Учебная программа по музыке в 3«а» классе (умк «Перспектива», Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Музыка) Разработчики: Яковлева М. А., у - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель Канина Ольга Николаевна умк е. А. Критская, Г. П. Сергеева Г. 5 432.16kb.
Сергеева Г. П. «Уроки музыки»: 7 класс.: пособие для учителя/ Г. 1 50.37kb.
Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов... 1 154.22kb.
Сергеева Г. П. С 32 Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват... 9 1619.56kb.
Учебная программа по музыке для 1 классов 1 час в неделю 1 72.86kb.
Урока в 3 классе по умк «Перспектива» Учебный предмет Русский язык... 1 90.66kb.
Программа по музыке в 1 классе 1 80.23kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на... 1 207.7kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса 3 369.45kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,... 1 271.16kb.
Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки... 1 80kb.
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного... 1 128.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа по музыке в 3«а» классе (умк «Перспектива», Критская Е. Д., Сергеева - страница №1/1

МБОУ «Кугесьская СОШ №1» Чебоксарского района

Обсуждена и согласована на «Утверждаю»

методическом объединении Приказ № 23 от 29 августа 2012г.

Протокол №1 от «28» августа 2012г Директор школы Григорьев В.А.



Учебная программа

по музыке в 3«а» классе

(УМК «Перспектива», Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка)

Разработчики: Яковлева М. А., учитель

2012 г.


«Утверждаю»
Директор школы: Григорьев В.А.


Календарно – тематическое планирование

уроков музыки

в 3 «а» классе

( УМК «Перспектива», Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка)


Составитель:

Яковлева М.А.,

учитель начальных классов

МБОУ «Кугесьская СОШ №1»

Чебоксарского района

2012-2013 учебный год


Пояснительная записка
Количество часов в неделю: 1 час.

Общее количество часов в год: 34 часа.

 

Цель программы– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части                      духовной культуры школьников.

Задачи:

1.  Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

2. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

 

Содержание программы

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, и изустных и письменных форм бытования музыки, как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.


 

Структура программы

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Занятия в Iклассе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном конспекте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты»

В программе  II-  IVклассов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

 

Содержание разделов



Раздел I«Россия – Родина моя»

Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IVклассов, изучая раздел «Россия – Родина моя».



Раздел II«День, полный событий»

Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Содержание данного раздела во IIклассе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.

В IIIклассе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).

В IV  классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.

Раздел III«О России петь – что стремиться в храм»

Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной            школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.

Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.

Раздел IV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.

Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.

Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Раздел V«В музыкальном театре»

Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка,  симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.



Раздел VI. «В концертном зале»

Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).

Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.

 

Отличительная особенность данной программы

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

 Виды организации учебной деятельности:

экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

  Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

  Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

        Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 3 класс




урока

 

 

Тема урока






Элементы содержания

Вид контроля


1.

Раздел 1 «Россия – Родина моя»

Мелодия душа музыки



 

1 час


 Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.

Вводный контроль

2.

Природа и музыка.  Лирические образы: романс, живописная картина.

 

1 час


«Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.
«Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

 «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.



Текущий контроль

3.

Образы защитников Отечества.  Канты, русские народные песни, кантаты – особенности жанров музыки. 

 

1 час


Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»




4.

Образы защитников Отечества.

 


 

1 час


Величание святому князю Александру Невскому

С.Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Индивидуальный контроль

5.  

Образы защитников Отечества.

 

1 час


М.Глинка. Опера «Иван Сусанин».




6.

Образы защитников Отечества.

 

1 час


М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Хор «Славься»

Контрольная работа

7.

Раздел 2 «День полный событий»

Образ природы в творчестве композиторов



 

1 час


 «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова. 
 «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. 
 «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

 «Вечерняя песня». М.Мусоргский, слова А.Плещеева






8.

Портрет в музыке.

 

1 час


«Болтунья». С.Прокофьев, слова А.Барто

С.Прокофьев Балет «Золушка»: Вступление. Па-де-шаль. Урок танца. Вальс и полночь.

 


Индивидуальный контроль

9.

Портрет в музыке.

 

1 час


«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев

С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Итоговый контроль

10.

Детские образы.

 


 

1 час


М.Мусоргский. «С няней», «С куклой».

М.Мусоргский. «Тюрильский сад».

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.




11.

Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм» 

Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.



 

1 час


«Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

 


Текущий контроль


12.

Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

 

1 час


«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Контрольная работа

13.

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

 

1 час


 «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной

Современные песни о маме.




14.

Образ праздника в искусстве: «Вербное воскресение»

 

1 час


«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.
«Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.




15.

Святые земли русской. Князь Владимир и княгиня Ольга

 

1 час


 Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.




16.

Раздел 3 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Жанры русских фольклорных песен.Былины.



 

1 час


«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова.

«Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина)

Вводный контроль

17.

Певцы русской старины: Садко. Баян.

1 час

 Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Индивидуальная проверка

18.

Сказочные образы в музыке: Лель.

 

1 час


Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Третья песня Леля




19.

Русский народный праздник Масленица.

 


 

1 час


Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков

Текущий контроль

20.

Русский народный праздник Масленица.

 


 

1 час


Веснянки. Русские, украинские народные песни.

Итоговый контроль

21.

Раздел 5  «В музыкальном театре»

Музыкально-сценические жанры. Опера



 

1 час


Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка

К.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».




22.

Музыкально-сценические жанры. Опера.

 


 

1 час


Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».

«Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.




23.

Музыкально-сценические жанры. Балет.

 


 

1 час


П.Чайковский. Балет «Спящая красавица: ВступлениеВальс. Финал 1-го действия.

Индивидуальный контроль

24.

Музыкально-сценические жанры: Мюзикл.

 


 

1 час


Р.Роджерс «Звуки музыки»




25.

Музыкально-сценические жанры: Симфоническая сказка

 

1час


А.Рыбников  «Волк и семеро козлят на новый лад»




26.

Раздел 4 «В концертном зале»

Музыкальные инструменты



 

«Волшебный смычок», норвежская народная песня.
 «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Текущий контроль

27.

Инструментально-симфонические жанры: Инструментальный концерт.

 

1 час


П.Чайковский. 1-ый концерт для фортепиано с оркестром. 3 часть.




28.

Инструментально-симфонические жанры: Симфоническая сюита. Формы музыки.

 

1 час


«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.Э.Григ.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

 «Мелодия». П. Чайковский.


 «Каприс» № 24. Н. Паганини.

Музыка к драме «Пер Гюнт»

Фронтальная проверка

29.

Инструментально-симфонические жанры: Симфония. Формы музыки.

 

1 час


Л.Бетховен. Симфония №3 «Героическая»




30.

Мир композитора – Л. Бетховен

 

1 час


Л.Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»




31.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Сходство и различие музыкальных образов, языка разных композиторов.



 

 

1 час



«Мелодия». П. Чайковский.
 «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

 «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.


 «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
 «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.


Вводный контроль

32.

Джаз – музыка XXвека, её особенности..

 


 

1 час


 «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Дж.Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».

Индивидуальный контроль

33.

Обобщение музыкальных впечатлений детей третьего года обучения.

 

1 час


Л.Бетховен «Ода к радости».

«Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.


Фронтальная проверка

34.

Урок – концерт.

 


 

1 час


«Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.
«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.

 «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.


 «Музыканты», немецкая народная песня.

Исполнение разученных за год песен.

концерт

                                                             

Литература:

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Учебно-методический комплект: 

1     Учебник «Музыка. 1-4 класс»;

2     Рабочая тетрадь;

3     Хрестоматия музыкального материала;

4     Фонохрестоматия музыкального материала;

5     Методическое пособие.

Авторы учебно-методического комплекта: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.



Выпуск учебно-методического комплекта осуществляется издательством «Просвещение» с 1998 года




Он перестал бояться жены с тех пор, как она стала пугать его разводом. Владислав Катажиньский
ещё >>