Учебная программа факультативного курса «История святости и главные святыни земли Смоленской» «Православное краеведение» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного (факультативного) курса «Природа родного края» 1 105.88kb.
Программа факультативного курса «История кадетского движения в России. 1 278.12kb.
Программа факультативного курса для 10 11 классов 1 260.21kb.
Рабочая учебная программа курса «Духовное краеведение Подмосковья»... 1 218.61kb.
Программа по дисциплине «Художественное краеведение» для студентов... 1 155.55kb.
Программа элективного курса «Святыни Тамбовской земли» 1 102kb.
Программа факультативного курса для 8 класcа 1 80.47kb.
Пояснительная записка к программе: «Православное краеведение в школе» 1 196.92kb.
Программа факультативного курса «Будем беречь здоровье» 1 208.89kb.
Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» 1 109.31kb.
Учебная программа курса. Рабочая программа курса. Лекция История... 18 4268.84kb.
Книга написана в 1949 г. Содержание Протопресвитер М. Польский 1... 29 3763.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебная программа факультативного курса «История святости и главные святыни земли - страница №1/7



Сертификат «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания» Конкурса ЦФО «За нравственный подвиг учителя» 2011г. Кострома
Хохлова Мери Стефановна,

преподаватель основ православной культуры высшей категории

ОГОМУ «Смоленский базовый медицинский колледж»
Учебная программа факультативного курса

«История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение»)

Отзыв на программу факультативного курса

«История святости и главные святыни земли Смоленской»

(«Православное краеведение»), составленной Хохловой Мери Стефановной

Представленная для отзыва ученая программа Хохловой М.С. является одной из первых в Смоленской области разработок для преподавания в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях такого важного курса, как «Православное краеведение». Несмотря на то, что в последние годы мы наблюдаем, процесс реабилитации исторического прошлого нашей Родины, интерес к истории Русской Церкви ещё недостаточно прививается учащимся общеобразовательных школ и студентам средних специальных учебных заведений на различных ступенях образовательного процесса. Сказывается отсутствие компетентных программ и оригинальных разработок, профессионально составленных пособий, соответствующих государственным стандартам в образовательной сфере.

Рассмотренная нами программа представляет собой комплекс, на наш взгляд, разработанный с целью углубить знания учащихся, ранее занимавшихся изучением предмета регионального компонента «История православной культуры земли Смоленской». Необходимо подчеркнуть, что Мери Стефановна выбрала верный подход к преподаванию краеведческого материала школьникам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития ребёнка. Для реализации поставленной задачи автор – составитель предлагает использовать дифференцированный и индивидуальный подход в работе преподавателя и ученика.

Как известно, история православной культуры уже несколько лет успешно преподаётся в учебных заведениях Смоленской области. Современная практика духовно – нравственного воспитания – это попытка войти в реальную жизнь, связать воспитание с религиозною жизнью.

Подобную попытку связи воспитания с религиозностью сделала Хохлова М.С. через разработку курса «Православное краеведение».

Общеобразовательная школа имеет свои специфические задачи, которые отличаются от задач воскресных школ и православных школ и православных гимназий, но есть и общее – область нравственного, духовного и патриотического воспитания. Повышение эффективности такого воспитания возможно, а об этом говорит в пояснительной записке Мери Стефановна, через вовлечение детей в конкретную интересную и полезную для них деятельность. Составитель правильно, на наш взгляд, выбрала перспективное направление в таком воспитании – религиозное, в первую очередь – православное краеведение. В настоящие время, в связи с процессом переосмысления духовных ценностей, автор программы предлагает ребёнку изучить и полюбить историю религии и культуры своего края и, как отмечалось выше – в первую очередь Православия.

Хохлова М.С. акцентирует внимание на обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, Церкви, воспитании бережного отношения к историческому и культурному прошлому Смоленщины, имеющий свой неповторимый облик и внесший значительный вклад в Историю России, в историю Русской Православной Церкви.

Как справедливо отметила Мери Стефановна, преподаватель факультативных курсов по истории Православия не может не быть краеведом. Дети очень любознательны, замечает автор, опираясь на свой педагогический опыт, они хотят знать, с какого времени существуют храмы в городах и весях нашей малой родины, в честь кого они освящены, какие видные исторические деятели с ними связаны.

Среди форм обучения наряду с классно - урочными занятиями Хохлова М.С. предлагает проводить и внеклассные: посещение храмов, монастырей, святых колодцев, находящихся на территории Смоленской земли. Составитель комплекса целесообразно внесла в поурочное планирование такой вид самостоятельной работы, как написание рефератов по ксерокопиям архивных документов. Автор выразил надежду, что подобная работа принесёт ощутимый практический вклад в развитие церковно-исторической науки, в учебно-педагогический процесс в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях Смоленской области на благо Русской Православной Церкви и Отечества.

Таким образом, рассмотренный нами комплекс, состоящий из учебной программы и календаря Смоленских святых, является учебным пособием по предмету «Православное краеведение» и может быть рекомендовано для внедрения в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений области как компетентное пособие, способное помочь детям ознакомиться с наиболее важными эпизодами из истории Русской Православной Церкви и духовной культуры на Смоленской земле.


Иеромонах Рафаил (Ивочкин),

кандидат исторических наук,

член Союза краеведов России,

член Союза писателей России,

дипломант Макарьевского фонда.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4


\

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Необходимость факультативного курса.

Без восстановления нормального нравственного состояния человека Россия не преодолеет происходящий многосторонний кризис. Для решения этой задачи необходимо участие активных творчески мыслящих людей во всех сферах общества. Современная практика духовно-нравственного воспитания – это попытка войти в реальную жизнь, связать воспитание с религиозной жизнью.

Общеобразовательная школа имеет свои специфические задачи, которые отличаются от задач воскресных школ, православных школ и гимназий, но есть и общее – область нравственного, духовного и патриотического воспитания. Повышение эффективности такого воспитания возможно через вовлечение учащихся в конкретную интересную и полезную для них деятельность. Перспективным направлением в таком воспитании является православное краеведение.

Занятия факультативного курса «История святости и главные святыни земли Смоленской», способствуют патриотическому воспитанию; активному, целенаправленному формированию духовных интересов и ценностных установок на основе отечественных традиций, интеллектуальных потребностей учащихся; развивают эстетический вкус, способность воспринимать и оценивать предметы и явления культуры, произведения искусства, сведения о православном краеведении; приучают к сознательному участию своей творческой деятельностью в приумножении прекрасного в окружающем мире.

Образованность сегодня начинает осознаваться обществом как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности. Поэтому перед современным образованием стоит задача создания условий и механизмов для развития исследовательской деятельности учащихся как интенсивного пути и способа образования. Реализация программы факультативного курса «История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение») поможет решению этой проблемы.

При этом исследование мы рассматриваем не с научной точки зрения (цель – создание новых научных знаний), а с точки зрения учебной (цель – приобретение учащимся навыка исследователя, самостоятельное приобретение новых знаний).

Православное краеведение – это познание окружающего нас мира, и не только вчерашнего или сегодняшнего, это некоторое ориентирование в том, каким должно быть наше будущее.

Углубленное знание о том месте, где ты живешь, о людях, которые здесь жили раньше, трудились и молились, о своих собственных предках – все это дает человеку чувство укорененности в истории, уверенности в смысле собственной созидательной деятельности как части многовековой преемственности поколений.

Программа факультативного курса «История святости и главные святыни земли Смоленской» наиболее полно отвечает современному развитию не только образования, но и организации пространства свободного времени молодежи, поскольку сочетает и активный отдых, и учебную работу (организация различных православно-краеведческих экспедиций, выездных семинаров, экскурсий, паломничеств).

Описание факультативного курса.

На третьем Народном Соборе Смоленской области, проходившем под девизом: «Духовность. Воспитание. Мораль», была со всей определенностью указана одна из главных причин тех бед, которые обрушились на нашу страну, в том числе и на Смоленщину, – это тяжелая духовно-нравственная болезнь общества. Были названы и пути излечения от нее, в числе которых – создание и внедрение в жизнь системы духовно-нравственного просвещения. Собор высказался за введение в учебный план общеобразовательных школ Смоленщины основ православной культуры в виде предметов «Азбука Смоленского края» и «История православной культуры земли Смоленской». Факультативный курс «История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение») является органичным продолжением этих предметов, углубляющим знания учащихся по истории православной культуры земли Смоленской.

Программа факультативного курса разработана для учащихся старших классов общеобразовательной школы и студентов 1-2-го курсов средних специальных учебных заведений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей развития личности. Для её осуществления используется дифференцированный и индивидуальный подход в работе.

Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом. В процессе теоретического обучения учащихся следует знакомить с истоками возникновения и развития православного краеведения. Во время занятий целесообразно использовать фрагменты духовной музыки.

Программа факультативного курса нацелена на развитие творческих способностей учащихся. Темы и задания рассчитаны на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный поиск. Учащиеся имеют возможность применять знания, умения и навыки по смежным дисциплинам истории Смоленщины, литературы Смоленщины, обществознания, изобразительного искусства, МХК, музыки..), а также демонстрировать свое владение мультимедийными средствами (фотоаппаратом, видеокамерой, компьютером и пр.)

Отличительной особенностью содержания программы является то, что план занятий составлен с учетом государственных и религиозных праздников, народных обычаев и традиций.

«Традиционный праздник, – как писал академик Д. С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном», – помогает нам осваивать мир в его традиции, истории. Знать историю – означает осваивать мир в его духовно–традиционном и культурно-историческом измерениях»1.

В ходе реализации данной программы используются разнообразные формы и методы работы: урок-мастерская, урок-собеседование, урок-экскурсия, встреча с интересными людьми, дискуссии, паломничество в святые места.

Паломничество по святым местам как средство духовного воспитания является приоритетной формой работы факультативного курса «История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение»).

Паломническая поездка – это живое изучение географии, истории и современной жизни нашей Родины. География планируемых паломнических поездок весьма обширна. Планируется посещение святынь Смоленска, Рославля, Дорогобужа.

Текущий контроль осуществляется в виде индивидуальных ответов учащихся после изучения определенной темы.

В поурочное планирование данного курса включен такой вид самостоятельной работы, как написание рефератов по ксерокопиям архивных документов. Результатом этого является − участие и помощь в организации городских православно-краеведческих конференций (например, посвященных благоверному князю Ростиславу Смоленскому, ап. Луке, прп. Зосиме Верховскому); разработка информационных и социальных проектов с целью привлечения внимания общественности к судьбе православно-краеведческих объектов, а также для совершения необходимых действий по их восстановлению.



Цели факультативного курса:

  1. воспитание гражданина и патриота своей Родины;

  2. формирование духовно-нравственного мировоззрения учащихся.

Задачи факультативного курса:

  1. ознакомить учащихся с богатой православной историей нашего региона;

  2. раскрыть учащимся значение храмов и монастырей в истории России вообще, и Смоленщины в частности, и показать их роль как духовных центров области;

  3. воспитывать чувство личной сопричастности к истории Отечества, патриотизм;

  4. формировать гражданское самосознание.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам при изучении факультативного курса.

В процессе работы происходит постепенное вовлечение учащихся в постижение образности слова, приобретаются навыки правильного употребления топонимов, православной лексики, возникает необходимость обращения к тексту Библии, житийной литературе, специальным словарям, что расширяет общекультурный и лингвистический кругозор учащихся.



Учащиеся должны знать:

  1. содержание житийной литературы, основные термины курса и их назначение, святоотеческую, древнерусскую литературу;

  2. православную трактовку понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и т.д.

  3. значение храмов и монастырей в истории Смоленщины и России в целом.

Учащиеся должны уметь:

  1. рассказывать жития святых;

  2. анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и добродетели, и пороки;

  3. характеризовать и осуществлять доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей;

  4. проявлять уважительное отношение к православным традициям семьи, к родителям, к старшим и младшим (проявление заботы о них);

  5. узнавать духовные смыслы праведного делания в современной жизни.

У учащихся должны быть сформированы навыки:

  1. самовоспитания;

  2. самоанализа;

  3. самоцелеполагания;

  4. самопланирования;

  5. самоорганизации;

  6. самоконтроля;

  7. самооценки;

  8. самокоррекции и регуляции.

Структура факультативного курса

Предложенный факультативный курс «История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение») рассчитан на 1 год обучения 34 часа (1 час еженедельно) и включает разделы:

РАЗДЕЛ I (22 часа). Путь, предначертанный «Одигитрией».

РАЗДЕЛ II (9 часов). Паломничество в Смоленскую землю.



РАЗДЕЛ III (3 часа). Современная история Смоленской земли.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛАМ



занятия

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

РАЗДЕЛ I. Путь, предначертанный «Одигитрией»



Введение. Под благодатным покровом «Одигитрии».

1



Святой учитель древнего Смоленска − преподобный Авраамий.

1



Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

1



Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославльский − просветитель земель Золотой Орды.

1



Преподобный Зосима (Верховский).

1



Благоверный князь Андрей Смоленский.

1



Священник Никифор Мурзакевич.

1



Святой воин мученик Меркурий.

1



Преподобный Аркадий Новоторжский, или Вяземский.

1



Святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский.

1



Рославльские старцы.

1



Святители земли Смоленской.

1



Смоленский край – земля Патриарха.

1



Новомученики и Исповедники Смоленской земли.

1



Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и Дорогобужский.

1



Святой равноапостольный Николай Японский.

1



Преподобный Макарий (Глухарев).

1



Митрополит Климент Смолятич.

1



Ростислав Мстиславич – благоверный князь Смоленский, великий князь Киевский.

1



Урок-конференция «Ко дню прославления святого благоверного князя Ростислава Смоленского».

1



Преподобные Исаакий и Прохор-лебедник.

1



Преподобный Герасим Болдинский.

1

РАЗДЕЛ II. Паломничество в Смоленскую землю



Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь.

1



Храм в честь апостола и евангелиста Луки (при Смоленском базовом медицинском колледже).

1



Храм Петра и Павла (г. Смоленск).

1



Церковь Архангела Михаила. Церковь Иоанна Богослова.

1



Церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы (п. Каспля).

1



Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор.

1



Спасо-Преображенский мужской монастырь города Рославля.

1



Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь.

1



Спасо-Вознесенский женский монастырь.

1

РАЗДЕЛ III. Новые страницы в истории земли Смоленской



Патриотическая деятельность духовенства и мирян Смоленской епархии в годы Отечественной войны 1812 года.

1



Патриотическая деятельность духовенства и мирян Смоленской епархии в годы Великой Отечественной войны.

1



День славянской письменности и культуры.

1


Краткое описание разделов ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ I. Путь, предначертанный «Одигитрией»

Возрождать традиции народа, утратившего основу духовной жизни своих отцов, веру в идеал, особенно трудно. Тем удивительнее для нас открытие той истины, что русский народ сохранил идеал, исторически составляющий традицию, стержень его духовного состояния. Знаменитый русский историк В. О. Ключевский пишет: «Есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители, это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею. И самое дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память, чтобы не забыть правила, ими завещанные»1

Обращение к истории земли Смоленской дает богатейший материал педагогу, который пытается воспитывать учеников на высоких образцах духовности и культуры. К таким образцам, несомненно, можно отнести подвижников благочестия: Андрея, князя Смоленского, прп. Герасима Болдинского, Рославльских старцев: Никиты и Феофана.

Изучение учащимися истории родной земли через вклад выдающихся личностей, таких как св. Авраамий Смоленский, свт. Николай Японский способствует формированию сознания величия русской истории и чувства любви к своему Отечеству.

В процессе своей педагогической деятельности автор данной программы, общаясь с учащимися, сделал вывод, что идеал оказался востребованным, что он зримо возвращается в нашу жизнь в ликах Смоленских святых.

Осваивая жития этих святых, постигая истоки их мужества, мудрости, чистоты, учащиеся задумываются о назначении человека, начинают понимать, что без высших идеалов жизнь бессмысленна.

Разговор о Новомучениках и Исповедниках Российских продолжается в течение нескольких уроков, поэтому в пояснительной записке этой теме отводится особое внимание.

В сонме святых Новомучеников и Исповедников Российских мы видим самых разных людей. Не только священнослужители, но и все сословия России − от князей и генералов, от помещиков, профессоров и купцов до беднейших крестьян, − люди всех возрастов в жизни во Христе соединились. Всех их объединяла, прежде всего, преданность Христу и благоговение перед идеалом Святой Руси, живущим в их душах. Им, несомненно, были присущи ставшие сегодня такими дефицитными доброта, отзывчивость, сердечность, мягкость русской души, напитанной тысячелетней христианской культурой. Среди них священномученики Серафим (Остроумов), Владимир Лозина-Лозинский, Иаков (Леонович), Макарий (Гневушев), Иоанн Соколов и многие другие, являющиеся образцом нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни для себя и всего мира.

Обращаясь к духовному подвигу Новомучеников и Исповедников Российских, к их житию и кончине, учащиеся обретают нравственные ориентиры, которые помогают возродить в их душах доброту и отзывчивость, любовь и милосердие.
РАЗДЕЛ II. Паломничество в Смоленскую землю

Каждый молодой смолянин должен знать ту культурную среду, в которой он растет и воспитывается. Окружающие его древние памятники не должны быть для него безмолвной декорацией, он обязан знать, когда, кем и с какой целью они созданы, какую роль играли в обществе прежде, на протяжении десяти веков, что дают сейчас для интеллекта и души.

Подтема раздела знакомит учащихся с сохранившимися на Смоленской земле храмами ХII века: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Архангела Михаила (Свирская).

Изучение храмов ХII века помогает учащимся понять, что духовное сокровище древнего благочестия ныне открывается не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем, кто ценит в древних памятниках проявление нашей национальной культуры.



Действующие монастыри.

Церковная история вообще и монастырская, в частности, всегда являлась важной составной частью истории любого государства и общества, имеющего религиозную традицию.

Россия – государство с глубокими традициями в этой области. Исследование интереснейших процессов в истории Русской Православной Церкви имеет серьезное значение для изучения культурной, социально – экономической и политической жизни страны в целом. Снятие идеологических запретов в новейшее время в России открывает широкий простор для научных исследований в данном направлении. На протяжении всей истории страны в русских монастырях всегда собиралось все самое лучшее: люди – подвижники благочестия, бесценные сокровища русской культуры – храмы, книги, настенная живопись, иконы, богослужебные облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила – безвозмездная помощь нуждающимся, духовное окормление и старческое руководство верующих.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия. Такими святыми обителями в земле Смоленской являются: Спасо-Преображенский мужской монастырь города Рославля и Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь.

Изучение темы «Действующие монастыри Смоленской земли», исследование прошлого и настоящего святых обителей воспитывает бережное отношение к историческому и культурному прошлому родного края, что способствует сохранению распространению и развитию национальной культуры и обеспечивает историческую преемственность поколений.

Разрушенные храмы и монастыри. Первый шаг к возрождению.

Храмы и монастыри – великие свидетели трагедии прошедшего столетия. Их история – это история нашего народа.

Обращение к архивным документам знакомит с именами людей, фамилиями семейств, живших в округе три века назад. Знакомясь с выписками из метрических книг, с ксерокопиями метрических книг, учащиеся узнают, когда в их семьях венчались прапрадедушка и прапрабабушка. Изучение истории храма через имена их строителей и архитекторов подводит нас к ознакомлению с государственной историей и историей отечественного искусства.

В нашей Смоленской области находились поместья знаменитых родов России, давших стране выдающихся государственных деятелей, ученых, писателей и композиторов. Усердием многих из них не только созидались церкви, но и создавались при них школы и училища, больницы и богадельни. Таким образом, приходская история может вывести ее исследователя на общероссийский простор.

Многие церковные здания возведены по проектам знаменитых зодчих, расписаны талантливыми иконописцами, а потому являются бесценными памятниками отечественной культуры. Если углубиться в документальные свидетельства прихода ХХ века, можно узнать о священнослужителях и благочестивых прихожанах, которые, не уклоняясь от исполнения своего гражданского долга в условиях гонений на веру, оставались верными православию.

Заслуживает нашего внимания и совсем недавнее прошлое. Ведь не успеешь оглянуться, и оно станет историей. Если возродился храм, то кто-то стоял у истоков этого события. Нашлись люди, которые поставили церковное дело выше личной выгоды и благополучия. Память о них также должна сохраниться в веках.

Углубленное знание о том месте, где ты живешь, о людях, которые здесь раньше жили, трудились и молились, о своих собственных предках – все это дает человеку чувство укорененности в истории, уверенности в смысле собственной созидательной деятельности как части многовековой преемственности поколений.

Новые храмы.

В трудный период истории, который переживает сейчас наше Отечество, повсюду опять витают идеи разделения, потому так важно обратиться к духовным основам русской государственности, вспомнить об основных ценностях нашего народа. Храмостроительство – это одна из добродетелей, от которой зависит наше общее будущее. Созидая церкви, люди определяют не только свою личную судьбу, но и судьбы будущих поколений. Во все периоды истории, начиная от Киевской Руси и до наших дней, русский народ сообща, «всем миром» воздвигал церкви, как бы бедно он ни жил, так как непоколебимо верил: будут стоять храмы – будет жива и Русь.

Христианский храм на Смоленской земле всегда был центром духовной и общественной жизни. В городах около собора жил и князь и епископ, созывалось по звону колокола вече, собирались общие сходы, где решались насущные дела, тут же стояла школа и богадельня. Новые храмы на Смоленской земле – символ духовного возрождения нашего общества.

Совершая миссионерские поездки, оказывая посильную помощь в восстановлении разрушенных и строительстве новых храмов, учащиеся опытным путем постигают истину, что мы должны научиться жить, не разрушая памятников, не разрушая прошлое своего родного края. Опыт истории обогащает человека. Мы должны научиться бороться за свои политические идеалы, не прибегая к цинизму, бороться за экономическое процветание, ни у кого ничего не отнимая. Только созидая, мы сможем научиться жить в мире со своей совестью.



Воссозданные храмы.

«Любовь к родному краю» – в этих словах заложен глубокий смысл человеческого существования в единении с Родиной, со своими духовными корнями, в единстве с соотечественниками, в мирном созидании семьи.

Монастыри и храмы всегда были духовными центрами городов и сел. С их строительством и последующей историей теснейшим образом связаны биографии выдающихся людей разного общественного положения, важнейшие события в жизни Российского государства. Ведь церкви часто строились в благодарение Бога за победу над врагом, для прославления помощи Божией в избавлении от бедствий. Нередко возводились они там, где происходили чудесные события.

Поколение за поколением люди приходили в храм креститься, венчаться, провожать ближних в последний путь. Здесь обреталось единство народа в вере, которое мы называем соборностью. Здесь на протяжении веков происходило приобщение наших предков к основам веры, высоким идеалам нравственности, знакомство с культурой и книжностью.

Негативные тенденции общественного развития последних лет способствовали распространению равнодушия, а подчас и пренебрежения патриотическими ценностями. Нам необходимо объединиться для того, чтобы противопоставить этому уважительное, любовное отношение к нашему историческому достоянию и ориентировать людей на созидательную деятельность в условиях сегодняшнего дня.

Изучение вновь возрожденных святынь Смоленской земли, посещение известных мест, почитаемых как святые, способствует формированию у молодого человека нравственного стержня, духовного здоровья, гражданственности и патриотизма.


РАЗДЕЛ III. Современные страницы истории Смоленской земли.

«Мы живем в городе, который является свидетелем грандиозной истории. Истории завоеваний, борьбы, радостей и поражений. Все прошло через эту землю. …Мало найдется городов во всем мире, через которые прокатывался такой же страшный вал всеопустошающей войны и истребления. Но мы живы1».

В последние годы появляются труды молодых исследователей истории Смоленской земли, в которых на основе богатого архивного материала рассказывается о жизни наших земляков в разные периоды истории. Это и многочисленные книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина), и книга Владимира Леонидовича Амельченкова «Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны», изучению которой посвящен данный раздел факультативного курса «История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение»).

Обращение к истории родного края дает богатейший материал педагогу, который пытается воспитывать детей на высоких образцах духовности и культуры. К таким образцам, несомненно, можно отнести подвижников благочестия: протоиерея Тимофея Глебова, протоиерея Евгения Лызлова, протоиерея Николай Домуховского, протоиерея Всеволода Корицкого и многих других, ставших примером высоты духовной в тяжелое для Смоленщины время, в период немецко-фашистской оккупации нашего родного края.

В 1991 г. богослужебная жизнь Смоленской и Калининградской епархии была обогащена новым праздником, отмечавшимся до этого в Смоленске более 100 лет назад.

Благодаря празднованию Дней славянской письменности в Смоленске появились новые памятные места и названия, одна из улиц стала именоваться в честь святых братьев – просветителей Кирилла и Мефодия, на одном из домов в их честь была установлена и освящена Митрополитом Кириллом памятная доска. Но, безусловно, главное то, что празднование Дня славянской письменности и культуры укрепляет здоровое чувство патриотизма, помогает осознанию исторической связи поколений, в каком-то смысле примиряет людей, является поводом для видимого выражения единства нашего народа. Также благодаря этому празднику многие учащиеся пришли к осознанию того, что духовное и культурное наследие – это решающее условие дальнейшей жизнеспособности народа, а значит, и государства.



Данный раздел является завершающим разделом программы «История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение»).


следующая страница >>



Четвертая часть территории Америки покрыта лесами, а остальная часть — бутылками из-под пива.
ещё >>