №9.

  5. В.О. Мушинский. «Фельдмаршал Кутузов глазами писателя и историка» . 2008, №36-7.

  6. Г.В. Семшова. «Материалы к уроку, посвященные 200-летию победы в Отечественной войне 1812г.». 2012, №2.

  7. В.И. Егорова, В.Г. Ярошенко. «Урок – практикум по теме «Восстания декабристов». 2009, №1.

  8. Е.Н.Титова, Л.М. Андриянкина. «Движение и восстание декабристов: урок – игра «Дебаты», 2009, №3.

  9. В.И.Егорова. «Материалы к изучению темы «Крестьянская реформа 1861 года». 2001, №10.

10.Л.М. Привалова. «Внешняя политика России в последней трети 19 века». 2007, №1.

11.Л.М.Ляшенко. «О некоторых проблемах истории России в связи с эпохой Александра 2. 2004, № 2.

12.А.Г.Карелин. «Сергей Юльевич Витте: государственный деятель переходной эпохи». 2009, №4-5.

13. Н.П. Овчинникова. «Иван грозный глазами современников и потомков. Разработка урока». 2005, № 6.

14. Н.П. Овчинникова. «Урок по теме «Западники и славянофилы о судьбе России». 206, № 8

Список статей по блоку «Всеобщая история»


  1. М.Ю.Брандт, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Интегрированный курс «Россия и мир» в 10 классе». Методические рекомендации к отдельным урокам. 2006, №№3-5.

  2. Г.А. Лёмкина. «Деятели революций 17-19 вв: политические портреты». 2007, №8.


Примерное тематическое планирование по истории.

10 класс. Базовый уровень.

68 часов, 2 часа в неделю.


№№ урока

Тема

Тип урока

План урока

Изучаемый материал




Введение (2 часа).

1

История и исторический процесс

Урок – лекция с беседой и составлением схем и таблиц

1.Чтот такое история?

2.Пространство и время истории.

3.Проблеммы периодизации.

4.Отечественная история в контексте всемирной истории



1Можно исключить материал «Единая ли всемирная история», акцент сделать на многообразие.

2

История и познание истории

Лабораторное занятие (ЛПЗ) на основе работы учащихся с текстом учебника

1.Социальное познание и историческая наука.

2.Историческое событие и исторический факт



2.Материал о формационном, цивилизационном подходах к истории в школе можно и желательно рассмотреть в классах социально-гуманитарного и социально-экономического профилей, добавив дополнительный час.

Первобытность. История древнего мира (7 часов).

3

Первобытный мир и зарождение цивилизации

Урок -лекция

1.Теории происхождения человека.

2.Периодизация древнейшей истории.

3.Первобытность.

4.Неолетичекя революция.

5.Переход от первобытности к цивилизации.


3 до пункта «Архаические цивилизации Древнего Востока».

4

Древний Восток

ЛПЗ: работа с картой, текстом учебника, фрагментами документов

1.Цивилизация Древнего Востока: историческая картина, периодизация

2.Общинное и государственное хозяйство.

3.Власть. Форма государств.

4.Социальные группы и сословия в древнейших обществах.



3 до конца.

5-7

Античные цивилизации средиземноморья

Лекция с работой с картой и составлением таблицы (см. В.М.Антонов. системный подход в преподавании истории).

ЛПЗ на основе работы с картами, документами, текстом учебника.



1.Карта античного мира. Периодизация античной истории.

2.Общие черты и особенности древнегреческой и древнеримской цивилизации.

3.Древнегреческие города – государства (политический строй, аристократия и демос). Античная демократия.

4.Афины и Спарта.

5.Внешняя политика греческих городов – государств: колонизация, войны.

6.Держава Александра Македонского.

7.Римская республика: власть. законы, статус личности.

8.Войны Рима. Рабство.

9.От Республики к империи.

Римская империя: территория, управление.

10. Возникновение христианства и его распространение.

11.Римский мир и варвары. Падение Западной римской империи.



4-5.

8

Духовный мир древних цивилизаций

«Венок мудрости».

Урок –конференция с сообщениями о жизни и открытиях выдающихся ученых и философов.



1.Картина мира древних людей.

2.Возникновение и распространение религиозных и этических учений (буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство).

3.Формирование научного мышления в древности.


7.

9

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций

Урок – семинар на основе работы с материалом учебника и сообщениями учащихся о достижениях культуры древних цивилизаций




8.

Раздел 2. История средних веков ( 6 часов).

10-12

Средневековая цивилизация Европы

1 урок - лекция с элементами беседы. Составление схем, таблиц (1-4 вопросы).

2-3 уроки - ЛПЗ на основе работы с документами. Текстом учебника, иллюстрациями, выполнение заданий к 9-10



1.Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.

2.Раннее Средневековье: держава франков, становление средневекового общества в Западной Европе.

3.Европейское средневековое общество: сеньориальный строй.

4.Феодализм: понятие, основные черты.

5.Города средневековья; городские республики.

6.Структура и сословная иерархия средневекового общества. социальные движения.

7.Средневековое государство. Оформление сословного представительства. Власть светская и церковная.

8.Место религии и церкви в жизни средневекового общества.

9.Европейское общество в 14-15вв.


9-10.

13

Византийская империя: власть, управление, культура

Урок – практикум по работе с картой и текстом учебника (возможно составление кластера).




11.

14

Халифат и Восток в средние века

Урок –конференция с сообщениями учащихся.

1.Арабы: возникновение и распространение ислама, образование Халифата, мир арабской культуры.

2. Арабы и христианская Европа.

3.Османская экспансия. Падение Константинополя.

4.Европейское средневековое искусство.



11.

15

Культурное наследие европейского средневековья

Урок-конференция с сообщениями учащихся.

1.Картина мира средневекового европейца.

2.Вера и знание.

3.Школы и университеты.

4.Европейское средневековое искусство.



Глава 12 в учебнике: Л.Н.Алексашкина, В.А. Головин. Всеобщая история.10 класс М.Мнемозина 2008г. и последующие издания.

Раздел 3. Древняя и Средневековая Русь.

16

Введение

Урок-лекция с элементами беседы, составлением и обсуждением схем. Можно на основе схем и пособия В.М.

Антонова, сделать динамичную презентацию (схемы должны возникать на экране постепенно по ходу рассуждения или беседы)



1.История России – часть всемирной истории.

2.Роль геополитического, природно-географического, этнического, религиозного, экономического факторов в истории России.

3.Периодизация отечественной истории.


Введение к учебнику И.Л.Андреева и др. по истории России. Дополнительный материал В.М.Антонов изучение темы «Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии»» в курсе «Основы современной цивилизации» Уфа.1995(приводится ряд схем о влиянии природно-географического фактора на развитие российской цивилизации. можно также использовать соответствующую главу из учебника В.М.Хачатурян «История мировых цивилизаций».

17

Древнее население на территории России

ЛПЗ

1.Древние люди на территории России: расселение, природные условия, занятия.

2.Античные колонии в Северном Причерноморье. Государства Поволжья, Кавказа.

3.Праславяне. Выделение восточного славянства.

4.Племенные союзы восточных славян и их соседи: образ жизни, занятия. верования.

Первый вариант:

Первые два вопроса рассматриваются обзорно в ходе краткого изложения учителя. По 3-4 вопросам возможны сообщения:

-В поисках прародины славян.

-Летописцы, византийский авторы, русские историки о восточных славянах.

-Образ жизни быт, обычаи, предания восточных славян.

Второй вариант:

Работа с фрагментами документов по первому разделу и картиной художника второй половины 19 века Г.И. Семирадского «Сожжение руса» в хрестоматии по истории России т.1.С древнейших времен до 17 в. М.МИРОС. 1994.Работа организуется по группам по 5 человек. Данная хрестоматия является уникальной для учителя: она содержит документы, фрагменты работ историков прошлого и современности, комментарии к ним, богатый документальный и художественный изобразительный материал, вопросы и задания.


1-2.

18-19

Древняя Русь в 9-12 вв.

ЛПЗ: работа с текстом учебника, документами из указанной хрестоматии, иллюстрациями в учебнике.

1.Дискуссии о становлении государственности у восточных славян и «призвании варягов».

2.Первые Рюриковичи: власть и управление.

3.Принятие христианства при Владимире 1 и его значение.

4.Становление письменного законодательства при Ярославе Мудром.

5.Система княжеской власти. Междоусобицы.

6.Основные направления и итоги внешней политики Древней Руси.

7.Культура Древней Руси.

8.Древняя Русь 9-начала 12 в.: раннее феодальное общество или доклассовое общество?

Дискуссия:

- «Откуда есть пошла земля Русская?».

-«Легендарное и реальное в призвании варягов».

Дебаты о характере древнерусского общества. Возможны темы проектов:

-Митрополит Илларион и его «Слово о законе и благодати».

-Первые Рюриковичи глазами летописцев и историков.

-Русь легендарная глазами потомков.

-Византийская традиция в зодчестве и иконописи



3-5 учебника М.Ю.Брнадта и др. Схема « Древнерусские князья».

20-21

Русь удельная в 12-13 вв.

ЛПЗ.

1.Предпосылки, причины, последствия раздробленности Руси.

2.Крупнейшие самостоятельные центры Руси.

3.Русь и степь. Держава Чингисхана и начало завоевательных походов монголов.

4.Нашествие Батыя на Руси и его последствия.

5.Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич.

6.Русь и Золотая Орда. Власть и общество в период ордынского владычества.

7.Дискуссии историков об ордынском владычестве и его влиянии на русскую историю.

Беседа по 1 вопросу. Обсуждение подготовленных учащимися обзорных характеристик крупнейших центов Руси Удельной.

Практикум по вопросу: Борьба Руси в 18 в. Против нашествия с Востока и Запада (работа с картой и источниками)Дискуссия по проблеме влияния нашествия монголов и владычества Золотой Орды на русскую историю.

Возможные темы проектов



6-7;15-16учебника М.Ю. Брандта и др.(выборочно, особенно важен материал по эволюции княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения).

Хрестоматия гл.1. раздел 3.



22-23



Московская Русь в 14-начале 16 в.

1 урок - лекция,

2 урок - ЛПЗ





1.Предпосылки политической централизации и объединения русских земель в национальное государство.

2.Москва и Тверь в борьбе главенство в Северо-Восточной Руси.

3.Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

4.Завершение политического объединения русских земель.

5.Иван 3: становление самодержавной власти.

6.Формирование централизованного государственного управления и единого общерусскогозаконодательства.

7.Православная церковь и государство. «Москва – третий Рим».

8.Москва и Литва.

Работа с источникам: «Куликовская битва в свидетельствах современников и оценках историков»

Обсуждение портретных характеристик Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана 3.

Темы проектов:

-Иван Калита: личность и деяния а оценках современников и историков.

-Личность Дмитрия Донского в русских летописях, произведениях литературы, исторических сочинениях.

-Куликовская битва глазами современников и историков.

- Византийская традиция в русской государственности.

-Сергий Радонежский и его обитель.

-Теория «Москва – третий РИМ» в общественной и церковной жизни России в 15-16 вв.



9,10,8 М.Ю.Брандта. Схема «Московские и тверские князья.

Хрестоматия.гл.1, разделы 4,5,6.



24

Культура Московской Руси 14-15 вв.

Урок-практикум

1.Возрождение и развитие русской культуры.

2.Памятники литературы.

3.Зодчество.

4.Расцвет иконописи: Феофан Грек, Андрей Рублев.



11.

25-26

Основные направления внутренней и внешней политики Ивана 4или Эпоха Ивана 4 в истории России

1 урок – лекция,

2 урок - ЛПЗ с элементами дискуссии: «Иван грозный: Избранная Рада или опричнина», «Иван Грозный и Андрей Курбский»: различные взгляды на государственное развитие, «Опричнина :точки зрения, споры в исторической науке».



1.Реформы Избранной Рады –путь развития русского государства как сословно-представительной монархии.

2.Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии.

3.Власть и общество в царствование Ивана 4.

4.Внешняя политика: задачи и основные направления




12,13,14,15 «Завершение Ливонской войны», «Окончание царствование Ивана 4».

Хрестоматия гл.1.

Раздел 7.


27

Иван Грозный и его время в оценках современников и историков.

Урок – дискуссия или урок – дебаты.




Н.П. Овчинникова. Иван Грозный глазами современников и потомков. ПИ и ОШ,

№ 6.


М.В.Короткова Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.2002.

28 - 29


Россия на рубеже16-17вв.


Первый вариант: Урок-семинар с элементами дискуссии: «Смутное время в истории России: утраченные возможности?», «Герои и антигерои Смуты».

Второй вариант: Урок-диспут «смутное время в отечественной историографии: спорные проблемы, позиции историков"



1.Обострение политических и социально-экономических противоречий в конце 16-начале 17 в.

2.Пресеченеидинастии Рюриковичей.

3.Причины, сущность, последствия Смуты.

4.Патриотичесикй подъем. Освободительная борьба.

5.Земский собор 1613 года. Утверждение династии Романовых.

6.Историки о спорных проблемах Смутного времени (по возможности).



15(оставшаяся часть),16-17.Хрестоматия по истории Росси.ч.1.

Раздел 7.



30

Повторительно-обобщающий урок «Древняя и Средневековая Русь» или «»Западная Европа, Россия в эпоху Средневековья»




1.Общее и особенное в историческом развитии России и Западной Европы.

2.Российская цивилизация между Востоком и Западом, её особенности.

3.Эволюция государственности: становление самодержавия в России.

4.Роль православной церкви в эпоху Средневековья.






Раздел 4 ……..( 8 уроков)

31-33

Раннее новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному.

1 урок – лекция,

2 урок - ЛПЗ по учебнику.

Возможны сообщения о титанах эпохи Возрождения, о деятелях Реформации и контрреформации


1.понятие «Новое время».Хронологические рамки и периодизация нового времени.

2.Великие географические открытия и их последствия. Изменения на карте мира.

3.Мануфактурный капитализм: экономика и общество.

4.Возрождение.Гумаизм.

5.Реформация и контрреформация в Европе.

6.Усехи естественных наук и их влияние на духовную жизнь Запада.

7.Европа в 18веке.


М. Ю.Брандт и др. 24-25.

34

Европейские государства в 16-18вв.

Урок –лекция с использованием схем и таблиц из статьи Антонова В.М. (ПИ и ОШ, 2003, №1)

1.Освободительная борьба в Нидерландах (национальные, религиозные, социальные аспекты).

2.Английская революция середины 17 в. (движущие силы, этапы, итоги).

3.Становление и развитие национальных государств. Абсолютизм.

4.Просвещение: эпоха и идеология. Просвещенный абсолютизм



28, 36 («Век Просвещения»).

35

Промышленный перевороти формирование индустриального общества во второй половине 18-19вв.

Урок - лекция

1.Промышленная революция: сущность и значение.

2.Изменения в социальной структуре общества.33

3. Индустриальное общество, его характерные черты.

4.Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.







36-37

Революции и их место в историческом процессе 18-19 вв.

1 урок – обзорная лекция.

2 урок – ЛПЗ на основе работы с учебником



1.Модернизация и революции нового времени.

2.Война за независимость английских колоний в Северной Америке. Образование США.

3.Великая французская революция конца 18 в.: предпосылки, движущие силы, этапы, итоги.

4.Европейские революции 19в.

5.Реформы и модернизация


34,35.

38

Рождение современных идеологий

ЛПЗ на основе работы с учебником

1.Консерваторы и либералы.

2.Распространение социалистических учений.

3.Рабочее и социалистическое движение во второй половине 19 века.


36.

Раздел 5. Россия в Новое время

39

Особенности перехода России к Новому времени. 17-18века в истории России

Урок - лекция

1.Хронологические рамки и сущность нового периода российской истории.

2.Особенности перехода России к новому времени.

3. Краткая характеристика основных этапов развития России в 17-18 вв.


Введение в главе 5, частично 18 (общая характеристика 18 в.), введение к лаве 7.

40-41

Россия при первых Романовых

ЛПЗ с элементами дискуссии «Крестьянские войны: реальность и исторические мифы».

Разработка схемы о становлении абсолютизма во второй половине 17 века, выполнение групповых заданий при работе со схемой (ст. В.М.Антонова, ПИиОШ, 2003, №1).

Сообщение о личности Алексея Михайловича.


1.Новые явления в экономике страны; появление мануфактурного и мелкотоварного производства, складывание всероссийского рынка.

2.Усиление самодержавия при первых Романовых.

3. Соборное Уложение 1649 года. Правовое положение сословий. Окончательное закрепощение крестьян.

4.причины. характер, предводители социальных движений 18 века.

5.Дискуссии историков о социальных движениях 17 века.


18,19 (кроме «Священное царство»)

20 (кроме «Великий раскол»).

Хрестоматия ч.2, раздел 1).


42

Власть и церковь в

17 веке


ЛПЗ. Обсуждение портретных характеристик «Патриарх Никон и протопоп Аввакум». Работа с учебником, источниками.

1.Сущность конфликта «Священства» и царство.

2.Церковный раскол. Его социальные и культурные аспекты.

3.Оценка раскола современниками и потомками.


19,20 (выборочно). Хрестоматия ч.2.

Раздел 1.



43

Внешняя политика России в 17 веке.

Урок-лекция

1.Внешняя политика России на западном, южном и дальневосточных рубежах.

2.Расширение территории России в 17 веке.

3.Многоэтнический состав населения.


21

44

Культура России в

16-17 вв.



Урок обсуждения проектов и докладов по проблемам культуры 16-17 вв.

1.общая характеристика развития культуры.

2.Литература и публицистика.

3.Зодчество и живопись.

4.Книгопечатание и образования



22

45-46

Россия при Петре 1

Лекция усчителя по 1,8 вопросам.ЛПЗ по остальным вопросам на основе работы с учебником, источниками, иллюстрациями.


1.Предпосылки петровских реформ, их содержание, методы проведения.

2.Изменения в системе государственного управления. Утверждение абсолютизма.

3.Церковная реформа. Огосударствление церкви.

4.социально-экономическая политика Петра 1 и её результаты.

5.Нардные выступления в петровскую эпоху.

6.Военные реформы: создание регулярной армии и флота.

7.Внешняя политика России в первой четверти 18 века и её итоги.

8.Преобразования в области культуры и быта и их последствии для различных сословий.

9.Итоги и цена петровских преобразований

Темы проектов:

- «Петровские преобразования как центральный пункт нашей истории» (В.О.Ключевский).

-«Революция сверху» в России: проблемы, споры, дискуссии.

-Раскол русской культуры: «Москва» и «Петроград».


23-24-25.

Хрестоматия ч.2,

раздел 2.


47

Оценка современниками и историками личности Петра 1 и его преобразований

Семинар с элементами дискуссии

Возможные темы проектов:

-Петр Великий – царь – реформатор: цена преобразований

-Петр 1 и его время в литературе и искусстве.


Хрестоматия ч.2., раздел 2.

В.М.Антонов .Дидактические материалы .10 класс.



48

Дворцовые перевороты: варианты политического развития

Урок – лекция с элементами беседы

1.Причины, сущность, последствия дворцовых переворотов.

2.Социальная политика преемников Петра1:расширение прав и привилегий дворянства, усиление крепостничества, поддержка торговли.

3. Внешняя политика.


26

49-50

Россия в 1762-1801 гг.

ЛПЗ с элементами дискуссии и проектами


1.Екатерина 2: личность. Замыслы и деяния (в оценке современников и потомков).

2.Политика просвещенного абсолютизма. Уложенная комиссия. Административные реформы.

3.Особенности социально-экономического развития.

4.Власть и общество. Золотой век российского дворянства. Восстание под предводительством Е.Пугачева.

5.Правление Павла 1: противоречивость личности и деятельности ( в оценках историков).

Темы проектов:

-Власть и общество в царствование Екатерины 2.

_ Эпоха Екатерины 2 – время просвещенного абсолютизма.



27, 28, 29 («Павловская Россия»).

51

Внешняя политика России во второй половине 18 века




1.Основные направления и итоги внешней политики России во второй половине 18 века.

2.Завоевание выхода к Черному морю, присоединение Крыма.

3.Участие России в разделах Речи Посполитой.

4. Россия в системе международных отношений к концу 18 века.

5.Развитие русского военного искусства.


29.

52

Культура и быт России во второй половине 18 века

ЛПЗ с проектами учащихся о русской культуре второй половины 18 века и её выдающихся представителей.

1.Идеи просвещения в духовной жизни России.

2.образование и наука. Научные экспедиции.

3. Литература и искусство. Культура барокко и классицизма.

4.Деятели культуры.



30.

53

Повторительно-обобщающий урок: Россия в 17-18 вв.

Семинар или коллективное обсуждение узловых сквозных проблем.

Темы проблем:

- оформление и развитие абсолютизма в 17-18 вв.

- особенности социально-экономического развития в 17-18 в.

- особенности социальных движений в 17-18вв.

- церковь, общество, государство в17-18вв.

-тенденции развития культуры в 17-18вв.



27,29,30,31

54

19 век в истории России

Вводный урок об основных процессах, событиях, деятелях в форме беседы по линии времени




Введение к главе 8. Введение к главе 9.

55

Внутренняя политика

России в первой четверти 19 века



1-4 вопросы – изложение учителя с беседой с учащимися;

5 вопрос - размышление «Сфинкс, не разгаданный до гроба»



1.Общественно-политическое развитие России в правление Александра 1.

2.Предпоылки, замыслы реализация реформ (М.М.Сперанский, Н.С.Мордвинов).

3.Открытие новых университетов, учебных заведений.

4.Изменение внутриполитического курса Александра 1.

5.Основные итоги внутренней политики Александра 1.


31

56

Внешняя политика России в первой четверти 19 века

1 вариант – ЛПЗ на основе работы с текстом учебника и картой, заполнение таблицы: «Международные отношения и внешняя политика России в начале 19 века».

2 вариант – лекция с предварительными заданием: самостоятельно записать задачи, направления и итоги внешнеполитической деятельности российского правительства в начале 19 века.




1.россия в системе международных отношений в начале 19 века.

2.Участие России в антифранцузской коалиции.

3. Восточный вопрос.

4.Результаты и итоги внешней политики России в начале 19 века.

Таблица

Военные и дипломатические события в 1800-1812гг

Даты

Какие страны участвовали

Итоги

Последствия для России


















32

57

Отечественная война 1812 года

ЛПЗ с сообщениями учащихся по 2 и 3 вопросам.возможна игровая ситуация «Военный совет в Филях» по реконструкции картины А.д. Кившенко

(см.В.В. Кириллов, М.Н. Чернова. История России.1800-202.с.27-30)



1.Причины, соотношение сил основные этапы и сражение.

2.Народный характер войны. Герои войны 1812 г.

3. Память народа об отечественной войне 1812г. в русской литературе и воспоминаниях современников.

4.Заграничный поход русской армии 1813-1814гг.

5.Венскийц конгресс. Россия в составе «Священного союза»


32

58

Движение декабристов

1 вариант –изложение учителя и самостоятельная работа учеников с учебником. Источниками.

2 вариант – Урок –практикум (см.статью В.И.Егоровой и В.Г.Яроменко).

3 вариант –дебаты (см. статью Е.Н. Титовой и Л.М. Андриянкиной).


1.Формирование идеологии декабристов.

2.Тайные общества. Их участники.

3.Программы преобразования: радикальное и умеренное течения.

4.Выступление 14 декабря 1825г., его результаты и последствия.

5.Движение декабристов в оценках современников, потомков, историков.


33

59

Россия при Николае 1

ЛПЗ с сообщениями учащихся и 7 вопросу. Проблема для дискуссии: Правление Николая1 - это «период кризиса и реакции» или период «консервативной модернизации»

1.Николай 1 и его политический курс.

2.Усиление режима личной власти императора.

3.Создание новых министерств и ведомств. Кодификация законов. Власть и общество.

4.Промыщленный переворот. Изменение социальной структуры.

5.Крестьянский вопрос: реформа государственной деревни.

6.Финансовая реформа.

7.Государственные деятели николаевского царствования.

Темы проектов:

-Мир русской деревни в первой половине 19 в.

- Права и обязанности сословий в первой половине 19 в.

-Помещичьи усадьбы в первой половине 19 в.: экономическая и культурная составляющие

(на территории родного края)



35

60

Общественная мысль и идейная борьба в 1830-1850

ЛПЗ –самостоятельная работа мини групп по учебнику, отрывкам документов, обсуждение вопросов и подготовка отчетного выступления по карточкам –инструкциям.

1.Спор о путях развития России.

2.Теория официальной народности.

3.Славянофилыи западники.

4.Революционные демократы.



36

61

Внешняя политика Росси в 1825-1825гг.

1 вариант – Урок-лекция с сообщениями учащихся о героях обороны Севастополя.

2 вариант –модульный урок (см.пособие В.В.Кирилова и М.Н.Черновой.с.82-90).



1.Европейская политика и восточный вопрос.

2.Кавказская война.

3.Крымская война 1853-1856гг.

4.Народы России и национальная политика самодержавия.





62

Культура России в первой половине

19 в.


Урок- самореализации на основе выполнения творческих заданий ( пример: «Пушкин в моем доме» или «Пушкин в моей семье»).

Сообщения о научных открытиях, их практической значимости.



1.Развитие науки и техники.

2.Новые университеты и школы.

3.Основные стили в художественной культуре.

4. «Золотой век» русской литературы.

5.Становление национальной музыкальной школы. Театр. Живопись. Архитектура.

6. Выдающиеся деятели русской науки, культуры первой половины 19 в.



37

63

Великие реформы 1860-1870 –х гг.

ЛПЗ на основе работы с учебником, источниками (пакет –комплект документальных материалов «Эпоха реформ 1860гг в России» под редакцией Д.И.Полторак, М.1993).

1.Причины и предпосылки преобразований.

2.Великие реформы 1860-70 гг. (отмена крепостного права, земская, судебная , военная и др.): содержание результаты и значение.

3.Современники и историки о военных реформах.

Групповая работа по вопросам подготовки крестьянской реформы, содержания и оценки крестьянской и др. реформ (см. В.В.

Кириллов, М.Н. Чернова, с.91-103). Более простой вариант: на основе изучения материала учебника составление и разбор таблицы:

Положение до реформ

Реформированная сфера

Изменение в результате реформ



38-39

64

Общественная мысль и общественное движение в России

Вариант 1 – Ролевая игра: « Поиски путей развития, способов преобразования россии представителями общественной мысли, официальной идеологии во второй половине 19 века».

Вариант 2 –ЛПЗ на основе работы с учебником.



1.Влияние великих реформ на общественную мысль и общественное движение в России.

2.консервативное, либеральное и радикальное направления: идеология, лидеры.

3.Народничество 1870-хгг: теория и практика.

4.Народническое движение в оценках современников, историков.

5.Начало рабочего движения.

Темы проектов :

-Участники «Хождения в народ»: герои, праведники, авантюристы?

- Правительственный террор, террор «народной воли».

-Революционное и либеральное народничество: альтернативы исторического развития России.

-П.н. Ткачев, П.л.Лавров, М.А.Бакунин – идеологи революционного народничества.

-Женщины в истории России 19 века.


40

65-66

Россия в 1880-1890 –х годы

ЛПЗ на основе работы в микрогруппах с учебником и источниками (см.В.В. Кириллов, М.Н.. чернова.с.129-142).

1. Внутренняя политика Александра 3: общее направление и практические мероприятия.

2.корректировнка реформ в сферах образования, печати, земской деятельности.

3.Содействие государства развитию промышленности.

4 Особенности социально-экономического развития в пореформенный период. Модернизация российской экономики.

5.С.Ю. Витте – исторический портрет.

6.Итоги политики Александра 3: суждения современников и историков.





67

Внешняя политика России во второй половине 19 века

Урок-лекция

1.Осные направления, цели, характер внешней политики России во второй половине 19 века.

2.Отношения России с европейскими государствами.

3.Присоединение Средней Азии. Политика на Дальнем Востоке.

4.Русско-турецко война 1877-1878гг.: важнейшие события, итоги, значение.

5.Россия в международных союзах в последней трети 19 века.




68

Культура во второй половине 19 века

Вариант 1 - Урок сообщений учащихся.

Вариант 2 Усадьба Абрамцево и её обитатели (Урок –знакомство).

В.В.Кириллов, М.Н. Чернова. с.149-161


1.Достиженияроссийсокй науки.

2. Образование: земские школы, гимназии, училища. Рост числа высших учебных заведений.

3.Расцвет критического реализма в литературе. Театр, его общественная роль. Распространение музыкальной культуры. Изобразительное искусство. Архитектура.

4.Деятели науки, образования, художественной культуры.

5.Вклад российской культуры в европейскую и мировую культуру. 19 века. Культурное наследие 19 века в наши дни.




69

Повторительно-обобщающийц урок «19век в истории России»



Рассмотреть сквозные проблемы:

- реформы и реформаторы.

-социально-экономическое развитие.

-общественная мысль и общественное движение.





























Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Царь Соломон — Притчи, 11, 1
ещё >>