Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 107.07kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 6 1500.66kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 301.07kb.
Присутствующие на семинаре познакомились с мастер- классами лучших... 1 13.42kb.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 82.94kb.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и... 1 52.04kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 113.21kb.
Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия... 1 85.57kb.
Религии России. Христианство в истории России 1 66.75kb.
Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 733.02kb.
Эдуард Ходос Еврейский удар или п-дец подкрался незаметно 26 4446.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - страница №1/6





Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 № Пр-2009 и письма Управления образования № 30-01-15/310 от 26.03.2012 «О введении преподавания курса ОРКСЭ» в Гимназии №3 с сентября 2012 года в 4-х классах введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (выбор учебника был согласован с родителями на родительских собраниях)

С основными документами можно познакомиться по ссылкам:



http://old.mon.gov.ru/files/materials/9354/12.03.20-nizienko.pdf

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД-942/03 "О выполнении поручения Президента Российской Федерации"


Справка

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - комплексный учебный курс или ОРКСЭ) Министерство образования и науки Российской Федерации проводит предварительный анализ готовности субъектов Российской Федерации к введению комплексного учебного курса.

В рамках апробации в 21 регионе Министерством совместно с субъектами Российской Федерации была отработана модель подготовки и введения в учебный план комплексного учебного курса. В настоящий момент, учитывая опыт проведенной апробации, Министерство готово предложить данную организационную модель введения ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации.

В связи с этим организационные вопросы введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях "Основ религиозных культур и светской этики" будут обсуждаться на расширенном выездном заседании Межведомственного координационного совета (далее - МКС) по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р, который пройдет 19-20 сентября 2011 года в Республике Марий Эл. Одновременно с проведением МКС планируется проведение Всероссийского совещания-семинара на базе образовательных учреждений Республики Марий Эл - одного из участников апробации, с участием представителей от органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, и институтов повышения квалификации от всех субъектов Российской Федерации.

Также Минобрнауки России создан специализированный портал www.orkce.ru, позволяющий в интерактивном режиме оперативно решать вопросы введения ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации, оказывать информационно-методическую поддержку введения ОРКСЭ, а также проводить мониторинг готовности субъектов Российской Федерации. Регистрация на портале для каждого региона будет открыта с 1 сентября 2011 года.

Учитывая важность поставленных задач, прошу взять на контроль своевременную регистрацию на портале www.orkce.ru органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования (не позднее 10 сентября 2011 года), и предоставление своевременной информации по региону операторам портала для мониторинга готовности региона к введению комплексного учебного курса во исполнение поручения Президента Российской Федерации.



Заместитель министра

М.В. Дулинов

В октябре 2012 года впервые в Гимназии в начале учебного курса в 4-х классах проводилась олимпиада по православной культуре. 37 учеников приняли участие . Подробности Вы можете узнать по адресу: www.oroik33.ru

ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс (34 ч)

Пояснительная записка

Предлагаемый курс является интегрированным вариантом для изучения предметных областей начального общего образования: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (содержание ФГОС, 2009) и «Основ религиозных культур и светской этики» (содержание федерального компонента государственных образовательных стандартов 2004 по внесенным изменениям в 2011г.).

Идея интегрированного подхода к изучению указанных предметных областей базируется, прежде всего, на идеологии нашего государства. Российское государство - союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания. 14 статья Конституции провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 19 статья Конституции гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов.

Существование государства, общества, системы образования невозможно без учета всех перечисленных особенностей современного общества. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали. Уже в начальной школе могут формироваться представления о том, что среди источников возникновения и развития общечеловеческих ценностей существенное место занимают традиции разных народов, а также нравственные заповеди, представленные в разных религиозных культурах. Полноценный член общества не может не исполнять основополагающие религиозные заповеди: «не убий», «не укради», вне зависимости от того, верующий он человек или атеист.

Возможность интеграции определяется также педагогическими составляющими - нравственными, этическими, эстетическими, художественными ценностями, которые представлены в содержании данных предметных областей, общими целями их изучения:



  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной жизни России;

  • воспитание таких личностных качеств как взаимопонимание, уважение, толерантность, способность к равноправному общению, сотрудничеству, взаимодействию.

Еще одним доказательством целесообразности использования интегрированного подхода является то, что религиозная культура является частью общей духовно- нравственной культуры человека и общества. Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы. Такое понимание очень важно для осознания растущей личностью идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур. Эта позиция определила главную идею авторского курса: дети разных вероисповеданий, а также дети, не относящие себя к какой-либо религии, в процессе коллективной деятельности знакомятся с вкладом всех традиционных религий России в духовную и материальную культуру общества.

Интеграция как принцип объединения содержания различных предметных областей позволяет обеспечить:



  • формирование представлений младших школьников о традиционных религиях России как основы для понимания их общих и специфических характеристик и как предпосылки для становления плюралистического взгляда на самоценность каждой религиозной культуры и ее вклада в культуру человека и общества;

  • формирование знаний об источниках общечеловеческих ценностей, а так же о светской этике как о науке, аккумулирующей в себе общепризнанные законы нравственности (вне зависимо от принадлежности к тому, или иному вероисповеданию);

  • воспитание у школьников толерантных чувств по отношению к людям разных религиозных культур.

Таким образом, основная цель интегрированного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» - подведение младших школьников к пониманию сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, к осознанию понятия «общечеловеческие ценности», которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Исходя из этого, авторы предлагают после изучения всем классом основного (базового) содержания данных предметных областей модульную организацию курса. В течение первого полугодия всем классом изучаются «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (17 ч., один час в неделю). Во втором полугодии класс делится на группы для дифференцированного изучения модульной части курса (17 ч., один час в неделю).

Модульная часть курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» организуется в соответствии с запросами родителей как законных представителей обучающегося. Предлагается шесть модулей: 1) «Основы православной культуры», 2) «Основы иудейской культуры», 3) «Основы исламской культуры», 4) «Основы буддийской культуры», 5) «Основы светской этики», 6) «Основы мировых религиозных культур».

Цели модульного варианта курса:


  • углубление знаний о конкретной религии, которую исповедуют (или интересуются ею) обучающиеся по данному модулю

  • воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии культуры общества и конкретного человека;

  • развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой.

В данной программе представлено содержание каждого модуля, тематический план с обозначением деятельности учащихся на уроке, поурочно-тематическое планирование. Общее число часов по каждому модулю 17.

Уроки проводятся на основе учебников-тетрадей, для объяснений и рассказов учителя используются дополнительные материалы, включенные в поурочно- тематическое планирование. Учитель использует различное оборудование и наглядные материалы: картины, иллюстрации, видеоматериалы, физические карты.

В программе описана основная номенклатура необходимого для уроков оборудования, а также имеется тематическое планирование, которые помогут учителю подготовить любой урок.

Обучение осуществляется с использованием следующих средств обучения:

1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур и светской этики», 4 кл. М.: Вентана-Граф, 2011.



    1. Пособия для учащихся (учебники-тетради): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».

    2. Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», с тематическим и поурочно- тематическим планированием и методическими рекомендациями. М.: Вентана-Граф, 2012.

Учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемый авторский курс соответствует предметным областям, введенным в стандарт первого поколения (2004) и стандарт второго поколения (2009). Изучение нового для начальной школы предмета направлено на образование, воспитание и развитие младшего школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Содержание программы представлено следующими основными содержательными линиями:



      1. История складывания многонационального российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности - раздел программы «Россия - страна, объединившая народы».

      2. Характеристика своеобразия и самоценности каждой национальной культуры, существующей как в материальном, так и духовном выражении (жилище, одежда, декоративно-прикладное искусство, фольклор и др.) - раздел программы «Многообразие культур народов России».

      3. Истоки общечеловеческих ценностей, раскрытие (в доступной младшему школьнику форме) вклада различных религий в формирование нравственных законов и правил жизни общества - раздел программы «Что объединяет разные народы».

      4. Особенности каждой из традиционных религий: нравственные ценности, отношение к людям, семье, детям, символы, культовые сооружения и др.

Новый для начальной школы предмет является частью всего учебно- воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Изобразительного искусства». Возможные межпредметные связи указаны в содержании программы.

Принципы отбора содержания организации обучения



        1. Принцип природосообразности. Младшие школьники открыты для диалога на самые различные темы, в том числе о человеческих добродетелях и пороках. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей этого возраста: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, глубокую веру во «взрослого», податливость влияниям и авторитету педагога. При обучении данному предмету особенно опасно непродуманно увеличивать число объектов для изучения, что может привести к формальному заполнению памяти младшего школьника. Материал, который предоставляется для восприятия четвероклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать художественные образы.

        2. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, организацией обучения в парах, группах.

        3. Принцип краеведения. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, традиционная религия его народа и др. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

        4. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения: при сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Содержание выстроено на основе линейно-концентрического принципа: учебный материал располагается по темам, основные идеи которого повторяются на новом более высоком уровне с определенным углублением и расширением. Такое расположение содержания дает возможность постепенно наполнять характеристика понятий и терминов, в результате чего дети подходят к осознанному их принятию.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета



Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать общую культуру младшего школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных народов и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью курса, рассматриваемого в аспекте духовно- нравственного воспитания, является его культурообразующее содержание. Именно культурообразующее «ядро» объединяет в себе все составляющие общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в культуру общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.

Содержание предмета позволяет раскрыть различные грани многонациональной российской культуры как сплава традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России. Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:


  • воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному.

  • формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

  • осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;

• формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Место курса в базисном учебном плане

В соответствии с Учебным планом предмет изучается в 4 классе. Общее число часов 34 ч. Как было указано выше, интегрированный вариант изучения курса предполагает совместное обучение всех четвероклассников в первом полугодии (17 часов) и модульное обучение (деление на группы) во втором полугодии (17 часов).

Целесообразна связь между разными предметами, которые изучаются в начальной школе (окружающий мир; литературное чтение; изобразительное искусство), возможна разработка комплексных уроков, использующих возможности разных учебных курсов и разных форм организации обучения.

Планируемые результаты обучения1

В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.



Личностные цели представлены двумя группами. Первая группа отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;

  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную

деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;


  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных

действий, успешно формирующихся средствами данного предмета:



  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;

  • овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной

задачей.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения учащиеся научатся: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

  • Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;

  • Выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Оценивать поступки героев, их поведение с точки зрения нравственных ценностей;

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства

  • Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

  • Оценивать поступки реальных лиц, героев литературных произведений и фольклора, высказывания известных личностей.

  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

К концу учебного года четвероклассники смогут научиться:

  • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

  • оценивать свои поступки, исходя из знания правил нравственности и этики; намечать способы саморазвития;

  • создавать словесный портрет героя по его изображению.

Общая часть курса (первое полугодие, 17 ч)2

Содержание курса



Россия — страна, объединившая народы. Россия - многонациональная держава. Родина - место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия - наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация - «братских народов союз вековой». Конституция РФ - основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык - государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества - долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война - пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов - представителей разных народов.

Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства - представители разных народов.

Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость - общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий.

Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.

Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Расширение кругозора школьника

Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление). Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.

Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона и ее роль в православии. Значение «красного угла» в русском доме. Культовые здания для верующих разных вероисповеданий. Монастыри - центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим. Стена плача. Пагоды. Предания о Будде; о пророке Мухаммаде. Полумесяц - один из символов ислама.

Первые печатные издания, раскрывающие нормы и правила поведения в обществе. «Юности честное зерцало...».

Проектная деятельность (по выбору учителя).

Сообщения-презентации «Чему учит книга „Домострой" XIV века», «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности честное зерцало"; «Правила поведения, отраженные в народных сказках», «Чему учат пословицы и поговорки». Презентация на тему «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».

Планируемые результаты обучения

К концу учебного года четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями. Важнейшие из них следующие.

Познавательные универсальные действия:



  • строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта;

  • сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов;

  • анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;

  • сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное;

  • конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Регулятивные универсальные действия:

  • анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;

  • оценивать свое участие в проектной деятельности; анализировать трудности, находить пути их преодоления;

Информационные универсальные действия:

  • оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей;

  • ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики);

  • анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;

  • осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности.

Коммуникативные универсальные действия:

  • характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать общечеловеческие ценности;

  • отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм;

  • характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа, атрибуты, праздники, памятные даты);

  • составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах в истории традиционных религий.

Тематическое планирование



следующая страница >>



Он упорно твердит, что еврей он только наполовину! Подтверждаю — самое большее наполовину. Потому что мне точно известно, что он по меньшей мере полукретин. Станислав Ежи Лец
ещё >>